1. Поскольку многие, не отличая в таинственных догматах общего, [то есть] сущности, от смысла ипостаси, путаются вследствие одинакового [их] понимания и полагают, что нет никакой разницы, употребить ли [слово] " сущность " или " ипостась " (оттого и повелось у некоторых из числа тех, кто принимает это без [тщательного] исследования, говорить, что как сущность одна, так одна и ипостась, и наоборот, принимающие три ипостаси полагают, что следует соответственно учить о разделении сущности на то же число), поэтому, дабы и ты не впал в подобное [заблуждение], составил я тебе для памяти краткое сочинение об этом. Итак, если представить вкратце, суть рассуждения такова. 2. Из всех имен те, которыми называются многие, по числу различающиеся вещи, имеют более общее значение, например, " человек " . Ведь произнесший это указал именем общую природу, но не определил этим словом данного человека, который собственно и узнается благодаря имени. Ибо Петр не более человек, чем Андрей, Иоанн или Иаков. Итак, общность обозначаемого, без различия заключающая в себе объединенное одним и тем же именем, нуждается в подразделении для того, чтобы мы могли познать не человека вообще, но Петра или Иоанна. Другие имена имеют более частное значение, благодаря которому в обозначаемом обнаруживается не общность природы, но особенное определение какой-нибудь вещи, не имеющее никакой общности с подобным по роду, например, Павел или Тимофей. Ибо подобное имя уже не относится к общей природе, но дает представление о какой-то определенной вещи, выделив [ее] из общего значения. B самом деле, если есть две или более тождественные [по сущности вещи], например, Павел, Силуан и Тимофей, и речь идет о сущности людей, то никто не даст одного определения сущности для Павла, другого - для Силуана, третьего - для Тимофея, но какими бы словами ни была указана сущность Павла, те же подойдут и другим, и они, будучи описаны одним и тем же определением сущности, являются единосущными друг другу. Если же некто, изучив общее, обратится к рассмотрению особенного, посредством которого одно отличается от другого, то теперь определение, указывающее на одно, не будет во всем совпадать с определением другого, даже если мы найдем в них и общее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/105/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об идолопоклонстве Идолом может стать и добродетель, если человек, приобретающий её, в существе своего сердца имеет иную цель, кроме единения с Богом 22.01.2017 796 Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал всё для бытия, и всё в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Книга Премудрости Соломона (1, 12-14) Каждая вещь в мире имеет цель бытия, определённую Творцом. Идолопоклонство теряет из виду, извращает эту цель. Каждой вещи в мире Творцом определено своё явное и сокровенное достоинство. Идолопоклонство пренебрегает явным, не знает сокровенного. Каждая вещь в мире не бесследна: несёт последствия существования себя и на себе испытывает действие других. Иначе, бытие всякой вещи имеет значение и последствия для всего сущего. Идолопоклонство теряет из виду, пренебрегает или забывает о последствиях. Апостол Павел говорит: идол в мире - ничто. Скажу больше: ничто в мире - не идол. Идола творит больной дух, извращающий достоинство и цель, произвольно забывающий о последствиях бытия всякой вещи под солнцем. Бог именует идолов мерзостью, а душу, творящую их - прелюбодейной. Идолом может стать и добродетель, если человек, приобретающий её, в существе своего сердца имеет иную цель, кроме единения с Богом. Идолом может стать и желание или мечтание о единении с Богом, если цель, забывшей о своём достоинстве души, есть удовлетворение сластолюбия или гордыни. Последствия - плоды. И по плодам их узнавайте их. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли её и руками, и словами, сочли её другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть её жребием. Книга Премудрости Соломона (1, 15-16) Дети, храните себя от идолов (Ап. Иоанн). 2006 г. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/23/...

