После падения К-поля и др. центров империи визант. культура продолжила свое развитие среди правосл. населения на территории Османской империи и в небольших колониях латинян на Востоке. Поствизант. период в наименьшей степени интересен с т. зр. архитектуры, поскольку церковное строительство стало невозможным, строения ветшали и разрушались. Колоссальное воздействие визант. архитектуры испытало культовое зодчество Османской империи. Кроме того, несмотря на уничтожение или замазывание христ. росписей и образов, использование в качестве мечетей нек-рых храмов способствовало их сохранению: они своевременно ремонтировались и укреплялись. С их изучения началось знакомство и исследование архитектуры В. и. в Новое время, отдельные соборы в результате смягчения тур. политики были преобразованы в музеи и концертные залы (Св. София, мон-рь Хора в К-поле, Св. София в Трапезунде (Трабзоне) и др.). Восстановление нек-рых памятников, сохранявших церковный статус, напр. ц. свт. Николая в Мире (Демре) или ц. вмч. Георгия в Изре, было осуществлено в XIX в. на средства России, но без научного обоснования. Исследование визант. памятников в Турции было позволено ряду археологических ин-тов зап. гос-в и России, крупные археологические раскопки проводятся с 30-х гг., а научная реставрация памятников архитектуры - с 60-х гг. XX в., продолжаясь и поныне; последние значительные работы проведены в ц. Николая в Демре (Мире) и мон-ре Пантократора в Стамбуле. Огромное число памятников требует археологических изысканий и консервации. В Греции и слав. гос-вах, где памятники архитектуры В. и. воспринимались как национальное достояние, их изучение и реставрация имеют более богатую историю, несмотря на идеологические препятствия в отдельные десятилетия XX в. Наряду с гос. опекой в Греции вопросами охраны античного и средневек. наследия заняты археологические школы западноевроп. стран. Традиции визант. архитектуры составили основу развития архитектуры на территории Греции в период возрождения нац. культуры и зодчества c XIX в.

http://pravenc.ru/text/383977.html

С первых дней Ф. И. Успенский разработал стройную программу работы Института, в основе которой лежали систематически проводимые археологические экспедиции. Уже в 1895 г. были проведены три большие экскурсии – по Анатолии, на Афон и в Афины. В первой экскурсии проводилось археологическое изучение областей, входивших в состав Трапезунтской империи. Особый интерес эти изыскания представляли потому, что Трапезунтская империя имела тесные отношения с Кавказом. Кроме того, большой интерес представляли изыскания в мало исследованной этнографии Анатолии. В экскурсии на Афон кроме самого Ф. И. Успенского приняли участие О. В. Вульф, и Б. А. Панченко. Участники экскурсии изучали рукописные фонды Афона и сделали весьма важные находки. В частности, был списан обширный материал для истории Трапезунта, найденный в библиотеке монастыря Дионисия. Из этой же библиотеки списан также важный материал, касающийся дела Иоанна Итала. Эти материалы были тщательно изучены Ф. И. Успенским, в результате чего появилось его исследование „Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси» 179 , составившее один из подготовительных этюдов к большому труду по истории византийской культуры. Изучены были три церкви в Ватопеде и других монастырях, представляющие три главных типа афонской церковной архитектуры различных времён. Участники экскурсии в Афины знакомились с результатами раскопок в Дельфах. Археологические экскурсии проводились Институтом из года в год, давая важные для науки результаты. В 1897 г. были проведены экскурсии по Малой Азии и на острова Хиос и Патмос, в 1898 г. в Никею и Македонию. В Македонии была обнаружена греческая надпись о границах Византии и Болгарии при болгарском царе Симеоне и замечательная с точки зрения славянской филологии и палеографии. Эти значительные материалы были изучены