Таково человеколюбие Божие! Никогда Он не отвергает искреннего раскаяния; но хотя бы даже кто дошел до самой крайней порочности, а потом решился бы возвратиться опять оттуда на путь добродетели, и такого Он принимает и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее состояние. И еще более человеколюбия вот в чем: если кто покажет не полное раскаяние, то и краткого, и малого Он не отвергает; даже и за него назначает великую награду. (1, с. 63.) Что же из… вещей, спросят, есть на небе сах? Из… вещей – ничего, но есть нечто гор аздо более досточтимое. Не пшеница, ячмень и другие произведения, но повсюду там в великом изобилии всякие плоды Духа – любовь, радость, веселье, мир, благость и кротость, на небесах можно видеть не стада овец и табуны волов, но души совершенных праведников, душевные добродетели и нравственные совершенства, не одежды и платья, но венцы драгоценнее всякого золота, награды, воздаяния и бесчисленные блага, уготованные добродетельным. (2, с. 330.) Кротчайший Давид, рассуждая о человеколюбии Его [Бога – С. М.], говорит: как высоко небо над землею, так велика милость [Господа – С. М.] к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его (Пс. 102: 11–13), и даже еще более чем отец, но мы не знаем другого лучшего примера высочайшей любви. (1, с. 148.) В тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Но для чего Бог говорит… об образе исхода (иудеев из Египта)? Когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Чтобы показать Свою отеческую любовь, Он вывел их, не как рабов, но взял, как отец дитя, и так освободил; не повелел, как рабу, позади Себя идти, но взял за правую руку, как сына благородного и свободного, и так вывел. (3, с. 673.) Сыновья Зеведеевы, пользуясь великой любовью Христовой и близостью к Нему, думали получить предпочтение перед другими; поэтому, чтобы они, воображая это, не сделались беспечными, Он отклоняет их от таких мыслей и говорит: не от Меня зависит, но от вас зависит достигнуть этого, если вы захотите, если окажете большее усердие, большие труды, особенную ревность; Я назначаю венцы за дела, почести за труды, награды за усилия; самое лучшее ходатайство передо Мной – доказательство посредством дел. (2, с. 345.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Тогда умножатся помышление 1283 и размышление 1284 о сих [вещах] 1285 ; обретет человек покой 1286 [от земных вещей, еще находясь] в сем теле в житии своем. Также и те, кто движется по пути, если бы не совершали ежедневное шествие [свое] вперед и не сокращали путь свой, но стояли бы на месте, то предстоящий им путь совершенно бы не сократился и они совершенно не достигли бы того места, куда намеревались прийти. Подобен им и предмет нашей речи 1287 . Если мы не будем понемногу смирять себя, то мы окажемся совершенно не в силах лишиться свойственных телу [склонностей], дабы воззреть на Бога. Поскольку разрешение от сих [телесных склонностей] так трудно, то мудрость состоит в том, чтобы, однажды подвергшись некоторым из них, бороться, дабы не подступиться к ним. И так у [подвижника] оскудеют даже помышления о них, и разумение [его], опять, по причине уменьшения попечения 1288 лишается даже [способности] воззреть на что-либо иное. Я говорю не о том, что мы не должны заботиться о потребном для нас – сие есть насилие, разрешающее естество от жизни, – а [о том], что мы должны не ставить эту [заботу о потребном] на месте главного делания, а Божественное делание – на второе место после нее, но, будучи частично вовлеченными 1289 в сию [заботу о потребном], предоставить Богу попечение о ней. Упование наше возложим на Бога больше, чем на самих себя. И, если кто дерзнет даже полностью пренебречь этой [заботой о потребном] ради оных [Божественных вещей], не думаю, что это будет безумно, когда 1290 для всего этого у нас есть увещевания в Писании, и оно учит нас быть мужественными в надежде, как написано: «Господь близко. Не заботьтесь ни о чем» 1291 . И Давид говорит: «Возверзи на Господа попечение твое, и Он препитает тебя; богатые обнищали и взалкали, надеющиеся же на Господа не лишатся блага» 1292 . И Господь заповедал нам, говоря: «Не заботьтесь ни о чем, но умножьте в самих себе помышление о будущих [благах], и сии земные [вещи], стесняющие [человека] по причине естественной нужды, не оскудеют у вас» 1293 . Бог, по благодати Своей, да подаст нам, чтобы любовь Его возрастала в нас, дабы в непрестанном помышлении 1294 о ней мы забыли мир и все принадлежащее ему, разрешившись 1295 от уз его. И вместо многих уз [его] свяжемся узами единственными, которые не разрешатся у полюбивших их, – Царством горних миров; [узами], которыми и мы да свяжемся, чтобы сподобиться тайны [духовных] благ, предел которых уготован в будущем веке для стяжавших их здесь; [узами], которыми и мы да обладаем и которыми да будем обладаемы в силе, [исходящей] от них, во веки веков. Аминь. Слово семьдесят первое. О действиях, [происходящих] от благодати

