Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ [византинистика], комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, язык, религию, право и культуру (лит-ру, философию, искусство и пр.) Византийской империи (IV-XV вв.), ее истоки, типологические особенности, связи с др. странами и регионами мира, влияние Византии на развитие др. стран средневековья и Нового времени. В самостоятельные дисциплины выделяются история визант. искусства (см. в ст. Искусствоведение ) и визант. археология (см. в ст. Византийская империя ). Как исследовательское направление В. развивалось в тесной связи с др. разделами исторической науки: антиковедением, медиевистикой, неоэллинистикой, славяноведением , востоковедением, кавказоведением, археологией, классической филологией, а также с патрологией , литургикой . В данном очерке представлена история научного изучения феномена Византии с преимущественным вниманием к церковно-исторической проблематике. Период накопления материалов и их первоначального освоения (XV-XVI вв.) Начало зарождения интереса к визант. истории и культуре в Европе относится к эпохе Ренессанса, периоду общего подъема науки, возрождения интереса к античности и истории Др. Рима. Одним из первых произведений, где содержалась информация о визант. истории, стал труд итальянца Ф. Бьондо «Исторические декады от падения Римской империи» (Venetiis, 1483). Его ученик Лет Помпоний создал «Историю цезарей», в к-рой излагалась история III-VII вв. и впервые была высказана мысль, что именно Вост. Римская империя стала единственной наследницей гос. традиции после падения Рима в V в. В 1456 г. Н. Сагундино (Sagundino, 1402-1464?) написал трактат «De origine et rebus gestis Turcarum» (О происхождении и деяниях турок), первую в европ. науке работу по тур. истории, где история поздней Византии была рассмотрена в связи со средиземноморской политикой последних столетий ее существования. В XV-XVI вв. начинается коллекционирование визант.

http://pravenc.ru/text/158430.html

Статистика Успенский Федор Иванович Фёдор Иванович Успенский (7 (19) февраля 1845, Горки Галичского уезда Костромской губ. — 10 сентября 1928, Ленинград) — русский византинист, академик АН СССР (1925; академик РАН с 1917, академик Петербургской АН с 1900). В 1894—1914 годы директор Русского археологического института в Константинополе (Османская империя). В 1921—1928 годы председатель Российского Палестинского Общества. Главный труд — «История Византийской империи». Родился в 1845 г. в Костромской губернии. В 1854—1860 гг учился в г. Галиче, ныне Костромской области. Окончил курс на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Вскоре после того напечатал первую свою работу «Первые славянские монархии на северо-западе» (1872). Защитив магистерскую диссертацию «Никита Акоминат из Хон» (1874), был избран в штатные доценты советом Новороссийского университета и в этом звании ездил для научных занятий за границу (главным образом во Францию и в Италию). В 1879 году защитил докторскую диссертацию «Образование второго болгарского царства», после чего был избран профессором Новороссийского университета. В 1890 году утверждён ординарным академиком Академии наук сверх штата. По его инициативе возник в Константинополе русский археологический институт, директором которого Успенский состоял с 1894 года. Он же основал при нем ученый печатный орган — «Известия русского археологического института в Константинополе», в котором также помещено несколько его исследований (например, о военном устройстве в Византии, о византийской табели о рангах, о церковных имуществах и т. п.) и отчетов о деятельности института. Из Константинополя Успенский совершил несколько археологических экскурсий, из которых особенно важна по своим результатам поездка в Сирию и Палестину. С самого начала своей учёной деятельности Успенский специализировался на изучении истории Византии и югославянских стран. Этому предмету была посвящена и его вступительная лекция в университете: «О значении византийских занятий в изучении средневековой истории» («Записки Новороссийского Университета», т. XVI). Во время заграничной командировки внимание его тоже было сосредоточено на византийских и славянских рукописях, о чем свидетельствуют его статьи в «Записках Новороссийского Университета» и «Журнале Министерства народного просвещения» за 1877—1879 гг. В этих же двух изданиях он и впоследствии помещал свои многочисленные исследования и рецензии. Среди них особое внимание обращают на себя работы по истории землевладения (к этому же разряду относится работа его о пронии; см. XXV, 445). Некоторые статьи Успенского посвящены русской истории и восточному вопросу. В 1891—1892 гг. он поместил в «Журнале Министерства народного просвещения» ряд весьма ценных «Очерков по истории византийской образованности», которые вышли и отдельной книгой. Читал ряд рефератов на археологических съездах.

