Скачать epub pdf Слово в день Преображения Господня И возведе их на гору высоку едины ( Матф. 17:1 ). Господь наш Иисус Христос, когда возшед на Фаворскую гору, возвел вместе с Собою и трех учеников своих: тогда в сиянии Своего преображения показал им, что царствие земное есть ничто в сравнении с царствием небесным; когда озарил их светлостию лица Своего, тогда уверил их, что видимый свет слишком незначителен пред невечерним светом славы Его; когда же возведя их на гору высоку едины, и сняв с Себя покров смирения и уничижения, открыл пред очами их славу будущего, тогда Он чрез это явил им, что кто не вознесется от юдоли земной на высоту добродетелей, тот, как недостойный, не будет ликовствовать с силами небесными. И дабы тем вящше уверить нас в сей истине, Он не взял с Собою всех учеников Своих на гору, и особенно не взял с Собою ожесточенного и нераскаянного грешника Иуду Искариотского, поят же токмо Петра, Его много любящего, Иоанна любимого и Иакова ревнителя веры, имущего вскоре запечатлеть ее своею мученическою кончиною в Иерусалиме ( Деян. 12:2 ): и возведе их на гору высоку едины. Посему Иуда, как говорит один из отцев Церкви ( Феофилакт Болгарский ), недостоин был предательскими своими очами видеть славу преображения Господня; ибо царство небесное есть награда одних только истинных и достойных последователей Христовых. Вникнем обстоятельнее в сию истину. О царстве небесном, в котором во веки будут наслаждаться святии Божии человецы (2 Пер. 1:21), хотя мы по ограниченности ума нашего совершенно постигнуть его не можем; однакожь, по свидетельству слова Божия, глаголющего: царство Божие несть брашно и питие, но правда, мир и радость о Духе Святе ( Рим. 19:17 ), мы не можем не увериться, что оно есть блаженнейшее состояние душ праведных, или, что тоже, соединение радостей чистых, святых, неизменяемых и совершеннейших. Человек, как мимоходящий путник земли, выну стремится в сию страну горнего Иерусалима, где ожидают его удовольствия превосходящие разум; но достигнет ли он до сего жилища утех нескончаемых, никогда не сменяющихся днями печали? – Достигнет, если только неуклонно шествует и до конца жизни своей будет шествовать во след Христа Спасителя, и терпеливо преодолевает и будет преодолевать все встречающиеся на пути преграды и преткновения, – и камни соблазнов и искушений и терния бедствий и скорбей временных.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Феодор и Василий постановили между собой богоугодное решение никогда не утаивать друг от друга своих мыслей, но все обсуждать вместе, угодно ли что Богу. По взаимном совещании Василий вошел безмолвствовать в пещеру, Феодор же по старости вышел из пещеры, чтоб жить в стороне монастыря. Старый монастырь был тогда сожжен, и дерево для постройки церкви и всех келий лежало на берегу Днепра, связанное плотами; чтоб возить его на горы, были наняты возчики; Феодор же, желая поставить себе келию, начал сам на себе носить дерево с берега на гору, не уступая никому своего труда. Но лукавые бесы забыли, что еще недавно, принужденные Феодором к работе, обещали не приступать к нему, и снова стали делать ему пакости. Все деревья, которые Феодор вносил на гору с великим трудом в течение целого дня для постройки своей келий, бесы ночью сбрасывали с горы, желая тем прогнать блаженного. Феодор, узнав искушение бесовское, сказал им: «Во имя Господа Бога нашего Иисуса Христа, повелевшего вам войти в свиней, повелеваю вам я, грешный раб Его, – все дерево, которое на берегу, поднять на гору, чтоб братия, работающая Господу, избавилась от труда, и молитвенный Дом Пресвятой Госпожи Богородицы, и свои келии могла построить без вашей пакости». И бесы в ту же ночь взнесли с берега на гору все дерево, так что его было достаточно на построение всего монастыря, а не только одной келий для Феодора. Поутру возчики, вставши, приехали на берег, чтоб возить с берега дерева, и не нашли ни одного. Осматриваясь