Православный священник отец Андрей Ткачёв в особых представлениях не нуждается. Известный писатель, публицист и проповедник, его речи и книги по-особенному мудры, глубоки и остры. Не так давно отец Андрей побывал в Красноярске, дал несколько интервью журналистам и провёл творческую встречу с сибиряками. Пообщаться с батюшкой пришли более 1700 человек, люди задавали священнику вопросы в течение нескольких часов. Участников встречи интересовали самые разные темы — брачные контракты, вера и оппозиция, мотивы противников Церкви и т.п. — Отец Андрей, в Красноярске собираются восстанавливать кафедральный собор, который был взорван в 1936 году. Против восстановления ведётся кампания: люди пишут комментарии в интернете, противники строительства собирают митинги. Их аргументы в том, что собор лишит людей места для прогулок. Как по-Вашему, в чём проблема на самом деле? — Это инфернальное явление – ненависть к Церкви. Человек просто не любит Церковь и не хочет ничего, что с ней как-то связано. Если, например, священник идет в школу, раздаются возгласы, мол, «попы задолбали», «диктатура попов». Но часто человек просто не отдает себе отчёт в том, почему он на самом деле против. Есть немало людей грязных изнутри, и эта грязь активизируется в ответ на действия Церкви. Эта грязь вливается в человека 24 часа в сутки в виде информации из разных сомнительных источников. Интересно, что это противление касается только Православной Церкви. Мечети, буддистские храмы, нетрадиционные парады таких людей не волнует. Но если случится, к примеру, открытие часовни, человек начинает возбуждаться и что-то такое исполнять. Причём они обычно говорят общие вещи, повторяют незамысловатые идеи, которые гуляют от одной пустой головы к другой. Это три-четыре мысли, не ими придуманные, а высказанные очень давно в разных частях света. Например, в эпоху Возрождения, в XVI веке, в Италии появилось специфическое безбожие. Так называемые гуманисты говорили: «Все попы обманщики, сами они неверующие, а религия нужна, чтобы держать невежественный народ в страхе». Мол, существует заговор, чтобы обманывать простых людей и держать их в повиновении. Сейчас мы слышим то же самое – и не потому, что люди читали труды этих итальянцев, а потому что мысли имеют способность летать и оседать в головах. Хотя аргументы против такой позиции очень весомы. Христианство существует столь долго и принесло столько добрых плодов, что списать это всё на заговор — невозможно.

http://pravoslavie.ru/104626.html

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - март 2012 г.   В притче о мудрых и неразумных девах сказано, что когда приходит час испытания, неразумные просят мудрых: «Дадите нам от елея вашего, яко светильницы наши угасают». Что же отвечают мудрые? «Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». В чем же заключается мудрость этих дев? Разве подлинное христианство — не в любви, не в сострадании, не в готовности поделиться всем, что у тебя есть, чтобы придти на помощь ближнему? Разве не принадлежат эти девы одной и той же Церкви, где Христос учит всех совершенной самоотдаче? А. Ларкина, г. Тверь Эта притча — о небесном браке Бога с человечеством. Жених — Господь наш Иисус Христос. Он имеет единственную несравненную любовь к Своей Невесте — Церкви. Девы — те, кто исповедует веру во Христа, члены Церкви. Среди десяти дев — пять мудрых и пять неразумных. Внешне люди могут относиться к одному и тому же исповеданию, быть неотличимыми друг от друга, но Бог видит глубже. Девы оказываются мудрыми или неразумными в зависимости от своего внутреннего состояния. Истинная вера и жизнь по истинной вере — мудрость, грех и отступление от истинной веры — безумие. Безумием было со стороны юродивых дев взять светильники свои и не взять с собою елея. Они держали в руках светильники истинного исповедания, но не имели в своих сердцах елея благодати, потому что не потрудились, как говорит преподобный Серафим Саровский, стяжать ее «житейскими куплями». Жених замедлил, то есть не пришел тогда, когда Его ожидали. Нам может порой казаться, что Христос медлит, но это не так. Хотя Он не спешит придти к нам по назначенному нами времени, Он не замедлит придти в назначенное Им время. «Все задремали и уснули» — как будто устали ждать Его. Не только те, кто лишь по имени принадлежит Церкви, но и многие благочестивые христиане могут ослабевать в ревности по Боге, когда нет с ними живого присутствия Христа. Нельзя сказать, что у них была потеряна вся любовь ко Христу, но все же они оставили первую любовь свою. Господь дает нам два важных предупреждения. Во-первых, нам необходимо постоянно трудиться над собой, опасаясь беспечности, потому что, когда придет Христос, может оказаться непоправимо поздно. И наша молитва: «Господи! Господи! отверзи нам» не будет услышана. Во-вторых, есть вещи, которые никто не может нам передать, если мы сами не позаботимся о том, чтобы приобрести их. Невозможно дать другому человеку свое смирение, свою чистоту, свою любовь, свою, Богом дарованную, благодать. Что пользы взывать к мудрым девам после нашей смерти и на Страшном Суде: «Дадите нам от елея вашего, яко светильницы наши угасают»?

