Здоровый чистый глаз хорошо различает вещи; a больной или поврежденный видит их неясно и смутно, или превратно, или совсем не различает, совсем ничего не видит. Так бывает и в духовных вещах, с душой человека. Если разум истинно просвещен светом Евангелия, если совесть у человека добрая, прямая, правдивая, он видит людей и все вещи в их натуральном виде и свете, его отношения к людям бывают прямые, чистосердечные, добросовестные, искренние, христианские, а если разум у человека непросвещенный, или не по-христиански, ложно просвещенный, если у него совесть нечиста и лукава, сердце нечисто, худо, то и взгляд на людей и на вещи бывает также неправильный и фальшивый; и помышления, чувства и поступки его бывают лукавы, нечисты, нехристианские. Какова у него совесть и сердце, простые или лукавые, таковы у него и мысли, чувства, слова и поступки, такова и вся жизнь его. Мы видим это постоянно на себе и других, всякий день. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? ( Мф.6:22–23 ). Впрочем, крайне непостоянно человеческое сердце и всяким переменам подвержено бывает оно: и простое, и лукавое, доброе и злое у одного и того же человека. Живая вера, покаяние и молитва изменяют иногда совершенно сердце человеческое в добрую сторону, и из сосуда непотребного делают благопотребным и богоугодным. Господь говорит через пророка Исаию: отъимите лукавства от душ ваших... научитеся добро творити ( Ис.1:16–17 ), или обещает дать людям сердце новое и дух новый: сердце новое и дух новый дам вам ( Иез.36:26 ). Отчего же в человеке, созданном по образу Божию, совесть и сердце бывают лукавые, вместо того, чтобы быть непорочными и праведными? – Зане прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его ( Быт.8:21 ). Во-первых от первоначального нашего повреждения в прародителях, ибо после грехопадения своего первозданные человеки стяжали совесть нечистую, и сердце нечистое и всему потомству передали это несчастное наследие; во-вторых и сами мы произвольными и непроизвольными грехами умножаем в себе эту природную порчу, особенно вследствие обращения с порочными людьми, или от недостатка порядочного воспитания, от чтения дурных книг, от соблазнов и дурных примеров; нужда бо есть, говорит Господь, приити соблазном: обаче горе человеку тому, имже соблазн приходит ( Мф.18:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим. «Прости нам грехи наши, как и мы простили уже тем, которые оскорбили нас». И не введи нас во искушение: «не допусти нас до греха». Но избави нас от лукавого. «Избавь нас от всяких бед, в особенности от злейшего нашего врага – диавола!» Говорим везде: «нам», «нас», а не «меня», потому что мы должны любить наших ближних, как себя, и так же заботиться и молиться о них, как и о себе. Яко Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь. «Мы просим у Тебя, Небесный наш Отец, всех этих благ, потому что они в Твоей власти и силе и для Твоей славы, мы желаем их себе, чтобы жить нам так, как Тебе угодно, и Тебя прославлять. 9. Молитва утренняя К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна восстав, прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози мне на всякое время во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольского поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упованием мое, и Тебе славу воссылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пробудившись от сна, мы, прежде всего обращаемся к Господу Богу с чувствами преданности и благодарности: К тебе, Владыко, Человеколюбче, от сна восстав, прибегаю. Господь сохранил нас в течение ночи, когда недвижимо, как бы мёртвые, мы лежали на своём одре. Многие с вечера спокойно засыпают, а просыпаются уже не в этой, а в другой жизни. Не могли ли и мы умереть? Болезнь, пожар, злой человек, даже просто испуг могли причинить нам смерть. Но от всех этих бед избавил нас Господь. И Он не только сохранил нас в течение ночи, но и ободрил и укрепил нас на новый день. Вчера мы легли спать усталые, утомлённые, изнемогшие от труда. Встаём с новыми свежими силами, способными к труду. За всё это мы должны благодарить Господа Бога и благодарим Его в утренней молитве. Мы называем Его Владыкою и Человеколюбцем. Наименование Владыки означает, что мы находились во время сна, как и всегда, находимся во власти Господа Бога. Он мог пробудить и не пробудить нас к жизни. Именуя же Человеколюбцем, означаем Его любовь к нам: по Своему неизречённому милосердию Он продолжает нам жизнь и даёт время на покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