по сторонам, они увидали, что все занесено уже на гору, и сложено не в одном месте, но отдельно, разобранное по роду – отдельно для крыш, отдельно для основания, отдельно большие дубы, трудно переносимые вследствие длины их. Это дело было чрезвычайно утешительно, как совершившееся сверх человеческой силы; и Бог прославился в угоднике Своем Феодоре, а вместе и в советнике его Василии, ради подвигов которых совершилось это дивное чудо. Однако эти единодушные рабы Господни не гордились повиновением бесов, следуя слову: « Не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» ( Лк. 10:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По истечении двух лет, Иоанникий снова возгорелся желанием жить в пустынном безмолвии и вознамерился взойти на близ лежавшую гору и, поселившись там в уединении, начать пустынное житие. Но перед этим он семь дней пробыл в посте, и усердно молился Богу, чтобы Он был ему руководителем на пути, который он избирал. В седьмой день сей новый Моисей услышал свыше голос, повелевавший ему идти на ту гору. Иоанникий вышел из Антидиева монастыря, и поспешил к недалеко отстоящей оттуда горе. Взошедши на нее, он стал искать там место для обитания. И вот он увидел двух иноков пустынножителей, на которых были одежды из волоса и которые питались растущими в пустыне травами. Подойдя к ним, блаженный поклонился им; они же, вставши, сотворили молитву и потом стали беседовать с ним. Иоанникий рассказал им о себе всё и открыл свои намерения, а иноки с своей стороны не оставили его без вразумления. Они предсказывали ему, что чрез пятьдесят лет его подвижничества при самом конце его жизни, ему будет причинено искушение завистливыми людьми, «но — говорили святые — горькие последствия этого искушения падут на их же головы, ты же не потерпишь никакого зла», что и сбылось, как видно будет из последующего — Предсказывая сие Иоанникию, оные блаженные пустынники дали ему власяную одежду, которая на туземном языке зовется «левитонар». Сия одежда была для Иоанникия как бы непроницаемым щитом против всех вражеских стрел, как о сем он поведал впоследствии сам. По окончании душеполезной беседы, пустынники разошлись и удалились в отдаленную пустыню, а Иоанникий пошел на гору, которая называлась Трихаликс и пребывал там, не имея келлии, прямо под покровом неба. Узнав о нем, вышеупомянутый игумен Авгарского монастыря Григорий построил ему на той горе небольшую хижину, в которой блаженный мог бы укрываться от бури, дождя и снега, и Иоанникий, затворившись, пребывал в той хижине. Потом к нему начали ходить монастырские братия, желая насладиться его душеполезною беседою. Это было ему неприятно, потому что сим нарушалось его безмолвие и посему, оставивши ту гору, он пошел искать другого места для безмолвной жизни. Проходя мимо селения, находившегося в Геллеспонте [ 8 ], он увидел вблизи него другую высокую гору, с непроходимыми дебрями и скалами, поселился в ней и, выкопав себе тесную и глубокую в земле пещеру, начал жить в ней, никуда из неё не выходя. Пищу получал он от одного пастуха, которой пас на той горе коз. Он приносил, один раз в месяц, понемногу хлеба и воды святому, получая за сие от него высший дар — благословение и молитву. Святой подвизался там три года, день и ночь молясь и прославляя Бога. Воспевая псалмы Давидовы, он к каждому стиху присоединял такие слова:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Феодор и Василий постановили между собой богоугодное решение никогда не утаивать друг от друга своих мыслей, но все обсуждать вместе, угодно ли что Богу. По взаимном совещании Василий вошел безмолвствовать в пещеру, Феодор же по старости вышел из пещеры, чтоб жить в стороне монастыря. Старый монастырь был тогда сожжен, и дерево для постройки церкви и всех келий лежало на берегу Днепра, связанное плотами; чтоб возить его на горы, были наняты возчики; Феодор же, желая поставить себе келию, начал сам на себе