Корсунской епархии существовало с 31 мая по 24 дек. 2010 г., названо по средневек. г. Каффа (Кафа, совр. г. Феодосия, Крым, Украина). Как и в наименованиях Корсунской и Сурожской епархий РПЦ, а также Керченского вик-ства Сурожской епархии, в названии К. в. отразилась появившаяся в 60-х гг. XX в. в Русской Церкви практика присваивать епископским кафедрам в Зап. Европе названия по центрам византийских епархий, существовавших на Крымском п-ове. Каффа являлась центром диоцеза в юрисдикции К-польского Патриархата, учрежденного ранее 1437 г. и существовавшего до 1678 г., когда епархия была присоединена к Готской митрополии (см. Готская епархия ). Готские митрополиты некоторое время имели резиденцию в Каффе и после 1678 г. носили титул «Готский и Кафский». Последний Готский митр. св. Игнатий (Газадини) в 1778-1779 гг. присоединился к Русской Церкви, жил в Мариуполе (Украина), скончался 16 февр. 1786 г. 7 марта 1787 г. было учреждено полусамостоятельное Феодосийское и Мариупольское вик-ство в составе Екатеринославской епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия ) для управления храмами на юге епархии и в Крыму. Феодосийское вик-ство стало преемником Готской епархии. Первоначально кафедральной являлась греч. Введенская ц. в Феодосии, вскоре центр викариатства переместился в г. Ст. Крым, в 1791 г.- в Карасубазар (ныне г. Белогорск, Крым). Указом от 4 марта 1794 г. Синод постановил приписать к Феодосийскому вик-ству Черноморское казачье войско, епископ должен был открывать храмы и заниматься подготовкой священников. 16 окт. 1799 г. Феодосийское вик-ство было упразднено. В 1919 г. Феодосийская и Мариупольская викарная кафедра была возобновлена, но в нач. 30-х гг. XX в. назначения на нее прекратились. Во главе Феодосийского и Мариупольского вик-ства стояли архиереи: еп. Дорофей (Возмуйлов; 2 мая 1787 - 10 сент. 1790), еп. Моисей (Гумилевский ; 5 июня 1791 - 5 окт. 1792), еп. Иов (Потёмкин ; 27 февр. 1793 - 13 мая 1796), еп. Гервасий (Линцевский; 29 мая 1796 - 7 янв. 1798), еп. Христофор (Сулима ; 18 апр. 1798 - 16 окт. 1799), еп. Андрей (Одинцов; 1919 - кон. 1921), еп. сщмч. Кирилл (Соколов ; 9 дек. 1921-1922, вик-ством не управлял), Таврический архиеп. Димитрий (Абашидзе (см. Антоний (Абашидзе) ); сент. 1921-1923, временно управлял вик-ством), еп. сщмч. Антоний (Панкеев ; 27 авг. 1924-1926), еп. Иоанн (Петропавловский; 1927), еп. сщмч. Григорий (Лебедев ; назначен в мае 1928, назначение не принял), архиеп. Дионисий (Прозоровский ; 29 нояб. 1928 - 25 июня 1930, управлял всей Крымской епархией), Харьковский архиеп. сщмч. Константин (Дьяков ; 1929, временно управлял епархией).

