Если кающийся имеет грех, связанный с нанесением материального ущерба кому-либо, то желательно, чтобы он по возможности возместил свой долг, возвратил украденную вещь или ее стоимость независимо от давности совершенного поступка. Это будет лучшей формой епитимии. Сребролюбие Под этим наименованием подразумевается всякое пристрастие к вещам, деньгам, ко всякого рода материальным благам, проявляющееся как в форме расточительности, так и в противоположной ей – скупости. Второстепенный, на первый взгляд, этот грех чрезвычайной опасности – в нем одновременное отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим чувствам. Эта страсть порождает злобу, окаменение сердца, многозаботливость, зависть. Преодоление сребролюбия есть частичное преодоление и этих грехов. Со слов Самого Спасителя мы знаем, что богатому трудно войти в Царствие Небесное. Христос учит: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф. 6, 19–21 ). От этого греха близ стоят многие страсти: страсть красиво одеваться, особенно иметь редкие вещи, «со вкусом» подбирать себе всякую вещь, создавать себе красивую модную обстановку в доме, отсюда и тщательная забота о порядке в вещах, об их хранении, страх что-либо потерять, страх воров, грабежа, раздражение на тех, кто прикасается или просит вещи, соревнование с другими в приобретении вещей, зависть, осуждение, немилосердие, презрение к нищим; человек начинает много внимания уделять внешнему своему виду и окружающих, здесь возникает отношение к ближнему «по одежке», уважение растет или падает в зависимости от материального благосостояния ближнего, а отсюда и несправедливость, человекоугодие, отвращение или брезгливость. Апостол страсть сребролюбия называет идолопоклонством. Кто начинает служить тленному веществу, тот становится его рабом, почитателем, поклоняется тленному – твари – и оставляет Творца. Чревоугодие

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Если кающийся имеет грех, связанный с нанесением материального ущерба кому-либо, то желательно, чтобы он по возможности возместил свой долг, возвратил украденную вещь или её стоимость независимо от давности совершённого поступка. Это будет лучшей формой епитимий. Скупость Под этим наименованием подразумевается всякое пристрастие к вещам, деньгам, ко всякого рода материальным благам, проявляющееся как в форме расточительности, так и в её противоположности — скупости. Второстепенный на первый взгляд, это грех чрезвычайной опасности — в нём одновременное отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим чувствам. Эта страсть порождает злобу, окаменение сердца, многозаботливость, зависть. Преодоление сребролюбия есть частичное преодоление и этих грехов. Со слов Самого Спасителя мы знаем, что богатому трудно войти в Царствие Небесное. Христос учит: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; по собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф.6:19–21 ). От этого греха близ стоят многие страсти: страсть красиво одеваться, особенно иметь редкие вещи, «со вкусом» подбирать себе всякую вещь, создавать себе красивую модную обстановку в доме, отсюда и тщательная забота о порядке в вещах, об их хранении, страх что-либо потерять, страх воров, грабежа, раздражение на тех, кто прикасается или просит вещи, соревнование с другими в приобретении вещей, зависть, осуждение, немилосердие, презрение к нищим; человек начинает много внимания уделять внешнему виду своему и окружающих, здесь возникает отношение к ближнему «по одёжке», уважение растет или падает в зависимости от материального благосостояния ближнего, а отсюда и несправедливость, человекоугодие, отвращение или брезгливость. Апостол страсть сребролюбия называет идолопоклонством. Кто начинает служить тленному веществу, тот становится его рабом, почитателем, поклоняется тленному — твари — и оставляет Творца. Дщерь сребролюбия — зависть

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-m...