носить дерево с берега на гору, не уступая никому своего труда. Но лукавые бесы забыли, что еще недавно, принужденные Феодором к работе, обещали не приступать к нему, и снова стали делать ему пакости. Все деревья, которые Феодор вносил на гору с великим трудом в течение целого дня для постройки своей келий, бесы ночью сбрасывали с горы, желая тем прогнать блаженного. Феодор, узнав искушение бесовское, сказал им: " Во имя Господа Бога нашего Иисуса Христа, повелевшего вам войти в свиней, повелеваю вам я, грешный раб Его, - все дерево, которое на берегу, поднять на гору, чтоб братия, работающая Господу, избавилась от труда, и молитвенный Дом Пресвятой Госпожи Богородицы, и свои келии могла построить без вашей пакости " . И бесы в ту же ночь взнесли с берега на гору все дерево, так что его было достаточно на построение всего монастыря, а не только одной келий для Феодора. Поутру возчики, вставши, приехали на берег, чтоб возить с берега дерева, и не нашли ни одного. Осматриваясь по сторонам, они увидали, что все занесено уже на гору, и сложено не в одном месте, но отдельно, разобранное по роду - отдельно для крыш, отдельно для основания, отдельно большие дубы, трудно переносимые вследствие длины их. Это дело было чрезвычайно утешительно, как совершившееся сверх человеческой силы; и Бог прославился в угоднике Своем Феодоре, а вместе и в советнике его Василии, ради подвигов которых совершилось это дивное чудо. Однако эти единодушные рабы Господни не гордились повиновением бесов, следуя слову: " Не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах " (Лк. 10:20).

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

Когда мы прилегли отдохнуть на пару часов перед подъемом на гору, я не мог заснуть, озноб не проходил. Все-таки нагнала она страха. Боязно и за себя, и за всех девятнадцатерых, за которых несу ответственность... С вечера некоторые из нас запаслись посохами. Один доллар, и в руке настоящий из тростникового дерева посох – большая помощь при подъеме в гору. Тут же вспоминается и посох Моисея. Здорово! Вот уже время и к часу ночи. Мы выходим из наших комнат. Группа собирается. Над головою полная луна, заливающая нас своим серебром. Появляется Акрам. Решительно спрашивает: – Дух ваш крепок? Мы киваем головами. Все внутренне собранны. Каждый из нас чувствует сдержанное волнение и готовность совершить восхождение. У многих на лбу укреплены фонарики, чтобы освещать путь перед собою. Но они потом мало понадобятся – путь нам будет освещать луна. Оглядываемся и, к нашему ободрению и утешению, видим, что мы не одни. Собираются еще другие группы. Всюду снуют молодые арабы, предлагая первую часть восхождения преодолеть на верблюдах. Но как добираться, каждый выбирает для себя сам. Все наши готовы подниматься только пешком. Моисей сорок лет пас овец своего мадиамского тестя. Места эти знал, конечно, хорошо. Вождю израильского народа не было нужды у кого-нибудь спрашивать дорогу. Мы далеко не так хорошо, как некогда великий пророк, готовы к восхождению на гору. У меня на спине рюкзачок с облачением, с водой. В руке посох. Договариваемся, что никто не вырывается вперед меня и никто не отстает от Ивана, руководителя нашей группы, чтобы не потеряться. Молимся и отправляемся из монастыря. На гору нас ведет не Акрам, а молодой араб Ясир. Ступает он пружинисто, неспешно, показывает путь, а уж подымается каждый сам. Сам, со своим здоровьем, недугами, со своей внутренней духовной установкой. Сначала идем ущельем. От идущего к идущему передается нараспев: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» Пению этой молитвы в походном темпе я обучился при крестном ходе вокруг города Абакана на Духов день этого года. Восхождение на Синай, на Богосшественную гору, – это не путешествие, не туризм, не альпинизм, не отдых и не труд. Это священнодействие. Мы поднимаемся к Богу. Когда-то гора эта сотряслась, на нее опустилось облако, и Моисей вошел во мрак, где Бог ( Исх.20:21 ). Мы поднимаемся туда же.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

