Особую роль в церковной и придворной культуре В. и. играл К-поль. Развитие археологии В. и. во мн. зависит от его изучения: из 500 храмов и мон-рей здесь сохранилось менее 10%, причем утрачен и ряд основных сооружений. Из-за этого, несмотря на многолетние раскопки, ранний К-поль известен хуже, чем древние Рим или Афины. Столица Византии во многом остается неизвестным городом: его детали археологически изучены, но связь между ними устанавливается с трудом. Натурное изучение К-поля за последние десятилетия в сравнении с др. районами В. и. продвигается медленнее, открытия здесь малочисленны и случайны (среди исключений - новые раскопки субструкций Большого дворца). Нек-рые эпохи (лат. правление; время Палеологов) изучают гл. обр. по письменным источникам. Несмотря на активную реставрацию в городе и проводимые там в посл. время конференции по истории Византии (Х Конгресс византинистов в Стамбуле, семинар «Византийский Константинополь»), все еще нет археологического ин-та, специально изучающего визант. период, аналогичного дореволюционному РАИК или Американской школе в Афинах, не сложилась школа урбанистической археологии. Только в кон. 90-х гг. был поставлен вопрос о комплексном изучении К-поля (симпозиум в ин-те Дамбартон-Окс, 1998 г.; публикация: Constantinople: The Fabric of the City//DOP. 2000. Vol. 54), включающем изучение места античного наследия в эволюции города, структурную перестройку в средневековье, влияние визант. инфраструктуры на развитие тур. Стамбула. Новый подход, отличный от «топографического» метода (восходит к Жилле и Дюканжу, представлен в работах В. Мюллер-Винера и А. Бергера), предполагает не только сравнение результатов натурных исследований ключевых сооружений с текстами, но и их связь с историей частей города, сохранившихся в исламизированном виде (сады Магнаны в комплексе дворца Топкапы; термы, превращенные в хаммам (тур. баня), и т. д.). В последние годы «белые пятна» в изучении города (окружение сохранившихся памятников, монастырское и дворцовое строительство) пытаются заполнить.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Фессалоника) Стремительно растет значение антропологических исследований, поскольку зачастую они составляют основной комплекс сведений при раскопках рядовых некрополей, где нет остатков монументальной архитектуры, саркофагов, мемориальных знаков и т. д. Естественно-научный анализ костных останков позволяет провести исследование не только половозрастного состава погребенных, но и предположить систему питания и род занятий усопшего, предположить его социальный статус, полученные при жизни травмы, причины смерти и т. п. (напр., анализ зубной эмали позволил определить, что основу питания жителей деревень ранневизант. эпохи в Иордании (Саад и Ясила) составляли зерновые). В Иордании важные сведения по антропологии раннехрист. некрополя получены в Хирбет-эс-Самре (древняя Хатита к северу от Аммана, раскопки 90-х гг. XX в.), где изучено ок. 150 погребений VI-VII вв. на кладбище, за городской стеной. Они совершены в плитчатых могилах, имеют ориентировку запад-восток и отмечены вертикальными стелами; на большинстве (875 экз.) сохранился знак креста, иногда краткая надпись по-гречески; сохранилась часть погребального инвентаря (нательные крестики и иные ювелирные изделия (в т. ч. золотые), монеты, изделия из бронзы, железа и кости, керамические лампы, сосуды из стекла). Особенность этого некрополя - очень ранний ср. возраст погребенных, ок. 17 лет. Из последних работ по ранневизант. погребальной археологии важен окончательный отчет о работах в Хисбане, где дана сравнительная типология гробниц Палестины и Иордании ( Krug H. P. Comparative Roman and Byzantine Tombs in Transjordan//The Necropolis of Hesban: A Typology of Tombs/Ed. S. D. Waterhouse. Berrien Springs (Mich.), 1998). V. Археология церковной утвари и реликвий - одно из самых старых и традиц. направлений визант. археологии. Основная тенденция в изучении визант. церковной утвари сегодня - переход от анализа и интерпретации отдельных выдающихся произведений прикладного искусства к созданию системных и региональных сводов артефактов, а также применение более строгого источниковедческого подхода к их атрибуциям.