Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 59. Об ангельской воле Далее мы рассмотрим вещи, связанные с ангельской волей. Во-первых, мы рассмотрим волю как таковую; во-вторых, ее движение, суть любовь. Относительно первого будет исследовано четыре пункта: 1) есть ли у ангелов воля; 2) является ли воля ангела его природой или его умом; 3) обладают ли ангелы свободой воли; 4) присущи ли пожеланиям вспыльчивость и похотливость. Раздел 1. Есть ли у ангелов воля? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что у ангелов нет воли. В самом деле, Философ утверждает, что «воля находится в разуме» 233 . Но ангелам присущ не разум, а нечто такое, что превышает разум. Следовательно, у ангелов есть не воля, а нечто такое, что превышает волю. Возражение 2. Далее, согласно Философу воля есть стремление 234 . Но стремление есть нечто несовершенное, ибо оно желает того, чего лишено. Поэтому, коль скоро в ангелах, в особенности же в блаженных, нет никакого несовершенства, то кажется, что у них нет и воли. Возражение 3. Далее, Философ говорит, что воля есть одновременно движущее и движимое, поскольку приводится в движение мыслимым предметом стремления 235 . Но ангелы, будучи бестелесными, неподвижны. Следовательно, у ангелов нет воли. Этому противоречат слова Августина о том, что образ Троицы отпечатлен в душе через наличие памяти, мышления и воли 236 . Но образ Бога отпечатлен не только в душе человека, но также и в уме ангела, ибо и ангелу доступно познание Бога. Следовательно, у ангелов есть воля. Отвечаю: необходимо признать наличие воли у ангелов. Дабы это было очевидным, надлежит помнить, что коль скоро все вещи проистекли из воли Божией, то все они, каждая по-своему, склонны стремиться к благу, хотя и различными способами. Некоторые, например растения и неодушевленные тела, расположены к благу естественным расположением, т. е. без познания. Такое расположение к благу принято называть «естественным стремлением». Другие, со своей стороны, испытывают расположенность к благу, но уже с некоторой долей познания; не в том смысле, что им ведом сам аспект благости, но в том, что они способны схватывать некоторые частные блага, чувственно воспринимая сладкое, белое и тому подобное. Расположение, которое следует из такого схватывания, называют «чувственным стремлением». Третьи же имеют расположение к благу посредством познания, благодаря которому они постигают аспект благости, и таково свойство ума. Такая расположенность к благу наиболее совершенна, ибо она суть расположенность к благу как таковому, а не определяется к какому-либо частному благу чем-то другим, как это имеет место в случае лишенности познания, и сама по себе определяется не к некоторому частному благу, как это имеет место в случае чувственного познания. Так вот, именно такая расположенность и называется «волей». В связи с этим, коль скоро ангелы благодаря уму познают универсальный аспект благости, очевидно, что у них есть воля.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Митрополит Афанасий Лимассольский: Голод по Богу Мы часто спрашиваем, не грех ли то или другое. Например, грех ли курить? 5 января, 2014 Мы часто спрашиваем, не грех ли то или другое. Например, грех ли курить? Человек, ищущий Бога и стремящийся иметь связь с Ним, насыщается Божиим присутствием, по словам Давида: «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16: 15). То есть он насытится, когда увидит Божие присутствие и вкусит бытие Его. И опытом доказано, что человек, который имеет личные отношения с Богом, не чувствует в себе пустоты. Благодать Божия имеет удивительное свойство: независимо от того, великий ли святой подвизается, чтобы встретить Бога, или обычный человек, каждый получает знание и опыт благодати, вкушает ее, переживая Божественное присутствие. Независимо от того, много благодати в человеке или мало, у него не появляется чувства, будто в душе его вакуум. Человек, который живет с Богом, чувствует полноту, абсолютную полноту. Потому он не испытывает тяги к чему-то другому, в чем он имел потребность раньше, чтобы заполнить свою пустоту, потратить время или утолить интерес. Мы часто спрашиваем, не грех ли то или другое. Например, грех ли курить? Грех ли пить? Грех ли ходить на дискотеки или известно, куда сейчас ходят? Грех ли все это? Мы не можем отвечать на эти вопросы, потому что это неправильные вопросы. Если отвечать на них прямо, то ответ будет неправильным. Но мы можем сказать, что человек, который имеет связь с Богом, не имеет потребности курить, пить или бродить по улицам, чтобы убить время. Он чувствует в себе полноту, уравновешенность, и это побуждает его беречь себя от всего лишнего, чтобы оставаться уравновешенным и счастливым. Мы много заботимся о том, чтобы заполнить свою жизнь тысячью вещей. Например, есть люди, которые от пустоты в себе поддаются мании покупать. Это, конечно, неплохо поддерживает торговлю, но для самого человека становится духовной проблемой. Церковь говорит нам о нестяжании: не стремись чем-либо обладать, чтобы ни от чего не зависеть; довольствуйся тем, что имеешь; другие вещи тебе не нужны. Нестяжание считается главной добродетелью монашества – иноки не могут что-либо иметь. Почему? Чтобы научиться не основывать свою жизнь на подпорках, чтобы научиться стоять прямо. Чтобы не было беспокойства о том, как заполнить пустоту какими-то низкими вещами и отбросами, или, по словам старца Паисия, не копить балласта в своем сердце, чтобы потом не пришлось искать целую бригаду для очистки от того мусора, который ты в себе собрал.

