Варзели, который, в свою очередь, не преминул отрекомендовать нас чуть не как святыню некую своему сыну, возложив на него ответственность за все, могущее случиться с нами во время переезда нашего до Превезы на море и на суше. На это сын сделал один жест головою, в котором я, как в крюковом значке древнего пения, усмотрел следующие сокровенные ноты: уж если они (т. е. мы) не погибли, плывя в твоем решете под твоим надзором и руководством, то можешь быть покойным, что из моих рук выйдут в полной сохранности. Г. (т. е. Георгий) высматривал действительно таким палликаром, что внушал в нас полнейшую к себе доверенность. Я на прощанье еще раз напомнил о. наместнику владычнему о Паригорице и выразил надежду, что по возвращении моем в Константинополь, получу от него утешителъную весточку о том, что настоящая, законная митрополия Арты защищена от непогод близящейся зимы окончинами. Он поручил мне переговорить об этом со владыкой и облобызать за него святительскую десницу. Все, таким образом, было покончено, и мы одни остались в суденке, на котором сейчас же был поднят парусь, и даже русский флаг, хотя по ночному времени и не полагалось сего в артикулах мореходного устава. Кораблец наш повернулся носом по ветру и поплыл тихо и ровно, чуть-чуть покачиваясь, по лицу моря. Чувство глубокого покоя и безотчетного довольства охватило меня, когда я увидел себя отрешенным от земли и уносимым в какую-то неясную и неопределенную даль без конца и краю. Полная луна стлала впереди нас широкую светящуюся полосу, как-бы своего рода дорогу, по которой неудержимо и, так сказать, вперегонку бежали глаза и мысли, пока не положила конец их детски живой и веселой забаве не менее сладкая и блаженная дремота. 337 Она, конечно, в житии св. Феодоры названа Богородицей путей источника. И точно, по пути к ней мы не раз встречались с водою в настоящую летнюю пору, объясняемую только родниковым происхождением. Пуквиль, в соответствие «нижней» церкви Богородичной, упомянул мимоходом и о «верхней», под которой, вероятно, разумел вчерашнюю нашу Влахернскую или Влахо-ревмскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Арты (Арехто, Арахта), берущей начало в Мецовских горах (Лакмон), в 12 кил. от города и впадающей в Артский залив Ионического моря. Город этот был основан ок. 640 г. (в Эпире) коринеянами под предводительством Горгия, сына тирана Кинсела, в местности первоначально занятой дрионами, но потом эллинизированной. Он расположен у северной подошвы длинного крутого холма Перранта. По изгнании рода Кинсела, город был превращен в демократическую республику, которая вскоре достигла могущества, не смотря на то, что в 426 г. она потерпела поражение от афинян и акарнанийцев. Филипп македонский подчинил ее своей власти. По уступке же Александром, с. Кассандра, Пирру эпирскому, последний сделал Арту своей столицей и украсил великолепными постройками, которые, по завоевании Арты римлянами, под предводительством Марка Фульвия Нобилиора, в 189 г. до Р. X., все были вывезены в Рим. После же битвы при Акциуме, с основанием Никополя, часть жителей была выведена сюда. Город охранялся крепостью и гаванью, защищенной молами и запиравшейся цепями. При императорах город снова расцвел и у византийцев считался важной крепостью (Арта или Царта). В 1083 г. он был завоеван норманнами, под нач. Боэмунда тарентского, отразившего, после кровавой битвы, имп. Алексея. По завоевании Византии латинами, незаконный двоюродный брат ц. Алексея III, Михаил (Ангел Комнен), основал здесь независимое княжество (деспотат) – Эпирское с главным городом Артой, вошедшее в ленную зависимость от Венеции (1210 г.), с довольно значительным двором, успевшим заслужить привязанность эпирцев и албанцев и вступить в борьбу с имп. Михаилом VIII из-за унии (1274); но вскоре затем (1276) деспот артский Никифор признал власть