http://lib.cerkov.ru/authors/185

Археологи нашли доказательства жизни иудеев возле Галилейского озера 1500 лет назад 18 декабря, 2015. Новостная служба На плите по-арамейски иудейским письмом высечена надпись 18 декабря. ПРАВМИР. Израильские археологи при раскопках на берегах Галилейского моря нашли мраморную плиту, возраст которой оценивается в 1500 лет.   Раскопки шли на месте древнего города Курси. До сих пор у ученых не было достоверных доказательств того, что евреи в библейские времена жили на берегах озера. Эта находка подтверждает, что 1500 лет назад иудеи жили возле Галилейского озера, сообщает Breaking Christian News. На плите по-арамейски иудейским письмом высечена надпись. Расшифровать удалось пока лишь два слова – «аминь» и «marmaria». Последнее, вероятно, относится к Богородице. Курси — древний город, представляющий сейчас руины большого византийского монастыря в Израиле, который просуществовал здесь вплоть до вторжения арабских армий в VII веке. В VIII веке  город был разрушен землетрясением. Сейчас на этом месте расположен Израильский национальный парк. Византийская империя первая приняла христианство как официальную религию в 324 г.н. э. и тут же начала строить святыни. Святая Елена мать императора Константина отправилась в землю, где жил и проповедовал Иисус, дабы увековечить памятные места. Прибыв в Святую землю, она осмотрела такого рода места и распорядилась о начале строительства церквей и монастырей. Одной из строек и стал монастырь Курси. Это место стало святым благодаря чудесам, которые сотворил здесь Иисус Христос, укротивший бурю на Галилейском озере и исцеливший Гадаринского бесноватого. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 сентября, 2020 9 июля, 2019 3 декабря, 2018 26 ноября, 2018 15 августа, 2017 8 августа, 2017 5 августа, 2016

http://pravmir.ru/arheologi-nashli-dokaz...

Археологи призывают ЮНЕСКО защитить собор Святой Софии Константинопольской 07.09.2022 14:34:58 АФИНЫ Греческие археологи призывают ЮНЕСКО защитить собор Святой Софии Константинопольской, религиозный и культурный объект в современном Стамбуле, Турция, которому уже почти 1500 лет, сообщает Седмица.ru со ссылкой на сайт Смитсоновского института. Собор Святой Софии, один из самых популярных туристических объектов Турции, с 1985 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако в последние годы здание византийской эпохи стало чаще подвергаться вандализму и повреждениям. В открытом письме генеральному директору ЮНЕСКО Одри Азуле на прошлой неделе члены Ассоциации греческих археологов попросили организацию «решительно вмешаться, чтобы изменить текущую ситуацию». В июле 2020 года Верховный суд Турции лишил Собор Святой Софии статуса музея, разрешив использовать его в качестве действующей мечети. В последние годы, как утверждают археологи, лица, управляющие историческим памятником, допустили беспрепятственный вход в здание «неконтролируемого потока посетителей», не принимая во внимание художественную и историческую значимость объекта. «Оттоманские деревянные дверные полотна Императорских ворот были повреждены, покрытия стен соскоблены и удалены, фонтаны и двери использовались для хранения обуви, мраморные плиты пола были разрушены», — пишут археологи в письме. — «Уникальные византийские мозаики остаются закрытыми и невидимыми. Археологический надзор остался за пределами памятника». В письме упоминается несколько инцидентов, которые попали в заголовки газет после решения суда 2020 года. Ранее этим летом тяжелая уборочная техника повредила мраморные полы собора Святой Софии. А до этого, в апреле, группа турецких искусствоведов опубликовала в Твиттере фотографию, на которой видны повреждения 23-футовых Императорских ворот здания. Если кто-либо не вмешается в ситуацию вокруг храма, археологи видят перед собором Святой Софии «мрачные перспективы», пишут они в письме. Построенное под руководством императора Юстиниана I между 532 и 537 годами нашей эры здание служило христианским собором — самым большим в мире — более 900 лет. В 1453 году, когда Османская империя захватила Константинополь, собор был обращен в мечеть. Позже, в 1935 году, турецкий лидер Мустафа Кемаль Ататюрк объявил его музеем.

http://radonezh.ru/2022/09/07/arheologi-...

