Действительно, в скором времени эти слова в точности исполнились следующим образом. Вернувшись к себе в село, священник Мирон поставил святыню в местной церкви. Здесь от принесенной иконы совершилось чудесное исцеление местной жительницы Марфы, которой во сне явилась Матерь Божия и повторила повеление перенести Ее икону на Черную гору. Узнав о видении, отец Мирон поспешил отправиться с иконой на Черную гору, где по прибытии водрузил на вершине горы Животворящий Крест Господень и поставил около него икону Богоматери. Благодатная красота святого места особенно подействовала на священника Мирона, и он стал часто посещать Черную гору для уединенной молитвы. Вскоре к нему присоединился и игумен Варлаам, также влекомый к этой горе Божественной силой. В тот период Русское государство переживало так называемое «Смутное время». Многие монахи уходили из Москвы в поисках удобных мест для иноческих подвигов. Одним из таких иноков был монах Иона, который получил Божественное откровение идти на Черную гору. Прибыв туда, он почувствовал сердцем, что благодать Божия присутствует на этом месте и решил основать здесь церковь в честь Пресвятой Богородицы. Игумен Варлаам, советуя не откладывать этого доброго дела, облек в ангельский образ иерея Мирона и нарек ему имя Макарий. По общему совету немногочисленной братии немедленно послал новопостриженного инока в Москву к царю Василию Иоанновичу для получения разрешения на постройку храма. Между тем монах Иона основал храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы на месте, указанном ему Самой Пречистой Владычицей. Но для продолжения строительства не было людей, не хватало материала и, главное – не было умелого строителя. И тогда Пресвятая Богородица Сама стала заботиться о храме. Плотник из Карельской земли Чаков получил чудесное исцеление от болезни и по откровению Божию приехал на Черную гору, где и довел строительство храма до конца. Наконец из Москвы возвратился инок Макарий и привез царскую грамоту на устроение храма и монастыря на Черной горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преображение Господне Преображение Господне. Икона Феофана Грека, XIVb. Праздник этот установлен в память славного преображения Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор, для показания им Своего Божественного величия и подкрепления их веры по случаю приближавшихся Его страданий. Тропарь праздника, глас 7-й Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. Якоже можаху – насколько они могли видеть. Присносущный – вечный. Кондак, глас 7-й На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние. Перевод: Ты преобразился, Христе Боже, на горе, и ученики Твои созерцали славу Твою, насколько могли воспринять ее, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели, что страдание Твое добровольно, и проповедали миру, что Ты воистину Отчее сияние. Задостойник Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа. Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею пройде, яко плотоносец явися на земли, и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем вси величаем. Перевод: Роды Твои были девственны: Бог произошел из Твоего чрева, явился на земле во плоти и жил с людьми. Поэтому мы все величаем Тебя, Богородица! ПАРЕМИИ НА ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ Книга Исхода (XXIV, 12—18) И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их. И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию, а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, доколе мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним. И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей.

http://pravoslavie.ru/1767.html

Он пишет: “Слово возводит тех, кто обладает верой, надеждой и любовью, на вершину богословия и преображается пред ними; назвать Его Богом отныне значит уже не признавать Его святым, царем и тому подобное, но говорить о нем путем отрицаний, согласно тому, что Он — над Богом, над святостью, и все сказанное о Нем, трансцендентно”. Итак, вот что делает здесь преподобный Максим вслед за святителем Григорием Нисским 17 и особенно священномучеником Дионисием Ареопагитом и его “Мистическим богословием” 18 : он уподобляет восхождение на гору Преображения, гору Фавор, восхождению пророка Моисея на гору Синай, что есть символ восхождения души к Богу. (В этом Преподобный вторит мозаике на апсиде церкви монастыря Неопалимой Купины — так во времена святого назывался монастырь святой великомученицы Екатерины на Синае; хотя у нас нет оснований полагать, что преподобный Максим когда-либо видел эту мозаику.) И святитель Григорий, и священномученик Дионисий отмечают, что, взбираясь на гору, пророк Моисей проходит через восприятие образов и понятий, в которых являет Себя Бог, символизируемых звучанием труб и светом, вспыхивающим на вершине; он входит в темное облако, окутывающее пик, и перестает видеть — это символ того, что теперь узнать Бога можно лишь отбросив все, что в состоянии воспринять чувства и постичь ум. Священномученик Дионисий позаимствовал терминологию у неоплатоников и назвал богословие утверждения катафатическим, а богословие отрицания — апофатическим богословием. Преподобный Максим использовал язык апофатики, описывая восхождение на гору Преображения: можно говорить о Боге, черпая из наших знаний о созданном миропорядке и о божественном Откровении (“Он свят, царь и тому подобное”) и прийти к отрицанию образов и идей, а затем к молчаливому созерцанию. В ослепляющем сиянии Божества преображенного Христа, явленном на горе Фавор, Апостолы пришли в безмолвие, — безмолвие апофатического подтверждения непознаваемости Божества. Далее преподобный Максим приходит к мысли, что “лицо Слова, которое сияло, как солнце, — это свойство скрытости Его существования”.