неаполитанского короля. Супруга его, эпирская властительница Анна Кантакузина примкнула к общему союзу Ангелов против византийского двора (1296), а дочь ее Тамара вступила в брак с сыном неаполит. короля Карла II анжуйского, Филиппом II, который получил от отца притязания на Романскую империю. В 1357 г., на месте старой крепости, был выстроен форт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Отсюда, конечно, величие государства римского с каждым днем стало упадать; зато в короткое время ежегодные доходы так возросли, что сборщики их отправляли деньги миллионами в царскую казну. На эти деньги старик-царь имел намерение постоянно содержать двадцать триир против морских и приморских врагов, постоянного сухопутного войска в Вифинии тысячу всадников, да еще во Фракии и Македонии две тысячи. Остальную сумму намерен был издерживать на прием тех или других послов, на ежегодные дани соседним народам и на другие бесчисленные нужды государства. Но это неугодно было Богу по причинам, Ему одному известным, – и внезапно все в государстве расстроилось от смут, точно марка перевернулась. Нельзя однако же не удивляться несказанной попечительности назирающего за всем Бога. За долговременную греховную жизнь нам следовало бы поплатиться бесчисленными и притом одновременными бедствиями. Но он послал их нам с снисхождением и человеколюбием. Он предал нас в руки не иноземных и иноплеменных врагов – варваров, но в руки единоплеменников, людей, связанных одними и теми же выгодами, знакомых друг другу и более милосердных, чем те, чрез которых нам следовало бы принять наказание. Из числа последних, со всех сторон стремившихся погубить нас, он многих поразил смертью, – чтобы они, напав на нас, изнуренных междоусобной войной и совершенно подобных надломленной трости, не повергли нас всех до одного в бездну погибели. В это время умер король Сербии 223 . Умер и правитель болгар, Святослав. Деспот Этолии и Акарнании был убит своим племянником по сестре, графом Кефалонии 224 . Умер также и последний наследник фессалийского престола из дома Ангелов. Но возвращаюсь назад. – Еще до солнечного восхода старик-царь узнал о побеге своего внука и в тот же день созвал находившихся в Византии архиереев (патриарх умер накануне побега). Он приказал им подвергнуть внука письменной анафеме, как изменника, равно и тех, которые ушли вместе с ним, как и тех, которые вздумали бы бежать или принять его сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И одновременно, прося о том же, направил [к Гиркану] посольство также наварх венецианского флота и послал ему дары, а другие обещал [впоследствии]. Однако Гиркан тянул время, теша их пустыми надеждами, так как имел в голове только две вещи: первое – это получать деньги от обеих сторон, а второе – чтобы, пока они будут бороться друг с другом, его [морские] силы могли бы безбоязненно грабить Фракию и Македонию, а также любые лодки и грузовые суда, везущие, согласно законам торговли, продукты и все другое, в чем имеют потребность острова и приморские города, – примерно то же, что в прежние времена делал и небезызвестный Фарнабаз 150 , стратиг 151 приморских областей при Дарии, пока греки дрались друг с другом. Но поскольку он тем временем узнал о недавно совершенном против него сыновьями императора преступлении, он тут же подпрыгнул от гнева и разразился угрозами, как истинный сатрап и варвар. А произошло вот что. Властитель трибаллов незадолго до этого прислал посольство, прося сочетать [браком] его дочь с одним из сыновей Гиркана, чтобы родственными узами скрепить союзный договор между ними и тем самым обезопасить страну трибаллов на более постоянной основе. Книга 26, раздел 34 Ибо этот варвар Гиркан пришел в такую силу, что не только безбоязненно грабил Македонию и Фракию и живущих во Фракии ромеев и мисийцев безнаказанно, но и