http://pravenc.ru/text/1683943.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Горьковский Василий Петрович; 2.08.1864, дер. Нащёкино Бобровского у. Воронежской губ.- 18.02.1938, Ульяновск Куйбышевской обл.), еп. Мелекесский, вик. Ульяновской епархии. Из семьи священника. Окончил Воронежскую ДС, затем КДА (1889) со степенью канд. богословия. (Кандидатское соч. В. «О брачном состоянии клириков в христианской Церкви» - вызвало неоднозначные оценки: по мнению рецензентов, в нем содержались «не вполне взвешенные суждения».) В нояб. 1889 г. В. был назначен преподавателем рус. языка в Павловское ДУ Воронежской епархии, 9 дек. того же года рукоположен во иерея, с 1893 г. помимо работы в ДУ преподавал Закон Божий в Воронежской жен. гимназии. С окт. 1893 г. являлся настоятелем Тихвино-Онуфриевской ц. в Воронеже. 15 марта 1902 г. возведен в сан протоиерея. В сент. 1912 г. назначен смотрителем Павловского ДУ. С 1918 г. настоятель воронежской Рождество-Богородицкой (Пятницкой) ц., с 1920 г. настоятель Владимирского собора в г. Валуйки Воронежской губ. По нек-рым сведениям, в нач. 20-х гг. уклонялся в обновленчество (Акты свт. Тихона. С. 407). В 1923 г. в Валуйках был арестован, обвинен в сокрытии церковных ценностей, осужден на 2 года лишения свободы. Овдовев, в 1926 г. принял монашество, 18 сент. 1927 г. в Москве в ц. во имя сщмч. Трифона состоялась хиротония В. во епископа Богучарского, викария Воронежской епархии, к-рую возглавил Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) . В 1928 г. В. осудил попытку Козловского еп. Алексия (Буя) , в то время управлявшего Воронежской епархией, выступить против церковной политики митр. Сергия. 19 марта 1928 г. В. был переведен на Керченское вик-ство Таврической епархии, 14 марта следующего года - на Акмолинское вик-ство Петропавловской епархии. В том же году он был назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии. С 11 авг. 1932 г. еп. Каменец-Подольский, временно управлявший Донской епархией, 29 июля того же года возглавил Каменское вик-ство той же епархии. С 3 апр. 1933 г. еп. Ржевский, викарий Калининской епархии, с 24 авг. того же года еп. Кунгурский, викарий Пермской епархии, 30 янв. 1935 г. переведен на Сарапульское вик-ство Кировской епархии.

http://pravenc.ru/text/159048.html

Пантелеимона прот. Михаил Иваськов, до 1939 г. являвшийся председателем Волынского епархиального миссионерско-законоучительного комитета и имевший богатый опыт миссионерской деятельности. Синод просуществовал до окт. 1942 г., когда по указанию нем. властей был распущен. 4 авг. 1942 г. 5-й Почаевский Собор автономной УПЦ принял из раскола бывш. автокефалистского Владимиро-Волынского и Ковельского еп. Мануила (Тарнавского), он был хиротонисан по «упрощенному чину» во епископа Белоцерковского, викария К. е. На епископские кафедры Киевщины планировалось хиротонисать канонических архиереев в противовес уже поставленным автокефалистским «епископам». 12 авг. 1942 г. митр. Алексий писал Илариону (Огиенко), что Собор епископов УПЦ планирует назначить на викарные кафедры К. е. следующих утвержденных им кандидатов: на Каневское вик-ство - свящ. Михаила Оксиюка (см. Макарий (Оксиюк) ), на Черкасское вик-ство - прот. Андрея Славинского, на Кременчугское вик-ство - архим. Мефодия (Сибиковского), на Елисаветградское вик-ство (планировалось в составе К. е.) - прот. Георгия Боришкевича (Там же. С. 282-283). Власти не разрешили проведение нового архиерейского Собора и хиротонии епископов автономной УПЦ, в то время как на хиротонии автокефалистских «архиереев» разрешения давались до окт. 1943 г., когда был хиротонисан последний за время оккупации «епископ» УАПЦ. В окт. 1942 г. автокефалисты попытались склонить митр. Алексия к объединению. 8 окт. «архиепископы» Никанор Абрамович и Мстислав Скрыпник прибыли в Почаевскую лавру и убедили митр. Алексия подписать соглашение, признававшее существование «Украинской автокефальной православной Церкви» в юрисдикции Варшавского митр. Дионисия. Этот акт вызвал протест среди архиереев и видных деятелей автономной УПЦ. В нояб. 1942 г. был издан меморандум против объединения УАПЦ и автономной УПЦ за подписями еп. Пантелеимона (Рудыка), архиепископов Симона (Ивановского) и Вениамина (Новицкого). Архиереи заявили, что в случае объединения они не войдут в новую структуру и создадут новую юрисдикцию.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