http://pravmir.ru/ot-hristologii-k-obraz...

Слово на праздник преславного Вознесения Господня. (О рае и светлой радости вечной). Из древле–отеческого сборника Приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, чтобы быть нам зрителями славного Христова Вознесения. Взойдем мы с благоговейным умозрением на преблаженную гору Елеонскую, туда, где сегодня открывается чудное видение славы благолепной, и Победоносец Воскресший Иисус, непобедимый разоритель ада, представляет нам славнейшее торжество над смертию! Взойдем туда, откуда лик Апостольский предпосылает на небеса любезнейшего своего Учителя, Матерь – своего Сына, откуда чиноначалия умных Сил предводят Царя Славы! Множество праведных душ, от ада свободившихся, последуют за Божественным своим Свободителем. Оттуда приемлет Его Небесный Отец, и, дая Ему власть над небом и землею, посаждает Его одесную Себя на небесах. Светел, воистину, и пресветел нынешний праздник! Он – увенчание таинств Христовых, исполнение нашего спасения. Днесь изгнанным детям Евиным отверзается вход в желаемое отечество горнего Иерусалима, днесь новому Израилю даруется возведение в небесное царство. Днесь падший возносится превыше Серафимов, и человеческое естество Божия Слова, воплощением соделавшись причастным Божескому естеству, вознесением Богочеловека возъимело себе участие в Божественной славе!... Приидите же, взыдем на гору Господню, и последуем мыслию и сердцем отверзшему нам врата Царствия вечного, дабы, сколько можно, познать и предвкусить сладости райские, и – хотя так о рае истолковать, каков он есть, как превосходящий всякий ум человеческий. Человеческая мысль едва проникает далее того, что представляют чувства. Спросим же мы об оном небесном жилище, которое уготовал нам Бог, у видевших оное духовными очами сердца: у Иоанна Богослова и у Павла Апостола. Иоанн, возведенный от Ангела на гору высокую, видел святый град небесный Иерусалим. Град сей четвероуголен, велик и высок: двенадцать оснований у него, и каждое основание из камня драгоценнного, двенадцать ворот, и каждые врата от бисера. Там – Сам Бог вседержитель, Которому покланяются небеса и земля; там нет ни солнца, ни месяца, там – невечерний свет Божественной славы, днем и нощию светящий, и никогда незаходящий! – И возведе мя вдухе на гору велику и высоку, и показа ми град великий, святый Иерусалим, сходящий с небесе от Бога ( Откр. 21:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

