Этот деспотич обратился к султану Мусе (сыну Баязета) с просьбою возвратить ему владения отца его. Турок, давно подсматривавший Эпиро-Фессалию, рад был случаю вмшаться в дела ее, но не взял стороны претендента, а напротив, чуя в нем более опасную силу – законность династического преемства, засадил его в тюрьму и выколол ему глаза. Освободившись, таким образом, случайно от него, Карл продолжал деспотствовать бесцветно по 1430-й год. Умер в июне сего года, владевши краем долее всех своих предместников, и завещав по смерти своей часть своих владений – собственно Этолию и Акарнанию – трем сыновьям своим (всем – незаконорожденным) Мемнону, Турну и Эркулию, а Эпир – племяннику своему тоже Карлу, сыну упомянутого Леонарда и шурину Императора Константина XII Палеолога. Брак его с Афинскою принцессою Францискою был бездетен. КАРЛ II. Не успел бедный Деспот осмотреться на своем новом месте, как на владения его устремилась последняя, и самая страшная, гроза – турецкое завоевание. И делить-то было нечего трем братьям Карловичами, между тем, двое из них отправились с жалобой в Солунь к Султану на третьего. Чувствуя беду, туда же поехал и третий. Там, в виду гораздо большей беды, они бросили усобную распрю и соединились все против племянника, требуя у Амурата защиты прав своих на все отеческие владения. Легко предвидеть, чем должна была кончиться эта позорная трагикомедия. Султан послал, под командою своего Великого Визиря Синана-паши, целую армию с приказом забрать все владения покойного Дуки Эпирского. Если бы Эпироты оказали сопротивление силе, то приказание, вероятно, тогда же было бы исполнено. Но столица Деспота Янина сдалась победителю беспрекословно. Ею и удовольствовался он. Это было в 1481 году. В руках Карла осталась Арта с ее округом. Проживая в ней, он то ссорился, то мирился со своими дядьями, тоже кое над чем властвовавшими, пока в 1449 г. накануне праздника Благовещения, оттоманские войска не взяли Арты, и не положили конца его ущербленному владычеству, а вместе с тем и всему Этоло-Акарнанийскому Деспотству.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Карл вынужден был затем отправиться на свои острова, доживать свой век; дядья же его ушли в непроглядный мрак, недоступный светочу истории. Так началось и кончилось это незаконорожденное государство, заставившее фигурировать и в начале своем, и в конце своем лиц незаконного происхождения! 14 Правителей на 250 лет ни много – ни мало. Не все они ясно очерчиваются воображением, и ни на одном из них не останавливаешься с полным историческим удовольствием. До величия всем им далеко. Едва ли кто-нибудь из них знал в точности пределы своих владений и едва ли владел совершенно тем же, чем владел его предшественник. Двое из них претендовали на царское достоинство. Пятеро были греки, двое – славяне, трое – итальянцы, один француз – за ними, в перспективе времен, видятся облики Деспин, две-три Анны, Мария, Фомаида, Ангелина и Феодора, причисленная древностью к лику Святых. Личности женские еще слабее и сглаженнее очертываются историей, чем мужские. А где неясность и неопределенность, там и неудовлетворительность. Мы первые недовольны составленным нами списком владетелей страны, в которой мы находимся, за период бытия ее сравнительно недавний, но, подобно древним временам, весьма темный. Утешаемся тем, что все-таки он может послужить объединяющей рамкой хаотическому рисунку, подписываемому: Этоло-Акарнано-Эпирская Деспотия. Все это, химерически задуманное, случайно объединившееся и, кое-как державшееся целое, пришел, тронул и навсегда рассыпал тот политический ураган, который уже десятки лет носился чуть не по всему пространству бывшей – всемирной империи, и напирал неотразимо на Византию. Окончательное порабощение края знаменоносцами ислама (1450 г.) только тремя годами упредило падение Константинополя. Янина же, как мы видели, уже прежде сего лет 20 была под игом новых римлян своего времени, забиравших все, до чего доставала долгая рука. Ее в 1481 г. взял некий самозванный „господин всего запада», неизвестный прежде, безвестный после, Синан-паша. Сохранилось его воззвание 161 к жителям столицы о сдаче ее „великому государю“.