Архиепископ Южно-Сахалинский Тихон: Дай Бог, чтобы мы извлекли из этой трагедии правильные уроки 13 февраля, 2014. Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон (Доровских) Когда Господь призывает к себе людей? Либо когда человек укореняется во зле и перестает совершенствоваться, либо когда человек созревает для Царствия Небесного. Так и здесь — плод созрел и люди пошли ко Господу, — сказал архиепископ Тихон. Обращение Архиепископа Южно-Сахалинского к пастве в день похорон невинно убитых Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие братья и сестры. Случившиеся трагические события коснулись не только нашего острова, не только наших православных людей, но всего мира. Сегодня я вижу здесь своего собрата во Христе – пастора, настоятеля сахалинского католического прихода отца Томаша. Я очень рад, что Вы, отец Томаш, пришли в собор на сегодняшнее богослужение разделить наши молитвы. Вспомним слова Амвросия Оптинского: «Ничего случайного в жизни не бывает». Я бы хотел обратить Ваше внимание на некоторые моменты – не на те, которые случились в жизни человека, который стрелял, а на удивительное совпадение – то, что эта трагедия произошла в День памяти новомучеников и исповедников Российских, когда пополнилось Небо двумя мучениками за Христа. Более того, сегодня в день Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста совершается их отпевание и погребение – снова не случайно. Ведь именно эти учители раскрыли в полной мере догмат о Пресвятой Троице, о Боговоплощении, показали нам, что значит правильно веровать во Христа. Если мы неправильно веруем — то это уже не христианство, то мы уже не последователи Христа и, когда люди начинают уклоняться в своей вере, происходят  страшные вещи. Давайте вспомним 1917 год – год, когда наша Святая Русь была наказана за богоотступничество. Господь послал – и… наши же русские люди ломали Храмы, убивали людей. Понятно, кто был «научный руководитель» этой публики – это, конечно же, сатана. Какие мы видели карикатуры в 20-е годы? Что там было изображено? Красноармеец с винтовкой со штыком стоит на животе у «буржуя-мироеда», а штык втыкает куда? В священника! То есть мишенью была, конечно же, Церковь, чтобы уничтожить Правду Божию на земле, чтобы уничтожить правду человеческую.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-yuzhno-sax...

архимандрит Савва (Мажуко) Скачать epub pdf Забвение Креста В романе одного мудрого колумбийского писателя есть история о том, как целое селение накрыла волна забвения. Люди стали забывать самые элементарные и вместе с тем самые важные истины. Поэтому они решили повсюду вешать себе напоминания, и одним из них была надпись «Бог есть». Кажется, в реальности быть такого не может, но если вы внимательный человек, то обратили внимание, что есть вещи, которые люди предпочитают забывать, хотя скорее это происходит бессознательно, без дурных намерений. Школьник и богомыслие Богомыслие Креста – самое трудное из духовных упражнений. Мы читаем о подвижниках, которые предавались этому подвигу постоянно. Они не просто созерцали Крест в молчании, но их молитва непостижимым образом соединялась с мыслью о Кресте, становясь молитвенным богомыслием. Наверное, это очень странно, но впервые я погрузился в это богомыслие на уроке химии. Конечно, мне было далеко до откровений старцев, но именно тогда я неожиданно задумался над тайной Креста. Дело было в последних классах школы. Пожилая учительница надрывно рассказывала что-то важное о полной горьких превратностей жизни химических элементов, но буйные подростки предавались более волнующим темам, и класс гудел, словно растревоженный улей. Наконец у наставницы сдали нервы: – Перед кем я тут распинаюсь? Дети стыдливо притихли, бросая друг на друга укоризненные взгляды, но стыда хватило ненадолго, и уже через минуту вернулся привычный гул. Вот тогда я и обратил внимание на эту фразу – «Перед кем я тут распинаюсь?», и давно я уже не в школе, но не отпускают меня эти слова, напоминая о самом трудном из духовных упражнений. Крест над городом Святой Константин Великий видел Крест на