54 Из предыдущих слов кодекса хотя и нельзя извлечь смысл, но видно, что нижеследующие слова заключались в письме, которое император Деций отправил к Приску, вождю филиппопольцев, осажденных скифами (готами) (см. Jornandes De rebus Get. С. 18). Император убеждает жителей города не выступать против врага и не подвергаться опасности, а подождать его прихода (250 л. до Р. X.). Приск, видно, прочел это письмо в собрании народном. Об осаде Филиппополя см. следующий отрывок (Мюллер). 55 Следуют слова: EQ o( α;’) λλ EQ o( ε;’) ν τος περιφανεσττοις EQ o( ω;’; ´) φθη, EQ o( ο;’; ´) ταν τEQ o( ω;˜;) EQ o( α;’) ληδ... μχηται, что Маи переводит: verum ea in clarissimis viris elucet, cum adversus... decertat. Нибур вместо EQ o( α;’) ληδ... за которым, по словам, следует слог, которого нельзя разобрать, читает EQ o( α;’) ληθε, на основании этой догадки, дополняя притом слово EQ o( ω;’; ´) φθη, Мюллер переводит: Verum ea in clarissimis viris decepta est, quum veræ rerum rationi repugnat. Не пропущено ли в греческом тексте перед EQ o( ω;’; ´) φθη слово EQ o( α;’) ββαιος или тому подобное? 56 Здесь речь идет, конечно, о Никополе на Янтре (см. пр. 14). Не говоря уже о том, что из Маркианополя идти к Филиппополю через Никополь придунайский не дорога, находим положительное на то свидетельство у Иорнанда (De reb. Get. С. 18): «Кника,– говорит он,– царь готский, подступил к Никополю, лежащему близ реки Ятры (древнее название Янтры)... откуда, по прибытии Деция-императора, Кника отступил наконец в Эмонию» (горный край в Эме, или Балканах). 57 Но позже, по смерти Деция и сына его, Филиппополь был взят готами, как об этом говорит сам Дексипп (см. выше отр. 15) и Аммиан Марцел. XXXI. 5 (Маи, Мюллер). 59 Об этом Зосим I, 39: «После того как скифы (т. е. готы) опустошили Грецию и взяли самые Афины, Галлиэн выступил на них войной, когда они заняли уже Фракию». И Требеллий в жизни Галлиэна, гл. 13: «Тем временем плыли скифы (готы) Эвксином (Черным морем) и, вошед в Истр, нанесли римской земле большое зло. Сведав о том, Галлиэн назначил распорядителями для восстановления и укрепления городов византийцев Клеодама и Афинея. Бились близ Понта, и варвары византийскими воеводами разбиты. Тоже и под предводительством Венериана готы разбиты в морском сражении, затем и сам Венериан погиб смертью храбрых. Потом они опустошили Кизик и Азию (т. е. провинцию Азию), потом всю Ахаию (т. е. Грецию) и афинянами, бывшими под начальством историка того времени Дексиппа, разбиты. Выгнанные оттуда, они блуждали по Эпиру, Акарнании, Виотии» (267 л. по Р. Х.). Итак, приводимый здесь отрывок Дексиппа есть речь, сказанная им самим в качестве военачальника афинянам, бежавшим вместе с ним по взятии Афин (Мюллер).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Напротив, попытка нападения на богатый торговый пункт Монемвасию, не удалась. После опустошения Эвбеи и Аттики сицилийский флот опять направился к западу, чтобы после разгрома акарнано-этолийского побережья произвести высадку в Крисе и направить десант прямо на Фивы. Тогдашние Фивы вследствие своего шёлкового и пурпурного производства были одним из самых богатых промышленных городов империи. Норманны произвели здесь основательное опустошение. Было захвачено не только золото, серебро, церковные драгоценности, но и обильно накопленные в магазинах запасы товаров. Тюки шёлка и крашеная кожа были отправлены в большом количестве на корабли. Несчастные жители должны были присягать в том, что не утаили ничего из своего имущества. Несмотря на это, много знати было взято с целью вынудить выкуп; среди рабочих шёлковой мануфактуры была произведена выборка, и самые опытные переселены в Сицилию. Из Виотии норманны направились к Коринфу. Никифор Калуф сдал по первому требованию неприступный Акрокоринф, так что сам сицилийский адмирал воскликнул, что он борется под покровительством