Азии (см. статьи Суяб (Ак-Бешим), Мерв и др.). Особый материал для развития археологии В. и. в СССР и России дали славяно-рус. древности и памятники раннего этапа развития Киевской Руси , к-рые формировались при огромном влиянии визант. культуры и при участии византийцев. Определенный интерес для визант. археологии представляют и более поздние археологические материалы средневек. Руси, вплоть до гибели Византии (и даже после нее) сохранявшей как генетическое родство с ее культурой, так и связи на разных уровнях. «Русско-византийские» (согласно старой терминологии) древности составляют 4-е базовое направление в отечественной археологии В. и. Несмотря на отсутствие возможностей для активной экспедиционной деятельности за рубежом, археология В. и. в России, как и в др. странах мира, находится в наст. время в стадии подъема и является важным направлением для воссоздания общенациональной археологической школы и позволит прояснить мн. проблемы истории, искусства и религии не только в Византии, но и в самой России. III. Изучение на Балканах. Особой частью археологии В. и. являются славяно-визант. исследования на Балканах, в Болгарии, в Македонии и в Сербии, посл. четв. XIX в., до этого сведения о памятниках попадали в записки путешественников, таких как В. И. Григорович, в 1844-1845 гг. посетивший Мелник, Пловдив и Тырново, и архим. Антонин (Капустин), побывавший в Охриде, Прилепе и др. городах Македонии. Рус. наука стала играть существенную роль в изучении визант. археологии на Балканах Турцией 1877-1878 гг.: собирание и фиксация ранневизант. памятников Софии (древняя Сердика) П. В. Алабиным (фрески Боянской церкви; ц. во имя Сорока мучеников в Велико-Тырнове); проведение первых раскопок (Софийский собор); планировалось создание в Болгарии археологического ин-та; РАИК стремился включить Болгарию в круг своих работ. В 1896 г. Ф. И. Успенский начал раскопки на городище Абоба ( Плиска ; основные работы: РАИК, 1899-1900), одной из столиц Болгарии, эти работы вскоре повлекли необходимость раскопок в Преславе.

http://pravenc.ru/text/372678.html

каталоги выставок 60-х гг. XX в. в ГЭ и Баварском музее в Мюнхене: «Von China nach Byzanz: frühmittelalterliche Seiden aus der Staatlichen Ermitage, Sankt Petersburg. Münch., 1996; см. также: Иерусалимская А. А. Раннесредневек. памятники визант. круга из Закавказья и с Сев. Кавказа//Византиноведение в Эрмитаже. Л., 1991. С. 66-71; она же. Находки предметов христ. культа в могильнике Мощевая Балка//Худож. памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985. С. 101-112). По материалам археологии (нумизматика, оружие, костюм, украшения) визант. проникновение на Сев. Кавказ прослеживается по крайней мере с VI-VII вв. Изучаются визант. памятники VII-IX вв. в зоне Приазовья (известно о существовании епархий в Фанагории, Таматархе) - в Новомихайловском, Адлере и др. (работы северокавказской археологической экспедиции В. А. Кузнецова, В. И. Марковина и др.); памятники X-XIII вв. в Алании, где христианизация началась в правление Патриарха Николая (901-907 и 912-925), и до XIII в. было построено более 50 церквей, связанных с кладбищами, на к-рых находят кресты с греч. надписями. Строительство широко развернулось в 1-й пол. X в., тогда под влиянием визант. архитектуры и были возведены древнейшие из сохранившихся на территории РФ церкви на городище Ильичёвском, на горе Шоана, близ аула Сенты (ныне Н. Теберда), где в 2003 г. Д. В. Белецким и А. Ю. Виноградовым обнаружена ктиторская надпись 965 г. Хорошо сохранившиеся памятники византийско-кавказской археологии представляют городища на месте центров Аланской епархии: Зильгинское и Нижнеархызское (в верховьях р. Б. Зеленчук). Третья область, активно развивающаяся в советской и совр. российской археологии В. и.,- это визант. культура на степных территориях Сев. Причерноморья и Сев. Прикаспия. Примерами проникновения сюда визант. традиции, напр. в фортификации, являются крепости с регулярным планом, строившиеся из местных материалов по визант. образцам в IX в. в Хазарии (Саркел и др.). Памятники визант. археологии обнаруживаются и далее на Восток, в Центр.

