Щепетильность императора в религиозных вопросах была просто невероятной: однажды на улице какой-то монах пристал к нему с просьбой, но получил отказ; тогда тот набросился с бранью на царя и даже произнёс над ним отлучение. Вернувшийся домой царь не сел обедать, как обычно, а послал за патриархом просить, чтобы тот, кто наложил отлучение, снял его. Напрасно патриарх убеждал его, что отлучение от рядового монаха не имеет никакой силы, и даже своей властью освободил от него императора – тот был непреклонен. Слуги срочно разыскали монаха, царь перед ним извинился, и тот снял отлучение; тогда только и наступило время обеда 600 . Под стать царю и св. Пульхерии была и св. Евдокия. По её инициативе в 425 г. в Константинополе была основана высшая школа, ставшая лучшим образовательным учреждением Империи, центром просвещения всего христианского мира. В высшей школе были открыты 31 кафедра (!), в том числе по грамматике, философии, правоведению, латинскому и греческому языку. Назначение на кафедры специалистов было поручено сенату, а заведовал школой сам префект города. Преподавателям школы было строжайше запрещено давать частные уроки, чтобы все свои силы и знания они несли на государственное поприще 601 . Это событие естественным образом увеличило в обществе интерес к праву, вследствие чего во дворце возникла идея составить для административных органов и судов сборник законодательных актов от св. Константина Великого до настоящего времени. Ранее уже готовились аналогичные кодексы, например, Codex Gregorianus, соединивший в себе акты от императора Адриана до Диоклетиана, и Codex Hermogenianus, вобравший вышедшие в IV b. дополнительные акты, но, конечно, они были далеко не полными. Помимо кодексов, согласно закону императора Адриана, мнение некоторых юристов имело также силу закона. Если по конкретному прецеденту их оценки совпадали, то судья был обязан принять их мнение. К таким общепринятым юристам относили: Юлиана, Помпония, Гая, Сцеволу, Папиниана, Ульпиана, Павла и Модестиана. Сочинения таких юристов получили наименование «jus», но упадок научной деятельности, многочисленность и дороговизна рукописей привели к настоящему произволу в судах. Поэтому необходимо было срочно систематизировать имеющиеся материалы и источники.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

221 Обычай расстрижения существовал в Византии; но на этот раз происходил ли он так торжественно, очень сомнительно. 222 Nicetas Paphlago. Op. cit. Col. 517, 520 . – Мы извлекли из сказаний Феогноста и Никиты черты, рисующие деятельность собора, но отнюдь нельзя ручаться, что это действительные черты собора. Дело происходило, может быть, так, но не совсем так. Акты собора 861 года отправлены были правительством к папе Николаю (Hefete. Op. cit. Bd. IV. S. 234), но они были бы обвинительным актом против Фотия и Византийской Церкви, если бы в них заключалось то же, что у Феогноста и Никиты. 224 Никита Пафлагонянин рассказывает: когда Фотий в первый раз лишен был патриаршества, то император Василий приказал отобрать у него книги, которыми и было наполнено семь мешков. В числе рукописей, между прочим, находились акты против Игнатия (861 г.) со следующими иллюстрациями, которые будто бы были сделаны Григорием Асвестою. На первой картине (карикатуре) Игнатий изображен был влачимым и ударяемым, а над ним надпись: «диавол». На второй он же представлен заплевываемым в лицо, а надпись гласила: «начало греха». На третьей он является низверженным с престола, а в надписи значилось: «сын погибели». Четвертая изображала его в узах и изгоняемым, а в надписи слова: «корыстолюбие Симона Волхва». Пятая изображала его с железным ошейником, а надпись гласила: «превознесшийся над Богом». На шестой представлено его осуждение, а надпись была такая: «мерзость запустения». Седьмая, изображавшая обезглавленного Игнатия, имела надпись: «антихрист» (Nicetas Paphlago. Op. cit. Col. 540–541 ). Возникает вопрос: действительно ли Никита говорит правду или же услаждает себя и своих читателей вымыслами своей фантазии? Допустить мысль, что подобные карикатуры нарисованы были Асвестою, этим «Божиим человеком», как его называл Фотий, невозможно. Но, кажется, возможно допустить другое, именно, что какой-нибудь любитель живописи поусердствовал написать карикатуры на Игнатия и преподнес свое изделие Фотию, желая сделать ему приятное. И Фотий мог принять подарок не в меру усердного, но, быть может, искреннего своего почитателя. Должно помнить, что византийская миниатюра с церковным характером получила свое начало во времена иконоборчества и нередко, имея в виду осмеять иконоборцев, избирала их сюжетом для своих карикатурных