Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XXVII. Как, став епископом, он сообщил папе Григорию о сделанном им в Британии и получил ответы на заданные им насущные вопросы К предыдущей статье Тем временем Августин, человек Божий, отправился в Арелат и был согласно велению святого отца Григория посвящен епископом этого города в архиепископы народа Вернувшись в Британию, он тотчас послал в Рим священника Лаврентия и монаха сообщить святому понтифику Григорию, что народ англов принял веру Христову и что он сделался у них епископом. В то же время он просил совета относительно некоторых насущных вопросов. На эти вопросы он без промедления получил ответы, которые мы считаем нужным поместить в нашей I. Вопрос блаженного Августина, епископа Кентской церкви: Как епископы должны жить со своим клиром, как делить дары, приносимые верующими к алтарю, и как должно епископу вести себя в церкви? Отвечает Григорий, папа города Рима: Святое Писание, с коим ты, без сомнения, знаком, говорит об этом, в особенности в письме блаженного Павла к Тимофею, где он берет себе за труд наставить того, как вести себя в доме В обычае апостольского престола сообщать всякому, кто помазан в епископы, что все поступающие деньги должны делиться на четыре части: одна епископу и дому его для дел милосердия, другая клиру, третья беднякам и четвертая на обновление церквей. Но поскольку ты, брат, согласно монашескому правилу живешь вместе со своим клиром в церкви англов, обращенных промыслом Господа к вере, тебе лучше следовать правилам отцов наших, принятым в древней церкви: никто из них ничем не владел отдельно, но все вещи у них были Если же клирики младших рангов не могут воздерживаться, они должны жениться и найти себе дело за пределами ибо мы знаем из писаний, касающихся упомянутых отцов, что каждому дается то, в чем он О них также должно заботиться и выделять пропитание для их надобностей, и они должны подчиняться церковным правилам, жить благонравно, участвовать в службах и отвращать сердце, язык и тело от всего порочного. И что сказать тем, кто живет одной общиной, о разделе даров, или о гостеприимстве, или о раздаче милостыни? О том, как делать это с благочестием, сказал Господь и Учитель наш: «Подавайте милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас

http://sedmitza.ru/lib/text/440559/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Второе послание святого апостола Павла к Тимофею Побуждения к написанию второго послания к Тимофею Это послание можно рассматривать как предсмертное завещание св. апостола Павла своему любимому ученику и сотруднику Тимофею. " Я уже становлюсь жертвою, — пишет в нем св. апостол Павел, — и время моего отшествия настало " (2 Тим. 4:6). Со скорбью говорит здесь св. апостол о переживаемом им тяжком одиночестве, ибо прочие ученики или оставили его, " возлюбив нынешний век " (4:10), или разосланы им по разным поручениям. Апостол просит Тимофея прийти к нему скорее и привести с собою Марка (4:9, 11), а также принести ему некоторые вещи: фелонь, который оставил он в Троаде у Карпа, " и книги, особенно кожаные " (4:13). Таким образом, побуждением к написанию этого послания было желание св. апостола Павла в предчувствии своей близкой кончины повидаться со своими преданнейшими учениками и преподать им свое последнее предсмертное назидание и завещание. Время и место написания второго послания к Тимофею Время и место написания этого послания можно определить по указаниям, которые дает само послание. В нем св. апостол пишет: " не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня узника Его " (1:8), а также " за благовествование мое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз " (2:9). Итак, ясно, что это послание написано св. апостолом из уз. Видно также, что это были римские узы, ибо апостол, похваляя Онисифора, который не стыдился уз его, говорит, что он " быв в Риме, с великим тщанием искал его и не нашел " (1:16-17). Это несомненно также были вторые узы, а не первые, ибо в первых узах св. Павел пользовался относительною свободою, мог проповедовать, сообщал о себе успокоительные известия малоазийским церквам (Деян. 28:30-31; Еф. 6:19-20; Кол. 4:8) и не