http://pravenc.ru/text/372678.html

 Там же. С. 121.  Там же. С. 121.   Иоанн Кантакузин . Диалог с иудеем. (Славянский XIV в. и современный переводы). Слово второе против иудеев/Пер. Г.М. Прохорова//Труды отдела древнерусской литературы. Т. 42. – 1989. С. 200–227. Ниже при цитировании в написании слов, относящихся к Богу и Богородице, орфография оригинала изменена нами так, что эти слова начинаются с заглавных букв. –  В.Н .  Там же. С. 225.  Там же. С. 225. Курсив наш. –  В.Н .   Иоанн Дамаскин,  прп .  Второе защитительное слово против порицающих святые иконы, XIX//Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар: Текст, 2006. – С. 35–47. С. 45. Курсив наш –  В.Н .  Там же. С. 121. Курсив наш. –  В.Н .   Бутырский М.Н.  Сакральная иконография византийских монет//Нумизматический альманах. – 2001. – – С. 5–10.  Святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый [Электронный ресурс]//Патриархия.ру. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/912832.html. Также см.: Страдание святого преподобномученика Стефана Нового [Электронный ресурс]//Дмитрий Ростовский, свт. Жития святых. Житие 1052. URL:  .   Бутырский М.Н.  Сакральная иконография византийских монет.   Бутырский М.Н.  Некоторые тенденции в византийской нумизматической иконографии: палеологовский этап//ПРИРОПТИЙСКИЙ МЕНЯЛА: ДЕНЬГИ МЕСТНОГО РЫНКА. VII Международный Нумизматический Симпозиум : материалы научной конференции. Институт археологии Крыма РАН; НИЦ истории и археологии Крыма Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. – Симферополь: Колорит, 2020. – С. 47–49. С. 47. Курсив наш. –  В.Н.   Бутырский М. Н.  Образы, обращенные в вечность//Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – 2002. – 2 (июль–август). – С. 134–136. С. 135.  Там же. С. 135.   Бутырский М.Н.  Некоторые тенденции в византийской нумизматической иконографии… С. 47.   Бутырский М.Н.  Византийская нумизматическая иконография: степень востребованности и адаптация в монетном деле иных стран (X–XII вв.)//ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: ИМПЕРИЯ И ПОЛИС. XII Международный Византийский семинар: материалы научной конференции. Институт археологии Крыма РАН; Научно-исследовательский центр истории и археологии Крыма Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. – Б.м. [Симферополь]: Колорит, 2020. –С. 67–70. С. 70. Курсив наш. –  В.Н.