Заметь же, Он не говорит: «В этом есть Сын Мой», чтобы случайно не подумали о Нем, будто Он существует отдельно, как иной в ином, но что Он есть один и Тот же Самый, через единение по домостроительству. А в том, что противиться этому – погрешительно и из числа вещей самых ненадежных, нас убеждает Иоанн, когда пишет таким вот образом: Ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство Божие в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому ч то не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем ( 1Ин.5:9–10 ). Свидетельствовал же Он следующее: Тот, Кто вместе с плотью и в образе раба – единственным образом и в собственном смысле есть Мой Сын. (Но что же? Разве мы не согласимся, что) 209 славная благодать, подаваемая через святое крещение, и творение жизни, которое есть в нем, и причастие Богу через освящение в Духе совершены через Иисуса Христа? ( В – Неизбежно!) 210 В самом деле, упомяну о том, что говорит Иоанн: Но идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Мф.3:11 ). ( А – Так станем ли мы говорить, друг мой) 211 , будто это дело такого, как наше, человечества – быть в состоянии крестить Духом Святым и огнем? В – Как же такое может быть? А – И однако же, говоря о Муже, Которого еще нет рядом и Который еще не видим, Иоанн утверждает, что именно Он крестит огнем и Святым Духом. Притом подает Он крещаемым не чуждого Себе Духа, как это прилично рабу или служителю, но как Бог по природе Он с высочайшей властью подает Его от Себя и собственного Себе, и через Него напечатлевает в нас Божественную печать. Согласись, что мы обновляемся как в образ Божий во Христа Иисуса не так, будто претерпеваем обновление телесного вида – ведь совсем наивно так думать, – но через причастие Святому Духу, обогащаясь в себе Самим Христом, чтобы уже в радости восклицать следующее: Да возрадуется душа Моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждою веселия ( Ис.61:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

И тогда Бог дарует вам богатые милости и щедроты Свои, потому что Он есть наш Спаситель. 5. Так как весьма многие дела утверждаются клятвою, то твердость и неизменность, с которыми пророк относился к заповедям Божиим, он назвал клятвою. Это обычно в Священном Писании. Например: клялся Господь Бог Аврааму (Быт. 22:16); « клялся Господь Давиду истиною и не отречется от нее » (Пс. 131:11) в силу твердости божественного обетования. Хотя повсюду в Священном Писании клятва запрещается, и, прежде всего — в ветхом завете: « не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно » (Исх. 20:7); « не клянитесь именем Моим во лжи » (Лев. 19:12); « не приучай уст твоих к клятве » (Сир. 23:8), — но, очевидно, это относится к делам мирским, о которых Екклесиаст говорил: « собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; устроил себе сады и рощи, сделал себе водоемы, и вот, все — суета и томление духа » (Еккл. 2:8, 5, 11). Кто призывает имя Божие по поводу подобных вещей, тот употребляет клятву всуе и в неправду. И далее Господь говорит: « Я говорю вам: не клянись вовсе » (Мф. 5:34), а его ученик Иаков: « прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою » (Иак. 5:12). Итак, подобно тому как есть заповедь: не убивай, не обижай, так есть и такая: не клянись. « Я уничижен до крайности, Господи, оживи меня, по слову Твоему » (ст. 107). Не просто сказал он: я был уничижен, — но: « я уничижен до крайности », и это говорил он, будучи царем и пророком, украшаясь добродетелью, утопая в богатстве и торжествуя над врагами. Конечно, он никогда не решался вменять в заслугу себе ни мудрости, ни мужества, ни праведности: все это он считал даром божественной благодати. И когда он просит жизни у Того, Кто может дать ее, то не просит жизни во что бы то ни стало, но жизни разумной, согласной с законом и просвещаемой божественным законом. И так как мы, пока живем, постоянно впадаем в грехи (пред Господом никто не свободен совершенно от скверны, хотя бы и один только день жил на земле), то будем особенно любить плач, слезы, воздержание, изнурение тела. В этом именно заключается смирение « до крайности ». А когда пророк говорит: « оживи меня, по слову Твоему », то просит, конечно, не о той жизни, для которой необходимы пища и питье, но о жизни разумной, деятельной, добродетельной, и состоящей в соблюдении заповедей Божиих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