только не ждал себе смертного приговора, но, наоборот, выражал уверенность в своем скором освобождении (Флп. 2:24) и приготовлял даже помещение в Колоссах у Филимона (Флм. гл. 22). Между тем теперешнее его заключение было совсем иного рода: он страдал в нем, как злодей (2 Тим. 2:9), проповедь его встречала сильное сопротивление (4:17), он оставлен всеми (4:16) и чувствует предстоящую ему в недалеком будущем насильственную смерть (4:6), а свое единственное утешение видит лишь в том, что " готовится ему венец правды, который даст ему Господь, праведный Судия, в день оный " (4:6-8). Имея в виду все это, как древние, так и новые толкователи считали второе послание к Тимофею последним посланием св. апостола Павла, написанным им из Рима незадолго перед его мученической кончиной, в конце 66 или в начале 67 года по Р. X. Цель написания второго послания к Тимофею

http://sedmitza.ru/lib/text/430649/

Богословие и богослужение Введение в богословие. Курс лекций по догматическому богословию 1949–1950гг. Введение Введение в богословие – в этом курсе нужно сказать понемногу обо всем. Мы живем в иное время, чем то, когда Григорий Богослов не мог войти в баню или лавку за хлебом, не будучи схваченным кем-нибудь за рукав и не спрошенным: «Скажи, что правильнее – “омоусиос” или “омиусиос”?» Теперь так не богословствуют и к богословию относятся неприязненно или с недоверием. Богословие стало уделом одних богословов, специалистов, которые рассуждают о вопросах, никого больше не интересующих. Большинство христиан ограничивается простой верой и с подозрением смотрит на богословие, боясь, чего доброго, впасть посредством его в ересь. Это отношение способствовало превращению богословия в чистую науку, интеллектуальное занятие, цель которого – в самом себе и которое не имеет никакой связи с жизнью. Даже большая часть священников, при обязательности для них богословского образования, из знаний, полученных за пять лет своего обучения, используют лишь те, что касаются устава и некоторых практических моментов. Прочее же никак не увязывается у них с реальностью. Здесь встает вопрос о целях и задачах богословия. Я принадлежу к тем людям, которые верят, что богословие есть высшее призвание, что без него нет и не может быть христианства. И теперь, когда жизнь зовет к практическим делам, я скажу, что нужно богословское призвание, нужно искусство богословия, нужен возврат к прежнему богословию, что без этого не будет подлинного христианства, той веры, о которой говорится: «сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1Ин.5:4 ). Богословие, или теология (греч.), есть учение о Божестве; оно существовало и до появления христианства. Теологами в древней античности называли тех поэтов, которые занимались происхождением мира (космогония) или богов (мифология), в отличие от философов, которые рассматривали вещи сами по себе. Даже в более поздние времена Платон богословием называл мифологию, как учение о богах и их происхождении. Только с появлением стоицизма, последнего цветка на древе греческой философии, понятие «богословие» получило тот смысл, который оно имеет и теперь: учение о природе и сущности Божества. В Римской империи глагол «богословствовать» означал «обожествлять императора, признавать его богом». В христианстве термин «богословие» появился не сразу. Вначале он имел для христиан слишком языческий, мифологический привкус. Они с трудом привыкали обращаться с остатками языческих культов, как, например, воскурение ладана – каждение. Еще в III в., то есть через двести лет после Рождества Христова, Климент Александрийский и Ориген по-прежнему называли богословами греческих поэтов. Однако у них уже появляется предчувствие, что подлинное богословие принадлежит христианству, что если у римлян оно есть культ императора, признание его богом, то у христиан оно должно означать провозглашение Богом Христа. Только в IV в. это слово вошло в христианский обиход.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