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Но царь успел предупредить и уничтожить их замысел. Прежде всего он приказал вывести около Христополя длинную стену, от моря до вершины близлежащей горы, так чтобы, когда он захочет, это место было непроходимо ни для тех, которые хотели бы перейти из Македонии в Фракию, ни для тех, которые вздумали бы пробраться из Фракии в Македонию. Потом, узнав, что с началом весны последует уже решенное каталонцами нападение на Македонию и македонские города, он избрал в военачальники людей наиболее опытных и поручил им набрать в Македонии войско, чтобы его довольно было для защиты македонских городов, если бы неприятели вздумали осаждать их, а также снабдить их в достаточном количестве продовольствием, перенести запасы его из предместий в самые города и вообще принять все меры, чтобы во время осады гарнизону не пришлось терпеть больше от голода, чем от неприятеля. Однако ж по наступлении уже весны неприятели оставили Кассандрию, и одни расположились у самых предместий Фессалоники, а другие вышли за добычей. Но видя, что вся эта страна оставлена жителями, что на ней нет ни стад, ни пастухов и что города между тем надежно защищены орудием, они решили воротиться во Фракию. Оставаться же тут, рассуждали они, значит терять даром время и безрассудно обрекать себя на гибель. У нас недостаток в продовольствии, между тем множество лошадей, множество пленных, да и самих не меньше 8 тысяч, поэтому нам грозит явная опасность погибнуть с голоду. Но их решение не огласилось еще по всему лагерю, как они узнали от одного пленного, что дорога на Фракию не свободна, так как недавно у Христополя выведена длинная стена, замыкающая их отовсюду. Такое неожиданное известие поразило их и привело в решительное недоумение. Они не знали, что будет с ними, если станет томить их голод; вместе с тем они боялись, что народы, находящиеся по соседству с римлянами, живущими в Македонии, то есть, иллирийцы, триваллы, акарнане и фессалийцы, из опасения набегов со стороны их согласятся между собою и, соединившись вместе, окружат их и истребят всех без разбора, пользуясь тем, что им некуда спастись бегством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( 134 , 1) Перечислим теперь и тех египтян, которые первоначально были простыми людьми, но затем в человеческом мнении стали богами. Таковы Гермес фивянин, Асклепий из Мемфиса, Тересий и Манто из Фив (по свидетельству Еврипида); еще Гелен, Лаокоон, Энона и Кебрин, все четверо из Трои. (2) Крен, один из Гераклидов, говорят, был замечательным гадателем. Назовем еще Иама из Элиды, от которого произошли Иамиды, и Полиида, славившегося в Аргосе и Мегарах, и о котором вспоминают трагические поэты. (3) Стоит ли упоминать и Телема, гадателя киклопов, предсказавшего Полифему рану, впоследствии действительно им полученную от Одиссея. К чему называть мне афинянина Ономакрита или Амфиарая, который, как говорят, жил на одно поколение раньше взятия Трои и был одним из семи военачальников, сражавшихся под Фивами? К чему вспоминать Теоклимена с Кефалонии, или Телмиса из Карий, или Галена с Сицилии? (4) Но, кроме них, были и другие, как, например, Идмон, один из аргонавтов; Фемоноя, волшебница Дельфийская; Мопс, сын Аполлона и Манто из Памфилии; Амфилох, сын Амфиарая из Киликии; Алкмеон из Акарнании; Ания с Делоса; Аристандр телмиссянин, сопутствовавший Александру. А Филохор в первой книге своего Искусства гадания говорит, что гадателем был и Орфей. ( 135 , 1) Теопомп, Эфор и Тимей говорят о гадателе Орфагоре. Пифокл самосец в четвертой книге своей Истории Италии упоминает о другом гадателе — Гае Юлии Непоте. (2) Но из всех этих упомянутых нами эллинов одни, как говорит Писание   , были воры и разбойники и большинство своих предсказаний строили на наблюдениях и предположениях естественного порядка, подобно тому как врачи и предсказатели в своем