изображений. Для той же цели могла послужить миниатюра и в руках какого-нибудь ревностного живописца фотианской партии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Соборы. Это орган Вселенского епископата (носителя высшей церковной власти). Вселенские Соборы по учению Церкви непогрешимы, что вытекает из догмата о непогрешимости Церкви. Некоторые канонисты, среди них профессор Н. С. Суворов , ограничивают непогрешимость Соборов лишь их догматическими определениями (оросами), не распространяя ее на соборные каноны. Частное церковное законодательство. Церковное законодательство в древности не исчерпывалось канонами. Его развитие не прекратилось и после того, как сложился основной канонический корпус. Однако законодательные акты, изданные высшей властью Поместных Церквей или епархиальными архиереями, не имеют общецерковного значения. Применение их ограничено границами епархий или автокефальных 13 Церквей. Статуарное право. Включает церковные локальные нормативные акты. Низшая законодательная инстанция в Церкви – епископ. Правда, свои особые правила, уставы, статусы могут издавать и некоторые монастыри, церковные братства, общества. Однако законодательное творчество перечисленных и подобных им институтов, подчиненных епископу или непосредственно высшей власти Поместной Церкви, осуществляется не в силу прав, принадлежащих им самим по себе, а по полномочиям церковных инстанций, имеющих самостоятельную законодательную власть. Обычай. Писаными законами не охватывается действующее в Церкви право. Есть еще такой вид церковного права, как обычай. Последний действует и вне церковной сферы. Юристы определяют обычай как регламентированный образ действий, обязательность которого основана не на прямом предписании закона, а на общем убеждении в том, что он традиционен, правомочен, необходим. Право народов догосударственной эпохи утверждается на обычае. 3. Источники канонического (церковного) права государственного происхождения Своеобразие отечественной истории в период зависимости Русской Церкви от Константинопольского Патриарха состояло в том, что действовавшие на Руси церковно-правовые документы государственного происхождения издавались разными инстанциями: местной великокняжеской и удельной княжеской властью, византийскими императорами и золотоордынскими ханами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

е. как обвиненная в подложности купчая, так и мировая, на которой это обвинение основывалось, подлинны («без всякого умысла и хитрости») и что оформление задним числом было кажущимся, а не настоящим, так как при их составлении не была соблюдена по уважительным причинам обычная хронологическая последовательность. 1011 Суд счел это объяснение достаточным и признал подлинность купчей, хотя, как считает Троянос, и здесь имело место известное несоблюдение предписанных законодательством процессуальных норм (требовать сначала доказательств от предъявившего документ, а после этого от утверждающего, что этот документ поддельный 1012 ), «так как, кажется, здесь не проводилось процедуры доказательства подлинности акта о продаже (т. е. купчей. – И. М.) посредством impositio fidei стороной, предъявившей его; вместо нее вследствие перемещения бремени доказывания развернулся спор о подлоге, при котором, возможно, присутствовавшие при изготовлении актов свидетели совсем не опрашивались (а ведь упоминания об их отсутствии не было), и суд удовлетворился вышеупомянутыми подтверждениями табулярия». 1013 Думается все же, что не следует «ставить на одну доску» частноправовой, нотариально заверенный акт и частноправовой же, но составленный самим автором с привлечением свидетелей, без обращения к нотарию – профессионалу, облеченному государством «концессией» составлять акты, даже если процедура impositio fidei требовалась в принципе и для первого, и для второго. Все-таки указание имени совершившего акт табулярия/табеллиона в клаузуле корроборации и наличие его собственноручной подписи не могли не внушать доверия и делали излишним проведение процедуры impositio fidei в полном объеме, иначе вообще не было бы смысла в существовании института нотариата: обычное право, как всегда, оказывалось более живучим, чем официальное писанное. Об этом, кстати, говорит и тот факт, что, хотя нотариальный акт был господствующим типом частноправового византийского акта, число судебных дел с оспариванием подлинности именно такого рода документов относительно невелико; 1014 пальму первенства здесь держат, бесспорно, частные акты, составленные без участия нотариев, хотя их «вес» в общей массе византийских актовых источников, как мы видели, был незначителен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