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Возможности визант. археологии в реконструкции системы торговли показал симпозиум 2004 г. в Оксфорде «Торговля Византии (IV-XII вв.): Недавние археологические работы» (Byzantine Trade (4th-12th c.): Recent Archaeological Work). Для ранневизант. периода систему связей восстанавливают на основе анализа перевозок на большие расстояния зерна, амфор с вином и оливковым маслом, художественной столовой посуды. Удается проследить также местные торговые операции; организацию городской торговли; производство и циркуляцию товаров из металлов, слоновой кости, шелка, стекла и керамики. Товары из Византии обнаруживаются в Британии, на Красном и Чёрном морях, даже в Китае. Набор товаров и направление торговых путей устанавливают, картографируя точки кораблекрушений и находки керамической тары (амфор: Peacock D. P. S. , Williams D. F. Amphorae and the Roman Economy. L.; N. Y., 1986); изучаются и торговые кварталы отдельных городов (Скифополь, Александрия). Визант. археология способна освещать вопросы распространения продуктов визант. производства с т. зр. истории культурного влияния Византии на формирование новых христ. гос-в, особенно в Вост. Европе. В числе важных примеров - культура Великой Моравии X-XI вв., во мн. воспринявшая художественные и технические достижения Византии, и культура Др. Руси. Памятники археологии В. и. раскрывают влияние Византии на становление культур Сев. Европы, в т.ч. Англии и Скандинавии, и ее посредническую роль в переносе на Запад элементов культуры ислама. Интерес к этим процессам отражен в программах крупных симпозиумов. Артефакты из Греции достигали побережья Швеции (Бирка) и Исландии; в Скандинавию доставлялись церковные атрибуты из Византии (крест с Деисусом найден в саркофаге датской королевы Дагмар, † 1200); монеты императоров Византии X-XI вв. служили образцом для скандинавских и древнерус. монет, а рельефные орнаменты, восходящие к греч. прототипам Х в. (барабан ц. Осиос Лукас в Фокиде), легли в основу 400 вотивных стел с изображениями креста на Голгофе, собранных в Вестергётланде. Доходили до Скандинавии и визант. свинцовые печати имп. чиновников и церковных иерархов.

http://pravenc.ru/text/372678.html

XX в. С. Страйкер работал в Мирелейоне (Бодрум-джами) с некрополем Палеологов в основании храма и в Календерхане-джами (с 1966, совместно с Д. Кубаном). Важнейшим шагом в изучении ранневизант. эпохи стали раскопки на Сарахане, открывшие остатки богатейшего храма св. Полиевкта, построенного в VI в. Аникией Юлианой (Р. М. Харрисон, Н. Фиратли, 1964-1969). Крупные открытия в М. Азии связаны с Эфесом , где в 50-70-х гг. XX в. был раскопан Британским ин-том в Анкаре (под рук. М. Гофа) уникальный комплекс Алахан-манастыр (V в.) (среди находок - эпитафия архит. Тарасия, 462 г.); зафиксированы пещерные памятники Каппадокии, традиц. считавшиеся монастырскими (Н. Тьерри, Л. Родли, Тетерятникова). Их временная атрибуция была верно указана еще Я. И. Смирновым (в основном не ранее X в.); в наст. время установлено, что скальные храмы были частью сложной социальной структуры, они располагались вблизи узлов дорог, скоплений деревень и городов, зависели от местных ктиторов, поэтому ставится вопрос о сплошной проверке принадлежности скальных каппадокийских церквей к монастырским постройкам. После второй мировой войны изучение визант. археологии ускорилось, с одной стороны, благодаря важнейшим издательским проектам «Археологические тетради» (Cahiers archéologiques; с 1948, Париж) и «Словарь византийского искусства» (Reallexicon zur byzantinische Kunst, с 1964, Штутгарт), с др.- включению в работу новых ин-тов из США, располагавших значительными материальными средствами. Так, Мичиганский и Принстонский ун-ты организовали ряд больших экспедиций (в мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 50-60-е гг. XX в.). Принстон сохранял значение основного центра изучения визант. археологии в США до 50-х гг. XX в. (в наст. время в основном архитектуры под рук. С. Чурчича), позже - центр Гарвардского ун-та Дамбартон-Окс, систематически проводящий археологические и иные работы в разных областях Византии, имеющий хорошее собрание древностей, архив и одну из лучших б-к по византинистике, организующий ежегодные симпозиумы, публикующий периодические и серийные издания.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Эта могущественная империя, возникшая на развалинах сокрушенных ею древних царств Ассирии, Вавилона, Египта, предназначена была потом в истории всемирной цивилизации служить связующим звеном между преданиями раннего просвещения этих народов и классической Грецией, от которой ведет свое начало цивилизация европейская. Народности юго-западной Азии, сначала семтические, потом персидская, в течение столетий оказывали влияние на Грецию, самое многостороннее, столько же в практическом быту, в усвоении удобств жизни, в насаждении и разведении на греческой почве культурных растений и домашних животных, сколько и в отношении умственном, в мифологии и художествах, как, например, в развитии культа