они нам действительно близки, мы часто по-русски говорим просто “мой брат”, “моя сестра”, не указывая собеседнику, которому это знать и неинтересно, в какой точной степени родства это лицо находится по отношению ко мне. В древней литературе, в Ветхом Завете говорится о “детях” в общем смысле, то есть не только о сыновьях и дочерях, но о потомках. Например, “чада (дети) Авраама” — это весь израильский народ, все те, которые родились, как бы от одного источника. Поэтому употребление в Ветхом и в Новом Завете этого слова не обязательно указывает на прямое рождение от данного человека. Когда мы думаем о Богородице, Матери Спасителя Христа, если мы верим, что Иисус Христос был действительно Самим Богом, ставшим человеком, — как можем мы себя представить, что Его Матерь, родив в мир воплощенного Бога, потом могла вернуться к обычной жизни замужней женщины? Можем ли мы себе это воображением представить? Я говорю даже не о чутье, но о спокойном разуме. Женщина, которая сознает, что в ней девственно был зачат Сын Божий, не может себя чувствовать иначе, как навсегда — не только на время, но на всю вечность Храмом Живого Бога, который должен остаться неприкосновенным, святым. Поэтому когда мы читаем о братьях Христовых, мы знаем, что это сводные братья, дети Иосифа, и что Матерь Господа нашего Иисуса Христа была, как мы говорим на церковном языке, до рождества, в рождестве и после рождества — Дева. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула, и что изгоняет бесов силою бесовского князя. И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1273...

Преодоление сребролюбия есть частичное преодоление и этих грехов. Со слов Самого Спасителя мы знаем, что богатому трудно войти в Царствие Небесное. Христос учит: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф. 6:19–21 ). От этого греха близ стоят многие страсти: страсть красиво одеваться, иметь редкие вещи, особенно, «со вкусом», подбирать себе всякую вещь, создавать себе красивую модную обстановку в доме, отсюда и тщательная забота о порядке в вещах, об их хранении, страх что-либо потерять, страх воров, грабежа, раздражение на тех, кто прикасается или просит вещи, соревнование с другими в приобретении вещей, зависть, осуждение, немилосердие, презрение к нищим; человек начинает много внимания уделять внешнему виду своему и окружающих, отсюда часто начинается отношение к ближнему «по одежке» его, уважение растет или падает в зависимости от материального благосостояния ближнего, а отсюда – и несправедливость, человекоугодие, отвращение или брезгливость. Апостол страсть сребролюбия называет идолопоклонством. Кто начинает служить тленному веществу, тот становится его рабом, почитателем, поклоняется тленному – твари, а оставляет Творца. Чревоугодие Разным людям требуется разное количество пищи для поддержания своих физических сил – это зависит от возраста, телосложения, состояния здоровья, от тяжести выполняемой работы. В самой пище нет никакого греха, ибо это дар Божий. Грех же заключается в отношении к ней как к вожделенной цели, в поклонении ей, в сладострастном переживании вкусовых ощущений, разговорах на эту тему, в стремлении тратить как можно более денег на новые, еще более изысканные продукты. Христианин должен всегда сдерживать себя от всякого излишества, стараясь все делать в меру необходимости и полезности, а все чрезмерное, приносящее душе вред – отсекать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

