37–38. И изведе я с сребром и златом: и не бе в коленах их боляй. Возвеселися Египет во исхождении их: яко нападе страх их на ня. Страшная казнь – избиение первенцев – была решительным ударом: после этого Фараон немедленно отпустил Израильтян; того же настоятельно требовал и народ Египетский. – И вывел Господь Израильтян с серебром и золотом. – Действительно: «по слову Моисея, сыны Израилевы просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу своему в глазах Египтян: и они давали ему...» ( Исх.12:35–36 ; ср. Быт.15:13–14 ). – И не было в коленах их болящего, – при выходе из Египта все Израильтяне были здоровы во всех двенадцати коленах, на которые делился весь народ по числу двенадцати сыновей Иакова. И в этом была очевидно особая милость: ибо Израильтянам предстояло долгое путешествие, сопряженное со многими трудностями. – И возвеселился Египет по выходе Израильтяне ибо из за них напал страх на Египтян. – Испытавши на себе столько грозных и тяжких бедствий – казней, особенно после избиения первенцев, «Египтяне понуждали народ, чтобы скорее выслать его из земли своей; ибо говорит они: мы все помрем» ( Исх.12:29–33 ). 39–41. Распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию. Просиша, и приидоша крастели, и хлеба небеснаго насыти я: разверзе камень, и потекоша воды, потекоша в безводных реки. Поражая Египтян многими и жестокими казнями, в то же время Израильтянам Господь оказывал дивно и постоянно свои милости, – как во время пребывания их в Египте, так и по выходе из него. – Так, Господь распростер облако над народом, как бы покров – палатку над путешественником: и «огнь предносился им. Чтобы светить ночью». – Так, когда пошли сыны Израилевы из Египта, то «Господь шел пред ними днем в столпе облачном, который показывая им путь (отчасти и осенял их от зноя солнечного), а ночью – в столпе огненном, светя им, чтобы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица всего народа» ( Исх.13:20–22; 14:19–20 ). – Когда народ, идя по бесплодной пустыне, томился голодом и просил пищи, то Господь послал крастелей – перепелов, а затем – питал его даже хлебом небесным, то-есть манной, которая падала с неба. Когда парод, проходя безводные места, смертельно изнемогал от жажды; то Господь разверз камень-скалу, и потекли воды, потекли рекою по местам безводным – сухим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

3:27). Называется и погребением: « мы погреблись с Ним », говорит, « крещением в смерть » (Римл. 6:4). Называется и обрезанием: « в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым » (Кол. 2:11). Называется и крестом: « ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное » (Римл. 6:6). Можно указать много и других его наименований, но, чтобы нам не употребить всего времени на исчисление названий этого дара, обратимся теперь к первому названию и, объяснив его значение, прекратим беседу; речь же начнем немного издалека. Есть общее всем людям омовение посредством бань, которое обыкновенно омывает нечистоту телесную. Есть омовение иудейское, которое хотя важнее первого, но гораздо ниже благодатного, — так как и оно омывает нечистоту телесную, но не только телесную, а и зависящую от немощной совести. Есть много вещей, которые по свойству своему не нечисты, но становятся нечистыми от немощи совести. Как в отношении к детям маски и прочие пугалища, которые по свойству своему не страшны, кажутся детям страшными по слабости их естества, так и в отношении к тому, о чем я сказал, например, прикосновение к мертвым телам по свойству своему не нечисто, но когда оно случится с человеком немощной совести, то делает прикоснувшегося нечистым. Что это дело по свойству своему не нечисто, показал сам учредитель закона Моисей, который нес с собой мертвого Иосифа, и, однако, остался чистым. Посему и Павел, рассуждая о такой нечистоте, происходящей не от природы, а от немощи совести, говорит так: « нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что–либо нечистым, тому нечисто » (Римл. 14:14). Видишь ли, что нечистота происходит не от свойства вещей, а от немощи помышления? И еще: « все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн » (Римл. 14:20). Видишь ли, что не вкушение, но соблазнительное вкушение бывает причиной нечистоты? 3. Такую скверну очищало иудейское омовение; а омовение благодатное очищает не такую нечистоту, но действительную, которая производит великое осквернение вместе с телом и в душе: оно делает чистыми не тех, которые прикоснулись к мертвым телам, но которые коснулись мертвых дел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