Афродите, Геркулесу, Аполлону, доже в атрибутах при некоторых божествах, каковы павлин при Гере или Юноне, или белые голуби при Афродите 246 , наконец самые подробности в некоторых формах греческого искусства, как, например, ложчатые стволы колонн и завитки ионической капители, находят себе оригиналы в первооборазах искусства ассирийского и финикийского 247 , усвоенных и зодчими Персидского царства (Коссов. Inscript. Archetypa65, 100, 101:124). В отплату за влияния Востока на Грецию, запечатленные, наконец, тяжелой рукой персидских погромов, завоевания Александра Македонского, дав широкую историческую основу общению Европы с Азией и Африкой, открыли новые пути для обратного течения влияний греческой цивилизации уже с запада на восток. Баснословные сказания об этом завоевателе, сложенные из разных элементов, восточных и западных, и сначала обработанные на классической почве греко-римской, были перенесены в этой уже обработке в литературу персидскую, откуда через Византию и Аравитян распространились в средние века почти по всей Европе 248 . Новейшие исследования по средневековой литературе и древнехристианской археологии, указывая в том и другом несомненные следы восточного происхождения, придают новую цену юго-западной Азии и той же Персии, в которой долгий период владычества Сассанидов (226–642 по Р. Х.) оказал громадное содействие в передаче восточных преданий, верований и представлений европейским народам, частью посредством азиатских дикарей, нахлынувших в Европу в эпоху так называемого нашествия народов, частью через Византию, по ее постоянным сношениям с Сассанидами. Такими путями, между прочим, объясняется не только общий стиль византийского искусства, обремененный украшениями, но и множество мелких подробностей в орнаментах, как византийских, так и в романских, напоминающих чудовищные сочетания человеческих форм со звериными, встречаемые в древнейших памятниках искусства юго-западной Азии. Как далеко и в каком обилии разносились по свету изделия сассанидских мастеров, можно судить по тому, что замечательные образцы этого искусства из серебра и золота довольно часто попадаются в курганах по разным концам России.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Разделы портала «Азбука веры» 16 Янв 2023 Строительство метро в Салониках привело к открытию археологических находок византийского и других периодов истории города В Избранное При строительстве станций «Венизелос» и «Агия София» метро Салоников, расположенных в пределах исторического центра города, археологи обнаружили более 130 000 археологических сокровищ разных периодов истории города, пишет «Cедмица.RU» со ссылкой на Heritage Daily. Метро следует через Салоники по оси главного исторического проспекта, который начинался у Золотых ворот, сегодняшней площади Вардарио, и заканчивался у ворот Кассандры, сегодняшней площади Синтривани. Команда, проводившая раскопки на станции «Венизелос», обнаружила декуманус (дорогу, ориентированную с востока на запад, которая была одной из основных магистралей через город), а также византийскую аллею и архитектурные остатки зданий 15–17 веков. Раскопки на станции «Агия София» выявили фундаменты эллинистических и римских построек, таких как нимфеум, мощеная мрамором площадь, крупная мозаика с геометрическими узорами, мощеная дорога с колоннадами, баня, отапливаемая системой гипокауст (теплый пол), а также ряд магазинов и мастерских византийского периода. Салоники были основаны около 315 г. до Р. Х. царем Македонии Кассандром, который назвал город в честь своей жены Фессалоники, сводной сестры Александра Македонского. Фессалоники служили основным портом для регионов Македонии и Фракии в античный и средневековый период. Эту же функцию город исполняет и в современной Греции. После падения Македонского царства в 168 г. до Р. Х. Римская республика переименовала город в Фессалонику. Город стал важным торговым центром на Виа Эгнатия, римской дороге, которая соединяла Византий (позже Константинополь ) с Диррахием. С разделением Римской империи на тетрархию императором Диоклетианом в 293 г. Салоники стали столицей территории, управляемой императором Галерием Максимианом Цезарем, который построил здесь множество общественных и государственных зданий, в том числе императорский дворец, новый ипподром, триумфальную арку и мавзолей. С первых лет существования Византийской империи Салоники считались вторым городом империи после Константинополя. Город имел население около 150 000 человек к середине XII века, когда Империя Ромеев находилась под властью императоров из династии Комнинов. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/stroitelstvo-metro...