ибо... Я... был болен, и вы посетили Меня» ( Мф.25:34 ). Это самое удобное время для вас оказаться отцами и благодетелями сирых и нищих, заслужить доброе имя в миру и поломить свою награду в вечном Царстве. Василий Великий дает вам такой совет: «Раздели жито, которое завтра сгниет, с братьями. Дай сегодня просящему. Лучше доброе имя паче многого богатства. А если уважаешь деньги за честь иметь их, то смотри, сколько дороже для славы именоваться отцом тысячи детей, чем иметь в кошельке тысячи монет? Деньги и нехотя оставишь здесь, а славу добрых дел принесешь с собою к Владыке, когда пред общим Судиею окружит тебя целый народ, и будут именовать своим кормителем, благодетелем, и станут приписывать тебе все имена человеколюбия» (Беседа на слова из Евангелия от Луки: «Разорю житницы моя и большия созижду» ( Лк. 12:18 )). Ремесленникам не должно клясться, ибо клятвы прощались только в Ветхом Завете Держитесь, братья, дабы не давать клятвы ни во время, ни при продаже вашего рукоделья. Не говорите: «Клянусь Богом, клянусь Христом, верой, своей душой, это стоит столько-то». Не произносите ничего подобного. Неужели вы надеетесь таким образом вызвать доверие покупателей? Дело в том, что как Ветхий Завет , так и Новый, а равно как и божественные отцы, запрещают давать какие бы то ни было клятвы. В третьей заповеди Десятословия Бог повелевает, чтобы никто не произносил всуе Его имени: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» ( Исх.20:7 ). Ведь суетны ремесла, рукоделья, деньги, имущество и все мирское, как о том говорит и Соломон: «Я предпринял большие дела: построил, себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева... собрал себе серебра и золота: и вот. всё суета и томление духа» ( Еккл.2:4–8 ). Божественный Иоанн Златоуст эти слова толкует так: Кто призывает имя Божие по поводу подобных вещей, тот употребляет клятву всуе и в неправду (Собеседование на 118-й псалом). А пророк Осия говорит: Не клянитесь: «жив Господь!» ( Ос.4:15 ). И Сирах заповедует: «И не обращай в привычку употреблять в клятве имя Святого... клянущийся непрестанно именем Святаго не очистится от греха. Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич» ( Сир.23:9 ). Если в Ветхом Завете по несовершенству и младенчеству иудеев [им] прощались истинные и законные клятвы, чтобы они не клялись идолам, как говорит Иоанн Златоуст , «и самая клятва в Ветхом Завете потому узаконена, чтобы не клялись идолами» (Беседа 17 на Евангелие от Иоанна), – то в Новом Завете клятва полностью запрещена и непростительна. Ибо Господь решительно повелевает: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом... ни землею... ни головою твоею» ( Мф.5:34 ). И брат Господень Иаков заповедует: «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою» ( Иак.5:12 ). Клятва хуже убийства

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Из того, что было сказано, у меня родилось желание знать, где находилась душа Христа после смерти и до Его Воскресения? . Ответ . Душа Христа, хотя и отделенная от Его тела, всегда оставалась соединенной с Божеством и вместе с Ним сошла в ад. Хотя в данном члене [ Символа веры ] об этом не упоминается, однако мы достаточно удостоверены, что это так, многими песнопениями Церкви на эту тему, которые учат, что Христос сходил в ад Своей душой и Божеством. Как особенно излагает [этот догмат] данный церковный тропарь: «Во гробе плотью, а в аду с душой как Бог, в раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христе, с Отцом и Духом, все наполняя, Беспредельный» 35 . Освободив оттуда души святых праотцов, Он ввел их в рай вместе с разбойником, уверовавшим в Него, когда Он был распят. Вопрос 50. В-шестых, что содержит и чему учит этот член? Ответ. Так как в этом члене упоминается о Кресте Христовом, на котором Христос умер и спас нас, то это дает нам повод поразмышлять здесь о Кресте. Апостол Павел так говорит о нем: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал. 6:14 ). И в другом месте: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ). Итак, мы должны почитать Крест по важным причинам, как знамение Христа, которому дана сила прогонять злых духов, поскольку Сын Божий пролил на нем Свою Кровь и на нем умер. Поэтому святой Кирилл Иерусалимский говорит так: «Когда мы изображаем на себе знамение Честного Креста, тогда диавол, помышляя в себе, что к нему пригвожден был Христос Господь для нашего спасения, и для истребления демонской силы, не может более оставаться с нами и переносить силу Креста; но бежит от нас и более не искушает, особенно потому, что мы в сем случае имеем обыкновение призывать имя Христово» 36 . Поэтому нам необходимо часто осенять себя крестом, так как мы часто ощущаем на себе искушения демонов, которые мы не можем иначе отогнать, как Животворящим Крестом, и призыванием имени Иисуса Христа. И этим мы не только отгоняем их от себя, но и от всего, что принадлежит нам: от пищи, питья, посуды и других [вещей]. Поэтому тот же Кирилл учит: «Твори знамение Честного Креста, когда принимаешь пищу и питье; когда сидишь, стоишь, беседуешь, ходишь, и не начинай никакого дела, не ознаменовав себя Честным Крестом, ни в доме, ни на пути, ни днем, ни ночью, и ни в каком месте» 37 . Вопрос 51. Как мы должны изображать на себе знамение Честного и Животворящего Креста?