По сказанию Святых мужей, живших в то время, Пресвятая Богородица была Дева не только плотью, но и духом: Она была в сердце смиренна, в словах богомудренна, в речах не скора, в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, всем желала добра, помогала бедным, внешний вид Её был образом внутреннего Её совершенства. Всю жизнь свою Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, даже и тогда, когда тело Её покоилось, духом своим Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, из дому выходила только в Церковь , и то – в сопутствии родных . Впрочем, хотя Она являлась вне дома своего и в сопровождении родных, но лучшим стражем для Себя Она была Сама. Священные писатели первых веков христианства сохранили и написали даже, что внешний вид лица Её был, яко вид зерна пшеничного, взор очей Её был остр, брови были густы и изрядно черны, нос не краток, лицо мало продолжено, руки и персты продолговаты, одежды Её были просты, покров на голове такой, с каким Она и ныне изображается на святых Её иконах. Ко времени Своей блаженной кончины, Пресвятая Дева Мария опять переселилась вместе с Апостолом Иоанном Богословом в Иерусалим; слава Её, как Пречистой Матери Господа, в то время так распространилась по всему христианскому миру, благоговение и уважение к Ней было у всех так велико, что среди иудеев явились враги, которые покушались даже на Её жизнь, но Господь хранил Её. Живя в Иерусалиме, у Апостола Иоанна Богослова, Пресвятая Дева Мария все время проводила в непрестанной молитве, в постоянном желании созерцать возлюбленного Сына Своего. Для живейшего воспоминания о Нём Она часто посещала места, освящённые и прославленные присутствием Господа во время Его земной жизни. Его учением, чудесами, страданиями, смертью, воскресением и вознесением Его на небо. Таковыми местами были: Назарет, Гефсимания, Голгофа, гора Елеонская и другие; особенно же Матерь Божия любила уединяться в сад Гефсиманский и на гору Елеонскую, с которой Господь вознёсся на небо; здесь она любила пребывать в молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Если среди евреев количество обращающихся к Иисусу растет, то в мусульманском квартале Иерусалима и на территории Палестинской автономии христиан, наоборот, становится все меньше. Главная причина – не затухающий вот уже пол века палестино-израильский конфликт. При этом, разумеется, крепко достается и христианам, оказавшимся меж двух огней. Фото - М. Пельц Когда в 1948 году англичане ушли из Святой Земли, и ООН провозгласила создание еврейского и палестинского государств, последние тут же «схватились» друг с другом. Как это выглядело «изнутри», можно узнать из выразительных записок, которые оставила, ставшая очевидцем боев за Иерусалим русская монахиня: «Утром 15 июля ушли англичане из Иерусалима, а мандат сдавался только в полночь. Евреи, не дождавшись полуночи, стали захватывать и продвигаться: начались взрывы и ожесточенная стрельба, прежде всего, вокруг нашей миссии и собора. Молились мы горячо. Пули летали, как мухи по нашему саду, особенно по ночам. Наконец, арабские войска подошли с орудиями, броневиками, митральезами и другие, надо сказать, мне неизвестные орудия войны. Мы их различали только по издаваемым ими звукам, но что за выдумка военной механики – не знаем. Шум поднялся невообразимый. Ведь мы в Гефсимании – перед Святым Градом виз-а-ви Мечети Омара, а дальше за ним еврейская часть старого Иерусалима с его двумя синагогами и с обширными куполами. И вот началось. Пушки стреляли по еврейским синагогам, куда, пренебрегая своими местами молитвы, забралась хагана (боевые отряды евреев), как в форт, и оттуда стреляли во все стороны. Вид на Елеонскую гору и Гефсиманский сад На наш сад сыпались тысячи пуль. Больше разрывных «дум-дум». Всюду: на дорогах, на лестницах, на паперти, у келий сестер и вокруг – всюду падали пули и осколки, но дивно хранил Господь всех нас. Евреи засели в соседних арабских местах и, главное, заняли христианские церкви, школы и больницы, обратя их в форты, так что арабским войскам пришлось стрелять по церквам. Ужасная жестокая система хаганы стали занимать церкви и благотворительные учреждения.