С 1793 г. Астраханскую кафедру вновь стали замещать архиереи в сане епископа. 29 мая того же года для управления юж. территориями епархии (Моздок, Кизляр, Екатеринодар, Георгиевск, Александровск и Ставрополь) было учреждено Моздокское вик-ство , первым еп. Моздокским и Можарским стал Гаий (Такаов) . 16 окт. 1799 г. вик-ство было упразднено, его храмы переданы в управление Астраханским архиереям. В 1799 г. на сев. территориях Астраханской епархии была образована Саратовская епархия, в 1829 г. территория Астраханской епархии вновь сократилась: Ставрополь, Екатеринодар, Моздок, Георгиевск, Кизляр вошли в состав новоучрежденной Новочеркасской епархии. В 1910-1921 гг. в епархии существовало Царёвское вик-ство , в 1917-1931 гг.- Енотаевское вик-ство . В 1778 г. в Астрахани открылась 3-классная семинария, в 1818 г. она была реформирована, при ней были созданы уездное и приходское духовные уч-ща, с 1838 г. в ДС существовал класс калм. языка, в 1867 г. Астраханская ДС была преобразована в 6-классную. Заботами архиеп. Афанасия (Дроздова) в окт. 1866 г. было открыто епархиальное жен. уч-ще. К кон. XIX в. в ведении епархиального училищного совета находилось 288 церковных школ, в к-рых состояло ок. 10 тыс. учащихся. В 1815-1826 гг. в Астрахани работало отд-ние Российского Библейского об-ва . В сент. 1875 г. начали выходить «Астраханские епархиальные ведомости» . В 1876 г. в упраздненном Спасо-Преображенском мон-ре в Астрахани открылась епархиальная б-ка. Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв. Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв. В 1871 г. был создан епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва для привлечения в Православие иноверцев, гл. обр. калмыков. На средства комитета в 1877 г. в калм. стане построили первый правосл. храм. По распоряжению еп. Митрофана (Невского) в 1894 г. при архиерейском доме была открыта 2-классная миссионерская школа-приют для подготовки детей калмыков к миссионерскому служению. В кон. XIX в. комитет начал миссионерскую деятельность среди татар, но она не имела успеха. Начало активной миссионерской деятельности среди сектантов и старообрядцев было положено еп. Феогностом (Лебедевым), в 1873 г. учредившим в Царёве церковно-просветительское братство Св. Троицы (в 1876 братство переехало в Астрахань). В 1877 г. в епархии была введена должность миссионера для увещания молокан . Еп. Евгений (Шерешилов) основал в 1885 г. в Астрахани Кирилло-Мефодиевское братство для распространения правосл. просвещения, миссионерства и борьбы с сектантством и старообрядчеством. В 1896 г. в Астрахани начало работу отд-ние имп. Палестинского правосл. об-ва .

