Гора Елеонская славна в истории евангельской по Многим событиям. Она находится на востоке от Иерусалима на пути в Вифанию. Сюда Христос любил удаляться во время Своей земной жизни; здесь Он молился денно и нощно, – уединенно и среди Своих учеников; здесь Он беседовал со Своими учениками особенно о судьбе упорных евреев города Иерусалима и храма; здесь же Он проливал слезы о гибели еврейского народа. С этой горы Он и вознесся 9 . На низу или при подошве горы Елеонской, саженях в полутораста от городовой стены, находилась и доселе находится Гефсимания, в которой Христос молился пред Своими страданиями; здесь же и погребена была Пресвятая Богородица. Погребальная пещера Божией Матери и теперь существует: она находится под тенью нескольких 10 старых масличных деревьев, уцелевших из того сада, где Христос молился пред Своими страданиями. Вид на Иерусалим с Елеонской горы На месте погребения Божией Матери в Гефсимании устроена большая церковь под землею, имеющая вид креста, с несколькими приделами, пр. Иоакима и Анны. Все народы уважают эту гору. На вершине горы в саду есть пещера преп. Пелагии Антиохийской, по жизни и подвигам, похожей на пр. Марию Египетскую. Вид на Иерусалим с Елеонской горы По своему виду и месту гора Масличная есть самая высокая и красивая из гор, окружающих Иерусалим. И с высоты ее, особенно с высоты, построенной на ней башни-мечети открываются восхитительные виды. Внизу, на западе, так сказать, под горою Елеонскою, Иерусалим, растянутый ныне длинною полосою. Весь Иерусалим виден отсюда так, что можно нарисовать каждый дом; на пути к Иерусалиму незаметно никакой растительности, исключая только тощих пальм, маслин и кипарисов. На восток чрез пустые, невысокие, голые горы видна долина Иорданская до самого Мертвого моря. Далее видны горы песчаной Аравии. На юг виды еще суровее и скучные. На север горы Ефраимские, идущие в Самарии. И гора Елеонская имеет три вершины: южная называется горою Соблазна, потому что Соломон поставил на ней идолов ( 3Цар.11:7 , 4Цар.23:23, 13 ). Северная вершина имеет название Малой Галилеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

2 изд. M., в тип. Готье, 1867 г., 16°, стр. 29. 3 изд M., в тип. Готье, 1868 г., стр. 17, в 8°. 4 изд. 1868 г., в 32°, стр. 32 (другим шрифтом, но в той же типографии). 6 изд. M., в тип. Готье, 1872 г., 8°, 20 стр. с литографир. видом скита. (Березин–Ширяев. Послед. материалы, стр. 46). 7 изд. M., в тип. Готье, 1874 г., 8°, 22 стр. (нап. 1 200 экз.). 6) Гефсиманский скит. Иеросхимонаха Иоиля. Издание в пользу Гефсиман. скита. С 4 видами и портретом наместника Лавры архим. Антония. M., 1867 r., 8°, 39 стр. 7) О чудотворной иконе Богоматери в пещерном храме Гефсиманского скита. 5 изд. M., в тип. Готье, 1873 г., 8°, 59 стр., с литограф. изображением иконы. (Березин–Ширяев послед. материалы стр. 44). 8) Несколько дней в Москве, Сергиевой Лавре и 17 августа в Гефсиманском скиту. Протоиерей Григорий Остроумов. «Пермские Епархиал. Ведомости», 1872 г., 36 и 37. 9)       Гефсиманский скитъ. В. Дрызлов. «Домашняя Беседа», 1877 г., 12, стр. 349–351. 10)       Сказание о чудотворной иконе Богоматери, находящейся в пещерном храме Гефсиманского скита, что близ Троице-Сергиевой Лавры. Изд. 1-е Гефсиман. скита. М. 1877 г., 8°, стр. 96, в тип. А. Гатцука с литограф. изображением Божией Матери. 2-е изд. М, 1880 г., 8°. 11)       Путеводитель по Гефсиманскому скиту. М, 1878 г. Тип. А. Гатцука, 8°, 39 стр., 2,0      экз. 2-е изд. M., в тип. Общества распространения полезных книг, 1880 г., 8°. 