Епископ Панкратий: В монастыре должна быть братская любовь, а не демократия Обитель — это не концлагерь 27 октября, 2016 Обитель — это не концлагерь «Человек вверил тебе свою жизнь, как ты перед Богом будешь, как перед людьми, даже перед совестью своей отвечать? Вот ты на других людей как будешь смотреть?» Заключительная часть интервью о монашеской жизни с епископом Троицким Панкратием, игуменом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. «Что есть у тебя — то должно быть у братии» — Владыка, современные монастыри часто сравнивают с тюрьмой. Как вам такое сравнение? — Я таких сравнений не слышал, но если кто так думает, то в тюрьме он точно не был. Так говорить могут люди, чуждые монашества, не любящие его или разочаровавшиеся в нем. В тюрьму добровольно не приходят и добровольно не уходят. А из монастыря, если тамошняя жизнь пришлась не по вкусу, можно собрать вещи и уйти. Проблем хватает, но нельзя думать, что всегда во всех монастырях было все прекрасно или все ужасно. С другой стороны, и менять что-то нужно, в том числе, история этой послушницы бывшей тоже должна заставить задуматься кого-то. Сейчас, честно говоря, я не думаю о бытовых вещах, для этого есть рухольный. Он меня, конечно, огорчает, когда приносит огромный счет на годовую закупку. Мне очень не хочется подписывать. Но я понимаю, что братии нужно что-то носить, обувать и одевать, и что делать — подписываю, хотя денег в обрез! Я радуюсь, когда у братии хорошие, добротные вещи, у них все устроено в бытовом плане. Но бывает, что братья некоторые могут по смирению, по мнимому своему подвигу, правильному или неправильному, подражая подвижникам древним, ходить в лохмотьях, не иметь белья. Так вот, рухольному в обязанность вменяется, чтобы он следил за их одеждой, в каком она состоянии. У нас есть один такой брат, причем начальствующий брат, которому я покупаю и дарю вещи, обувь. Через его руки проходят большие деньги, он мог бы себе самые лучшие туфли покупать, а он ходит в старых башмаках до тех пор, пока до дыр не сносит. Когда я вижу, что из его ботинок чуть ли не пальцы торчат, то я уже сам еду и покупаю ему обувь нормальную, свитер или кофту. Телефон небьющийся тоже подарил на День Ангела. Ненадолго ему, правда, хватило…

http://pravmir.ru/bratskaya-lybov-a-ne-d...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство протоиерей Игорь Прекуп Страх перед вещами покойного " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 25  голосов:  5.0 из  5) Среди молитв православных верующих есть просьба о «христианской кончине живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной…» Человек умер своей смертью, в окружении близких – достойная кончина. Как поступить с вещами, предметами быта усопшего, не вызывает сомнений – что-то оставляют себе на память, что-то дарят знакомым, отдают в храм. А что делать, если попали вещи самоубийцы или человека, скончавшегося тяжелой смертью? Мы попросили протоиерея Игоря Прекупа, настоятеля храма в честь прп. Сергия Радонежского г. Палдиски (Эстония) помочь разобраться, найти грань между суеверным страхом и здоровым чувством осторожности. Что принято делать с одеждой, другими вещами человека, умершего своей смертью? Есть традиция раздавать вещи покойного на помин души. Понятно, что не обноски, чтобы принявший мог с благодарностью помянуть того, кому они принадлежали. Бывает так, что на помин души раздают вещи не самого покойного, а новые, купленные. В наше время к этому люди могут немного иначе относиться, чем прежде. У меня такое чувство, что все страхи перед одеждой не из глубины язычества идут, а связаны именно с нашим современным бытом. Мы привыкли, что нормально, когда человек одевается «с иголочки», в новое. Назовём это привычкой двадцатого века. Раньше всё было намного проще. Не говорю уже о том, что какие-то предметы покойного наследовать было честью. Но мы живём в сегодняшнем времени и нужно исходить, в том числе, и из того, что и как человек воспринимает. Для кого-то получить в подарок место на кладбище – ценное подношение, а кого-то это может страшно оскорбить. Так же и с вещами. А если предметы принадлежали самоубийце или человеку, умершему насильственной смертью? Страх перед такими вещами – суеверие, с которым надо бороться и в котором надо каяться, или здоровая опаска?

http://sueverie.net/strah-pered-veshhami...

Святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Амфилохии Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15-16-17-18, 1998 18 мая, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15-16-17-18, 1998 Или изъяснения священных слов и вопрошаний к Амфилохию, преосвященнейшему митрополиту Кизика, испросившему во время искушений разрешения различных вопросов, числом простирающихся до трехсот 1 25. Кому принадлежат слова а все сие произошло (Мф 1:22) — писателю или Архангелу? То, что [это говорит] пораженный и изумленный сверхъестественными делами и речами, ясно показывает само построение высказывания и подбор слов. Ибо он сказал: Все сие произошло вместо Как все это получилось? Как солнце увидело такие вещи? Как это узнали люди? И поскольку это следует за возвещением бессеменного рождения и зачатия от Духа Святого, и именования Спасителем, которое Он принимает, потому что спасает народ Свой, и притом не от каких-то телесных болезней, с чем зачастую справляются и врачи, а от недугов и скверны самой души, очищения и исцеления которых нельзя обрести без Божественной благосклонности и одобрения — так вот, поскольку он сказал обо всем вышеперечисленном и об именовании Спасителем из-за всеобщего благодеяния, он тут же прибавляет: А  все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Мф 1:22–23). Но что рассматриваемое речение сказано тем, кто поражается и преизумляется безбрежному морю попечения о человеческом роде, — очевидно; а был ли это Ангел или сам Евангелист, ни в том, ни в другом случае сверхъестественные вещи не терпят никакого умаления. Ведь то, что занимает некое среднее положение, часто имеет обыкновение возвеличиваться и сообразно качеству лица 2 , а вещи, обладающие неизмеримым превосходством над всем и в самих себе черпающие несравненность величия, кто бы ни вел о них речь, не уменьшат присущее им достоинство несказанного великолепия. Впрочем, предшеству­ющая фраза заставляет отнести к Архангелу и последующее продолжение, и нет ничего странного в том, что он призывает пророка в свидетели зримому и сказанному — ибо вера становится несомнительной скорее от привычных и знакомых человеческому слуху выражений. С другой стороны, Архангел не ограничивает свидетельство пророком, но затем возводит его ко всеобщему Владыке, говоря: Реченное Господом через пророка .