http://pravenc.ru/text/76736.html

В то же время в Б. шло укрепление новой правосл. епархиальной структуры, на территории каждой губернии действовала отдельная епархия: Могилёвская, Минская (1793), Полоцкая (1833), часть белорус. земель входила в Литовскую епархию. Для царствования Павла I (1796-1801) и Александра I (1801-1825) характерна политика умиротворения католич. и униатского духовенства, что, несомненно, ослабляло дело Православия в Б. В царствование Николая I (1825-1855), стремившегося к укреплению консервативных начал и усилению значения правосл. Церкви, конфессиональная ситуация в Б. резко изменилась. Новый курс российского правительства совпадал с реформаторскими настроениями части униатских иерархов, к-рые были поддержаны в России. Участие униатского духовенства в польск. восстании 1830-1831 гг. привело к решению о постепенной полной ликвидации греко-католич. Церкви. Эта идея получила свое воплощение на Полоцком Соборе, когда белорус. епископы и начальствующее духовенство подписали соборный акт о соединении униатской Церкви с православной (12 февр. 1839). 25 марта акт был утвержден императором. В 1839 г. с Православием воссоединилось свыше 1600 приходов и более 1 млн 600 тыс. чел. В 1840 г. Синод предписал духовенству зап. губерний читать проповеди по праздникам и воскресеньям на понятном для прихожан языке, а руководству епархий больше заботиться о развитии народного образования. После Полоцкого Собора часть бывш. униатов перешла в католицизм, в 1842 г. Синод предписал присоединять их к Православию, что вызвало протест со стороны католич. иерархов. Архиерейский дом в Минске. Фототипия. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ГИМ) Архиерейский дом в Минске. Фототипия. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ГИМ) Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. на территории Б. существовало 5 епархий: Полоцкая, Минская, Могилёвская, Гродненская, значительная часть белорус. земель входила в состав Виленской епархии. В 1907 г. было открыто Белостокское вик-ство Гродненской епархии, резиденцией архиерея был Супрасльский мон-рь; в 1910 г. учредили Слуцкое вик-ство Минской епархии; в 1913 г.- Двинское вик-ство Полоцкой епархии, в 1914 г.- Гомельское вик-ство Могилёвской епархии. К 1914 г. на территории совр. Б. существовало ок. 3,5 тыс. церквей, более 400 часовен, более 30 мон-рей, 2 ДС, Минская и Витебская. При всех приходах существовали церковноприходские школы. В нач. XX в. на страницах местных епархиальных и светских периодических изданий широко обсуждались возможные реформы в Церкви. Местное духовенство высказывалось за созыв поместного Собора. Дебатировался вопрос о выборности клириков, о реформе духовной школы, приходской жизни. Большое значение придавалось отношениям с религиозно настроенной интеллигенцией, к-рая стремилась видеть в христианстве прежде всего социально значимую силу. Правосл. авторы приветствовали поворот части интеллигенции к религии, однако критиковали ее «неохристианство».

http://pravenc.ru/text/77856.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕМЕНЕЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1902-1919 гг. Волынско-Житомирской епархии (см. в ст. Житомирская и Новоград-Волынская епархия ), в 1919-1922 гг. с неопределенным статусом, в 1924-1926 гг. Волынско-Кременецкой епархии, в 1944-1945 гг. Луцкой и Волынской епархии . К. в. ненадолго возобновлялось в 1955 и 1988 гг. Центр - г. Кременец (ныне Тернопольской обл., Украина). 1902-1926 гг. К. в. как 2-е вик-ство Волынской и Житомирской епархии (1-е вик-ство - Владимир-Волынское ) образовано 16 июня 1902 г. указом Синода РПЦ после упразднения Острожского викариатства с центром в Кременце. Острожское вик-ство прекратило существование после перевода в 1901 г. Волынской ДС из Кременца в Житомир, когда отпала необходимость наблюдения со стороны Острожского епископа за деятельностью этой духовной школы (Острожское вик-ство было возобновлено в 1910 с центром в Остроге). Резиденция Острожского епископа находилась при кременецком в честь Богоявления мужском мон-ре , кафедральным был Николаевский собор в Кременце. Последним епископом Острожским с кафедрой в Кременце был Серафим (Мещеряков) . Первым Кременецким епископом стал Паисий (Виноградов; 16 июня 1902 - 18 дек. 1902), бывш. викарный епископ Владимир-Волынский. В его обязанности входило управление приходами в Кременецком у., наблюдение за кременецкими муж. и жен. епархиальными духовными уч-щами. Следующим Кременецким епископом стал Димитрий (Сперовский ; 2 февр. 1903 - 1 мая 1904), к-рого сменил бывш. ректор Волынской ДС архим. сщмч. Амвросий (Гудко ; 30 мая 1904 - 27 февр. 1909), хиротонисанный во епископа в кафедральном соборе в Житомире. С 27 февр. 1909 по 26 янв. 1913 г. К. в. возглавлял Никон (Бессонов) . Викариям в исполнении адм. функций помогали настоятели кременецкого Николаевского кафедрального собора: прот. Иларион Концевич (1908-1918), благочинные Кременецкого окр. протоиереи Дионисий Кирилович (1918-1923), Михаил Тучемский (1923-1933).