4-е из скиту, что близ Свято-Троицкой Сергиевы Лавры, M., в тип. Общества распространения полезных книг, 1887 г., 8°, стр. 47. (С 1 видом скита). 12)       Гефсиманский скит. В. Коптев. «Душеполезное Чтение», 1878 г., т. II, 8, стр. 396–405 и отдельно M., в Университетской типографии, 1878 г., 8°, стр. 10. 13)       Вид Гефсиманского скита с полуденной стороны, раскрашенная литография. Березин-Ширяев, в. III, стр. 65. 14)       Первоначальные старцы Гефсиманского скита: игумен Анатолий (в схиме Алексий), иеросхимонахи: Иларион, Израиль и иеромонах Александр. С портретами трех первых. Изд. 3-е, М. 1890 г. Ц. 25 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

– Название свое получила она, вероятно, от гробницы Иосафата, под которым, как полагают тоже, нужно разуметь Иосафата, сына Ахилудова, бывшего летописца царей Давида и Соломона ( 2Цар.8:16 ; 3Цар.4:3 ). 1402 Храм Елены в первоначальном, виде существовал до XI-ro века; возобновлен же в 1161-ом году Меписиидою, дочерью Балдуина II. Паломники в 1187-м году описывают его таким, каким он является в настоящее время. Впрочем, по другим данным, первоначально храм над погребальною пещерою Богоматери сооружен в V веке императрицею Евдокией. 1403 В древнее время вся Елеонская гора была покрыта маслинами откуда и название ее: маслинная, елеонская. Слово «Гефсимания» значит давильня – место выделки из маслин оливк. масла. 1404 Гефсим. сад находится на склоне Елеонской горы, или, вернее, цепи гор, тянущихся на восток от Иерусалима. В этой цепи гор выделяются особенно три горы; средняя – гора Вознесения, правая – гора Соблазна, и левая, известная под именем Малой Галилеи. Горою Соблазна правая гора называется потому, что здесь Соломон в угоду своим женам воздвиг языч. храмы Астарте, и Молоху, уничтоженные потом Иосией. Здесь же, по преданию, удавился и Иуда, предавший Христа. 1405 Действительно ли Христос здесь научил учеников молиться – это решить трудно, так как в Евангелии нет относительно этого определенных данных; но предание, приурочивающее первую молитву «Отче наш» к данному месту Елеонск. горы, очень древнее. Наш знаменитый паломник XII в. Даниил уже видел здесь церковь великую, которою было ознаменовано место молитвы Господней. 1406 Место для храма сначала было приобретено о. Антонином за 600 р., на имя драгомана миссии Я.Г. Халеби-араба, так как, по турецким законам, иностранцев, покупающих землю в пределах Турец. Империи, принуждают принимать турец. подданство, и нужно очень много бакшиша, чтобы избавиться от этого. Поэтому-то о. Антонин делал все приобретения (в 5 местах) на имя Халеби – своего бывшего ученика. Архимандрит Антонин работал во св. земле на пользу православия 27 лет неутомимо и самоотверженно, при противодействии со стороны католиков и протестантов, при враждебном отношении со стороны греков и подозрительно-недоверчивом со стороны русского консульства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, мы пред воротами русских построек. Загремели ключи привратника. «Мархаба!» (Будь здоров)! Негр, скалит белые зубы и прикладывает в знак удовольствия руку ко лбу. Прислуживающие в подворье сестры заждались нас с ужином. Первый палестинский день кончился. «Затворяйте плотнее дверь, – предостерегают нас, – если не хотите слечь в постель: здесь климат опасный»! Из города доносится нарушающее мертвую тишину глухое постукивание ночного сторожа. 33 Но собственно от черты городской стены, с восточной стороны ее. Елеонская гора находится в расстоянии субботнего пути, т. е. 5401 сажени от Иерусалима. 