http://pravoslavie.ru/147477.html

В 1898 г. Успенский и М. П. Милюков изучили эпиграфику и церковные памятники Македонии на оз. Преспа (пещерные храмы юж. берега, о-в Мали-Град, руины «Великой церкви» на о-ве Айос-Ахилиос), и обследовали надгробную плиту 993 г. с кириллическим граффито, сообщающим о семье царя Самуила. После 2-й экспедиции в Македонию (1900) Кондаков сформулировал задачи изучения древностей Балкан как особой ветви археологии В. и. ( Кондаков Н. П. Македония: Археол. путешествие. СПб., 1909). Политическая обстановка 10-х гг. XX в. не благоприятствовала развитию славяно-визант. археологии, да и общество южнослав. земель не было еще готово к изучению национальных древностей. Небольшое число специалистов (Б. Филов), работая в рамках Археологического музея в Софии и провинциальных музеев (Варна и др.), положили начало серийным изданиям и приступили к раскопкам памятников визант. эпохи. 1-й том начатой в 1913 г. серии монографий «Материалы по истории Софии» посвящен раскопкам Софийского собора, давшим богатый материал (в т. ч. раннехрист. кладбище с расписными склепами) для истории раннего христианства в Сердике - городе, где проходил Собор 342-343 гг. В том же году был основан археолого-этнографический журнал «Старинар» (Белград), существующий до наст. времени. После первой мировой войны влияние на развитие изучения археологии В. и. в южнослав. странах оказали эмигранты из России, в т. ч. Кондаков и Грабар, опубликовавший одну из первых книг по истории болгаро-визант. искусства VI-XVII вв., а также статью о «двухэтажных церквах-гробницах» в Бачковском мон-ре (см. Петрицонский монастырь ), храме Асеновской крепости и Боянской церкви, положившую начало длительной дискуссии, в к-рой приняли участие Брунов, Э. Бакалова, Б. Пенкова и др. С 20-х гг. XX в. в Болгарии одно за др. следуют открытия визант. храмов IV-VI вв. (Красная церковь в Перуштице (1921); Беловская базилика (1924) и др.; Круглая (Золотая) ц. в Преславе эпохи царя Симеона); новые материалы дают работы в Несебыре (XIII-XV вв.), в столицах Болгарии (Тырново, Плиска, Преспа) и приморских городах (Варна, Созополь).

http://pravenc.ru/text/372678.html

Фляги для св. воды из Абу-Мины, святилища св. Иоанна в Эфесе и др.; «жетоны» (медалеобразные предметы), отражающие географию св. мест Вост. Средиземноморья. Среди сюжетов много необычных. Так, изображение корня мандрагоры и имени царя Соломона на жетоне базилики в честь царя Давида под Вифлеемом (?) - единственный случай использования ветхозаветной темы в евлогиях со Св. земли сер. VI - нач. VII в. (раскрыт израильским археологом Л. Рахмани; ампулы для масла в виде узких сосудов, часто со штампами-монограммами (лат. unguentaria)). Последние мало изучены, но широко представлены в Стамбуле и по всему Средиземноморью, включая Испанию, Сев. Африку и Причерноморье. Ампула св. Мины. V - VII вв. Ампула св. Мины. V - VII вв. Среди продукции нек-рых мастерских средневизант. эпохи (напр., в Коринфе, где часть горнов располагалась вблизи церквей), где изготавливали поливную посуду и стекло, были и сосуды для пилигримов, на что указывают отштампованные греч. монограммы имен святых (Михаил, Константин, Филипп, Георгий), а также знаки креста, звезды, треугольника и т. п. IV. Археология погребений. Памятники обряда погребения обладают для визант. археологии первостепенной важностью, однако в их изучении есть ряд особенностей, отличных от др. областей археологии. Прежде всего религ. содержание погребения усопших христиан хорошо известно из церковной и исторической, письменной и устной традиций и изучение его с т. зр. археологии может добавить только отдельные детали. Из источников можно почерпнуть и сведения об основных формах обряда (ориентации тела по сторонам света, облачение, оформление места упокоения и т. д.). Наконец, христианство предполагает при погребении скромность сопутствующего инвентаря или его полное отсутствие. Все это ориентирует археологию В. и. при изучении мест упокоения на выяснение более сложных вопросов, таких как соотношение архитектурного и художественного оформления некрополей с традицией поминальных служб и почитания останков христиан; типологическая, иконографическая и эпиграфическая интерпретация вместилищ останков (гробов, саркофагов, оссуариев и др.) и надгробных памятников; организация пространства кладбищ как вне, так и внутри церквей; оттенки исторически фиксируемых форм погребения в особые периоды (прежде всего переходный от язычества к христианству) и в особых местных или социальных условиях.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Археологи нашли доказательства жизни иудеев возле Галилейского озера 1500 лет назад 18 декабря, 2015. Новостная служба На плите по-арамейски иудейским письмом высечена надпись 18 декабря. ПРАВМИР. Израильские археологи при раскопках на берегах Галилейского моря нашли мраморную плиту, возраст которой оценивается в 1500 лет.   Раскопки шли на месте древнего города Курси. До сих пор у ученых не было достоверных доказательств того, что евреи в библейские времена жили на берегах озера. Эта находка подтверждает, что 1500 лет назад иудеи жили возле Галилейского озера, сообщает Breaking Christian News. На плите по-арамейски иудейским письмом высечена надпись. Расшифровать удалось пока лишь два слова – «аминь» и «marmaria». Последнее, вероятно, относится к Богородице. Курси — древний город, представляющий сейчас руины большого византийского монастыря в Израиле, который просуществовал здесь вплоть до вторжения арабских армий в VII веке. В VIII веке  город был разрушен землетрясением. Сейчас на этом месте расположен Израильский национальный парк. Византийская империя первая приняла христианство как официальную религию в 324 г.н. э. и тут же начала строить святыни. Святая Елена мать императора Константина отправилась в землю, где жил и проповедовал Иисус, дабы увековечить памятные места. Прибыв в Святую землю, она осмотрела такого рода места и распорядилась о начале строительства церквей и монастырей. Одной из строек и стал монастырь Курси. Это место стало святым благодаря чудесам, которые сотворил здесь Иисус Христос, укротивший бурю на Галилейском озере и исцеливший Гадаринского бесноватого. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 декабря, 2015 20 октября, 2015 9 сентября, 2020 9 июля, 2019 3 декабря, 2018 26 ноября, 2018 15 августа, 2017