небе. Святая Елена искала Крест под землёй. Святой Андрей воздвигал крест над киевскими холмами, а потом и сам был распят на апостольском кресте. Великие зодчие ставят кресты на шпилях церквей, художники вырезают знамение Распятого на скалах и саркофагах, иконах и фресках. Крест украшает и драгоценные ризы царей, и бедные одежды схимника. Его вешают на хрупкую шейку крещёного малыша, а мужественные коптские христиане выжигают крест на запястье, и где-то в далёких африканских деревушках женщины-христианки носят татуировки креста на лице. Русские не так суровы, зато непрестанно крестятся во время молитвы, прикладываясь к святыне, принимая пищу, заходя в храм, открывая Евангелие и даже задаваясь вопросом:

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Башнин Н. В. «Часа ради смертнаго»: последние дни жизни архиепископа Вологодского и Белозерского Маркелла в документах Вологодского дома Св. Софии     Биография архиепископа Вологодского и Белозерского Маркелла (на кафедре с 16 января 1645 г. до смерти 22 марта 1663 г. была освещена в научной литературе И. А. Устинова и О. А. Зверева в энциклопедической статье суммировали сведения об этом Казалось бы, данную тему можно считать в целом изученной. Однако в Государственном архиве Вологодской области в ф. 1260 (Коллекция столбцов) и ф. 883 (Н. И. и И. Н. Суворовы) выявлены документы, содержащие последние распоряжения архиепископа, сведения о его вещах, имуществе московского архиерейского подворья, а также о хлопотах архиерейских людей после преставления иерарха. Частично они были введены в научный оборот Н. И. Суворовым Источники такого вида о Вологодских владыках Симоне и Гаврииле (Кичигине) опубликованы, И. Н. Шамина подготовила к публикации опись келейного имущества архиепископа Коломенского и Каширского Никиты (Тотемкого) Незадолго до своей смерти, архиепископ Маркелл 15 марта 1663 г. «Божия ради посещения для своей немощи и старости часа ради смертнаго» призвал к себе архимандрита Спасо-Прилуцкого монастыря Иону, келаря старца Селивестра, приказного Василия Григорьевича Данилова-Домнина, казначея Софийского дома старца Исайю, дьяков Данила Столбицкого, Артемия Озерова, Лукьяна Аленина и приказал им переписать свои вещи. После смерти владыки «рухлядь» передали в казну Вологодского архиерейского дома. По «изусному» приказу иерарха, его келейные деньги – серебряных 100 рублей и медных 260 рублей 22 алтына 2 денги – былирозданы «на выносе в соборную церковь тела его священиком и нищим в милостыню» Вскоре после составления описи иерарху стало хуже. На небольшом листе бумаги, который вклеен между другими в столбце с черновиками домовых документов, находим описание последних дней жизни архиепископа Маркелла: «Государь архиепископ Маркел заскорбел февраля с 15 числа, а первую неделю Великого поста постился и тое же недели в суботу Федорову в соборной и апостолской церкви Софеи Премудрости слова Божия святую Божественную литургию служил и Божественных страшных Христовых Тайн причастился и в Неделю Православия на выходе был. А марта в 16 день маслом соборовался. А посхимился марта в 19 день. А преставись в 22 день в третью неделю Великаго поста в третьем часу дни. И того же числа с отпискою к великому государю к Москве послан сын боярский Козма Борзунов о его архиепископле

http://sedmitza.ru/lib/text/10324896/

Беседа 20. Искушение политикой Сегодня, после значительного перерыва, мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж». И мы будем читать 22-ю главу Евангелия от Матфея с 15-го по 22-й стих. Тема, с которой мы начинаем нашу беседу, называется Искушение политикой; вторая тема: Радость и веселье в деле нашего спасения. Подобное искушение, искушение политикой очень актуально в наши дни, ибо сам характер власти в России за последние 350 лет изменился, отойдя от православных христианских начал в сторону секуляризма (XVIII век) и даже воинствующего антиклерикализма (конец XIX – начало XX веков), что и породило революцию 1917 года. В советское время (1917–1991 гг.) у нас в стране был воинствующий госатеизм, потом с 1991-го (произошла