34 Долина Иосафатова – часть долины кедронской, идущей с северо-западной стороны Иерусалима до Мертвого моря. – Название свое получила она, вероятно, от гробницы Иосафата, под которым, как полагают тоже, нужно разуметь Иосафата, сына Ахилудова, бывшего летописца царей Давида и Соломона (2 Цар, 8:16; 3Цар. 4:3 ). 36 Храм Елены в первоначальном виде существовал до XI-ro века; возобновлен же в 1161-ом году Меписиндой, дочерью Балдуина II. Паломники в 1187-м году описывают его таким, каким он является в настоящее время. Впрочем, по другим данным, первоначально храм над погребальной пещерой Богоматери сооружен в V веке императрицей Евдокией. 37 В древнее время вся Елеонская гора была покрыта маслинами, откуда и название ее: масличная, елеонская. Слово «Гефсимания» значит давильня – место выделки из маслин оливк. масла 38 Гефсим. сад находится на склоне Елеонской горы, или, вернее, цепи гор, тянущихся на восток от Иерусалима, В этой цепи гор выделяются особенно три горы; средняя – гора Вознесения, правая – гора Соблазна, и левая, известная под именем Малой Галилеи. Горой Соблазна правая гора называется потому, что здесь Соломон в угоду своим женам воздвиг языч. храмы Астарте и Молоху, уничтоженные потом Иосией. Здесь же, по преданию, удавился и Иуда, предавший Христа. 39 Действительно ли Христос здесь научил учеников молиться – это решить трудно, так как в Евангелии нет относительно этого определенных данных; но предание, приурочивающее первую молитву «Отче наш» к данному месту Елеонск. горы, очень древнее. Наш знаменитый паломник XII в. Даниил уже видел здесь церковь великую, которой было ознаменовано место молитвы Господней.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В течение Своей земной жизни Иисус многократно поднимался на горы. В одном только Евангелии от Матфея мы встречаем восемь таких эпизодов 4 . В начале этого Евангелия мы читаем о том, как диавол берет Иисуса на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их (Мф. 4:8). Затем Иисус восходит на гору для произнесения Своей первой проповеди (Мф. 5:1). После того как в пустынном месте Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, Он восходит на гору, чтобы помолиться наедине (Мф. 14:23; Мк. 6:46). Далее мы видим, как, взойдя на гору, Он исцеляет хромых, слепых, немых, увечных и иных многих (Мф. 15:30). Одно из главных чудес Иисуса — Преображение — происходит тоже на горе (Мф. 17:1–3; Мк. 9:2–4; Лк. 9:28–30). На горе Елеонской Иисус отвечал на вопрос учеников о признаках Его второго пришествия (Мф. 24:3; Мк. 13:3). По окончании Тайной Вечери Иисус с учениками, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26:30; Мк. 14:26; Лк. 22:39). Там же, в Гефсиманском саду, Иисус молится Отцу о том, чтобы, если возможно, миновала Его чаша сия (Мф. 26:36–46; Мк. 14:32–42; Лк. 22:41–46). Наконец, после воскресения Иисуса одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились (Мф. 28:16–17) 5 . К этим эпизодам можно добавить рассказ Марка и Луки о том, как Иисус взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать (Мк. 3:13–14; Лк. 6:12–13). Следует также отметить, что, согласно Иоанну, насыщение пяти тысяч пятью хлебами происходило на горе (Ин. 6:3). Иоанн упоминает о том, как Иисус после посещения храма пошел на гору Елеонскую, а утром опять пришел в храм (Ин. 8:1–2). Из слов Луки мы узнаём, что восхождение на эту гору было у Иисуса в обычае: Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою (Лк. 21:37). Лука — единственный из евангелистов, кто уточняет, что после Тайной Вечери Иисус пошел на гору Елеонскую по обыкновению (Лк. 22:39).