3 Моисей пришел и передал народу все предписания Господа и все указания Его. Народ отозвался единодушно: «Будем делать всё, что повелел Господь ». 4Всё сказанное Господом и израильтянами тогда же записал Моисей в Свитке Завета. Встав рано утром, воздвиг он у горы жертвенник и сложил рядом с ним двенадцать камней священных по числу колен Израилевых. 5Потом велел он юношам израильским совершить всесожжения и, готовясь к утверждению Завета, заколоть быков, чтобы народ и левиты могли вместе пировать и принести Господу благодарственные жертвы . 6Кровь животных Моисей собрал и половину ее слил в чаши для служб ритуальных, а остальной окропил жертвенник. 7После того взял он Свиток Завета с только что сделанной записью и прочитал ее народу. «Всё, что повелел Господь, будем исполнять и будем Ему послушны», – сказали израильтяне. 8Окропил тогда Моисей народ кровью, что слита была в чаши, и сказал: «Это кровь Завета, того самого Договора, который заключил с вами Господь согласно всем этим словам, в Свитке записанным». 9Затем Моисей взошел на гору, взяв с собой Аарона, Надава, Авиуда и семьдесят старейшин Израиля. 10И видели они образ Бога Израилева. Под ногами Его – нечто подобное мозаичному полу из сапфира, голубое и ясное, как само небо. 11Бог не допустил гибели вождей народа израильского: они удостоились видеть Его образ и, оставшись в живых, радостно ели и пили после совершенных жертвоприношений. Моисей на горе Божьей 12 И еще раз Господь сказал Моисею: «Взойди ко Мне на гору и будь там. Я дам тебе скрижали каменные с Законом, с заповедями, кои Я написал для наставления народа Моего». 13Вместе со служившим при нем Иисусом Моисей тотчас же отправился на гору Божию, 14сказав старейшинам: «Ждите нас здесь у подножья Синая, пока не вернемся к вам. С вами останутся Аарон и Гур. Если надо кому решить дело какое, пусть обращается к ним». 15Итак, Моисей поднялся на гору, и облако окутало ее. 16Слава Господня пребывала на горе Синай, и шесть дней окутывало ее облако, а в седьмой – воззвал из него Господь к Моисею. 17Огню испепеляющему подобна была слава Господня на вершине горы – такой видели ее сыновья Израиля. 18Моисей вошел прямо в облако, когда восходил на гору. Пробыл он там сорок дней и сорок ночей. О возведении Шатра Откровения

