Изучение визант. археологии дает сведения о производстве строительных материалов, об организации производства мрамора в ранневизант. период, о переработке его в архитектурные детали на месте добычи, о производстве искусственного мрамора и скульптуры из него, архитектурной поливной керамики «никомидийского» типа (половой плитки, стенных украшений, икон) в К-поле, Вифинии и Болгарии, собранные в сб. «Константинополь и его округа» (под ред. С. Манго и Ж. Дагрона). Особую отрасль производства составляли керамические материалы: кирпич (изучение возглавляет Дж. Бардилл), кровельная черепица, половые плитки, трубы для дренажей и кладки сводов, декоративные архитектурные формы. Наиболее полный обзор по строительному производству в средневизант. (а отчасти в ранний и поздний) период дан в монографии Оустерхаута «Визант. мастера-строители» (Master Builders of Byzantium. Princeton (N. J.), 1999). Изучение производства играет огромную роль для внутреннего развития визант. археологии. Так, непременным условием датирования является изучение керамического производства. Впервые хроно-стратиграфическая шкала на основе керамики создана в 30-х гг. XX в. по результатам раскопок ипподрома и Большого дворца (Д. Толбот Райс и др.), затем Афин (работы А. Франц) и Коринфа (работы Ч. Моргана). К 60-м гг. общую типологию и хронологию керамики установили для среднего и позднего периодов; к 90-м гг. были соотнесены шкалы К-поля и Греции (специальная подборка в «Cahiers Archéologiques». 1954. N 7). Отдельные типы изучали франц. (В. Франсуа, Ж. П. Содини, Спизер) и нем. (У. Пешлов) археологи, ученые из Греции, Турции и др. (библиогр. см.: Fran ç ois V. Bibliographie analitique sur la céramique byzantine à gla ç ure. Istanbul; P., 1997). Первый (неполный) обзор керамического производства в В. и. выполнен в 2001 г. англ. ученым К. Дарком. С сер. XX в. фундаментальные исследования по визант. керамике велись в СССР, прежде всего на основе работ в Крыму (Херсонес) и на Кавказе (А. Якобсон); продолжаются они и в России (А. Романчук и др.), затрагивая вопросы проникновения визант. товаров в Древнерусское и Московское гос-во (В. Коваль и др.).