1841 . Погодин П. Обзор источников по истории осады и взятия Византии турками в 1453 г//ЖМНП. – 1889. – Ч. 264. – Август. – С. 205–258. 1842 . Подосинов А. В. Картография в Византии (К постановке вопроса)//ВВ. – 1993. – Т 54. – С. 43–48. 1843 . Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237)/Пер. с нем. А. В. Назаренко, под ред. К. К. Акентьева. – СПб.: Византинороссика, 1996 (Subsidia Byzantinorossica, 1). – ХХ, 572 с. 1844 . Покровский М. Греки в Италии и возрождение платоновской философии//Книга для чтения по истории средних веков/Под. ред. П. Г. Виноградова. Изд. 4-е. – М., 1914. – Вып. 4. – С. 220–248. 1845 . Покровский М. Симеон, царь болгарский. Четвертый крестовый поход и Латинская империя//Книга для чтения по истории средних веков/Под. ред. П. Г. Виноградова. Изд. 4-е. – М., 1912. – Вып. 2. – С. 223–248, 602–621. 1846 . Покровский М. Турки в Европе и падение Византии//Книга для чтения по истории средних веков/Под. ред. П. Г Виноградова. Изд. 4-е. – М., 1914. – Вып. 3. – С. 553–580. 1847 . Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. – СПб., 1892. – 408 с. (М., 2001). 1848 . Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. – СПб., 1999. 1849 . Покровский Н. В. Памятники христианской архитектуры//Очерки памятников христианского искусства. – СПб.: Лига Плюс, 2000. – С. 331–412. 1850 . Покровский Н. В. Происхождение древнехристианской базилики. Церковно-археологическое исследование. – СПб., 1880. – 212 с., 10 табл. 1851 . Покровский Н. В. Церковная археология в связи с историею христианского искусства. – Пг, 1916. – 226 с. 1852 . Полевой В. М. Искусство Греции. – М., 1973. – Т. 2: Средние века. – 350 с., илл. 1853 . Половой Н. Я. К вопросу о первом походе Игоря против Византии (Сравнительный анализ русских и византийских источников)//ВВ. – 1961. – Т. 18. – С. 65–104. 1854 . Половой Н. Я. О дате второго похода Игоря на греков и поход русских на Бердаа//ВВ. – 1958. – Т 14. – С. 138–147.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Австрия. Со 2-й пол. XIX в. Вена становится крупным центром византийских исследований. Достижения филологов в области издания текстов дали импульс археологии и истории искусства. Целью «филологической археологии» было выявление и издание свидетельств письменных источников о памятниках архитектуры и искусства, о топографии Константинополя и других городов. В Вене гёттингенский экстраординарный профессор искусства и истории искусства Фридрих Вильгельм Унгер (1810–1876) первым опубликовал cboдkV источников по истории византийского искусства (в основном о Константинополе) 2021 , – эту работу, опубликованную уже посмертно, можно считать предшественницей современного хорошо известного издания С. Манго 2022 . Здесь же известный европейский исследователь наследия Леонардо да Винчи Йоганн Пауль Рихтер (1847–1937) опубликовал собрание источников о церковных и светских архитектурных сооружениях византийской столицы 2023 . Полевая работа началась к концу XIX в. Среди австрийских историков искусства самой крупной фигурой был неоднократно упомянутый Йозеф Стриговский, разносторонняя деятельность которого выходит за рамки искусствознания. Скорее, пользуясь современной терминологией, его можно было бы назвать культурологом, создателем широких историко-культурных теорий. Будущий ученый родился в Галиции, в местечке Бельско-Бяла (Австро-Венгерская империя, совр. Польша), изучал классическую археологию и историю искусства в Вене, Берлине и Мюнхене, раннехристианскую археологию – в Риме в 1885–1889 гг. С 1892 г. Стриговский возглавлял кафедру истории искусства в Университете Граца, в 1909 г. унаследовал кафедру истории искусства Викхофа в Венском университете. Он предпринял ряд экспедиций: в Грецию, Константинополь, Армению, в Малую Азию, Иорданию, Сирию, в 1894–1895 гг. изучал коптское искусство в Египте, составил каталог христианской коллекции Каирского музея. Постепенно сложилось его представление о ведущей роли восточных провинций империи в формировании византийского искусства, которое он изложил в книге «Восток или Рим». Резкая, наступательная манера вести полемику создала Стриговскому репутацию «Аттилы истории искусства».