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

— Мы не будем более появляться здесь. Преподобные Феодор и Василий установили между собою благочестивый обычай никогда не утаивать своих мыслей, но обоим обсуждать их вместе, чтобы видеть, насколько они богоугодны. По обоюдном совещании, Василий удалился безмолвствовать в пещеру, а преподобный Феодор, как достигший уже старости, вышел из нее с тем, чтобы поселиться в древнем монастыре. В это время монастырь был сожжен. Деревья на устройство церкви и келлий, пригнанные плотами по Днепру, лежали на берегу, и наняты были работники, чтобы ввести их в гору, но преподобный Феодор, желая сам поставить себе келью, начал на себе носить бревна с берега на гору, не дозволяя никому работать за него. Лживые бесы, забыв свое, вынужденное подневольное работой обещание никогда не приближаться к преподобному, снова начали свои козни: все бревна, какие с великим трудом блаженный Феодор вносил за день на гору, бесы ночью сбрасывали вниз, желая через это добиться его удаления. Поняв козни бесов, преподобный сказал им: — Именем Господа нашего Иисуса Христа, повелевшего вам войти в свиней (Мф.8:32), я, грешный раб Его, повелеваю вам все бревна с берега перенести на гору, чтобы братия, работающая Богу, не отрывалась от своего труда и могла без ваших козней выстроить храм Пресвятой Богородице и келлии себе; тогда узнаете, что Господь присутствует на этом месте. В ту же ночь бесы перенесли с берега на гору все бревна, предназначенные для постройки монастыря. Когда утром на берег приехали нанятые для перевозки, то не нашли ни одного бревна; поглядев по сторонам, они увидели, что бревна уже находятся на горе и не свалены в кучу, а разложены в порядке: особо — предназначенные для крыши, особо — для пола и особо — длинные, чрезвычайно тяжелые балки. Всё это, как дело превышающее человеческие силы, возбуждало удивление. Так прославился Господь чрез угодников своих Феодора и советника его Василия; ради их подвигов Господь явил это чудо. Но эти сродные по духу рабы Божии не гордились, видя повиновение себе бесов, следуя наставлению Христа: «не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк.10:20). Бесы же, столь явно обличенные в своих кознях святыми Феодором и Василием, не могли стерпеть своего поношения, — они, когда-то пользовавшиеся, как боги, почитанием и поклонением от язычников, теперь должны были переносить от верных угодников Божиих презрение, унижение и бесчестие, должны были, как рабы купленные, трудиться для них то меля жито, то таская бревна, и к тому же, повинуясь запрещению тех же святых, они должны были удаляться от людей. Поэтому-то во время переноски бревен они и вопили, как слышали некоторые:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В Родосе митрополитом был три года и, оставив престол по своей воле, удалился в Синайскую гору, где продолжал отправлять все архиерейские обязанности. Затем митрополит заявил: просил-де у меня Константинопольский патриарх Рафаил три тысячи золотых, если-де я их дам ему, то буду митрополитом в Родосе, а если не дам, то он лишит меня кафедры. Митрополит ответил на требование патриарха письмом, в котором заявил, что он, митрополит, сам-де ест одну капусту с солью и дать ему, патриарху, нечего, да и не за что, и оттого-де он из Родоса ушел в Синайскую гору, а если сыщется, что он от митрополитства отставлен, то он уже не будет у государя и патриарха просить пощады. А из Синая он ездил в Индию, потому что португальская королева Екатерина оставила в Индии для Синайской горы на помин своего мужа 500 золотых; кроме же его, послать в Индию было некого. Эти золотые и еще значительную собранную им в Индии милостыню он привез в Синайский монастырь и затем был послан в Испанию. В Риме он действительно был по следующему случаю: дает-де испанский король в Синайскую гору по 500 золотых, и так как те золотые он не присылал, то Собор синайских отцов послал его и еще четырех старцев с ним в Испанию за теми золотыми. В Испанию они отправились через Рим и были у тогдашнего папы Павла V, но от греческой веры не отставали, и с папою он, как его ложно обвиняют, не служил, тем более что папа со властями никогда не служит, а всегда один. Папа писал к королю испанскому о выдаче тех золотых, да и сам послал от себя в Синайскую гору 500 золотых, на что есть у него лист. Были затем они во французской земле, а французский король посылает в Синайскую гору ежегодно 1000 золотых – эти присылки от французского короля начались уже лет с двадцать. Из французской земли отправились на острова, которые были даны ему от Константинопольского патриарха, и всего ходил за милостыней лет с пять. Это любопытное для русских показание Иеремии о милостыне Синаю со стороны папы и католических королей оспаривалось бывшим тогда в Москве силистрийским митрополитом и обвинителями-синаитами, которые заявляли, что папа и короли испанские и французские в греческую землю ни в какие места никогда ничего не присылали, от всех греческих патриархов то заклято, чтобы не только от папы, но даже и от всякого простого человека папежской веры милостыни ни одной деньги не принимать и ни в чем с ними не сообщаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Из повествования Евангелиста Иоанна можно было бы заключить, что Иисус удалился на гору тотчас, как только узнал, что Его хотят объявить Царем: Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один. Но такое заключение противоречило бы сказаниям других Евангелистов, передающих некоторые подробности отшествия Иисуса на гору; так, Евангелисты Матфей и Марк говорят, что Иисус, понуждая Апостолов войти в лодку и плыть на другую сторону моря, Сам остался на берегу, чтобы отпустить народ (Мф. 14, 22; Мк. 6, 45); и, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине , как говорит Евангелист Матфей; или: и, отпустив их, пошел на гору помолиться , как говорит Евангелист Марк (Мф. 14, 23; Мк. 6, 46). Кроме того, нельзя вообще допустить, чтобы Иисус Христос, пришедший спасти людей от греха и положить жизнь Свою за них, чтобы Он мог скрыться от восторженной толпы народа, способной в таком состоянии наделать много необдуманных поступков. Надо полагать, что Кто мог накормить многотысячную толпу пятью хлебами и двумя рыбами, Тот мог и успокоить ее; Тот, слову Которого повиновались разъяренные волны и бури, Кто невредимым прошел среди озверелой толпы назаретян, собравшейся сбросить Его со скалы, Тот, конечно, мог безбоязненно идти теперь к стоявшему на берегу народу и словом Своим привести в спокойное состояние волновавшие их чувства. Так Он и поступил: сначала отпустил народ, а потом взошел на гору помолиться. Поспешное отправление Иисусом апостолов на лодке обратно Противоречия между повествованиями Иоанна, с одной стороны, и Матфея и Марка с другой, тут нет: Евангелист Иоанн совсем ничего не говорит о том, что Иисус понудил Апостолов войти в лодку и плыть на ту сторону моря, а говорит только, что они с наступлением вечера сошли к морю и, вошедши в лодку, отправились на ту сторону моря; не говорит он об этом понуждении и о том, что Иисус отпустил народ, не потому, что этого не было, а просто потому, что не считал нужным сообщать особые подробности чуда насыщения народа пятью хлебами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Вскоре от принесенной иконы стали совершаться чудеса и исцеления. В селе Цымболы жила девица Марфа, страдавшая слепотой. Однажды она увидела во сне, что иерей Мирон принес из Кевролы некое целительное былие, весьма полезное для глаз. Об этом сновидении было сказано Мирону. Тот сразу догадался, что целительное былие есть икона Пресвятой Богородицы, принесенная им из Кевролы, и сказал, чтобы болящую привели в церковь. Марфу привели, и Мирон начал служить молебен перед образом Богоматери. Больная почувствовала улучшение своего зрения и скоро вполне исцелилась. Через несколько времени Марфа увидела во сне икону Богородицы, от которой получила исцеление, и услышала от нее повеление передать иерею Мирону, что он должен исполнить сказанное ему игуменом Варлаамом и отнести икону на указанное место. При этом голос возвестил Марфе, что на том месте будет построен дом в честь Богородицы и там прославится имя Ее. О своем видении Марфа поведала Мирону. Последний взял икону Богородицы и тотчас же отправился на Черную гору. Там он водрузил крест, поставил икону, оградил ее досками и, отслужив молебен, возвратился домой. После этого его не оставляла мысль поселиться на Черной горе. Он часто ходил туда для молитвы и принялся расчищать место для устроения себе жилища. Только зимой он не мог посещать Черную гору из-за больших снежных заносов. Между тем, на Руси в это время началось так называемое Смутное время, время междоусобиц и распрей, когда законного царя не было и благодаря этому появлялись разные самозванцы. В это тяжелое для Руси время один монах, именем Иона, ушел из Москвы в приморские северные страны. Он добрался до Кевролы по реке Пинеге и начал расспрашивать окрестных жителей, нет ли поблизости мест, удобных для монашеской жизни. Один крестьянин Никифор указал ему на Черную гору, как на наиболее подходящее место для иноческих подвигов. Направляясь на север, Иона пришел в деревню «Пильи горы» и здесь увидел во сне, что пришла к нему некая благообразная Жена и сказала: «Не трудись, старче, всуе скитаясь, но иди на Черную гору, о которой говорил тебе Никифор. На этой горе иерей Мирон хочет создать храм во имя Пресвятой Богородицы». Сказав это, Жена подала ему хлеб. Проснувшись, Иона отправился разыскивать Черную гору. Жители указали ему дорогу, и он пришел в Юролы, где встретился с иереем Мироном.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