http://moral.ru/dom_0312.html

§ 126. Св. Кирилл Иерусалимский. Жизнь его. Кирилл Иерусалимский архиепископ четвертого века был великим светильником Иерусалимской Церкви. Из собственных поучений его видно, что он родился и получил воспитание в недрах Иерусалимской Церкви; здесь он проводил жизнь подвижническую; около 346 г. посвящен в пресвитера и в сем сане в 346 г.–349 г. говорил поучения готовящимся к Крещению и новокрещеным 299 . В 350 г, во смерти Максима, посвящен он в сан архипастыря Иерусалимской Церкви Акакием Кесарийским с теми же надеждами, как и св. Мелетий для Антиохийской Церкви 300 . Пастырская жизнь св. Кирилла тяжела была для него, но ознаменована необычайными знамениями Божьими. Церковь Иерусалимская и при Максиме, и при Кирилле страдала от ариан, иудеев и манихеев. В 351 г. 17 мая около 9 часа утра явилось на небе крестное знамение, простиравшееся от Голгофы до Елеона; сияние креста так было ярко, что сияние солнца не было сильнее его; явление продолжалось несколько часов сряду, в виду изумленных обывателей и посетителей Иерусалима. Множество иудеев и язычников обратилось ко Христу. «Все же видели, писал Кирилл к арианскому императору, что благочестивая вера христианская состоит не в презрительных человеческой премудрости словесах 301 . Недолго после сего, Акакий епископ Кесарийский поднял ссору с Кириллом. Иерусалимский епископ, как епископ кафедры апостольской, со времен апостольских, пользовался честью первенства между областными епископами и вследствие того независимостью в управлении 302 . Акакий требовал себе подчинения от Иерусалимского архиепископа. Но это более вид дела, чем самое дело: Акакий требовал от Кирилла согласия и на мнения ариан 303 . Акакий потребовал Кирилла на суд Собора. Блаженный Кирилл не обращая внимания на незаконное требование, отправился на Собор Мелитинский, где с твердостью противодействовал насилию ариан 304 , Акакий на Соборе 357 г. с немногими единомышленниками объявил Кирилла лишенным кафедры за то, что он во время голода продал в пользу бедных церковные вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А. Князев Автор дал своей статье другое заглавие, именно: «Вклад ученика на праздник своего учителя», с следующим посвятительным прибавлением: Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Платону, Архиепископу Херсонскому и Одесскому и разных орденов Кавалеру, Милостивийшему Архипастырю и Отцу, в день юбилея 50-летней Его службы Церкви и Отечеству усерднейшее приношение от признательного ученика, Коллежского Советника, Александра Князева . I. В жизни своей я нахожу замечательную особенность, именно: благотворное влияние на нее преимущественно одного и того же лица. Это лицо, являющееся для меня в виде путеводной звезды, есть нынешний Владыка Херсонский, Высокопреосвященный Платон. Под его начальством я учился в С. – Петербургской Духовной Академии. Под его же управлением я проходил свою духовно-учебную службу в разных местах. Что я должен из этого вывести для себя? То, что мне суждено не только участвовать в его служении Слову Истины, но, в свою пору, и свидетельствовать о том, как право он правил слово Истины. Настоящее юбилейное торжество сего Архипастыря представляет лучшую пору для такого свидетельства. И я предлагаю здесь, как вклад благодарного ученика на светлый праздник своего достойнейшего учителя, очерк пастырских трудов его, по управлению Псковскою и Рижскою епархиями, в которых служить мне судил Господь под его мудрым начальствованием. 