http://pravmir.ru/arheologi-nashli-dokaz...

также статьи Археологический институт в Константинополе ; Ф. И. Успенский ), начавшего издание капитальных «Известий РАИК» и собирание археологического музея, а также первым среди европ. научных школ приступившего к археологическим раскопкам в Стамбуле (базилика св. Феодора Студита, 1906-1909), исследованиям мон-ря Хора (1899-1903; см. также статьи Ф. И. Шмит , Б. А. Панченко , Н. К. Клуге ) и работе над общим сводом исторической топографии города. ИППО и РАИК стремились вести исследования на всем «византийском пространстве». До кон. XIX в., изучая визант. памятники Ближ. Востока, российские ученые обращались к трудам западноевроп. ученых, напр. де Ш. М. де Вогюэ (1865-1877). С 80-х гг. был организован ряд ученых экспедиций, надолго ставших важнейшим источником знаний по визант. археологии Сирии и Палестины. Исследовательская поездка в 1881 г. Н. П. Кондакова на Синай, в мон-рь вмц. Екатерины, была отражена в подробном описании монастырских древностей и «Синайском альбоме» (ок. 1500 снимков Ж. К. Рауля). Наиболее важен маршрут 1891-1892 гг. под рук. Кондакова на средства ИППО (К-поль - Афины - Бейрут и Баальбек - плато Хауран - Пелла , Гераса, Иерихон - Иерусалим), к-рый дал фотоматериалы, обмеры и экспонаты; были сделаны научные наблюдения над типологией ранневизант. архитектурных элементов (капители); зафиксированы и интерпретированы открытые в 1883 г. пропилеи базилики Мартириума в комплексе храма Гроба Господня, сам храм, арка ворот VII-VIII вв., визант. элементы в «мечети Скалы». Итоги экспедиции дали возможность продвинуть сравнительно-иконографический метод, поставить задачу изучения литургического устройства ранневизант. церквей и развития восточнохрист. археологии. Работал в Сиро-Палестинском регионе и РАИК. В 1897 г., вслед за открытием «мозаичной карты» в Мадабе , Клуге осуществил ее 1-ю фиксацию и опубликовал материалы. В 1900 г. в Сирию для изучения жизни христ. общин V в. отправилась экспедиция РАИК во главе с Успенским. К этим путешествиям тесно примыкают работы, организованные ГЭ в Египте (В.

