Раздел 1 Как трубу, возвыси глас твой. 1867 года 5 февраля. Презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи бессмертней 1 . Надо непременно тебе поститься. Даруй мне, Господи, всегда памятовать, что Ты – Бог , Царь, Отец, Промыслитель, Попечитель и Судия, царствуешь над нами и воздаешь каждому по делам, и предать себя, друг друга и весь живот наш Тебе. Не попусти самочинничать, самоуправствовать, истязывать 2 , мстить за себя. Но даруй всегда молиться и о себе, и за других, и за врагов искренно, постоянно. Лишнее дело давать руку человеку, который отвергает ее. Особенно священнику надо знать, кому давать ее и не подавать ее, особенно высокоумным девицам, да научатся ценить священническую десницу. В класс надо раньше ходить. Обедню раньше начинать. Просить у протоиерея позволения. Купить «Атлас церковной истории» Л. Петрова. Творения святого Ефрема Сирина , святителя Иоанна Златоустог о. Святителя Григория Нисского . «История песнопений и песнопевцев Церкви». «Церковный Устав» Никольского. «Учение об отцах Церкви» Филарета, архиепископа Черниговского. «Церковная история» Добронравина. Враг всюду сеет семя свое – газеты, журналы. Алексея Кромидо не допускать до причащения Святых Тайн. (...) У Лебедева отца Алекс, спросить «Англиканскую церковь ». О каноне Андрея Критского [...). Умеешь ли играть на духовной цевнице, то есть читать хорошо псалмы? Это истинно духовная цевница, услаждающая души благочестивых. Смотря на крест и Распятого на нем, говори, ударяя себя в грудь: это за меня, это за меня, это за меня страждет Бесстрастный и умирает Бессмертный; я бы должен страдать и погибать вечно по правде Божией – Своими страданиями и смертью Он удовлетворяет правде Божией, отвращает от меня праведный гнев небесный, дает Себя в выкуп за меня и спасает меня от вечных мук, от вечной погибели. Что я принесу Господу моему, столько меня возлюбившему и так за меня пострадавшему? – Да отвергнуся себя и возьму крест свой и по Нем иду, да люблю ближнего, яко себе, да отвергаю от сердца моего всяческую вражду и злобу, все страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Разделы портала «Азбука веры» ( 49  голосов:  3.5 из  5) Жития святых Предисловие Жития святых — это литературный жанр. И как у каждого жанра, у него есть свои характерные черты. Поскольку это очень древний вид литературы, а Церковь — среда весьма консервативная (что само по себе прекрасно), то и агиография сохраняет в себе множество свойств, полученных ею многие сотни лет назад. Современный же человек — это минимизатор. Становясь чем далее, тем более плоским, он не понимает и отвергает всю пышную сложность прежних эпох, а значит, и своего прошлого. Многое кажется ему смешным, многое — наивным. Во многие вещи он верить отказывается. Святыми для него сегодня являются актеры и спортсмены, а жития этих «святых» умещаются в формат светской хроники или скандалов. Логический конец этого процесса заканчивается в аду. И что делать? Не пропадать же людям. Нужно идти друг другу навстречу, то есть приближать жития к современному пониманию, а людям интересующимся устремляться навстречу святым. Знакомство с любым из святых — это личная встреча двух человеческих душ. Встреча «через годы, через расстоянья». Именно пронзительной глубиной личного чувства эти знакомства и отличаются. Весь остальной исторический антураж — как то эпоха жизни святого, одежда, нравы, быт, смены царственных династий — отступает на задний план и становится вторичным. Мы бы очень хотели, чтобы у живущих ныне людей было как можно больше друзей из числа уже живущих в Небесном Иерусалиме. Мы бы очень хотели, чтобы люди общались со святыми, учились у них и брали с них пример, исполняя Павловы слова: «Подражайте мне, как я Христу». С этой целью мы и будем стараться рассказывать о святых с чувством личной теплоты, как о великих, но всё же друзьях, преодолевая шаблонность и схематизм, мешающие личному общению. Это похоже на снятие ризы с древнего образа. Риза драгоценна и хороша, но древние краски лучше. Так, в начале XX века открылась миру рублевская «Троица», благочестиво спрятанная предыдущими поколениями за килограммами серебра. «Троица» была так хороша, что сами ризы были восприняты как скрытое иконоборчество. Также может быть вреден сусально-возвышенный стиль в разговоре о святости для изломанного человека XXI века. Путь непрост, но дорогу осилит идущий. Бегство от мира