http://pravmir.ru/mitropolit-afanasij-li...

     В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали знаменитые слова апостола Павла: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15). Удивительно окончание этого стиха: «спасти грешников, из которых я первый». Так судит о себе человек, вознесенный на Небо и видевший райские обители; тот, кому Христос являлся лично и говорил с ним; первоверховный апостол, потрудившийся в проповеди больше всех остальных апостолов; великий чудотворец, от прикосновения к одеждам которого исцелялись неизлечимо больные люди. Как же совмещалось духовное величие Павла с его переживанием себя первым грешником? Перед нами, братья и сестры, один из главных парадоксов христианства. Все святые искренне считали себя постоянно грешащими людьми. И нет никакого сомнения, что именно такими они себя и видели. Но при этом для всех, знавших таких людей, было очевидно: на них почивает благодать Божия. Как это может быть? Во-первых, христианство различает грех как поступок и грех как состояние. Можно усилием воли воздерживаться от злых дел или слов. Можно бритвой внимания срезать греховные побеги, едва они покажутся из земли сердца. Но это все борьба со следствием, причина которого греховная поврежденность человека. Так вот, святые отцы видели в себе не столько грехи, сколько их возможность, продиктованную болезненным состоянием падшего человеческого естества. Это состояние они и оплакивали. О нем и говорит сегодня апостол. Во-вторых, важен не сам грех, а отношение к нему. Можно любить грех и услаждаться им. А можно ненавидеть его, бороться с ним – и хоть и грешить, но уже по своей немощи. Это разные вещи. Покорившийся греху заживо погребен. Борющемуся же человеку Господь помогает Своей благодатью. Ее луч, проникая в сердце, открывает со временем всю степень греховной зараженности человеческой души. И человек, приходя в ужас от этой страшной картины, повторяет за апостолом: «от нихже первый есмь аз». Обратите внимание, что Павел, говорящий здесь о себе как о первом грешнике, в другом месте пишет, что он «по правде законней непорочен» (Флп. 3:6). Святитель Иоанн Златоуст так объясняет это кажущееся несоответствие: в первом случае речь идет о новозаветной, благодатной праведности, а во втором – о ветхозаветной, законнической. В праведности законнической вполне можно признать себя праведником, выполнив некоторый норматив. Новозаветная же праведность во Христе основывается на зрении своей глубочайшей греховности.

