Возражение 5 . Далее, существует множество других произвольных обменов помимо купли-продажи, например [просто] обмен и сделка. Следовательно, определение симонии представляется неполным. Возражение 6 . Далее, связанное с духовным само по себе тоже духовно. Следовательно, слова: «Или связанное с духовным», излишни. Возражение 7 . Кроме того, некоторые утверждают, что папа не может совершить симонию, хотя при этом он может купить или продать нечто духовное. Следовательно, симония не является желанием купить или продать что-либо духовное или связанное с духовным. Этому противоречат следующие слова Григория VIÏ «Никто из верных да не пребудет в неведении о том, что купля или продажа алтарей, десятин или Святого Духа является ересью симонии». Отвечаю: нами уже было сказано (II-I, 18, 2) о том, что действие является злым по роду тогда, когда простирается на ненадлежащую материю. Но духовная вещь является ненадлежащей материей для купли-продажи, и так это по трем причинам. Во-первых, потому, что духовная вещь не может быть оценена какой-либо земной мерой, в связи с чем [в Писании] говорится о мудрости, что «она – дороже драгоценных камней... и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею» ( Прит. 3, 15 ). Поэтому Петр, осудив зло Симона в самом его источнике, сказал: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» ( Деян. 8, 20 ). Во-вторых, потому, что когда продавец не является хозяином вещи, то сама вещь, как уже было сказано, не может быть надлежащей материей для продажи. Но церковные настоятели являются не хозяевами, а распорядителями духовных вещей, согласно сказанному [в Писании]: «Каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор. 4, 1 ). В-третьих, потому, что продажа противна источнику духовных вещей, поскольку они проистекают из благодатно дарующей воли Божией. Поэтому Господь говорит: «Даром получили – даром давайте» ( Мф. 10, 8 ). Таким образом, покупая или продавая духовную вещь, человек обращается с Богом и божественными вещами непочтительно и, следовательно, совершает грех неверия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вопрос 628 . Если же кто-нибудь богат и имеет более, чем ему надобно, не имеет ли и он нужды в подобном рассуждении? Ибо и ему должно делать добро по силе своей. Ответ . Да, и он имеет нужду в рассудительности, чтобы не следовать сверх силы своему помыслу и после не раскаиваться в том, что сделал. Потому и Павел сказал: «уделяй по расположению сéрдца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» ( 2Кор. 9, 7 ). Ибо совершенное прилично совершенным, недостаточное же – недостаточным. Совершенный и нищету претерпевает доблестно, и о богатстве нерадит, и всё переносит без смущения, по слову Апостола: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Флп. 4, 13 ), и: «для меня мир распят, и я для мира» ( Гал. 6, 14 ), и проч. Вопрос 629 . А тому, кто сначала неусерден на подаяние, что нужно делать, чтобы навыкнуть подавать? Ответ . Он должен напоминать самому себе воздаяние, обещанное за то Богом, и начинать с самых последних вещей, всегда вразумляя себя, что подающий мало – мало и получает, а подающий много – и сам много получает, по сказанному: «кто сеет скупо, тот скупо пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» ( 2Кор. 9, 6 ). И так мало-помалу в нём будет усиливаться желание получить воздаяние за многое, и он будет всегда успевать в сей добродетели. Он может достигнуть той меры совершенства, чтобы обнажиться от земных вещей и быть духом с небесными. Вопрос 630 . Если кто, увлекшись безрассудно, издержит на благотворение и то, что ему самому нужно, и после раскается, то как ему утешать себя, чтобы не поглотила его диавольская скорбь? Ответ . Прежде всего да укорит он себя за нерассудительность, и да воззовет помысл свой из печали, говоря: «Так как это издержано на доброе дело, то Человеколюбивый Бог силен помиловать меня и устроить по воле Своей». Вопрос 631 . Если придут два нищих, и я не могу подáть обоим, то которого из них предпочесть? Ответ . Должно предпочесть того, который более немощен. 632 . Когда я хочу подáть, а помысл наводит мне сомнение, чтобы не давать, то как поступить в сем случае?