1 . Преосвященный Платон вступил в управление псковской епархией по смерти псковского архиепископа Нафанаила 1 , еще бывши викарием псковским, и управлял ею до перемещения на псковскую кафедру астраханского архиепископа Евгения Баженова, когда рижское викариатство уже было преобразовано в самостоятельную епархию, всего почти 7 лет. Чтобы лучше оценить заслуги его для псковской епархии, нужно знать, в каком положении осталась она после преосвященного Нафанаила. Преосвященный Нафанаил, сам по себе, был пастырь точно Христов, по своим необыкновенно высоким качествам. Особенно он был богат евангельскою любовью к меньшей братии Христовой. Он не мог равнодушно не только видеть несчастного, но и слышать о нем. Не редко он плакал о несчастье другого больше, чем сам несчастный, и готов был жертвовать для него всем. Не было у него копейки, которой он мог бы поделиться с бедняком: он делился с ним своей обувью, своим платьем. Не находилось, подчас, для этого у него своих вещей: он отдавал вещи своего келейника, какие попадались ему на глаза, с сугубым после вознаграждением за это. Но отказать ищущему у него помощи не имел сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Аборт воспринимался как обычная операция, что-то вроде удаления зуба. Напичканная такими представлениями, я не задумываясь убила троих детей, которых Господь посылал нам после рождения сына. Супружеская моя жизнь началась банально. Друзья познакомили нас с будущим мужем. Мы повстречались, сблизились… — и я забеременела. Затем свадьба, рождение сына. Все вроде бы складывалось нормально. Но весь ужас был в том, что с самого детства нас убеждали и в школе, и дома, что ребенок — только тогда человек, когда родится, а до того, во чреве матери — это кусок мяса, не более… И аборт воспринимался как обычная операция, что-то вроде удаления зуба. Напичканная такими представлениями, я не задумываясь убила троих детей, которых Господь посылал нам после рождения сына. Муж до этого выпивал, да и жили мы бедно. Но после убийства (сознательно не употребляю слово «аборт», ибо вещи надо называть своими именами!) стало еще хуже. Муж стал пить еще больше, избивал меня, а когда бросил пить, то стал гулять с другими женщинами. Когда же он захотел сойтись с одной из них, тут-то на меня и снизошло озарение — все это наказание от Бога. Стала я потихоньку воцерковляться. Ходила в церковь и молилась, чтобы Господь спас мою семью. Стала исповедоваться, причащаться. И, слава Богу! — муж вернулся в семью. Но, оглядываясь назад, я теперь понимаю, что мое раскаяние в грехе детоубийства было лишь на уровне головы, но не сердца. Я умом лишь понимала, что это грех. Но из-за отсутствия информации о том, что представляют собой средства предохранения (спираль и таблетки), я смело пользовалась ими. И вот совсем недавно я прочитала откровения врача-гинеколога, где говорилось о том, что и спираль, и таблетки — убийцы. Они вовсе не препятствуют зачатию, а убивают уже зародившегося ребенка. Это было страшное открытие! Тем более, что читала я эту книгу, сидя рядом со своим крошечным малышом (через двенадцать лет после первенца у нас родился еще сыночек). Смотрю я на него, такого милого, родного, — и вдруг представила себе так ясно, как вот таких

http://pravmir.ru/ya-tolko-xochu-skazat-...