ы пробовали подойти к келии, тихонько постучать, помолиться, но никто не открывает, и неизвестно, есть там кто, или нет. Может быть молятся, или службу совершают - мы не знаем, мешать мы не можем... Спустились мы почти до самого моря, потом поднялись на полкилометра, это все на жаре. Наконец, нашли дорогу, которая привела нас в скит. В этом скиту хранятся мощи - стопа праведной Анны, которая родила Пресвятую Богородицу, и ее чудотворная икона. Праведная Анна изображена на ней с младенцем Пресвятой Девой на руках. Эта икона тоже вся увешана подарками в память о чудотворениях. кит маленький, и остановиться на ночлег нам не удалось. Нас благословили сразу начинать подъем на Святую Гору. Мы немного отдохнули на тенистой терраске, нас покормили на трапезе, и мы двинулись вверх. От скита, который находится на высоте около 350 м, нам надо было сначала попасть на развилку дорог на высоте 850 м: оттуда начинается тропа на вершину горы. а этой дороге мы обрели попутчика, русского инока Амвросия. Не знаю, где он постоянно подвизается, наверное, в Пантелеимоновом монастыре, но в это время он тоже путешествовал по Афону и тоже собирался подняться на вершину Святой Горы. Для меня эта встреча оказалась промыслительной и вот почему. Мы поднимались уставшие, потому что до того целый день бродили по скалам. Даже мои молодые друзья совсем утомились. Но когда мы добрались до развилки дорог, то я понял, что «моя песенка спета», и на гору я уже не поднимусь. Казалось, сердце вылетает из груди, а ноги, как ватные. «Братья, - сказал я, - оставляйте все вещи здесь, я вас подожду, поднимайтесь на вершину без меня. Мне, видимо, не суждено». И тут наш дорогой брат Амвросий говорит: «Димитрий, если Вы не сможете подниматься на гору, то нам придется всем остаться. Мы же не можем оставить Вас одного». Нет, думаю, невозможно такое допустить, чтобы из-за меня кто-то не пошел на гору, ведь мечтали же подняться! Придется лезть... «Ладно, - говорю, - ребята, сами виноваты, придется карабкаться, и вам мне помогать». Мы оставили на развилке все вещи и потихоньку стали подниматься по тропе, идущей сначала через довольно густой лес. Лес скоро поредел, и все время хотелось оборачиваться и любоваться дивной красотой горной страны. Особенное впечатление производил вид на гору Кармил с церковью пророка Илии на самой вершине.

http://isihazm.ru/1/?id=537

Св. Григорий Богослов много рассуждает о том, что не каждый может воспринять славу Божию, но только кто должным образом предочистил свое сердце. Св. Григорий Богослов : «И чем же я приведен в такой страх? Не почтите меня боязливым сверх меры; напротив того, похвалите даже мою предусмотрительность. О самом Моисее слышу, что когда беседовал с ним Бог, хотя многие призваны на гору, и в числе их Аарон с двумя сыновьями священниками, и семьдесят старейшин-народоправителей, однако же поведено было, чтобы прочие поклонились издалеча, а к Богу приступил один Моисей; народу же не дозволено и восходить на гору ( Исх. 24:1–2 ); потому что не всякий может приближаться к Богу, но только кто, подобно Моисею, способен вместить славу Божию» т. I, Слово 3, с. 56]. Св. Григорий в первом из своих знаменитых пяти словах о богословии утверждает, что не каждый может говорить о Боге и не с каждым должно говорить о возвышенных Божественных учениях. Прежде, чем пуститься в рассуждения о Святой Троице, он дерзновенно говорит: «Но теперь, когда охотно восхожу на гору [богомыслия о Троице. – Г.