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

Все это имеет непосредственное отношение к онтологическому вопросу. Тема времени завязана на онтологию в силу того, что время не существует само по себе: оно выявляется при соотнесении меняющихся предметов друг с другом, измеряется чередой наступающих событий. Поэтому от характера изменений – их причины, протекания, исхода – зависит характер течения времени, его ритм и направленность. Качественно новое (или просто иное), что вносит Библия в онтологию Древнего мира, состоит в идее произвольного, непринужденного и личного сотворения всего из ничего. Как следствие, постулируется возможность сотворения нового, и она связывается в дальнейшем с наступлением мессианской эры. В связи с этим выясняется и значение того, что Бог «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» ( Быт 2:2 ). На уровне буквального смысла речь идет об обосновании празднования субботы, и то, что Бог «почил» в этот день, не означает Его устранения от дел творения навсегда. Однако в дальнейшем никакие дни пребывания в раю больше не указываются, в связи с чем древние экзегеты приходили к выводу, что «седьмым днем» является вся земная история после грехопадения. В каком смысле тогда Бог «почил от дел»? Очевидно, что читатели книги Бытия не могли бы понять это в смысле полного самоустранения, поскольку немного далее сообщается, что Бог создал Адаму и Еве «ризы кожаные», дал Еве родить сыновей и прочее. Таким образом, если мысль о субботствовании Бога протягивалась во всю земную историю, то под субботствованием Бога должно было подразумеваться прекращение творения видов и родов сущего, а не конкретных вещей 683 . Что касается конкретных вещей, здесь необходимо различать два аспекта. Во-первых, Бог расценивается в Библии как непосредственный источник изменений, происходящих в природе: «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу... Все от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

И простер Авраам руку свою, чтобы взять нож и заклать сына своего 103 . (22) Так вот, если бы кто-то из нас пожелал увидеть историю об Аврааме написанной на картине, то как мог бы изобразить его живописец? Неужели сразу делающим все рассказанное или же поочередно и по-разному, то есть того же самого (Авраама) в различном виде и многократно? Я имею в виду, примерно так: сперва севшим на осла, взявшим сына и сопровождаемым слугами; затем нагрузившим дрова на Исаака и держащим в руках нож и огонь, притом что осел вместе со слугами остался внизу; а также в другом месте и в другом виде: его же, связавшего отрока поверх дров и взявшего нож, чтобы произвести заклание. Однако Авраам, видимый многократно и по-разному, не был то одним, то другим, но он тот же самый повсюду, хотя искусство живописца всегда применяется к требованиям (изображаемых) вещей. Ведь не было приличным или, во всяком случае, возможным видеть его сразу же делающим все рассказанное. (23) Итак, закон был рисунком и образами действительных вещей, которые с трудом рождали истину, так что, хотя была необходимость для показания таинства Христа привести двух козлов и хотя было две птицы, Он был одним в обеих: в страдании и вне страдания, в смерти и выше смерти, восходящим на небеса, словно некий второй начаток человечества, обновляемого к бессмертию. Ведь Он возобновил для нас вышнюю стезю, и мы в свое время последуем за Ним. Ибо Он говорит: Я иду приготовить место вам, и 104 приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я 105 . Таково у нас истинное упование. (24) Итак, я написал то, что понял, но твое богочестие способно привнести в написанное и более точное исследование, чтобы, если случится отыскать что-то лучшее, доставить пользу как нам, так и тамошнему народу. Ведь Христос Тот, Кто открывает глубокое 106 и посылает в сердца разумение; ведь в Нем и у Него сокрыты все сокровища премудрости и ведения 107 ; через Него и с Ним Богу и Отцу сила и держава со Святым Духом во веки веков. Аминь. Библиография Ранович 1990 – Ранович А.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