Август 3 августа Благодарю Господа, приявшего по бесприкладному Своему милосердию покаяние мое в злобе моей на домашних поутру (раз) и на нищих три раза, не заключившего в смерти душу мою страстную. Благодарю Господа, внявшего молитве покаяния моего и в тесноте и смятении не оставившего меня, но даровавшего мне мир и пространство. Слава Его долготерпению! Благодарю Господа, даровавшего мне слезы умиления при чтении Евангелия от Луки. Благодарю Господа, благословившего путешествие мое по морю на северную сторону его (Финского залива) и в передний путь пославшего нам попутный ветр после тишины (штиля), а в обратный – соблюдшего нас в плавании на военном катере при сильном и порывистом противном ветре с юго-востока. Вперед мы шли на военном боте. Слава Господу, не погубившему меня со беззаконми моими, но человеколюбиво помиловавшему меня и всех спутников. Благодарю Господа за единомыслие домашних моих. Благодарю Господа за родственников, радушно угостивших меня, да помилует их Многомилостивый. 3 августа. Пятница. Покурил сигары: остра. Нет ничего гаже курения табаку и ядения рыбы на ночь, или мяса, или сыру: от табаку гадко во рту и в комнате, где куришь; от рыбы, мяса, сыру – в детородных частях и спине. (На ночь ел угрей и сига.) Отчего я всегда сыт и пресыщен? Отчего не подвергаю себя посту и гладу ради Царствия Божия? Не оттого ли, что я всегда ем и пью сладко и довольно, беснуется плоть моя самолюбием, блудом, злобою, завистию, гордостию, корыстию, непокорством, ослушанием, дерзостию и другими страстями? Нищих и иных укоряю в праздности, лености, пьянстве, а сам не то же ли делаю? Отчего себя не обличаю и не укоряю строжайше? Судя их, не себя ли сужу, не таким ли (строгим) судом и сам буду судим, каким сужу их? Боже праведный! Помилуй мя, просвети и спаси мя! Заблудил я, окаянный, и пути правого не познал доселе. Но еще потерпи на мне, Господи! Посты и пост в честь Пречистыя Матери Твоея даждь мне держати по силе. 4 августа. Суббота. К блуду приводящие вещи и действия суть следующие: излишество в пище и питье, курение табаку (возбуждает плотские страсти), театр, взирание с услаждением на красивые лица, на сладострастные картины, на пышных актрис, чтение книг, содержащих в себе описание плотской любви, танцы, разговоры сладострастные. У христианина должна быть иная любовь и иные удовольствия – духовные, небесные, которые в преизбытке доставляет желающим Святая Церковь в своем богослужении, в своих чтениях, песнопениях, обрядах, таинствах, поучениях, в чтении слова Божия. Есть у христианина вожделения, но эти вожделения небесные, духовные, святые; земных вожделений, прелестных и гибельных, он удаляется всеми мерами, ибо они растлевают душу и тело его и удаляют от Бога, источника жизни и сладости истинной, вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Августа 27 (9 сентября) Священномученик Иоанн (Смирнов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Иоанн родился 20 марта 1873 года в селе Высоком Михайловского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Алексия Смирнова, все пятеро сыновей которого стали священниками. Иван Алексеевич окончил Рязанскую Духовную семинарию и в 1904 году был рукоположен во священника к Зарайскому Никольскому собору. В Зарайске отец Иоанн поселился с семьей в деревянном доме на территории городского кремля. В соборе в то время находилась знаменитая чудотворная икона Николы Зарайского. Прославленная многочисленными чудесами, она привлекала к себе множество богомольцев со всех концов России. В храм стекались щедрые пожертвования благодарных почитателей великого угодника Божия. Здесь хранились старинные рукописные и старопечатные богослужебные книги, серебряная и золотая утварь – вклады великих князей, знатных