искусстве основываются лишь на физиогномике; другие же были вдохновляемы демонами или же приходили в прорицательный экстаз от паров, поднимавшихся или от воды, или от различных благовоний, или же от некоторых воздушных испарений. (3) Гадательное искусство еврейских пророков имело небесное происхождение. Таким пророком был еще до дарования закона Адам, предсказавший будущее в словах, которые произнес при виде жены и при наречении имен животным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Лишь только весть о пленении Феодора распространилась по Эпиру, там появился незаконный сын его брата и предшественника Михаила, носивший то же имя, как его отец. Юный претендент овладел, кроме Акарнании, городом Сервией (на севере Фессалии) и там женился на дочери знатного и богатейшего севастократора Петралифы. Она отличалась христианскими добродетелями; будучи прогнана мужем в угоду любовнице и перенеся это достойно, она окончила жизнь в добром сожительстве с мужем, строила церкви в Арте и перешла в потомство с именем преподобной Феодосии. Из ее краткого жития почерпаются некоторые сведения о судьбах эпирского деспотата. О Михаиле II известно, что он уже в 1236 г. освободил керкирцев от податей, возобновил дарованные отцом его привилегии рагузским купцам и сносился с императором Фридрихом II Гогенштауфеном. Он был едва ли не сильнее Мануила Салоникского. В 1237 г. Асень по смерти жены Марии Венгерской женился на дочери ослепленного царя Феодора, томившегося в болгарском плену. Ирина сумела очаровать старого царя и выхлопотала освобождение своему отцу. Слепой Феодор явился, переодетый, в Салоники к своим друзьям, которых он некогда облагодетельствовал, захватил власть, провозгласил царем своего сына Иоанна, а брата, деспота Мануила, он отослал к мусульманам в малоазиатский город Адалию. Мусульмане обошлись с Мануилом хорошо и отпустили его к царю Ватаци. Последний принял деспота по его сану и, обязав его присягой, отпустил с шестью кораблями и крупной суммой в Фессалию. Мануил добыл себе небольшой удел в богатой Димитриаде, овладел и городами Фарсалом, Лариссой, крепостью Платамоном и вскоре завязал сношения и с Михаилом II Эпирским, и со слепым Феодором, изгнавшим его из Салоник. Три деспота из рода Комнинов Дук образовали лигу или, вернее, царство Феодора, которое распалось на три удела, сохраняя культурные связи. Если припомним, что и в дни могущества царя Феодора в Эпире и Акарнании правил, с саном деспота, его брат Константин, что и у слепого Феодора оказался впоследствии собственный удел в Македонии, что кругом в Албании и Сербии существовал родовой быт, переходивший для княжеских семей в удельный, то можно думать, что и в эпиро-македонских княжествах семьи Комнинов Дук допустимы и даже наблюдаются неслучайные аналогичные явления. Мануил даже отрекся от Ватаци и при смерти (1241) завещал свои земли Михаилу Эпирскому, а не Ватаци.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Но я не смел, боялся, знал: старцу это не нравилось. В конце концов я сделал фотографию сзади, когда он входил в келлию, и храню ее как память. В день, когда я с ним познакомился, он спросил меня и еще нескольких человек о святом Власии. Это святой из Акарнании, что недалеко от Воницы, из деревни Склавена. Его житие похоже на житие святого Рафаила из Митилены. Святой Власий был игуменом в каком-то монастыре. Его умертвили турки. Святой открылся одной игумении в 1923 году. Он явился ей и указал место, где были его мощи. Игумения нашла их и на пожертвования построила церковь . Священник Августин Катсабирис, родом из тех мест, составил житие святого Власия и попросил у старца Паисия, чтобы он помолился святому Власию. Так вот старец сказал нам, что хотел поехать в Склавену в Акарнании, но что это далеко, и добавил: «А для Бога все легко. Он может тебя взять, и через мгновение ты будешь здесь, а еще спустя миг – там». То есть он считал, что Господь может уничтожить расстояния. Как знать, возможно, с ним случалось нечто подобное… Архимандрит Августин Катсабирис, Аталанти