http://pravenc.ru/text/372678.html

Светильники. III - V вв. (Византийский музей. Фессалоника) Светильники. III - V вв. (Византийский музей. Фессалоника) Самые известные сир. клады литургического серебра из Стумы (Археологический музей, Стамбул), Рихи (Дамбартон-Окс), Хамы (Худож. галерея Уолтерса, Балтимор, США) и Антиохии (Метрополитен-музей и Дамбартон-Окс) возведены М. Манделл-Манго (каталог выставки «Silver from Early Byzantium» в Худож. галерее Уолтерса, 1986) к кладу из Стумы (по соседству с Капер-Кораоном ). Литургист Р. Тафт сопоставил сведения об археологических находках лжиц для причастия с материалами письменных источников и предложил вывести значительную их часть из области литургических объектов, указав на возможность их использования в др. церковных обрядах (в т. ч. погребальных - лжицы часто встречают в погребениях, напр., «инвентарь» Св. Софии XIV в. указывает «лжицу для миро»). Он отметил, что отнесение лжиц к сфере визант. культуры допустимо только с т. зр. истории искусств, в литургическом плане они не имеют ничего собственно визант., и поставил вопрос об их «литургической дате», уточнив, что до VIII в. источники не говорят об употреблении лжиц для причастия. Особое внимание уделяется лампадам и переносным светильникам, игравшим огромную роль в богослужении в целом, а также в обряде погребения и др., а потому ставшим одной из самых ранних групп артефактов с христ. символикой. К церковной утвари стремятся отнести и нек-рые др. массовые предметы, напр. маленькие одноручные кувшинчики (с желто-зеленой поливой и неполивные), встреченные в слоях VIII-IX и XI вв. и использовавшиеся для хранения и возлияния елея. Одно из разработанных направлений в визант. археологии - оформление поклонения реликвиям - в России получило новый толчок к развитию, после проведения Центром восточнохрист. культуры конференции и совместной с ГММК выставки (Христ. реликвии в Московском Кремле: Каталог выставки. М., 2000). Изучение как массовых, так и высокохудожественных объектов, связанных с реликвиями, велось и успешно ведется как зарубежными, так и рус. учеными. Прежде всего это исследование крестов-реликвариев, часто называемых энколпионами. Кроме сводов по провинциям (напр., Г. Атанасова по Румынии) следует отметить свод К. Хорничковой по Центр. Европе и свод энколпионов Руси, начатый еще в сер. ХХ в. Г. Ф. Корзухиной и законченный в 2003 г. А. А. Песковой; использование крестов-реликвариев (и вообще нательных крестов) в качестве молитвенных, вмонтированных в колонны и парапеты Св. Софии К-польской, рассмотрено Тетерятниковой. Для изучения художественных форм в оформлении реликвий огромное значение имела деятельность рус. ученых - хранителей коллекций ГЭ А. В. Банк и В. Н. Залесской.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Археология В. и. доказала также, что христианство в Сиро-Палестинском регионе распространилось не сразу, к концу визант. периода христиане составили большинство везде, кроме традиц. районов расселения иудеев и самарян, Галилеи, Самарии, Голан. Визант. археология показала, что на Ближ. Востоке быстро отказались от лат. языка: его еще использовали как официальный (милевые камни, надписи на зданиях) в IV в., но к концу столетия даже в офиц. переписке заменили греческим, наряду с к-рым использовали и семит. языки (иврит, арам., араб.). Мампсис (пустыня Негев). План визант. поселения. V - VII вв. Мампсис (пустыня Негев). План визант. поселения. V - VII вв. Важнейшая особенность археологии В. и. Сиро-Палестинского региона - программы сплошных обследований территорий Израиля (Archaeological Survey of Israel, квадраты 10 ´ 10 км) и Иордании (Jordan Antiquities Database and Information System: интернет-сайт). Благодаря им число памятников визант. периода многократно выросло: только на плато между Мёртвым м. и вост. пустыней Иордании открыто более чем 2 тыс. точек, из к-рых поселения визант. периода составляют до 87% (в Хисбане). Непригодные для жизни земли пустыни Негев оказались зоной процветающего земледелия, были плотно заселены. Мн. поселки имели систему искусственного орошения, террасы и гумна, причем развивались в плотном контакте с группами кочевавших в окрестностях скотоводов. Развитая земледельческая инфраструктура с крупными поселениями (Элуса, Нессана, Обода, Собата, Мампсис, Реховот) заходила далеко на юг (до 100 км от Газы). Послойные раскопки и стратиграфические разрезы охватили малые города, деревни, мон-ри, форты и даже стоянки кочевников. Изученные поселения Иордании и Юж. Сирии (Эд-Дията, Хирбет-эд-Дарих, Хумайма) показали отсутствие регулярной планировки: пространство поселка обычно обведено стеной (Умм-эль-Джималь, Хирбет-эс-Самра, Умм-эр-Расас), а внутри имеется маленькая цитадель. Остальное пространство занято домами с внутренним двором; общественных зданий, кроме церквей, нет.