буржуазная революция) делались попытки растащить Церковь по разным политическим «квартирам». Теперь Церковь отождествляют с «партией власти», а Патриарха называют «рупором Кремля» – и это только потому, что Церковь все делает для того, чтобы страна не скатилась в пропасть гражданской войны или олигархического крепостного права. В передаче «Слово пастыря» (эфир 9 апреля 2011 года) Патриарх Кирилл обратил внимание на то, что до недавнего времени Церковь обвиняли в социальной пассивности, ставя нам в пример западное христианство с их гуманитарными шоу и всевозможными формами терпимости. «Но то была не забота об эффективности Церкви, а просто желание сказать нечто, что отвратило бы людей от Церкви», – убежденно заявил наш Предстоятель. Теперь, когда Церковь вступила в диалог с властью и называет вещи своими именами, проявляя социальную активность, это тоже кому-то не нравится, «раздается еще более яростная критика – теперь уже за эту активность», – восклицает Патриарх. Сказано: «Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали» ( Лк.7:32 ). Создается впечатление, что противникам христианства плохо все, что бы Церковь ни делала. Причину такого неприятия Евангелия Его Святейшество, видит не в «идеологическом несоответствии доктрин», но именно в неприятии Церковью греха, отказ от его легализации, полное неприятие греха в себе и других. «Кто-то откликается на эту проповедь и старается изменить свою жизнь, – отметил Патриарх, – а кто-то восклицает: “Нет, это вы (то есть христиане. – О.С.) должны уйти из общественного пространства. Я слышать не хочу. Вы мне мешаете, вы бросаете вызов моей идентичности. Я грешник, это моя суть, но я не хочу, чтобы мой грех называли злом”». Здесь Патриарх совершенно точно передает психологическую внутреннюю позицию врагов Закона Божия, почему они не приемлют Церковь , Евангелие, а значит, и Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа в неделю сыропустную Сказана в Петрозаводском кафедральном соборе в 1834 году «Пост! Завтра уже пост!». Приметьте каждый у себя, братия мои, как слово сие падает на слух ваш и сердце? Так ли, как слово уже ожидаемое, или как будто нечаянное? Так ли, как слово радостное, или как прискорбное? То или иное ощущение свидетельствовать будут духовный вкус наш, расположение души к внушениям святой Веры! В других случаях не говорят о вкусах так, чтобы один вкус охуждать, в другом настаивать; но в настоящем случае нужно сказать, что пост всем нам, христиане, должен быть по вкусу, приятен. Приведем себе, хотя ныне, на мысль истинных подвижников Веры, которые непрерывный пост считали для себя собственной своей стихией, подобно как, напр., птицам стихия – воздух, или рыбам – вода. С наступлением поста для всех чад Церкви и вне Обителей общего, им казалось, что самая природа вещей для всех тогда переменялась. Воздух, кличами празднующих, самым круговращением ликующих смущаемый, вся буря сует мира теперь становится в тишину велию: поваренные беспокойства, беганья при столах, хлопоты прислужников, многоразличные трудности самых пирователей теперь умолкают. Животные, произволом людей суете подвергнутые, в покое радуются теперь, и, мнится, благодарят Бога за перемену дел между людьми. Так или подобным образом говорил Св. Василий Великий и ему подобные, – те, которые хотя не радовались вместе с миром, но при радости мира беспокойными делами мира, по выражению Апостольскому, мучились душею своею за него 85 . Мы, христиане, хотя каждый за себя восчувствуем ныне тишину в душах своих, в домах и на стогнах, с успокоением себя от шумных обязанностей жизни мирской. «Есть всякой вещи время под солнцем», – говорит преиспытанный в удовольствиях Мудрец 86 . Было и нам по состоянию нашему время веселиться. Бог предоставил нам и такое время: Он дал множество средств исполняться пищей и веселием сердцам нашим 87 из всей обильной сокровищницы земных благ Его. Ныне настает иное время, когда надобно упраздниться каждому для Самого Господа и для собственной души своей, которая, при торжествовании плоти, казалось, забыта была.