http://pravoslavie.ru/101435.html

А вот Темница Господня. Здесь по взятии в Гефсиман-ском саду Иисус Христос провел несколько часов в узах. Темница — это углубление в скале с каменной скамьей, в которую через два отверстия продевались ноги и снизу сковывались цепью. На этой скамье сидел Спаситель. Руки Его были заключены в оковы. Эту каменную скамью Святого Узника с двумя отверстиями мы видели. Он стал Узником, чтобы проповедовать пленным освобождение и отпустить измученных на свободу (Лк. 4: 18). И для того еще, чтобы Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет... и заключил его (Откр. 20: 2-3). Далее проходим Столп бичевания. К этой колонне был привязан Спаситель, когда претерпевал насмешки и подвергался бичеванию. Многие паломники, прикладываясь к Столпу, отчетливо слышат удары бичей. Слышал их и наш паломник из Красноярска до тех пор, пока не прошла вся наша группа. Мы подходим к месту обретения Креста Господня святой царицей Еленой в 326 году. Вот сюда Крест Христов и кресты разбойников были сброшены с холма и со временем засыпаны. Сверху мы видим окно, там стояла царица Елена, наблюдая за раскопками. Оттуда она бросала деньги, ободряя копающих. Мы стоим и поем тропарь праздника Воздвижения и «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...». На лице отца Андрея радость и умиление. Ведь он — настоятель Крестовоздвиженского прихода и строит храм в честь Воздвижения Креста Господня. Недалеко от святой Гробницы Христа — гробница праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, тайных учеников Христовых. Иосиф Аримафейский похоронил Господа в гробной пещере, принадлежавшей ему в его саду. Настало время, когда и они, знаменитые члены синедриона, совершившие Христово погребение, были погребены в той же скале, недалеко от Иисуса. Мы побывали в их пещере. Я видел две пустые гробные ниши, где когда-то лежали их тела. Упокоившие Господа обрели у Него вечный покой. Выходим из храма Гроба Господня. В Иерусалиме еще ночь. Тихо. Весь воскресный день был посвящен Елеонской горе. Дважды, с утра и после обеда, мы на машине поднимались на Елеонскую гору и спускались пешком с нее. До обеда всей группой. А после обеда в данное нам свободное время мы впятером еще раз посетили эту святую гору. Так и отпечатлелась она в памяти. Предлагаю и вам, благоговейные мои читатели, с высоты Елеонской горы шаг за шагом вместе с нами спуститься вниз к Иерусалиму.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Приидите, други, бодрственно вступим и ныне в Евангельскую сокровищницу, дабы из оной, по обычаю нашему, почерпнуть богатство, обильно изливающееся и никогда никак неиждиваемое. Приидите, последуем за мудрым путеводителем Лукою, чтобы видеть Христа, восходящего на высокую гору и вземлющего с собою Петра и Иакова и Иоанна, дабы соделать их свидетелями Божественного Преображения. Взяв, говорит Евангелист, Петра и Иоанна и Иакова, Господь восшел на гору высокую. На гору высокую, на которой Моисей и Илия беседовали со Христом. На гору высокую, где закон и Пророки беседовали с Благодатию. На гору высокую, где — Моисей, заклавший агнца пасхального, и окропивший кровию праги еврейские. На гору высокую, где — Илия, разтесавший всесожигаемая на уды, и жертву влажную попаливший огнем. На гору высокую, где — Моисей, отверзший и заключивший пучины моря Чермного. На гору высокую, где — Илия, отверзший и заключивший хранилища дождевые. Восшел на гору высокую, дабы Петр и Иоанн и Иаков познали Того, Кому всякое колено поклонится небесных, земных и преисподних. Господь восшел на гору, взяв только трех. Не взял всех, и не оставил всех. Не возбудил зависти к славе других, не почел недостойнейшими и не хотел опечалить девяти учеников. Нет, будучи праведен, Он праведно всем и распоряжает. Он взирает на всех, как на одного и не отторгает от взаимной любви тех, коих соединил любовию. Но так как будущий предатель, Иуда, был недостоин Божественного лицезрения и страшного оного видения; то оставляет с ним прочих, дабы, так как он не один был оставлен, предвосхитить у него всякое извинение в последствии. Вземлет троих, достаточных по закону, свидетелей Преображения своего, которые по духу представляли в лице своем и всех прочих. Ибо Он говорит: «соблюди их, Отче праведный, да и тии едино будут, яко же и Мы едино есьмы» (Иоан. 17:11). Ибо Иуда, видя Андрея, Фому, Филиппа, и других, оставленных вместе с ним под горою, и однако не ропщущих, не негодующих, не злословящих, напротив радующихся, уверенных в том, что и они отсутствующие столько же причастны благодати свыше, сколько и присутствующие Господу, оставался совершенно неизвинителен, не будучи никогда отчуждаем ни от одного чудеси. Такой поступок Господа особенно нужен был для Иуды, который, хотя ему вверен был и ковчежец, вознегодовал на помазующую безвинно за дороговизну мира и имел дерзость предать Учителя врагам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3854...

