А кто после добрых дел грешит не только однажды или дважды, но многократно, и прежнюю любовь потемняет и загрязняет предшествующими пороками, тот собирает деньги в дырявый мешок. Но все это случится с теми, которые говорят: «Еще не пришло время строить храм Господа» и равнодушно относятся к тому, что дом Господа остается пустым, в то время как сами они обитали в долинах. Агг.1:7–8 . Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Так говорит Господь воинств: Обратите сердца ваши на пути ваши, взойдите на гору, сносите дерево и строите дом [Мой], и он будет угоден Мне, и Я прославлюсь, говорит Господь. LXX: Так говорит Господь всемогущий: Обратите сердца ваши на пути ваши, взойдите на гору, нарубите дерев (остальное сходно с Еврейским). – Я Господь, Который и прежде повелевал вам, ныне снова заповедую вам, чтобы вы обратили сердца ваши на пути ваши и размыслили о всем, что делаете и, оставляя заботы о своих низменных домах, взошли на гору, где нет дерев, которые могут быть сожигаемы, но есть только такие, которые пригодны для работ в доме Моем; а чтобы вы сделали это с большим тщанием, знайте, что дело ваше Мне будет благоугодно. Евреи говорят, что необходимо было только дерево для устройства [в храме] настилки пола и потолка, так как стены храма после пожара оставались целы. Это они. Мы же получаем повеление обращать сердца свои не мимо путей наших, но по путям нашим, к которым мы обратились прежде, и, после того как мы сделаем это, подняться из домов, находящихся в ущельях на гору, чтобы по достижении высоты горы [или речи], на которой находятся необходимые для устроения храма Господня деревья, срезывать древа от всякой горы св. Писания, на которой насаждены всякие древа добродетелей и рая, и устроять храм Господа из добрых дел и учений истины. Когда этот храм будет устроен, то он будет угоден Господу, и [или: так что] Он прославится чрез него. Поэтому так как нам заповедано, чтобы мы обратили сердца свои на пути наши, то взойдем на гору разумную и, отыскивая для каждого в отдельности затруднительного вопроса подходящие древа из свидетельств Писания, будем срезывать их и устроять в себе дом премудрости; и после устроения этого концем нашего созидания будет то, что Господь прославится в нас. Агг.1:9 . Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Паломничество на Святую Гору: кельи отшельников, Новый скит, калива Иосифа Исихаста, монастырь Святого Павла Паломничество на Святую Гору: кельи отшельников, Новый скит, калива Иосифа Исихаста, монастырь Святого Павла Нассказ Владимира Иевлева о паломничестве на Святую Гору. Путевые записки помогут и другим паломникам спланировать свое путешествие по Афону и найти самые интересные и важные места Святой Горы. Урануполис. Ранний подъем, получение Диамонитириона, покупка билетов на паром, завтрак. Все рядом, на расстоянии 300 метров, очередей почти нет (несколько человек), поэтому все происходит достаточно быстро. В 9-45 отход парома. Нас ждёт Афон - Удел Пресвятой Богородицы.      На саму Гору мы в этот раз не ходили. Во-первых, дождь, во-вторых, по-хорошему это занимает два дня. В прошлом году я вышел из Нового Скита в 6-15 утра, во втором часу поднялся до Панагии (это маленькая церковь на высоте 1500 метров, в пристройке к которой стоят двухъярусные железные койки, а в углу колодец с чистейшей водой). Наши оставались там отдыхать, а потом в ночь ушли на гору (2033 метра), чтобы встретить там рассвет. Священники служили на самой Горе, и все вернулись только около 17 часов следующего дня. А я договорился с монахом нашей каливы отцом Павлином, и мы с ним вдвоём ходили на Нижнюю Карулю, в те места, где живут афонские отшельники. Лазили по лестницам, вдоль которых в самых опасных местах проложены цепи, заходили в пещеру, в которой жили монахи из сербского монастыря Хиландар и где остались их мощи, ходили по тропам над морем (камень до воды летит восемь секунд). Звучит опаснее, чем было на самом деле. В хорошую погоду там достаточно быть просто осторожным. Гораздо хуже, когда дождь или ветер - скользко и сдувает. Прошли «игольное ушко» – большое отверстие в скале. Заходили в маленькие каливки, в которых живут монахи, правда самих их не застали, хотя видно, что жильё обжитое. Удивляет размер среды обитания - келья примерно 2,5 на 3-4 метра, примерно такая же маленькая домашняя церковь, дворик с очагом на улице, дрова для которого надо таскать на себе с горы. На самом обрыве – дощатый туалет. Вода обычно только дождевая из цистерны. Электричества, как правило, нет, хотя иногда кое-где стоят солнечные батареи.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1654