В этом далеком монастыре, кажется, нет ничего особенного, но самые простые вещи здесь напоминают о чуде Как без света и дорог в глухой Карельской глубинке живёт Свято-Успенский Муромский мужской монастырь, один из древнейших монастырей России, и есть ли шанс, что в такой глуши чудеса случаются немного чаще? Завидное постоянство «Отче, Николай ушёл», – сообщил молодой послушник тучному игумену Илье, принимая из его рук мешок арбузов. Арбузы бухнулись в надувную лодку, а игумен взялся обеими руками за наперсный крест – характерный жест священника. «Как ушел, в каком еще домике? Он что, совсем что ли? Кто благословил?!» – сыпались вопросы. Из диалога выходило, что Николай пришел в Муромский Свято-Успенский монастырь около двух недель назад и получил разрешение жить вместе с трудниками. На днях он собрал сушившиеся в бане клобуки братии и повесил себе над кроватью, а на вопрос «зачем» отвечал, что не пройдет и месяца, как он сам станет монахом. В завершение всей этой истории Николай объявил, что жить будет отдельно, и ушел из монастыря в неизвестном направлении. Возможно, стал жить в одном из рыбацких домиков, которыми изобилует этот глухой карельский край. Сосны, песок, камни, болота. Ни дорог (одна, впрочем, есть – для внедорожников), ни электричества, сообщение по воде с помощью моторных лодок. И полное питьевой воды и рыбы Онежское озеро. «Странненький он, – объяснил мне эту историю послушник Олег, когда мы уже загрузили лодку продуктами и неслись в направлении монастыря по узкой реке Гакугсе. – Люди немного не в себе регулярно приходят в любой монастырь. Раз в месяц к нам по-любому такой придёт». Тут и там из коричневой воды под углом, как противотанковые укрепления, торчат брёвна – артефакты советского времени. Когда-то этим путём сплавляли лес. Лодка на скорости лавирует между бревнами. Долгая история (вкратце) Монастырю, основанному в XIV веке преподобным Лазарем из Константинополя, вообще везло на разных странных людей и приключения. Хижину святого на восточном берегу Онеги сожгли лопари и чудь, жившие в том месте, а самого монаха несколько раз били и преследовали, чтобы убить. В середине XVI века братия монастыря сама побила и ограбила жителей деревни, которая отказалась платить оброк. В суде «старец Леонид», представлявший монастырь «сильно вопиял», а финальным его аргументом стало требование выставить от оппонентов бойцов, и кто победит – тот и прав.

http://pravmir.ru/ilya-muromskiy-i-ego-b...

Глава XVII. Хранение от преткновения Мняйся стояти блюдется, да не падет. Еда падаяй не восстает? Смотрите, поступайте осторожно ( Еф.5:15 ). Все пути Господни, советы и повеления Его, направляют человека к тому, чтобы отвлечь его от путей сынов человеческих – суетных дел и забот о временной жизни, и с тем вместе внедрить в сердце его упование бессмертия и вечного блаженства. Желает ли кто найти еще в сей жизни блаженный покой в Боге, тот пусть приобретет прежде веру и смирение душе своей. Какую это веру? – доверенность Богу, или вверение всего себя промышлению Божию. «Проси у Бога этой веры, – так учит Исаак Сирин , – испрашивай с великим желанием получить ее; сподобишься же, если прежде отринешь всякое о себе попечение, и всякое охранение себя заменишь Его промышлением». Когда Господь увидит, что надеешься ты на помощь Его более, чем на видимые вещи, на телесную свою крепость и способность ума, тогда вселится в тебя некая чудная сила, и ты почувствуешь, как нечто недоведомое убеждает тебя не обращать внимания на все видимое и стать выше всего земного. Эта невидимая сила есть вера, она состоит в освобождении души от всех помыслов, происходящих от мира сего. Как дети, не имея о себе попечения, предаются вполне заботам своих родителей, так и человек, пока не уподобится им и не сложит с себя всякую заботу на промысел Божий, – не придет в меру совершенного возраста в духовной жизни. Не без причины и Господь сказал Своим ученикам: истинно говорю вам, если не обратитесь, и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное ( Мф.18:3 ). Посему проси Бога при всяких нуждах, чтобы Он удостоил тебя того отеческого попечения, какое имеют родители о своих младенцах; проси Его, как немощствующий младенец; слезами более, а не словами. И если ум твой пребудет отчужденным от всего того, чем увлекаются люди на земле, то скоро в душе появится вера или духовное ведение о Боге – Промыслителе твари: оно подается душе от благодати Божией. Сказано не ложно, что трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие ( Мк.11:23 ), – вечную радость и Божественный покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Городная. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Местечко Городная Пинского уезда расположено между болотами. Расстоянием от губернского города в 300 верст, от уездного, где и ближайшая почтовая станция, в 49 верстах и от Московско-Брестской железной дороги в 130 верстах. Недалеко от местечка, именно в 2 верстах, есть какие-то древние окопы, под названием Замковище, что указывает на существование на том месте укрепленного замка. Внизу окопов, с западной стороны, есть болото, заросшее лесом, среди которого протекает небольшой ручеек, в котором, по рассказам старожилов, находили обломки больших судов. О построении в местечке первой или древнейшей церкви нет никаких сведений, нет также сведений о времени построения настоящей приходской церкви, расположенной среди самого местечка. Зданием она деревянная, в основании имеет вид прямоугольника, с закруглением в алтарной части, с двумя глухими куполами и гонтовою крышею, с одною входною дверью и одним рядом окон, не снабженных железными решетками; снаружи не окрашена. Внутренняя площадь вместимости заключает в себе, вместе с алтарной частью, около 30 кв. саж. Потолок настлан досками, пол кирпичный, стены выбелены; солея возвышена на шесть вершков; клиросы на солее. Двухъярусный иконостас, окрашенный в голубой цвет, с золочеными капителями, резьбою и некоторыми рамами, заключает в себе тринадцать икон, большею частью, новой живописи. Ризница помещается в алтарной части. Престол один – во имя Св. и Живоначальной Троицы. К отоплению церковь не приспособлена; в стенах она, вообще, ветхая. За исключением сборного блюда, купели и водосвятной чаши, все утварные вещи имеются, но все малоценны; только литургийные сосуды и одна униатская дарохранительница – серебряные. Риз три, из них две новые. Богослужебное Евангелие одно, в лист, Московской печати 1834 г., оправленное в парчу, с металлическими изображениями Спасителя и Евангелистов. Полного круга богослужебных книг нет. В церковном архиве метрические и исповедные ведомости хранятся с 1838 г. Деревянная ограда кругом церкви совершенно ветха. Колокольня устроена отдельно от церкви; в ней пять колоколов: в 5, 4, 3, 2 и 1 пуд. Кладбищ два; на одном из них есть часовня; приписных церквей нет.

http://sobory.ru/article/?object=33281

Д.А. Авдеев Приложения Святые отцы об унынии Уныние – от парения ума, а парение ума – от праздности, суетных бесед или от пресыщения чрева. Преподобный Исаак Сирин Кто обращается с братом своим лукаво, не избежит печали сердечной. Преподобный Исаия Отшельник Человек надменный постоянно сокрушается скорбью, постоянно досадует, постоянно сетует. Ничто не может утолить его страсти. Святитель Иоанн Златоуст Скорби находят и за прежде бывшие грехи, принося с собой то, что соответствует каждому прегрешению. Преподобный Марк Подвижник Грех – причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности. Скорби составляют как бы естественное следствие, естественную принадлежность греха, подобно тому как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов, свойственное им действие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Впрочем, (эта страсть) иногда происходит от предшествующего порока – гнева – или рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти, когда кто видит, что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи, а иногда без всяких причин, располагающих к этой болезни. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Духовные врачевства Кто победил пожелания, тот победил страсти; а кто победил страсти, тем не овладеет печаль. Не печалится воздержанный, что не достал снеди, целомудренный, что не улучил срамного непотребства, негневливый, что не удалось отмстить, смиренномудрый, что лишен человеческой почести, нелюбостяжательный, что потерпел неудачу. Они совершенно погасили в себе все такие пожелания, – почему и не испытывают печали; ибо бесстрастного не уязвляет печаль, как одетого в броню не пронзает стрела. Плавильная печь очищает неочищенное серебро; а печаль по Богу – сердце, сущее в грехах. От уныния врачует терпеливость, и то, чтоб делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопринуждением, из страха Божия. Во всяком деле определи себе меру, и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно, – и дух уныния бежит от тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

