Пришло ему и много тайных писем из разных мест – от акарнанян и трибаллов, от фессалийцев и пелопонесских латинян, – в которых все они обещали ему свою покорность. Ибо им всегда нравилось его великодушное и благородное расположение, и они предпочитали добровольно предать в его руки себя самих и свои города. Так что он в результате был озабочен тем, чтобы всех сделать подвластными ромеям: тем, кто хочет присоединиться добровольно, протянуть руку дружбы; а тех, кто намерен противостоять, оставить на суд боем и оружием. 7-я глава После восхода Арктура 26 отправившись из Византия во Фракию, он открыто расположился лагерем на границе между мисийцами 27 и ромеями, имея в виду две вещи: либо царь мисийцев Александр 28 испугается и возобновит и подтвердит прежние соглашения, либо дело решится войной. Ведь было бы неразумно, выйдя в поход против фессалийцев и трибаллов, затем отказаться от битвы с ним, которая вблизи угрожала Фракии, как гром среди ясного неба. Поэтому, легко достигнув примирения на желательных для него условиях, он обошел фракийские города и села вплоть до Каллиуполя, внимательно их осмотрел и снабдил каждый достаточным гарнизоном. Находясь в Каллиуполе, он услышал, что огромный флот персов из Азии собирается перейти в Европу на погибель Фракии и находящихся в ней ромейских сел и городов. Командовал этим флотом и вел его некто по имени Умур 29 . Когда персидское государство разделилось на сатрапии, как мы выше об этом рассказывали более подробно 30 , Азиатские побережья оказались разделены между разными сатрапами, которым с течением времени наследовали их потомки. Одни из них благодаря своей разумности и опытности в военном деле смогли преумножить наследственный жребий, другие же – по скудости ума – едва удерживались в первоначальных границах. А некоторые – даже и того, что у них было, полностью лишились. Самым сильным из всех них был Умур, как более прочих старательный и отважный. Он, будучи властителем Лидии и Ионии, наполнил море своим флотом и в короткое время стал владыкой морей, страшным не только для островов Эгейского моря, но и для эвбейцев, пелопоннесцев, критян, родосцев и для всего побережья от Фессалии до Византия. На всех них он совершал, когда вздумается, морские набеги, грабил их и собирал с них непосильную ежегодную дань.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По крайней мере нам не приходилось встречать в известиях каких-либо упреков Коридаллею и Кариофилу за их школьное преподавание. Преемником Кариофила в учительстве в рассматриваемой школе был человек очень знаменитый среди Греков XVII века – Александр Маврокордато, учившийся в разных западных школах – римских, падуанских и пр., а потом занявший очень вид- —28— ный и влиятельный пост в турецкой администрации – должность великого драгомана. Преподавателем он был не долго, но оставил по себе прочный след в патриаршей школе, сделавшись для нее ревностным покровителем. 62 Конец века, к сожалению, ознаменовался беспорядками в школе – и виновниками этих беспорядков были ее питомцы. До нас сохранилось несколько писем того времени, из которых видно, что ученики поднимали бунты против своих учителей – Герасима (Акарнана) и Севаста (Киминита). В одном письме Кариофила, относящемся к 1683 году, читаем: «здешняя школа (т.е. патриаршая) в постоянном волнении и полном беспорядке. Ученики ее возмутились против Герасима, осыпая его оскорблениями. Нагло, с важностью они говорят, что имеют силу удалять и принимать учителей». В другом письме некто Спандони в 1681–2 году писал: «возмутившиеся против вас (Севаста) с Герасимом, теперь уже три раза восставали против этого последнего и разными нелепыми клеветами добились его удаления». 63 После этих беспорядков школа закрылась и оставалась в запустении до конца XVII-ro века. 64 Других каких-либо подробностей о школе патриаршей за период XVII-ro века мы знаем очень мало. Есть указание, что в 1663 году в школе было всего 12 учеников. В этом веке из числа ее учеников один был патриархом – это Дионисий IV (1671–2 г., первое патриаршествование). Жалование учителя школы до 1691 года получали от богатого Грека Манолаки касторийца, отличавшегося любовью к просвещению и основавшего несколько греческих школ в разных местах. 