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Тот же, кто не верит изрекшему слово, не верит в Бога. (2) «Верою познаем, что мир устроен словом Божиим, так как из невидимого произошло видимое», — говорит апостол. «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.» И так далее до слов: «… нежели иметь временное греховное наслаждение.»   Вера оправдывала людей, живших и ранее закона, делая их наследниками божественных обетований. ( 13 , 1) Но стоит ли далее множить свидетельства о вере на примере истории? «Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и пророках», и так далее.    (2) Истина зиждется на четырех основаниях: на ощущении, разумении, знании и гипотезах. Разумению, естественно, принадлежит первое место. По отношению же к нам и в связи с нами это место займет чувственное восприятие. Сущность знания состоит в соединении чувства с разумением, ибо и то и другое равно стремится к ясности. (3) Чувственное восприятие при этом является подступом к знанию. Что же до веры, то она не останавливается на гипотезах, слагающихся на основе чувственных впечатлений, но, пролагая себе путь сквозь них, спешит к неложному и утверждается в истине. (4) Если же кто скажет, что знание рационально доказуемо, то мы напомним ему, что первоначальные принципы никакому объяснению не поддаются, ибо не познаются они ни искусными методами, ни разумным рассуждением. Ведь рассудок имеет дело только с изменчивым, искусство же имеет дело скорее с изготовлением, нежели умозрением. ( 14 , 1) Только благодаря вере можно прийти к постижению начала всех вещей непосредственно. Научное же знание достигается в результате образования, которое, в свою очередь, есть результат предварительного полученного знания. (2) Греки, к примеру, не имели такого предварительного знания о первых принципах. Возьмем хотя бы учение Фалеса, который в качестве первопричины всех вещей полагал воду, или же остальных физиков, которые следовали по его стопам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Тот же самый есть Жрец и Жертва, Тот же — Бог и Храм: Жрец, через Которого мы примирены; Жертва, Которой примирены; Храм, в Котором примирены; Бог, с Которым примирены. Но только Он — Жрец, Жертва и Храм, так как Бог есть все это по образу раба. Но не один только Он [Христос] — Бог, так как все это Он есть по образу Божию вместе со Отцом и Святым Духом. 25. Итак, особенно придерживайся того, что всякая природа, которая не есть Бог Троица, сотворена из ничего Самой Святой Троицей, Которая одна только есть истинный и вечный Бог. Таким образом, все на небесах и на земле, видимое и невидимое, Престолы, Господства, Начала и Силы — все это дело и творение Святой Троицы, Которая есть единый Бог, Творец и Господь всего, Вечный, Всемогущий, Справедливый и Благой, имеющий по природе то, что Он был всегда, и то, что Он никогда не может измениться. И Этот Бог, бытие Которого вечно и безначально (ибо Его бытие — высшее [summe est]), дал бытие вещам, сотворенным Им. Однако [дал бытие] не безначальное, поскольку никакая тварь не имеет той же самой природы, что и Троица — Единый, Истинный и Благой Бог, Которым все сотворено. И поскольку Он — в высшей степени благ [summe bonus], Он дал всем вещам, которые сотворил, [бытие так], чтобы им быть благими. Однако они не настолько благи, насколько Творец всего благого, Который не только в высшей степени благ, но Сам по Себе есть Высшее и неизменное Благо, поскольку Он есть вечное Благо. В Нем нет никакого изъяна, ибо Он не сотворен из ничего, и у Него нет никакого улучшения, ибо Он не имеет начала. Потому могут совершенствоваться вещи, сотворенные Богом, что они начали быть; и потому могут ухудшаться, что они сотворены из ничего. К ухудшению их ведет первоначальное состояние, к развитию же подвигает действие Творца. И безначальная природная вечность Троицы (Кото­рая есть Истинный Бог) познается прежде всего в том, что Она сотворила все вещи таким образом, что хотя они и начали быть, но уже никогда не могут не быть. Всемогущество же Троицы постигается в том, что Она сотворила из ничего всякую тварь, видимую и невидимую, то есть телесную и духовную, в которой само различие вещей еще больше передает благость и всемогущество Творца. Ведь если бы Он не был Всемогущим, то не произвел бы одной и той же способностью высшее и низшее, и если бы Он не был в высшей степени благ, то не превосходил бы даже низших из управляемых Им вещей.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