И сему (Иакову и его потомкам) даровано было, чтобы они были всегда благословенными и святыми в свидетельстве и законе, как прежде седьмой день Он освятил и благословил быть седьмым днем (т. е. субботою) 4 . Он сотворил небо и землю и все, что создано в шесть дней, и Господь установил святой праздник для всех Своих тварей. Посему Он дал повеление относительно него всем Своим творениям, что нарушители седьмого дня должны умереть: если кто осквернит его, тот да умрет смертию. И так со своей стороны скажи сынам Израилевым, чтобы они соблюдали этот день, святили его, и никакого дела не делали в него, и не оскверняли его; ибо он святее, нежели все другие дни, и всякий, кто оскверняет его, должен умереть смертию; и всякий, кто делает в него какое-либо дело, должен умереть смертию, навсегда и навечно чтобы сыны Израиля соблюдали этот день в своих родах и не были истреблены на земле. Ибо это святой день и благословенный день, и всякий человек, соблюдающий его и празднующий в него субботу от всякого своего дела, будет свят и благословен всегда, как мы (Ангелы). И ты возвести и изъясни сынам Израилевым закон этого дня, чтобы они праздновали в него субботу и не забывали бы его в заблуждении своего сердца, чтобы они не делали в него ничего из своих нужд, не приготовляли в него чего-либо из пищи и питья, ни воды не черпали, ни какой-либо ноши не вносили и не выносили в него чрез свои врата, если бы им не пришлось приготовить себе чего-нибудь в течение шести дней в своих домах. И они не должны ничего выносить и вносить в этот день из одного дома в другой, ибо он святее и благословеннее всех юбилейных дней юбилейного года. В него мы праздновали субботу, прежде чем кому-либо из смертных сделалось известным празднование в него на земле субботы. И Творец всех вещей благословил его; но Он освятил не всех людей и не все народы праздновать в него субботу, а только Израиля; ему только предназначил Он есть и пить, и праздновать в него субботу на земле. И благословил его Творец всех вещей, создавший этот день к благословению, и к освящению, и к прославлению пред всеми другими днями.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И сему (Иакову и его потомкам) даровано было, чтобы они были всегда благословенными и святыми в свидетельстве и законе, как прежде седьмой день Он освятил и благословил быть седьмым днем (т. е. субботою) 68 . Он сотворил небо и землю и все, что создано в шесть дней, и Господь установил святый праздник для всех Своих тварей. Посему Он дал повеление относительно него всем Своим творениям, что нарушители седьмого дня должны умереть: если кто осквернит его, тот да умрет смертию. И ты с своей стороны скажи сынам Израилевым, чтобы они соблюдали этот день, святили его, и никакого дела не делали в него, и не оскверняли его; ибо он святее, нежели все другие дни, и всякий, кто оскверняет его, должен умереть смертию; и всякий, кто делает в него какое либо дело, должен умереть смертию, навсегда и навечно, чтобы сыны Израиля соблюдали этот день в своих родах и не были истреблены на земле. Ибо это святый день и благословенный день, и всякий человек, соблюдающий его и празднующий в него субботу от всякого своего дела, будет свят и благословен всегда, как мы (ангелы). И ты возвести и изъясни сынам Израилевым закон этого дня, чтобы они праздновали в него субботу и не забывали бы его в заблуждении своего сердца, чтобы они не делали в него ничего из своих нужд, не приготовляли в него чего либо из пищи и питья, ни воды не черпали, ни какой либо ноши не вносили и не выносили в него чрез свои врата, если бы им не пришлось приготовить себе чего нибудь в течении шести дней в своих домах. И они не должны ничего выносить и вносить в этот день из одного дома в другой, ибо он святее и благословеннее всех юбилейных дней юбилейного года. В него мы праздновали субботу, прежде чем кому либо из смертных сделалось известным празднование в него на земле субботы. И Творец всех вещей благословил его; но Он освятил не всех людей и не все народы праздновать в него субботу, а только Израиля; ему только предназначил Он есть и пить, и праздновать в него субботу на земле. И благословил его Творец всех вещей, создавший этот день, к благословенно, и к освящению и к прославлению, пред всеми другими днями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