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий О границах Церкви и следовании святым отцам Расшифровка видео Фрагмент лекции, читанной в Хабаровской духовной семинарии. Свт. Нектарий Эгинский разоблачает учение о “невидимой Церкви”: Я хотел бы начать с некоторых вещей, которые помогают нам определить, что является Православием, что не является Православием. Для людей, которые воцерковляются, сейчас бывает порой очень сложно определить, где Православие истинное, а где какая-то подделка под Православие, псевдоправославие. Как помочь человеку отличить истинное православное учение или практику от псевдоправославной и от чьих-то частных выдумок? Дело, конечно, не только в интернете. Дело еще и в том, что в целом современный человек больше склонен руководствоваться эмоциями, чувствами, ощущениями, чем логикой и чем фактами, аргументами. Я хотел бы здесь поэтому напомнить некоторые принципиальные вещи. Конечно, вы знаете, что православная Церковь верит в Божественное Откровение, которое передано двумя путями: через Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание – Библия, Ветхий и Новый Заветы, а Священное Предание обнаружим мы через постановления Вселенских и общепризнанных Поместных Соборов, а также творения святых отцов. И сама по себе вера Церкви зиждется на доверии обещанию Спасителя, что Дух Святой наставит вас на всякую истину. И то, что это касается — вот это обещание — касается не только апостолов, мы видим из слов о том, что Церковь есть столп и утверждение истины. И вот это обещанное наставление Церкви Духом Святым в истине осуществляется как через Соборы, на которых принимается то, что «изволилось Духу Святому», как это сформулировали ещё на Апостольском соборе, и как это записано в 15 главе Книги Деяний Апостольских, так и через тех это выражается, «кого Бог поставил в Церкви учителями», как пишет апостол Павел в Первом Послании коринфянам. Сама по себе эта вера в Божественное Откровение, ее ценность покоится на убеждении в том, что, во-первых, Господь открыл нам истину, всю необходимую истину для нашего спасения.

http://azbyka.ru/video/o-granicah-cerkvi...

Разделы портала «Азбука веры» митр. Никодим (Ротов) Доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) «Наша совместная ответственность за лучший мир» В Избранное Никодим, митрополит Ленинградский и Новгородский, председатель Комитета продолжения работы ХМК Дорогие братья и сестры, дорогие гости, всё досточтимое собрание! Размышляя над основной темой настоящего IV Всехристианского Мирного Конгресса «Наша совместная ответственность за лучший мир», мы, как христиане, как последователи «нашего Господа и Спасителя мира, прежде всего, естественно, ставим перед собой вопрос о закономерности принятия на себя столь высокой ответственности и о доступных нам средствах для её успешного выполнения и в поисках ответа на него обращаемся к вечному слову Бога Живаго, как оно запечатлено на страницах Священного Писания и воплощено в мудрости Церкви, в опыте её верных сынов, в глубинах христианского сознания. В самом деле, не должны ли мы, казалось бы, избегать вовлеченности в житейские заботы, столь волнующие массы людей, но. на первый взгляд, далекие от тех «сокровищ на небе» ( Мф.6:20 ), которые Господь словами Своей нагорной проповеди заповедал нам собирать? Да и станет ли мир лучше, зададим себе вопрос, если будет расти его обеспеченность материальными благами, если распределение этих благ станет более справедливым и равномерным? Ведь, по слову евангелиста, «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» ( Лк.12:15 ). Наконец, скажем себе, разве вверена нам нашим Господом какая-то ответственность за дела мира, и не стоит ли самая мысль о такой ответственности в противоречии со словами апостола «о горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол.3:2 )? Только крайне узкий взгляд на вещи может подобного рода ссылками на отдельные отрывочные изречения слова Божия закрывать от человеческого взора сияющую истину духа Христова учения — Божественного учения о любви, милосердии и чуткости, о непреклонном стоянии за правду и заботе о людях перед лицом всех видов зла, о деятельном подвиге ради ближних.