65 Патриаршая школа, запустевшая в последней четверти XVII-ro века, с наступлением следующего века снова призывается к жизни, этим она обязана патриарху Гавриилу III-y (1703–1707 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По окончании училища Константин остался на Афоне, поселившись в Филофеевской обители. Там он был пострижен в монахи с именем Косма и со всем усердием преуспевал в трудах монашеской жизни. Некоторое время спустя, когда для обители понадобился священник, он, по благословению отцов Филофеевской обители, был рукоположен в иеромонаха. Еще живя в миру, святой Косма сокрушался о невежестве многих христиан. Он считал, что получившие духовное образование должны нести христианское просвещение простому народу. Он открыл свое намерение духовным отцам и, получив от них позволение, отправился в Константинополь для свидания с родным своим братом, учителем Хрисанфом, у которого стал учиться риторике. Обучившись риторике, святой Косма обратился за благословением на проповедь к архиереям и Патриарху Серафиму II. Патриарх дал ему письменное дозволение проповедовать Евангелие. Косма начал проповедовать Евангелие Царствия Небесного сперва в церквах и селениях константинопольских, потом отправился в Навпакт, во Врахори, в Мисолонги и в другие места, а оттуда снова пришел в Константинополь. Там он обратился к новому Патриарху, Софронию, за благословением на проповедь. Получив благословение, святой Косма продолжил евангельскую проповедь в придунайских княжествах, в Фессалониках, в Верии, в Македонии, в областях Химаре, Акарнании, Этолии, на острове Святой Мавры (ныне Лефкас), Кефалонии и в других местах. После этого Косма возвратился на Святую Гору. Посещая монастыри и скиты, он говорил поучения отцам и провел некоторое время в чтении Божественных отеческих книг. Но так как от любви, какой сердце пламенело к пользе христиан, не мог он медлить долее, то удалился со Святой Горы и, начав с селений в окрестностях ее, продолжил проповедовать. Святой Косма повсюду находил благодарных слушателей. Учение его, подобно учению апостолов, было весьма просто, спокойно и кротко, чем и доказывалось несомненно, что оно исполнено благодати кроткого Утешителя Святого Духа. Особливо же на острове Кефалонии святой Косма произвел великий душеполезный плод.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Представлялось полчаса ровной и спокойной дороги по берегу озера, а затем и вознагражденная и, так сказать, отомщенная память минувших злостраданий. – Что ж? И отлично! – Последовало общее одобрение. Садимся и едем, взявши себе из хана провожатого, который обязался, после поворота с большой Ресненской дороги, довести нас до селения Гречан. За это он выговорил себе 2 бешлыка, т. е. 10 пиастров или полтинник платы, которые получил вперед, на том основании, что мы – Бог знает – что за люди, а он человек „известный“. Провожатый был албанец и спорить с ним потому не приходилось, тем более, что заменить его было некем. Да и о чем спорить? Мне уже, так сказать, виделся приветливый огонек памятного хана. Оставалось держаться на него, и дело с концом. Немые места эти множество раз шумели и кипели такою жизнью, перед которою молчаливая передвижка 5–6 всадников, как мы, может казаться игрою сумеречных теней. Тут римские консулы, императоры, цари и крали, и разные жупаны, и воеводы – велицыи и малии стояли необозримыми лагерями на широкой Равне -пограничном пункте Греции, Сербии, Болгарии, Албании и Македонии; то Римской, то Византийской, то Эпиро-Акарнанийской. И чего тут не было! Если бы все пересказать, что видела и по ночам слышала эта заспанная Преспа. – Да куда это он ведет нас? – спрашивает кто-то заботливо впереди меня. – Где озеро, и где мы? Тут под ногами какие-то сибирские тундры. Мы, просто, заблудились и колесим. – Ему отвечают, что при самом озере нет, и быть не могло, дороги. Там болото. Только на географической карте оно изображается резко проведенною, береговою линией, и дорога по необходимости идет далеко от него лугами. Более часа тащились мы так неведомо куда за своим проводником гуськом. Наконец, он утешает нас известием, что впереди деревня, до которой он взялся довести нас, говорит нам по сему случаю: аддио! и исчезает. Направляемся мы по указанию деревни, – но попадаем в воду, ищем объезда, наталкиваемся на другую воду. Решаемся переехать ее вброд. Лошади фыркают и нейдут.