Поэтому-то, сразу же вслед за исповеданием веры Петра, Христос и обещает апостолам вскоре показать им славу Своего Преображения: Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем ( Мф.16:28 ). Эти слова Спасителя понимаются святыми отцами как данное Христом обещание апостолам явить им еще здесь на земле, на горе Фавор – за долгие и долгие годы до их смерти, до времени их окончательного вхождения в Небесное Царство – Свою горнюю Божественную славу. Место Преображения: вершина горы И вот, спустя несколько дней после исповедания Петра, Господь берет трех учеников и поднимается с ними на гору, чтобы совершить здесь молитву: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних ( Мф.17:1 ). Преподобный Иоанн Дамаскин подчеркивает, что Господь не зря – для того, чтобы Ему преобразиться – возводит учеников именно на высокую гору Высокая гора Преображения была символом той высоты добродетелей, на которую призван восходить всякий христианин. Ведь верующий может увидеть яркий и духовно целительный Свет Солнца Правды – Христа только на высоте любви к Богу: на высоте, подобной горной вершине. Лишь здесь он бывает способен лицезреть сияние Того Солнца, о Котором свидетельствует пророк Малахия: А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его ( Мал.4:2 ). Святитель Григорий Палама, размышляя о том, почему Преображение произошло именно на горе, также подчеркивает, что возведение Христом апостолов на гору является символом возведения верующих Самим Богом на духовную высоту Богообщения. Такое восхождение многократно превышает ограниченные возможности и естественные силы нашей тварной природы: самим нам на эту духовную вершину никак не подняться. Однако при помощи Божественной благодати мы оказываемся способны преодолеть этот казалось бы непреодолимый путь ввысь и вступить в небесную славу. Петр, Иаков и Иоанн: почему они? Итак, Евангелие повествует, что Господь взял с Собой на Фавор только трех апостолов из числа двенадцати: Петра, Иакова и Иоанна. Почему Христос выбрал именно этих троих? Почему преобразился перед ними, а не возвел на гору всех апостолов?

http://azbyka.ru/propovedi/preobrazhenie...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010