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Беседа двадцать вторая. Страшный час смерти 299 Отцы и братья! За смертью следует вечность. Каждый человек в определённый момент времени разлучится со своим телом, оставит этот мир, и его душа отправится в вечность, к жизни, у которой не будет конца. Человеческая душа будет пребывать вне тела до Второго Пришествия Христова, когда воскреснут на Суд тела праведных и неправедных. Во всяком случае душа по смерти человека разлучается с телом и пребывает в некоем особом состоянии. Бог посетил нас смертью некоторых горячо любимых и близких нам братий, которых принял в Своё Царствие. Он взял от нас любимого всеми дорого отца Ефрема, одного из нашей братии. Это первое моё духовное чадо. Он, как всем вам хорошо известно, проводил жизнь свою в добродетели и совершенном послушании. Все мы уважали его; он заслужил доверие всех своей внимательной и добродетельной жизнью и принёс братству большую пользу. Бог призвал его совершенно внезапно, кончина его была подобна мученической. Суды Божии – бездна. Кто может изведать ум Господень или постичь волю Его?! Он Сам определяет лучшее время для всего. Мы же видим и судим подчас близоруко – в соответствии с тем, в каком духовном состоянии находимся сами; исходя из этого состояния, мы и составляем свои заключения. Бог же, как нежный и чадолюбивый Отец, смотрит на вещи совсем по-другому. Часто Он призывает к Себе людей в молодом возрасте, ещё могущих принести большую духовную пользу, и призывает их раньше того времени, которое определяем мы по своим суждениям. Господь Сам ведает, когда человек готов к переходу в иную жизнь, и именно в это время его и призывает. Великий святой, архиепископ Кесарийский Василий 300 , светильник Церкви, если бы прожил дольше, принёс бы много пользы бесчисленному числу человеческих душ и всему в целом христианскому миру. Однако он в сравнительно молодом возрасте – сорока девяти лет – был призван Богом в Небесные обители. Почему так? О том ведает лишь Господь! Спаситель смотрел не на ту пользу, которую тот мог бы принести, если бы прожил дольше; Его заботило, конечно, чтобы эта драгоценная душа была приобретена для Царствия Божия! Что же касается пользы для живущих на земле, то у Него, как у Бога и Отца, есть много других способов позаботиться о ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

БЕСЕДА СВЯЩЕННИКА АЛЕКСАНДРА ЗАХАРОВА О ГРЕХЕ АБОРТА ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ БЕСЕДА СВЯЩЕННИКА АЛЕКСАНДРА ЗАХАРОВА О ГРЕХЕ АБОРТА Священник Александр Захаров, 17 марта 2001 г. Тема, о которой мы сегодня будем говорить - это тема об абортах. Что означает само слово аборт? Это слово иногда подменяют целым каскадом слов: " искусственное прерывание беременности " . Что же стоит за всеми этими словами? Современные люди выучились иногда страшные, жуткие по своей сути вещи, называть гладкими, обтекаемыми словами и этим как бы скрывать, прятать от себя их жуткую суть. Давайте попробуем представить себе такое выражение: " искусственное прерывание деятельности сердца " ... Что может означать такое выражение? Какой-нибудь бандит зарезал человека, воткнул ему нож в сердце и сидит теперь на скамье подсудимых. Ему говорят: " Что же ты наделал? Ты же человека убил! " А он отвечает: " Нет, я не убивал! Я просто искусственно прервал деятельность его сердца! " - " Но он же умер! " - " Да, умер. Ну, так что ж? Я не видел иного выхода: если бы он остался жить, он бы мне мешал жить! " Это сегодня самая распространенная причина, подталкивающая женщин к аборту: дети будут мешать жить. Это - обуза, лишние проблемы. А хочется пожить в свое удовольствие! Да и мужчины, отправляют своих жен и любовниц на это " мероприятие " чаще всего из-за того же: хочется пожить в свое удовольствие! Но вместо удовольствия вся дальнейшая их жизнь часто оборачивается сущим адом: уже рожденные дети не слушаются, вновь рождающиеся рождаются больными, у самих родителей возникают проблемы со здоровьем, начинаются семейные размолвки - муж уходит к другой или жена к другому... Неужели все это происходит просто так? Нет! Не просто так...