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Чтобы объяснить дальнейшие успехи латинян, бросим взгляд на состояние Греции в начале XIII в. Разделенная на три фемы (Эллада, средняя часть Греции с югом Фессалии, островами Евбеей и Эгиной; Пелопоннис, соединенный с Элладой под властью одного протопретора; Никополь, фема, обнимавшая Эпир, Этолию, Акарнанию), Греция и до прихода рыцарей не вся была во власти константинопольского правительства. Не говоря о богатых Ионических островах, захваченных Маргаритоне, адмиралом норманнского королевства в Сицилии, и его зятем графом Маттео Орсини, внутри материка не все области пускали к себе византийских чиновников. В середине XII в. горные области Северной и Средней Греции были заняты влахами, которые спускались зимою со своими стадами с отрогов Пинда в области Ламии и в самую Виотию, жили там и наводили ужас на греков. Конец XII в. и начало XIII в. являются временем большого движения среди этих романских горцев, составлявших – судя по латинским и греческим известиям – главную силу Калоянна, называемого кратко Влахом. В Северной Греции образовалась Великая Влахия без прочной политической организации. При помощи Хриза Просекского, известного из войн греков с болгарами, и его влахов честолюбивый протостратор Мануил Камица пытался основать независимое государство в Фессалии. Императору Алексею Ангелу удалось справиться с ним, лишь переманив на свою сторону Хриза. В Пелопоннисе, в горах Аркадии и Лаконии, уцелели независимые славяне, вернее, вернувшие себе независимость с ослаблением империи в конце XII в. Хребет Тайгета именуется в латинских источниках горою славян. Здесь обитали племена мелингов и езеритов, которые играли, как увидим, большую роль в судьбах латинских мелких государств в Морее. Их внутреннюю организацию следует представлять себе в виде племенных волостей с родоначальниками-старейшинами во главе 28 ; в соответствии с их преимущественно пастушеским бытом должен был сохраняться исконный славянский семейно-родовой строй. Горный хребет славян-мелингов представлялся грекам большой волостью, или дронгом, с неприступными ущельями и большими землями внутри, на верху гор, населенных людьми, «дерзкими» и не признающими над собою господина.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Состоялись выборы митрополитов Александрупольского, Неапольского и Ставрупольского HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Состоялись выборы митрополитов Александрупольского, Неапольского и Ставрупольского Священный Синод Элладской Православной Церкви собрался 6 октября на вторую сессию в текущем церковном году под председательством Его Высокопреосвященства Блаженнейшего Христодула, Архиепископа Афинского и всея Эллады. Афины, 6 октября 2004 года Священный Синод Элладской Православной Церкви собрался 6 октября на вторую сессию в текущем церковном году под председательством Его Высокопреосвященства Блаженнейшего Христодула, Архиепископа Афинского и всея Эллады. По регламенту и согласно повестке дня рассматривался вопрос о том, кто займет место глав Александрупольской, а также Неапольской и Ставрупольской митрополий. На сегодняшней сессии отсутствовали Их Высокопреосвященства митрополиты Феоклит Этолийский и Акарнанийский, Никодим Патрский, Никифор Левкасский, Феофил Гортинский и Мегалопольский и Иероним Фивский и Левадийский. Сначала проводилось голосование, чтобы определить, каким образом будет производиться замещение вакантных должностей глав митрополий. Из общего количества голосовавших - 73 человека - 53 голоса было подано за то, чтобы избрать главу Александрупольской митрополии; за то, чтобы его назначить - 18 голосов. Один человек воздержался, и один бюллетень был признан недействительным. За избрание главы Неапольской и Ставрупольской митрополии проголосовало 52 из 73 участников сессии, за назначение - 19, при этом также один человек воздержался, и один бюллетень признан недействительным. Затем последовала процедура избрания митрополита Александрупольского. Из списка, состоящего из трех кандидатов, при количестве голосовавших 73 человека, следующие кандидаты получили: 1. Архимандрит Анфим (Кукуридес) - 59 голосов 2. Архимандрит Ириней (Калогеру) - 9 голосов 3. Архимандрит Иеремия (Фунтас) - 8 голосов. После повторного голосования подсчет показал, что 62 голосами из 74 митрополитом Александрупольским избран Его Высокопреосвященство Архимандрит Анфим (Кукуридес), Его Высокопреосвященство Архимандрит Иеремия (Фунтас) получил 4 голоса, а Его Высокопреосвященство Архимандрит Ириней (Калогеру) - 1. Также один человек воздержался, и один бюллетень признан недействительным.