«Когда увидишь вола брата твоего или овцу его, заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему; если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их; так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай и со всякой потерянной вещью брата твоего…» ( Втор.22:1–3 ). Если потерянная вещь принадлежит и врагу или недоброжелателю: «заблудшего приведи» ( Исх.23:4–5 ). Потерять нетрудно каждому что-либо из своих вещей, а особенно деньги. Но ужели потерянная собственность перестала быть нашею собственностью потому только, что выпала из рук наших? А если это будет огромная потеря, и если все-таки известно, что кроме такого-то места или таких-то рук она ни на шаг дальше не может скрываться? Нет; право человека владеть потерянным не прекращается. Но говорят: «иной раньше потерял такую же точно вещь и приблизительно такой же цены: ужели не может пополнить свою потерю этою находкою» 202 ? Не может, по смыслу церковных правил: «обольщают себя, удерживая найденную чужую собственность, вместо своей утраченной» 203 . Это значило бы делать обиду за обиду в вещах, или, точнее сказать, вымещать свою потерю на собственности ближнего. Еще иной говорит: «неизвестно, кто потерял вещь; а не посторонняя ли это для меня забота отыскивать хозяина ее»? Если находка ничтожна (например, будет она меньше 10 рублей, в таком случае, и без упрека совести может оставить ее у себя тот, кто нашел ее и не знает, чья это собственность); если, напротив, находка очень значительная: нужно объявить о ней во всеуслышанье на том месте, где она найдена, или же дать знать начальству, или через печатное слово. Хуже, когда она будет изобличена: тогда и правилами церковными полагается епитимия 204 . Еще виновнее утаение чужой потери, если потерявший сам объявляет о себе в газете, а кто нашел вещь и прочитал газету, или получил газетное известие через других, молчит и молчит. Более виновна также утайка в том случае, если не предъявляет о вещи смотрителя или сторожа тех заведений, или мест, где вещь потеряна: в таком случае, нарушается этими людьми доверие к ним со стороны других лиц. Но доколе не явится хозяин найденной вещи (а после объявления хозяин поспешит явиться): следует хранить ее в целости ( Втор.22:2 ). Когда же хозяин будет просить вещь: нужно возвратить ее прямо или, смотря по обстоятельствам, с посредством гражданского начальства. Словом, утаить найденное есть грех насильственного присвоения чужой собственности: ни права употребления, ни права обладания над находкою не имеет тот, кто нашел ее и думал бы воспользоваться ею под предлогом «своего счастья». Мало того: по-христиански этот человек должен возвратить находку без всякого скверностяжательства 205 , не требуя себе доли за то, что или указал, где лежит потерянная вещь, или похранил ее, но предоставить вознаграждение за нее усердию ее хозяина.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Кроме того. Все, что может и быть, и не быть, имеет какую-то причину; ибо само по себе оно равно расположено и к тому, и к другому. Таким образом, должно существовать нечто другое, что определило бы его либо к бытию, либо к небытию. А так как [причинный ряд] не может быть бесконечным, то должно существовать нечто необходимое: оно-то и будет причиной [бытия] всех [вещей], способных и быть, и не быть. Однако бывает и такое необходимое, у которого есть причина его необходимости; здесь тоже нельзя идти до бесконечности; значит, [в указании все более необходимых причин] мы должны дойти, наконец, до чего-то такого, что само по себе необходимо существует. Но такая вещь может быть только одна, как показано в первой книге (I, 42). И это – Бог . Следовательно, все, что не Он, должно восходить к Нему как к причине своего бытия. Далее. Бог способен создавать вещи постольку, поскольку существует актуально, как было показано выше (II, 7). Но Божья актуальность и совершенство объемлют совершенства всех вещей, как доказано в первой книге (I, 28); таким образом, Бог виртуально есть все. 17 Следовательно, Бог – создатель всего. Но это было бы не так, если бы хоть что-то, кроме Бога, было способно существовать по своей собственной природе, не будучи создано Богом. Ведь ничто не может по своей природе быть способно существовать и само от себя, и [получая бытие] от другого: потому что если его природа такова, что оно существует независимо ни от чего другого, значит, его бытие необходимо, и оно никогда не может происходить от чего-то другого. Следовательно, нет такой вещи, которая могла бы быть не от Бога. И еще. Несовершенное берет начало от совершенного, как, например, семя – от живого существа. Бог – совершеннейшее сущее и высшее благо, как было показано в первой книге (I, 28, 41). Значит, Бог – причина бытия для всех; тем более, что подобное совершеннейшее сущее может быть только одно, как уже доказано (I, 42). Это подтверждает и Божественный авторитет. Так, в Псалме говорится: «Сотворивший небо и землю, море и все, что в них» (Пс., 145:6). И у Иоанна: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» (Ин., 1:3). И в Послании к Римлянам: «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Римл., 11:36).