Блаженнейший Архиепископ Афинский так приветствовал избранного митрополитом отца Антония: «Священный Синод принял во внимание ваше доброе имя, многолетнее и многотрудное служение на ниве церковного образования, ваши писательские и миссионерские труды, великолепную подготовку и другие достоинства вкупе с праведной жизнью, и избрал вас сегодня единогласно Митрополитом…». Архиерейская хиротония отца Антония состоялась 25 марта 1974 года в кафедральном соборе Живоносного Источника города Агринио. Сотни людей кричали новому митрополиту “Аксиос”. Митрополит Этолии и Акарнании Феоклит в своей проповеди вновь коснулся достойной восхищения деятельности отца Антония: “Обладающий глубоким богословским образованием, дополненным учёбой в Оксфорде и Париже, ты отличится и на ниве церковной литературы. Когда Промысел Божий привёл тебя три года назад на благословенную землю Этолии и Акарнании, христолюбивый народ обрёл проповедника, ведущего подвижническую жизнь. Смиренный, праведный, дружелюбный, деликатный, искренний, не привязанный к материальному и чуждый страстей ты завоевал любовь нашего народа, который видел в тебе нового Косму Этолийского. Ты не пожалел трудов чтобы донести Слово Божие в самые отдалённые и неприступные селения. Ты повсюду нёс людям благую весть мира и благовествовал Евангелие Царствия Небесного спокойно, смиренно, просто, без суеты, шума, и показной демонстративности…». Интронизация владыки Антония состоялась 12 июня 1974 года. Добрая молва о нём дошла до Сиатистской епархии и народ принял нового митрополита с радостью и ликованием. В своей первой проповеди он обещал стремиться к тому чтобы сделать свою митрополию настоящим очагом благотворительности, социальной активности построенной на христианских началах, духовного и нравственного служения и возрождения. С первого дня митрополит начал наводить справки о многочисленных проблемах епархии, в течение двух лет пребывавшей без пастырского окормления, и приступил к их решению. Любой человек мог прийти в здание митрополии и встретиться с владыкой, рассказав ему о своих проблемах и печалях. Без помощи и утешения он не оставлял никого. Пастырское служение отца Антония было многогранным и разносторонним, построенным на глубоких духовных началах.

http://pravoslavie.ru/62662.html

Поэтому-то и нам приходится делать такие отступления, дабы когда-либо и где-либо случающиеся события, послужившие причиной [каких-либо] событий в Царьграде и неизвестные будущим читателям [настоящей] истории, не сделали для них некоторые места повествования труднопроходимыми и, так сказать, обрывистыми, требующими обширных пояснений. Прежде всего, нужно сказать о том, что случилось с трапезундцами в это время. После Алексея Комнина, племянника Андроника-старшего, императора ромеев, Палеолога, власть в Трапезунде перешла к его сыну Василию, который женился на внебрачной дочери императора Андроника Палеолога-младшего Ирине и, прожив с нею непродолжительное время, умер бездетным 115 . Она же, получив неограниченную власть, отослала в Византий служанку (την νθρωπον), с которой Василий тайно делил ложе, с двумя ее малолетними сыновьями и одновременно через послов просила прислать ей второго мужа из числа знатных и славных византийцев, который бы был по нраву ее отцу императору и исполнял бы его волю, управляя Трапезундской державой. Послы, [придя в Константинополь и] обнаружив, что император еще не вернулся из Акарнании, решили оставаться на месте и послать [к Андронику людей], которые бы доложили ему об их прибытии и о характере посольства. Когда же по прошествии времени прибыл в Византий и император, то вскорости умер, а попечение об управлении государственными делами по воле императрицы Анны принял на себя Иоанн Кантакузин , бывший тогда еще великим доместиком. Он не сразу согласился на просьбу трапезундской правительницы Ирины, но обратился к другим мыслям. Видя, как трапезундцы во многом расходятся во мнениях, он понял, что далеко не всем по душе ее намерение. Ибо есть у них как бы закон, имеющий непреложную силу, что они не хотят добровольно подчиняться никому, кто принадлежит к любому роду, кроме тех, кто происходит из рода Комнинов. Поэтому-то он и не поставил ее просьбу ни во что, но послал властвовать над ними брата покойного Алексея, Михаила Комнина 116 , достигшего уже возраста примерно пятидесяти шести лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афон (θως). Монастырь Григориат. Григориат /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1345. Адрес: Координаты: 40.179669, 24.255858 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь Григориат находится в двух с половиной километрах от Симонопетра, но дорога между ними петляет по склонам горы и поэтому займёт не меньше часа. Обитель основана в XIV веке и связана с именами ведущих представителей исихастского движения - прп. Григорием Синаитом и его учеником прп. Григорием Новым. Григорий Синаит перед тем как оказаться на Афоне, некоторое время подвизался на Крите. Его старцем был отшельник Арсений, научивший его Иисусовой молитве. На Святой Горе преподобный Григорий сперва подвизался в ските Магула, а затем в пещере, находящейся неподалёку от места, где сейчас расположен Григориат. Постепенно вокруг него собралось множество духовных чад, учившихся у него умной молитве. После отъезда своего наставника прп. Григорий Новый основал на Святой Горе обитель в честь Святого Николая, позднее ставшей известной под именем Григориат. В 1500 году Григориат был разорён пиратами. Возродил монастырь благочестивый монах Спиридон, заручившийся поддержкой молдавского воеводы Стефана, его супруги Марии Палеолог и их сына Богдана. В 1761 году случилось новое бедствие – обитель уничтожил страшный пожар. Спасти удалось только святые мощи и священные сосуды. Братия отправилась попросить помощи у Иоакима Акарнанийского. Родом этот монах был из греческой области Акарнании, а постриг принял в Григориате в 1740 году. Позднее в поисках большего уединения подвизался в пещере рядом со скитом святой Анны. Благодаря чудесной помощи Святителя Николая у Иоакима начала расти борода, он посчитал это знаком того, что сгоревшая обитель будет восстановлена. Он отправился в Константинополь для сбора средств, где случайно встретился с султаном. Турецкий властитель был так впечатлён подвижническим обликом и добротой Иоакима, что пожертвовал на восстановление Григориата большую сумму. Возвращаясь в обитель, инок встретил группу молдавских пленных и выкупил их. Это вызвало гнев султана и Иоакиму пришлось бежать в Молдавию. Там он продолжил сбор средств. В 1783 году монастырь был восстановлен. Общежительным Григориат стал в 1840 году.