http://pravenc.ru/text/372678.html

австр. экспедиция приступила к раскопкам в античной части города, в 1902 г. открыли (Р. Хеберди) первую визант. церковь, затем огромную (т. н. двойную, длина 265 м) базилику Богородицы - первый кафедральный собор Эфеса (изучение продолжалось до 80-х гг. XX в.) и примыкавший к ней епископальный комплекс рубежа V-VI вв., привлекавшие пилигримов до позднего средневековья. В 20-х гг. Й. Кайль обследовал пещеры Семи отроков Эфесских с церковью V в. и храм на месте погребения ап. Иоанна (в 2 км от античного Эфеса, под руинами собора нового города VII-XII вв.- большого крестообразного здания, достигшего в эпоху имп. Юстиниана длины 110 м). Работы в Эфесе не прекращаются по сей день; в 1996-1998 гг. в гроте св. ап. Павла были зафиксированы 300 паломнических надписей и фреска с редчайшей иконографией на сюжет «Деяний ап. Павла и св. Феклы», единственное пока реальное свидетельство пребывания ап. Павла в Эфесе. Тип др. почитаемого памятника, «гробница ап. Луки», после работ 1997-2000 гг. был интерпретирован как ротонда II в., перестроенная в церковь в ранневизант. эпоху (см.: Frühchristliches und Byzantinisches Ephesos/[Ed. R. Pillinger et al.] W., 1999; и публикации в австр. ежегоднике Mitteilungen zur christl. Archaeologie. W., 2000. Bd. 6; 2001. Bd. 7). Второе направление в археологии паломничества - изучение типов евлогий, методов их производства в Византии, форм бытования, путей и географии их распространения в ареале от Англии до Памира. Эта тема была широко представлена на XII Конгрессе христ. археологии в Бонне в 1991 г. и симпозиуме 2000 г. в Дамбартон-Окс ( Vikan G. Byzantine Pilgrimage Art. Wash., 1982; Blessings of Pilgrimage. Urbana; Chicago, 1990; Akten des XII. Intern. Kongr. für christliche Archäologie. 1991, Bonn. Münster, 1995. Tl. 1; Pilgrimage in the Byzantine Empire, 7th-15th Cent.: DO Symp. 2000//DOP. 2000. Vol. 54. P. 283-284). Евлогиями служили изделия из различных материалов (стекло, металл, дерево и др.), но наиболее массовый вид паломнических евлогий делался из глины, на к-рую штампом наносили изображения.