http://pravenc.ru/text/372678.html

1780 Нет сомнений, что вывезенные в Константинополь, они в массе своей уцелели и были возвращены в Херсон уже в 712 г., сразу после прихода к власти Вардана-Филиппика. Неблагоприятные последствия воздействия экологического фактора в середине VIII в., по-видимому, оказались для города сведены к минимуму. Следов разрушений, запустения, какие наложили отпечаток в это время даже на лик столицы Империи, здесь не прослеживается 1781 . Горожане благополучно пользовались солидным архитектурным наследством, доставшимся от второй половины VI – первой половины VII в., и даже кое-что достраивали, обновляли, возводили новые храмы, среди которых с уверенностью могут быть названы появившиеся к концу столетия крестово-купольный храм на большой агоре и Западный загородный крестообразный храм Св. Созонта 1782 . Кстати, возрастание плотности внутриквартальной застройки по сравнению с первыми веками н.э., замеченное не только для Херсона, но и для других, достаточно хорошо археологически исследованных византийских провинциальных городов (Коринф, Афины, Фивы, Эфес, Пергам, Сарды) 1783 , вернее всего объяснить только одним – недостатком места и, значит, возрастанием плотности населения отдельных жилых кварталов, где земля под застройку принимала все большую ценность. Так или иначе, события конца VII – начала VIII в. указывают на сближение Византии и хазар через посредничество Херсона, производившего впечатление достаточно зажиточного, состоятельного города 1784 . Империя нуждалась в этом сближении, важном для сдерживания мусульманской угрозы. Но поскольку речь шла о сближении Романии и каганата благодаря политике Херсона, почему хазары должны были чинить великое множество препятствий торговле города? 1785 Его экономика развивалась достаточно стабильно, отчего, как заметил В.В. Кропоткин, она не сопровождалась зарытием кладов – «индикаторов неблагополучия» 1786 . Необоснованное и насквозь противоречивое представление хронистов конца VIII – начала IX в. о полном разорении Херсона во время первой карательной экспедиции Юстиниана II в 710 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2108 См.: Плетнева С. А. Хазары. – С. 52–54; Плетнева С. А. Саркел и «шелковый путь». – Воронеж, 1996. – С. 153–157. 2110 Таркави Л. Сообщения о хазарах. А. Хазарские письма: (По рукописям Имп. Публичной библиотеки). – С. 160–161; ср.: Плетнева С. А. Города в Хазарском каганате. – С. 117. 2111 Флеров В. С. Указ. соч. – С. 167. С. А. Плетнева, ссылаясь на свод сведений письменных источников об Итиле, пишет, что «царский» характер Саркела, его важность и принадлежность лично хагану подчеркивало уже то обстоятельство, что он был сооружен из обожженного кирпича, а лишь хаган имел право строить для себя здания из такого кирпича, тогда как остальным это было категорически запрещено (Плетнева С. А. Города... – С. 116; Плетнева С. А. Кочевники южнорусских степей... – С. 68). Действительно, прочие, даже каменные крепости Хазарии имели сооружения из сырца, в лучшем случае с включением обожженных кирпичей, а население обитало в юртообразных или столбовых жилищах. 2112 Ср.: Васильев А. А. Готы в Крыму//ИГАИМК. – 1927. – Т. 5. – С. 226–227; Вернадский Г. В. Древняя Русь. – М.; Тверь, 1996. – С. 310; Dunlop D.M. The History... – P. 187; Якобсон А. А. Византия и история раннесредневековой Таврики. – С. 154,159; Талис Д.А. Из истории русско-корсунских политических отношений в IX–X вв.//ВВ. – 1958. – Т. 14. – С. 105; Талис А.Л. Некоторые проблемы истории раннесредневековой Таврики и литература последних лет//ВВ. – 1961. – Т. 19. – С. 255; Feher G. Zur Geschichte der Steppenvolker von Sudrussland im 9–10 Jh.//Studia Slavica Academia Scientiarum Hungarica. – Budapest, 1955. – T. 5. – S. 257–326; История Византии. – M., 1967. – T. 2. – C. 227–228; SheppardJ. The Russian Steppe-Frontier and Black Sea Zone//The Byzantine Black Sea. – Athenes, 1979. – P. 218–237; Angelov D. Wichtigste Momente in der politischen Geschichte des Schwarzmeergebictes vom 4. bis zur Mitte des 15. Jhr.//Byzantine-bulgarica. – 1981. – T. 7. – S. 29; Новосельцев А.П. Хазарское государство... – C. 132,206–208; Сазанов A.B. К хронологии цитадели Баклинского городища IX–XI вв.//Проблемы истории и археологии Крыма. – Симферополь, 1994. – С. 55–56. Довод К. Цукермана о том, что это не могла быть русская угроза ввиду того, что «ни хазары, ни империя не воспринимали росов как врагов», верен по существу, но не совсем соответствует источнику, на который ссылается исследователь: Вертинские анналы действительно сообщают под 839 г. о посольстве росов в Константинополь, но этот «народ рос» (gentem suam Rhos) был скорее скандинавами: недаром Людовик Благочестивый усмотрел в них разведчиков-свсонов, то есть варягов, которые нападали на северные границы Франкской империи и сильно разоряли эти земли (по этой причине «росов» и задержали в Ингельхейме до выяснения истинных целей их прибытия). Следовательно, называть их «русскими послами» нет достаточных оснований (ср.: Цукерман К. Венгры в стране Леведии ... – С. 665).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме литературных памятников, от Византии уцелело большое число памятников искусства: архитектуры и живописи. Изучение этих памятников идет очень медленно. Большинство из них находится под землей. Чтобы производить раскопки на местах нахождения их, требуется немало денег и труда. Но всего прискорбнее то, что очень часто на турецкой территории производятся тайные раскопки. Открытые таким путем древности столь же тайно распространяются и продаются в разных странах, а это очень вредно отражается на деле изучения древних памятников, потому что изучать их на месте открытия было бы гораздо плодотворнее для науки. Всесторонней научной оценки культурного значения Византии еще не было сделано. А между тем, ни для кого эта задача не представляет такой важности, как для нас. Для развития нашего исторического самосознания и для воспитания устойчивых взглядов на современные события нам следует серьезно считаться с тем, что оставила Византия в своих археологических памятниках и в своем наследстве. Византия для нас не отвлеченная только проблема, а реальный предмет, изучение которого во многих отношениях связано с русской историей. Из рассмотрения внешних фактов и внутренних отношений можно приходить к определенному выводу, что Восточная империя обнаруживает выразительный характер византинизма к началу VIII в. Что же касается исходных моментов, то хронологически указать их появление весьма трудно. Подобно тому как возможны колебания по разграничению древней истории от средневековой, еще с большими сомнениями следует относиться к попыткам характеризовать те или иные явления исторической жизни, как облеченные византинизмом, или как лишенные характера византинизма. В смысле объема и содержания исторического материала сюда должны быть отнесены факты, подготовляющие византинизм и характерные для эпохи византийской истории, хотя бы хронологически они входили в цветущую пору древней римской истории. Тот же самый этнографический переворот, как на Западе был могущественным деятелем при переходе от древней истории к средней, постепенно происходил и на Востоке, претворяя греко-римские учреждения в византийские.

