в 1845 г.; в братском корпусе на хорах в честь преп. Сергия и Никона, под ними в честь Филарета Милост., постр. в 1860 г.; на братском кладбище во имя Воскр. Хр., освящен. в 1860 г.; за прудом в ограде пещерный храм арх. Михаила, освящ. в 1851 г., и около него пещерные келлии, укрепленные каменными сводами; над пещерами церковь во имя преп. Феодосия и Антония Печерских и Василия Парийского; неподалеку киновия с ц. в честь Боголюбской Бож. Матери, постр. в 1859 г.; здесь погребаются братия Сергиевой лавры. “Древняя деревян. церковь в скиту Гефсиман.”, Москва, 1853 г., с 2 видами; Снегирев, “Гефсиманский скит близ Троице-Сергиевой лавры”, Москва, изд. 1863 г.; Сулоцкий, “Сказание о чудотв. иконе Богомат., находящ. в пещерном храме Гефсим. скита”, Москва, изд. 2-ое, 1880 г.; Коптев, “Гефсиман. скит”, М., 1878 г.; “Ист. Росс. Иер.”, II, 87; “Церковно-истор. месяцеслов св. Тр. Сергиевой лавры”, 17; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1856 г., 11 (прибавка 40 вакансий в лавре для пострижения в скит); “Москов. губ. вед.”, 1860 г., 33 (опис. скита); “Ист. опис. Св. Троиц. Сергиевы лавры”, 1865 г., 178; “Чтения в И. Общ. ист”, 1877 г., I, Отд. 2, 333 (воспомин. архим. Пимена). 162. Гледенский – Троицкий или на Глядене , мужской, приписанный к Архангельскому Устюгскому мон., Вологодской губ., Устюгского у., в 4½ вер. к югу от Устюга, на высокой горе Гледень, при слиянии рр. Сухоны и Юга. Основан, как полагают, в XII в. проведником Иоанном, еще в то время, когда самый город Устюг находился здесь, на этом самом месте. Во всяком случае он уже существовал в начале XIII ст., когда в нем принял иночество преп. Киприан, основатель Архангельского м-ря в Устюге. По штатам 1764 г. положен в 3-м классе, но в 1841 г. приписан к Архангельскому Устюг. мон. Савваитов, “Опис. Великоустюж. Архангель. и приписного к нему Троицко-Гледенского мон.”, СПб., 1848 г., стр. 35; “Ист. Росс. Иер.”, III, 692; Ратшин, 61; Лепехин, “Дневн. запис.”, III, 302; “Город. посел. Росс. Имп.”, I, 350; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1841 г., 11 (о приписке), 84 (надел.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В Новом Завете тоже со всей ясностью выражена идея свободы Божией в Его отношении к твари… Воля Бога Отца имеет абсолютную власть над всей тварью, над всеми событиями, если только Бог не предоставил действовать нашей свободе. «Да будет воля Твоя» есть не только молитва, заповеданная нам Христом, но и Сам Христос молился ей в Гефсиман–ском саду (Мт., XXVI, 42). Христос постоянно говорит о «воле Пославшего Его» Отца (Ио., IV, 34 и др.). Без воли Отца не падает волоса с головы, мы не можем родиться от слова Истины (Иак., I, 18). Бог может «спасти и погубить» (IV, 12). У ап. Павла западные богословы усматривают даже утверждение Божественного произвола (главным образом в Рим., IX, 10–24). Однако, если мы не будем вырывать из Писания отдельных текстов, то мы увидим, что предопределение Божие не только не является произволом (ибо Бог всегда действует мудро и любя), но оно не нарушает и человеческой свободы. В самом деле, если мы внимательно прочтем тридцать третью и тридцать девятую главу книги Иисуса, сына Сирахова, начало сорок пятой главы у пророка Исаии и восемнадцатую у пророка Иеремии, равно во втором Послании к Тимофею 19–21 стихи второй главы и 9–13 стихи в десятой главе