http://pravoslavie.ru/117933.html

  разделы   рассылка  распечатать Прот. Димитрий Смирнов: Не надо делать себе харакири или жечь книги владыки Антония Сурожского. Источник:  Радонеж – Добрый вечер, батюшка. Мной обладает страсть чревоугодия, люблю вкусно и много поесть. И унываю из-за этого. Как мне с этим бороться, с чего начать? – Начать с поста. Как раз постом мы учимся обуздывать свои страсти и, во-первых, чревоугодие. Вот наступит Великий пост – очень удобное время. Есть поменьше, ограничив выбор постными продуктами. Бог вам в помощь. – Здравствуйте батюшка Дмитрий. Это раба Божия Татьяна. Митрополит Антоний Сурожский утверждает, что законно было бы совершить аборт, если предполагать рождение физически или психически неполноценного ребенка. Более того, призывает к стерилизации, если тяжелое положение в семье или наследственное заболевание у родителей, причем речь идет не о дурных болезнях. Он даже считает безнравственным рождение ребенка в такой ситуации. Как это совместить с христианским вероучением? – А это не нужно совмещать. Каждый человек имеет возможность в каких-то вопросах заблуждаться. Митрополит Антоний – замечательный подвижник, пастырь, проповедник. Но, во-первых, он человек, не получивший богословского образования. До всего доходил своим умом и через книги. А православных книг по биомедицинской этике во время, когда он мог бы их прочитать, просто не было. Поэтому, как человек западной культуры высказывает такие мнения, которые идут, конечно, вразрез и с Социальной концепцией Русской Православной церкви, и вообще со взглядом на жизнь. Это его заблуждение. Ну и что? Некоторые святые отцы бывали согласны даже с еретическими учениями. И в этом ничего страшного. Земля производит добрые злаки, и она же – волчцы и тернии. В отдельных случаях у отдельных людей могут быть разномыслия. И они могут быть ошибочны. Но из этого не надо делать трагедии и пытаться совместить несовместимое. Мы можем такие же вещи, встретить у Луки Войно – Ясенецкого, замечательного архиепископа, пастыря, проповедника и врача. Есть у него высказывания, которые трудно отнести к православному учению. Причина в чем? Опять в том же: человек не получил систематического богословского образования. В молодости имел заблуждения и наш великий святитель Дмитрий Ростовский. На это ему было указано, и он от них отказался. Он получил образование очень окатоличенное. Поэтому некоторые его мнения соответствуют учению Западной церкви, но противоречит учению Восточной. Поэтому не надо делать себе харакири или жечь прекрасные книги владыки Антония. Надо спокойно разбираться. Человек высказал мнение. Может быть, не думал до конца. В Китае, в провинции, если у женщины родится девочка, она ее просто топит в тазике тут рядом. Это считается в порядке вещей. Мы живем в сумасшедшем мире.