12:40).    Но ведь — не просто не хочет видеть: он еще и «злословит Его»! И не просто злословит — он отрицает Божество Его, потому что «говорит: если Ты Христос, спаси Себя и нас». Совсем как те «проходящие, которые злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста»! Совсем как те «первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, которые, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» (Мф. 27:39—43; Мк. 15:29—32)!    Диавол внушал злословящим мысли их, внушал с той целью, «чтобы через это заставить Его сойти со креста и чтобы разрушить дело всеобщего спасения крестом. Но Христос и есть Сын Божий, и не внял врагу, дабы и мы знали, что не должно слушаться ухищрений диавола, но должно творить добро, хотя бы люди и стали думать о тебе худо».    Диавол же, надо думать, был внушителем и разбойнической хулы. Для чего хотел первый разбойник спасения себе? Не для того ли, чтобы продолжать свои беззаконные дела? Ведь он не сказал ни одного слова, которое могло бы свидетельствовать о его раскаянии в содеянном! И не спасения души своей он искал — его интересовало спасение жизни своей, чтобы оставаться во власти «князя мира сего», который возбуждал его на разбой, всецело покорив себе.    Можно ли было и ожидать, чтобы слова эти были услышаны? Не слышал их Христос, ничего не сказал Он безумному.    Так и твоя молитва, душа моя неразумная, не бывает услышана, когда просишь ты вещей, не имеющих отношения к спасению твоему, когда ты назойливо испрашиваешь того, что внушает тебе мир сей, когда забываешь ты о грядущем Царстве и вся поглощена суетой мирской. А чтобы вразумить тебя, бывает и так, что Господь подает тебе просимое тобою — но тогда, когда ты возрастаешь настолько, чтобы понять: как же пусто было твое желание! как суетны твои поиски мирские! как бесполезен и греховен был ропот твой, когда ты сожалела, что Господь не подает тебе искомого! сколь не нужно в жизни вечной то, что ты просила себе для жизни временной! «Ибо что высоко у людей, то мерзость (βδλυγμα, abominatio) пред Богом» (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

12 . И для чего духовную благодать наименовал Он водой? Поскольку через воду составляется все. В воде растительная и животная сила. С небес сходит в дожде вода; и хотя сходит в одном виде, но различные имеет действия. Один источник весь рай напаяет: один и тот же дождь идет во всем мире, но в лилии бывает он белым, в розе румяным, в фиалках и гиацинтах багряным и во всяком роде цветов инаковым и многоразличным. В финике он такой, а в винограде другой и всему дает особливый вид, между тем как он единовиден и не инаков сам в себе. Ибо не изменяющийся сам в себе дождь не сходит то в том, то в другом виде; но, входя в состав тех вещей, которые его приемлют, в каждой производит свое действие. Так и Дух Святой, будучи един и одинаков и неразделим, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. И как сухое древо, напаяемо будучи водой, пускает отрасли, равным образом и грешная душа, посредством покаяния получив Духа Святого, произращает плоды правды. Ибо Он, будучи одинаков, по воле Бога Отца, именем Христа различные производит действия. У одного язык обращает на слово мудрости, у другого душу просвещает пророчеством; иному дает силу изгонять бесов, а другому дает способность изъяснять Божественное Писание. Одного укрепляет в целомудрии, другого научает милосердию; иного научает посту и подвигам, другого научает презрению того, что относится до тела, иного уготовляет к мученичеству; в других другое производит, но Сам в Себе не различен, как написано: Но каждому дается проявление Духа на пользу ( 1Кор.12:7 ). Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом ( 1Кор.12:8 ); иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом ( 1Кор.12:9 ); иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков ( 1Кор.12:10 ). Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор.12:11 ). 13 . Но поскольку просто о Духе многое и различное сказано в Божественном Писании и опасно, чтобы кто-либо по неведению не впал в смешение понятий, не зная, о каком духе разуметь написанное, то хорошо теперь в предосторожность изъяснить, какого Духа называет Писание Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