неба, которое сделало коменданта пугливым подобно молодой девушке. И этот промышленный город был основательно разгромлен; были взяты даже реликвии церквей, и среди уведённых пленных опять находились в большом количестве ремесленники. Целью норманнов была не длительная оккупация, но только систематический грабёж. Цветущей торговле и богатой промышленности Эллады и Пелопоннеса был этим путём нанесён смертельный удар, от которого они уже более не оправились. Мануфактурные рабочие из Коринфа и Фив при возвращении в Сицилию были поселены со своими семействами в Палермо, и их держали в высшей степени свободно, так что новая отрасль промышленности быстро испытала неожиданный подъём. Теперь в норманнском государстве была создана ставшая быстро опасной конкуренция с ревностно оберегаемой государственным путём и сохраняемой в величайшей тайне монополией Византийской империи – производством роскошных шёлковых и парчовых материй.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Быт.10:19 . «И были пределы хананеев от Сидона к Гераре до Газы, далее к Содому, Гоморре, Адаме и Севоиму до Лисе». Поскольку прочие города, а именно Сидон, Герара, Содом, Гоморра, Адама и Севоим, известны всем, то, пожалуй, только одно следует отметить: Лисе – это тот самый город, который теперь называется Каллирое; там тёплые воды, прорывающиеся из земли, стекают в Мёртвое море. Быт.10:22 . «Сыновья Сима: Элам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам». В их обладании находится часть Азии от реки Евфрата до Индийского океана. И Элам – это тот, от которого эламиты, персидские правители. Об Ассуре уже ранее сказано, что он основал город Нин. От Арфаксада – халдеи, от Луда – лидийцы, от Арама – сирийцы; у них главный город Дамаск. Быт.10:23 . «Сыновья Арама – Ус, Ул, Гефер и Мес». Ус, основатель Трахонитиды и Дамаска, господствовал между Палестиной и Сирийской возвышенностью. По этой причине Семьдесят толковников в Книге Иова, где в еврейском тексте написано «земля Ус», дали перевод «область Ауситская» (почти что Уситская). От Ула – армяне, от Гефера – жители Акарнании либо Карии. Следующий – Мес, которого Семьдесят толковников называют Мосох. Эта народность теперь называется меонийцы (лидийцы. – Прим. перев.). Быт.10:24–25 . «Арфаксад родил Селу, а Села родил Евера. У Евера родились два сына: имя одному Фалек, потому что в его дни земля была разделена, а имя его брату Иектан». Евер, от которого происходят евреи, в качестве некоего пророчества дал своему сыну имя Фалек, что переводится как «разделение», поскольку в его дни разделились в Вавилоне. Быт.10:26–29 . «Иектан родил Елмодада, Салефа, Асермофа, Иаре, Адурама, Узала, Деклу, Эвала, Авимаила, Севу, Офира, Евилу и Иовава». Мне не удалось найти позднейших наименований этих тринадцати народов. Но поскольку они живут далеко от нас, то в настоящее время либо они сохраняют свои прежние имена, либо нам неизвестны те названия, которые изменились. А владели они всей индийской областью, которая называется Иерия, начиная от реки Кофен. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Душан был для них слишком опасен. В 1347 г. он завоевывает Эпир, Этолию, Акарнанию; деспина Анна Эпирская и ее дочь выходят за родичей Душана, Оливера и Синиигу, получивших названные области в управление; воевода Прилуп овладел Фессалией и Макровлахией (1348). Явилась опасность для венецианских интересов и колоний на Евбее и на Коринфском заливе, созданных с большими трудами и жертвами. Сам Душан обложил Салоники, но и тогда города штурмом не брал, рассчитывал на переговоры с зилотами. Год издания им знаменитого «Законника», важнейшего памятника законодательства южных славян (1349), является апогеем могущества и славы Душана, и в этот год венецианцы заключают с Кантакузином мирный договор, на который и сослались в ответе Душану. Царь сербов и греков был