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Кто ест сласти, того ждут напасти. Кто ест сладко, у того на сердце гадко. Лакомства в устах сладки, а во чреве и в сердце горьки. То ли дело простой хлеб да простая похлебка! На бедных не раздражайся: они изображают нас, бедных добрыми делами и непрестанно просящих у Господа милости. Имей неизменное уважение к достоинству лица человеческого. Фортепиано – язычество, танцы тоже, театр тоже, картежная игра тоже, званые обеды тоже, журналы, романы светские тоже, светское гимназическое образование тоже, отсутствие постов тоже. Отец Евграф. Слава Тебе, Господи Иисусе, яко обновил мя еси Божественным причащением и врагов моих сильных сокрушил еси и миром Твоим Божественным снабдил еси. 19 декабря 1865 года. Тебя гонит враг потому, что ты Господа гонишь в себе и в ближнем, ибо Христос – всё во всех, то есть так быть должно, отчасти есть и во многих Он действительно всё. Не гони Господа ни в себе, ни в ближних, и враг ничего не сделает тебе. Савл, Савл! что ты гонишь Меня? [ Деян. 9, 4 ], ибо если ты гордишься, злобишься, ссоришься, завидуешь, сребролюбствуешь, лакомишься, заботишься о собрании ради имения земного, объедаешься, опиваешься, прелюбодействуешь, обманываешь, похищаешь, предаешься разгульной жизни, праздности или вольнодумству, кощунству и подобным грехам – разве ты не гонишь Христа? Что я говорю? – Ты не распинаешь снова Христа? Да не гонишь ли ты и себя? Ей, гонишь и себя, свою душу, гонишь ее, невесту Божию, от Бога, ибо Господь Иисус Христос есть Жених душ наших, обручивший нас Себе Своим вочеловечением, Своими страданиями, смертью и воскресением, святым крещением и особенно причащением пречистого Своего Тела и Крови. Оттого и самая христианская вера называется браком или уподобляется браку сына царева, Господа Иисуса Христа, с верующими. Бедные люди оправдываются в своих частых просьбах и говорят: деньги как вода. Братия мои! Если бы мы избытки свои делили (то есть каждый из нас) с бедными, то между нами не было бы бедных; если бы ты себе роскошных платьев не шила, а простые, а ты если бы не курил табаку, который для тебя совершенно излишнее дело, не покупал того и другого и третьего и десятого, без чего бы тебе легко обойтись, то у вас на нищих оставалось бы довольное количество денег; или если бы у тебя не было богатых лошадей, богатого экипажа и разных вещей, то у тебя оставалось в избытке много, много денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мк.3:22 .  А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. Согласно евангелисту Матфею, фарисеи обличали Христа в общении с Веельзевулом и обличали пред народом, а не прямо высказывали это Христу ( Мф.12:24 ). Согласно евангелисту Марку, с такими изветами выступают книжники, прибывшие из Иерусалима, очевидно, в качестве шпионов от синедриона, которые должны были наблюдать за всеми поступками Христа и указывать народу, в чем Христос нарушает общепринятые правила поведения. «Веельзевул» (см. комментарии к Мф.10:25 ). Книжники выставляют два положения: а) в Христе веельзевул, т.е. Христос одержим бесом и б) Христос изгоняет бесов силою владыки бесов. Мк.3:23 .  И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Мк.3:24 .  Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; Мк.3:25 .  и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; Мк.3:26 .  и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Мк.3:27 .  Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. Мк.3:28 .  Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; Мк.3:29 .  но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Мк.3:30 .  Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух. Евангелист Марк не говорит, как Матфей, что Христос проник в мысли Своих противников: по его представлению, книжники высказывали свои обвинения открыто. Но он один отмечает, что Господь отозвал книжников в сторону от толпы и говорил им притчами, т.