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Он достиг власти, убивши своего брата, подобно тому, как последний убил своего дядю по матери. А так как божественное правосудие не оставляет навсегда злодеяниям оставаться безнаказанными, то и он лишился жизни насильственно, от яда, незаметно поднесенного ему его собственной женой. Она, вследствие больших семейных неприятностей боясь погибнуть от своего супруга, наперед сама погубила его и таким образом вместе с двумя малолетними сыновьями сделалась наследницею власти над этолянами и акарнанянами. Что же касается до царя, то он давно уже и много раз слышал от весьма многих лиц, что те судьи, которые клялись судить справедливо и не нарушать правды лицеприятием и о которых мы уже упоминали выше 343 , забыв свои письменно данные страшные клятвы, забыв свои обязательства пред церковью и царем, творят суд не неподкупно, но бесстрашно берут взятки, кривят правосудием и, что еще хуже, принимая подарки с обеих прикосновенных к делу сторон, не оканчивают судных дел, но, вручая тяжущимся одному за другим выписки из дел, содержащие судебные мнения, отпускают их с прежними обвинениями и прежнею враждою одного против другого. Царь, говорим, от многих лиц слышал об этих и тому подобных вещах, но сперва не мог поверить, полагаясь на важность данных судьями клятв. Наконец в собрании епископов и пресвитеров, составившемся в великом и святом храме святой Софии под совместным председательством его самого и патриарха, он предложил каждому желающему принесть жалобы на тех судей. И вот было высказано множество неопровержимых обвинений, – больше, чем царь прежде слышал. Оставляя прочее, что было в собрании, скажу только, что из четырех судей лишь один оказался невинным во взяточничестве. Остальные же, опасаясь быть растерзанными от народа, поспешили сами себя осудить; они обещали возвратить взятое кому следует и совершенно отказались от судопроизводства. Кроме того, епископ из числа их был лишен сана и низвержен. Все же они определением царя были высланы из столицы. 4 . С началом лета фракийцы опять подверглись прежнему бедствию от азиатских турков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 . В эту весну умер после скоротечной болезни владетель Трапезунда Василий. По моему мнению, его смерть была ему наказанием Божиим за то, что он, прожив короткое время с своею супругою Ириною законно и честно, в должном согласии и целомудрии, перенес потом свою супружескую любовь на одну распутницу, по имени также Ирину, и, вступив с нею в беззаконную связь, воспламенился ненавистью к законной супруге. С течением времени видя, что царица не хочет переносить такого беззакония, но вопиет к небу и земле и пред всеми изливает свою сердечную скорбь, он изгнал ее из самого дворца и даже, может быть, убил бы ее, если бы не побоялся народа, который сильно возмутился и восстал на него и за то. Впрочем, и при священнослужении, и на публичных зрелищах во дни высокоторжественных праздников продолжали возглашать имена Василия и Ирины; пользуясь этим, Василий удовлетворял и своей страсти, и требованию народному, обманывая народ тожеством имен. Отсюда родилось даже подозрение, что Василий умер вследствие тайных козней царицы Ирины. Но так или иначе умер он, только после его смерти законная супруга его Ирина вошла во дворец со всею царскою властью, тотчас же выгнала оттуда соименную себе, но распутную и беззаконную сожительницу Василия и, по общему определению трапезундцев, отправила ее вместе с детьми в ссылку в Византию. Вместе с тем она отправила и послов к своему отцу-царю, чтобы они привели оттуда кого-либо для вступления в законный брак с нею и для получения от ней власти над ее царством. По прибытии в Византию послы узнали, что царь находится в Фессалонике, и потому для свидания с ним сочли нужным отправиться туда и сами. Царь, хотя еще в прошлом году перешел из Фракии в Македонию, намереваясь немедленно же двинуться в Эпир на вероломных этолян и акарнанян, но был задержан на несколько времени в Фессалонике обыкновенною болезнью селезенки (сплином). Она уже давно подверглась у него какому-то повреждению и страдала опухолью, производя расстройство и в других ближайших частях внутренностей, отчего пищеварение расстраивалось, члены тела расслабевали и делались обмороки, грозившие смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Левкада. 