обманут. Надежды на Венецию рушились, и вместе с ними – заветная мечта взять Константинополь. Душан круто меняет фронт. Потому ли, что его завоевательная энергия, собранные им силы, престиж в глазах не одобрявших его сербов старого закала требовали новых побед, или потому, что он хотел приблизить свою мощь к самой республике св. Марка, он обрушился на боснийского бана, союзника Венеции в борьбе с венграми, и во главе 80 000 народного ополчения, какого никогда не водил в Македонию, он прошел Боснию с огнем и мечом. При этом он обнажил от войск Македонию, только что завоеванную и еще не устроенную. Душан не рассчитал, что у Кантакузина хотя и мало осталось греков, были турки, которые не раз наносили сербам поражения и даже вторгались во владения Душана. Кантакузин немедленно явился с турками, вступил в Салоники, овладел Юго-Западной Македонией до Албании и Фессалии. Не только турки наводили ужас, дойдя в своих набегах до Скопле; изменили многие, не только греки, но и сербские враги Душана; города сдавались без боя, кроме Веррии и Эдессы. Так были слабы связи в новой державе Душана. И успехи Кантакузина не были прочными; Душан, вернувшись, отнял почти все, захваченное у него. Но теперь он еще более убедился в своем бессилии овладеть Константинополем.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Святой Косма обошел почти все Додеканесские острова, затем направился проповедовать в Фессалоники и Верию. Обойдя почти всю Македонию, он подошел к пределам Химарры, Акарнании, Этолии, дошел до Арты и Превезы, оттуда отплыл во Святую Мавру и на Кефалинию. Святой Косма не довольствовался проповедями, обращенными к тысячам слушателей, но учил, сколько мог, и каждого человека в отдельности. Во время своих апостольских путешествий св. Косма заводил беседы с людьми из разных сословий и даже с иноверцами с одной – единственной целью – просветить и спасти всякую душу. Во дворцах турецких беев и пашей служили кормилицами и нянями христианки. Они находились в опасности быть соблазненными, и святой Косма смог убедить многих турок удалить от себя этих женщин. Он говорил туркам, что осквернением себя связью с женщинами чужой веры они навлекут на свой род гнев небес, и он будет стерт с лица земли. А христианам он внушал, что их женам не подобает вскармливать турецких детей, чтобы не пострадать подобно курице из басни Эзопа, высидевшей яйца змеи. По словам историка Зотоса-Молоттоса, автора «Словаря всех святых», благодаря святому Косме 1500 кормилиц и нянь – хрисгианок, служивших во дворцах пашей и беев, были освобождены и благодарили за это святого. Состоятельные люди под влиянием проповеди святого Космы начинали творить дела милосердия. В большинстве селений Эпира, Македонии и Албании не было купелей для Крещения. Косма убедил своих богатых соотечественников из Константинополя, Янины и других городов Греции пожертвовать средства на них, и в эти селения было отправлено более четырех тысяч медных купелей. Косма просил состоятельных людей закупать святоотеческие книги и сборники христианских поучений, четки, нательные крестики, платки. Книги он раздавал в дар тем, кто был грамотен, или тому, кто обещал научиться читать; платки же – более сорока тысяч – дарил женщинам, чтобы они покрывали ими свои головы. Четки и крестики – более пятисот тысяч – давал простому народу, чтобы он молился о прощении грехов людей, пожертвовавших эти подарки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