Господь удостоил меня не раз посетить приснопамятного отца Паисия. Он всегда был готов помочь мне духовно. И, судя по нашим беседам, он знал мою жизнь: намеками он рассказывал мне разные случаи из нее. Он рассказал мне о явлении ему святого Власия. Явление святого Власия Акарнанского отцу Паисию 9 . Из книги архимандрита Августина Катсабириса «Святой священномученик Власий Акарнанский» 10 : Святой Власий Акарнанский явился отцу Паисию, святогорскому монаху. Это третье, недавнее явление святого Власия отцу Паисию, вероятно, имеет связь с явлением святого отцу Аввакуму Лавриоту и, наверное, является его продолжением. После явления святого Власия отцу Аввакуму начала печататься книга о святом и вышла на его праздник, 11 февраля 1980 года. Еще до этого мы попросили отца Паисия помолиться, чтобы Господь соблаговолил нам узнать больше о жизни святого, чтобы написать эту книгу. Святой Власий Акарнанский посетил отца Паисия вместе с Пресвятой Богородицей.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Святого Власия отец Паисий видел воочию, но не слышал его голоса. А Пресвятую Богородицу он своими глазами не видел, но слышал Ее сладостный голос. Явились же они ему следующим образом. Вечером 3 февраля 1980 года, в неделю о Блудном сыне, отец Паисий находился в своей келлии на Святой Горе и молился по четкам. Внезапно он увидел сияющий свет, и некий святой в сиянии предстал перед ним. Святой был одет в игуменскую мантию. Рядом со святым он увидел нишу стены какого-то храма, в которой была видна старая икона (фреска) святого. Конечно, явление святого вызвало в нем трепет, что было естественно. Затем он почувствовал неописуемую радость и духовное ликование. И в то время как он размышлял, кто же этот святой, услышал сладостный голос Пресвятой Богородицы, исходивший из прилегающей к его келлии церкви, которая была посвящена Богородице: «Это святой Власий из Склавены…» Спустя несколько дней, то есть на праздник святого, 11 февраля, в Склавене вышла книга о нем. Отец Паисий, получив ее, прославил Бога. За ту великую честь, которую оказал ему святой, отец Паисий в знак благодарности приехал со Святой Горы в деревню Склавена в Акарнании, где поклонился могиле святого и честным его мощам, которые обретаются там, в храме, посвященном святому Власию. Затем отец Паисий описал черты святого монахине–иконописцу монастыря Пресвятой Троицы в Короли в Аттике, и она написала икону, которую старец хранит у себя в келлии и почитает ее. Две другие иконы святого находятся у нас, в Акарнании. С тех пор отец Паисий каждый год отмечает явление ему святого Власия ночным богослужением 3 февраля (по новому стилю)». Иерей Евангелос Анастасиу, Серрес Я познакомился со старцем Паисием 15 марта 1975 года – с моими учениками мы посетили его на Святой Горе. Среди них были нынешний митрополит Иерапетры Евгений, отец Харалампий из монастыря Кастамонит и отец Теологос Тсиридис из Лити под Салониками. Мы прибыли в монастырь Ставроникита и оттуда направились к келлии отца Паисия. Я много слышал до этого о старце и теперь очень хотел побыстрее услышать, что скажут его святые уста.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Женский монастырь Варнакова (Этолия и Акарнания) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Варнакова основан в 1077 году, сыграл значительную роль в духовной и культурной истории Греции. Принадлежит Фокидской митрополии Элладской Православной Церкви. Греческое название — Μον Βαρνκοβας. Престольные праздники: Успение Богородицы (15 августа), а также день поминовения ктитора прп. Арсения (8 мая) и память перенесения мощей свт. Нектария Эгинского (3 сентября), в честь которого освящена часовня. Содержание История [ править править код ] Один из монашеских центров, сыгравших значительную роль в духовной и культурной истории Греции. По одной версии, название Варнакова восходит к славянской топонимике данной местности, по другой — связано с чтимой иконой Божией Матери, которая происходит из болгарского города Варна. В 1077 г. в Варнакове