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цепочки с подвесками. XI-XIII вв. Курган у пос. Челмужи Медвежьегорьского р-на Карелии. Раскопки Г. П. Гроздилова. 1948 г. (ГЭ) Цепочки с подвесками. XI-XIII вв. Курган у пос. Челмужи Медвежьегорьского р-на Карелии. Раскопки Г. П. Гроздилова. 1948 г. (ГЭ) В IX-X вв. дружины варягов оседали в торгово-ремесленных центрах на магистральных торговых путях (Ладога, Рюриково городище, Гнёздово, Тимерёво), по социально-экономическому облику близких к прибрежным центрам Сев. Европы и Скандинавии (Бирка, Дорестад, Хедебю). Их общие признаки - наличие торга, близость водного пути, обширная заселенная площадь при нерегулярной застройке, следы ремесленного производства, обилие привезенных вещей, особенно с исламского Востока, клады дирхемов и украшений. Типологическое и хронологическое сходство исторических процессов, проходивших на Руси и в Скандинавии, создало условия для этнокультурного синтеза в слоях знати обоих регионов, что отражено в общности погребального обряда, вооружения, одежды. В Скандинавию пришли восточноевроп. элементы конской сбруи и вооружения, наборные пояса из южнорус. степей, венг. сумки-ташки, части костюма, ткани, серебряные шейные гривны и др. Космополитизмом дружинной культуры объясняется распространение на территории Вост., Ср. и Сев. Европы т. н. вещей-гибридов, сочетающих венг., вост. и сканд. мотивы. Византийская империя во многом повлияла на формирование государственности, культуры и духовной жизни Др. Руси. Нумизматика и археология показывают, что первые контакты племен Вост. Европы с Византией, прерванные периодом «темных веков», относятся к V-VII вв. Со 2-й пол. IX-X в., после стабилизации политической обстановки в Византии, подъема ремесел и торговли, контакты расширились, в среде крепнущей знати романо-герм. и слав. гос-в возрос сбыт визант. продукции, особенно шелковых тканей, золотой и серебряной парчи, ювелирных и стеклянных изделий; эту торговлю регулировали договоры. С принятием христианства и достижением Киевской Русью политических и хозяйственных успехов связи с Византией стали всесторонними: в крупных рус.

http://pravenc.ru/text/180421.html

XX в., была подтверждена объективными данными археологии, свидетельствующими о возможной смене цивилизационной модели. Место господствовавшей в античном обществе структуры расселения (города с окружающими усадьбами) в VI-VII вв. заняла малоструктурированная масса сельских поселков. Большинство их переживало упадок, но размеры частных владений при этом возросли. Разведки в Греции представляют экономику, основанную на равномерном сельскохозяйственном освоении всей территории поселениями (в т. ч. ранее пустовавших участков); до VI в. заметен расцвет сельской жизни и рекультивации старых или экспансии на новые земли; заселяют как лучшие земли побережья, так и труднодоступные (горные) или непригодные для жизни районы. В большинстве эти поселения возникли в эпоху относительно спокойную, между вторжением Алариха и приходом славян (396-585), следов., стоящий за переменами в экономике системный сдвиг имел внутренние причины. Судя по материалам визант. археологии, развал Римской империи, высвободив энергию местных производств и систем распределения, вызвал бум в экономике Греции, к-рую раньше подавляло производство Италии, Галлии и Сев. Африки. Население распределилось равномернее, создав огромную сеть маленьких сельскохозяйственных поселков, отчасти ориентированных на рынок. В 30-х гг. XX в. Чаленко пришел к выводу о расцвете производства оливкового масла на севере Сирии; сегодня он находит новые тому подтверждения: следы выжимки масла в промышленном масштабе (прессы, емкости для хранения больших количеств жидкостей) и массовое производство амфор (тара для транспортировки) отмечены по всей Греции, что доказывает рыночный характер производства. Много и прямых свидетельств обмена ценностями, художественную посуду из М. Азии и Сев. Африки находят даже на самых бедных поселениях внутри страны и на побережье; малые острова, часто неудобные для жизни и безводные, заселяют в связи с потребностями резко возросшей морской торговли (в пос. Дипорто на о-ве Макронисос открыто 56 зданий, в т.

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010