Ф. И. Успенским и изложены им в исследованиях „Две исторические надписи: I. Надпись на башне Артавазда. II. Пограничный столб между Византией и Болгарией при Симеоне» 181 и „Надпись царя Самуила» 182 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Немалую роль в подъеме искусства на Кипре сыграли эмигрировавшие сюда из крупных визант. центров художники, к-рые расписали большое количество сельских церквей и мон-рей, дополняя частично разрушенные фрески XII-XIV вв. Основной чертой кипрской живописи XV-XVI вв. был провинциальный эклектизм, более явный и пестрый, чем в искусстве Крита. Используя в качестве основы архаичные модели, художники Кипра вводили изобразительные мотивы франц. и итал. готики, Ренессанса, отдельные элементы живописи христ. Востока. Их работы отличались расширением повествовательных циклов и резким сокращением масштаба изображений, грубоватым рисунком. В стиле, объединившем все названные заимствования, выполнены росписи в церквах св. Маманта в Луварасе (1495), Св. Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы (1494/95), св. Андроника в Калопанайотисе и св. Кирика в Летимну художником арабо-сир. происхождения Филиппом по прозвищу Гуль, к-рому подражали мн. его современники. Особняком стоит греч. мастер «Латинской» капеллы в мон-ре св. Иоанна Лампадиста, создавший во 2-й пол. XV в. цикл «Акафист Богоматери» в стиле живописи Сев. Италии. Нек-рые кипрские живописные ансамбли 2-й пол. XV в. можно признать почти визант. по чистоте стиля (в церквах Св. Креста в Пелендри, Богородицы Форвиотиссы в Асину, св. Параскевы в Героскипу). На Кипре росписи XVI в. содержали большое количество сцен, выполненных в стиле зап. иконографии, стиль изображения стал грубее. Отдельные художники XVI в. имитировали местные фрески 2-й пол. XV в. Так, в работах Симеона Авксентиса узнается манера Гуля (фрески в церквах в Галате : св. Созомена (1513), Панагии Феотокос или арх. Михаила и св. Параскевы (обе 1514)). Иконопись Кипра во 2-й пол. XV в. более традиционна по своей иконографии и стилю; в это время созданы произведения, близкие палеологовским («Преображение» из ц. святых Феодоров в Летимну, «Сошествие Св. Духа» из ц. Богородицы Фанеромени в Никосии, св. Параскева из ц. Богородицы Хрисалиниотиссы в Никосии, праздничный чин в мон-ре св. Неофита). В иконах 1-й пол. XVI в. заметно влияние итал. искусства (деисусные чины в мон-ре св. Неофита и ц. Богородицы Хриселеусы в Полеми). В ряде икон XVI в. ярко проявились заимствования из живописи Возрождения, особенно в портретах донаторов. После 1571 г., когда остров был завоеван турками, не известно ни одного значительного живописного ансамбля. Свт. Николай Чудотворец с житием. Фессалоника. Ок. 1485 г. (Археологическая коллекция. Кастория) Свт. Николай Чудотворец с житием. Фессалоника. Ок. 1485 г. (Археологическая коллекция. Кастория) В Центр. и Сев. Греции (Фессалии, Беотии, Македонии) главными художественными центрами являлись мон-ри Афона, Метеоры, Янины, македонские города Кастория и Веррия. Основой развития местного варианта поствизант. искусства стала живопись XIV в. Фессалоники, экспрессивная по духу, порой лишенная того классического начала, к-рое отличало к-польское искусство.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Юстиниан I Великий, ок. 482 – 565, византийский император с 527 г. Провел кодификацию римского права, в основе которой лежали централизаторские и универсалистские идеи: единая империя во главе с императором, обладающим неограниченной властью, единый закон, единая форма собственности, единая форма семьи, единая вера и т. д. Внешняя политика носила завоевательский характер. Во внутренней политике стремился к прочному союзу с Православной Церковью, преследовал еретиков и инакомыслящих, поощрял развитие торговли и ремесел и т. д. 137 Юсуф, пророк в исламе, сын пророка Якуба. Отличался необычайной красотой и умением толковать сны. История его