188. Weiss G. Joannes Kantakuzenus, Wiesbaden, 1969. 189. Wojciechowski Z., L " Etat polonais au Moyen-Age, Paris, 1949. 190. Zachariae a Lingenthal, Jus graecoromanum, 7 vol., Leipzig, 1856-1884. 191. Zbornik radova Vizantološkog instituta, Belgrad, 1952. 192. uek J., Kormchaya Kniga. Studies on the Chief Code of Russian Canon Law. (Orientalin Christiana Analecta, 168), Rome, 1964. 193. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической Экспедицией императорской Академии наук. I. СПб., 1836. 194. Акты исторические, СПб., 1841-. 195. Ангелов Б. С., Из старата българска, русска и српска литература. София, 1958. 196. Банк А. В., Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.-М., 1965. 197. Дмитриев Л. А., Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы. ТОДРЛ, XIX, 1963. 198. Дуйчев И.. Центры византийско-славянского общения и творчества. ТОДРЛ, XIX, 1963. 199. Дьяконов М., Власть московских государей. Очерки из истории политических идей древней Руси. СПб., 1889. 200. Ермолинская летопись, ПСРЛ, XXIII, СПб., 1910. 201. Голубинский Е. Е., История Русской Церкви, I, 1-2, II, 1 М., 1901. 202. Греков И. Б., Восточная Европа и упадок Золотой орды (на рубеже XIV-XV вв.), М., 1975. 203. Хрущевский М., История Украины-Руси, III. Нью-Йорк, 1954. 204. Ипатьевская летопись, ПСРЛ, II, М., 1962. 205. Иконников В., О культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869. 206. Карташев А., Очерки по истории русской церкви, Париж, 1959. 207. Лаврентьевская летопись. ПСРЛ, I, M., 1962. 208. Лихачев Д. С., Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России. (В кн.: Исследования по славянскому литературоведению и фольклористике советских ученых на IV международном съезде славистов, М., 1960). 209. Львовская летопись. ПСРЛ, XX, I, 1910-1914 гг. 210. Макарий, митр., История Русской церкви, IV, I. СПб., 1866. 211. Мансветов И., Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882 г. 212. Медведев И. П., Византийский гуманизм XIV-XV веков. Л., 1976,

http://sedmitza.ru/lib/text/438258/

Акты, связанные с фамилией Кефала, неоднократно были объектом внимания исследователей, изучающих проблемы иммунитета-экскуссии в Византии, а также прониарных владений. Ж. Руйяр проследил рост земельных владений фамилии Кефала, основываясь на актах Лавры 360 . В дальнейшем эти акты привлекли внимание П. Лемерля, Э. Арвейлер, Н. Звороноса 361 . Они пришли к выводу, что пожалование, отмеченное в хрисовуле, было служилой иронией, т. е. пожалованием права сбора налогов с определенной территории за определенную службу, гражданскую или военную. Причем П. Лемерль, а вслед за ним и Н. Зворонос считали, что по мере своего развития такое пожалование теряло условный характер и превращалось в наследственную собственность 362 . Ф. Дэльгер, а впоследствии и Г. Бек полагали, что прониары-экскуссаты – это служилые землевладельцы, которые освобождаются от других повинностей, кроме уплаты основного налога 363 . При этом земли, которые давались им во владение, не представляли собой их частную собственность. Византинисты исследовали также статус земельной собственности, пожалованной императором Кефале. А. П. Каждан, в частности, считал, что Лев Кефала и его сын Никифор не были экономически независимыми экскуссатами, так как полного налогового освобождения они от верховной власти не получили. Г. А. Острогорский, наоборот, расценивал данную категорию знати, получившую налоговое и судебное освобождение, полностью экономически независимой 364 . Г. Г. Литаврин видел этот процесс более сложным и полагал, что в XI в. крупное византийское земельное пожалование отличается от западного бенефиция только тем, что византийский прониар получал не все экономические права: у него не было полного освобождения от налогов 365 . По мнению исследователя, скорее можно говорить о процессе постепенного превращения проний в полностью иммунитетные феодальные владения (феоды). Причем этот процесс затягивается в связи с тем, что, с одной стороны, государство не давало развиваться крупному экзиминированному землевладению, а с другой стороны, сами динаты не стремились быть экономически и политически независимыми от государства 366 . В настоящее время К. В. Хвостова, занимаясь проблемами прониарных владений, в основном поддерживает точку зрения Г. Г. Литаврина 367 . Но она склонна также отмечать, вслед за немецкой византинисткой X. Копштейн и французскими исследователями Н. Звороносом и Э. Арвейлер, что ирония – дальнейший этап развития стратиотского надела 368 . Прониару делегировались государством некоторые полномочия в управлении вверенной ему территорией, в особенности по