http://azbyka.ru/osnovnoj-doklad-mitropo...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Христианин и природа Прихожанка рассказала: «Стою на Всенощном бдении и вдруг вижу, что по солее (возвышенная площадка перед алтарем) идет мышь. Прошла через всю солею и юркнула под хоры. Думаю: “Вот, грязь развели, мыши у них прямо во время богослужения бегают… И вдруг запели: “Всякое дыхание да хвалит Господа…” И мне так стыдно стало…». Недавно мне позвонили из одной газеты и попросили прокомментировать следующий случай. Один человек жестоко мучил собаку. Когда его стали увещевать, он сослался на… православие. «Я, – сказал этот человек, – ничего не делаю против веры. Сама Церковь учит властвовать над животными. Поэтому животное для человека – только тварь , и отношение к ней должно быть соответствующее». Я объяснил журналистке, что на самом деле Церковь совершенно иначе относится к животным: бережно, уважительно, и что за мучение животных Церковь может отлучить человека от Причастия. «Удивительно! Я никогда об этом не подозревала!» – воскликнула девушка. Каким же должно быть отношение христианина к природе и конкретно к живым существам? Напомню некоторые вещи, о которых на страницах этой книги уже говорилось: Самое первое и базовое определение этого вопроса мы встречаем в первой книге Библии, во второй главе книги Бытие , где говорится от сотворении Богом человека и о взаимодействии человека с сотворенным миром. Вот есть мир. Он прекрасен, а говоря библейскими словами, «добр зело» ( слав .). Вот есть человек. Он удивителен еще больше, ибо сотворен по образу и по подобию Божию. Хотя природный мир несет в себе отблеск Божественной красоты – он творение Премудрого Художника,. а любое произведение несет на себе отпечаток души автора, – но человек имеет ряд черт, совершенно роднящих его с Творцом и Отцом Небесным. Вот они стоят друг против друга. Каковы, по мысли Бога, должны быть их отношения? Об этом нам сообщает Священное Писание. Бог приводит к человеку животных, чтобы человек нарек им имена ( Быт. 2, 19-20 ). Нарекать имя, в представлении людей того времени, имел право только хозяин (например, хозяин раба) или отец ребенка. То, что Бог повелевает человеку наречь имя твари, значит, что человек – владыка, господин творения.

http://azbyka.ru/parkhomenko/xristianin-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библия: искусство понимания 10 мин., 08.02.2014 «А в Библии написано, что...» — главный аргумент в разных богословских спорах. И ссылочку обычно дадут, и даже пальцем ткнут: действительно, что-то такое написано. Или не совсем такое, но похоже. Или не очень похоже, но... Стоп! А как определить, действительно ли библейский текст подтверждает именно то, что с его помощью пытаются доказать? Разве Библия недостаточно понятна сама по себе? А если понятна, откуда так много разных богословских школ, не согласных друг с другом? «Ты читай, что написано!» Так понятна ли Библия сама по себе? И да, и нет. С одной стороны, едва ли среди религиозных текстов мира отыщется столь же простой и ясный, как Евангелие. Все самое главное в Библии сказано предельно ясно. Но если человек начинает вчитываться, интересоваться подробностями и деталями, у него возникает множество вопросов, ответить на которые бывает непросто... В одном и том же Евангелии от Иоанна Христос говорит вещи, казалось бы, противоположные: « Я и Отец — одно » (10, 30) и « Отец Мой более Меня » (14, 28). Одно из этих выражений можно понять только через призму другого. И церковное Предание подсказывает, что главное здесь « Я и Отец — одно »; второе высказывание не отменяет первое, но говорит о добровольном подчинении Сына Отцу, о том, как Он умалился в воплощении. Есть, разумеется, и другая трактовка. В древности ариане, а в наши дни свидетели Иеговы настаивали, что Христос вовсе не был равен Богу, и что за основу надо брать слова « Отец мой более Меня ». Где же критерии выбора? Если истолковывать Библию исключительно изнутри самой Библии, то его нет: можно понять так, можно эдак. Но есть коллективный опыт прочтения Библии общиной верующих, которая этот текст сама и породила — вот что мы называем церковным Преданием. Есть анекдот про богослова, исследователя Посланий апостола Павла, который умер и попал в рай. Конечно, там он сразу пожелал встретиться с самим апостолом. И вот беседуют они за закрытой дверью час, другой... а потом выбегает из двери апостол, держась за голову, и кричит: «Да не имел я этого в виду!». А за ним по пятам богослов: «Нет, ты читай, что в Библии написано!».