жизни рассказана в 12-й суре Корана «Юсуф» 111 Ягайло (в крещении Владислав), великий князь Литовский в 1377– 1381,1382–1392 гг., король Польши в 1386–1434 гг., родоначальник династии Ягеллонов. Внук Гедимина, сын Ольгерда и православной княгини Иулиании. По мнению некоторых историков, в юности исповедовал Православие, по другим сведениям, до принятия католической веры был язычником 163 Якобсон В. А., известный российский востоковед, специалист по истории Древнего Востока и клинописи 12 Ян Длугош, 1415–1480, польский историк-хронист, дипломат, священнослужитель, автор 12-томной «Истории Польши» 163 Янин Валентин Лаврентьевич, род. в 1929 г., советский и российский историк, археолог, действительный член Российской академии наук. С 1962 г. возглавляет Новгородскую археологическую экспедицию МГУ. Историк первым стал использовать берестяные грамоты в качестве исторического источника. Автор более 700 научных работ – в основном в области изучения средневекового Новгорода, нумизматики, сфрагистики и эпиграфики древней Руси Янус, в римской религии являлся богом всякого начала (отсюда и название первого месяца в году – январь) и входа – выхода. Изображался с двумя лицами, смотрящими в разные стороны 35 Ярила (Ярило), языческое восточнославянское божество и ритуальный персонаж. Согласно мифам древних славян, приезжал к людям весной на зеленом или золотом коне, держа в руках зеленую ветвь либо сноп колосьев, открывал («отмыкал») от зимнего сна землю 128,181–183 Ярослав Всеволодович, 1191–1246, князь переяславский, галицкий, рязанский, переяславль-залесский, новгородский, торжский, волоцкий, великий князь Киевский, великий князь Владимирский (с 1238 г.), сын Всеволода Большое Гнездо, отец святого благоверного великого князя Александра Невского 157

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д.). В период с 50-х гг. XX в. в России и на Западе сфера изучения церковных древностей расширилась до изучения храмов и мон-рей с их природной или городской средой, ролью в экономике и др. вопросов исторической экологии. С 90-х гг. XX в. по наст. время церковная археология играет все большую роль в обретении и сохранении правосл. святынь (см. также разделы по археологии в статьях « Византийская империя »; « Древняя Русь »; « иконография »; « крещение Руси »; « монастырь »; « Мощи »; « погребение »; « Храм »). Лит.: Лопухин А. П. Библейская история в свете новейших исследований и открытий: Новый Завет. СПб., 1895; Kaufmann C. M. Handbuch der christlichen Archäologie. Paderborn, 1922; Moule A. C. Christians in China before the Year 1550. L., 1930; Saeki Yoshiro. The Nestorian Documents and Relics in China. Tokyo, 1951 [Библиогр.]; Testini P. Archeologia cristiana: Nozioni generali dalle origini alla fine del sec. VI. R., 1958. Bari, 19802; Tisserant E. Eastern Chtristianity in India. Calcutta, 1959; Дресвянская Г. Я. История изучения христианства в Средней Азии//Тр. Ташкентского гос. ун-та. Ташкент, 1968. Вып. 333; Bovini G. Gli studi di archeologia cristiana, dalle origini alla meta del secolo XIX. Bologna, 1968; I ñ iguez J. A. Sintesis de arqueología cristiana. Madrid, 1977; Кычанов Е. Г. Согдийское несторианство в Китае и Центральной Азии//ППС. 1978. Вып. 26 (89). С. 76-86; Finegan J. The Archeology of the New Testament: the Mediterranian World of the Early Christian Apostles. L., 1981; idem. The Archaeology of the New Testament. Princeton (N. J.), 1992; Parsons D. Sites and Monuments of the Anglo-Saxon Mission in Central Germany//Archaeol. J. 1983. Vol. 140. P. 280-321; idem. Some Churches of the Anglo-Saxon Missionaries in Southern Germany: A Review of the Evidence//Early Medieval Europe. 1999. Vol. 8. N 1. P. 30-67; Славина Т. А. Исследователи русского зодчества: Рус. ист.-архит. наука XVIII - нач. XX в. Л., 1983; Никитин А. Б. Христианство в Центральной Азии (древность и средневековье)//Восточный Туркестан и Средняя Азия.