http://pravenc.ru/text/2459003.html

В 20-х - нач. 30-х гг. XX в. существовало обновленческое (см. Обновленчество ) Вольское вик-ство. Власти передали раскольникам Иоанно-Предтеченский собор, Успенскую и Троицкую церкви. 13 окт. 1922 г. обновленческим Вольским «епископом» был назначен Михаил (Постников) , отказавшийся подчиниться обновленческому Саратовскому епархиальному управлению. После него обновленческое вик-ство возглавляли Арсений Покровский (1928-1931, с перерывом), Виктор Путята (1930), Алексий Марков (1931-1932). Борьбу с обновленчеством в В. в. возглавил еп. Петр (Соколов) , назначенный в Вольск в 1923 г. Патриархом св. Тихоном. Во время ссылки еп. Петра в 1924 г. В. в. временно управлял Тульский вик. Новосильский еп. Варлаам (Пикалов) , по-видимому не приезжавший в Вольск. С 1925 г. епископом Вольским являлся Григорий (Козырев) , также временно управлявший Семипалатинской епархией. В 1927 г. еп. Григорий не признал полномочий Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Сергия (Страгородского) , в 1929 г. примирился с митр. Сергием и получил назначение на Новоторжское вик-ство Тверской епархии. С 21 июня 1927 по 8 окт. 1928 г. В. в. управлял еп. Симеон (Михайлов) . В последующее время В. в. возглавляли еп. Андрей (Комаров ; 16 окт. 1928 - 30 сент. 1933, с окт. 1929 жил в Астрахани и управлял Астраханской епархией), Саратовский вик. Камышинский еп. Иоанникий (Попов; 1 окт. 1931 - 7 июля 1933), живший в Саратове. 24 авг. 1933 г. на В. в. был назначен еп. Георгий (Садковский) . Еп. Георгий жил в Вольске, служил в бывш. беглопоповской Успенской ц., к-рая в 1933 г. была передана православным. После ареста еп. Георгия 16 окт. 1935 г. власти закрыли этот последний правосл. храм в городе. С 29 окт. 1935 по 14 апр. 1936 г. Вольским епископом являлся Сергий (Куминский) , по-видимому не приезжавший в Вольск. После перевода еп. Сергия в Ачинск новых назначений на В. в. не последовало. Арх.: ГА Саратовской обл. Ф. 849 [Вольское духовное правление Саратовского ЕУ, 1782-1863 гг.]; ГА Саратовской обл. Вольский филиал. Ф. 1, 7, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 48.