http://religare.ru/2_50450.html

Гнев ...Если не будете удерживаться от гнева, то потеряете всю надежду спасения (св. Ерм , 93, 186–187). ...С корнем исторгайте из сердец ваших томящие вас злые помышления, какие имеете друг на друга, чтобы таким образом пресекать всякий зародыш недружелюбия, корень которого – ненависть и зависть (прп. Антоний Великий , 88, 53). На согрешающих не должно гневаться, хотя бы совершаемые ими проступки были достойны наказания. Виновных, ради самой правды, должно обращать (на путь истинный) и наказывать, если потребуется, или самим, или через других, а гневаться на них или серчать не следует, потому что гнев действует только по страсти, а не по суду и правде (при. Антоний Великий , 88, 75). Источник. Если нападет на тебя гнев, поспешнее гони его подальше от себя – и будешь радоваться во все дни жизни твоей (прп. Антоний Великий , 88, 113). Источник. Уму свойственен также гнев, не чуждый естеству; без гнева человек не может иметь чистоты, т. е. если не будет гневаться на все всеваемое в нас от врага... Этот гнев превратился в нас в такое состояние, что мы воспламеняемся им на ближних своих за какие-либо ничтожные и бесполезные вещи (прп. авва Исаия , 59, 11). Четырьмя вещами умножается в нас гнев: когда стремимся удовлетворить пожеланиям, когда последуем собственной воле, когда присваиваем себе право учительства и когда почитаем себя мудрыми (прп. авва Исаия , 59, 51). вкусил за нас оцет, чтобы мы погасили в себе гнев и всякое смущение суетное (прп. авва Исаия , 59, 73). Если будет тебе нужно (обличить) брата, и видишь себя в гневе и нестроении, то отнюдь ничего не говори ему, чтоб не прийти в большее расстройство (прп. авва Исаия , 88, 430). Источник. Когда смущает тебя искушение сказать укоризненное слово, представь, что должен ты решить о себе, приблизиться ли тебе к Богу долготерпением, или чрез гнев передаться на сторону противника (свт. Василий Великий , 8, 140). ...Если остаешься негневным, то приводишь в стыд обидчика, показав целомудрие на самом деле (свт. Василий Великий , 8, 148). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Еще на написанное Акиндином против света благодати и духовных даров – слово возражения пятое. ГЛАВА 1. Что Акиндин разумом слепее тех, кто слеп чувственным зрением, как не просто не знающий, но противоположные друг другу вещи утверждающий о божественном свете. 1. Но какое слово могло бы переубедить добровольно отвращающихся от света истины, которые, совершенно зажмурив или обратив к тьме око души и наполнив его мраком, затем полагают подобными себе и тех, кто от века удостоились «светлость Божию видеть и опытно испытывать» 597 ? И если даже кто из теперешних, сам постаравшись и сподобившись милости Божией, блаженно испытает оное блаженное видение, то они и его берутся переучивать, будто он ничего такого не видел. Но они похожи [даже] не на обращающих взоры к неосвещенному месту, но и на [вовсе себе] их выколовших. Ибо как те, осязая, но не видя предметы, часто уподобляют осязаемое различным [вещам], считая то одним, то другим, и составляют различные представления об одном и том же предмете, так и эти, мрачным разумением как бы осязая божественнейший свет, вводят многие и различные представления о нем, даже самих слепых изрядно обогнав в худшем. Ибо они имеют не отрицательное незнание ( κατ πφασιν αγνοιαν ) 598 , как те – неведение; и не просто прибегают к различным суждениям, как те, через соприкосновения судящие о видимом, но, увы, заявляют самое противоположное об одном и том же и к тому же столь великом свете. ГЛАВА 2. Изречения Акиндина, на основании анализа которых подробно раскрывается, что об одном и том же свете он утверждает, будто сей является и творением, и сущностью Божией. 2. Ибо теперь тот, кто всеми способами прежде доказывал, что этот свет – творение, и низводил вместе с ним, как я это у него нашел, Отца, Сына и Духа Святого – ибо одно из одной божественности воссияние Трех – теперь он перенеся коварство на живущих по Богу, пытается оторвать оттуда «возшедших в меру возраста исполнения Христова» ( Еф. 4:13 ). Послушайте, что он опять говорит. «Должно принять во внимание и то, что ни один признанный богослов не учил, что этот свет общий и другим, хотя бы кто и взошел на вершину созерцания Бога, но они свидетельствовали об одних лишь божественных апостолах, и то бывшему им божественному снисхождению. Поскольку бы противоречили и сами себе, и друг другу богословы, настаивая, что никому не возможно по иному видеть Бога, кроме как от творений, «будь кто хоть Моисеем, хоть Павлом, взошедшим на третье небо ( 2Кор. 12:2 ), или даже еще выше него, если бы кому посчастливилось достичь и ангельского или архангельского положения и чина» 599 , и также других и тех, что в нас богодарованных добродетелей, с помощью которых мы очищаемся в Духе, и даров Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Серебрянские – одно имя и одна судьба К его дому, бревенчатому, крытому дранкой, ехали по одному и целыми семьями со всей округи и издалека. И все они знали: стоит переступить порог убогой хижины, и, вот она, — жизнь во Христе, истинная любовь не этого времени и «не здешней меры». 5 апреля, 2009 К его дому, бревенчатому, крытому дранкой, ехали по одному и целыми семьями со всей округи и издалека. И все они знали: стоит переступить порог убогой хижины, и, вот она, — жизнь во Христе, истинная любовь не этого времени и «не здешней меры». 5 апреля — память преподобноисповедника Сергия (Серебрянского). В сонме исповедников Русской Православной Церкви есть пара, как бы воплотившая в себе судьбу поколения. Нежнейшие, любящие супруги, а затем, спустя годы – священник и его келейница, они были призваны Господом на одно служение – поддерживать людей духовно во времена открытых гонений на православие. Это – архимандрит Сергий (Серебрянский) и матушка Елисавета. Уже больше полувека их нет здесь, на земле, но они есть там, у Бога, в мире высшем и светлом. А нам сегодняшним, часто унывающим и не находящим в себе сил потерпеть тесные обстоятельства повседневной жизни, они оставили удивительно радостный пример веры и того, как одно имя – христиан – должно делать нас друг для друга вернейшими, усердными помощниками в несении жизненных испытаний, без чего было бы невозможно и личное спасение. Деревенский батюшка …30-е годы. Изменившаяся до неузнаваемости Россия. «Нам подменили жизнь» , — напишет об этом времени Марина Цветаева . За форзацем официальных хроник об успехах социалистического строительства скрывались страшные вещи: переполненные тюрьмы со своей собственной «плановой экономикой», кипы дел с росчерком «к расстрелу», раскинувшаяся по всей стране, как сетка кровеносной системы, структура ГУЛАГА. Для одних, как для Цветаевой, это время отчаяния, для других – напряженного поиска тех уцелевших людей, как говорили тогда из «бывших», которые несли в себе свет прежней, «дотравматической» жизни. Их лица, голос, манера общения вселяли покой, и душа получала моментальное удостоверение: «Се человек!» . От успеха этого поиска для многих зависела сама возможность выстоять, уцелеть.

