Если вы поспешите, то сможете изгнать его с легкостью, а если оставите на долгое время в вашем сердце, тогда лишь с большим трудом сможете его искоренить. В качестве оружия употребляйте пост, молитву, слезы, память смертную и воспоминание о неугасимом огне мучения, используя эту память как губительницу всякого греха. Помните и о самом сильном, и самом страшном оружии для наших врагов – одеянии Самого Иисуса – победоносном смирении: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем…» ( Мф. 11: 29 ), – говорит нам Спаситель. Хранение ума и всех чувств, особенно зрения и слуха, есть безопасное пристанище для того, чтобы не быть нам порабощенными помышлениями, отделяющими нас от Бога, потому что через эти два чувства входят в наше сердце почти все дурные желания. Как говорит пророк Иеремия, через окна невнимания, то есть чувства, входит в нас душевная смерть. Весьма драгоценное приобретение для монаха суть нестяжание, беспопечительность, непривязанность к пожеланию тленных предметов. Монах должен быть умеренным в телесных потребностях, как советует Павел: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем», не ропща опрометчиво на Благодетеля нашего ( 1Тим. 6: 8 ). Величайшее из всех других зол – высокомудрие и гордыня, поскольку они убивают в человеке всякое добро. Эта страсть очень часто обымает и сопровождает тех, кто богат добродетелями, но иногда прилепляется к тому, кто лишен всякого добра. Гордость вызывает страшное крушение у того, кто ею одержим. Потому-то и божественный Павел, протягивая нам руку помощи, указывает, как мы можем избавиться от нее: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор.10: 12 ), то есть тот, кто думает, что он хорошо стоит в добродетели, пусть внимательно смотрит, чтобы не потерпеть ему крушения в добродетели, так что он не сможет более встать от падения. Должно нам много беречься, чтобы не осуждать брата нашего, но сострадать ему и исправлять, потому что осуждение есть порождение души гордого, который в помыслах осуждает всех людей и ищет через осуждение других оправдания и прославления самого себя, говоря фарисейски: «я не таков, как прочие люди… или как этот мытарь» ( Лк. 18: 11 ). Если тебе нравится судить себя и исследовать, брат, то ты весьма близко от самого себя. Никогда не прекращай судить и исследовать все свои тайные помыслы, слова и дела, исправляя погрешности, потому что если будем здесь, в этой жизни, судить самих себя и исправляться, тогда не будем осуждены Богом в другой жизни на вечные муки, как говорит блаженный Павел: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа» ( 1Кор.11: 31–32 ). Если кто доставляет сверх меры удовольствие своей утробе, такой легко терпит крушение и впадает в плотские страсти, получая, таким образом, за это злое воздаяние. Труды же и бдение иссушают ее, пост совершенно укрощает и препятствует возникновению в ней беспорядочных движений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Если же меня никто из близких ничем не соблазняет, не предъявляет ко мне никаких требований, противоречащих воле Божией, а я сам соблазняю себя возможностью уклониться от исполнения своих обязанностей по отношению к ним и, опираясь на буквальный смысл вышеприведенных изречений Иисуса Христа, оставлю их на произвол судьбы и удалюсь от мира и от них, то в этом мной будет руководить не любовь к ближним, а узкое себялюбие, и, поступив так, я не только не совершу ничего богоугодного, но, напротив, навлеку на свою душу тяжкий грех против основной заповеди Господней. Ту же самую мысль о соблазнах и необходимости борьбы с ними высказал Иисус и богатому юноше, спросившему, что он должен сделать, чтобы иметь жизнь вечную. Отвечая прямо на поставленный юношей вопрос, Иисус сказал ему, что к блаженству Жизни Вечной в Царстве Небесном приводит точное соблюдение заповедей, то есть воли Божией; когда же юноша самонадеянно заявил, что заповеди он всегда исполнял, а теперь желает знать, чего еще не достает ему, то Иисус тотчас же обличил его в непонимании истинного смысла заповедей, в слишком большой привязанности к своему богатству, в готовности отказаться и от блаженства в Вечной Жизни, лишь бы не расставаться со своими земными сокровищами. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и тогда приходи и следуй за Мною; и будешь иметь сокровище на небесах (Мф. 19, 21). Эти слова были сказаны для испытания юноши, для обнаружения его пристрастия к богатству, такого пристрастия, какое заслоняет собой любовь к Богу и готовность исполнять Его волю. Такое пристрастие к богатству, такое поклонение золотому кумиру несовместимо с поклонением Богу: Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Лк. 16, 13; Мф. 6, 24). Поэтому, если пристрастие к богатству настолько сильно, что ради него человек готов изменить Богу, то лучше отказаться от богатства, лучше сделаться нищим и за то приобрести сокровище на небесах, чем, предаваясь своей страсти, подвергнуться осуждению на вечные муки. В этих словах Иисуса, обращенных к юноше, а затем и к Апостолам, богатство, дома и земли сравнены, в отношении представляемого ими соблазна, с теми родителями, женой, детьми, братьями и сестрами, которые отвращают от Бога и заставляют служить им, а не Богу. Но эти слова нельзя возводить на степень заповеди. О продаже имений и раздаче нищим вырученных денег Иисус говорил Апостолам еще и при другом случае. Продавайте имения ваши, сказал Он,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Жених и отвечает им, что он не может открыть дверей для просителей, ибо не знает их. Но как не знает Господь всеведущий так нуждающихся теперь в Его милосердии? Знает, конечно, ведает и их достоинство. Но ответом Своим Он дает им понять, что они не Его и потому не могут быть с Ним в царстве славы. В другом месте Спаситель однажды повторил без притчи в таких же выражениях отвержение делающим беззаконие. «Многие скажут Мне в тот день, т.е. в день страшного суда: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:22–23 ). «Отойдите от Меня, ибо Я не знал вас», так скажет Господь в день тот беззаконникам. Так и жених говорит неразумным девам. «Когда Христос Сам сказал им это, рассуждает св. Иоанн Златоуст , то остается; ожидать не иного чего, как геенны и несносного мучения: даже эти слова страшнее самой геенны; они сказаны и делающим беззаконие» (Бес. на Ев. Мф.; 3, 436 стр.). Так девы неразумные и не были допущены на брачное торжество. Остались они вне чертога, во мраке ночи, в холоде и глубоком горе. Лишение их участия в торжестве доставляет им мучение. Но после всеобщего суда к душевным страданиям грешников присоединятся и страшные муки для тела. Люди, оставшиеся вне царства славы, услышат не только глас Господа, отсылающий от Себя, но и повелевающий идти им в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его ( Мф.25:41 ). О, страшно и подумать о сем грозном гласе. На веки вечные отошлет Господь Бог грешников на место мучения, страдания и безнадежного скрежета зубов. Не право и не согласно с словом Божиим учили некоторые из христиан, что будто Господь помилует и осужденных грешников после страданий их более или менее продолжительных. Нет слов, милосердие Божие велико, но не менее ведь велика и правда Его. То и другое свойство Господа Бога уже проявят себя в равной мере. Действовала любовь Божия, окончила свое дело и правда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Зла как отдельной субстанции не существует, оно проявляется в состоянии и деятельности разумных существ. Решение о воздаянии грешникам, исходящее от Бога, не является злом. Стало быть, и результат этого решения не соответствует понятию о зле. Что касается деятельности грешников в аду после Страшного Суда, Церковь не учит, что там они будут грешить: там они будут испытывать мучения. Разве не жестоко считать, что любящий Бог подвергнет мучениям свое непокорное творение? Почему-то некоторым людям свойственно думать, что Бог обязан соответствовать