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Митрополит Саратовский Лонгин. Впервые я попал на Святую гору в 1989 году   Митрополит Саратовский Лонгин. Впервые я попал на Святую гору в 1989 году Впервые я попал на Святую гору в 1989 году, когда обычному паломнику из тогдашнего Советского Союза попасть туда было практически невозможно. Лишь один раз в год официальная делегация посещала русский монастырь на престольный праздник − в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона. Как правило, в такую группу входило несколько человек в священном сане, мирян практически не было. Поэтому можно сказать, что как на Святую Землю, так и на Афон доступ для наших соотечественников был тогда практически закрыт. Я попал на Афон благодаря помощи владыки Нафанаила, тогда викарного епископа Святейшего Патриарха Болгарского Максима. Он много рассказывал о Греции и Святой Горе, где сам некоторое время подвизался, и я, естественно, не раз высказывал свое горячее желание туда попасть. И хотя в то время это было непросто, его удалось осуществить благодаря связям владыки в греческом посольстве. Мне дали визу, и я выехал, как сейчас помню, на автобусе «София − Салоники», имея на руках двадцать долларов. В Салониках, опять же по рекомендации владыки, я остановился в монастыре «Агиа Феодора» («Святая Феодора») и познакомился там с игуменом монастыря, другом владыки Нафанаила архимандритом Василием, который впоследствии стал митрополитом Элассонским7. Он и помог мне получить разрешение на въезд на Святую Гору. Далось ему это с большим трудом. Мы с отцом Василием почти целый день ходили по кабинетам министерства Македонии и Северной Греции8, и ему пришлось приложить массу усилий, убеждая, уговаривая, а порой даже ругаясь с кем-то из чиновников, чтобы мне выдали разрешение. Как только они узнавали, что я из Советского Союза, сразу возникали препятствия непреодолимой силы, но в конце концов, по милости Божией, ему это удалось. Так я получил разрешение и отправился на Святую Гору.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2349

Те, позабыв Моисея, которому Господь в течение сорока дней давал Свои заповеди, сотворили себе идолов; она же, ожидая пришествие Господа к концу веков, как бы совершающееся теперь, поспешила к священной горе Синаю, с вершины которой, как мы надеемся, опустится Господь в небесных облаках в Ему одному известное время; забывая слабость своего естества, она, неутомимая и поддерживаемая Божией помощью, поднималась на крутую гору, вершина которой достигает облаков. Она достигла священной вершины скалистой горы, на которую соизволила снизойти Божественная слава Всемогущаго Бога, когда Он давал священныя заповеди Моисею. Там принесла она при радостном пении, славословии и молитвах жертву Богу, и, воздав неизреченную благодарность величию Божию, отправилась дальше в путь, чтобы увидеть и все остальное. Достигнув границ земли, она пожелала подняться и на вершину другой очень высокой горы, горы Нево. С вершины этой горы святой Моисей увидел Землю Обетованную, и здесь, как предполагается, он был погребен ангелами. И на другую, высокую и крутую гору Фаран она поднялась, на вершине которой с распростертыми руками молился Моисей, в то время как народ сражался до тех пор, пока не победил. Посетила она и вершину высокой горы Фавор, на которой Господь, в соприсутствии Моисея и Илии, явился Своим ученикам в славе преображения. Поднялась она и на еще одну такую же высокую гору, Ермон. Обычно на ней отдыхал Господь со Своими учениками. Была она и на соседней горе, где Господь проповедовал Своим ученикам заповеди блаженства. Посетила она также высокую гору, названную горою Илии, так как он там жил и там укрывались также сто пророков от Авдия. Затем поднялась она на гору, возвышающуюся над Иерихоном, которая посвящена Господу (Сорокадневная гора). Все эти горы посещала она с одинаковой духовной ревностью, и так как на всех этих местах были воздвигнуты церкви и алтари, то она всюду могла принести Всесильному Богу благодарность и совершить славословие». Далее автор письма на примере этой мужественной девы, не убоявшейся ни бушующаго моря, ни быстротекущей реки, ни неприступности гор, ни дикости живущих там народов, поучает братию, говоря: «Устыдимся, дорогие братие, при виде этой истинной дочери Авраама, которая