Феодорит 1859, с. 650. PG 81, 1161С. Господь именует Себя Пастырем и в других местах : Мф. 25, 31 — 33, Мф.26, 31; Мк. 14, 27. Так же апостол Павел называет Христа Пастырем овец (Евр. 13, 20). Впрочем, Зоровавель не был единоличным правителем. Он делил власть в народе с первосвященником Иоседеком, сыном Иисуса и с советом старейшин. Впоследствии вождями репатриантов были священник Ездра и вельможа Неемия. Сравни: притча о Добром Пастыре ( Ин. 10, 1 — 16) PG 81, 1157C; Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас, возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф. 11, 25). См., например: Ибо думаю, что нынешние страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас…. Вся тварь совокупно стенает и мучается доныне, и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде (Рим. 8, 17 — 24); Мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему (1Ин. 3, 2). См.: 1Кор., 13, 12; Мф. 5, 8; 13, 43; 25, 34.46; Рим. 8, 17; Откр. 3, 21; 7, 16; 2Тим. 2, 11 — 12.Сравни: Феодорит Кирский, блж. Сокращенное изложение божественных догматов//Творения. Ч. 6. М., 1859, с. 74 — 75. PG 83, 520C — 521C. Блж. Феодоритом приводит слова апостола Павла в сокращении, что, впрочем, не изменяет их смысл. Сравни: Σκινγρχων νμοςτνμελλντωνγαθν οκ ατν εκνατν πραγμτων . Théod.deCyr. SC 315: 19, 21 — 29. То же самое он пишет в толковании на послание ап. Павла к Евреям: Вещами называет апостол будущую жизнь, а образом вещей — евангельское житие; сению же образа вещей — Ветхий Завет. Ибо образ яснее представляет первообразное; оттенок же образа слабее дает это видеть (Феодорит Кирский, блж. Толкование на послание к Евреям//Творения. М., 2003, с. 549. PG 82, 746D — 748А). Максим Исповедник, прп. Схолии к сочинению св. Дионисия Ареопагита «О церковной иерархии» 3, 1. Цит. по: Иоанн Зизиулас, митр. Пергамский. Евхаристия и Царство Божие//Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009, с. 213.

http://bogoslov.ru/article/2293803

Эту идею о мире и желание сотворить его осуществляет Сын Божий. И так как в творческом плане Бога Отца было начертано не только первоначало бытия мира или происхождение всех вещей мира, но и весь процесс мировой жизни и мирового бытия от века и до века; то и Сын не только дал бытие миру, но поддерживает и будет до конца поддерживать это бытие. Отец Мой до ныне делает, и Я делаю ( Ин. 5:17 ), сказал Иисус Христос Иудеям. Поэтому Апостол, сказавши, что Сыном Божиим создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, продолжает: все Им и для Него создано... И все Им стоит ( Кол. 1:16–17 ). Сын Божий является исполнителем воли Отчей во всей широте, – и в творении мира, и в промышлении о мире, которое не без основания называют продолжающимся творением. Отсюда понятно, почему воплотился именно Сын Божий, а не Отец и не Дух Святый: исполнитель воли Отца при создании мира, Он должен был исполнить ее и при воссоздании его. Библейским доказательством может служить то место из 5 главы Евангелия от Иоанна, которое мы уже имели случай рассматривать. На ропот Иудеев, что Иисус Христос называл Отцом Своим Бога и делал Себя равным Богу, Иисус Христос отвечал: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам ( Ин. 5:18–20 ). Сын не может творить ничего сам от Себя, если не увидит Отца творящего; – нам кажется, эти слова имеют такое значение: Отец измышляет план или идею мира и идеи всех вещей; поэтому Он есть творец, первопричина бытия мира. Этот творческий план Отец не таит в Себе, но и в целом, и в малейших подробностях открывает Сыну. Почему открывает? Потому что Отец любит Сына, а любит Его потому, что Сын Ему равен, единосущен Ему. Что же Сын? Он, видя идею Отца о мире и Его идеи всех вещей, творит то же, что и Отец. Что же именно? Конечно, не мир идей, потому что он уже сотворен Отцом, и сотворенное не зачем творить: Он творит мир явлений (феноменальный), мир внешней действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