– И так, страдание грешников, будучи проявлением правды, гнева и суда Божия над человеком, составляют в то же время естественное последствие самого греха Требование правды и проявление суда согласуются здесь (как и везде) с самым порядком вещей. Да и может ли быть иначе? He безрассудная жестокость, не беспощадная мстительность или злоба управляют наказывающей грешника рукой. Умирающие без раскаяния и без намерения исправиться пусть не обольщают себя надеждой на милость Божию: Милость не может быть оказана недостойным её; Бог не может сообщить блаженство тем, y которых сама грешная природа их производит мучение. Пусть не говорят, что Бог по благости не допустит грешников мучиться вечно. Библейское учение о вечности адских мук не должно ослаблять веры в любвеобильность Бога и в благое Его промышление о всех людях. Освободиться от мучений может только тот, кто исцелится от греха. Это – требование и правды Божией, и естественного порядка вещей. Но каким образом человек может освободиться от греха? Возникает естественное предположение, не может ли человек освободиться от греха и спастись сам по себе. В нем остались зародыши добра; – не может ли он развить их до такой степени, чтобы зло в нем было совершенно подавлено добром? Если бы человек избавился от греховности и загладил свою вину пред Богом, в таком случае требование правды были бы удовлетворены и между правдой и любовью само собой установилось бы соглашение: правда не требовала бы уже наказания человека, и он законно становился бы предметом любви Божией. Но возможно ли это? Всеобщий опыт убеждает нас, что нет ни одного человека безгрешного. Даже христиане, то есть, люди, снабженные всеми благодатными средствами от Бога, не могут не грешить. Если говорим, что не имеем греха, решает евангелист Иоанн, обманываем самих себя, и истины нет в нас ( 1Ин 1:8 ). Другой Апостол говорит: желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Добра, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я то делаю, но живущий во мне грех...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

К тому же. Бог знает не только форму, но и материю, как доказано выше (1, 65). Материя же, будучи сущим в потенции, не может быть познана в совершенстве, если неизвестно всё, на что распространяется её потенция: это же относится ко всем вообще потенциям. Но потенция материи распространяется как на форму, так и на лишённость. Ибо то, что может быть, может и не быть. Значит, Бог знает лишённость. А следовательно, и зло. И ещё. Если Бог знает нечто другое [нежели он сам], то в первую очередь он будет знать наилучшее. А наилучшее – это порядок мироздания, [по отношению] к которому как к своей цели упорядочены все частные блага. Но в порядке мироздания есть [вещи], предназначенные для предотвращения вреда, который одни [вещи] могут причинить другим: таковы, например, данные животным для защиты [зубы и когти]. Значит, Бог знает подобного рода вред. Следовательно, он знает зло. Кроме того. У нас знание дурных вещей само по себе не вызывает порицания, если это именно знание как таковое: т.е. если о дурных вещах выносится суждение. Мы не одобряем его по совпадению: потому что иной раз кто-то через рассмотрение дурных вещей приобретает к этим вещам склонность. Но это не относится к Богу, ибо он неизменен, как показано (1,13). Это согласно с тем, что сказано в Книге Премудрости: «Премудрости не превозмогает злоба» (7:30). И в Притчах: «Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом» (15:11). И в Псалме: «Грехи мои не сокрыты от Тебя» (69:6). И в Книге Иова: «Ибо Он знает людей лживых, и видит беззаконие, и оставит ли его без внимания?» (11:11). Следует, однако, иметь в виду, что Божий ум знает зло и лишенность иначе, чем наш. Наш ум познает отдельную вещь посредством ее собственного вида и того, что ему противоположно [т.е. лишенность]. Актуально сущее он познает посредством умопостигаемого вида, благодаря которому и сам актуально становится умом. Поэтому он может познавать и потенцию: ведь иногда он сам [пребывает] в потенции по отношению к такому [умопостигаемому] виду. То есть акт он познает актом, а потенцию – потенцией. А так как потенция принадлежит к понятию 343 лишённости – ведь лишённость есть отрицание, а подлежащее отрицания – сущее в потенции – то, выходит, наш ум способен некоторым образом познавать лишённость потому, что он от природы способен находиться в потенции. Впрочем, можно было бы сказать и так, что знание потенции и лишённости следует из самого знания акта.