http://pravmir.ru/amfilohii/

Игумен Петр (Мещеринов): Великий пост — что же главное? Что, вне поста можно меньше молиться, совершать добрых дел, меньше внимать себе? 13 марта, 2018 Что, вне поста можно меньше молиться, совершать добрых дел, меньше внимать себе? Игумен Петр (Мещеринов) на своей странице в Фейсбуке  снова поднял тему настоящего смысла Великого поста и ограничения в еде — в этот раз как ответ на #великопостныйдневник публициста и постоянного автора Правмира Ильи Забежинского. Эта тема поднимается вновь и очевидно нуждается в глубоком и серьезном обсуждении. Правмир републикует текст отца Петра и приглашает  читателей к дискуссии. Ждем ваших откликов на почту info@pravmir.ru Слава Богу, что становятся ясными и выходят, наконец, в поле обсуждения очевидные и простые вещи. Их можно свести к следующему: Если не обманывать себя и называть вещи своими именами, то мы никуда не денемся от того, что Великий пост — это именно гастрономическое мероприятие. И все тексты «прогрессивных священников» на «Правмире» и в других приличных православных местах о том, что «пост не сводится к гастрономии», является лишь попыткой убежать от незыблемой истины, что пост как раз и сводится к гастрономии. Ещё богослужение, конечно. Богослужение Великого поста основывается на постулате «человек для субботы». И тут не нужно обманывать себя, это именно так. Необходимый в христианстве принцип вариативности, о котором так ясно говорит Апостол Павел в 14-й главе Послания к Римлянам, отменён и попран — тоже давайте отдадим себе в этом отчёт. Всем православным предписано одинаково, по расписанию, не есть, ходить на службы, печалиться, сострадать Христу, а потом радоваться Пасхе. Только всем вместе, только по расписанию; а если не так, то ты не православный. У всех без исключения в определённый календарный период на семь недель «отнимается Жених», а затем с такой же обязательностью в определённую календарную дату возвращается. Уж не будем тут глубже копать: а что вообще это за принцип такого богослужебного круга? Христос же в реальности уже воскрес. А раз так, то Великим Постом — происходит что? Христос реально отнимается от нас в нашей внутренней жизни, чтобы по прошествии строго расписанного календарного срока вновь реально воскреснуть? Нет же, наверное. Тогда что? игра? Да, игра, внешне-церковное эстетическое действо, обусловленное историей и культурой, но не реальность как таковая. И опять же — давайте дадим себе в этом отчёт. Не для революций и реформаций, а для правды.

http://pravmir.ru/igumen-petr-meshherino...