воевод и бояр. В теплое время года отец Иоанн служил в летнем Никольском соборе, в холодное – в зимнем Иоанно-Предтеченском храме. На торжественные богослужения собиралось до тысячи богомольцев. Отец Иоанн, явивший себя ревностным пастырем, был назначен настоятелем Никольского собора, возведен в сан протоиерея, назначен благочинным церквей Зарайского округа и награжден в 1930 году митрой. В 1922 году из церквей города были изъяты многие ценные вещи и иконы. Некоторые из них тогда удалось спасти от уничтожения. По предложению директора краеведческого музея и члена церковного совета И. П. Перлова часть драгоценной церковной утвари и древние рукописные и печатные книги были переданы на хранение в музей. В 1928 году по распоряжению властей были закрыты Никольский собор и Иоанно-Предтеченская церковь . Протоиерей Иоанн был назначен служить в Спасо-Преображенскую церковь в том же городе и стал хлопотать об открытии собора, начав сбор подписей верующих под ходатайством об оставлении собора в качестве действующей церкви. Власти эти хлопоты священника и прихожан представили в обвинительном заключении таким образом: «В Коломенский окружной отдел ОГПУ поступили сведения о том, что группировка церковников, бывших людей и торговцев распространяла среди населения города и деревни контрреволюционные слухи о скорой гибели советской власти и подготовляла массовое выступление против закрытия собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Александр Сегал. Муж и жена Первая суббота Великого поста, вечер. Исповедников тьма тьмущая. Так у нас принято. Большинство держит пост только первую и последнюю недели, ну, и понятное дело, хочется вознаградить себя за длительное недельное воздержание воскресным причастием. Исповедь заканчивается, уже совсем поздно, и это деревенский храм, а что творится в городских? Думаю: «Ну, вот, и, слава Богу. Сейчас в трапезную, попью кофейку, и домой». Ещё столько дел, и правило читать, и к проповеди готовиться. Вдруг замечаю, как из-за колонны мне навстречу несмело выступает женщина. Видно, что человек она нецерковный, наши так не одеваются. Возрастом где-то моих лет, ещё нестарая, но заметно, что дело уже идёт к закату. Для священника такой возраст – возраст расцвета, седина – свидетельство, если уж не о духовном, то о житейском опыте. А вот для женщины такой возраст – повод говорить о стремительно приближающейся старости. Она подходит, суетливо теребя в руках носовой платок. Руки выдают её внутреннее состояние, и это состояние отчаяния. – Батюшка, я хотела подойти к вам вчера вечером, но не решилась. Простите меня, но я не знаю, зачем пришла. Вернее, конечно, знаю, но зачем пришла к вам, этого не понимаю. Она, было, задумалась и замолчала, но потом спросила с поспешностью: – Вам нужно называть мои грехи? Да? Вы ждёте от меня грехов? – Нет, мне не нужны ваши грехи. Я жду вашего покаяния, но, вижу, что вы ещё не готовы, – и как может быть готов к покаянию человек, первый раз, пришедший в церковь? Что с вами, почему вы так волнуетесь? – Батюшка, меня предали, предал самый близкий человек, мой муж. Мы всегда были вместе, и в годы радости, и в годы отчаяния, когда наш гарнизон прекратил существовать, и мы оказались в лесу, отрезанными от всего остального мира. А ведь надо было как-то выживать, кормить и учить детей. Мы тогда жили вчетвером в маленькой однокомнатной квартирке, двое детей. Это было невыносимо, отключено электричество, нет тепла, ничего нет. Даже чайник не на чем было разогреть. И в эти же дни, может, от отчаяния, не знаю, но обнаружила в себе дар прясть пряжу и вязать исключительные по красоте вещи. Появились первые заказы и первые заработки. Муж, видя мои успехи, воспрял духом, и тоже стал участвовать в семейном деле.