http://sedmitza.ru/lib/text/442730/

Позже, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали воздвигать первые храмы; со времени Крещения Руси при святом Владимире погост и храм (приход) стали неразрывными понятиями. (Лишь впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ развилось словоупотребление " погост " в смысле " кладбище " .) Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Города застраивались и укреплялись, Вышгороды (или Детинцы, Кромы) обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), ощетинивались валами, частоколами. Сама княгиня, зная, сколь враждебно относились многие к идее укрепления княжеской власти и объединения Руси, жила постоянно " на горе " , над Днепром, за надежными забралами киевского Вышгорода (Верхнего города), окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла " к Ользе, на Вышгород " - на нужды ратного строения. Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ России - на западе, с Польшей. Богатырские заставы на юге сторожили мирные нивы киевлян от народов Дикого Поля. Чужеземцы спешили в Гардарику ( " страну городов " ), как называли они Русь, с товарами и рукодельями. Шведы, датчане, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Ширятся зарубежные связи Киева. Это способствует развитию каменного строительства в городе, начало которому положила княгиня Ольга. Первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги - лишь в нашем веке были разысканы археологами. (Дворец, точнее его фундамент и остатки стен были найдены и раскопаны в 1971-1972 гг.) Но не только укрепление государственности и развитие хозяйственных форм народной жизни привлекало внимание мудрой княгини. Еще более насущным представлялось ей коренное преобразование религиозной жизни Руси, духовное преображение русского народа. Русь становилась великой державой. Лишь два европейских государства могли в те годы соперничать с нею в значении и мощи: на востоке Европы - древняя Византийская империя, на западе - королевство Саксов.

http://patriarchia.ru/db/text/910247.htm...