http://pravmir.ru/serebryanskie-odno-imy...

Что Тебе принесем, Христе? «Что Тебе принесем, Христе?» — вопрошает Церковь в одном известном рождественском песнопении, и тот же вопрос все мы обращаем к самим себе. Золото? Ладан? Благовония? 25 декабря, 2013 «Что Тебе принесем, Христе?» — вопрошает Церковь в одном известном рождественском песнопении, и тот же вопрос все мы обращаем к самим себе. Золото? Ладан? Благовония? Слово игумена афонского монастыря Святого Павла архимандрита Парфения на поклонение Честным Дарам волхвов. В Ветхом Завете, в Четвертой книге Царств, повествуется о великих чудесах, которые совершались от милоти, то есть от накидки святого пророка Илии. Эти чудеса происходили даже после того, как пророк был взят на небо. А в Книге деяний апостольских евангелист Лука повествует о том, что благодать святых апостолов была столь велика, что тень апостола Петра совершала чудеса, а платки и опоясания с тела апостола Павла исцеляли немощных и прогоняли нечистых духов. История нашей Церкви показывает, что даже вещи, принадлежавшие святым, становятся носителями Божественной благодати. Однако если они скрывают в себе столь многую благодать, то насколько велико должно быть благословение, получаемое от священнейших предметов, связанных с земной жизнью Самого Господа и Бога нашего Иисуса Христа? Помимо Честного Креста, в мире сохранилось еще очень небольшое количество святынь, бывших в соприкосновении с Пречистым Телом Богочеловека Христа при Его земной жизни, среди которых благоговейное и смиренное приношение от трех восточных волхвов Новорожденному Господу — Честные Дары. Сия святыня на протяжении веков хранится на Святой Афонской Горе, в нашей священной обители преподобного Павла. Неизреченное благоухание, которое источают Честные Дары, а также их целебная и чудотворная благодать делают эту святыню не только сокровищем нашего монастыря, но и укреплением его братии. И вот эти самые Честные Дары, мои боголюбивые братья, находятся сегодня перед нами, предложенные к поклонению. Наша святая Церковь воздала этим предметам особенную честь, назвав их Честными Дарами.

http://pravmir.ru/chto-tebe-prinesem-xri...