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Ксения 26 ноября 2021, 15:38 Я с годами все больше и больше прихожу к такому мнению- не воскресные школы помогут приобрести веру нашим детям, а участие в литургии, благочестивая жизнь нас, родителей, и постоянная и искренняя молитва ко Господу за наших детей... Галина 26 ноября 2021, 12:20 Игорь Александрович26 ноября 2021, 00:30: названные прямо своими именами вещи без манипуляций и подмен понятий действительно могут вызывать неприятные ощущения: в частности когда эти вещи и поступки такими и являются - некрасивыми и не хорошими по своей сути, а не по обертке из красивых формулировок и подмен понятий. Статья же довольно деликатно изобличает суть того, как и что прячут под обёрткой. В терминологии же популяризируемой Великановым же (вкупе с прочими) психологии приведенные авторами в данной статье приемы " новаторства " не называются никак иначе, кроме как " манипуляции " . Галина 26 ноября 2021, 12:06 Поддерживаю обращение по комментарию: Петр Николаевич25 ноября 2021, 13:56 Елена О. 26 ноября 2021, 11:30 Постмодерные технологии - это хитрые провокации. П.С. Слезы сердца в комментах не прольешь. Это требование невыполнимо). Иоанна_ 26 ноября 2021, 11:19 Люди с таким мировоззрением не должны быть пастырями, преподавателями, учителями! Задаюсь тем же вопросом, что и многие: кто " благодетели " , редакторы, духовные наставники этих " великих комбинаторов " , ведь в Церкви ничего без благословения не делается? Как такие смогли свить себе гнёздышко под боком у преподобного Сергия?? Вопросам несть числа, а ответов - нет и не предвидится.. Игорь Александрович 26 ноября 2021, 00:30 Разоблачайте хоть кого, но слезами сердца, а не ударами слов! От большинства менторских комментариев ничего кроме горечи в душе не остаётся. Галина И. 25 ноября 2021, 20:41 Эльвира25 ноября 2021, 16:27: " Обучавшийся в дореволюц. гимназии игумен Никон вспоминал, что уроки Закона Божьего превращались во время острот и кощунств " .//Прочитайте небольшую книгу Н. Помяловского " Очерки бурсы " . Итог? Да ничто никогда для нас даром не проходит, РАСПЛАЧИВАЮТСЯ ВСЕ. " Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды...Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего, и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф " (Иер.2).

http://pravoslavie.ru/143058.html

Мк.3:26 . и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Это – первая притча или уподобление: если царство и дом разделяется (на ся) сами в себе, т. е. разделятся на части, враждебные одна другой; не могут стати (устоять), т. е. падают, пустеют. Подобным образом и аще сатана воста на ся сам (восстал на самого себя) и разделися, не может стати, но конец имать (пришел конец его), т. е. Господь указывает на неразумность фарисейского объяснения чудес Его силой злого духа сравнением царства бесовского с царством человеческим или семейством. Если царства и семейства разделяются на части, враждебные одна другой, то конечно они падают, пустеют. Так равным образом, если сатана, князь бесовский посылает бесов в людей мучить их, и в то же время помогает, напр. Иисусу Христу, выгонять их из людей, чтобы не мучили: то значит, что он разделился сам в себе. А если так, то может ли устоять царство его, не падет ли оно? А оно стоит, следовательно, фарисейское объяснение неправильно. (Мих.). Мк.3:27 . Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, – и тогда расхитит дом его. Это – вторая притча, или уподобление. В отношении к Иисусу Христу слова этой притчи имеют следующий смысл: дом сильного означает царство сатаны. Господь называет сатану сильным указывая на его прежнюю большую власть над людьми (Злат.). Вещи (сосуды) сатаны, это – демоны, которыми он пользуется для своих злых целей в отношении к людям, и самые люди, исполняющие его волю ( Ин.8:44 ). Расхищать вещи значит изгонять бесов. Посему, если Христос изгоняет бесов, то этим Он прямо удостоверяет, что победил князя бесовскаго – значит изгоняет силой Божественной. Зач. 14. Хула против Духа Святого и учение о том, кто Мать и братья Христовы. Читается в четверток 13-ой недели по Пятидесятнице. Мк.3:28 . Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; Хуления т. е. поругание священных предметов. Всякие грехи и хуления отпустятся (будут прощены), – само собой понятно, в том случае, когда грешник раскается в грехе и хуле ( Ис.1:18 . 1Ин.1:7 ), если же не раскается, то и не получит прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Можешь себе представить, сколько вопросов я ему задал и как старался во всех подробностях выпытать у него все, что он о тебе знает. Он отвечал мне, и, должен прямо тебе сказать, именно так, как мне того хотелось бы, пока, наконец, вполне удовлетворенный всем, что он сообщил мне о твоем характере и о твоих занятиях, я не стал расспрашивать его о других вещах, может быть относительно и менее важных, но все же имеющих большое значение для всякого человека, а для тебя больше, чем для кого-либо: я имею в виду уменье себя держать, манеры и наружность. Он в этом вопросе был со мною совершенно откровенен, как и во всем остальном, и эта откровенность заставила его высказать вещи, гораздо менее для меня приятные. И точно так же, как он, из дружеских чувств к тебе и ко мне считал себя обязанным сказать мне не только все приятное, так и я считаю себя обязанным вслед за ним повторить тебе и то, и другое. Я узнал от него, что в обществе ты часто бывал до неприличия невнимателен, что вид у тебя был отсутствующий и distrait , что, входя в комнату и здороваясь, ты держал себя очень неловко, что за столом то и дело ронял ножи, вилки, салфетки и т. п., и что ты относишься к наружности своей и к одежде с таким небрежением, которое непростительно ни в каком возрасте, а в твоем — тем более. Хоть подобные вещи могут показаться несущественными людям, которые не знают света и человеческой натуры, ято знаю, как много все это значит, и не на шутку за тебя тревожусь. Я давно уже тебе в этих вещах не доверяю; поэтому я часто напоминал тебе о них и должен прямо сказать: я не успокоюсь до тех пор, пока не услышу, что ты в этом отношении изменился. Я не знаю ничего более оскорбительного для присутствующих, чем такие вот невнимание и рассеянность; позволять их себе — означает оказывать окружающим презрение, а презрения люди никогда не прощают. Никто никогда не будет рассеянным с мужчиной, которого боится, или с женщиной, которую любит; это доказывает, что человек может справиться со своей рассеянностью, когда считает, что есть смысл это сделать.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-k-synu/?f...

Мы постимся, воздерживаемся от вина и от мяса не потому, что ненавидим их, как вещи нечистые, но потому, что ожидаем за то награды; чтобы за презрение чувственного насладиться нам духовной и мысленной трапезой и чтобы, посеяв ныне слезами, с радостью пожать в будущем веке. Итак, не презирай ядущих и по причине слабости телесной принимающих пищу, и не порицай употребляющих немного вина ради желудка твоего и частых твоих недугов (ср. 1Тим.5:23 ), и не осуждай их, как грешников, не гнушайся мясом, как вещью, тебе не свойственной. Ибо таковых имеет в виду апостол, когда говорит: запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением ( 1Тим.4:3 ). Потому, воздерживаясь от него, воздерживайся не так, как от вещи скверной, иначе не будет за то награды. Но, почитая его вещью доброй, презирай, потому что предложено тебе лучшее – духовное. 28 . Будь тверд душой, чтобы никогда не есть брашен, принесенных идолам. Об этом не я только забочусь сейчас, но заботились уже и апостолы, и Иаков, епископ этой церкви. Апостолы и пресвитеры писали ко всем народам соборное послание о том, чтобы воздерживались они особенно от жертв идольских, а потом от крови и удавленины (ср. Деян.15:20 ). Ибо многие из людей, будучи зверообразны и живя подобно собакам, пьют кровь по примеру хищных зверей и с алчностью едят удавленину А ты, раб Христов, и во время ядения соблюдай благоговение. Этого довольно о пище. 29 . Одежду имей на себе простую, не для украшения, но для необходимого покровения, не для того, чтобы одеваться пышно, но чтобы согреться зимой и прикрыть наготу тела. Заботясь об одежде под предлогом прикрытия срамоты, не подвергнись другой срамоте. О воскресении 30 . Береги, прошу тебя, тело твое и знай, что ты из мертвых восстанешь и будешь судим с этим телом. Если же ты не веришь этому, как делу невозможному, то из того, что видишь на самом себе, заключай хоть сколько-нибудь и о том, чего не видишь. Представь и скажи мне, в каком положении был сам ты до десяти лет, или более, из насколько малозначительного и слабого состояния достиг ты столь великого возраста и такой красоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Но Бог – благ, милосерд и человеколюбец. « Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был » ( Иез.33:11 ). Господь не оставил человека в столь бедственном положении, но устроил путь его спасения. Для того, чтобы спастись, человеку нужны две вещи: оправдание – т.