http://foma.ru/bibliya-iskusstvo-poniman...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание Церковь исцеляет души; она не продает своих лекарств; последние сохраняют свою действенность, которая всегда одна и та же; они действуют на всех имеющих добрую волю людей, но на бедных больше, чем на богатых. — Богатство и бедность, — вещи сами по себе безразличные, становятся добрыми или худыми от того употребления, которое делают из них. — Диавол удвояет ярость своих нападений против нас, когда мы молимся. — Сила молитвы и до­казательства этой силы. — Молитва дала младенца Исааку, жена которого была бесплодна. — Исаак молился в течение двадцати лет. — Сарра, Ревекка, Рахиль, Елисавета, не смотря на свое природное бес­плодие, зачали, чтобы приготовить людей к вере в еще более чудесное зачатие Девы. — Требовать наказа­ния нашим врагам значит оскорблять Бога.    1. Ублажаю вас, возлюбленные, за усердие, с каким вы стекаетесь в отеческий дом. Из этого усердия я с уверен­ностью заключаю и о душевном вашем здоровье, потому что церковное училище есть дивная лечебница, лечебница не для тел, но для душ. Она — духовна и исцеляет не раны телесные, но грехи душевные; а для этих ран, грехов, врачество — слово. Это врачество составлено не из растений земных, но из глаголов небесных; его приготовили не руки врачей, но уста пророков. Потому-то оно и всегда действительно; ни от продол­жительности времени не ослабевает, ни от упорства болезней не теряет силу. Лекарства врачей имеют оба эти недостатка: свежие они оказывают свою силу, а когда пройдет много вре­мени, они, подобно состарившимся телам, становятся слабыми; часто также и упорство болезней лишает их силы, потому что они — лекарства человеческие; а божественное врачество не таково, но и по прошествии долгого времени сохраняет всю свою силу. С того времени, как жил Моисей (ибо от него начало Пи­саний), оно уврачевало столько людей, и не потеряло своей силы; и никакая болезнь никогда не делала его недействительным. Получать это врачество нужно не платою серебра, но кто имеет искреннее желание и расположение, тот и получает его себе все­цело.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3313...

Священник Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных. Ответы на вопросы (беседы в паломническом рейсе). [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ПУТИ И ОШИБКИ НОВОНАЧАЛЬНЫХ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (БЕСЕДЫ В ПАЛОМНИЧЕСКОМ РЕЙСЕ) Священник Анатолий Гармаев [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Оглашение и воцерковление совершает Господь В этой беседе я попробую рассказать о том пути оглашения и воцерковления, который проходит каждый из нас, когда вступает в церковную ограду и обретает отношения с Господом. Всякий раз буду задерживаться на двух вопросах. Первый — с чем приходится на этом пути встречаться, и второй — над чем нам необходимо работать. Мы живем в мире, устроенном Богом в определенном порядке и последовательности, в силу чего значит, и в нашем духовном развитии каждый из нас может предположить существование некоторых закономерностей. Большое счастье родиться в такой семье, в таком роду, где духовное преемство сохранялось непрерывно. Нет ничего более драгоценного, чем живое дыхание Духа Божия, которое совершается в семье, в поступках верующего человека. Те же, кто с детства не были воспитаны в спасительной ограде Православной Церкви, кому не посчастливилось родиться в семье, непрерывно хранившей во многих поколениях христианскую веру, наверное, помнят тот момент своей жизни, когда они впервые обратились к Богу. Мы много сейчас читаем. По милости Божией ныне издается большое количество книг. В связи с этим для читающего человека открывается возможность узнать об опыте Церкви очень много, от самых простых вещей и до самых глубин сокровенного церковного жительства. Но узнать об опыте и узнать сам опыт — это разные вещи. Каждый христианин, даже самую малость времени пребывающий в Церкви, знает, что опыт чтением не берется. Более того, в каких-то случаях чтение может оказаться даже неполезным. Стать действительно церковным человеком — значит стать человеком, несущим в себе Христа, Его нрав, Его характер. Поэтому для того, чтобы жить и действовать по Христу, должно иметь еще что-то помимо книг. Что же? Необходимо живое участие Бога, то действие благодати, которым Господь призывает к Себе всякое сердце, пробудившееся к вере, и наставляет его непосредственно Сам. Но, кроме непосредственного благодатного опыта, не менее важны встречи с живыми людьми, которые живут этим дыханием духа. Без них порой невозможно узнать, что такое милосердие, или что такое терпение, или что такое великодушие. Это может открыться только благодаря встрече с человеком, много лет пребывающим в Церкви, много потрудившимся в молитве и приобретении Христова нрава.