325 Пелопоннес – мифологическая страна фригийца Пелопса, там правили его потомки Атрей и Агамемнон, иначе «Остров Пелопа», южная полуостровная часть Балканского полуострова, ныне Морея. Пелопоннес не был исторической областью. В более поздней редакции «Хроники» Ипполита о Пелопоннесе написано (Н2 § 84): « Πελληνς, καλεται Πελοπννησος» (Пелленида, которую называют Пелопоннесом). Город Пеллена находится в Лаконии. Таким образом, можно предположить, что Пелопоннес – это Лакония. 326 Конъектура Ducangii, хотя Ипполит, Синкелл и Логофет, «Пасхальная хроника» дают: Ακαρνα (Акарния). Кедрин дает правильное чтение – Ακαρνανα. Акарнания – горная область в центральной Элладе с рекой Ахелой, по которой проходила граница с Этолией. 327 Эпир – страна в северной Греции, граничащая с Акарнанией, Этолией, Фессалией и Македонией. В Римской империи на рубеже IV–V вв. были провинции Эпир Новый и Эпир Старый в диоцезе Македония. 328 На протяжении античности разные области носили название Иллирии. Первоначально так называлась область средней части Адриатического побережья совр. северной Албании. Позднее – название северо-запада Балканского полуострова от побережья Адриатики до Моравии и от Эпира до среднего течения Дуная. С 168 г. до н. э. появляется провинция Иллирия, которая была поделена позднее на Нижнюю Иллирию (Illiricum inferius), называемую также Паннонией, и Верхнюю (Illiricum superius) со вторым названием Далмация. Как таможенная зона Иллирия включала также Рецию, Норик, Мезию и Дакию. 329 Казалось бы, слово ενταϑα (здесь) неуместно, однако в «Хронике» Ипполита в списке стран последней стоит «Испания Великая», которая в дальнем приближении находится близ Британнских островов. 332 Острова Эгейского моря Родос, Хиос, Лесбос образуют Спорады (букв.: рассеянные), т. е. острова, которые не входят в группу островов в том же море, называемую Киклады (букв.: кругообразно расположенные). Киклады образуют круг, центром которого является остров Делос. 333 Кифера – остров в Средиземном море, расположенный к югу от Пелопоннеса против мыса Малея. Дюканж указывает на разночтения (Ducangii nota 88).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

313 Таврианида (Таврика) – современный Крымский полуостров. Уже Геродот при описании Скифии упоминает Таврику (Her. Hist. IV. 99). 315 Фракия – область на юго-востоке Балканского полуострова, простиравшаяся от Карпат до Эгейского моря и от Черного моря до реки Аксий, служившей границей Фракии с Македонией (современная Болгария и европейская Турция). 316 Македония, расположенная на севере Греции, первоначально была царством. В 146 г. до н. э. она стала римской провинцией, позднее появился диоцез Македония, в который входили на рубеже IV–V вв. провинции Эпир Новый и Старый, Македония Первая и Вторая, Фессалия, Ахайя (Эллада), Крит. 318 Поскольку в «Хронике» Ипполита Колхида упоминается также дважды, то второе ее упоминание в «Пасхальной хронике» нельзя считать lapsus calami. Комментаторы Ипполита, опираясь на место наименования и разночтения в рукописях, предлагают вместо Κολχς – Μολοσσς (Молоссия). Молоссия – область в центральном Эпире. 319 Фессалия – район на северо-востоке Древней Греции. На рубеже IV-V вв. входила как провинция в диоцез Македония. 320 Западная и Восточная Локрида находились в Центральной Греции. Западная Локрида на севере Коринфского залива называлась Озольской. Восточная Локрида была разделена на две области – Эпикнемидскую и Опунтскую Локриду, которые находились берегу Евбейского пролива. 321 Беотия – историческая область в центральной части Древней Греции, граничащая с Аттикой, Мегаридой, Фокидой и Локридой. 322 Этолия – горная область в центральной Элладе, которая с III в. до н. э. начинает играть значительную роль в борьбе греков с Македонией и Римом. 323 Аттика – историческая область с центром в Афинах, расположенная на юго-восточной стороне одноименного полуострова средней Греции и имеющая границы на севере с Беотией, на западе с Мегаридой. 324 Ахайя (Ахея) – историческая область на полуострове Пелопоннес, которая граничила с Аркадией, Элидой, Сикеоном. В III в. до н. э. возникает ахейский союз, который подпал под власть Македонии. В римское время провинцией Ахайей называли территорию всего Пелопоннеса и Средней Греции без Акарнании. На рубеже IV–V вв. входила как провинция в диоцез Македония.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