http://pravenc.ru/text/76478.html

VII в. их становится больше, чем языческих. В крупнейшем городе плато Эль-Караке подавляющее большинство христ. надписей были сделаны не ранее VI в., древнейшая - в 449/50 г.; в Ареополе этих надписей нет вообще (епископ появился в Эль-Караке только в 536, в Ареополе - в 449). К югу от Эль-Карака найдено 48 датированных надписей, но первая христ. 505 г. Сходную картину дали Голаны. Сведения, почерпнутые из археологических раскопок, доказывают то, что христиане, язычники и иудеи жили вместе в районах, традиционно считавшихся исключительно иудейскими. Из надписей на общественных зданиях можно сделать заключение о большом количестве религ. зданий в городе: церквей, мон-рей, синагог иудеев и самарян. Но христ. объектов явно больше. По-своему рисуют жизнь христиан в Сиро-Палестинском регионе папирусы: в найденной в Нессане в 30-х гг. XX в. сумке с папирусами (512-689) были обнаружены списки Евангелия от Иоанна, Деяний св. Георгия, апокрифической переписки царя Авгаря, «Энеиды» Вергилия и греч. словаря к ней. Археология ранневизант. периода фиксирует развитие старых рим. архитектурных традиций, хотя и с нововведениями. Благодаря строительным надписям можно составить представление о периодах строительной активности: один приходится на правление императоров Анастасия I (491-518) и Юстиниана I (527-565), второй - Маврикия (582-602) и Фоки (602-610). Много надписей (особенно о строительстве церквей) относится к персид. периоду после 610 г., до сер. VII в. Строительство осуществляли как гос-во, привлекая армию, так и Церковь, муниципальные власти и частные лица. Надписи сообщают о возведении бань, водопроводов, библиотек, базилик, крепостей, постоялых дворов (с VI в. для паломников). Капернаум. Общий вид раскопок религ. сооружений ранневизант. периода: синагога и паломнический комплекс на месте " дома ап. Петра " Капернаум. Общий вид раскопок религ. сооружений ранневизант. периода: синагога и паломнический комплекс на месте " дома ап. Петра " Наличие базальта и известняка позволило быстро усвоить рим.

http://pravenc.ru/text/372678.html

буто-бетонную технику с применением кладок из тесаного камня и (или) кирпича (в т. ч. сырца), оформление стен и полов мозаикой, покрытие черепицей по деревянным балкам или каменной плитой по сводам. Активно использовались сполии и привозной мрамор, а также красный порфир из Египта. Рим. влияние особенно заметно в технике строительства, требовавшей использования криволинейных элементов (своды, купола, апсиды, арки). Важнейшим вопросом остается механизм сохранения этих традиций при переходе к новому типу построек - храмам, к древнейшим из к-рых относят следы построек нач. IV в. в Гадаре, Капернауме и Элате на Красном м. (см. ст. Дура-Европос ), а также храмам, построенным имп. Константином и его матерью Еленой: Гроба Господня , Елеона на Масличной горе, Рождества Христова в Вифлееме, церковь в Мамре (все после 325). Строительный бум, начавшийся в IV в., привел к повсеместному появлению храмов во всем регионе, он продолжился при имп. Юстиниане I (527-565), когда мн. храмы подверглись перестройке (Неа-Эклесиа в Ст. городе Иерусалима), и распространился даже на мелкие поселения, к-рые часто имели более одной церкви (только в небольшом Умм-эль-Джимале, Сев. Иордания, их ок. 15). Тивериада. Мозаика пола в синагоге ранневизант. периода Тивериада. Мозаика пола в синагоге ранневизант. периода Для ранневизант. периода характерно медленное изживание остатков язычества и сосуществование христианства с иными религиями, прежде всего с