http://sobory.ru/article/?object=28192

(см. Григоровича Путешествие по Турции стр. 28 fin.), то надлежит думать, что его восемь лет правления составлены из годов неполных и что он поставлен только в сем 1316 г. (а при счислении 8 лет взяты за целые года неизвестные последние месяцы 1316 г. и первые четыре с половиной месяца 1323 г. [В грамоте Милутина от 1318 г., напечатанной в описании сербской Хилендарской лавры архим. Леонида в Чтениях Общ. Ист. и Древн. 1867 г. кн. 4, стр. 42 sqq, Никодим называется игуменом хилендарским не как бывший в этом самом году, а как бывший прежде]. За сим, чтобы между 1286 и 1316 годами было место для всех трех остальных архиепископов, следует пронимать, что – Никодим, умерший 16 или 26 июля 1316 г., правил неполные 8 лет и был поставлен в последних месяцах 1309 г., – что Евстафий 2-й, умерший 16 августа 1309 г., правил не совсем полные 18 лет в поставлен после февраля в 1292 г., – что Иаков, поставленный в 1286 г. и правивший шесть лет, умер 3 Февраля 1292 года. 291 См. древнее перечисление епархий, существовавших при Св. Савве, сделанное на основании собственных хризовулов Саввы и его брата Стефана Первовенчанного, в Памятниках Шафарика стр. 34. Позднейшие сербские летописи утверждают, что Саввой было открыто не 8, а 12-ть епархий, но их показания не имеют никакого значения, и в число этих 12-ти епархий они включают такие, относительно которых положительно известно, что они открыты были или стали сербскими не при Савве, а после него. 292 В правление Стефана Душана или в половине XIV века в названных областях существовали: в восточной Македонии митрополии мельникская, филипинская, христопольская и серезская (с подчиненными епископиями) и архиепископия драмская; в Фессалии, южном Эпире и Акарнании – митрополии веррийская, ларисская, навпактская и иоаннинская или днинская (также с подчиненными епископиями, – Солунь ие была завоевана Душаном). 294 Cfr bышe в истории болгарской церкви, что говорено было о попытках константинопольских греков присоединить к константинопольскому престолу архиепископию ахридскую и патриархию пекскую, деланных в 1737 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