уже и на трибаллов наводил сильный страх, посылая войско [в рейды] и по их стране и приводя оттуда большую добычу, когда ему было угодно. Однако варвар, благосклонно приняв это посольство, протянул им руку дружбы и одновременно отправил [к трибаллам] послов, чтобы подтвердить [согласие на предлагаемый] брак. Когда же они возвращались вместе с посланниками трибаллов и многими подарками, то зять императора, сын некогда правившего этолийцами и акарнанянами графа 152 , подстерегши их где-то на дорогах близ Редеста 153 , напал из засады и дары те похитил самым разбойническим образом, а послов частью поубивал, частью пленил. И это, в свою очередь, добавило бед к судьбе несчастных ромеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эфиопия  – по представлениям древних греков, населенная легендарным народом страна на юго-восточной оконечности Земли возле Океана. Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы». Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы». Геракл (у римлян Геркулес) – величайший герой Греции. Первоначально он считался солнечным богом, разящим своими не знающими промаха стрелами все темное и злое, богом, исцеляющим и посылающим болезни. Он имел много общего с богом Аполлоном. Но Геракл – бог и герой, встречающийся не только у греков; подобные герои-боги были и у других народов. Из них особенно интересны вавилонский Гильгамеш и финикийский Мелькарт, мифы о которых оказали влияние на мифы о Геракле: и эти герои ходили на край света, совершали великие подвиги и страдали подобно Гераклу. Поэты всех времен пользовались мифами о Геракле; их внимание привлекали подвиги и страдания, которые выпали на долю Геракла. Один из древнейших городов Греции, находился в Арголиде на Пелопоннесе. Телебои  – племя, жившее на западе Средней Греции, в Акарнании. Область на северо-западе Пелопоннеса. Город в Арголиде, на северо-востоке Пелопоннеса. Немейские игры  – общегреческие празднества, происходившие каждые два года в Немейской долине в Арголиде; справлялись они в честь Зевса в середине лета. Во время игр, продолжавшихся несколько дней, состязались в беге, борьбе, кулачном бою, бросании диска и копья; проводили и состязания колесниц. Во время игр объявлялся мир во всей Греции. Город на берегу Арголидского залива в Арголиде. Понт Эвксинский , т. е. «гостеприимное море». Так стали греки называть Черное море, познакомившись с его плодородными, гостеприимными берегами. Раньше они называли Черное море Аксинским, т. е. негостеприимным, так как их пугали бури этого моря. Современный Дунай; греки, плохо зная север Европы, думали, что Дунай берет свое начало на крайнем севере Земли. Гора и одноименный с ней город в Аркадии на Пелопоннесе, там же и город Псофис. Олимпийские игры  – важнейшее из общегреческих празднеств, во время которого объявлялся во всей Греции мир. За несколько месяцев до игр по всей Греции и греческим колониям рассылали послов, приглашавших на игры в Олимпию. Игры справлялись раз в четыре года. На них происходили состязания в беге, борьбе, кулачном бою, бросании диска и копья, а также состязания колесниц. Победители на играх получали в награду оливковый венок и пользовались великим почетом. Греки вели летосчисление по Олимпийским играм, считая первыми игры, происходившие в 776 г. до н. э. Существовали Олимпийские игры до 393 г. н. э., затем они были запрещены императором Феодосием как несовместимые с христианством. Через 30 лет император Феодосий II сжег храм Зевса в Олимпии и все роскошные здания, украшавшие то место, где происходили Олимпийские игры. Они обратились в развалины и постепенно были занесены песком реки Алфей. Только раскопки, производившиеся на месте Олимпии в XIX и ХХ вв., дали возможность получить точное представление о былой Олимпии и Олимпийских играх.

http://azbyka.ru/fiction/podvigi-gerakla...