http://pravenc.ru/text/372678.html

С сер. VI в. отмечается упадок хозяйства, что заметно в центрах (Кесария) и на периферии, вдоль границ пустыни к востоку от Мёртвого м. Причины упадка видят в перенаселенности и истощении почв и лишь отчасти во внешних факторах. Все же состояние экономики оставалось устойчивым, что позволяло строить церкви и синагоги. Внутреннее состояние страны в визант. период выглядит мирным, и визант. археология не подтверждает рассказы источников о бурных социальных конфликтах - все форты и крепости, включая легионы, сосредоточены на границе с пустыней Негев на юге и к востоку от Виа Нова Траяна в Иордании; на севере и в прибрежных городах присутствие войск слабо обозначено. В 1993 г. в Петре при раскопках церкви, в комнате при апсиде были найдены десятки свитков папирусов. Разборка этих свитков, переживших пожар, еще не закончена (ведется в Аммане АКОР, ун-тами Хельсинки и Мичигана). Почти все документы относятся к VI в. и написаны по-гречески и представляют собой семейный архив горожанина Феодора: контракты на покупки, дарственные и росписи приданого. В документах упоминается сельская округа Петры и соседние городки, воины, духовенство и владельцы многих малых усадеб, на к-рых работали арендаторы и рабы. Петра, как следует из ее архива, предстает не «караванным» городом (не упоминается торговля), а аграрным центром вплоть до кон. VI в. Яркую картину жизни маленького городка Нессана в пустыне Негев рисует др. группа папирусов (ок. 200), датированных 512-689 гг. и содержащих рецепты, торговые расписки, финансовые, брачные и бракоразводные контракты, завещания, сельскохозяйственные записи, дела местных гарнизонов. Археология В. и. внесла огромный вклад в реконструкцию процесса христианизации Вост. Средиземноморья на основе эпиграфики. Так, на плато восточнее Мёртвого м. отмечено ок. 20 некрополей с надгробиями, несущими греч. надписи; 135 из них с точными датами. До 475 г. христ. надписей - всего 4,4%, в посл. четв. V в. их число быстро увеличивается, и во 2-й пол. VI - 1-й четв.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В послевоенные десятилетия опыт изучения позднерим. истории в связи с историей Византии был обобщен в работе А. Джонса ( Jones A. The Later Roman Empire 284-602. Oxf., 1964. 3 vol.). Крупным событием в международном В. стал выход книги Д. Д. Оболенского «Византийское содружество наций» ( Obolensky D. Byzantine Commonwealth. L., 1971; рус. пер.: Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998), в к-рой сделана попытка концептуально осмыслить историю взаимоотношений империи с ее слав. соседями, а также и всю историю восточноевроп. средневековья. Развитие брит. В. последних десятилетий определяется работами по обширному кругу проблем истории Византии: С. Манго (археология, история литературы, культуры и искусства), Р. Дженкинз (история VII-XI вв., историческая литература), Р. Браунинг (Browning) (средневек. греч. язык, лит-ра, светское и духовное образование, публикации источников X-XIII вв.), Д. Никол (Nicol) (история отношений Византии и Запада, Церковь и общество в поздней Византии), П. Александер (история иконоборчества, визант. эсхатология), А. Брайер (Bryer) (Трапезундская империя, этническая история Анатолии, проблемы упадка Византии), М. Энголд (гос-во и общество XI-XIII вв.), Дж. Хэлдон (Haldon; история администрации и военного дела в ранней Византии, проблема трансформации империи в VII в.; кн. «Byzantium in the 7th Century.» Camb., 1990), М. Хенди (Hendy) (нумизматика, экономическая история империи), М. Мак-Кормик (McCormick) (имп. церемониал, взаимоотношения империи и раннесредневек. варварского мира), У. Тредголд (гос-во и общество, проблемы истории VII-IX вв.), П. Магдалино (эпоха Комнинов, политические, социальные, культурные проблемы). Участники византийской конференции в Дамбартон-Окс. Фотография 1993 г. В послевоенные десятилетия происходит постепенный рост амер. В., к-рое к нач. XXI в. выходит на ведущие позиции в мире. Долгое время в амер. науке доминирующее положение занимали ученые-иммигранты - выходцы из различных европ. и ближневост. стран, прежде всего рус. византинист А. А. Васильев , работавший в США в 20-40-х гг. и ставший фактически основателем школы В. в этой стране; греч. историки П. Харанис (взаимоотношения гос-ва и Церкви), Сп. Врионис (Vryonis) (тюркизация М. Азии в XI-XV вв., греко-визант. наследие в Турции и на Балканах), Н. Икономидис (адм. система средневизант. периода, сигиллография); И. И. Шевченко (общество и интеллектуальная культура эпохи Палеологов), А. П. Каждан . Традиц. области интересов амер. специалистов - археология и история искусства. В 80-90-х гг. одно из ведущих мест в совр. амер. В. занимает А. Лаиу (Laïou), исследовательница экономической истории империи, взаимоотношений с Западом в эпоху Палеологов.

http://pravenc.ru/text/158430.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010