http://sedmitza.ru/text/403653.html

Лицо Иерусалима изменялось до неузнаваемости. Напрасно современный паломник стал бы искать здесь глубокий Кедронский поток времен Спасителя, разросшуюся, густолиственную рощу Гефсимании, Голгофскую гору вне стен Иерусалима. Кедронский поток высох, Гефсиманский сад вырублен, Голгофа срыта и включена в черту города. Благочестивый паломник живет в современном Иерусалиме священными воспоминаниями, которыми дышит вся атмосфера города, хотя и изменившего совершенно свой внешний вид. Особенно полна такими священными воспоминаниями Елеонская гора. С этой горы Спаситель по воскресении вознесся на небо; здесь перед Своими страданиями Он молился до кровавого поту, как человек, о том, чтобы миновала Его «сия чаша»; здесь, по преданию, Он учил Своих учеников молитве Господней; отсюда Он предсказывал о судьбе, ожидающей Иерусалим… Несколько библейских памятников находится и у подножия Елеонской горы. Из них мы прежде всего осмотрели гробницы, находящиеся в долине Иосафатовой у подножия горы, известные под именем гробниц Авессалома, Иосафата, Захарии, Иакова. Вся вообще долина Иосафатова 34 так же, как и большое русло потока Кедронского, испещрена каменными памятниками и может быть по справедливости названа долиной мертвых, которых здесь, по народному поверью, так много, что тут должен произойти страшный суд. Это доверие, общее христианам, евреям и магометанам, основывается вероятно на близости Иосафатовой долины к Елеонской горе, откуда вознесся Спаситель, грядущий судить живых и мертвых, и на словах пророчества ( Иоил. 3:12 – и соберу вся языки и сведу я на юдоль иосафапюву, и рассуждуся с ними ту о людех моих), понимаемых буквально. Вера в это среди евреев так распространена, что многие из них, живущие в разных частях света, перед смертью приезжают в Иерусалим, чтобы умереть здесь и быть погребенным в Иосафатовой долине, откуда скорее можно предстать на страшный суд. Впрочем, это делают и не одни только евреи. Драгоман миссии рассказывал нам, что приезжают иногда из западной Европы, преимущественно из Франции, барыни покупать себе место для погребения в Иосафатовой долине.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Лк.24:50 . сн. Арх. Мих. на Деян.1:12–14 ). На западном склоне этой горы находится Гефсимания и сад, называемый Гефсиманскнм, куда часто Господь ходил с учениками своими и где молился в последнюю ночь и предан был Иудой. Здесь поблизости – гробница св. Девы и гробницы Иосифа, Иоакима и Анны, масличная роща, место предания Господа, место плача Господа над Иерусалимом ( Лк.19:41 ), гробницы пророков ( Мф.28:29 ), место, где Господь беседовал о разрушении Иерусалима, кончине века и страшном суде ( Мф.24:3 ), и другие замечательные места. На юго-восточном склоне – селения: Виффания и Вифания, откуда Господь предпринял торжественный вход свой в Иерусалим ( Мф.21:1 . Лк.19:29 ). Здесь: дом Лазаря, его гробница, камень, на котором сидел Господь, когда к нему пришли Марфа и Мария, и пр. На самом юге – гора соблазна, называемая так по причине построенных здесь Соломоном капищ идольских ( 3Цар.11:7 . 4Цар.28:13 ). Внешний вид этого возвышения, бесплоден и обнажен. – О горе Масличной упоминается неоднократно и в Ветхом Завете. Напр., во время бегства Давида от Соломона, говорится, что Давид, перешедши поток Кедрон, пошел по дороге к пустыне, и потом пошел на гору Елеонскую и взошел на самую вершину горы, где он обыкновенно поклонялся Богу, и, спустясь оттуда, оставался некоторое время на равнине в пустыне и после отправился за Иордан в Маханаим ( 2Цар. 15, 16, 17 ). Еще упоминается в пророчестве Захарии о пришествии Господа на землю ( Зах.14:4 ...). Еще говорится, что Соломон, во время отступления своего от Господа, построил капище идольное на горе пред Иерусалимом, где под горой согласно разумеют гору Масличную ( 3Цар.11:7 ), и что он устроил высоты пред Иерусалимом, направо от Масличной горы, божествам языческим ( 4Цар.28:13 ). Упоминается еще в видении Иезекииля о горе на восток от Иерусалима, над которой остановилась слава Господня, где под горой также, очевидно, надобно разуметь ту же Масличную гору ( Иез.11:23 ). В книге Неемии также говорится, что, по случаю праздника кущей, велено было народу идти на гору для собрания масличных ветвей и ветвей других дерев для устроения