Бистоны  – мифический народ, живший, по мнению греков, во Фракии. Древнейший город в Фессалии. В настоящее время можно говорить о том, что возникшие у греков мифы о женщинах-воительницах амазонках были результатом соприкосновения греков с населением северопричерноморских территорий, так как в исследованных советскими археологами многочисленных женских погребениях скифов и сарматов зачастую в качестве похоронных принадлежностей имелось оружие – луки, стрелы, мечи. Это доказывает, что молодые скифские и сарматские женщины могли принимать участие в охоте и войне. Один из Кикладских островов в Эгейском море, славившийся в древности своим мрамором. Страна на западном берегу Малой Азии с главным городом Пергамом. Столпы Геракла, или Геркулесовы столпы. Греки считали, что скалы по берегам Гибралтарского пролива поставил Геракл. Мыс, южная оконечность Пелопоннеса. Река в Этолии, области на западе Средней Греции. Город на берегу пролива, отделяющего остров Эвбею от Средней Греции. Один из Спорадских островов у берегов Малой Азии. Город в Эпире, на западе Северной Греции, со знаменитым в древности оракулом Зевса. Гора в Фессалии, около города Трахины. Греки считали, что Огигия лежит где-то на западе, на самой середине моря. Город на берегу Мессенского залива, в Мессении. Феакийцы  – мифический народ, остров которых, по представлению греков, находился где-то на крайнем западе моря. Киконы  – мифический народ. Лотофаги  – мифический народ, питающийся лотосом. Мифический остров; по представлению греков, находился на краю моря, на дальнем западе. Киммерийцы  – народ, живший будто бы на крайнем северо-западе земли. Ахеронт, Коцит и Пирифлегетон  – реки, протекающие в подземном царстве Аида. Первоначально греки называли Тринакрией современную Сицилию. Феспроты  – народ, живший в Эпире. Одиссей упоминает о феспротах и Дулихие, чтобы придать большую достоверность своему рассказу, так как Итака лежала на пути из Феспротии в Дулихий – город в Акарнании. Царь Ойхалии (см. часть I, «Геракл и Эврит»).

http://azbyka.ru/fiction/podvigi-gerakla...

3. С другой стороны, вопрос о " начертании " (печати), о котором в последнее время говориться и пишется много разного, что нарушило душевное спокойствие верующих и послужило причиной волнения, беспокойства и шума среди лиц ответственных и лиц, не облеченных ответственностью, надо отметить, что этот вопрос не является темой для народных обсуждений и толков, ни тем более темой для личных и коллективных " авторитетных " заявлений. Святые отцы с трепетом затрагивают темы Апокалипсиса и, просвещаемые Святым Духом, с большой осторожностью высказываются о признаках соответствия переживаемых исторических событий с пророчествами Апокалипсиса и советуют бодрствовать и трезвиться на всякое время. " Начертание " , будь то имя антихриста или число его имени, когда наступит время его наложения на человека, тогда лишь оно влечет за собой отречение от Христа и сочетание с антихристом, поскольку сопровождается добровольным его принятием со стороны человека. Добровольное же принятие " начертания " , которое представляет собой открытое отречение от Христа, делает Божественную Благодать недейственной, поскольку человек сам по своей воле не делается соучастником этой благодати и настаивает нераскаянно в отречении от нее. Чада о Господе возлюбленные, Наша эпоха характеризуется обесцениванием духовных ценностей и опасностью изменения православных убеждений. Особенно беспокоят феномены, что отмечается в международной духовной и общественной сфере, где идея " синкретизма " , сведения к единому мировому образцу, имеет тенденцию не делать никакого различия между Православием и ересью, правдой и прелестью, здоровым и больным рассудком. Это все вкупе и к тому же настойчивость на употреблении числа 666, призывают нас к пробуждению, трезвению, духовному бодрствованию и к непреложной надежде на победу Христа. Поэтому отечески побуждаем всех по апостольскому слову: " Не смущаться " (2 Фес. 2, 2). Укрепляйтесь в вере и доверяйтесь Богу. Стойте в вере и храните веру, с благодатию Господней. Его же сила и беспредельная милость да будет со всеми вами. + Серафим Афинский, председатель + Феоклит Этольский и Акарнанский + Никодим Патрийский + Иерофей Идрский, Специйский и Эгинский + Никифор Левкадский и Ифакийский + Серафим Каристийский и Скирский + Феофил Гортинский и Мегалопольский + Максим Серрийский и Нигритийский + Хрисостом Мифимнийский + Евдоким Элевферупольский + Хрисостом Эдесский, Пельский, Альмопийский + Агафоник Китрийский и Катеринский + Никифор Дидимотийхийский и Орестиадский

http://pravoslavie.ru/shengen/greek_sino...