19. Не скрывайте себ сокровищъ на земл, идже червь и тл тлитъ, и идже подкопываютъ и крадтъ: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут 20. скрывайте же себ сокровище на нбс, идже ни червь, ни тл тлитъ, и идже не подкопываютъ, ни крадтъ: но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут Здесь Спаситель учит, что ненужно чрезмерно заботиться об умножении сокровищ земных, как-то: богатых одежд, золотых и серебряных вещей и т. п., имет к ним привязанность, потому что все они не прочны; ныне они есть, а завтра так или иначе могут быть истреблены, напр., молью и ржавчиною, (червь и тля тлит), или похищены ворами (такие подкапывают и крадут), и таким образом легко можно лишиться их. Напротив, учит Господь, прилагайте более попечения о том, что относится к вечной жизни: там ничто не пропадает и не портится, там все прочно, вечно, т. е. стяжите себе добродетели, которых никто не может похитить у вас и которые возведут вас в царство вечное. «Дай бедному и нищему, что нужно, и найдешь, что все это соблюдется целым и нерастленным на небе», учит св. Афанасий Великий . Под червем, ржавчиною и ворами некоторые из толкователей разумеют тщеславие и гордость. 21. идже бо сокровище ваше, т бдетъ и сердце ваше. ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше Здесь Господь указывает побуждение к тому, чтобы нам более заботиться о небесных благах, чем о земных. Обыкновенно сердце наше привязывается к тому, чем более мы занимаемся, что любим, о чем заботимся: где (идеже) сокровище ваше, там (ту) будет и сердце ваше. Сокровище, т. е. то, в чем человек поставляет высшее свое благо, к чему особенно привязан, что особенно любит. К сокровищу небесному, т. е. к добродетели, должно быть привязано сердце христианина, и хорошо, если оно привяжется к нему; но оно может быть привязано и к земным благам, а такая привязанность будет погибелию для человека. «Если ты будешь прилеплен к земному, то непременно отпадешь от небесного» (Злат.). Это мы и видим на людях, зараженных страстью любостяжания, как равно и другими страстями. Нет сомнения, что указанными словами о сокровищах Господь не запрещает собирать и иметь земные блага, так, как нестяжательность и расточение имущества Он предоставляет желающим высшего совершенства: аще хощеши совершен быти ( Мф. 19:21 ); а запрещает пристрастие к земным благам и забвение небесных благ из-за них: потому что жизнь земная и еще семейная немыслима без этих благ. Ищите во первых прежде царства Божия, говорит Господь далее, после слов о благах (33 ст.). Зач. 18-е. О служении Богу и о промысле Божием

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

246. Как представить себе чистое сердце? Сердце есть исходище намерений, весы совести, это – плод внутренне свободной жизни и дверь к слиянию с Богом. В сердце очищенном все душевныя силы пребывают в служении духу, который удостоен приятия Духа Святого. «Чистый сердцем, кто не тревожим страстью, кто не помышляет даже о мирском, кто одну память о Боге держит в себе с неудержимой любовью» (Пр. Симеон Нов. богосл., Добротол.). «Соделавший сердце свое чистым не только познает смысл и значение вещей второстепенных и после Бога сущих, но прошедши все их, зрит и самого Бога – в чфм крайний предел благ» (Пр. Максим Испов., Добротол.). " И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так-как Он чист» ( 1Uh. III, 3 ). 247. Каким является человек, достигший чистоты сердца? Прежде всего, кто чист, хранить слово Божие и терпеливо укореняет его в душе, как посеянное семя: «а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» ( Лyk. VIII, 15 ). Будучи праведным, чистый соблюдает и все пути своей жизни праведными: «Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги омыть, потому что чист весь» ( Uh. XIII, 10 ). Чистый сердцем, основывая отношения с ближними на духе Евангелия, не видит лукавства и сам преисполнен детского доверия: »И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное« ( Mф. XVIII, 3 ). Чистым свойственно исполнение в жизни Христова завета – неосуждения. 248. Какия дарования Божии могут быть даны тем, кто сберегает в себе чистое сердце? На высокой ступени сердечной чистоты возможно обладание даром прозорливости , как было у св. пророка Елисея (4 кн. Царств. гл.: IV-VII), у св. ап. Петра ( Дeяh. V, 4 ), у пр. Сергия Радонежского (его передача хода Куликовской битвы во время ея) и у других святых. Достижение чистоты сердца вводить душу к высшим постижениям как выражено словами богослужения: «Всякая душа оживляется Св. Духом и возносится чистотою, священно-таинственно просветляется – единством Троицы» (1-й антифон, слава степенных 4-го гласа утрени). 46