9 . При таком положении дел умер правитель Эпира и Фессалии, деспот Михаил, оставив по себе сыновей: одного побочного, именем Иоанна, и трех законных. Из них самый старший был деспот Никифор, за которым была в замужестве племянница царя. На его попеченье и заботу отец оставил двух других сыновей, Михаила и Иоанна, так как они были моложе его и еще холостые. Всю свою державу Михаил разделил на две части; из них одну, которая и в древности называлась Эпиром, отдает деспоту Никифору. Она заключает в себе феспротов, акарнан и долонов, кроме того – корцирян, кефалонцев и итакян. Ограничивается же к западу Адриатическим и Ионийским морями, к северу высокими горами, называемыми Пиндом и Акрокеравнийскими, к востоку рекою Ахелоем, и к югу островами Корцирой и Кефалонией. Другую часть отдает побочному сыну Иоанну. Она заключает в себе пеласгов, фтиотов, фессалийцев и локрских озолян; на севере имеет гору Олимп, на юге Парнас – горы равно высокие и скрывающие свои вершины в облаках. Между тем те два сына, Михаил и Иоанн, тяготясь опекою своего брата Никифора и не видя для себя хорошего конца в будущем, ушли к царю. Побочный же сын Иоанн, неудержимый в своих предприятиях и наделенный изворотливым умом, не хотел довольствоваться своим участком и, хотя вскоре получил от царя достоинство севастократора, но постоянно нарушал мирные отношения к римлянам. Вышедши из терпенья, царь послал против него своего брата, деспота Иоанна, и приказал предварительно собрать отовсюду как можно больше римского войска. Тот выступил, собрав под рукой войско из пафлагонских и вифинских всадников и прибавив к ним полки из команов и туркопулов, а пехоту решил набрать дорогой во Фракии и Македонии. Между тем Севастократор, услыхав о походе римлян, сильно смутился, видя, что его сил решительно недостаточно, чтобы сопротивляться такому прекрасно устроенному войску противников. Сначала он хотел было прикинуться покорным и просить прощения в своих проступках, но нашел, что на это рассчитывать и полагаться было нельзя, потому что постоянно заключал мирные условия и нарушал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

господарем Стефаном III Великим (1457-1504), пожертвовавшим на это немалые средства ( Βαρλαμ (Αϒϒελκος). 1921. Σ. 47). Новое опустошение последовало в 1513 г. Помощь обители снова оказали правители дунайских княжеств. В актах 1513, 1575, 1626, 1627, 1628, 1671 и 1679 гг. идет речь о споре между Г. м. и Эсфигменом относительно владений, принадлежащих их подворьям на п-ове Халкидики ( Ζας, Καδς. 1998. Σ. 20). В 1513 г. игум. Никифора, видимо, сменил Спиридон, к-рый, согласно акту Протата за указанный год, приобрел для Г. м. келлию мч. Трифона в Карее для устроения в ней конака (представительства мон-ря). В том же документе сообщается, что Спиридон восстановил обитель на средства молдав. господарей, сделав ее лучше прежней. В документе 1530 г. он же упоминается в качестве строителя внешней стены, т. е. совр. «среднего крыла», включающего колокольню. С 1574 г. до наст. времени Г. м. занимает 17-е место в иерархии афонских мон-рей. Число насельников Г. м. в кон. XV - 2-й трети XVIII в. существенно колебалось. По подсчетам исследователей, выполненным на основании свидетельств паломников и монастырских посольств, в 1489 г. в мон-ре было 270 чел., в 1530/31 г.- 39, в 1561 г.- 70, в 1569 г.- 42, в 1634/35 г.- 127, в 1661 г.- 50, в 1677 г.- 60, в 1709 г.- 50, в 1765 г.- 40 чел.; в 1582/83 г. мон-рь, возможно, находился в запустении ( 2000. С. 99). В посл. четв. XVII в. Г. м. относился к числу беднейших афонских обителей. В 1678 г. его доля в синдоксии (общеафонских сборах на выплаты османским властям) равнялась 25 грошам, т. е. составляла не более 1/4 суммы, выплачивавшейся каждым из таких мон-рей, как Великая Лавра, Ватопед и Хиландар (Там же. С. 77). Мон-рь прп. Григория. 1744 г. Рис. В. Г. Григоровича-Барского После пожара, в 1762-1783 гг., мон-рь восстанавливал игум. Иоаким Скевофилакс из Акарнании, к-рый получил прозвище Макригенис (Длиннобородый) после происшедшего с ним чудесного знамения. Когда иноки из Г. м. пришли к нему в окрестности Малого скита св. Анны, куда он удалился для особого подвига, и попросили позаботиться о восстановлении обители, он сказал, что, когда у него вырастет борода, тогда произойдет и возрождение Г.