σελ. 137–142. ν Κονσταντινουπλει. 1886. 39 Например, в патриаршество Анфима III (1822–1824 гг.) турками была уничтожена библиотека фессалийского монастыря Дусика (Μ. Γεδεν, Πατριαρχικο πνακες, σελ. 687). 41 Μανονλ Геδεν, πνευματικ κνησις το γνους μν κατ τ πρτα το ΙΘ´ ανος τη. κκλησιαστικ λϑεια, 1889, 43–45. 44 К сожалению, этот устав в подробностях неизвестен, поэтому при описании учебно-воспитательного строя халкинской школы вынуждаемся пользоваться уставом 1867 года. 45 Μανουλ Γεδεν, Δο νκδοτα γρμματα περ τς ϑωνιδος καδημας. κκλησιαστικ λϑεια, 1883, 44–45. 46 М. Χαμουδπουλος, ν ωανννοις ερατικ σχολ Μεταμορφσεως Σωτρος. κκλησιαστικ λϑεια, 1882, 8. 47 М. Гεδеν, Α ρχαιτεραι τν καϑ’ μς ϑεολογικν σχολν. κκλησαιστικ λϑεια. 1888, 9. 50 Οκονομπουλος, χρονικν πατριρχν λεξνδρεις в журнале «Κκροψ» за 1876 г., 11–12, стр. 165. 54 Γρηγριος Παλαμς, εροδικονος, εροσολυμς τοι πτομος στορα τς γας Πλεως εροσολμ. ν εροσολμοις, 1864, σελ. 596–599. . Παπαδπουλος–Κεμαμες, νκδοτα εροσολυμιτικς σταχυολογας, τ. 3, σελ. 334 и след., 387 и след. Πετρουπολις 1897. 59 Эти произведения Прокопия, а равно и далее упомянутые труды святогробцев изданы А.И. Паладопуло-Керамевсом в его Апалектахе, т. III. 64 Эти епархии следующие; 1) митрополия афинская, обнимающая округ аттический и имеющая кафедру в Афинах, 2) епископия коринфская, 3) патрская, обнимающая патрский округ, 4) ларисская, епископ коей носит титул ларисского, фарсалского и платамонского, 5) лакедемонская, с кафедрой в Спарте и с титулом епископа монемвасийского и лакедемонсого, 6) артская, 7) керкирская, 8) кефаллинийская, 9) фивская и левадийская, в округе беотийском, с кафедрой в Левадии, 10) димитриадская в округе магнисийском, с кафедрой в городе Воло, 11) епископия островов Сироса, Тиноса в Андроса, с включением Кеоса в Милоса, 12) мантинийская и кинурийская, 13) халкидская и каристийская, заключающая в себе округ евбейский, 14) закинфская, 15) арголидская, обнимающая округи новплийский и аргосский, 16) акарнанийская и навпактская, заключающая в себе округи акарнанийский и этопийский, с кафедрой в Месолонгии, 17) фтиотидская, 18) триккская и стагонская в округе триккалийском, 19) мессинийская, с кафедрой в Каламе, 20) левкадская и итакская, с кафедрой в Левкаде, 21) трифилийская и олимпийская, с кафедрой в Кипарисии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Между тем Атей, которому тогда исполнилось уже 90 лет, столкнувшись с жестким отпором со стороны одного из фракийских племен, попросил Филиппа о помощи, пообещав в благодарность за нее завещать ему свое царство. Филипп откликнулся на эту просьбу и прислал Атею вспомогательный воинский отряд, но когда угроза со стороны фракийского племени для скифов миновала вследствие смерти их царька, Атей отослал македонский отряд на родину и велел передать Филиппу, что он пересмотрел свое обещание завещать ему свое царство, потому что у него есть другой наследник – его собственный сын. В гневе за злую насмешку Атея Филипп в 339 г. снял осаду с Византия и Перинфа и двинул свою армию на север, к Дунаю. Произошло сражение, в котором скифы были разбиты; Атей погиб, а Филипп захватил богатую добычу: женщин и детей, которых скифы по обычаю держали при себе во время военных походов и сражений, прекрасных лошадей, рогатый скот. Но на обратном пути войско Филиппа