иудаизмом, чему археология Палестины дает наглядный пример. Абсолютное большинство изученных синагог (более 100) датируются кон. III-VIII в., и, хотя они сосредоточены западнее р. Иордан (особенно в Галилее - центре иудаизма в визант. период), их постройки есть на Голанах и в городах вне этих зон (Гераса). Архитектура и мозаичные полы синагог отражают влияние христ. искусства (см. ст. Бет-Альфа ), а расположение церквей и синагог буквально бок о бок (в Капернауме между ними всего 30 м) - особенность, отражающая мирное сосуществование иудеев, христиан, самарян и язычников.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Натурные исследования, традиционно ограниченные отдельными памятниками, резко меняют представления о давно известных сооружениях. Так, ц. Христа Акаталепта, ранее относимая к IX в. (Краутхаймер, Кольвиц) и связывавшаяся с храмами типа Св. Софии в Фессалонике, св. Климента в Анкаре и ц. Успения в Никее, после натурного обследования (Страйкер, Кубан, с 1966) была передатирована (по монетам) первыми годами XIII в. Важные открытия связаны и с исследованиями Св. Софии К-польской, а в последние годы - с работами Оустерхаута и М. Анунбей в мон-ре Пантократор, где изучение сводов неожиданно дало примеры археологической стратиграфии: закрытые комплексы находок (серия амфор XII в.), вторично использованные кирпичи VI в. и т. п. В архитектурную археологию введен широкий круг естественно-научных дисциплин, составив т. н. длинную цепь годовых колец (от 362 до средневизант. периода), дендрохронология заложила основу независимой датировки памятников. Мн. даты были уточнены (как оказалось, ц. Св. Ирины после землетрясения 740 перестроили не сразу, а не ранее 753; балки баптистерия Св. Софии указали на неизвестный ремонт после 814; комната с мозаикой над ее вестибюлем оказалась датированной после 854, а помещение в сев.-вост. контрфорсе - после 892). К IX в. удалось также отнести ряд зданий, считавшихся более древними: Фатих-джами в Трилье датирована после 799 г. (до этого считалась самым ранним храмом типа вписанного креста), а храм Св. Софии в Визе - после 833 г. (даты П. Я. Кунихолма, Корнелльский ун-т). Достижения визант. археологии позволили отказаться от «типологической схемы» истории визант. архитектуры, господствовавшей до сер. XX в. (Ван Миллинген, Эберсольт, отчасти Краутхаймер), и от идеи происхождения крестово-купольного храма от базилик с куполом над средокрестием, ранее относимых к эпохе имп. Василия I: Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами), Гюль-джами, ц. Христа Акаталепта, ц. святых Петра и Марка (Атик-Мустафа-паша-джами). Эти храмы оказались принадлежащими к XII - нач. XIII в. (до 1204) (обзор дискуссии см.: Ousterhout R. The Byzantine Church at Enez: Proc. in 12th Cent. Architecture//JÖB. 1985. Bd. 35. S. 262-280). И напротив, более ранние датировки, нач. Х в., получили 2 храма со вполне развитым планом типа вписанного креста и куполом на 4 колоннах. Удалось доказать, что купола, действительно, вводились в VIII-X вв. во мн. небольших древних базиликах под К-полем, в Сельчиклере (Фригия, раскопки Н. Фиратли), в Амории, в Кидне, в Бююкада под Амасрой; ц. св. Иоанна в Пелекете, в Фатих-джами в Трилье, ц. Н в Сиде, возможно ц. святых Петра и Марка. Археология В. и. доказала, что в нач. средневизант. периода господствовало типологическое разнообразие; что новый тип развился путем переработки раннехрист. зданий церковных построек, что перестройка в VIII в. ц. Св. Ирины отразилась в таких храмах IX в., как ц. в Визе (Фракия) и в Дереагзы (Ликия).