Иоанн Никиусский. Хроника// Евагрий Схоластик . Церковная история. СПб., 2006. Иоанн, иеромонах. Обрядник византийского двора (De ceremoniis aulae Byzantinae), как церковно-археологический источник. М., 1895. Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. Иречек К. История болгар. Одесса, 1878. Историческое сказание инока Комнина и инока Прокла о разных деспотах Эпирских и о тиране Фоме Прелумбове Комнине, деспоте. СПб., 1858. История Византии/Под ред. С.Д. Сказкина. В 3 т. М., 1967. История Средних веков: сб. ст./Под ред. М.М. Стасюлевича. В 3 т. СПб. М., 2001. Каждан А.П. Византийская культура. СПб., 2006. Каждан А.П. Два дня из жизни Константинополя. СПб., 2002. Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. М., 1958. Казаков М.М. Епископ и Империя. Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV в. Смоленск, 1995. Каллист Влатос. Марк Эфесский и Флорентийский Собор. М., 2009. Камениат Иоанн. Взятие Фессалоники//Две византийские хроники. М., 1957. Кантакузен Иоанн. Беседа с папским легатом. Против иудеев//Кантакузен Иоанн. Беседа с папским легатом. СПб., 2008. Канторович Эрнст. Два короля. Исследование по средневековой политической теологии. М., 2014. Карпов С.П. История Трапезундской империи. СПб., 2007. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 2006. Катанский А. История попыток к соединению Церквей Греческой и Латинской в первые четыре века по их разделении. СПб., 1868. Кеннеди Хью. Великие арабские завоевания. М., 2009. Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов//Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Акрополит Георгий. Летопись великого логофета. Рязань, 2003. Клари Робер де. Завоевание Константинополя. М., 1986. Кленшан де Филипп дю Пии. Рыцарство. СПб., 2004. Кло Андре. Харун Ар-Рашин и времена «Тысячи и одной ночи». СПб., 2012. Князький И.О. Император Диоклетиан и закат античного мира. СПб., 2010. Колесницкий Н.Ф. Священная Римская империя: притязания и действительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они сооружали ложные коридоры, которые заканчивались глубокими провалами, делами тайные переходы в жилые комнаты и залы. Воздух в городах был чистым и свежим, поэтому дышалось там легко. Через все этажи, под которыми протекают грунтовые воды, были пробиты вентиляционные шахты с проемами в каждом ярусе. Бадьями на толстых канатах подземные жители поднимали наверх воду. Вентиляционные шахты специально пробивались и над подземными озерами. В Каппадокии есть два города-общины, соединенные подземным тоннелем, но найти его долгое время не удавалось. Археологи совершенно случайно обнаружили на уровне третьего яруса высокий и широкий коридор, который отходил в сторону от одного из тоннелей. Оказалось, что именно этот коридор соединял два города, так что их жители, не выходя на поверхность, могли общаться между собой и помогать друг другу в борьбе с врагом. В XIV веке могущественная Византийская империя пала под ударами турок. Последние христиане покинули Каппадокию в 1924 году. Действующих церквей здесь в настоящее время нет, так как нет христианского населения. Города-церкви теперь пусты, но главное дело их обитателей сделано: здесь выковалась и заработала уникальная форма человеческого единства - христианская община, новая высшая ступень человеческого общества, во всех отношениях превосходящая римский порядок мира, более жизнеспособная даже с экономической точки зрения. Империя, облученная верой Имперская социальная система просто не смогла сопротивляться христианской. Рим был поставлен перед парадоксом. Новый общинный порядок стал вживаться в государство. Христианские общины просто завоевали Рим изнутри. Как следствие возникла новая сильнейшая христианская империя со столицей в Константинополе. Сейчас, когда наш мир так сильно стал похож на позднеримский, нам особенно интересно знать, как именно это произошло. Механизм общинного строительства по сути дела запустил святой Василий Великий. Нет, конечно, мы видим первую общину в лице Христа и апостолов. Но кто-то должен был оформить этот образ на практике, " опустить его в камень " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

и. сыграла в сер. ХХ в. работа в музейных собраниях ГЭ, ГИМ, ГТГ, ГМИИ, ГРМ, Киевского музея зап. и вост. искусства, музеев Закавказья и др., где делались описания предметов, проводилась атрибуция, реставрация, готовились публикации и объекты к экспонированию (см. ст. А. В. Банк ). Огромную роль в развитии археологии В. и. играли также полевые исследования на окраинах СССР, в национальных районах, история к-рых тесно связана с визант. культурой и где сохранилось много визант. памятников (Крым, северо-восток Причерноморья, Армения и Грузия). Вместе с ослаблением гонений на Церковь в период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. и обращением гос-ва к национальным корням России, а также в силу геополитических причин запреты на византинистику в СССР ослабли. В нояб. 1943 г. по решению ЦК КПСС и АН при отд-нии истории и философии АН СССР был создан сектор византиноведения. В возрожденном в 1947 г. «Византийском временнике» стали появляться обзоры и рецензии работ зап. коллег. После войны возникла возможность выставлять и издавать памятники археологии В. и. под собственными именами; событиями мирового значения стали выставка «Искусство Византии в собраниях СССР» (1976) и выпуск каталога к ней (1977). Послевоенное восстановление византиноведческих исследований, в т. ч. по архитектуре, археологии и церковному искусству, позволило ученым в СССР перейти от изучения отдельных памятников к исследованию исторических процессов, таких как сложение и развитие общей структуры визант. города и отчасти гос. жизни, торговли и социальных отношений, быта основных слоев общества. Традиц. сферы археологии В. и., история фортификации и церковных древностей, обрели широту и системность. В послевоенный период эти направления визант. археологии активно развивались на материалах таких больших визант. центров Крыма и Таманского п-ова, как Херсонес, Феодосия, Гермонасса и др., во многом опередив движение в этом направлении зап. науки, к-рое стало формироваться только в посл. четв. XX в. Херсонес, раскопанный в значительной степени еще в XIX в.

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010