11. Каким же образом ум ищет и находит себя самого, на что он устремляет свой поиск или на что он идет, чтобы найти, есть предмет достойный удивления. Ибо что же есть такового в уме, каковой сам ум? Но поскольку он пребывает в том, о чем он думает с любовью, а привык он любить чувственное, т.е. телесное, постольку он не способен без образов телесного пребывать в самом себе. И отсюда возникает постыдная для него ошибка, состоящая в том, что он не может отделить от себя образы вещей чувственных для того, чтоб он смог узреть себя одного; ибо они чудесным образом соединились с ним узами любви. И в этом его нечистота; ибо в то время, как он тщится подумать о себе одном, он полагает себя таковым, без чего он думать о себе не может. Следовательно, когда ему предписывается познать самого себя, пусть он не ищет себя, как если бы он был удален от самого себя, но пусть он удалит то, что он сам себе добавил. Ибо сам ум есть более внутреннее по сравнению не только с тем чувственным, что, несомненно, пребывает вовне, но и с теми образами чувственного, каковые составляют некоторую часть души, (т.е. ту часть), которой обладают и животные, тогда как у них нет понимания, каковое свойственно уму. Итак, поскольку ум есть глубоко внутреннее, он некоторым образом исходит от самого себя, когда он проявляет свою любовь по отношению к этим как бы следам множества устремлений. Эти-то следы словно отпечатываются в памяти, когда то телесное, что пребывает вовне, ощущается таким образом, что хотя его и нет (в мышлении), однако в нем наличны его образы. Следовательно, пусть ум познает самого себя, а не ищет себя, как если бы он отсутствовал. Пусть он ухватит в себе (саму) направленность воли, посредством которой он блуждает по другим предметам, и думает о себе. Тогда он увидит, что он всегда любил себя, что он всегда знал себя; но, любя вместе с собой нечто иное, он смешал себя с этим и (даже) некоторым образом сросся. Поэтому, охватывая (многое) различное как одно, он счел одним то, что есть (многое) различное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

Естественная пора само размышления, в котором человеку, особенно в виду недалёкой смерти, ясно представляется вся прошедшая жизнь, все в течение её виденное и испытанное, с последние результатом всего сделанного от начала до конца её. Плодом этого само размышления Соломон и представляет рассматриваемая нами книга –  Екклесиаст. Как мы сличим теперь те черты, которыми в книге Екклесиаст изображается Соломон и современное ему положение вещей, с начертанною нами историей его царствования, то увидим, что наша книга заключает в себе самое точное отображение её и самое живое изображение духа Соломона в последние дни его жизни. Я, Екклесиаст, был царём над Израилем в Иерусалиме(1, 12). Хотя он продолжал ещё называться царём до самой кончины, но уже возвещён грозный суд Божий об отнятии у него царства; царское господство давно увернулось из рук его, давно уже правят за него другие; могущество, слава, уважение, каким пользовался вне своей страны, отошли от него; влияние внутри исчезло; от прежнего славного и великого царя осталась одна тень, и та близилась к могиле. Вспоминая о прошедшей жизни, Екклесиаст говорит, что он мудростью своей превосходил всех, которые были прежде его в Иерусалиме, сердце его полно мудрости и знания (1, 16), был великим и богатым также больше всех, бывших прежде него в Иерусалиме (2, 9), предпринимал большие дела, построил себе домы, насадил себе виноградники, устроил сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые деревья; сделал себе водоёмы для орошения из них рощей; приобрёл себе слуг и служанок, а также крупного и мелкого скота было у него много; собрал себе серебра и золота и драгоценностей от  царей и областей; завёл у себя певцов и певиц и услаждением сынов человеческих – разные музыкальные орудия (2, 4–8); заботясь о приятности своей жизни, он ни в чем не отказывал глазам своим, чего бы они не пожелали; не возбранял сердцу своему никакого веселия (2, 10). Все это согласно с историей Соломона. Вспоминая о своём величии и славе, которые приобрёл своими делами, Екклесиаст замечает, что в то время и мудрость его пребывала с ним (2, 9); чем намекает на то, что в жизни его было время, когда мудрость оставила его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