сумела придать стальную силу своему слабому телу в надежде вечной награды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со Святой Горы он удалился в Иерусалим для поклонения святым местам и для того, чтобы видеть пустыню Иорданскую, потом посетил гору Латрскую, где и провел долгое время в отшельничестве вместе с другими святыми отцами, высокая жизнь которых принесла ему много пользы; с Латрской горы перешел на гору Авксентиеву, где славились тогда подвижничеством славный Илия, Нил Италийский и Лепентрийский Афанасий, знакомство с которыми было для него также очень назидательно; наконец удалился на гору Галатийскую, в монастырь блаженного Лазаря, где и пробыл восемь лет в разных монастырских послушаниях. Здесь он принял великий ангельский образ и наречен Афанасием. Назидательная жизнь и безусловное послушание убедили настоятеля, вопреки желанию святого Афанасия, возвести его на степень священства, а вслед за тем на него же возложена была обязанность экклесиарха, которую исполнял он с великим прилежанием. Таким образом, каждый день полагая восхождения в сердце своем к Богу, он удостоился Божественного откровения и видения Иисуса Христа, призывающего его пасти словесных овец. Святой Афанасий имел обыкновение по ночам ходить молиться на церковную паперть, до утрени. Как-то ночью, когда он помолился пред распятием Христовым со слезами, вдруг слышит от лика Спасителя сладкий глас: «За то, что ты, Афанасий, любишь Меня, тебе надобно будет пасти народ Мой». Пораженный этим гласом, он пал на землю от страха и неизреченной радости, заливался слезами и славословил Господа. 10 лет провел святой Афанасий на горе Галатийской, и как ни успокоительно было исполнение возложенных на него послушаний, но мысль о пустынном безмолвии не оставляла его. Вследствие сего он опять удалился оттуда на Святую Гору, обрел по сердцу пустыню и остался в ней, терпя лишения всякого рода, умерщвляя плоть и благоугождая единому Богу. Но и здесь Афанасий оставался недолго. Случайные смуты, возникшие на Святой Горе, заставили его удалиться снова на гору Ган, где, найдя место безмолвия по своему желанию, он поселился и проводил жизнь уединенную.

http://isihazm.ru/?id=1831

От принесённой иконы вскоре открылись чудесные явления. В деревне Цымболы жила девица Марфа, от болезни глазной лишившаяся зрения. Однажды она увидела во сне, что иерей Мирон пришёл из Кевролы и принёс с собою былие, целящее очи. Когда иерею Мирону передали о том явлении и о просьбе слепой помочь ей принесённым былием, он тотчас понял, что целительное былие есть икона Божией Матери. По приказанию его привели слепую Марфу в церковь , и он стал служить молебен пред иконою Божией Матери. Тут же Марфа получила исцеление от болезни и стала видеть. Чрез несколько времени исцелённая Марфа увидела во сне икону Богородицы и услышала от Неё повеление сказать иерею Мирону, что он должен совершить повелённое ему и отнести икону на указанное место: «Хочу, чтобы там устроился Мне дом, и там прославится имя Мое». Марфа сказала о видении своём, и иерей Мирон немедленно с благоговением перенёс икону на Чёрную гору; водрузил там крест для освящения места, поставил икону, оградил её досками, отслужил молебен и возвратился домой. С тех пор он стал часто посещать Чёрную гору для молитвы и наконец принялся расчищать место для устроения себе жилища. С наступлением зимы его посещения прекратились. Икона Божией Матери простояла всю зиму на Чёрной горе. Один опытный и искусный монах Иона, избегая смут, начавшихся от первого самозванца, ушёл из Москвы в приморские страны. Добравшись до берегов Пинеги в пределы Кеврольские, он остановился в деревне Чаколы и нашёл пристанище у благочестивого христианина Евфимия. Утомлённый от пути, Иона заснул и увидел во сне, что нашёл икону Богоматери, именуемую Владимирскою, взял её, обвил платом и положил себе за пазуху. Этот сон поразил монаха Иону, и он немедленно перешёл из Чакол в Вахтеву гору и, остановившись у тамошнего жителя Никифора, стал расспрашивать его об окрестных пустынных местах; Никифор указал ему на необитаемую Чёрную гору как на самое удобное место для монашеской жизни. Направляясь ближе к северу, Иона пришёл в деревню Пильи Горы и здесь увидел во сне, что пришла к нему благообразная жена и сказала ему: «Я именуюсь Параскевою; не трудись, старец, всуе скитаясь, но иди в Чёрную гору, о которой говорил тебе Никифор. На этой горе иерей Мирон хочет создать храм во имя Пресвятой Богородицы», и с сими словами она подала ему хлеб. Иона вскоре после этого пришёл в деревню Вонга и стал расспрашивать о Чёрной горе. Жители указали ему самую гору и сказали, что на ней уже поставлен крест. Продолжая путь, Иона пришёл в Юролы и, отслушав обедню, сел отдохнуть в церковном притворе. Иерей Мирон вступил с ним в разговор и узнал от него причину удаления его из Москвы и о бывших ему видениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