http://zavet.ru/deti/zaharabort.htm

Бывает так: прочтешь текст, он заденет тебя, почувствуешь непреодолимое желание ответить. И… не ответишь. Побоишься задеть, обидеть автора, причинить ему боль. А иногда бывает и совсем иначе: побоишься, но все же ответишь — тема такая, что промолчать никак не получается. Вот и с «Пластмассовыми глазами конформизма» так же. И писать не хочется, потому как неизбежно придется раскладывать все по полочкам, а раз так, то и автора тоже: текст личный, и сколько от «перехода на личности» не уклоняйся, а все равно хоть немного, да перейдешь. И надо все же писать: таких вот отчаянных нападений на практику регулярной, тем паче частой исповеди все больше и больше становится. Отчаянных — потому что от отчаяния они… В себе самих отчаяния. В данном случае разговор о таинстве покаяния начинается с рассказа о крещении в детстве «просто так» — без подготовки, без объяснений, без веры, наконец. Вряд ли этот опыт стоит расценивать как уникальный или хотя бы редкий: в наше, да и в предшествовавшее «нашему» время очень многих крестили именно так. Да и тех, кто сам, в сознательном возрасте, крестился не вполне сознательно, армия целая наберется. И, тем не менее, из числа этих людей — как первых, так и вторых — разве мало пришедших в Церковь впоследствии по-настоящему уже осознанно и осмысленно? Вот почему мне этот посыл не совсем понятен. Разве что автор хотела подчеркнуть: как прежде ее честность заключалась в том, чтобы снять крест, коли нет веры, так теперь она заключается в нежелании исповедоваться, когда потребность в этом отсутствует… Но это вещи совершенно разные. Если человек в Бога не верит, то и правда: зачем носить крест? Честнее его снять. Но вот с потребностью в исповеди — частой — дело совсем другое. Я понимаю, когда этой потребности нет у человека, живущего вне Церкви. Понимаю, когда ее нет у того, кто от бесконечных падений, от собственной лености и нерадения пришел к состоянию совершенного нечувствия. Понимаю, когда ее нет у христианина, который начинал духом, а оканчивает плотью, который только носит имя, будто он жив, а на деле мертв. Но когда она отсутствует у человека, который, тем не менее, говорит о желании часто причащаться для того, чтобы «быть со Христом», это странно. Как минимум.

http://pravoslavie.ru/62156.html

«В то время»: см. прим. к Мф.3:1 .– «Ирод»: так называемый Ирод Антипа, сын Ирода, прозванного великим, при котором родился Христос ( Мф.2 ) и который умер вскоре по Р. Хр. Этот Ирод Антипа, по смерти отца своего и по его завещанию, утвержденному в Риме, владел Галилеею и Переею (см. прим. к Мф.2:15 ), с титулом тетрарха, или четверовластника. Титул тетрарха означал первоначально собственно правителя четвертой части округа, занимаемого Палестиной или иудейскою нацией; в более обширном смысле он прилагался вообще к правителю какой-либо части страны. Антипа был правитель слабый, сластолюбивый и беспечный. – «Услышав молву об Иисусе»: в своей резиденции Тивериаде, лежавшей в тех пределах, где Христос творил так много чудес и где слава о Нем давно уже распространилась, Ирод доселе ничего не слыхал о великом учителе и чудотворце. Это представляется довольно странным, и в объяснение сего предполагали некоторые, что он в то время или путешествовал в Рим, или был в походе против арабского царя Ареты; но ни того, ни другого нельзя подтвердить историей. Вероятнее объяснение Златоуста: «Евангелист не без намерения означает время, но дабы ты увидел суетность и небрежность государя, который о делах Христовых узнает не вначале, но по прошествии немалого времени. Ибо люди, облеченные властью и величием, мало уважая такие вещи, поздно узнают о них» (ср. Феофил.). – «Служащим