Так Он явил великую силу, низлагая великих чрез тех, которые казались ничем, как Он и в другом месте говорит: " сила Моя совершается в немощи " (2Кор.12:9). В самом деле, нужна великая сила, чтобы людей уничиженнейших и никогда не занимавшихся никаким учением вдруг научить любомудрствовать о том, что выше неба. Врачу и ритору и всем другим мы удивляемся особенно тогда, когда они успешно убеждают и научают невежд. Если же великое дело – внушить невежде учение о каком-нибудь искусстве, то тем более – такую мудрость. Впрочем Бог сделал это не только для того, чтобы явить чудо, или показать Свою силу, но и для того, чтобы смирить превозносящихся. Потому апостол, как выше сказал: да премудрыя посрамит, да сущая упразднит, так и здесь говорит: " для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом " (ст.29). Бог делает все для того, [чтобы смирить гордость и надменность, чтобы низложить самохвальство; а вы, говорит, предаетесь этому? Он делает все для того], чтобы мы ничего не приписывали себе, чтобы все относили к Богу: а вы предали себя такому-то и такому-то? И какого заслужите вы прощения? Бог показал, что нам невозможно спастись самим по себе, и это Он устроил в начале. И тогда невозможно было самим достигать спасения, а нужно было созерцать красоту неба и величие земли и исследовать природу других созданий, чтобы восходить к Творцу вещей. Сделал же это Он, чтобы низложить имевшее явиться высокоумие. Подобно тому, как учитель, приказавший своему ученику следовать туда, куда ведет его, когда видит, что ученик забегает вперед и хочет научиться всему сам по себе, то оставляет его блуждать и, дав ему испытать, что он сам по себе научиться не может, тогда уже начинает руководить его, так и Бог в начале повелел идти путем созерцания творений, а когда люди не захотели этого, то Он, дав им испытать, что они сами по себе идти не могут, стал вести их к Себе иначе. Он дал нам мир, как бы дощечку; но философы об этом не думали, не хотели повиноваться Ему и идти к Нему тем путем, которым Он повелел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

И Ур, сын Кеседа, построил город Ару Халдейскую 37 и назвал его по имени себя и по имени отца своего. И он делал им звезды и поклонялся каждому идолу, которого он лил себе. И они начали делать изваяния, и статуи, и нечистое, и духи нечистые помогали в этом и обольщали их совершать грех и нечистоту. И князь Мастема прилагал свою власть, чтобы делали это, и побуждал чрез духов, которые были отданы в его руки, совершать различного рода злодеяния, и грехи и всякое развращение, чтобы развращать, и губить, и проливать на земле кровь. Посему ему было наречено имя Серух, ибо он удалился, чтобы свободнее совершать грех и злодеяние. И он сделался великим, и жил в Уре Халдейском, вблизи родителей (своей матери), и поклонялся идолам. И он взял себе жену в тридцать шестой юбилей, в пятую седмину, в первый год, по имени Мелка, дочь Кгебера, дочь (сестры) его отца. И она родила ему Накгора в первый год этой седмины; и он возрос и жил в Уре, в Уре Халдейском. И его отец, мудрец Халдейский, научил его предсказанию и гаданию по знамениям неба. И в тридцать седьмой юбилей, в шестую седмину, в первый год взял он себе жену по имени Ийосака, дочь Нестега Халдейского, и она родила ему сына Фарага в седьмой год этой седмины. И князь Мастема послал воронов и птиц, чтобы они пожирали семя, посеянное на земле, чтобы произвести порчу на земле, чтобы они расхищали у сынов человеческих их произведения. Ибо прежде чем они запахивали семя, вороны подбирали его с поверхности земли. Посему он нарек ему имя Фараг, так как вороны и птицы обкрадывали их и пожирали у них семя их. И годы стали делаться неурожайными от птиц; и все древесные плоды они пожирали с деревьев [...]. Только с великим трудом можно было в их дни спасти кое-что от всех плодов земли. И в тридцать девятый юбилей во вторую седмину, в первый год, взял себе Фараг жену, по имени Една, дочь Арема, сестрину дочь его отца, себе в жены. И в седьмой год этой седмины она родила сына, и он нарек ему имя Аврам, по имени отца его матери; ибо он умер, прежде чем приобретен был ее и его сын. И дитя начало замечать греховность земли 38 , как она была соблазнена к греху чрез изваяния и нечистоту. И его отец научил его писать. И когда он был двух седмин, то отдалился от своего отца, чтобы не поклоняться вместе с ним идолам. И он начал молиться Творцу всех вещей, чтобы Он спас его от обольщения сынов человеческих и чтобы его наследие, после того как он стал праведным, не впало в греховность и нечестие.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010