http://pravenc.ru/text/168091.html

уже при Деспотах, а Иоанна называет Артским и Навпактским вместе, следовательно, уже дает Артской кафедре значение митрополии 333 . За Гавриилом ставит трех архиереев: Матфея (он же и Янинский) 1383 г., Герасима II – 1480 г. и Афанасия – 1540 г., о которых умалчивает Oriens. Потом, согласно у обоих следуют: Иоаким – 1546 г., Парфений – ? г., Дамаскин Студийский – 1570 г., Митрофан – 1580 г., Захария 334 –1620 г., Феофил Коридалей 335 – 1628 г., Варфоломей – 1682–92 г., Мелетий 336 , знаменитый историк и географ – до 1703 г., Иоанн (?), Игнатий – 1798 г., Гавриил – 1811 г., Порфирий – до 1827 (?) г., Анфим – 1826 г., Неофит – 1828 г., Кирилл – 1829 г., Неофит – 1830 г., Аверкий – 1846 г., Иерофей – 1849 г., Софроний и нынешний Серафим, бывший недавно одним из многих титулярных епископов-настоятелей приходских церквей Константинополя. Кафедра Артская занимает 24-е место в ряду митрополий патриархата Константинопольского. Архиерей ее, кроме названия Артского, носит еще пустоименный титул экзарха всей Этолии, хотя в пределах королевства Греческого есть свой архиерей „Этоло-Акарнанийский“ с титулом архиепископа. А из шумной митрополии Навпактской там сделана смиренная епископия Эвританийская. Епархию Артскую составляют 115 селений, к коим следует присовокупить еще 40 селений Превезского округа. Пуквиль сообщает, что в его время архиерей Артский получал дохода 40 тысяч франков. Теперь, конечно, содержание его поубавилось больше, чем на половину. Из бывших в старое время 6–8 епископий, подведомых Никопольско-Навпактско-Артскому митрополиту, не досуществовала к нашему времени ни одна, хотя в Превезе мог бы быть действительно особый епископ. 314 Однако же, Пуквиль прямо отрицает это, полагая что нынешняя Арта занимает место древней Аргифеи, а Амвракия или, по нему, Амврак находился там, где впоследствие находилась крепость Роги (мн. ч.), столько известная византийцам. Самый Арахфос или Арефон он отожествляет с речкою Луро... Все это кажется одним ученым капризом писателя. Но странно, что и «хронография» тоже высказывается не за Арту-Амвракию.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Наконец, удостоверившись сим, открывает свое намерение и другим духовным Отцам, и получив от них позволение, идет в Константинополь для свидания с родным братом своим, учителем Хрисанфом, который обучает его особенному риторскому искусству правильного собеседования. И здесь, объявив мысль свою благоговейным архиереям и учителям, когда все единогласно стали побуждать его, чтобы приступил к сему Божию делу, берет письменное дозволение у Патриарха Серафима, бывшего из Делвина. Так, блаженный начал сперва проповедовать Евангелие царствия небесного в церквах и селениях константинопольских, потом простерся в Навпакт, во Врахори, в Мисолонги и в другие места, откуда снова пришел в Константинополь. Испросив же совета у тогдашнего Патрирха Софрония, и получив от него снова дозволение и благословение, начал с большею горячностию и ревностию проповедовать слова Евангелия. Обошед все почти княжества, и научив христиан приносить покаяние и творить дела достойные покаяния, возвратился оттуда на святую гору в лето 1775-ое. Посещая тамошние монастыри и скиты, говорил поучения Отцам, и провел немного времени в чтении божественных отеческих книг. Поскольку же от любви, какою сердце его (как сам он неоднократно говорил о том многим Отцам) пламенело к пользе христиан, не мог медлить долее; то удаляется со святой горы, и начал с селений в окрестностях горы, продолжает проповедовать в Фессалонике, в Веррии и во всей почти Македонии; проходит области Химару, Акарнанию, Этолию до самой Арты и Превезы; оттуда же отплывает на острова: святую Мавру и Кефалонию. И где ни проходил треблаженный, везде было великое стечение христиан, с умилением и благоволением внимали благодати и сладости словес его; а сие сопровождалось исправлением нравов и духовною пользою. Учение же его, подобно учению рыбарей, было весьма просто, спокойно и кротко, чем и доказывалось несомненно, что исполнено оно благодати кроткого и молчаливого Святого Духа. Особливо же на острове Кефалонии священный сей учитель сеянием божественного учения произвел великий душевный плод.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