сбору налогов. Но в последующем наблюдалась тенденция превращения проний в наследственное владение, что особенно четко прослеживается на основе материала монастырских актов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(II Calloan- dro), неоднократно встречается тема Трапезундской империи и в литературе XIX и XX вв. Voegelin, Е. The Mongol Orders of submission to european Powers, 1245–1255, pp. 378–413. Монгольское завоевание восточной части Европы создало угрозу проникновения монголов и на запад; это вызвало ряд посольств от папы и французского короля к великому хану в Каракорум. Посольства эти (Плано Карпини, Асцелино) должны были выяснить международное положение и защитить западное христианство от нависшей опасности. Послы доставили ответы как самого хана, так и некоторых его наместников. С другой стороны, Людовик IX французский предпринял крестовый поход в Египет и вошёл в сношения с ханом Куюком, который, по-видимому, принял христианство и собирался напасть на Багдад. Эти сношения выразились в нескольких посольствах (Лонжюмо, Рубрука), доставивших ряд грамот великого хана. Все эти документы сохранились, но не в подлинниках, а в латинских и старофранцузских переводах. Исключение составляют: персидское письмо Куюк-хана, сохранившееся в Ватиканской библиотеке в подлиннике, и второе письмо этого хана, латинский перевод которого был сделан с монгольского оригинала придворной канцелярией самого хана. Эти монгольские документы содержат развитую политическую теорию и представляют собой юридически чёткие государственно-правовые акты. С этой точки зрения они до сих пор оставались весьма малоисследованными. Автор подвергает анализу содержание документов, прибегая к филологическим приёмам, и приходит к выводу, что монгольские оригиналы представляли собой не письма, а государственные акты нескольких определённых типов; именно: провозглашение всемирной власти монгольских ханов, сообщение западным государям о том, что они включены во всемирное монгольское государство, приказы этим государям о безусловном подчинении воле монгольского хана, как представителя воли единого бога на земле. Таким образом, в этих актах содержится чёткая государственно-правовая теория, согласно которой весь мир по воле единого бога провиденциально должен представлять собой единую державу; власть над этой державой вручена великому хану монголов; но ещё не все народы мира включены в эту державу, которая, таким образом, находится в периоде становления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

109 Некоторые акты религиозного значения включены в пасхальную летопись 110 эдикт 533 г., эдикт 552 г.). 2 . Наконец большое число официальных актов находится в собрании Деяний соборов . 111 Протоколы великих религиозных собраний, заседавших в Константинополе в 536 и 553 годах, акты провинциальных синодов или переговоров о примирении, имевших место в различное время, например в 533 году; эдикты касающиеся религий, и императорские послания к соборам, – все это там собрано, облегчая изучение религиозной политики Юстиниана. Сюда же относятся, помимо собрания Деяний соборов , отдельные памятники, каков, например, Типикон или правила, написанные Св. Саввой для своих монахов. 112 III. – Литературные источники Для эпохи Юстиниана источников литературных в тесном смысла, писем, речей и богословских сочинений, наконец стихотворений имеется достаточно много на греческом, латинском, а иногда и на сирийском языках. Я не буду их различать по языку – одни и те же лица иногда писали и по-гречески и по-латыни – но для простоты дела я их классифицирую предпочтительно по тому роду литературы, к которому они принадлежат. 1. Письма Юстиниан очень любил писать. От него осталось много писем, написанных иные по-гречески, но большей частью по-латыни. Они адресованы к папам Гормисдасу, Иоанну II, Агапиту, Вигилию, к константинопольским патриархам, к епископам, соборам, и все они посвящены церковным делам. 113 Равным образом мы имеем несколько писем константинопольских патриархов, Епифания и Евтихия 114 , а псевдо-Захария Митиленский сохранил крайне интересную переписку между патриархами Анфимом константинопольским, Севером антиохийским и Феодосием александрийским. Еще многочисленнее папские письма. Сношения между Римом, императорским дворцом и патриархатом были часты: мы имеем целую серию важных писем, исходящих от пап Горимсдаса, Uoahha II , Агапита, Вигилия и Пелагия I, адресованных к императору и патриархам. 115 Все эти письма по существу относятся к духовной литературе; напротив, переписка Кассиодора 116 – всецело политическая.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