Разделы портала «Азбука веры» 16 Янв 2023 Строительство метро в Салониках привело к открытию археологических находок византийского и других периодов истории города В Избранное При строительстве станций «Венизелос» и «Агия София» метро Салоников, расположенных в пределах исторического центра города, археологи обнаружили более 130 000 археологических сокровищ разных периодов истории города, пишет «Cедмица.RU» со ссылкой на Heritage Daily. Метро следует через Салоники по оси главного исторического проспекта, который начинался у Золотых ворот, сегодняшней площади Вардарио, и заканчивался у ворот Кассандры, сегодняшней площади Синтривани. Команда, проводившая раскопки на станции «Венизелос», обнаружила декуманус (дорогу, ориентированную с востока на запад, которая была одной из основных магистралей через город), а также византийскую аллею и архитектурные остатки зданий 15–17 веков. Раскопки на станции «Агия София» выявили фундаменты эллинистических и римских построек, таких как нимфеум, мощеная мрамором площадь, крупная мозаика с геометрическими узорами, мощеная дорога с колоннадами, баня, отапливаемая системой гипокауст (теплый пол), а также ряд магазинов и мастерских византийского периода. Салоники были основаны около 315 г. до Р. Х. царем Македонии Кассандром, который назвал город в честь своей жены Фессалоники, сводной сестры Александра Македонского. Фессалоники служили основным портом для регионов Македонии и Фракии в античный и средневековый период. Эту же функцию город исполняет и в современной Греции. После падения Македонского царства в 168 г. до Р. Х. Римская республика переименовала город в Фессалонику. Город стал важным торговым центром на Виа Эгнатия, римской дороге, которая соединяла Византий (позже Константинополь ) с Диррахием. С разделением Римской империи на тетрархию императором Диоклетианом в 293 г. Салоники стали столицей территории, управляемой императором Галерием Максимианом Цезарем, который построил здесь множество общественных и государственных зданий, в том числе императорский дворец, новый ипподром, триумфальную арку и мавзолей. С первых лет существования Византийской империи Салоники считались вторым городом империи после Константинополя. Город имел население около 150 000 человек к середине XII века, когда Империя Ромеев находилась под властью императоров из династии Комнинов. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/stroitelstvo-metro...

Реконструкция базилики " Крузе " 13 августа 2013 г. 15:25 На территории заповедника «Херсонес Таврический» завершились раскопки базилики «Крузе» Базилика «Крузе», с которой началась в 1827 году херсонесская археология, была построена во время правления византийского императора Юcmuhuaha I, около середины V века. Эта версия нашла подтверждение в ходе работ последней экспедиции по исследованию базилики, а так же в процессе исследования нынешних и прошлых находок.  «Самое важное, мы открыли помещение пристроенное к храму с внешней северо-восточной стороны, вероятно, предназначенное для хранения церковных предметов. Уникальное здание базилики «Крузе» выглядело иначе, чем представляли до сих пор все исследователи» - о новых открытиях и завершении очередного полевого сезона «Церковному вестнику» рассказал  кандидат исторических наук, старший научный сотрудник  Крымского филиала Института археологии НАН Украины, руководитель экспедиции по исследованию базилики «Крузе» Сергей Ушаков. Автор и соавтор более ста пятидесяти научных работ Сергей Ушаков  работает в Херсонесе с 1987 г. Исследования базилики «Крузе» ученый считает уникальным случаем для христианской археологии, когда есть возможность достоверно ответить на вопрос – когда был построен храм, описать его архитектурные особенности и достоверно, хотя бы виртуально его восстановить. А значит и представить ту эпоху, когда набирала силу Византийская империя как христианское Православное Государство. Среди уникальных находок экспедиции Сергей отметил фрагмент расписного краснофигурного кратера 5 в. до н.э., посвятительную надпись египетской триады богов (Исида, Серапис и Анубис) эпохи эллинизма, серебряную чашу для причастия с греческой надписью, клад монет (547 ед.) и др.  «Эти и другие находки принадлежат не только мне, а всему коллективу экспедиции (которую тогда возглавлял М.И. Золотарев)» - подчеркнул археолог. В 2014 году археологическая экспедиция по исследованию района базилики «Крузе» продолжит свою работу. Справка: Базилика «Крузе» обнаружена экспедицией морского офицера Карла Крузе в 1827 году. Однако, эпидемия чумы в Севастополе не позволила ученым приступить к раскопкам. Лишь в 2005 году по инициативе Национального заповедника «Херсонес Таврический», Крымского филиала Института археологии Национальной академии наук Украины и филиала Московского государственного университета в Севастополе ученые приступили к долгосрочным полевым работам.   Участники экспедиции тщательно изучают каждый сантиметр археологического объекта. Им помогают студенты и школьники Украины и России.       13 августа 2013 г. 15:25 HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/news/bazilika_kruze_...