26) Стефан Душан, Сильный, сын Стефана Дечанскаго. Сидев на престоле, отнятом у отца, в продолжение 20 лет (умер в декабре 1355 года, cм. Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 155, у Майкова в Истории сербского языка стр. 241fin. и сербскую летопись в Памятниках Шафарика стр. 54), Душан возвел свое государство на высокую степень славы и блеска, но сам же поставил его и на дорогу к его последующему чрезвычайно быстрому разрушению. Возобновив после отца войны с греками немедленно по вступлении на престол, он завоевал у них в продолжение десяти лет своего правления весь Эпир, или всю нынешнюю Албанию, почти всю Македонию, по города Серез или Сер, Зихну, Драму и Кавалу, включительно и, за изъятием к западу от них только одной Фессалоники, всю Фессалию, и наконец, к югу от сей последней и от Эпира, всю небольшую Акарнанию (которая есть северо-западный угол нынешнего греческого королевства между Адриатическим морем и рекой Аспро-Потамос, Родосл. стр. 226, Memor. рор. 11, 293, 299 fin., 323, – заключенный на излагаемых тут условиях мир не был приведен в исполнение, как видно из дальнейшего, – 334 fin. sqq, 340 sqq, 343 fin., 346, Гaммepa Hismoire da l’Empire Ommoman, в nepeboдe Dochez’a, m. 1, р. 80, col. 1). В упоении своих побед и обширных завоеваний он принял в 1346 г. титул императора греческого, сербского, болгарского и албанского (венчался императорским венцом в день Пасхи 16 апреля сего года) 273  и помышлял было о покорении самого Константинополя (см. в Гласнике, XI, 446 fin.sqq, выписки из дипломатических бумаг Венецианскаго архива), но, не успев и не будучи в состоянии успеть в этом последнем (cм. ibid), своим нелепым тщеславием как императора совершенно испортил все то добро, которое принес своими военными счастливыми трудами. Не довольствуясь тем, что заимствовал у греков, измышленный их досужим воображением, пышный штат их придворных чинов (севастократов, кесарей и пр.), он разделил свое государство без всякой нужды, а единственно ради тщеславия и по позднейшему образцу тех же греков, на так называемые деспотии или полномочные и наследственные наместничества, чем сам по доброй воле восстановил в новом и худшем виде систему уделов и приготовил то распадение государства, которое началось при первом же его преемнике. Под самый конец своего правления Душан сделал было значительные приобретения еще со стороны Венгрии, именно-завоевал Мачву, Срем и большую часть Боснии; но все это опять возвратилось назад почти тотчас же после его смерти (Фeccлepa Geschichme von Ungarn, изд. 2-го т. 2, стр. 134 и 142). В области государственного законодательства Душан известен своим Законником, т. е. кратким письменным изложением законов сербской земли, на подобие наших – Ярославовой Правды и Судебников Ивана Васильевича III и Ивана Васильевича IV (Законник напечатан у Раича в приложениях к Истории славевских народов и у Шафарика в Памятниках).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1. Если пройти весь Эпир, миновать Этолию и Акарнанию, то дальше идет Крисейский залив, Коринфский перешеек и все остальные места Эллады. Они заслужили от императора исключительно предусмотрительное внимание. 2. Больше всего могло вызвать удивление, сколь многочисленными стенами укрепил он Римскую империю. Но более всех других он обратил особое внимание на подъем у Фермопил. 3. Прежде всего он воздвиг здесь стены на огромную высоту. Если он решил бы двинуться походом, то эти горы, прилегающие к данному месту, можно было бы легко захватить; они были не укреплены стенами, но, по видимому, огорожены каким-то забором. 4. Ко всем этим стенам он прибавил двойной высоты зубцы. То же самое он сделал и с бывшим здесь издревле укреплением, которое прежними жителями было выстроено с той же небрежностью. 