http://pravenc.ru/text/372678.html

Дж. У. Кроуфута, совместно с Британской школой археологии в Иерусалиме, с 80-х гг. XX в. продолжена совместно с Департаментом древностей Иордании). Обилие надписей позволило восстановить историю превращения города из языческого в христ., затем в мусульм. в IV-VIII вв. Первые церкви появились здесь в 50-х гг. IV в.: большой собор (длина ок. 50 м) и еще не менее 15 храмов (последний поставили за 3 года до персид. нашествия в 613); христианизация коснулась даже синагоги, к-рую перестроили в церковь, сменив ветхозаветные сюжеты мозаик на новозаветные. С началом исламизации Герасы были уничтожены изображения живых существ на мозаиках и разрушены церкви; город погиб при землетрясении 749 г. Алахан-манастыр. Остатки Восточной базилики. V в. Алахан-манастыр. Остатки Восточной базилики. V в. В 1-й пол. ХХ в. упрочилось положение представителей амер. ун-тов среди ученых, занимавшихся визант. археологией. Этот процесс в большой степени обеспечили ученые-эмигранты из России (А. А. Васильев , М. И. Ростовцев ) и Германии (К. Вайцман , Х. Бухталь, Э. Китцингер ). С 1914 г. в Принстоне началась работа над иконографическим Индексом христианского искусства . Работы на Ближ. Востоке не прекратились и в период второй мировой войны: специально созданные службы охраны памятников обследовали ранее открытые руины (напр., паломнический центр Абу-Мина под Александрией, позже раскопанный почти целиком. Но целенаправленные исследования вплоть до 50-х гг. XX в. оставались единичными. Новые открытия начались только во 2-й пол. ХХ в., когда резко вырос уровень фиксации объектов, были уточнены хронология и история строительной техники, топография, особенности погребального обряда. Для К-поля классическими стали обследования Андервудом мон-ря Хора (Кахрие-джами) в 1947-1968 гг.; А. Миго мон-рей Пантократора (Зейрек-джами, нач. 60-х гг. XX в.) и Липса (Фенари-Иса-джами), с его знаменитыми погребальными капеллами, сложными субструкциями, эпиграфикой, многочисленными находками мраморной резьбы и расписного витражного стекла XII в.; в 60-х гг.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Les villages antiques de la Syrie du Nord. P., 1953-1958. 3 vol.). Примененный Лассю метод восстановления древней литургии по архитектурным элементам привел его к трактовке церковной архитектуры как исторического источника, позволив раскрыть социальную и экономическую основы храмового строительства; оказалось, что в визант. провинции церкви возводили в складчину владельцы богатых имений или сельские общины (синтез археологических, письменных, материальных и иконографических источников, применявшийся затем на том же материале А. Фестюжьером и мн. др., получил во Франции название «литургической археологии»). Образцом археологической реконструкции жизни общества и Церкви стало исследование Чаленко аграрных поселений Сев. Сирии. Вокруг Антиохии-на-Оронте и на Сирийском нагорье применение аэрофотосъемки позволило выявить руины храмов, фортификационные сооружения, в т. ч. обнесенные стенами сельскохозяйственные угодья - плантации мон-рей V-VII вв., при каждом существовал поселок работников. Обнаружилось, что районы мон-рей, как и вся Сирия визант. эпохи, были населены очень плотно. Сир. церкви, мон-ри и усадьбы, построенные из цельных блоков камня, полностью сохранили планировку и позволили восстановить экономический и социальный контекст жизни общества, а также изучить развитие храмов в сторону постепенного выделения алтарной части и появления в VI-VII вв. иерархии частей храма, слабо выраженной в ранних сир. постройках, где не было жертвенника, диаконника, алтарной преграды и нартекса. Экспедиции Принстонского ун-та в Сирию в нач. ХХ в. за 2 года (под рук. Х. Батлера) изучили ок. 100 объектов архитектуры I-VII вв.; совместная с музеем Лувра экспедиция (под рук. У. А. Кэмпбелла) открыла в Каусье (пригород Антиохии ) церковь-меморию сщмч. Вавилы (ок. 379/80) с планом в форме равноконечного креста и прекрасные христ. мозаики. Здесь же были обнаружены клады церковной утвари, в т. ч. антиохийская чаша . В Иордании успешными оказались раскопки Йельского ун-та в Джараше ( Герасе ; 1928-1930 под рук.

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010