48 . У кого ум всегда с Богом, у того и желание перерастает в божественную страсть, а ярость вся целиком превращается в божественную любовь 393 . Ибо благодаря долговременному сопричастию с Божественным озарением, он весь становится световидным и, тесно связав с собой страстную часть свою, превращает ее, как сказано, в нескончаемую божественную страсть и непрестанную любовь, целиком обратившись от земных [вещей] к Божественному 394 . 49 . Не завидующий, не впадающий в гнев и не помнящий зла обидчику не всегда является и любящим его. Но он может, еще не любя его, не воздавать злом за зло по заповеди, хотя воздавать постоянным добром за зло ему трудно. Ибо от всей души делать добро ненавидящим нас есть признак только совершенной духовной любви. 50 . Не любящий кого-нибудь не обязательно ненавидит его; и наоборот, не ненавидящий не обязательно является любящим. Но он может быть нейтральным в отношении к нему, то есть не любить, однако и не ненавидеть. Ведь только пять способов, указанных в девятой главе этой сотницы, могут производить в душе любовное расположение: один – достохвальный, другой – нейтральный, а остальные – достойные порицания. 51 . Когда видишь, что ум твой с удовольствием занимается материальными вещами и охотно обращается к мыслям о них, то знай, что ты 395 любишь их больше, чем Бога. Ибо, где сокровищ ваше, – говорит Господь, – там будет и сердце ваше ( Мф. 6:21 ). 52 . Ум, сочетающийся с Богом и пребывающий в Нем через молитву и любовь, становится мудрым, благим, сильным, человеколюбивым, милосердным и долготерпеливым. И просто сказать: он носит в себе почти все Божественные свойства. А удаляясь от Бога и отдаваясь материальным вещам, он становится любострастным, скотоподобным и звероподобным, воюя с людьми из-за этих вещей 396 . 53 . «Миром» Писание называет материальные вещи, а мирские [люди] суть те, чей ум занят ими 397 . Пристыжая их, [Писание] говорит: Не любите мира, ни того, что в мире... Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего) ( 1Ин. 2:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

6:34, 31-32). ...Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12:15). Непрестанная забота о завтрашнем дне подавляет душу и отравляет жизнь, не будучи в состоянии предусмотреть все потребности и нужды, бесчисленными нитями связанные с бесконечными возможностями, не зависящими от нас. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть (Мф. 6:27)? Наконец, постановка материальных вещей и внешних благ главною целью существования влечет часто к материальному порабощению, к потере внутренней свободы; поклонение внешним благам, как и достижение этих внешних благ, часто покупается ценой отказа от совести и подчинения злу. Этот смысл имеет и искушение Спасителя. ...Берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. И на это последовал ответ Спасителя: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4:8-10). Никакие внешние блага не могут, по Евангелию, быть куплены ценою поклонения тому, чему не надлежит поклоняться. Ничего не изменяет в этом отношении замена личных стремлений к этим благам общественными. То, что не может дать смысла жизни отдельному человеку, не может дать смысла и обществу людей, коллективно стремящихся к этим же целям (как к последним). Как для отдельного человека обладание внешними благами должно являться лишь средством, так и для общества. Стремления к производству ради производства, к власти ради власти представляют извращения нормальной жизни и являются источниками зла, порабощения духа вещами как для одного человека, так и для целого общества. Но если внешние блага не являются последней целью для человека, то это не означает, что они не являются благами и не должны быть использованы. Христианское учение весьма далеко от принципиального пренебрежения ими. По христианскому учению, в самой природе вещей нет зла. Зло есть лишь следствие греховной, злой воли и заключается не в вещах, а в извращенном, неправильном пользовании ими.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   А если вы его действительно полагаете Богом — то вот вам еще одно доказательство того, что Бога-де нет: ведь слово невозможно ощутить, сказал — и нет его!    