подверглось нападению из засады со стороны трибаллов. Захваченные врасплох, понесшие значительные потери в бою со скифами, уставшие от горных переходов, перегруженные обозом, македоняне потерпели поражение. Сам Филипп был ранен, скифская добыча досталась трибаллам, и Филипп вынужден был уйти из Фракии. Поражение во Фракии обнаружило уязвимость Филиппа, которая внушила его противникам надежду на его скорое падение. Но они просчитались. В 338 г. до Р. Х. в Греции началась новая священная война. Жители локрийского полиса Амфиссы запахали землю, преданную проклятию, что расценено было амфиктионией как религиозное преступление. Амфиссе была объявлена война, в которую немедленно вступил Филипп. Его армия стремительным броском переместилась из Фракии в центральную Грецию, беспрепятственно пройдя через Фермопильское ущелье, которое заграждало путь в Аттику. Города центральной Эллады и Аттики увидели нависшую над ними опасность. Против Македонии объединились разделяемые вековой враждой Афины и Фивы, а также Эвбея, Мегары, Акарнания. Битва македонской армии с объединенными силами эллинских полисов произошла у беотийского города Херонеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Между тем из Фессалии прибыл и двоюродный брат императора Иоанн Ангел, приведя с собой лучших фессалийских всадников, чтобы вместе порадоваться счастливому событию и, если возникнет какая нужда, оказать всемерную поддержку. Ибо и он уже обзавелся боеспособной армией с тех пор, как указом императора, который сам тогда еще пребывал с королем в трибалльских пределах, был послан управлять этой областью, о чем мы выше упоминали. Сразу же отправившись туда, он успешно повел дела фессалийцев, расстроенные внутренними беспорядками и анархией не меньше, чем долговременной оккупацией каталонцев. Поскольку потомки [каталонцев] скатились в распущенность и пьянство, они стали политически очень слабы, так что уже не могли быть [серьезными] противниками не то что сильному войску, но даже постепенно отторгающимся и разрывающимся частям собственной страны. Итак, оказавшись в таких обстоятельствах, Ангел, человек опытный в военном деле, большую часть Фессалии подчинил своей власти, а заодно мимоходом покорил и локрийских озолов 99 . Кроме того он с течением времени взял и всю Акарнанию, после того как захватил в плен ее правительницу Анну 100 , супругу погибшего много лет тому назад графа Кефалинии 101 , о котором мы выше рассказывали. Некоторые подстрекали его убить ее на месте, поскольку [как они говорили] ее властолюбие не утихнет, будучи укорененным в ее душе уже многие годы, но как скрытые в соломе угли незаметно пожирают вещество, пока вдруг не выбросят вверх бушующее пламя, так и она, побуждаемая надеждой вернуть себе власть, всегда, пока находится в живых, будет сидеть в засаде, видя другого носящим скипетр власти. Но он всем этим соображениям предпочел неписаный закон родства и не занес над ней убийственного меча, а повелел страже держать ее несвязанной, дабы она снова не сделала чего-нибудь такого, как тогда, при императоре Андронике, когда он поместил ее в Фессалонике, а она через год украдкой сбежала оттуда в пределы акарнанийцев. Но обо всем этом мы ниже расскажем подробнее, а сейчас вернемся туда, откуда уклонились. 7-я глава

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010