Наше знание права и системы управления ранневизантийского времени прежде всего основывается на Кодексе Феодосия (Codex Theodosianus) 67 и великом законодательном труде Юстиниана, из которого для византиноведов особенно важны Кодекс Юстиниана и новеллы 68 . О чиновной структуре ранневизантийского государства сообщают возникшие в первой половине V в. Notitia dignitatum 69 и составленная в середине VI в. книга о магистратах Иоанна Лида 70 . Только во фрагментах сохранились сочинения Петра Патрикия , который с 539 по 565 г. занимал пост магистра оффиций (magister officiorum) 71 . Особенно важны составленные им описания порядка венчания на царство в V и VI вв., которые Константин VII Багрянородный включил в свой трактат о церемониях (кн. I, гл. 84–95). К концу VI или началу VII в. относится знаменитый военный справочник, сохранившийся под названием «Стратегикон Маврикия» (или Псевдо-Маврикия). Он важен не только для истории военного искусства византийцев, но и особенно для истории других народов (персов, тюрков, аваров, славян и антов, франков и лангобардов), о способе ведения войны которых, а также и о прочих обычаях здесь приводятся чрезвычайно ценные сведения 72 . Что касается нумизматического и сигиллографического материала, назовем здесь в качестве основных публикаций (в том числе и для последующих разделов) следующие: Sabatier J. Description générate des monnaies byzantines. Paris, 1862. 2 vol. (репринт: 1930); Wroth W. Catalogue of the Imperial Byzantine Coins in the British Museum. London, 1908. 2 vol.; Толстой И.И. Византийские монеты (Monnaies byzantines). СПб., 1912–1914. Вып. 1–9 [Вып. 10: Барнаул, 1991]; Goodacre N. Handbook of the Coinage of the Byzantine Empire. London, 1928–1933.3 vol.; Schlumberger G. La sigillographie byzantine. Paris, 1884; Панченко Б. А. Каталог моливдовулов коллекции Русского Археологического Института в Константинополе//И РАИ К 8 (1903). С. 199–246; 9 (1904). С. 342–396; 13 (1908). С. 78–151; K ωνσταντινπουλος Κ. Βυζαντιακ μολυβδβουλλα. A θναι , 1917; Laurent V. Documents de sigillographie byzantinë La collection С Orghidan. Paris, 1952. О рассеянных в специальной литературе отдельных публикациях монет и печатей, количество которых в последнее время быстро возрастает, см. приведенные на с. 15 (прим. 1) обзоры В. Лорана. 1. Христианизированная Римская империя