прп. Арсением Верниковитом был основан мужской монастырь и построен соборный храм, расписанный фресками между 1084 и 1111 гг. В 1148 г. монахом Иоанном был сооружен большой храм, о чем свидетельствует ктиторская надпись над входом из нартекса в основной храм. В 1151 г. был пристроен и расписан нартекс. Византийские императоры Алексей I, Иоанн II и Мануил I Комнины делали в монастыре драгоценные вклады и земельные пожалования. Позднее монастырь находился под особым покровительством деспотов Эпира. В 1229 г. эпирским деспотом Константином был пристроен экзонартекс. В монастыре находятся погребения много членов династии Ангелов Комнинов. Около 1520 г. игуменом монастыря стал знаменитый старец прп. Давид, который позднее подвизался на острове Эвбея. В 1530 г. монастырь посетил Константипольский Патриарх Иеремия I. С 1550 г. в монастыре действовала школа — единственное греческое учебное заведение в Дориде. Преподавателями этой школы были известные своей ученостью монахи Христофор (1595), Каллиник (1600-1648) и Никодим Кавасила (1648-1652). Монастырь был разграблен в 1690 г. в ходе турецко-венецианской войны. Во время греческого восстания 1821 г. Варнакова являлся одним из главных центров освободительного движения. В 1826 г. осажден и разрушен турками. Восстановлен в 1831 г. при поддержке И. Каподистрии за особые заслуги во время освободительного восстания. И. Каподистрия считается новым ктитором этого монастыря. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Его дело блестяще и успешно продолжил Иоанн Кариофиллис, воспитавший множество учеников . При патриархе Иеремии ΙΙ впервые возникла идея учреждения в Константинополе типографии, но лишь в 1627 году великий Кирилл Лукарис смог воплотить ее в жизнь на пользу Церкви и всего народа, став первым учредителем типографии . В конце XVII века большим покровителем и меценатом Патриаршей школы стал Манолакис из Касторьи, который жертвовал поистине по-царски на открытие или содержание школ и в других местах. Все выдающиеся представители греческого народа поддерживали образование и указывали на его огромное значение, и почти все выдающиеся греческие ученые тех лет были преподавателями или питомцами Патриаршей академии. Так, Александр Маврокордатос († 1708) не только обучался и преподавал в ней в течение целых семи лет (1665–1672), исполняя одновременно и обязанности врача, но и расходовал свои собственные средства на издание редких тогда книг и сам составлял учебники . Тяжелые обстоятельства, в которых находилась Церковь, и внутренние нестроения привели к тому, что Патриаршая академия была расформирована, но в 1691 году ее воссоздал, как и в целом оживил образование, Константинопольский патриарх Каллиник ΙΙ Акарнан († 1702). Среди прочих в школе преподавали выдающийся богослов Севастос Киминитис († 1702) и Герасим Акарнан. Мужественных покровителей обрела школа в XVIII веке в лице патриархов Гавриила (1703–1707) и Серафима (1757–1760), при которых среди прочих преподавали Дорофей Лесбийский († 1753), Николай Критиас († 1767), Евгений Вулгарис († 1806) и Сергий Макрэос († 1819), написавший церковную историю. В равной степени крупным покровителем наук вообще был выдающийся Константинопольский патриарх Самуил Хандзерис, патриаршествовавший дважды (1767–1768, 1773–1774) и отличавшийся исключительной деятельностью и административными способностями, большими знаниями и красноречием. Кроме того, ему повезло иметь современниками способных учителей. Из своих важнейших обязанностей как патриарха и этнарха первой он считал покровительство образованию и развитие наук, «непрестанно собеседуя с учителями и всякой науке неустанно прилежа». При нем и благодаря его покровительству начали на Востоке переводить на греческий язык труды известных иностранных писателей, а сам Самуил считается одним из первопроходцев, положивших начало развитию новогреческого языка, «образцом которого для всех писавших после него на новогреческом, вплоть до эпохи Кораиса», был, по словам Иакова Ризоса Нерулоса, Евгений Вулгарис.