После кончины старца Тихона (Голенкова; † 23 сент. 1968) переселился в его келью Честного Креста на Капсале. П. С. совершил ряд поездок: в К-поль, родное сел. Фараса, где собирал материалы о прп. Арсении Каппадокийском, на острова Тинос и Эгину (1972), в Австралию, где духовно укреплял многочисленную греч. правосл. общину (1977), в Этолию и Акарнанию (1980), на Св. землю (1982), Синай (1982 и 1988), во Фракию (1987 и 1989) и в Навпакт (1989). В 1979 г. П. С. переселился в келью Панагуда, принадлежащую мон-рю Кутлумуш . Одним из преимуществ этой кельи было то, что она находилась недалеко от Кареи и от 3 мон-рей: Кутлумуша, Иверского и Ставроникиты, поэтому многочисленные паломники, к-рые приходили к П. С. за советами, могли остановиться в разных местах, не обременяя только одну к.-н. обитель. Панагуда стала последней кельей, в к-рой проживал П. С. до 1993 г. В окт. 1993 г. П. С. выехал со Св. Горы и последние месяцы своей жизни провел преимущественно в мон-ре св. ап. Иоанна Богослова. Несмотря на то что у него был рак и состояние быстро ухудшалось, П. С. продолжал принимать паломников и совершать аскетические подвиги: поклоны, бдения и молитвы. П. С. был погребен в мон-ре Иоанна Богослова за алтарем соборного храма в честь прп. Арсения Каппадокийского. 13 янв. 2015 г. патриаршим и синодальным решением К-польской Патриархии он был причислен к лику святых. 5 мая 2015 г. решением Синода РПЦ его имя было внесено в месяцеслов РПЦ. Мощи его продолжают почивать под спудом. Учение Духовное делание П. С. включало традиц. аскетические подвиги: пост, поклоны малые и земные, совершение богослужений в келье по книгам, чтение Псалтири, молитва по четкам. Основанием подвигов П. С. называл любовь ко Христу и готовность к жертвенности. Он учил, что в мон-ре должен быть дух свободы, соединенной с любочестием (Житие. 2017. С. 143). В качестве важного аспекта духовной жизни П. С. часто называл «добрый помысл»: вопреки желанию осудить ближнего или огорчиться надо возделывать помыслы, помогающие оправдывать ближнего и славословить Бога (Слова.

http://pravenc.ru/text/2578686.html

В период 1-го и 2-го Патриаршеств К. А. оказался вовлечен в конфликт, связанный с церковным подчинением Синайской архиепископии. Опираясь в своих решениях на подложную грамоту Юстиниана, к-рая тем не менее была признана подлинной К-польским Собором 1575 г., Синайский архиеп. Анания объявил свою архиепископию автокефальной, отменил поминовение патриарха Иерусалимского на литургии, в письменных актах и при богослужении стал именовать себя патриаршими титулами «блаженнейший» и «мерность наша», также носил митру и патриаршее облачение. В окт. 1670 и янв. 1671 г. К-польские Соборы, на к-рых присутствовал патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара, рассмотрев вопрос о церковном подчинении Синая, лишили Ананию сана и утвердили над Синаем юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Однако в последующие десятилетия синаиты во главе с архиеп. Ананией, не подчинившимся решению Собора, не оставляли попыток получить для Синая полную автокефалию. Так, в 1689 г. синаиты добились того, что Синай был взят под попечительство России ( Пятницкий Ю. А. Жалованная грамота 1689 г. мон-рю св. Екатерины на Синае//РиХВ. 2004. Вып. 2/3. С. 434-450). В окт. 1688 г. К. А. издал синодальный томос о юрисдикции Иерусалимского патриарха над мон-рем вмц. Екатерины на Синае. 13 сент. 1689 г. К. А. вместе с патриархом Иерусалимским Досифеем и патриархом Антиохийским Афанасием в послании митрополиту Молдавии и Валахии подтвердили подчинение Синайского архиепископа Иерусалимскому патриарху. Летом 1690 г. в К-поле архиеп. Ананией при поддержке турецких властей был сорван Собор под председательством К. А. После этого К. А. с патриархом Иерусалимским Досифеем добились от великого везира решения о невмешательстве турецких властей во внутрицерковные противостояния. В янв. 1691 г. К. А. издал отлучение (καθαρεσις) на Ананию и его соратников, еще раз подтвердив зависимость Синая от Иерусалимского престола. Конфликт был исчерпан лишь со смертью Анании 30 июля 1692 г., а в 1695 и 1696 гг. произошло окончательное примирение патриарха Досифея с Синайским архиеп. Иоанникием. С притязаниями Синайского архиепископа также связана синодальная грамота К. А. от апр. 1693 г. о числе восточных патриархов. В ней К. А. называет 5 патриархов (К-польский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и Московский), а также перечисляет автономных архиепископов (Охридский, Кипрский, Иверский и Ипекский (Печский)).

http://pravenc.ru/text/1320043.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010