Ф.], или, справедливее сказать, желаю и вместе боюсь (желаю по надежде, боюсь по немощи) вступить внутрь облака и беседовать с Богом (ибо сие повелевает Бог), – теперь кто из вас Аарон, тот взойди со мною и стань вблизи, но будь доволен тем, что надобно ему остаться вне облака; а кто Надав, или Авиуд, или один из старейшин, тот взойди также, но стань издалеча, по достоинству своего очищения; кто же принадлежит к народу и к числу недостойных такой высоты и созерцания, тот, если он не чист, вовсе не приступай (потому что сие не безопасно), а если очищен на время, останься внизу; и внимай единому гласу и трубе, то есть голым речениям благочестия, на дымящуюся же и молниеносную гору взирай, как на угрозу и вместе на чудо для неспособных взойти» т. I, слово 28, о богословии второе]. О, дерзновение святых! Неочищенных духовно св. Григорий вовсе отстраняет от богословия, а временно очистившимся, но живущим мирски предлагает не переступать черту одних лишь заповедей нравственного благочестия. Другим позволяет с опаской и осторожностью взойти на высоту богомыслия, но не приступать к исследованию самих тайн богословия, останавливаясь издалеча, как старейшины, или даже восходя выше, как Аарон, но не вступая в облако. Туда, во внутренняя славы Божией и тайн богословия, речений о неизъяснимой Троице, вступит один – великий учитель догмата о Троице, нареченный церковью Богословом. Большой знаток святоотеческих творений прот. Георгий Флоровский говорил, что какие-то заблуждения или ошибки имеются у всех святых отцов, разве лишь кроме св. Григория Богослова . Единого, как Моисей, вошедшего в нестерпимое облако учения о Боге, Боге Единосущном и Триипостасном.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава 5 Зач. 10-е. Нагорная беседа Господа Иисуса Христа. Учение о путях к блаженству Читается во вторник 1-й недели по Пятидесятнице и во дни Преподобных. 1.Узрев же народы, взыде на гору: и седшу ему, приступиша к нему ученицы его 1. Оузрвъ же народы, взыде на гор: и сдш пристпиша къ нем учнцы Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его 2. И верзъ уста сво, учаше ихъ, гл: И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря Взыде (взошел) на гору И. Христос. Потому вся беседа, которую произнес Он здесь на горе, помещенная в 5, 6 и 7 главах Евангелия от Матфея, называется нагорною беседою или проповедью. Невдалеке от г. Капернаума указывают эту, так называемую «Гору блаженства» от произнесенного на ней И. Христом учения о блаженстве. Взошел на гору для того, чтобы слышнее была проповедь. Замечательно при этом следующее: ветхозаветный закон был дан на горе, и новозаветный – тоже на горе; закон ветхозаветный заключал в себе 10 заповедей, закон Христов заключает 9; закон на Синае был дан среди громов и молний, как закон строгий, закон Евангельский, как закон благодати, возвещен был из уст кроткого и смиренного сердцем Господа Иисуса. Нагорная проповедь излагается и в Евангелии Луки ( Лк. 6 гл.), нов кратком виде. Ев. Матфей писал Евангелие для христиан из Евреев, потому и изложил подробно превосходство новозаветного закона пред ветхозавьтным. Приступиша к Нему ученицы Его, т. е. и 12 апостолов, и вообще все прочие, бывшие тут около горы, которые следовали за И. Христом и желали слушать Его учение. 3. блжени дхомъ: к тхъ нбное. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное Блажени – счастливы. Нищие духом. Нищие или бедные люди ничего у себя не имеют, а просят милостыню у богатых, и составляют низший класс людей. Подобно сему быть нищим или бедным духом значит иметь убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует нам Бог, и что ничего доброго не можем сделать без помощи Божией, и потому смирять себя, не хвалиться своими добрыми качествами и делами, имея оные, а считать себя грешниками и во всем прибегать к милосердию Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Когда собралась братия, сказал им великий Антоний: «Это, братия, Бог объединил вас, и благословение на вас Святой Горы, с которым меня постриг игумен Святой Горы, я же вас постриг; и да будет же на вас благословение: во-первых, от Бога и пресвятой Богородицы, во-вторых, от Святой Горы!» И сказал он им еще: «Живите теперь сами по себе, и я поставлю вам игумена, а сам пойду на другую гору