Взыде на гору — εις το ρος [ис то орос]. По-видимому, член то указывает на определенную, известную тогда гору (Keil С. F., стр. 130), но точно определить местонахождение этой горы не удается. Впрочем, по мнению Цана, член при ρος указывает не на определенную гору, а это – идиоматическое выражение 2 евангелиста: вообще на горе… (Zahn Тн., стр. 178 ) . Блаженный Иероним разумел гору Фавор и называл «простаками» тех, которые разумели гору Елеонскую, Евфимий Зигабен разумеет «ближайшую гору», Делич – «новозаветную гору», Эвальд – «священную гору евангельской истории» и прочее (Меуег A.W., стр. 137–140). Предание указывает гору, известную под именем отрогов Хаттин (совр. Карн Гаттин); это две отрогообразных высоты, поднимающиеся футов на шестьдесят (около восемнадцати метров – примеч. изд. ) над равниной, находящейся между ними на расстоянии двух часов к западу от Тивериады (Др Гейки, стр. 61). Долина между этими отрогами горы, получившей впоследствии у христиан название Горы блаженств, прекрасна. Спаситель в Нагорной беседе указывает на полевые лилии. Во всяком случае, предание о том, что здесь, на этой горе, была произнесена Спасителем Нагорная проповедь, вполне правдоподобно и не противоречит указаниям евангелистов на место ее около Капернаума. Святой Матфей, кроме того, очевидно сопоставляет и противопоставляет обстановку новозаветного Христова законодательства любви и милости во время Нагорной беседы с обстановкою и обстановке ветхозаветного Синайского законодательства суровой справедливости и строгой правды. Картина Нагорной беседы, поразительная и трогательная сама по себе, через это сопоставление приобретает характер еще большей значительности и соответствия духу всего Нового Завета. В самом деле, там – пылающая, дымящаяся, колеблющаяся пустынная гора Синай ( Исх.19:12-19 ), здесь – небольшая, быть может, покрытая зеленью гора Святой Земли; там – на горе один Моисей, скрытый в облаке грозового неба, здесь – Христос, окруженный Своими учениками, сидящий в кругу их; там – гора Синай, обведенная чертою, за которую под страхом казни запрещено переступать кому бы то ни было, тут – Гора блаженств, плотно окруженная волнующимся народом. Эта внешняя противоположность обстановки переходит в противоположность самого духа и существа этих двух законодательств: там на Синае Моисей получает закон из рук Иеговы через ангелов, тут Сам Христос изрекает закон из глубины Своего богочеловеческого сердца; там – громы и молнии, здесь – уста Христовы, изливающие любовь; там – все направляется к внешнему миру, здесь – все обращается к человеческому сердцу; закон синайский грозит проклятиями, Нагорная проповедь трогает слушателей и влечет их к Господу сладостными блаженствами; закон синайский – для одного народа, одного периода, заповеди Христовы – для всех народов, для всех времен.