27 июня 1865. Воскресение. „Спеши медленно“. Остроумный совет этот, выработанный римскою жизнию, не по кличке бы приходился нашему Форвэртсу, но оправдался на нем вполне, к немалому неудовольствию нашему. Чуть мы вчера отплыли от турецкого берега, напутствованные самыми живыми и спешными мыслями шири, воли и свободы, как пароход наш сделал нежданный привал у первого подвернувшегося берега, и не только бросил у него якорь, но и заночевал тут. Берег этот оказался краем острова, известного в современной географии под именем: Санта-Мавра, а когда-то классически звавшегося Левкадой, в переводе бы: белизной. Так скоро мы уже очутились в пределах бывшей Ионической Республики, этого „трагелафа“ (козо- лани), Бог весть зачем, на что и про что выдуманного европейскою дипломатией 1800-х годов, и пущенного в виде пробного шара Греческого освобождения на политический горизонт, носившегося безцельно и бездельно столько лет и, наконец, на днях наших мирно скончавшегося тоже Бог весть отчего и почему. Изо всех семи островов Ионических, Левкада (официально восстановленное Греческим правительством имя) есть приближеннейший к материку и, в свое время, играл рол переходного моста из Турции в Европу, от рабства и изуверства к свету и свободе. Пролив, отделяющий его от Акарнании, в некоторых местах так узок, что можно вплавь достичь с одного берега на другой. Остров, а вероятнее первоначально еще полуостров, известен был уже Омиру, составляя часть владений пресловутого Одиссея. Он считался колонией Коринфа, но имел самостоятельность и бил свою монету. В республиканский период Греции, он волей-неволей принимал участие в войнах Афин со Спартою, Керкирой, Сицилией, Мидами и Персами, и потом вместе со всей Грецией вошел в состав Македонской монархии, от которой за 200 лет до Р. X. перешел к Римскому владычеству. Когда и тень Римской державы, т е. Восточная Империя, близилась к своему концу, островом (вместе с тремя другими соседними) овладели Венециане, сделав из него ленное владение Герцогской фамили Токков.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

опять рыба и, наконец, еще – рыба. Перепробованы были все ее сорты, зовы, ловы, кухонные приспособления и, так сказать, положения – рыба вяленая, рыба конченая, вареная, печеная, жареная... Точь-в-точь как у нас на Руси великим постом весь menu du repas крестьянского нередко составляют: редька ломтиком, редечка торочкой, редечка бобком (?), редька с маслом, редька с квасом, редька – так (!). На нашем столе не доставало только последнего приготовления, – рыбы... так! К 10 часам все утихло и потухло в лагере. Караульным нашим остался только бессменный месяц ясный на далеком небе. Нам с о. архимандритом Фотием отвели особый шалаш, порекомендовав мне немедленно заснуть, потому что в 12 часов придется вставать, чтобы, пользуясь полночным ветром, отплыть от берега, и еще досвета войти в Мазома, т. е. в пристань славного и преименитого города Августова. Я подчинился приказу, так заботливо и резонно мотивированному, и побродивши еще по тому уже берегу косы, и высмотревши имеющий отнести нас в море (все еще не настоящее) корабль, улегся на указанном месте. Ночь, не смотря на близость стольких вод, стояла сухая и душная до того, что в шалаше было жарко, и я решительно не сомкнул глаз до той самой минуты, как с морского берега пришел вестник, заявивший, что начинается ветерок. Немедленно мы с товарищем сдали на руки корабленикам свои вещи, уложенный еще с вечера. Под тем предлогом, что для нас наступило уже утро, нам, по требованию местного этикета, оказалось необходимым выпить на дорогу по чашечке совсем ненужного кофе. Не без грусти простились мы с дорогим своим „колонновожатым“, так великодушно руководившим, ласкавшим и берегшим нас в течение стольких дней, пожелав ему наилучших успехов в его служебной деятельности и, кроме того, безотлагательного закрепления себя на земле сей более существенным образом, ибо, по глаголу Творческому, не добро быти человеку единому, и особенно – человеку, родом службы своей поставленному в условия одиночества. Поблагодарили за гостеприимство и обязательные услуги и истинно-почтенного г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010