Так отрицался и отрицается мир от того знания, которое дает нам вера, от того знания, о коем пишет божественный богослов.    Он отрицается от знания своего происхождения, своей причины — от того, что произошел он велением Сущностного Слова, Того Слова, Которым «вся быша», через Которое «всё начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Того Слова (греки Его именуют Логос), Которое содержит в Себе начало миробытия, и содержало всегда — еще до того момента, как Его волей мир начал свое бытие. Того Слова, в Котором содержались первоначально все проявления всех сторон видимой жизни — еще до возникновения этой жизни. Того Слова, Которым определяется сущность всех вещей (ведь и наше слово, разноязычное, разделенное после Вавилонского столпотворения, и тем не менее — производное от словесного существа Логоса, — наше слово является попыткой проникновения в сущность вещей, попыткой ее выражения, без которой мы не можем ни узнавать, ни осознавать то, что окружает нас в этой жизни).    Он отрицается от знания своего места в Божественной системе: от того, что было время, когда не было и самого времени; от того, что время имеет начало; от того, что в этом времени был период, когда материального мира не было, и явился он только велением Божественного Слова; от того, наконец, что всякое начало имеет конец, и настанет миг, когда «времени уже не будет» (Апок. 10:6), когда окончится бытие мира сего и Господь произнесет: «се, творю всё новое» (Апок. 21:5), как это было открыто блаженному боговидцу, чтобы в книгах его оказалась описанной вся судьба мира сего, от начала и до конца.    Отрицается и от знания того, что Слово, создавшее этот мир, пребывает в нем всегда Своим Промыслом, совершая домостроительство нашего спасения.    И только те, кто не побеждается мудрованием мира сего, знают: «Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин. 1:14). Христос «поистине стал Сыном Человеческим» — «делом», «чувственно родился» и тебя, человек, «конечно, сыном Божиим Он делает на (самом) деле»:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Но ведь первой иконой, которую увидел сущий ныне мир, был человек, — человек, который был задуман в Предвечном Божественном Троическом Совете (о Котором Библия говорит так: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему» (Быт.1:26)) и потом воплощен, приняв в Творческом акте Божества форму из самого бесформенного, что может быть, — из праха земного, форму, которая была наполнена таким содержанием, коего не имело и не имеет доселе ни одно из существ, вселенных в мир в процессе Творения: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7).    И мир узнал подлинную икону Божества — подлинную потому, что икона эта, человек, несла в себе отблеск всех Божественных качеств — сам Дух Божий.    И если икона — предмет, которому надлежит стать почитаемым в обществе христиан, — освящается как бы опосредованно (через действия священника, который призывает Духа Божия на материальный предмет — и тайнодейственно, в неких словесных, молитвенных формулах призывая благодать, и явно, используя некие материальные же объекты — освященную воду, василки (сиесть — кропило) и проч.: «Благословляется и освящается икона сия благодатию Святаго Духа окроплением воды сея священныя»...), то первоикона, человек, была освящена непосредственно — прикосновением и действием Самого Божества («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:27—28)). Для восприятия этого первоосвящения не нужно было акта веры, который необходим нам теперь (вера, как известно, есть «обличение вещей невидимых» (δι εσοπτρου εν αινιγματι, per speculum in enigmate, «зерцалом в гадании»), тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12; см. также толкование Феофилакта Болгарского на данный стих); «тогда»» — знание упразднится, «ибо мы отчасти знаем, когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится», теперь же «пребывают сии три: вера, надежда, любовь» (1Кор.13:9—10, 13), вера же есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1), или, по-славянски, «обличение вещей невидимых», — обличение же, по словарю, есть «открытие, доказательство твердое и неоспоримое» (Дьяченко Г., свящ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А у Бога – наоборот. Когда Он устраивает, то строит скоро, а когда разрушает, то разрушает медленно. Скор Бог на устроение, медленен на разрушение, потому что Богу