5. Он дал ему стены достаточной высоты и сделал бастионы двойной высоты. 6. Кроме того, так как это место было совершенно безводное, он выстроил здесь хранилище для дождевых вод. 7. Затем многие подъемы, бывшие прежде неохраняемыми и неукрепленными, он тщательно оградил стенами. 8. Конечно, можно было бы удивляться, что персидский царь потратил здесь долгое время и нашел одну только узкую горную тропинку, при этом при помощи изменников из эллинов, хотя там было много неукрепленных дорог, даже почти проезжих для всяких повозок. 9. Заливающее подножие этих гор море делало по большей части непроходимыми открывавшиеся там проходы; так как там было много непроходимых ущелий и оврагов, то древним людям казалось невозможным, чтобы то, что так разделено природой, было тщательно соединено искусственными сооружениями. Вследствие страха перед очень тяжелыми работами они легкомысленно оставили заботу о безопасности, надеясь на свою счастливую судьбу, свою надежду на спасение возложив на будущее незнание варварами порога. 10. Люди ведь всегда уклоняются от труда и работы, и то, что им самим кажется столь неприятным, они думают, что и для других не будет легким. 11. Поэтому никто, даже исполненный зависти, не сказал бы, что из всех людей, которые существовали в течение веков, император Юстиниан не является самым мудрым и исключительно заботливым. Для него не оказалось трудным море, соседнее с горами, разливавшееся вокруг них и их заливавшее; среди его прибоя и влажного песка он заставил твердо стать фундамент; тому, что явно было противоположно друг другу, – согласоваться, уступить перед человеческим искусством и подчиниться властной силе.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-postrojkak...

Сминфей – культовое прозвище Аполлона, обозначающее “истребитель полевых мышей”. Солимы – народ, живший на юге Малой Азии; в их стране находятся Солимские высоты. Спарта – город в Пелопоннесе, столица царя Менелая. Стентор – глашатай ахейцев, славившийся своим громовым голосом. Суний – мыс в Аттике. Сфенел – участник Троянской войны, сын Капанея, друг Диомеда. Так же звали сына Персея и Андромеды, отца Эврисфея. Схерия – остров, на котором живут феакийцы; одни исследователи считают его мифическим, другие отожествляют с современным островом Корфу. Тайгет – горный хребет в Пелопоннесе, заросший густым лесом. Талай (Талайон) – аргосский царь, отец главного участника “похода семерых” против Фив – Адраста, дед Эвриала. Талфибий – вестник Агамемнона, позже – воспитатель его сына Ореста. Тантал – сын Зевса, царь малоазиатского города Сипила, хитрый и жадный человек. Пользуясь расположением богов, он выкрадывал с их трапез нектар и амброзию, разглашал их тайны. Однажды, желая испытать их всеведение, Тантал подал им во время трапезы мясо своего сына Пелопса. Боги воскресили юношу, а Тантала обрекли на вечные муки в Аиде. Тафийцы – племя, жившее в Акарнании, области, расположенной на западном берегу полуострова, против Итаки. Тевкр – побочный сын Теламона, сводный брат Аякса, искусный стрелок из лука. Теламон – царь острова Саламина, сын Эака и брат Пелея, отец Аякса и Тевкра. Телем – старый циклоп-предсказатель. Телемах – сын Одиссея, оставленный им на Итаке еще в младенческом возрасте. Имя его значит “сражающийся далеко”. Темеса – город в южной Италии. Тенедос – небольшой остров близ берегов Трои; на нем скрылись ахейцы, когда обманно отплыли от Трои, оставив засаду в деревянном коне. Терсит – самый безобразный и дерзкий воин в греческом войске. Тесей – аттический герой, совершивший много подвигов, очистивший, подобно Гераклу, родную землю от чудовищ и разбойников. Тесей считался сыном Посейдона и Эфры, жены афинского царя Эгея, и сам был царем в Афинах. О нем – см. также Ариадна и Пирифой.

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010