з) Кондак. «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное (добровольное), мирови же проповедят: яко Ты еси воистину Отчее сияние». 7 . «Авраамстии иногда (некогда) в Вавилоне отроцы пещный пламень попраша, песньми взывающе: отец наших Боже благословен еси». 8 . «В Вавилоне отроцы Божественною распаляеми ревностию, мучителя и пламене прещение мужески попраша, и посреде огня ввержени орошаеми пояху: благословите вся дела Господня Господа». «Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа». 9 . «Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею пройде, яко плотоносец явися на земли, и с человеки поживе: Тя, Богородице, тем вси величаем». Рождество Твое оказалось девственным. Бог произошел из Твоего чрева, явился носящим плоть на земле, и жил вместе с человеками. Поэтому Тебя, Богородице, мы все величаем. и) На Литургии. 1-й антифон: «Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его» ( Пс.65:1,2 ). «Глас грома Твоего в колеси (под сводом небесным), осветиша молния Твоя вселенную, подвижеся и трепетна бысть земля» ( Пс.76:19 ). «Во исповедание и в велелепоту облеклся еси, одеяйся светом яко ризою». ( Пс.103:1,2 ). 2-й антифон: «Горы Сионския, ребра Северова, град Царя великаго» ( Пс.47:3 ). «И введе я (израильтян) в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его» ( Пс.77:54 ). «Гору Сионю, юже возлюби и созда яко единорога святилище Свое» ( Пс.77:68–69 ). 3-й антифон: «Надеющийся на Господа, яко гора Сион: не подвижится во век. Горы окрест его (Иерусалима), и Господь окрест людей Своих отныне и до века» ( Пс.124:1–2 ). «Господи, кто обитает в жилищи Твоем, или кто вселится во святую гору Твою?» ( Пс.14:1 ). Беседа 2. О том, чему учит нас Христово Преображение I. Спаситель наш, сказав апостолам, что Ему следует во Иерусалиме пострадать и умереть за спасение наше, за несколько времени прежде страдания взял с Собой трех апостолов, Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их на гору высокую, где перед ними преобразился: и просветилось лице Его, яко солнце; ризы же Его были белы, яко свет; тут явились им в славе два пророка, Моисей и Илия, с Господом беседующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Феодор и Василий постановили между собою богоугодное решение, никогда не утаивать друг от друга своих мыслей, но всегда обсуждать вместе, угодно ли что Богу. По взаимном совещании Василий вошел безмолвствовать в пещеру, Феодор же по старости вышел из пещеры, чтобы жить в стороне монастыря. Старый монастырь был тогда сожжен, и дерево для постройки церкви и всех келий лежало на берегу Днепра, связанное плотами; чтобы возить его на горы, были наняты возчики. Феодор же, желая поставить себе келью, начал сам на себе носить дерево с берега на гору, не уступая никому своего труда. Но лукавые бесы забыли, что еще недавно, принужденные Феодором к работе, обещали не приступать к нему, и снова стали делать ему пакости. Все дерева, которые Феодор вносил на гору с великим трудом в течение целого дня для постройки своей кельи, все эти дерева бесы ночью сбрасывали с горы, желая тем прогнать блаженного. Феодор, узнав искушение бесовское, сказал им: «Во имя Господа Бога нашего Иисуса Христа, повелевшего вам войти во свиней, повелеваю вам я, грешный раб Его, все дерево, которое на берегу, поднять на гору, чтобы братия, работающая Господу, избавилась от труда, и молитвенный Дом Пресвятой Госпоже Богородице и свои кельи могли построить без вашей пакости». И бесы в ту же ночь взнесли с берега на гору все дерево, так что его было достаточно на построение всего монастыря, а не только одной кельи для Феодора. Поутру возчики, вставши, приехали на берег, чтобы возить с берега дерева, и не нашли ни одного. Осматриваясь по сторонам, они увидали, что все взнесено уже на гору, и сложено не в кучу на одном месте, но все отдельно, разобранное по роду особенно для крыш, особенно для основания, особенно большие дубы, трудно переносимые вследствие длины их. Это дело было чрезвычайно утешительно, как совершившееся сверх