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первостепенными историческими документами являются многочисленные письма патриарха Николая Мистика 487 , а также два письма Романа Лакапина 488 к Симеону Болгарскому, поскольку они проливают свет на византийско-болгарские связи в критический период с 913 по 925 г. Для византийско-болгарских отношений во времена Льва VI особый интерес представляет переписка посла этого императора, Льва Хиросфакта, с болгарским царем Симеоном 489 . К важнейшим византийским источникам всех времен относятся трактаты Константина VII : «О фемах» (De thematibus), историко-географическое описание византийских провинций, в основном, правда, взятое из более древних сочинений, прежде всего Иерокла 490 ; единственный в своем роде важный трактат о землях и народах, с которыми Византийская империя входила в соприкосновение (De administrando imperio) 491 , и обширная «Книга церемоний» (De caerimoniis aulae byzantinae), подлинная сокровищница исторических и археологических знаний 492 . Эти труды вбирают материалы различных эпох, и их следует привлекать также и для предшествующих разделов. В «Книгу церемоний» включен «Клиторологий» Филофея, сообщающий нам о византийской системе чинов около 900 г. 493 Перечни рангов византийских чиновников содержат также «Тактикой» Успенского времен Михаила III и Феодоры (845–856) 494 и возникший между 921 и 934 гг. обширный «Тактикой» Бенешевича 495 . Искусству ведения войны посвящена «Тактика» Льва VI . Она восходит к «Стратегикону» Псевдо-Маврикия и, кроме того, задействует материал более позднего законодательства и военный опыт первого периода правления Льва VI 496 . Подобное сочинение представляет собой также т.н. «Собрание тактик» (Sylloge Tacticorum), вероятно, восходящее к середине X в. 497 О хозяйственной жизни Константинополя и о системе византийских корпораций эпохи Македонской династии повествует «Книга эпарха» – собрание постановлений, принятых византийским государством для регулирования торговли и ремесленного производства 498 . Пожалуй, следует согласиться, что основная часть этого сборника относится ко времени Льва VI, хотя он, несомненно, содержит и более поздние добавления, относящиеся ко времени Никифора II Фоки, а возможно, даже и Иоанна Цимисхия 499 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ф. И. свою вступительную лекцию (1875) посвящает «значению византийских занятий в изучении средневековой истории». 12 Ее основная мысль та, что Византия не должна долее оставаться загадкой во всемирной истории, что ч( восточно-европейский или греко-славянский мир... заслуживает по меньшей мере столь же усердного изучения, как и романо-германский мир; без тщательного изучения этого мира событиям средневековой истории по необходимости придается ложный свет л неверное толкование». Мало того, Ф. И. даже утверждает, что «Восток или собственно Византийская империя несравненно более имеет заслуги в деле распространения цивилизации, духовного и нравственного воспитания народов, чем Запад». Византийская империя до сих пор больше слышала себе упреков и порицаний, чем вызывала беспристрастных исследований. И Ф. И. останавли- вается, «во-первых, на заслугах Византийской империи в пользу европейского человечества, во-вторых, на некоторых явлениях средневековой истории, которые могут быть понятны и правильно объяснены только при посредстве византийских занятий, – обстоятельства, несомненно требующие от исторической науки большей внимательности к Византии, чем какая оказывается ей до сих пор «. «Историческая наука не должна забывать и тех великих пожертвований, которые Византия принесла на пользу всей Европы, представляя в себе оплот цивилизации... Византия сделала для восточно-европейского мира с большим самоотвержением то же самое, что Рим для западного». По мнению Ф. И., «для беспристрастной и правильной оценки многих событий и явлений средневековой истории византийские занятия имеют еще мало оцененное Значение». «Должно ли и в России относиться к Византии, как к второстепенному отделу всеобщей истории, знакомство с которым не важно и не любопытно, притом же обременительно?». Ровно через 20 лет, в 1895 г. Ф. И. в речи при открытии Русского археологического института в Константинополе 13 будет настаивать на том же: вопрос о Византии – основная задача русской науки. Византийские занятия представляют двоякий интерес: теоретический – общенаучный, и практический – национально русский.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В высшей степени, однако, сомнительно, чтобы дальнейший шаг к завладению всей предбалканской Болгарией сделан был болгарами так скоро, как это изложено у историка Феофана. Первой задачей болгар было, конечно, подчинение независимых славянских племен в предбалканской Болгарии и защита своих границ. На юге в особенности следовало укрепить балканские проходы и обезопасить себя со стороны империи. Согласно этой цели племя северян поселено было у прохода Берегава или Рашкого для защиты и наблюдения самой важной позиции; другие племена защищали южные и западные границы со стороны аварского царства. Что касается Аварского каганата, имевшего расположение между Дунаем и Тиссой, то он был к тому времени значительно ослаблен двояким движением среди славян в VII в.: со стороны Кувера в Македонии и со стороны Само в Чехии и Словакии. Дальнейшим шагом к утверждению болгар на Балканах было основание ими хринга или укрепленного аула поблизости от Шумлы, в местности Абоба. Остатки этого укрепления, в котором была столица болгарских ханов прежде основания ими новой столицы при самой подошве Балканских гор в так называемой Великой Преславе (ок. 821г.), сделались предметом подробного изучения со стороны Русского археологического института в Константинополе и бросили обильный свет на славянские древности. Но, прежде чем сообщить результаты сделанных наблюдений над раскрытой раскопками института болгарской столицей, проведем несколько дальше внешнюю историю болгарского ханства. Преемники Аспаруха до конца VII в., имя которых не сохранилось в древнем перечне, очень хорошо поняли необходимость передвижения от берегов Дуная к югу и, укрепившись на обширной равнине, представлявшей больше удобства для содержания и пастбища коней, начали, по выражению византийского летописца, шириться и надменно относиться к соседям, и грабить, и подчинять себе принадлежавшие империи селения и крепости. Чтобы обезопасить себя против новых соседей, которые начали угрожать своими наездами фракийским городам, империя принуждена была согласиться платить болгарам ежегодную дань (679).

http://sedmitza.ru/lib/text/442820/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010