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Крошится мрамор — к смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней — царственное слово. Первое, что тут приходит в голову — что Ахматова плохо знала химию с физикой. Золото же не может ржаветь, а сталь не может истлевать, она же не органика. Такие упреки иногда высказывают школьники, если им задают читать и разбирать это стихотворение. Школьники не знают двух вещей. Во-первых, им незнакомо понятие оксюморон, то есть образное сочетание вроде бы несовместимых вещей. В поэзии это бывает сплошь и рядом, поэт рвет шаблоны. Во-вторых, школьники не догадываются, что здесь есть отсылка к Новому Завету, к Посланию апостола Иакова, где тот обличает бессердечных богачей: Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни (Иак 5:3). А у апостола Иакова тут, скорее всего, тоже отсылка — к ветхозаветному посланию пророка Иеремии: Если кто не очистит от ржавчины золота, которым они обложены для красы, то они не будут блестеть; и когда выливали их, они не чувствовали (Посл Иер 1:23) (тут пророк имеет в виду языческих идолов — что они просто предметы и никакого божественного присутствия в них нет). О чем же здесь говорит Ахматова? Это развитие мысли предыдущей строфы: время разрушает всё. Вещи, кажущиеся нам прочными, долговечными, практически бессмертными, на самом деле смертны. Тут важны слова «к смерти все готово». Смысл их, конечно, понятен: всё материальное подвержено тлению, но, возможно, здесь Ахматовой вспомнились сказанные ей слова Осипа Мандельштама: «Мы шли по Пречистенке (февраль 1934 г.), о чем говорили — не помню. Свернули на Гоголев­ский бульвар, и Осип сказал: “Я к смерти готов”» (из «Листков из дневника»). Но далее звучит антитеза: «всего прочнее на земле печаль» (то есть хрупкости, конечности материального мира противопоставляется неизменность мира идеального, и печаль как состояние души относится именно к этому, нематериальному). Казалось бы, звучит пессимистично, прочнее всего именно печаль — но так было бы, не будь последней строки, которая расставляет, наконец, все точки над «i».

http://foma.ru/o-chem-stihotvorenie-ahma...

Мысли при чтении Книги Исход Гл.1 и 2. Тайна бедствий, насылаемых на нас от Бога: ими Бог очищает нашу душу и привлекает нас к Себе. Во время бедствий мы опытно узнаем, что иго Господне – благо и бремя Его легко есть ( Мф. 11:30 ). Гл.3, [ст.] 12. И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе. В этих словах виден Бог всемогущий и всеведущий. Он видит, что мышца Его высокая заставит упорного фараона отпустить народ израильский из Египта и что евреи, вышедши из Египта, помолятся Ему в горе Хорив, где Моисей видел чудо. Молитва – дело свободного произволения человека: как Бог сердца человеческого, Бог предвидел и ее. Слава Тебе, Творче наш, ведущий седание мое и востание мое и провидящий вся пути моя [ Пс. 138:1, 3 ]. ст. Сущий [Иегова] послал меня к вам... Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род. – Сущий... Как прекрасно выражает это слово вечность и неизменность Божества. Для Него нет ни прошедшего, ни будущего, а есть одно настоящее: Сый, или Сущий, – тогда Он был Сый, и теперь Сый, и во веки веков Сый! А мы? Нас недавно вовсе не было. Потом чрез посредство родителей Бог воззвал нас к существованию – и мы существуем; но дни наши, как сень 43 , преходят, настоящего у нас одна минута, и та движется и проходит, так что эта минута, которой я называю настоящее, сейчас же становится прошедшей. Будущее не в моей воле, и мне не известно, что я буду в следующую минуту. Таково бытие мое. Возблагоговеем все пред Сущим. 22 ст. Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян. Египтяне удерживали должную плату евреев, поэтому справедливо Бог повелевает обобрать египтян. Почему Бог повелевает украсить сынов и дщерей еврейских? – Ради торжества избавления от рабства египетского, в котором они были горькими невольниками, в грубых рубищах и не имели ни вида, ни доброты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010