Скачать epub pdf От восьмой главы Послания к Римлянам до патристики, и от патристики до неустаревающих аспектов современной русской религиозной философии, через паламизм и «Добротолюбие», великая православная традиция категорична в том, что существует христианская космология, и она есть знание, которое мы получаем в вере. Каппадокийцы в особенности, отвергая интеллектуализм Евномия, подчеркивали, что логос (logos) творения, его смысл, то, что Владимир Лосский называет в данном случае «экзистенциальной основой» 2 , – ускользает от нашего понимания. Сами по себе, говорят они, мы не можем познать сущность даже крохотной былинки 3 . Евномий напоминает ребенка, который хочет схватить солнечный луч 4 . Напротив, святые, пребывающие в единении с Богом, получают совершенное знание о тварных вещах. Они видят мир в Боге, мир, пронизанный Его энергиями, образующими «содержащееся в руке Божией единое» 5 . Именно в этой перспективе византийская мистика и особенно Григорий Палама любили толковать видение св. Бенедикта, который созерцал всю вселенную, словно собранную в одном луче божественного света 6 . «Как солнце, восходя и освещая мир, являет себя и освещаемые им предметы, так и Солнце Правды, восходя в чистом уме, являет и Себя, и логосы (logoi) всех [тварей] – уже приведенных в бытие…» 7 . Итак, космология есть «гнозис», который дан нам во Христе Святым Духом в церковных тайнах и который требует от нас аскетического очищения и обращения к мистическому реализму. «Тайна воплощения Слова заключает в себе… сокрытый смысл всякого творения, чувственного и сверхчувственного. Но тот, кто познает тайну креста и гроба, познает также существенный смысл (logos) всех вещей. Наконец тот, кто проникнет глубже и будет посвящен в тайну воскресения, познает конечную цель, ради которой Бог создал вещи из начала» 8 . Если это действительно так, то потому, что все создано в Слове, Им и для Него 9 , и потому, что смысл этого творения был нам явлен в новом творении, совершенном Сыном Божиим, ставшим сыном земли. «Он Сам есть прежде всего, и все вещи поддерживаются в Нем [фр: ont en lui leur cohesion]», «существуют в Нем» 10 (этот текст будет позднее усилен в прологе Евангелия от Иоанна: «все, что начало быть, было жизнью в Нем» 11 ). Синтез этой новозаветной космологии дан уже в послании к Ефесянам 1:10: anakefalaiosasthai ta panta en Cristo 12 . Здесь выражен принцип сотворения Богом: Слово через Воплощение и Вознесение стало «всем во всём» 13 , ибо Оно есть архетип всех вещей – ta panta – и все они находят в Нем свое «исполнение». Диалектика «повторов» выражается через употребление союза kai [гр.: «и«]: все создано Им и для Него – и Оно (Слово) есть прежде всех вещей – и все они поддерживаются в Нем – и Оно есть глава Тела, Церкви, которая в конце должна заключить в себе все, ибо Евангелие должно быть возвещено «всей твари» (pase tektisei 14 ), а в видении ап. Павла Церковь есть не что иное, как эта самая тварь, собирающаяся и христианизирующаяся.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/k...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жажда чудес, или Как сотворить себе кумира В мире нет ни одной вещи, из которой люди не смогли бы сделать идола 11.08.2017 610 Время на чтение 4 минуты Идолом может стать что угодно и кто угодно, в том числе и вещи вполне благочестивые. Почитание некого святого, чудотворная икона, богослужебные обычаи - все становится идолом, если оно замещает собой Христа в сердцах и умах людей. Почему так происходит? Принять Господа и жить по Его заповедям не так и просто, если нет любви и желания ее обрести. Гораздо удобнее провести некие манипуляции: «вычитать» молитву, «отстоять» церковную службу, сходить к «старцу», который решит за тебя твоя проблемы и т. д. Встреча со Христом для очень многих людей страшна, поскольку обличает их греховность, инфантильность и духовную лень. Потому и требуются какие-либо «посредники», за которыми можно попытаться «спрятаться» от всевидящего Отца. Одним из таких посредников может стать «старец», человек, которому молва приписывает некие чудодейственные способности (разумеется, речь не идет о подлинно духовных монашествующих, диалог с которыми приносит пользу). Но общение с живым старцем далеко не всегда удовлетворяет желание симулировать «духовность», куда проще с каким-нибудь покойным «чудотворцем». Хотя, нужно признать, что некоторые нездоровые культы возникают и при жизни многих подвижников: вспомним секту «иоаннитов», создавших нездоровый культ святого праведного отца Иоанна Кронштадтского еще при его жизни. Этот культ отличался прежде всего тем, что отец Иоанн почитался сектантами в качестве «нового воплощения Христа». Подмена налицо - служитель Господа почитается вместо самого Господа. Таких примеров немало, но, как уже говорилось, почитать покойного проще, чем живого. В конце концов и сам Иоанн Кронштадтский резко негативно реагировал на любое неумеренное почитание собственной особы. А вот мертвому подвижнику можно приписать все что угодно, и он уже никак не сможет на это отреагировать и опровергнуть чушь, выдуманную «благочестивыми» поклонниками.

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/11/zh...