Первого Послания к Коринфянам, 13–14 стихи первой главы Послания ап. Иакова (ср. Мт., XVIII, 7), не говоря о других текстах, то мы убедимся, что Бог считается с человеческой свободой и определяет не самое свободное воление человека, но его судьбу в соответствии с его свободой… Такого мнения держался и св. Иоанн Дамаскин. «Честными или бесчестными (т. е. почетными или не почетными — Рим., IX, 21) делает сосуды не Бог, а собственное произволение каждого», и св. отец ссылается на II Тим., И, 20–21. Он замечает, что «Писанию свойственно говорить о попущении Божием, как об Его действии и произведении», т. е. что Бог, позволяя нам делать зло, не побуждает нас к нему, но только не стесняет нашей свободы, хотя отношение Бога к нам неизбежно зависит от того, добры ли мы или злы… В Послании к Филиппийцам ап. Павел пишет: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (И, 13) )… По предвечному благоволению Бога Отца совершается все наше спасение (Еф., I), ибо Он хочет, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (I Тим., II, 3–4)… К какому бы лицу Преев. Троицы ни относились слова ап. Павла (II Кор., III, 17) — «где Дух Господень, там свобода» — они очевидно провозглашают, что Бог есть свобода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

В Библии есть удивительное повествование о высочайшем испытании любви. " Бог сказал (Аврааму): возьми сы­на твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во все­сожжение " (Быт. 22:2). И этот предтеча любви христианской три дня вел сына своего на жертву любви к Богу и лишь на третий день увидел милующую руку Божию. Небесный Отец пожалел Свое любящее дитя и оставил Иса­ака Аврааму. Через много веков та же Библия говорит о новом величайшем испытании любви Отца от Гефсиман- ской молитвы до того единственного в мировой истории по ужасу мгновения, когда на Кресте Христос воскликнул: " Боже алой, Боже мой! для чего Ты Меня оставил? " (Мф. 27:46). Здесь не было последнего снисхождения любви, здесь была истинно величайшая жертва любви Отца к Своему погибающему творению. И этот крик, этот миро­вой вопрос остался без ответа, как бы неуслышанным, а эта единственная жизнь закончилась преданием себя в волю Отца (Як. 23:46) — совершенной самопреданностью Сына Человеческого Богу Отцу. После этого мгнове­ния все человечество во Христе получило право " со дерзновением неосужденно " призывать Небесного Бога как своего Отца, с этого же мгновения жизнь человека нераздельно слилась с жизнью и жертвой Христа. И здесь ясно выступает великий нравственный смысл второго величайшего Таинства Христианской Церкви — Евхаристии. Апостол Павел говорит, что кто ест Тело Христово и пьет Кровь Его, все те, которые причащаются великой Голгофской жертвы, все они смерть Господню возвещают, пока Он придет в Своей славе, все они жизнь свою отдают Тому, Кто и дал им и снова отдаст с избытком. " А кто ест и пьет недостойно, тот суд себе ест и пьет " (1 Кор. 11:26, 29). Это также закон любви. Нельзя принимать любовь и не отвечать на нее любовью, этс поисти­не безнравственно, нечестно, неблагородно. Судьей здесь может быть только совесть человека. Она, по словам того же апостола, искушает человека, испытывает его. Но морально несомненно, что право на высшую любовь дает также единственно ответная любовь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2431...