http://zavet.ru/garmaev/ways01.htm

Скачать epub pdf 10. Так говорит Библия – или ее толкователь? «А в Библии написано, что…» – главный аргумент в разных богословских спорах. И ссылку обычно дают, а то и пальцем показывают: действительно, что-то такое написано. Или не совсем такое, но звучит похоже. Или не очень похоже, но… Стоп! А как определить, действительно ли библейский текст подтверждает именно то, что с его помощью пытаются доказать? Разве Библия недостаточно понятна сама по себе? А если понятна, откуда так много разных богословских школ, не согласных друг с другом? «Ты читай, что написано!» Есть анекдот про богослова, исследователя Посланий апостола Павла, который умер и попал в рай. Конечно, там он сразу пожелал встретиться с самим апостолом. И вот беседуют они за закрытой дверью час, другой… а потом выбегает апостол, держась за голову, и кричит: «Да не имел я этого в виду!» А за ним по пятам богослов: «Нет, ты читай, что в Библии написано!» В самом деле, почему мы так уверены, что можем точно понять смысл библейского текста? В повседневной жизни мы то и дело переспрашиваем друг друга: «Что ты имел в виду?», «Ты на самом деле так думаешь, или это шутка?» Но если даже в быту нам не всегда с первого раза удается достичь взаимопонимания, то тем более непросто бывает понять, что имели в виду авторы, жившие много веков назад и говорившие о довольно сложных вещах. Так понятна ли Библия сама по себе? И да, и нет. С одной стороны, едва ли среди религиозных текстов мира отыщется столь же простой и ясный, как Евангелие. Всё самое главное в Библии сказано предельно ясно. Но если человек начинает вчитываться, интересоваться подробностями и деталями, у него возникает множество вопросов, ответить на которые бывает непросто… В одном и том же Евангелии от Иоанна Христос говорит вещи, казалось бы, противоположные: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ) и «Отец Мой более Меня» ( Ин.14:28 ). Одно из этих выражений можно понять только через призму другого. Где же критерии выбора? Если истолковывать Библию исключительно изнутри самой Библии, то его нет: можно понять так, можно эдак. Но есть коллективный опыт прочтения Библии общиной верующих, которая этот текст сама и породила – этот опыт мы называем церковным Преданием. И оно подсказывает, что главное здесь: «Я и Отец – одно»; второе высказывание не отменяет первое, но говорит о добровольном подчинении Сына Отцу, о том, как Он умалился в воплощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Слово XIII, в котором речь идет об обязанности христиан соблюдать все заповеди Господа и о том, какие блага получают соблюдающие заповеди и какой вред и великие несчастья причиняют себе нарушители Христовых повелений Введение Воины, советники и рабы земного царя хвалятся не столько красивым поясом, плащом и другими царскими знаками отличия и даже не столько званием царевых людей, сколько своим беспрекословным соблюдением всех царских повелений. Вот так же должны и христиане, воины, советники и рабы Небесного Царя Христа, гордиться не только своей верой в Него и крещением в Его смерть и честью называться по Его имени христианами, но непоколебимым исполнением всех заповедей и повелений своего Небесного Царя Христа. Ну какая польза от того, что христиане верят в Христа, а заповедей Его не соблюдают? Как говорит божественный Иоанн Златоуст , нет нам никакой пользы от веры, если мы ведем жизнь порочную (Беседа 84 на Евангелие от Иоанна). Какой толк хвалиться, что они любят Христа, а сами преступают Его заветы? Какая выгода быть только по имени христианами, а на деле вести жизнь антихристианскую? «Нет нам никакой пользы, если мы только по имени называемся христианами, а не являемся ими на деле», – говорит божественный Кирилл Иерусалимский . Ведь от имен мало пользы, если за ними не стоят добрые дела. И наоборот, славные дела создают славные имена. В Священном Писании, как в Ветхом Завете, так и в Новом, людям даны имена по их делам и обычаям. Так, Авраам получил свое имя, потому что ему предстояло стать отцом народов. Исаак получил имя «смех» за ту радость, которую он доставил родителям своим рождением. Так Иаков и дети Иакова получили имена по своим делам и поступкам. Господь нарек одного из Своих учеников Петром за твердость веры. Так и Иакова с Иоанном Он назвал Воанергес, то есть «сыновьями грома», ибо они громогласно возвестили миру евангельскую проповедь и великое богословие Святой Троицы. Таким образом, христиане должны носить свое великое и драгоценное имя не ложно и подтверждать его христианскими делами и поступками, ибо никакая вещь не обретает бытие по имени своем, но природа вещи, какой бы она ни была, проявляется через имя. Божественный святой Григорий Нисский говорит: «Поскольку благим Владыкою дано нам быть общниками величайшего, божественнейшего и первого из имен, так что, будучи почтены именем Христовым, мы называемся христианами, то необходимо, чтобы усматривались в нас и все прочие изъясняющие это имя значения, чтобы это звание не было у нас лжеименным, но свидетельствовалось жизнью» (К Олимпию о совершенстве).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010