е. сравнениями (до 30-го стиха). См. комментарии к Мф.12:25–32 . «Но подлежит он вечному осуждению» (стих 29). По Тишендорфу: «вечному греху будет повинен» ( μαρτματος, не κρσεως, как в нашем Textus Receptus). Это значит, что виновный навсегда привязан ко греху, не может от него отстать (такое же значение имеет и предшествующее выражение: «тому не будет прощения вовек»). Отсюда еще нельзя выводить прямого заключения о том, что будет в загробной жизни. С ясностью только сказано, что грех на человеке будет тяготеть всегда – не будет такого периода, когда бы он почувствовал себе облегчение... Но и наше чтение в Textus Receptus имеет немало оснований (см. Тишендорф, с. 245). Если принять его, то здесь речь идет, несомненно, о вечном осуждении грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Наиболее общими и основными признаками в понятии о Боге являются безграничная полнота бытия (беспредельность, бесконечность) и духовность . Свойства Бога, относящиеся к совершенствам Его бытия вообще, обычно называются онтологическими 28 , или существенными , свойствами Божиими, а свойства Бога как всесовершеннейшего Духа называются духовными . Свойства существа Божия как всесовершеннейшего бытия Главные свойства существа Божия как всесовершеннейшего бытия следующие: 1) самобытность , 2) неизмеримость и вездеприсутствие , 3) вечность, 4) неизменяемость . 1. Самобытность (греч. ατουοα) означает, что бытие Бога самобытное, саможизненное, т.е. причину и необходимые условия Своего бытия Он имеет в Себе Самом. В силу Своей самобытности Бог есть существо необходимо существующее, т.е. такое, которого не может не быть. “Я есмь Сущий‚ ( Исх.3:14 ), — Говорит Господь о Себе. Через пророка Исаию Он возвещает: “Аз есмь: прежде Меня не было Бога п после Меня не будет” ( Ис.43:10 ). В Новом Завете мысль о самобытности Божией особенно ясно выражена в словах Господа Иисуса Христа: “Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе” ( Ин.5:26 ). Святые отцы и учители Церкви находили это имя наиболее свойственным Богу, адекватно указывающим на Его сущность. Так, св. Климент Александрийский говорил: «Бог один поистине существует». 2. Неизмеримость и вездеприсутствие (ηαυταχου παρουσια) Бог обладает самобытным бытием, и как самобытный, т.е. имеющий источник и причину Своего бытия в Самом Себе, Он никак, никем и ничем не ограничен. Все, что есть в тварном мире, существует в условиях пространства и времени, т.е. ограничено и конечно. Да и сами пространство и время как форма существования конечных вещей неотделимы от последних. Бог же как самобытный, нетварный и абсолютный, независимый ни в чем и ни от чего-то внешнего, находится вне или выше пространственности, или измеримой протяженности. Бог есть существо необъятное , неограниченное и неизмеримое . Будучи неизмеримым, Он сопребывает с миром как существо вездесущее, т.е. Бог, не будучи заключен в каком-либо пространстве, наполняет Собою все и пребывает везде, повсюду, всегда, всецело . Священное Писание свидетельствует об этих свойствах Божиих. “Не наполняю ли Я небо и землю? – говорит Господь” ( Иер.23:24 ). “Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня , и где место покоя Моего?” ( Ис.66:1 ). Псалмопевец Давид исповедует вездеприсутствие Божие: “Куда пойду от духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду‚ ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на рай моря – и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя.” ( Пс.138:7-10 ). Апостол Павел лаконично обобщает: “Бог… над всеми, и через всех, и во всех нас” ( Еф.4:6 ).

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

«Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин.12:31 ). Под «миром» в данном случае в Св. Писании разумеется не реальное видимое бытие вещей, не формы видимого бытия, природой определяемые и естественные, а то соединение лжи, та похоть, которые внес собой грех человека во все обнаружения личной и общественной жизни человека, в его мысли и волю: «...Все, что в мире, – говорит Апостол Иоанн, – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин.2:16 ); человек тлеет в «похотях прелестных» ( Еф.4:22 ); «кийждо же искушается, от своей похоти влеком и прельщаем; таже похоть заченши рождает грех, грех же содеян рождает смерть» ( Иак.1:14–15 ). Грех же от дьавола: «Творяй грех, – говорит Апостол Иоанн, – от диавола есть, яко исперва диавол согрешает» ( 1Ин.3:8 ). Вот почему Спаситель говорит иудеям, к которым Он пришел и которые, возлюбив более тьму, нежели свет, не приняли Его ( Ин.1:11 ): «Вы... не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). В этом именно отражении в себе дьавольского зла и «всяк человек», по Св. Писанию, «ложь есть» ( Рим.3:4 ) и «весь мир», созданный злом этого мира, похотью и грехом человека, «во зле лежит» ( 1Ин.5:19 ). Отказаться поэтому от лжи в самом себе, умереть для похоти и любодейства мысли в себе, «отвергнуться себе» и составляет сущность подвига человека во Христе: «Кто хочет идти за Мною, – говорит Иисус Христос, – отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ; Лк.9:23 ), причем нравственный образ Христа неотделим от человека-христианина: «Я дал вам пример, – говорит Спаситель, – чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин.13:15 ); «Будите во Мне, и Аз в вас... Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин.15:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010