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   Итак, что тогда (после кончины мира) мы не будем совершать мерзостного греха, это ясно, как и то, что не станем достигать полезного себе посредством трудов. Также и на это, как бы в загадке, указано в Моисеевых книгах. На подобие росы ниспослал Бог сынам Израилевым манну в пустыне и дал им хлеб ангельский, по написанному (Пс.77:25). Потом чрез премудрого Моисея определяет о ней такой закон: «Ешьте сегодня, ибо суббота (покой) сегодня Господу, не найдете на поле: шесть дней собирайте, а в день седьмой — покой, нет (ее) в (время) него» (Исх.16:25-26). Этим указывается на то, что до конца веков нам следует трудом собирать полезное для нас и питающее нас к жизни вечной, подобно как те, ходя по обширной пустыне, отовсюду собирали себе манну в пищу. А в седьмой день, то есть уже по скончании мира, пройдет время собирать полезное, и мы будем наслаждаться уже прежде приобретенными благами, согласно сказанному Псалмопевцем: «Плоды трудов твоих вкуси» (Пс.127:2).    Итак, Законодатель и Бог, не о тенях заботясь, но предуказывая на самый образ вещей, заповедал, что не должно трудиться в субботу. Но некоторые, презирая определенный им об этом закон и позволяя себе дерзко оскорблять Владыку всех, рассудили, что и в субботу можно ходить для собирания манны. И это дерзкое решение они имели не в уме только своем, но и исполняли на самом деле. За это Законодатель также обвиняет их и говорит: «Доколе не хотите слушаться заповедей Моих и закона Моего? Смотрите, Господь дал вам день сей для покоя (субботу): поэтому Он дал вам в день шестой хлеба на два дня, сидите (оставайтесь) каждый в домах ваших, никто из вас да не выходит с места своего в день седьмой» (Исх.16:28-29). Разве не видишь, что, предуказывая нам под образом покоя жизнь, свободную от всякого труда и изнурения, совсем не дозволяет в субботу что-либо делать? Ведь не только не позволяет собирать (манну), но при этом заповедует еще, что отнюдь не должно оставлять своего дома и выходить из своих мест. Чему желает научить нас этим, это мы изложим, представив родственное сему и точно такое же изречение. Так, блаженный пророк Иеремия говорит иудеям следующее: «Так говорит Господь: сохраните души ваши, и не поднимайте нош в день субботний, и не выходите воротами Иерусалимскими, и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и никакой работы не совершайте: освятите день субботний, как заповедал Я отцам вашим» (Иер.17:21-22). Что же следует отсюда? Побуждая нас к бодрствованию, повелевает оберегать свою душу, ибо таким образом нам легко уже будет достигнуть ожидаемого покоя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

— первая группа свойств обусловлена тем, что Бог обладает полнотой бытия, обладает абсолютной сущностью. Свойства, которые относятся к совершенствам Его бытия в современном православном богословии называются апофатическими. В дореволюционных учебниках и пособиях обычно их называют онтологическими; — вторая группа свойств обусловлена тем, что Бог есть духовно-разумное существо, или Личность, которая благоволит открыть Себя людям. Свойства, которые характеризуют Бога как Личность, как духовно-разумное существо, называются катафатическими, или, опять же, по несколько устаревшей терминологии — духовными свойствами. 2.2. Понятие об апофатических (онтологических) свойствах Божиих Эти свойства характеризуют совершенство Божественной природы, совершенство Божественного бытия. Но божественная природа абсолютна и человеческий язык, наш понятийный аппарат не способны выразить эту полноту Божественного совершенства. Наш язык, все наши понятия сформировались в процессе изучения тварных вещей, а тварные вещи с абсолютной сущностью несоизмеримы. Поэтому говорить о совершенствах божественной природы можно только в отрицательных терминах. Апофатические свойства — это свойства, получаемые путем отрицания недостатков и ограничений, свойственных конечному, тварному бытию. 2.2.1. Самобытность Этим свойством за Богом отрицаются ограниченность по началу и причине своего бытия. Это свойство означает, что Бог не происходит ни от чего другого, и не зависит ни от какого другого бытия, но причину и необходимые условия Своего бытия имеет в Самом Себе. То есть Бог есть причина Самого Себя, causa sui. Свидетельства Священного Писания о самобытности Бога: Ис. 43, 10: «прежде Меня не было Бога и после Меня не будет». Ин. 5, 26: «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе». Деян. 17, 25: «Бог не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все». 2.2.2. Неизменяемость Этим свойством за божественной природой отрицаются постоянные видоизменения, которые являются признаком относительного несовершенства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