лишаясь покоя в ожиданье великих свершений, в бессилье тревожась о друзьях в беспредельный дали, опустошенный, без сил для молитвы, для мысли, для дела, в изнуренье готовый со всем распрощаться? Кто я? Тот или этот? Что же, сегодня я этот, а завтра я тот? Или то и другое я кряду? Пред людьми — лицемер, пред собою самим — малодушный нытик, достойный презренья? Или остаток во мне подобен разбитому войску, в беспорядке бегущему от уже добытой победы? Кто я? Не насмешка ли это, в одиночестве мучиться, себя вопрошая? Кто бы я ни был, Ты знаешь меня, ведь Твой я, о Боже! 18.7.44  Наверное, какие-то письма погибли во время воздушных налетов на Мюнхен? Получил ли ты письмо с двумя стихотворениями? 32 Я отослал его вечером, в нем был кое-какой подготовительный материал на теологическую тему. В стихотворе­нии «Христиане и язычники» есть одна знакомая тебе мысль, ты ее узнаешь. «Христиане с Богом в Его страдании», это отличает христиан от языч­ников. «Неужели вы не можете пободрствовать час со Мной?» — спрашивает Иисус в Гефсиман- ском саду. Это отречение от всего того, что рели­гиозный человек ожидает от Бога. Человек призы­вается к соучастию в страданиях Бога в обезбо- женном мире. Он, таким образом, действительно должен жить в безбожном мире и не имеет права пыта­ться посредством религии как-то прикрыть обез- боженность мира, просветлить ее; он должен жить «по-мирскому», именно так он соучаствует в стра­ даниях Бога; он имеет право жить «по- мирскому», иными словами, он избавлен от ло­жных религиозных связей и помех. Быть христиа­нином не значит быть религиозным на тот или иной манер, строить из себя по какой-либо мето­дике грешника, кающегося или святого; быть хри­стианином значит быть человеком; Христос тво­рит в нас не какой-то тип человека, но просто че­ловека. Христианином человек становится не в ре­лигиозном обряде, а участвуя в страданиях Бога в мирской жизни. В этом и заключается «метанойя»,— не думать прежде всего о собственных бедах, проблемах, грехах, страхе, но дать увлечь себя на путь Иисуса Христа, в мессианское событие, чтобы исполни­лось пророчество Исайи (гл. 53)! Отсюда «веруйте в Евангелие, в Благую Весть» или же (у Иоанна) указание на «Агнца Божия, понесшего грехи ми­ра» (Ин 1,29). (Между прочим, А. Иеремиас не­давно заявил, что «Агнца» можно переводить с арамейского и как «раба». Здорово, если учесть Ис 53!)

http://predanie.ru/book/220780-soprotivl...

Как мы уже отметили, инспектору семинарии по должности приходилось принимать участие во многих торжественных праздничных богослужениях – в самой Лавре, семинарском и академическом храме, близлежащих монастырях. Так, 17 августа 1910 года в Гефсиман- ском скиту, как всегда торжественно, праздновалось Вознесение Божией Матери 29 . Служил сам митрополит Московский Владимир, в сослужении ректора Академии епископа Феодора, наместника Лавры архимандрита Товии, ректора семинарии архимандрита Филиппа, игумена скита Илария, иеромонахов Германа и Серафима. Молебствие перед Черниговской иконой во время литургии совершалось на воздухе, а после литургии, «под красный звон колоколов», по обители шел крестный ход с хоругвями, плащаницей и Черниговской иконой. Через много лет, в северной ссылке, Владыка не раз вспоминал этот светлый праздник «в наполненном народом тихом скиту», с радушной братской трапезой. 26 сентября, день памяти святого апостола Иоанна Богослова – храмовой праздник Вифанской семинарии – был главным семинарским торжеством. В 1910 году, когда отец Герман впервые принял в нем участие, в праздничной всенощной и литургии он вновь сослужил, вместе с отцом ректором и иеромонахами-преподавателями, митрополиту Владимиру. Но очень скоро, всего через два с половиной года, отца Германа ждало новое поприще: он становится, с возведением в сан архимандрита, ректором Вифанской семинарии, в то время как архимандрит Филипп назначается ректором Московской семинарии (находившейся в то время в Москве, а не в Сергиевом Посаде, как теперь). Назначение произошло 28 июня 1912 года. 1 июля преподаватели Вифанской семинарии и их семьи устроили архимандриту Филиппу торжественные проводы. После Божественной литургии и молебна в семинарской церкви к отцу Филиппу обратился от лица корпорации и учащихся отец Герман. Приводим эту речь в изложении «Московских церковных ведомостей» почти целиком. «Дорогой отец ректор! Если всякий христианин должен сделать ощущением своего сердца Божественное слово, что здесь на земле все мы – странники и пришельцы, то нас, монахов, несущих