человеческой силы; и Бог прославился в угоднике Своем Феодоре, а вместе и в советнике его Василии, ради подвигов которых совершилось это дивное чудо. Но оба эти единодушные рабы Господни не гордились повиновением бесов, по слову: «Не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» ( Лк.10:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Иоанне,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов//и собеседниче Ангелов. Вершина горы Синай Исход 24, 12–18 И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их. И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию, а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, доколе мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним. И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей. Исход 34, 28–30 И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие. Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лицо его сияет, и боялись подойти к нему. На вершине горы Синай (высота 2285 м) сначала в IV, а затем в VI веке был построен храм во имя Святой Троицы. Современная церковь заново сложена из камней древнего храма в 1931–1934 годах. Рядом с церковью – остатки небольшой мечети, предположительно XVI века. Под мечетью – маленькая пещера между камней, которая, по преданию, служила пристанищем Моисею во время Богоявления. Тропарь святому пророку и боговидцу Моисею, глас 2 Пророка Твоего Моисея память, Господи, празднующе,/тем Тя молим://спаси души наша. Ин Тропарь, глас 2 На высоту добродетелей возшел еси, пророче Моисее,/и сего ради сподобился еси видети славу Божию,/скрижали благодатныя закона прият/и начертаний благодать в себе нося,/и пророков был еси честная похвала,/и благочестия великое таинство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

«Узрев народы». Спаситель наш Иисус Христос никого не устранял от Себя, но всех принимал в число Своих учеников. Как пришедший взыскать погибших в заблуждении и нечестии, и призвать грешников на покаяние, Он всем предлагал спасительное учение, и предлагал открыто. Вот несомненное свидетельство истины Евангельского учения, которое и мы, братие, должны слушать «не аки слово человеческое, но якоже есть воистину, слово Божие ( 1Фес.2:13 ). «Взыде на гору». Гора часто предназначаема была Богом для великих и таинственных событий. «Основания его, по словам Державного Пророка, на горах святых» ( Пс.86:2 ), Многие важные и спасительные действия Божественные совершены на горах. На горе принесена ветхозаветная прообразовательная жертва. На горе дан Израильтянам Закон. На горе являлся Бог Моисею и Илии. На горе преобразился Христос. На горе заклался «Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин.1:29 ). С горы вознесся на небо Спаситель. На горе предложил Он и всемирную, так сказать, проповедь Свою. Сия последняя гора и доныне носит священное название горы «Блаженств». Для лучшего слышания небесных глаголов, и для ясного уразумения Евангельских блаженств не излишне и нам, братие, взойти на гору. Подлинно так. Но вот, мы уже и в самом деле на горе. Эта гора – Святая Четыредесятница. Христианская Церковь устроила нам высокую гору, и православные Христиане, повсюду совершая теперь Святую Четыредесятницу, все, так сказать, сидят на одной Божественной горе. В самом деле, кто из нас не чувствует, что он в сии дни стал выше мыслями и желаниями, и что суета и тревога мирская остались позади, – как бы под горою? Следовательно, как благоприлично теперь нам слушать учение Спасителя нашего о блаженствах? Как естественно, взирая на небо, беседовать о царствии небесном и о способах к достижению оного! Господь наш Иисус Христос избрал местом своей Божественной беседы гору для того, что гора, будучи удалена от мирской суеты и человеческого волнения, более способна к духовному размышлению, и своею возвышенностью, как бы, невольно располагает к презрению мира и исканию благ небесных. И Святая Церковь именно для сей же цели установила Великую Четыредесятницу. Ибо и в нашей Четыредесятнице, на этой мысленной горе, точно такая же примечается тишина и безмолвие, как и на естественной горе. На сию-то духовную, Божественную гору, братие, воздвигнемся, чтобы нам ближе слышать Бога глаголющего! Повергнем вниз суждения плотские, мнения человеческие, как несообразные с мыслями Божественными, дабы удобнее выслушать и выразуметь учение Христово о блаженстве нашем!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Nordov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010