http://pravenc.ru/text/155204.html

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Елисаветграде. 1812 г. Фотография. Нач. XX в. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Елисаветграде. 1812 г. Фотография. Нач. XX в. 6 авг. 1883 г. еп. Неофит был перемещен на Туркестанскую кафедру, 22 янв. следующего года Елисаветградское вик-ство возглавил еп. Мемнон (Вишневский). Архиерей совершал частые поездки по Херсонской епархии, служил в сельских приходах. В 1891 г. еп. Мемнон был переведен на Новомиргородское викариатство Херсонской епархии, Елисаветградским епископом стал Акакий (Заклинский). В течение 7 лет Елисаветградское вик-ство возглавлял еп. Тихон (Морошкин; 1895-1903). Ок. месяца в 1905 г. епископом Елисаветградским был духовный писатель Алексий (Дородницын) . 27 авг. 1905 г. он оставил кафедру в связи с переводом на должность ректора Казанской ДА. На вик-ство был назначен бывш. руководитель правосл. миссии в Корее тяжелобольной Хрисанф (Щетковский) , который скончался в Одессе 22 окт. 1906 г. Священнослужители Херсонской епархии не приняли участия в революционных событиях 1905-1907 гг., но среди них в эти годы широко распространились идеи «обновления» Церкви, что отразилось на страницах «Херсонских епархиальных ведомостей» . 10 дек. 1906 г. Елисаветградское вик-ство возглавил Анатолий (Каменский) . Епископ активно участвовал в монархическом движении, вошел в руководящие органы всех монархических организаций в Елисаветграде и Одессе, был избран депутатом Гос. думы 4-го созыва от Херсонской губ. При нем в Елисаветградском и Александрийском уездах начали создаваться приходские общества трезвости, в 1911 г. они действовали в Ольшанке, Ровном, Мартоноше, Панчеве Елисаветградского у., Новогеоргиевске, Знаменке, Аджамке Александрийского у. 30 авг. 1914 г. владыку Анатолия на кафедре сменил еп. сщмч. Прокопий (Титов) . После Февральской революции 1917 г. большинство клириков Елисаветградского у. приветствовали новую власть. Еп. Прокопий на собрании духовенства Одессы 9 апр. 1917 г. отметил: «Духовенство признает новый строй и повинуется властям» (Биржевые ведомости. Пг., 1917. 82. С. 5). Весной-летом 1917 г. прошли епархиальные съезды духовенства и мирян в Одессе, на которых были высказаны призыв к широкому участию мирян и низшего духовенства в церковной жизни через систему приходских и епархиальных советов, требование выборности духовенства (включая епископов). Также обсуждался вопрос о возможности использования укр. языка в богослужении. Съезды утвердили выборность духовенства. В отношении укр. языка первоначально было принято решение, что он непригоден для богослужения, но 2-й съезд Херсонско-Одесской епархии, состоявшийся летом 1917 г., признал возможным использование укр. языка в церковной жизни и духовном образовании. 26 янв. (8 февр.) 1918 г. епископом Елисаветградским был назначен Алексий (Баженов) , официально занимавший кафедру до 26 июня 1921 г. Из-за отсутствия в епархии Херсонского архиеп. Платона (Рождественского) еп. Алексий вел общеепархиальные дела. 1920-1941 гг.