А ты с таким трудом заработал эти десять лир. Но, несмотря на это, с радостью отдаешь их, чтобы доставить радость своему ребенку или купить ему что-нибудь хорошее. Или же всю жизнь из кожи лезешь, чтобы купить себе дом или что-нибудь еще, а потом с удовольствием отдаешь его своим детям – это ли не преодоление себя? Когда я отдаю своему ребенку то, что у меня есть, тогда как сам я вымучен, разбит, хочу спать, измотан… Или же когда нянчу своих малых детей: ночью хочу спать, валюсь с ног от недосыпания, я уже не выдерживаю, но иду посмотреть на них, приласкать их с любовью. Что это такое? Это повседневное преодоление себя – и для мужа, и для жены. Смирение не значит совершение нереальных вещей. Оно происходит не где-то там, а здесь, где находишься ты – на твоем рабочем месте. Например, у тебя суровый начальник, настырный коллега – посмотри на него с любовью, используй это, обрати это на пользу духовным способом. Разумеется, это нелегко. И не все мы постоянно пребываем в состоянии такого духовного бодрствования, чтобы всегда использовать возможности и поступать как должно. Но по крайней мере там, где нам это не удалось, где уже вспыхнули лампочки и стал валить дым, там… когда погаснет это зло, смирим себя пред Богом и скажем: – Боже мой, прости меня! Я не смог – я опять разгневался, опять вспылил, опять поругался, я упустил возможность, имевшуюся у меня. Смирение или исповедь помогают мне поправить то, что я сделал, или вернуть ту возможность, которую я потерял. Так человек постепенно приобретает смирение через все воспитание, которое мы получаем в Церкви. Смиренномудрие означает смиренно думать о себе. Приходит к тебе какой-нибудь помысел, например: «Нет никого такого, как ты!» – а ты говоришь: «Да замолчи же ты, дитя мое! Чтобы не было никого такого, как я? Да кто я такой?» Это смиренномудрие. Или же помысел говорит: «Я знаю все!» Но ты говоришь себе: «Да откуда у меня столько уверенности? Разве я не совершал столько ошибок в своей жизни? Разве говорил так много такого, что оказывалось потом неправдой? Как я могу знать все?»

http://pravoslavie.ru/49382.html

Благодарю Тебя, Господи, яко умиротворил еси мя ныне преестественно животворящими Тайнами (1 ноября, вторник). Но я неблагодарен и злонравен явился пред Тобою, пожалев двух просфир, отданных диаконом прихожанам, по жадности пожелав их себе или по самолюбию и гордости отдать их сам по своему усмотрению. О, самолюбие! Я бы отдавал, а не другие, и своим знакомым. Но это дело диакона. И это я сделал после причастия, когда бы надо иметь мне такое настроение мыслей, какое имел Давид, когда сказал: Что ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век [ Пс. 72, 25 – 26 ]. А то как будто мне мало было, что Сам Бог был Богом сердца моего и частию моею, – я захотел еще нескольких просфир. О, как враг наругался надо мною чрез пожелание их, чрез отъятие диаконской просфиры. Боже! Очисти мя, грешного! Как бесконечно много дано от Бога человеку, например Божественное Тело и Кровь Богочеловека и с ними – обожение и вечная жизнь, и каких ничтожных вещей жалеет человек подобному себе – жалеет просфиры, сластей, денег, одежды тленной и пр. О, нелепое сердце! О, несмысленное сердце! Верно Господь сказал о наших сердцах; о несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! [ Лк. 24, 25 ]. После этого нам остается презирать свое ветхое сердце, ни в чем не верить ему и стараться образовать в себе новое сердце. Дам вам сердце новое, и дух новый дам вам [ Иез. 36, 26 ]. Служи нищим и всем христианам как Самому Христу: о детях нищих помни слова Спасовы: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня [ Мк. 9, 37 ]. Теперь, когда прелесть сластолюбия дошла до такой нелепости и силы, время уже ее пресечь и вырвать с корнем и ни во что вменить все сласти. При разных обстоятельствах служения и жизни дьявол наводит на душу различные искушения. Надо внимать и противиться. Я недостойный орган святейшей и премудрой матери моей Церкви и Духа Божия, Кормчего Церкви. Надо быть достойным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010