ЖИЗНЬ БУДУЩАЯ, ВЕЧНАЯ Жизнь человека бывает троякой Как смерть, так и живот «троякий». Первый «телесный», когда душа с телом совокупно пребывает. Сей живот такожде, якоже и смерть телесная, всем праведным и грешным общий есть. Вторый живот «духовный», который соделовает Божия благодать, живущая в человеке. Как грех оскверняет человека и от святаго Бога отлучает ( Ис. 59, 2 ) и, тако умерщвляет; тако вера и Божия благодать очищает человека, с Богом соединяет и оживляет. Якоже бо чувственныя вещи, к свету, например; солнцу или светильнику приближавшиеся, свет в себе приемлют и освещаются: тако душа, верою к Богу приближавшаяся, свет от Него и живот приемлет, и тако просвещается и оживляется от присносущнаго Света и Живота. Третья жизнь есть «вечная», в которой преддверие есть вышеписанная ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. Никто бо не внидет в вечную жизнь, аще от мертвых дел не воскреснет ныне. «Ибо вне псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу» ( Апок. 22, 15 ). Надобно убо неотменно человеку сперва зде востать, верою Христовою оживиться, и тако отворятся ему двери к вечному животу (3:233). Жизнь вечная всегда начинается и никогда не кончается Вечность, в которой по восстании от мертвых и окончании праведного Христова суда пребывать будем, не ино что есть, как едино начало без конца: она всегда начинаться будет, но никогда не скончается. Воображай в уме, что пройдет сто тысящей лет: нет конца вечности. Пройдет сто тысящей веков (век в себе заключает сто годов): нет конца вечности. Пройдет тысяча тысящей веков и миллион миллионов: нет конца вечности, то только начинается. И хотя далее умом поступать будешь в вечность, едино увидишь начало без конца. Сколько ни собери миллионов веков в ум твой, то вси они так имеются противу вечности, как едина капля воды против целаго океана, или как маковое зерно противу всего света, или, лучше сказать, как ничто. Ибо все может мало-помалу умалиться и скончаться, но вечность не может, ибо бесконечна. Чем далее простираешься умом в вечность, тем большая долгота ея открывается, ибо бесконечна. Добре некоторые изображают вечность сими словами: вечность есть «всегда и никогда», то есть, всегда будет, но никогда не кончится (2:247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Жизнь и учение уральских старцев Святые отцы о значении старчества Все святые отцы Православной Церкви единодушны в том, что удобнейшим путем спасения для христианина является следование за опытным наставником. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что если в человеческих науках и искусствах мы «не можем сами собой преуспеть... но имеем нужду в учителе и указателе, то не безумно ли думать, что не требует учителя труднейшая из всех наук, наука духовная? » 1 . Вторит ему и преподобный Иоанн Лествичник : «Как не имеющий путеводителя удобно заблуждает на своем пути, хотя бы и весьма был умен, так и идущий самочинно путем иночества легко погибает, хотя бы и всю мудрость мира сего знал» 2 . А кто не помнит ставшего знаменитым благодаря своей краткости и предельной точности высказывания преподобного аввы Дорофея : «Я не знаю другого падения, кроме сего, когда человек последует самому себе» 3 . «Имже несть управления, падают, якоже листвие; спасение же во мнозе совете» (см. Притч. 