http://pravoslavie.ru/38131.html

Ангельское Откровение преподобному Макарию Александрийскому Ангельское откровение о том, как важно поминать душу после смерти в назначенные церковью дни (3, 9, 40). В эти особенные для умершего дни мы должны оказать ему посильную помощь. Только Православная церковь поминает усопших и только молитвы Православной церкви слышит Бог. Таким образом Святая церковь покрывает нас своей молитвой и в этой жизни и в будущей. Откровение ангельское преподобному Макарию Александрийскому о загробном состоянии душ человеческих и о днях церковного поминовения усопших (третьем, девятом и сороковом со дня кончины). Некогда, когда мы шли по пустыне, — рассказывает ученик св. Макария, — видел я двух ангелов, которые сопровождали св. Макария, один с правой стороны, другой — с левой. На пути случайно мы нашли поврежденный и смердящий труп. Св. Макарий, чувствуя смрад, зажал рукою свои ноздри, пока не прошел мимо. То же сделали и ангелы. Грешная душа, еще будучи в теле, издает смрад злых дел, но гораздо более по смерти. Старец, увидев это, спросил их: «Ужели и вы так же обоняете смрад мира?» Они отвечали: «Нет; но мы, подражая тебе, это сделали: ибо мы не чувствуем смрада, а только обоняем смрад от душ грешников. Он так нам отвратителен, как тебе отвратителен смрад этого трупа». Удивленный этим старец говорит им: «Изъясните мне, прошу вас: смрад от душ грешников — в этой ли жизни их вы чувствуете, или после их смерти? И как вы различаете души грешников, уверовавших Господу, от душ нечестивых неуверовавших? Скажите мне, если я приобрел вашу благосклонность. Ангелы отвечали: «Слушай, Макарий, избранный Божий! Грешная душа, еще будучи в теле, издает смрад злых дел, но гораздо более по смерти. Ибо злые дела лежат на ней, и мраком, как черною одеждою, покрывают ее. Душа, как дыхание бессмертного света, сама по себе светла и чиста, но, находясь в теле и надлежащим образом не управляя оным, каждая оскверняется грехом, иная более, иная менее. Но выслушай, Макарий, как души верующих и неверующих взимаются от тела; впрочем, земные вещи принимай за самое слабое изображение небесных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3591...

Апологетические заметки V: Кролик да Винчи Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 2006 5 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 2006 Кролик да Винчи Первое, что бросается в глаза при чтении “Кода да Винчи”, — запредельная, фантастическая безграмотность этой книги. Мне трудно согласиться с теми, кто называет эту книгу “изощрен­ным обманом”. Ничего изощренного в ней нет. Я не искусствовед, и с этой стороны оценивать текст не берусь. Однако рассуждения авторских протагонистов о богословии и истории — как истории Европы вообще, так и истории Церкви в частности — свидетельствуют о том, что автор не удостоил ни единым взглядом ни труды историков, ни первоисточники (включая Новый Завет), ни хотя бы школьные учебники. Впрочем, в наше время ему — как и многим его читателям — незачем было бы идти в библиотеку. Всю необходимую справочную информацию можно найти в интернете. Само по себе такое невежество не удивительно — в том же интернете можно найти вещи ничуть не более грамотные. Удивительно другое. Книга Брауна — бестселлер. Ее купили около десяти миллионов человек. По ней снят фильм. Подлинная загадка книги именно в этом — как настолько безграмотный текст приобрел такой успех? Многие, судя по отзывам в том же интернете, воспринимают изложенные в ней теории всерьез, хотя им достаточно было бы обратиться с соответствующим запросом к любому поисковому сайту, чтобы убедиться в их полной фантастичности. Приведу пример; один из главных положительных персонажей романа, Тибинг, произносит речь о том, как, на его взгляд, современное христианство сложилось из слияния первоначального учения ранней общины и язычества; в частности, он говорит: “Для слияния двух религий Константину нужно было укрепить новую христианскую традицию, и он созвал знаменитый Вселенский собор. На этом собрании обсуждались, принимались и отвергались многие аспекты христианства — дата Пасхи, роль епископов, церковные таинства и, разумеется, божественность самого Иисуса Христа. — Что-то я не совсем понимаю, — с недоумением нахмурилась Софи. — Божественность Иисуса?..

http://pravmir.ru/apologeticheskie-zamet...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010