    Монументальные источники. К ним относятся а) произведения христианской живописи, архитектуры и скульптуры. Они не рассказывают истории жизни христианской Церкви на человеческом языке, но служат выражением духа и быта христиан, отражением их верований и настроений. Таковыми являются в особенности римские катакомбы с их символическою живописью, христианскими алтарями и гробницами. Они подробно описаны проф. De Rossi, Inscriptiones christianae urbis Romae septimo saeculoantiquiores. Bd. I. Romae 1857. Bd. lI. Tl. I. Romae 1887. Христианские надписи Галлии описаны Le Blant, испанские и британские - Нüвпег’ом. - б) К монументальным памятникам также принадлежат различные надписи на печатях, монетах и других предметах. Источники этого рода должны быть поставлены очень высоко. На камнях, мраморных памятниках, стенах не так легко писать. Если же кто делал подобные надписи, то имел серьёзные побуждения к тому. Из памятников этого рода известны, например, открытые в XVI b. статуи Ипполита Римского и Сабинского божества Сема (Semo).    Письменные памятники: а) К ним относятся римско-византийские юридические предписания касательно христиан - эдикты, указы, новеллы, собранные в Codex Theodosianus (ed. Тн. Mommsen et Р.М. Меуег, Berol. 1905), Corpus juris civilis Justiniani (ed. Mommen, Berol. 1892—1895), в позднейших законодательных памятниках царей Василия, Льва и Константина (у Leuenclavius. Jus graeco-romanum. 2 Bd., Frankof 1596). Духовные и светские касательно христианской Церкви собраны в Σνταγμα Rhalli и Potti и изданы в Афинах в 1852—1859, в шести томах in 8-vo, а затем кардиналом Pitra, Juris ecclesiasticae graecorum historia et monumenta, б) различные христианские акты официального, юридического характера - постановления соборов поместных и вселенских, послания епископов, митрополитов, патриархов различным церквам, обществам и лицам, в) древнейшие литургии и предписания культа, символы и разнородные исповедования, или изложения веры, мученические акты, - г.) творения свв. отцов и учителей Церкви и церковных писателей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Председатель суда, патриарх Евстратий еще ранее на первых заседаниях патриаршего собора по делу Итала заявил себя человеком нераспорядительным и мало пригодным для ведения такого важного дела. Правда, на царском следствии вся черновая работа была уже исполнена: исповедание подробно рассмотрено и характер виновности Итала обнаружен. Но теперь можно было ожидать новых затруднений, которые могли быть не меньше предыдущих. На этом заседании можно было опасаться затруднений от самих членов собора и клириков великой церкви, так как симпатии многих из них были на стороне Итала. Из архиереев, присутствовавших на заседаниях царского следствия, не было только Феофана Севастийского. И им, конечно, хорошо были известны отступления И. Итала, а равно и меры, предложенные императором для прекращения зла. Можно было надеяться, что и на патриаршем соборе они будут стремиться провести меры, указанные императором. Но их было всего только пять человек, не считая царских архонтов. Новых же членов собора было 25 человек. Но и эти члены, по всей вероятности, были уже осведомлены о характере заблуждений И. Итала. Но некоторые из них, видимо, несогласны были с постановлениями царского следствия и держались своих взглядов на дело Итала. Сделать такое заключение позволяют самые акты патриаршего собора. По поводу одного распоряжения собора, о котором скажем ниже, акты замечают: «явилось подозрение, что после окончания царского следствия, некоторые из представителей священного сана и клира Великой Божией церкви стали вести между собой тайные переговоры и начали колебаться в своих мнениях об Итале, говоря, что нехорошо и неправильно было произведено судебное следствие против этого человека» 174 . Это замечание наводит на мысль, что и среди представителей высшего духовенства были недовольные следствием над Италом и что эти лица вели даже тайные переговоры по этому поводу. И некоторые из них, вероятно, присутствовали в числе членов собора; так как приглашение явиться рассуждать о деле И. Итала послано было всем архиереям, находившимся в то время в столице; получили его и сочувствовавшее И. Италу епископы. Явясь же на заседание, они, конечно, могли воспользоваться своим присутствием, чтобы ближе познакомиться с следственным делом, и так или иначе повлиять на окончательное решение по делу И. Итала. Кроме них и некоторые клирики тоже оказались в числе сочувствовавших Италу. Правда, они не участвовали в заседаниях собора, но могли мешать, как то было раньше, шумом и другими бесчинствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010