под редакцией  А.В. Елисеева Глава четвертая Путь от Одессы до Яффы Запасшись всем необходимым для путешествия и вознеся к Господу Богу молитвы о благополучном совершении дальнего пути, конечная цель которого – священные места Палестины блестят издали и манят к себе путника, как лучезарная звездочка маяка, паломник садится на пароход в Карантинной гавани. Простой и небогатый паломник, едущий в третьем классе, припрятав, как можно дальше, паломническую книжку и деньги (лучше всего в голенище или зашив бумажки в одежду, оставив при себе лишь мелочь), должен по возможности выбирать для себя место поближе к середине парохода, где не так сильно чувствуется качка; в защиту от ветра и воды, которая иногда бьет через борт, во время бури лучше всего можно посоветовать устраиваться около разных пристроек, находящихся на пароходе. Не мешает также запасаться в Одессе разными съестными припасами, иначе еда на пароходе будет обходиться паломнику не менее 40–60 к. в сутки, что для дальнего путешествия накладно. Пароход трогается из Одессы обыкновенно перед вечернею, и до Константинополя идет 36 часов, из них часов 28 путник не видит берега. Константинопольский залив или Босфор, к которому подъезжают всегда на заре, так узок, что путешественник, входя в него, видит оба его берега, азиатский и европейский. Через час или час с четвертью по вступлению в Босфор, пароход подплывает к столице Турецкой империи и вступает в бухту, называемую Золотым Рогом. Уже с этого места перед взорами паломника среди груды зданий открывается Святая София, на куполе которой, увы! вместо креста Христова водружен мусульманский полумесяц. Панорама Константинополя необыкновенно живописна и великолепна; оба берега Босфора усеяны массой построек, среди которых виднеются огромные мечети. По прибытии в гавань, паломник должен быть очень осторожен с лодочниками, которые во множестве подплывают к пароходу и часто рвут из рук вещи паломника, чтобы перевезти его на берег. Не обращая внимания на их крики и поднимаемую ими суматоху, паломник, собрав около себя свои вещи, должен дожидаться прибытия афонских монахов, имеющих в Константинополе свои подворья: Пантелеймоновское, Андреевское и Ильинское, также как и в Одессе. Монахи, знающие все порядки, усаживают поклонника, проводят через таможню и ведут в подворье, где встречают его чаем и белым хлебом. Тем же порядком монахи отвозят паломника обратно на пароход, принимая на себя улажение всех препятствий со стороны туземной полиции и таможни. Переезд на лодке стоит 10–20 копеек с человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     Почему человек боится жизни?», «Как понять, от чего ты зависишь?», «Чем свобода отличается от вседозволенности?» — эти и другие вопросы смогли задать руководителю информационно-издательского отдела Саратовской епархии игумену Нектарию (Морозову) собравшиеся на презентацию его новой книги «Путь к свободе. О зависимости от вещей, людей и мнений». Презентация прошла в иконной лавке «Лествица». Встреча с читателями началась с выступления редактора книги Юлии Посашко. — Идею книги о зависимостях дала сама жизнь. Нам встретился один молодой человек, одержимый страхом перед жизнью. Так и возникла необходимость поговорить об этом — рассказать о том, что бывают вещи, которые человека связывают, не дают ему быть собой, не дают ему жить полной жизнью. Мы обсудили как страшные зависимости, которые бросаются в глаза, так и бытовые, незаметные. Ведь какая разница, чем человек связан… Железная это цепь или тысячи мелких нитей — он все равно не свободен. Любая зависимость — это беда. Несмотря на то что говорить автору приходилось о тяжелых вещах, о человеческой боли, после ее прочтения не остается гнетущего впечатления. — Если ты осознаёшь, что ты связан, что ты бежишь от чего-то, то, поняв это, можно хотя бы остановиться,— объясняет Юлия.— Пусть у тебя пока не хватит сил повернуться лицом к своему страху, но остановиться ты можешь. Поэтому я бы сказала, что это книга о человеке и книга о надежде. О надежде на избавление. Рассказывая о новой книге, отец Нектарий предложил собравшимся провести такой опыт: «Сесть и задуматься: “От чего я завишу?”. Это на самом деле очень интересно. Мы выявим такие вещи, которые нас удивят. Святой Василий Блаженный как-то раз, находясь на богослужении с Иваном Грозным, императрицей и целым рядом людей, подошел по окончании службы к государю и сказал: “Сегодня в храме молилось три человека: митрополит Макарий, царица и я”. Иван Грозный возмутился: “Да как же? Я всю службу от начала до конца отстоял!”.— “Да нет, ты в это время был на Воробьевых горах, место осматривал под строительство дворца”,— сказал ему святой, имея в виду, что тот всю службу думал о том, как будет строить там себе дворец, и подразумевая, что практически все находившиеся в храме тоже думали о чем-то своем, не имеющем отношения к богослужению.

http://pravoslavie.ru/104033.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010