бремя учебного труда, особенно часто сама жизнь научает этой истине. Общий удел почти всех нас сеять и не видеть жатвы, работать и не иметь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь, в этой Горнице, на пятидесятый день после Воскресения Христова сошел на апостолов Дух Святой в виде огненных языков. Здесь произошло их крещение Духом Святым. Здесь Дух Святой был излит от Бога на всякую плоть. Здесь родилась Христианская Церковь, здесь ее колыбель. Сионская горница — первый христианский храм. Сион — Матерь всех Церквей. Здесь было восстановлено число апостолов. Их вновь стало 12. На место отпавшего Иуды был избран по жребию Матфий. В прошлом году я был в городе Трире в Германии, где закончил апостол Матфий свой апостольский путь и где ныне пребывают его мощи. Здесь место, призывающее к действию. Отсюда, воспев псалмы, ушел Христос с учениками ночью в Гефсиман-ский сад на страдания. Отсюда, исполненные Духа Свята-го, разошлись апостолы во все концы вселенной на всемирную проповедь. Отсюда реки и потоки благодати Духа Святаго растеклись по всей иссохшей и жаждущей земле. Отсюда, исполненные радости пребывания во святом граде Иерусалиме, Божией милостью приобщенные к благодати Святой Земли, и мы вернулись на Родину, в Россию. Разошлись каждый в свой город, в свой дом, в свой храм, в удел своего служения. 1 Из христианского гимна. 2 Пасхальный канон, песнь 7. 3 См.: Лк. 21: 37. 4 См.: Мф. 24. 5 Светилен праздника Успения. 6 См.: 2 Пет. 3: 10. 7 См.: Откр. 20: 11. 8 См.: Ин. 5: 27. 9 См.: 2 Фес. 2: 7; Откр. 2: 9, 24; 3: 9. 10 См.: 2 Цар. 5: 6-10. 11    См.: Ин. 20: 19-23; Откр. 3: 7. 12    См.: Деян. 1: 16. 13 Ниша в стене мечети, ориентированная на Мекку и предназначенная для молитвы имама. Возвращение Вечером этого последнего, седьмого дня, мы, прощаясь со Святой Землей, полюбив ее, пережив всё каждый по-своему, на прекрасном авиалайнере взлетели с поля аэропорта Бен-Гуриона и, бросив последний прощальный взгляд на Землю Обетованную с высоты птичьего полета, направились к Москве. И снова мы летели над землей, а над нами был только Бог. ...В Москве нас уже никто не встречал. Заказанного и оплаченного автобуса не было. Вещи, без всяких тележек, тащил каждый, кто как мог. Ночью, как сумели, мы перебирались в другой аэропорт. Грязно. Мы снова дома, мы снова в России. Светлое видение кончилось.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Только с духовной высоты все становится ясно и просто Еще до революции писали, что соблюдение постов тогда уже было исповеданием веры 24 июля, 2016 Еще до революции писали, что соблюдение постов тогда уже было исповеданием веры Проповедь протоиерея Валериана Кречетова в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня мы слышали два чтения. Одно — памяти равноапостольной Ольги и великомученицы Евфимии. Второе, евангельское чтение к сегодняшнему дню об исцелении хромых, слепых и прочих больных, повествует о том, как Господь, перебравшись в Галилею, взошел на гору. Очень часто Господь в Евангелии поднимается на гору. Почему? В заповедях Блаженства тоже восходит на гору высокую. В Преображении — Господь взошел на гору. И Господь входил на гору, когда с учениками уже прощался, вознесся, опять — на гору Елеонскую. Восхождение на гору символизирует возвышение, уход от мира земного — к горнему. «Горе имеем сердца», «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя», «Сущие во Иудее да бегут в горы!», – это всё слова евангельские, которые говорят о том, что спасение духовное, обновление, возрождение, вообще путь духовный требует труда. Для того, чтобы подняться на гору, особенно если гора не очень низкая, нужно усилие. Преподобный Серафим, сравнивая духовную жизнь с рассуждениями на духовную тему, говорит: «Других учить — это с колокольни камушки бросать, а самому исполнять то, чему учишь, — это на колокольню камушки таскать». Видите, опять образ один и тот же везде — куда-то нужно подняться. Вообще, для того, чтобы увидеть, окинуть оком большое пространство, увидеть картину того, что происходит, более наглядно, нужно подняться, возвыситься. Когда человек идет по земле, то он обычно видит в пределах своего роста, сколько ему видно. И вот он идет, дорожка эта ведет его. Особенно, если дорожки-то нет, если лесочек. Идет он, идет, иногда на месте кружится. Вертится, крутится. И есть выражение такое: в трех соснах заблудился. А когда поднимется — видит, что нужно было-то идти вот так — и всё ясно, оказывается. Всё ясно, куда идти и как идти.