и там останусь один». Как я уже сказал – привык он к уединению. И поставил он игуменом Варлаама, а сам пошел на гору и выкопал себе другую пещеру, которая теперь под новым монастырем; в ней он и умер, живши в добродетели сорок лет, никогда и никуда не выходив из пещеры. В ней же лежат честные мощи его, творящие чудеса и доныне. Игумен же и братия продолжали жить в пещере. И умножилось их число, и не могли они уже в пещере вместиться, и задумали они рядом с пещерой поставить монастырь. И пришли игумен и братия к святому Антонию, и сказали ему: «Отче! Братии стало так много, что не можем поместиться в пещере, да благословит Бог и пречистая Богородица, и твоя молитва, чтобы нам поставить маленькую церковь вне пещеры». И разрешил им преподобный. Они же поклонились ему до земли и вышли. И поставили церковку маленькую над пещерой во имя Успения святой Богородицы. И стал Бог, молитвами пречистой Богородицы и преподобного Антония, умножать черноризцев, и братия, посоветовавшись с игуменом, решили построить монастырь. И пошли опять они к Антонию, и сказали ему: «Отче, братия умножается, и хотим мы построить монастырь». Антоний же возрадовался и сказал: «Благословен Бог за все, молитва святой Богородицы и отцов Святой Горы да будет с вами!» И сказав это, послал одного из братии к князю Изяславу, говоря так: «Княже благочестивый, Бог умножает братию, а местечко маленькое, просим у тебя, чтобы дал ты нам гору ту, что над пещерой». Князь же Изяслав, услышав это, обрадовался и послал к ним боярина своего, чтобы передать им гору ту. Игумен же и братия заложили церковь большую и монастырь, обнесли оградой, и много келий поставили, и, поставив церковь , украсили ее иконами. И с тех пор прозвался монастырь Печерским, потому что черноризцы прежде жили в пещере. И с тех пор называется он Печерским монастырем, и на нем благословение Святой Горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Состоялась паломническая поездка митрополита Волоколамского Илариона на Святую гору Афон С 11 по 13 марта 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Святую гору Афон. В эти же дни началась рабочая поездка на Афон руководителя Управления по зарубежным учреждениям Московской Патриархии епископа Богородского Антония. По прибытии на Святую гору митрополит Иларион совместно с епископом Антонием посетил скит Новая Фиваида, принадлежащий Русскому на Афоне Пантелеимонову монастырю; гости ознакомились с ходом ведущихся в скиту масштабных восстановительных работ. Далее паломническая группа проследовала в Карею, где была принята Протоэпистатом Священной Эпистасии Святой горы Афон монахом Ватопедского монастыря Варнавой. Поклонившись иконе Божией Матери «Достойно есть» в храме Успения Пресвятой Богородицы в Протате, гости проследовали в Иверский монастырь, где перед иконой Божией Матери «Иверская» митрополит Иларион совершил чтение акафиста на греческом языке. Прибыв вечером того же дня в Пантелеимонов монастырь, паломники молились за малой вечерней, а затем за Всенощным бдением в соборном храме святого великомученика Пантелеимона. 12 марта 2017 года, в Неделю вторую Великого поста, митрополит Иларион совершил Божественную литургию в соборном храме. Ему сослужили епископ Богородский Антоний, игумен обители архимандрит Евлогий, братия монастыря и члены паломнической группы в священном сане. По отпусте Божественной литургии митрополит Иларион произнес проповедь: «Ваше Преосвященство, Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Евлогий, дорогие отцы, дорогие братья! Сердечно приветствую вас от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который просил меня передать всем вам свое Первосвятительское благословение. Он ежедневно молится о Святой Афонской горе, о монастыре святого великомученика и целителя Пантелеимона и о всей во Христе братии этой святой обители.

http://mospat.ru/ru/news/48645/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010