11, 14 ) 4 , – подтверждает словами Священного Писания свою мысль святой отец. Подобные высказывания не единичны. Это учение, характерное для всего Предания Православной Церкви 5 . Святитель Филарет Московский пишет, что в высшем, духовном значении под именем послушания разумеется последование воли человеческой, как сотворенной и зависимой, воле Божией, как творческой и вседержавной. Воля Божия непогрешительна. Следовательно, послушание воле Божией ведет человека ко всякому благу. Первозданный человек в раю привык слушать слово Самого Бога, в Нем находя себе Наставника, Ему самоохотно и беспрекословно повинуясь и веруя без рассуждения. В последовании сотворенной воли человека воле Божией заключался источник его благоденствия. Но «он пал с высоты своего блаженства. Его воля отпала от воли Божией и впала в чувственные пожелания. Преслушание, грех , смерть – это звенья одной цепи» 6 . По падении в естестве человеческом произошло глубинное смешение природного добра с привнесенным злом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что естество наше отравлено грехом, «все в человеке пришло в расстройство; все действует неправильно; все действует под влиянием лжи и самообольщения. Отделение собственными усилиями прившедшего зла от природного добра соделалось для человека невозможным» 7 . «По этой причине нам нужен наставник, который бы вывел нас из нашей сложности, из нашего лукавства» 8 . Таким образом, как началом общей нашей болезни была утрата послушания, так и врачеванием является приобретение этого свойства. Преимущества послушания наставнику очевидны, даже если рассуждать с точки зрения одного только здравого смысла. Преподобный Силуан Афонский говорил, что «духовник, совершая служение свое, дает ответ на вопрос, будучи свободным в тот момент от действия страсти, под влиянием которой находится вопрошающий, и в силу этого он яснее видит вещи и легче доступен воздействию Божией благодати» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Когда мы начинаем отстаивать истину православной веры, в наших устах это звучит неубедительно. Потому что часто мы не являем собой примера настоящего православного человека. Так что здесь запинаются не на вере, а на нас. Когда бывают споры о вере, то нужно помнить, что эти две вещи часто путаются. Сегодня мы совершаем богослужение воскресного дня, который именуется Неделею святых отец. Два воскресных дня перед праздником Рождества Христова имеют наименования: дальний — Неделя святых праотец, а ближайший перед Рождеством, сегодняшний день — Неделя святых отец. В Неделю святых праотец вспоминались все святые патриархи, начиная от Адама. Все, кто сохранял, через кого передавалось обещание Господа, что в мip придет Спаситель, Мессия, Помазанник и что Он избавит людей от рабства греху и дьяволу. И сегодняшний Апостол повествовал о тех, кто, начиная уже от Авраама, сохранял этот завет Божий и жил в ожидании пришествия Спасителя (Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40). Поэтому они прославляются — через них до Рождества Христова дошло это ведение, люди знали и хранили его, верили, что слово Господне неизменно. Хотя история человечества показывает, что оно было уже на грани гибели — и это произошло: остался только Ной со своим семейством. Можно себе представить, насколько велика была тогда развращенность мipa, если Господь истребил почти весь род человеческий. Мы обычно пытаемся понять это логически. Что же можно сделать, когда вокруг становится все хуже, хуже и хуже… Вот пример веры святых отцев. Они верили, что, раз Господь сказал, значит, это исполнится, каким бы это ни казалось невероятным. Поэтому прославляется их вера. И вера эта относится не только к ним, но и к нам. И мы часто имеем такие грустные примеры, что, кажется, становится все хуже, хуже и хуже — и что может быть, на что можно надеяться?.. Надеяться нужно на Бога, а Богу все возможно. И что может быть, мы не можем себе и представить. То, что произошло, произошло по обетованию, то есть по обещанию Божию, и произошло в свое время, совершенно точно определенное Богом. Вот этот счет родов: от Авраама до переселения Вавилонского, от переселения Вавилонского до Давида, от Давида до Рождества Христова — четырнадцать, четырнадцать и четырнадцать — это число родов показывает, что Богом совершенно точно был определен срок по родам: сколько родов должно было каждый раз пройти. То есть теперь, оборачиваясь назад, мы видим, нам открыто это, насколько все это было закономерно. Когда же это совершалось, в то время это было непонятно.

http://pravmir.ru/evangelie-o-rozhdenii-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010