http://pravmir.ru/tolko-s-duhovnoy-vyiso...

Следовательно, сегодняшний праздник есть тот праздник, который одновременно показывает нам и славу Христа и славу людей Христовых: сколь много могут прославиться люди Христовы и сколь много могут быть причастны сей великой славе, сиянию, царству, благословению и Благодати Воплотившагося и Преобразившагося Господа. Потому и душа наша сегодня утешается, радуется и таинственно веселится, ибо мы видим, что от Бога Отца нашего не отделяет нас непроходимая преграда, но и мы тоже можем воспринять свет от Света, быть причастными Свету Христову и Святыя Троицы, стать общниками и причастниками сего Света, не жить во тьме страстей, но уже здесь начать, уже в этой жизни приобщиться нетварнаго Света Христова и жить в этом Свете, и каждодневно двигаться в направлении к этому Свету. С такими мыслями покланяемся и мы сегодня Преобразившемуся Господу и славим и благодарим Его, и просим, чтобы Он всегда призирал – обращал Свой взор на наше смирение – на нашу духовную нищету. И как тогда возвёл Он святых Учеников и Апостолов на Гору высокую, Фаворскую гору, и снизошёл Бог, Благодать Божия с Небес, и произошла встреча Бога с человеком, так и теперь пусть возводит Он и нас с вами из глубины наших страстей, слабостей, уныния, нерадения, на высокую гору добродетелей, чтобы с её высоты могли и мы созерцать снизшедшаго к нам Бога. Ибо, – как говорит свт. Григорий Палама в сегодняшней своей дивной беседе, – необходимо было человеку взойти, а Богу снизойти для того, чтобы встретились Бог и человек. Именно поэтому Господь преобразился на Горе высокой и возвёл туда Учеников. Он не преображается в долине, но возводит на Гору, и туда, куда Он их возвёл, снизходит и Он Сам. И мы должны возвыситься над своими страстями, и Бог должен снизойти, для того, чтобы смогли мы встретиться. Такова есть и цель христианской нашей жизни. Такой же является и цель монашеской жизни. Это – восхождение на гору святую, которое совершаться должно в каждый день нашей жизни. А для нас святогорцев, это восхождение на гору святую имеет особенное значение. Потому что и Святая Гора наша является горою Преображения, куда иноки по той причине и приходят, чтобы взойти на Гору. Потому и называется она – Святая Гора.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

И слышали Новгородцы из-за гор ликования и веселые песни. Вздумали они по щегле (по мачте) взобраться на гору. Взобрался первый – глянул; всплеснул руками, засмеялся и побежал за гору. Послали Новгородцы другого. «Смотри, говорили ему– не убегай; воротись и нам расскажи, что там такое». Но и другой, как только взошел на гору, не захотел ворочаться к своим, а обрадовался чему-то и удалился за гору. «Ну, хоть бы нам смерть приключилась» – сказали тогда Новгородцы – «а уж увидим светлость этого места, узнаем, что там такое». Послали они третьего на гору, и привязали веревками за ноги, чтобы не ушел. Но и тот, как только взошел на гору, как только глянул за гору, всплеснул в радости руками, забыл, что привязан за ноги, пустился бежать... товарищи дернули за веревку, потянули его назад, а он тут и дух испустил. «Видно», –сказали тогда паломники – «не дано нам видеть неизреченного веселая и светлости места сего». То был рай земной. Не может человек посмотреть на него и захотеть воротиться в этот исполненный печалей и несовершенств мир. За то другие Новгородцы, ездившие на Запад, рассказывали, что доходили до ада, видели истекающую из преисподней молнийную реку Морг; видели на дышущем море червь неусыпающий; слышали скрежет зубный грешников. Охота