http://pravoslavie.ru/41667.html

В 1808-1813 гг. митрополия была объединена с Янинской митрополией. Навпактская и Артская митрополия формально существовала вплоть до образования самостоятельного греч. гос-ва. Однако в годы национально-освободительной борьбы устоявшаяся титулатура и прежнее церковно-адм. деление уже не отвечали нуждам греч. Церкви и зарождающегося гос-ва. В 1822 г. местный орган самоуправления Герусия Зап. Греции призвал прежнего митрополита Навпактского и Артского Порфирия (1806-1808, 1813-1820, 1822 или 1826-1833) в качестве «временного архиепископа свободной к сему дню Западной материковой Греции». При этом поставленный в 1820 г. митрополит Навпактский и Артский Анфим вплоть до 1826 г. продолжал окормлять христиан, оставшихся на не освобожденных от турок территориях митрополии. Сам Порфирий в документах рубежа 20-х и 30-х гг. XIX в. называл себя не «архиепископом Западной Греции», а попеременно митрополитом «Навпактским и Артским», «Навпактским» и «Навпактским и Месолонгиона». В 1833 г. епархия была переименована в Нафпактийскую (Ναυπακτας; по названию области Нафпактия, а не г. Навпакта) и перешла в подчинение Акарнанийской епископии с кафедрой в Месолонгионе. В 1841 г. в ходе церковно-адм. реформ кор. Оттона (1833-1862) на основе Акарнанийской епископии, к к-рой была присоединена также Каллидромская епископия с кафедрой в Карпенисионе, была создана Этолийская и Акарнанийская архиепископия. В 1852 г. эта архиепископия была разделена на 2 епископии - Нафпактийскую и Эвританийскую (с зимней кафедрой в Навпакте и летней - в Карпенисионе) и Акарнанийскую. В 1899 г. Нафпактийская епархия была присоединена к Акарнанийской епископии, в результате чего образовалась Акарнанийская и Нафпактийская епископия с кафедрой в Месолонгионе. В 1909 г. Эвританийская и Нафпактийская епархии снова объединились. В 1923 г. Нафпактийская и Эвританийская епископия была возведена в ранг митрополии. С осени 1931 по осень 1932 г. предлагались 2 варианта упразднения митрополии и присоединения Нафпактийской епархии или к Фокидской, или к Этолийской и Акарнанийской митрополиям. В 1933 г. в результате протестов местных жителей было принято решение восстановить Нафпактийскую и Эвританийскую митрополию в прежних границах. Однако вплоть до 1936 г., когда на митрополичью кафедру был возведен протосинкелл митрополита Коринфского Дамаскина архим. Герман (Гумас), ее местоблюстителями были митрополиты Этолийские и Акарнанийские. В 1978 г. из митрополии выделились 2 самостоятельных образования - Карпенисийская митрополия (в Эвритании) и Навпактская и св. Власия митрополия.

http://pravenc.ru/text/2564582.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010