пристойно и то и другое; в первом обнаруживается Его могущество, во втором – благость; по преизбытку могущества Он скор, по великой благости – медленен. (44, С. 678–679) Таково человеколюбие Божие! Никогда Он не отвергает искреннего раскаяния; но хотя бы даже кто дошел до самой крайней порочности, а потом решился бы возвратиться опять оттуда на путь добродетели, и такого Он принимает и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее состояние. И еще более человеколюбия вот в чем: если кто покажет не полное раскаяние, то и краткого и малого Он не отвергает; даже и за него назначает великую награду. (1, С. 63) Что же из... вещей, спросят, есть на небесах? Из... вещей – ничего, но есть нечто гораздо более досточтимое. Не пшеница, ячмень и другие произведения, но повсюду там в великом изобилии всякие плоды Духа – любовь, радость, веселье, мир, благость и кротость, на небесах можно видеть не стада овец и табуны волов, но души совершенных праведников, душевные добродетели и нравственные совершенства, не одежды и платья, но венцы драгоценнее всякого золота, награды, воздаяния и бесчисленные блага, уготованные добродетельным. (27, С. 330) ...кротчайший Давид, рассуждая о человеколюбии Его, говорит: как высоко небо над землею, так велика милость [Господа – С. М.] к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его ( Пс.102:11–13 ), и даже еще более, чем отец, но мы не знаем другого лучшего примера высочайшей любви. (7, С. 148) В тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской ( Иер.31:32 ). Но для чего Бог говорит... об образе исхода (иудеев из Египта)? Когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Чтобы показать Свою отеческую любовь, Он вывел их не как рабов, но взял, как отец дитя, и так освободил; не повелел, как рабу, позади Себя идти, но взял за правую руку, как сына благородного и свободного, и так вывел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Апостол Иоанн († 101 г.) говорит о николаитах, как о своих современниках; святой Николай, архиепископ Мир Ликийских жил после апостола Иоанна и умер в 342 г. Еретики николаиты смотрели на все материальное, а в том числе и на свое тело, как на зло, как на препятствие спасению, почему нужно, говорили они, вести борьбу со своим телом, ослабляя и сокращая его жизнь. Средством измождения плоти они избрали распутство, которым и старались истощать себя. Такое нечестивое учение николаитов Господь строго осуждает (ср. Откр.2:6, 15 ). Учение и жизнь святого Николая, прославленного Богом, и еретиков-николаитов ничем не связаны и прямо противоположны. 12) Зачем жития святых? Житиями святых мы возвещаем «роду грядущему славу Господа и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил... чтобы знал грядущий род – дети, которые родятся, чтобы они в свое время возвещали своим детям возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его» ( Пс.77:4,6–7 ). В слове Божием описываются жизнь и подвиги праведников «в наставление нам» ( Рим.15:4 ). 13) Почему у каждого святого испрашивается особая помощь? Потому что Бог разделяет «каждому особо» Свои дары: «иному – дары исцелений... иному – чудотворения, иному – пророчество» ( 1Кор.12:4–11 ). Почитание Божией Матери Пресвятая Дева Мария удостоена быть Матерью Божией. Приснодевство Божией Матери. Почитание Божией Матери. Свидетельства древне-христианских отцов. Опровержение возражений. Пресвятая Дева Мария удостоена быть Матерью Божией Пророк Исаия о сверхъестественном рождении Иисуса Христа так предвозвещал: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева ( παρθνоς) во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис.7:14 ). «Если бы это была не дева», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «то не было бы и знамения. Знамение должно выходить из общего порядка вещей, превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным, так, чтобы каждый из видящих и слышащих замечал это. Потому оно и называется знамением, что заключает в себе нечто знаменательное; а знаменательным оно не было бы, если бы не выходило из общего порядка вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