20. В день Введения во храм Пресвятой Богородицы 59 Если во многие праздники Божией Матери так хочется говорить и вспоминать о чудном Матернем Ее заступлении рода человеческого, то ныне, когда Она, чистейшая Дева, провождаемая «свещеносицами девами», как трилетствующая юница, входит в храм Господень 60 , душа чувствует побуждение говорить и изображать чудную добродетель девства, которая столь Ее украсила и произрастила из себя прочие Ее добродетели, как тенистый лес гору 61 , Ее покрывшие и душу Ее как бы в «преиспещренную» ( Пс. 44, 10 ) прекрасную одежду одевшие. Девство Божией Матери это прекрасный крин 62 среди терния мирской суеты и страстей, который так привлек к себе Небесного Жениха Христа своею красотою и благоуханием, что «возжелал Царь доброты Ее» ( Пс. 44, 12 ) и вселился в утробу Ее, когда восхотел низойти на землю и спасти падшего человека. Когда самое семя и корень человеческой жизни были отравлены ядом греха, нужно было бессеменно воплотиться Христу от Пречистой Девы, вложить как бы новую закваску в падшее естество человека. Девство – это прекраснейший и нежнейший цвет естества человеческого. Оно превосходит пределы естества самого и хранящих его нерастленным уподобляет Ангелам. Ничто так не поднимает дух к небесам, не отторгает от уз плоти, не вводит в общение с небожителями, как небесная добродетель девства. И вот для сохранения-то его Пречистая Дева еще с трех лет поспешила скрыться в сени священного храма, где не могло бы оно потерпеть никакого вреда от ока лукавого, – поспешила в те годы, когда еще сознание едва начинает раскрываться, когда вещи мира еще входят своими образами в душу лишь с прекрасной стороны с той, о которой сказал Господь по создании: «Се добра зело» ( Быт. 1, 31 ); когда скрытый и как бы внедрившийся в них отпечаток смрадного греха еще почти неприметен, неощутим для невинного детского взора, если же и приметен, то, как и всякий смрад, вселяет лишь отвращение к себе. Душа Пречистой Девы сделалась, таким образом, «дверью непроходимою для помыслов» суетных и злых 63 , а Сама Она сделалась «непроходимыми вратами, тайно запечатствованными» 64 , чрез которые должен был войти лишь Бог Слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

3 новые проблемы богословия Выступление протоиерея Джона Бэра, ректора Свято-Владимирской семинарии (Нью-Йорк) в Феодоровском соборе Санкт-Петербурга 12 января, 2016 Выступление протоиерея Джона Бэра, ректора Свято-Владимирской семинарии (Нью-Йорк) в Феодоровском соборе Санкт-Петербурга Осенью 2015 года в рамках специального проекта, осуществляемого Общецерковной аспирантурой и докторантурой при поддержке Фонда Темплтона, в духовно-просветительском центре Феодоровского собора Санкт-Петербурга выступил ректор Свято-Владимирской семинарии (Нью-Йорк), известный православный богослов, профессор протоиерей Иоанн Бэр (Rev. John Behr). Тема его лекции-доклада: «Стать человеком» («Becoming human»). Сначала скажу два слова о себе, а потом вернемся к теме. Я вырос в Англии, мой дедушка был священником, еще один родственник был первым священником после революции, которого пригласили служить в Лондон в 1926 году. Моя бабушка говорила, что она росла в Париже вместе с будущим митрополитом Антонием (Блумом) . Потом они вместе переехали в Лондон. Мой отец был, кажется, первым священником, рукоположенным митрополитом Антонием. Он оказал большое влияние на мои первые шаги в Церкви. В подростковом возрасте я, как и многие дети священников, перестал ходить в церковь. Но в 17 лет я решил коренным образом поменять свою жизнь и ушел в Иоанно-Предтеченский монастырь в Молдоне, основанный архимандритом Софронием (Сахаровым) . Я продолжил обучение и защитил докторскую диссертацию в Оксфорде. Это было 25 лет назад. И вот уже на протяжении 25-30 лет я занимаюсь изучением творений святых отцов. Могу сказать, что с каждым годом становится всё сложнее и сложнее. На первый взгляд, можно подумать, что чем больше читаешь святых отцов, тем лучше их понимаешь, тем ближе к ним становишься. Но в действительности это не так: чем больше их читаешь, тем больше понимаешь, что образ их мышления очень сильно отличается от нашего современного образа мышления. Можно прочитать тексты святых отцов один раз и сказать себе: «Ну, я в принципе и так знаю, о чем они там все говорят. Эту цитату я узнаю у одного из них, другую – у другого». Но если перечитывать их год за годом, раз за разом на протяжении лет двадцати, то начинаешь понимать, что они мыслят совершенно по-другому. В этом – особое, аскетическое измерение в чтении отцов. Нужно не просто «набрать» из них какие-то зерна знаний, чтобы это знание как-то соотносилось с тем, что нам уже известно, но необходимо научиться смотреть на вещи таким образом, как смотрели они.

http://pravmir.ru/kogda-myi-v-tserkvi-my...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010