кущей, где под горой также, вероятно, надобно разуметь Масличную гору ( Неем.8:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Восток готовится встретить Христа? (комментарий в цифрах и фактах) Вид на Елеонскую гору и Гефсиманский сад Да вознесется храм над горою Вознесения! Сергей Путилов И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде. И сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус вознесшийся на небо, придет таким же образом, каким вы видели Его восходящим на небо. (Деян. 1:10-11) В борьбе за право православных молиться там, где Христос Спаситель взошел на небо, архимандрит Иоаким потерял мать. Храм, построенный его руками, разрушили бульдозерами. Но даже после этого он не сдается Сколько глаз хватает, восточный склон Елеонской горы покрыт известняковыми плитами. Это старинное еврейское кладбище. Когда наступит Страшный Суд, покойники выйдут из-под плит, облекутся плотью и предстанут перед Всевышним. Суд, по преданию, будет происходить неподалеку, в долине Иосафата. Поэтому обеспеченные иудеи выкладывают большие деньги, чтобы здесь же, под зелеными оливами, забронировать себе последнее пристанище. Предполагается, что это должно обеспечить лучшее место в раю. А вот православный храм, что расположен на сотню метров выше кладбища, кое-кому показался очень неуместным. Еврейское кладбище на Елеонской горе Ровная площадка, из которой сквозь бетон местами «растут» скрюченные пучки железной арматуры, да остатки булыжной алтарной апсиды: трудно поверить, что еще недавно здесь была красивая церковь. По мощеной дорожке ко мне приближается фигура в черной куртке и лыжной шапочке с вышитым на боку красным крестом. Торчащая клочьями седая борода, горящий взгляд. Это архимандрит Иоаким, человек, которому уже пришлось много пострадать за Христа. И кто знает, может еще предстоит.

http://sedmitza.ru/text/402975.html

И.П. Ювачев XXVIII. Елеонская гора Вид с горы на Иерусалим. – Место Вознесения Господня. – Отношение греков к святым местам. – Сокровище, скрытое в поле. – Покойный архимандрит Антонин. –Высочайшая колокольня в Иерусалиме. – Вифания. –Гробница Лазаря. – Крестный ход.– Арабские дети. –Всенощная с ваиями. Воспоминания о последних днях земной жизни Христа Спасителя связаны с Елеонскою горой. Вифания и Виффагия, гробница Лазаря, Гефсимания, место беседы о разрушении Иерусалима и, наконец, последний пункт земного пребывания Иисуса Христа, с которого он вознесся на небо, – все это находится по ту или другую сторону Елеона. Когда мы вышли из темной пещеры гроба Божией Матери, было совсем светло. Православный народ большими и маленькими группами двигался по иерихонской дороге на праздник в Вифанию и к гробнице Лазаря. Погонщики-мукари на перебой предлагали своих измученных жалких осликов. И если их паломники брали сегодня, то, вероятно, ради воспоминания въезда Господня в Иерусалим на одном из предков этих животных. С небольшой компанией я предпочел идти на гору пешком, чтобы не стеснять себя при осмотре достопримечательных мест по пути. Обогнув русскую церковь святой Марии Магдалины, построенную в память покойной императрицы Марии Александровны, мы стали подыматься к месту вознесения Господня. Подъем был довольно крутой, и в начале пришлось восходить по иссеченной в скале лестнице. Кругом обычный желтовато-серый колорит. Палящее солнце над головой, камень под ногами и пыль в воздухе. Растительности очень мало. Справа и слева от дороги ограды из щебня и серые каменные дома сплоскими крышами. Мы оглянулись назад, на запад. Перед нами протянулся весь Иерусалим, окруженный лентой темно-серых стен с зубцами и башнями. На первом плане царит величественный ку пол мечети Омара. Правее можно разобрать куполы храма Воскресения. Еще правее – русский храм святой Троицы. За исключением нескольких башен, вся остальная масса серых домов представляет собою довольно однообразный фон картины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 1. ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ ( Матф. 21:1–11 ; Мк. 11:1–11 ; Лк. 19:29–44 ; Иоан. 12:12–19 ) Об этом великом событии, которое служит как бы преддверием страданий Христовых, понесенных нас ради человек и нашего ради спасения, рассказывают весьма обстоятельно все четыре Евангелиста, св. Иоанн короче первых трех. Господь Иисус Христос шел теперь в Иерусалим для того, чтобы исполнилось все написанное о Нем, как о Мессии, пророками: Он шел для того, чтобы испить чашу искупительных страданий, дать душу Свою в избавление за многих и потом войти в славу Свою. Поэтому в полную противоположность тому, как держал Себя Господь прежде, Ему благоугодно было этот Свой последний вход в Иерусалим обставить особой торжественностью. Первые три Евангелиста передают нам подробности, которыми сопровождалась подготовка этого торжественного входа. Когда Господь с учениками, окруженный множеством народа, сопровождавшего Его от Вифании и встречавшегося по пути, приблизился к горе Елеонской, Он послал двух учеников в селение, находившееся перед ними с поручением привести ослицу и молодого осла. Гора Елеонская, или Масличная, называлась так по множеству росших на ней масличных деревьев («елеа» – маслина). Она находится к востоку от Иерусалима и отделяется от него ручьем или потоком Кедроном, который почти совершенно высыхал летом. На западном склоне горы, обращенном к Иерусалиму, находился сад, называвшийся Гефсиманией. На восточном же склоне горы лежали два селения, упоминаемые у свв. Марка и Луки Виффагия и Вифания (св. Матфей говорит только о первой). С горы Елеонской был прекрасный вид на все части Иерусалима. Из Вифании в Иерусалим было два пути: один огибал гору Елеонскую с юга, другой шел через самый верх горы: последний был короче, но труднее и утомительнее. В Палестине было мало коней, и они употреблялись почти исключительно для войны. Для домашнего обихода и путешествий употреблялись ослы, мулы и верблюды. Сесть на коня было тогда эмблемой войны, сесть на мула или на осла – эмблемой мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Елеонская гора Елеонская гора (гора маслин, масличная) ( Зax. XIV, 4 , Лk. XIX, 37 ) – одна из Иудейских гор, лежащих к в. от Иерусалима, от которого отделяется долиной Кедронской ( Uh. XVIII, 1 ). Несомненно, что она получила свое название от оливковых или масличных деревьев, в обилии росших около нее еще с глубокой древности и вековые экземпляры которых доселе еще можно видеть на западном склоне горы в саду Гефсиманском. (См. Гефсимания ). Об Елеонской горе в первый раз упоминается в трогательном библейском повествовании о бегстве Давида из Иерусалима по случаю возмущения сына его Авессалома: Давид пошел на гору Елеонскую, говорит свящ. писатель, шел и плакал, голова у него была покрыта, он шел босой... ( II Цap. XV, 30 и сл.). Кроме сего, она прямо называется горой Елеонской еще один раз в В. З., именно в книге пр. Захарии: и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку ( Зax.XIV, 4 ). Впрочем, есть и другие места в Свящ. Писании, в которых на нее указывается, то как на гору, которая пред Иерусалимом ( III Цap. XI, 7 ), то она называется масличной горой ( 4Цap. XXIII, 13 ), то горой, которая на восток от города ( Ueз. XI, 23 ). Но особенно часто упоминается о горе Елеонской в свящ. книгах Нового Завета: и пришли в Вифанию, к горе Елеонской ( Mф. XXI, 1 ) и воспев пошли (Господь и апостолы) на гору Елеонскую ( Mф.XXVI, 30 ), Иисус же пошел на гору Елеонскую ( Uh. VIII, 1 ), тогда они (т. е. апостолы) возвратились с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути ( Дeяh. I, 12 ) и др. Настоящее название горы Донебел-Эль-Тур, и на ней стоит небольшое селение Тур, с церковью Вознесения. С горы Елеонской, возвышающейся над Иерусалимом почти на 200 футов, открывается прекрасный, величественный вид на город. При подошве горы протекает Кедронский поток, на запад от него мусульманское кладбище, а на восток – иудейские гробницы. Почти напротив врат св. Стефана находится церковь в честь Успения Божией Матери с ее гробницей, а несколько далее к в. лежит Гефсимания. Тропинка, извивающаяся по горе по направлению к югу, приводит к гробницам пророков, затем обращается по направлению к северу к селению Тур и церкви Вознесения, близ которых возвышается минарет с величественным видом на окрестности, как-то: на Иерусалим, на поток Кедронский, на Иордан, Мертвое море, за которым темной линией тянутся горы Моавские. Чрез Елеонскую гору доселе еще лежит дорога в Вифанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Да вознесется храм над горою Вознесения! Вид на Елеонскую гору и Гефсиманский сад И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде. И сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус вознесшийся на небо, придет таким же образом, каким вы видели Его восходящим на небо. (Деян. 1:10-11) В борьбе за право православных молиться там, где Христос Спаситель взошел на небо, архимандрит Иоаким потерял мать. Храм, построенный его руками, разрушили бульдозерами. Но даже после этого он не сдается. Сколько глаз хватает, восточный склон Елеонской горы покрыт известняковыми плитами. Это старинное еврейское кладбище. Когда наступит Страшный Суд, покойники выйдут из-под плит, облекутся плотью и предстанут перед Всевышним. Суд, по преданию, будет происходить неподалеку, в долине Иосафата. Поэтому обеспеченные иудеи выкладывают большие деньги, чтобы здесь же, под зелеными оливами, забронировать себе последнее пристанище. Предполагается, что это должно обеспечить лучшее место в раю. А вот православный храм, что расположен на сотню метров выше кладбища, кое-кому показался очень неуместным. Ровная площадка, из которой сквозь бетон местами «растут» скрюченные пучки железной арматуры, да остатки булыжной алтарной апсиды: трудно поверить, что еще недавно здесь была красивая церковь. По мощеной дорожке ко мне приближается фигура в черной куртке и лыжной шапочке с вышитым на боку красным крестом. Торчащая клочьями седая борода, горящий взгляд. Это архимандрит Иоаким, человек, которому уже пришлось много пострадать за Христа. И кто знает, может еще предстоит. Часовня на месте Вознесения на Елеонской горе Христиане всегда хотели молиться здесь, поскольку Спаситель не только вознесся отсюда, но и, согласно преданию, в этом же месте спустится с неба в следующий раз. Служить в восьмигранной часовне неподалеку, которую византийский император Юстиниан построил над реликвией – отпечатком стопы Христа на камне, православные христиане могут лишь раз в год.

http://pravoslavie.ru/40934.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕФСИМАНИЯ Вход в ц. Успения Пресв. Богородицы. Литография художников Г. и Н. Чернецовых. 1842–1843 гг. Вход в ц. Успения Пресв. Богородицы. Литография художников Г. и Н. Чернецовых. 1842–1843 гг. Вид на Гефсиманию и Елеонскую гору [греч. Γεθσημαν от евр.     - маслодавильня], местность у подножия Елеонской (Масличной) горы, к востоку от Иерусалима , вблизи долины Иосафата (Кедронской); место молитвы Господа Иисуса Христа перед взятием под стражу и Крестной смертью. Иисус Христос во время пребывания в Иерусалиме не раз уходил на Елеонскую гору и в Гефсиманский сад, где молился и беседовал с апостолами (Лк 21. 37; 22. 39; Ин 18. 2). Здесь Он провел в молитве ночь с учениками после установления Тайной вечери (Мф 26. 36-56; Мк 14. 32-52; Лк 22. 39-53; Ин 18. 1-12). Попросив 3 избранных апостолов, Петра, Иакова и Иоанна Зеведеевых, бодрствовать вместе с Ним, Христос «ужасался и тосковал» (Мк 14. 33). Он обратился к Богу с молитвой: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22. 42; ср.: Мф 26. 39; Мк 14. 36). Как показывает евангелист Лука, напряжение Его дошло до кровавого пота (Лк 22. 44). Здесь Христос, принявший волю Отца о Чаше, был предан отступником Иудой Искариотом , к-рый поцеловал Учителя, подав т. о. знак вооруженным слугам иудейских старейшин, кого надо арестовать (Мф 26. 47-50; Мк 14. 43-45; Лк 22. 47-48). (о догматическом содержании евангельского рассказа о Гефсиманском борении см. в ст. Иисус Христос .) Топография Евангелисты Матфей (Мф 26. 30) и Марк (Мк 14. 32) определяют Г. как выделенный участок, владение (χωρον) на Елеонской горе. Ап. Лука не упоминает Г., подразумевая, что события, описываемые Матфеем и Марком, случились в одной из точек (τπος) на Елеоне (Лк 22. 39). Только ап. Иоанн Богослов говорит о саде или об огороженной местности (κπος), однако он не дает названия Г. (Ин 18. 1). Это был, очевидно, огражденный стеной сад (поскольку Иоанн пишет, что Христос вместе с учениками вошел в него), достаточно большой, чтобы Иисус мог оставить апостолов, уведя с Собой только Петра, Иоанна и Иакова Зеведеевых (Мф 26. 37; Мк 14. 32-34), а затем уединиться от них и молиться в одиночестве (Мф 26. 39; Мк 14. 35). Существовали различные традиции, локализующие в Г. место Моления о Чаше и взятия Христа под стражу.

http://pravenc.ru/text/Гефсимания.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010