«Апостолы сказали ей: в своем ли ты уме»?.. «Но она утверждала свое». Удивительный аргумент был здесь высказан собравшимися. Во-первых, стоит заметить, что никто не сказал, что она говорит неправду или что она шутит. Ни неправды, ни шутки не могло выйти из уст христианки Роды. И вот аргумент: «Они же говорили: это ангел Его». Апостолы здесь высказывают учение о том, что ангел-хранитель бывает похож на нас (может быть, мы на него?). Пока они так рассуждали и рядили, Петр, уставший после тюрьмы, стоял у дверей и все стучал... Необычайно человеческая картина: «между тем Петр продолжал стучать». Не могли не отворить. Отворили и – изумились: Это был Петр. О служанке Роде больше мы ничего не слышим, но уже знаем, что дух ее – горячий, живой, чистый, радостный, общительный –принадлежит семье апостолов, столь дорогой для нас. 11. Казненные воины темницы (12, 18–22) Воины темницы, стерегшие ап. Петра, освобожденного ангелом, носят в себе образ людей, идущих вне благодати; Они оказываются раздавленными безблагодатной необходимостью вещей. Над не защитившими себя молитвой людьми злой дух властвует чрез естественный ход земных причин и следствий. Ирод велел казнить воинов, совершенно, конечно, не виновных в том, в чем он их обвинил. Приказ Ирода показывает, как ошибочно естественное рассуждение людей, не учитывающее действия благодати Божией и ее сил. Люди, не чувствующие Хозяина мира и открывающей себя Его святой воли, люди «эмпирические» неизбежно, всегда и очень сильно ошибаются. Ирод – яркий пример такого именно человека. Судя немилосердно других, он не учитывает действия Божиего в мире, и сам подвергается немилосердному суду и осуждению: он казнен (как и многие) беспокаянной, скоропостижной смертью . «Вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу»; «и он, будучи изъеден червями, умер»... Страшная, но правдивая картина жизни в мире сем раскрывается в трагедии людей, подчиненных только «естественному» ходу вещей. Человек создан Богом, и если он живет вне Бога, то осуществляет величайшее бессмыслие, жертвою которого – рано или поздно – всегда становится сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Возможно думать, что некоторые из эллинов, обманутые своей философией, обратившись к посланию апостола к Коринфянам, пришли к мысли, что среди христиан нет ни одного умного и ученого человека. Но апостол имеет здесь в виду не вещественных людей, беспокоящих себя об истинной мудрости, связанной с духовными и невидимыми предметами и в то же время прилепившихся к видимым и земным предметам, так что они все существующее производят от них: они называются у апостола «мудрыми мира сего»; существуют и другие люди, не хотящие знать ничего, кроме материи и тел, и все, что другими мыслителями признавалось за самостоятельное существо, выдающие за телесную материю и отвергающие все, что относится к области духовного и невидимого. Это учение апостол Павел называет временной, преходящей мудростью ( 1Кор. 1:20 ), – мудростью, которую Бог превратил в безумие. Учение же, отвлекающее христианские души от земли и приводящее их к божественной святости, или, как говорят христиане, к Царству Небесному, поставляющее своей задачей презирать все чувственные вещи как ничтожные и преходящие, и свои мысли направлять на невидимое – это учение называется у апостола Павла мудростью Бога ( 1Кор. 1:21 ). Но, как любитель истины, он не стесняется сказать о некоторых эллинских мудрецах, что они не лишены истины, что они познали Бога, но не прославили Его как Бога и не возблагодарили Его ( Рим. 1:21 ); он воздает им похвалу за то, что они могли бы познать Его, и вместе с тем внушает им, что этого познания они не могут достигнуть без помощи Божией. По всей видимости, эти слова о процессе возникновения познания, которое, черпая свой источник в видимых вещах, ведет людей к познанию вещей невидимых. На это и намекает апостол словами: «Невидимое Бога, – вечная сила Его и Божество, – от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» ( Рим. 1:20–21 ) 1019 . Ориген не отрицает, что христианское учение призывает к себе людей ничтожного достоинства, умственно-неразвитых, женщин и рабов, но для того чтобы улучшить их, облагородить и привлечь их к христианскому учению. Христиане не усматривают также ничего дурного в том, чтобы быть учеными, так как наука и ученость – путь к добродетели. Кто будет отрицать, что хорошо наполнять свои головы полезными и спасительными суждениями, согласными с истиной и возбуждающими человека к добродетели? Ни одна из этих вещей не вредит познанию Бога, а напротив – ученость, добрые мысли являются путем к нему 1020 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010