к паломничеству доходила до злоупотреблений, и благочестивые пастыри должны были говорить против таких путешествий; потому что иногда, под видом благочестия, укрывалось побуждение к лени, праздношатанию и бродяжничеству. VIII. Особенности новгородской церкви В церкви новгородской существовали некоторые особенности, которые виднеются в современных памятниках. В этом отношении Вопросы Кириковы и приложенные при них правила архиепископа Илии (Иоанна), представляют замечательные черты. Некоторые правила, относящиеся до богослужения, показывают, что тогда уже возникали вопросы относительно такого или другого исполнения обрядов. При толках об обряде крещения возникал вопрос о крещении взрослого человека; из чего видно, что язычество было еще сильно, и многие принимали крещение в зрелом возрасте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Вышедши из Гефсимании, пошли к горе Елеонской. Недалеко от Гефсимании, на правой стороне, вертоград, где взяли Иисуса Христа на мучение, и лобызал Его Иуда, сказав: Радуйся, Учителю. Здесь Петр отрезал ухо рабу архиереову. И доднесь растут здесь восемь масличных древ необыкновенной толщины, и весьма стары. Как только прошли вертоград, – повернули позади его направо между вертоградами. Там на левой стране лежат три самородные камня, на которых означены места, где спали три апостола, когда Иисус Христос молился. Заметны следы ног Христовых, когда приходил их будить. Подальше, как на вержение камня, есть место, где Иисус Христос молился до поту лица Своего, глаголя: Отче Мой, аще не может сия чаша мимоити от Мене, аще не пию ея, буди воля Твоя ( Мф. 26:42 ). И явися Ему ангел с небеси, укрепляя Его. Мы все те места лобызали и слезами омочали. Потом вышли обратно на путь, идущий на Елеонскую гору. Пошли повыше, и там на правой стороне есть камень, подле которого Пресвятая Богородица часто сиживала и отдыхала, когда ходила на Елеонскую гору, к стопам возлюбленного Сына Своего. Там же Она стояла, когда побивали святого первомученика Стефана смотрела на его кончину, и плакала. На левой стране, недалеко есть камень, на который спустила Фоме Апостолу Пресвятая Богородица Свой пояс, уже в третий день после успения. Потом пошли на гору, и там в правой руке башня и постройка где было пристанище Иисуса Христа: во дни пребывал Он в церкви и учил людей, а на ночь уходил на гору Елеонскую. Потом паки пошли на гору, и как уже стали близко подходить к верху, – поворотили налево, по пути, ведущему в гору малую Галилею. 28. Гора – Малая Галилея Когда пришли – показали нам место где Христос по воскресении явился ученикам Своим, как прежде им сказал: по воскресении же Моем, варяю вы в Галилеи ( Мф. 26:32 ). И ангел по воскресении Господа сказал женам: и скоро шедше рцыте ученикам Его, яко воста от мертвых: и се варяет вы в Галилеи, тамо Его узрите. Се рех вам ( Мф. 28:7 ) И Господь Сам сказал женам мироносицам: идите светите братии Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят ( Мф. 28:10 ). И паки Евангелист сказал: единии же надесяте ученицы идоши в Галилею в гору аможе поеме им Иисус. И видевше Его, поклонишася Ему: ови же усумнешася и прочее. ( Мф. 28:16–20 ). Мы лобызали святое то место. На том месте прежде был монастырь; но ныне только осталось основание и подвалы ради воды, и камни. В подвале на стене видно из камня высечен крест четвероконечный. Утверждают, чтоо это было выстроено царицею Еленою. Гора Галилея недалеко от горы Елеонской, и между ними небольшая лощина.. 29. Гора Елеонская

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010