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Поем, – говорит Евангелист, – Петра и Иоанна и Иакова, Господь взыде на гору высоку ( Лк. 9:28 ; ср. Мф. 17:1 ), на гору высокую, на которой Моисей и Илия беседовали со Христом, – на гору высокую, где закон и пророки беседовали с благодатью, – на гору высокую, где – Моисей, заклавший агнца пасхального ( Исх. 12:3 ) и окропивший кровию пороги еврейские – на гору высокую, где – Илия, попаливший жертву влажную огнем, – на гору высокую, где – Моисей, отверзший и заключивший пучины моря Чермного ( Исх. 14:21,27 ), – на гору высокую, где – Илия, отверзший и заключивший хранилища дождевые. Господь возшел на гору высокую, чтобы Петр, Иоанн и Иаков познали Того, Кому всяко колено поклонится небесных, земных и преисподних ( Флп. 2:10 ). Господь возшел на гору, взяв только трех: не взял всех, и не оставил всех, – не возбудил зависти к славе других, не почел недостойнейшими и не хотел опечалить девяти учеников. Нет, будучи праведен, Он праведно всех распоряжает: Он взирает на всех, как на одного, и не отторгает от взаимной любви тех, коих соединил любовью. Но поскольку будущий предатель, Иуда, был не достоин Божественного лицезрения и страшного оного видения: то Господь оставляет с ним прочих, чтобы (так как он не один был оставлен) предвосхитить у него всякое извинение впоследствии. Он взял троих, достаточных по закону свидетелей Преображения Своего, которые по духу представляли в лице своем и всех прочих, ибо Он говорит: соблюди их, Отче праведный, да и тии едино будут, якоже и мы едино есмы ( Ин. 17:11 ). Ибо Иуда, видя Андрея, Фому, Филиппа и других, оставленых вместе с ним под горой, и однако не ропщущих, не негодующих, не злословящих, напротив, радующихся, уверенных в том, что и они, отсутствующее, столькоже причастны благодати свыше, сколько и присутствующие Господу, – оставался бы совершенно неизвинителен, не будучи никогда отчуждаем ни от одного чуда. Такой поступок Господа особенно нужен был для Иуды, который, хотя ему вверен был и ковчежец, за дороговизну мира, безвинно вознегодовал на помазующую и имел дерзость продать Учителя врагам.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Росс. Иер.”, II, 111; “Труды Общ. ист. и древн. Росс.”, VIII, 392; “Ист. опис. Тр.-Сергиевы лавры”, 77, 148; Снегирев, “Гефсиманский скит”, изд. 1863 г., 4; “Твер. губ. в.”, 1852 г., 10 (вла­ден. 1629 г.); “Москов. губ. в.”, 1850 г., 33 (Гефсиман. скит); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 306 (игум. Маремиана 1598, 1606, 1613 г.; показан в Казан. губ.); 1 “Акты истор.”, II, 6 (ц. ружн. гр. 1598 г.); Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 81 (опись м-ря,) 246 (тоже); “Сборник Муханова”, 202, 133 (Гр. 1599 г., ц. Бориса Годунова на выдачу руги); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., IV, Ист. опис. Тр. Серг. лавры, 180 (в 1594 г. имел 8 келий). 2183 . Успенский – Верхотоемский, мужской, ныне погост Троицкий-Верхний-Тоемский, Вологодской губ., Устьсысольского у., Верхнетоемской волости, в 160 вер. к сев.-зап. от Устьсысольска и в ¼ вер. от волост. правления в дер. Ермолинской, при р. Сев. Двине. О нем упоминается в 1678 г. при переписи Обонежской пятины. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 473; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Арханг. губ.”, I, 34. 2184 . Успенский – Горицкий – Богородицкий, мужской, ныне собор в гор. Переяславл, Владимирской губ., на возвышенном месте, издревле называе­мом «Горицы». Основан около 1362 г. супругою кн. Димитрия Донского, Евдо­киею, в иночестве Евфросиньею, и вскоре в нем принял иночество св. Димитрий Прилуцкий; в XV ст. в нем прожил 30 лет, быв архимандритом, преп. Даниил, основатель Данилова мон. в Переяславле. В 1744 г. монастырь упразд­нен и назначен архиерейским домом Переяславских епископов, а в 1788 г. по упразднении епархии обращен в градский собор. В 1880 г. в бывшем м-ре предположено было устроить здание для духовного училища с общежитием. “Ист. Росс. Иер.”, III, 743; VI, 486; Ратшин, 47; “Книга степенная”, II, 219, 224, 225, 229; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 142; “Костром. губ. вед.”, 1851 г., 38 (Жалов. грам. ц. Иоанна и Петра Алекс. архим. Феодосию с братиею, 1693 г., на посад Большие Соли); “Владим. губ. вед.”, 1848 г., 51; 1849 г., 15 (Соборн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010