при нем»: «придворным» (Злат., ср. 1Цар.16:17 ; 1Мак.8:6,8 ). – «Он воскрес из мертвых»: есть основания предполагать (ср. Мк.8:15 с Мф.16:6 ), что Ирод Антипа принадлежал к секте саддукейской, которая не верила в воскресение мертвых, и слова его, что Иоанн воскрес из мертвых, не противоречат этому мнению, а только более объясняют характер Антипы. «Ирод боится умершего Иоанна, даже от страха любомудрствует о воскресении... Мне кажется, что сказанное Иродом внушено и честолюбием и страхом, ибо душа, не управляемая разумом, часто вмещает в себе смесь противоположных страстей» (Злат.). Люди с слабым характером и слабыми убеждениями, под влиянием страха, смущаемые нечистою совестью, часто признают возможным то, что в теории отвергают как невозможное, как нелепость. Ирод боялся Иоанна, потому что умертвил его против своей совести, считая сам его за святого и за пророка ( Мк.6:20 ). Смущенная совесть его и представила, что эта невинная жертва его безумия восстала из гроба, чтобы наказать его. Может быть, к таковым мыслям располагала его и молва народная, видевшая во Христе пришедшего Илию или кого-либо из древних пророков ( Лк.9:7 и дал.). – «И потому» – что он не обыкновенный человек, но восставший из мертвых, «чудеса делаются им» ( δυ’ναμεις – силы: ср. Мф.13:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В чем худшее зло. Митрополит Антоний Сурожский «Важно, что нет любви» 22 января, 2023 «Важно, что нет любви» В мае 1986 года митрополит Антоний (Сурожский) выступил в Лондоне с беседой «Вызов современности». Публикуем отрывок из этой беседы.  — Я верю, что наступит момент, когда все драматически рухнет, но думаю, что мы еще не дошли до этого момента. Помню, во время революции в России, когда еще допускались диспуты и выступления инакомыслящих, кто-то спросил христианского проповедника, баптиста [Владимира Марцинковского], считает ли он Ленина антихристом, и тот ответил: «Нет, он слишком мелок для этого». И когда я смотрю вокруг, мне думается, что все те, кого порой называют воплощением зла, слишком мелки, этот образ к ним не относится. Думаю, мы еще не готовы к конечной трагедии. Но в этом смысле я оптимист, потому что не боюсь и последней трагедии тоже. Наличие атомной бомбы, ядерного оружия, разумеется, внесло иное измерение — измерение, которого количественно прежде не было. Нельзя исключить злую волю или случайность. Но не помню, кто сказал, что решающий фактор — не то, что существует ядерное оружие, решающий фактор — найдется ли человек или группа людей, готовые употребить такое оружие. Думаю, вот главное, что я чувствую по этому поводу. Мир, безопасность и так далее — все это должно начаться с нас самих, в нашей среде. Можно уничтожить все ядерное оружие и тем не менее вести разрушительную войну и полностью уничтожить друг друга. Без всякого ядерного оружия можно уничтожить жизнь на земле.  Можно вызвать голод, который унесет миллионы людей, можно убивать так называемым обычным оружием до тех пор и в таких масштабах, что наша планета обезлюдеет. Так что проблема в нас, а не в самом оружии. Знаете, еще в древности святой Иоанн Кассиан, рассуждая о добре и зле, сказал, что очень немногие вещи добры или злы, большая же часть их нейтральна. Возьмите, например, говорит он, нож. Сам по себе он нейтрален, вся проблема в том, у кого он в руках и что им будут делать. Так и здесь. Все дело в том, чтобы мы, люди, относились к миру, в котором живем, с благоговением, относились друг к другу с уважением. Дело не в разрушительных средствах — все зависит от страха, ненависти, жадности, качествующих в нас.

http://pravmir.ru/glavnoe-ne-yadernoe-or...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010