http://pravenc.ru/text/1841109.html

1923 г. был воссоединен с Церковью и переведен на Тобольскую кафедру. 30 сент. 1923 г. покаялся в уклонении в раскол еп. Тихон (Тихомиров; оставлен на Кирилловской кафедре). В ответ на покаянное прошение от 9 окт. 1923 г. был воссоединен с Церковью в сане епископа, но без права священнослужения Макарий (Опоцкий; в марте 1924 назначен епископом Череповецким, викарием Н. и С. е.). Патриарх подтвердил архиерейские хиротонии епископов Кирилла (Васильева) и Иоанникия (Сперанского). 24 июля 1923 г. патриарх поручил временное управление Н. и С. е. еп. Иоанникию (Сперанскому), однако в управление епархией он не вступил, т. к. на следующий день был вызван ГПУ в Москву, где его арестовали. Епархией продолжал временно управлять еп. Серафим (Велицкий). 11 нояб. 1923 г. патриарх свт. Тихон возобновил Тихвинское вик-ство (не замещалось после перевода 21 февр. 1921 еп. Алексия (Симанского) на Ямбургскую викарную кафедру Петроградской епархии), к-рое возглавил активно противостоявший обновленчеству настоятель тихвинского Большого Успенского мон-ря архим. Антоний (Демянский). 19 дек. 1923 г. по просьбе еп. Серафима во епископа Боровичского был хиротонисан Никита (Стягов). В марте 1924 г. образовано Устюженское вик-ство, к-рое возглавил еп. Феодор (Яковцевский; впосл. архиепископ). В мае 1924 г. секретарь еп. Серафима старорус. псаломщик М. Михайловский сообщал патриарху о снижении влияния обновленчества во всех вик-ствах Н. и С. е. В 1925 г. обновленческая Новгородская епархия вошла в раскольничью Северо-Западную (с 1928 Ленинградская) митрополию, существовавшую в 1925-1938 гг. В Новгородской обновленческой епархии действовали Боровичское (1922-1929), Валдайское (1922-1927), Череповецкое (1922-1923), Старорусское (1923-1932) и Демянское (1924-1934) вик-ства. В 1923 г. Череповецкое обновленческое викариатство было преобразовано в самостоятельную епархию (пресеклась в 1937), в 1929 г. раскольничье Боровичское вик-ство преобразовано в одноименную епархию (существовала до 1934). Новгородскую обновленческую кафедру возглавляли: еп.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Следуя благословению еп. Андрея (Ухтомского) и выполняя решение Собора Уфимских епископов, Давлекановский викарий сыграл важнейшую роль в противодействии обновленческому расколу в Уфимской епархии и на Урале: через учреждение новых вик-ств, участие в епископских хиротониях, создание и сохранение системы управления правосл. приходами епархии, распространение воззваний против обновленцев. В связи с арестом Староуфимского еп. Аввакума (Боровкова) «на предмет охранения в неприкосновенности догматов и канонической дисциплины, равно и преемства благодатной хиротонии» по решению Собора Уфимских епископов 3 янв. 1923 г. Давлекановский еп. Иоанн участвовал в хиротонии иером. Петра (Гасилова) во епископа Нижегородского, викария Уфимской епархии (вик-ство названо по Нижегородской слободе Уфы). По благословению находившегося в заключении архиеп. Григория (Яцковского) еп. Иоанн вместе с еп. Петром совершили в Уфе 2 хиротонии для Екатеринбургской епархии: иером. Льва (Черепанова) - во епископа Нижнетагильского (8 февр.) и архим. Иринея (Шульмина) - во епископа Кушвинского (9 февр.). Ввиду угрозы ареста еп. Ириней не смог выехать в Екатеринбург и был назначен на новооткрытое Мензелинское вик-ство Уфимской епархии. Во 2-й пол. мая - нач. июня 1923 г. по благословению еп. Андрея еп. Иоанн участвовал в хиротонии иером. Иерофея (Афоника) во епископа Тайгинского, викария Томской епархии. Последний в Томск не уехал, приняв приглашение на Шадринское вик-ство Екатеринбургской епархии. Новый этап в служении Давлекановского викария начался в кон. марта 1923 г. в связи с прибытием в Уфу обновленческого «епископа» Николая Орлова и усилением давления на правосл. епископов со стороны властей, в результате к-рого к апр. в Уфе находился только Давлекановский архиерей, остальные викарии либо выехали в свои вик-ства, либо были удалены за пределы епархии. 27 марта Собор автокефальных Уфимских викариев обратился к верующим с посланием, в котором дал догматическую, каноническую и нравственную оценку обновленческому расколу и предупредил духовенство и мирян о незаконности общения с обновленческим «епископом Уфимским». Первой под документом стоит подпись Бирского еп. Трофима, вторым подписался Давлекановский архиерей, по-видимому как управляющий адм. делами епархии. В епархии были известны и др. воззвания еп. Иоанна, о чем свидетельствует, в частности, докладная записка в Башкирский облотдел ГПУ от 20 июня 1923 г., в к-рой перечисляются имена священников, распространявших воззвания «Пояркова, Трофима, Вениамина и других».

http://pravenc.ru/text/168594.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010