е. разрушение средостения между человеком и Богом, – и освящение – восстановление его падшей природы. Именно эти две вещи и осуществил Господь в домостроительстве (т.е. устроении) нашего спасения. Посмотрим кратко и схематично, как оно совершилось. Бог, в Святой, Единосущной, Нераздельной и Животворящей Троице славимый и покланяемый, Отец, Сын и Святой Дух, Триипостасное Единство, любя и жалея Свое создание, еще в раю, сразу по грехопадении, дал обетование о Семени Жены, которое поразит диавола ( Быт.3:15 ). Затем в течение многих веков Господь устроял ту среду, из которой это Семя должно произойти. Для этого Господь избрал Себе особый народ, Израиль, и Сам руководил его к истинному Богопознанию и Богопочитанию, приоткрывая, со временем все больше и больше, что должен придти на землю Мессия, Спаситель. В этом – суть Ветхого Завета, который заключил Господь с избранным израильским народом: приуготовить стези Господу, быть почвой, на которой прозябнет обетованное Семя – Мессия. Наконец, когда пришла полнота времен, Сам Бог, Господь Иисус Христос, Второе Лицо Св. Троицы, через непорочное зачатие Св. Девы Богородицы, пришел на землю, воплотился и родился в среде Израиля. Тридцати лет Он вышел на проповедь, учил людей Царству Божию, совершал великие чудеса, воскрешал из мертвых, исцелял болезни, призывал к покаянию и чистой жизни. Наконец, быв предан своими же соплеменниками на смерть, в страшных муках умер на кресте, воскрес из мертвых в третий день, вознесся на небо и сел одесную Бога Отца, принеся таким образом Себя в жертву за всех людей и тем искупив человечество Своею кровию; и в Себе Самом исцелил падшее человеческое естество, упразднив Своею смертью, смертью Бога, – смерть человеческую.

http://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi

Но Бог любит людей более, нежели ангелов, ибо сказано: Не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» ( Евр. 2, 16 ). Следовательно, Бог не всегда любит лучшее более [остального]. Возражение 3. Далее, Петр был лучше Иоанна, поскольку больше любил Христа. Потому-то Господь, зная это, и спросил Петра: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» ( Ин. 21, 16 ). Тем не менее Христос больше любил Иоанна, чем Петра. Ведь как сказал Августин, комментируя слова: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?»: «Этим самым Иоанн как бы выделяется из всех прочих учеников – не так, как если бы Он любил только его, но так, что Он любил его более остальных» 353 . Следовательно, Бог не всегда любит лучшее более [остального]. Возражение 4. Далее, праведник лучше кающегося, ибо покаяние, как сказал Иероним, «поддерживающее [на плаву] бревно после того, как [сам] корабль уже затонул» 354 . Но Бог любит кающегося больше праведника, поскольку больше радуется ему Ведь написано же: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» ( Лк. 15, 7 ). Следовательно, Бог не всегда любит лучшее более [остального]. Возражение 5. Кроме того, предузнанный праведник лучше предопределенного грешника. Но Бог больше любит предопределенного грешника, ибо Он желает ему величайшего блага – жизни вечной. Таким образом, Бог не всегда любит лучшее более [остального]. Этому противоречит следующее. Всякий любит себе подобного, что явствует из сказанного [в Писании]: «Всякое животное любит подобное себе» ( Сир. 13, 19 ). Но чем кто-либо лучше, тем он более уподоблен Богу. Поэтому лучшие из вещей наиболее любезны Богу. Отвечаю: необходимо, чтобы Бог любил лучшее более [остального], и это [положение] очевидно следует из сказанного [нами] ранее. Ведь уже было отмечено, что [когда говорится, что] Бог любит одно более другого, это означает, что Он желает первому большего блага (ибо воля Божия суть причина благости вещей, и единственно почему одни вещи лучше других – это то, что Бог пожелал для них большего блага).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010