их представлениям о Нем и поступать так, как они считают правильным. Однако Бог является Всемогущим Абсолютом, Который в принципе не обязан считаться с человеческим мнением о Нем. Претензии вроде того, что «Бог благой, а значит должен соответствовать лично моему понятию о добре и справедливости, а иначе я отказываюсь в Него верить или играть по Его правилам», выглядят довольно нелепо. « А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал ?» ( Рим.9:20 ). Это недоумение было бы справедливо, если бы сами люди выдумали ад. Сам Бог не считает его существование противоречащим Своей благости. О существовании ада учил Тот, Кто пришел в этот мир, чтобы пострадать и умереть за последнего грешника. Для разъяснения этого недоумения необходимо иметь в виду следующее. Бог есть не только Любовь, но и Абсолютная Правда, воздающая по заслугам за добро и зло. Отрицание Божественного правосудия влечет за собой неверие в благость Божию, поскольку превращается в попустительство и уравнивание добра и зла. По замечанию свт. Иоанна Златоуста , « если между людьми наказание есть дело благости, а безнаказанность – жестокости, то ужели не так у Бога? Следовательно, потому Он и уготовал геенну, что Он благ ». В самом деле, если нет Суда и воздаяния, то и нет разницы между Гитлером и Янушом Корчаком. В таком случае наш нравственный выбор бы обесценился и справедливость, об отсутствии которой в нашем мире говорят даже неверующие, никогда бы не восторжествовала.

http://azbyka.ru/vechnye-muki

И вот настал день рождения Ирода, и дочь Иродиады плясала перед Иродом и всеми гостями. Нетрудно понять, какого рода была эта пляска, если Ирод так обезумел, что клялся дать все, что девица попросит, даже полцарства. Она спрашивает у матери, чего просить, та говорит ей — и на блюде приносят голову Иоанна Крестителя. Говорят, при этом голова прошептала: УНе должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоегоФ. Тогда Иродиада с усмешкой проткнула язык пророка иглой. Когда Ирод сам себя вынудил казнить Иоанна Предтечу, он опечалился, и даже услышав о том, какие творит чудеса Христос, он испугался, думая, что это Иоанн Креститель воскрес из мертвых. Но эта печаль была недолгой. Ирод не изменился, то есть не покаялся, и об этом свидетельствует его встреча с Христом. Когда иудеи осудили Христа и привели Его на суд к Пилату, тот, узнав, что Христос пришел в Иерусалим из Галилеи, где наместником римского императора был именно Ирод, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Тем самым Пилат предложил Ироду самому совершить над Ним суд. В Евангелии от Луки сказано, что Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем и желал видеть от Него какое-нибудь чудо. Ирод предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Тогда Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату (Лк. 23,7-11). О чем мог спрашивать Ирод Спасителя? Вероятно, о Царствии Божием. Но так как за этим стояло желание развлечься и поглазеть на чудо, Христос, зная и видя его лицемерие, не ответил ему. Отослав Христа к Пилату в светлых одеждах, Ирод в издевательской форме засвидетельствовал Его праведность. Таким образом, он осудил сам себя в том, что не оправдал Христа, когда ему была дана такая возможность. Ирод сам обрек себя на вечные муки, но много ли он приобрел в этой жизни? Вскоре после Воскресения Христова царь аравийский Арефа — отец первой жены Ирода, которую тот отверг, решил отомстить за честь дочери и пошел войной против Ирода. Сам Ирод сумел спастись, но потерял немалую часть войска. Но царство-то вместе с войском было римское, а не его, и римляне больше всего не терпели, когда в их провинциях нарушался порядок. Разобравшись, они, наконец, поняли, что за скандальная личность управляет четвертью Иудеи, и что Ирод не может управить ни сам собой, ни тем, что ему вверено. После этого Ирод был лишен своей власти и отправлен в ссылку куда-то в Европу вместе с семьей.

http://pravmir.ru/bessmertie-pravdy-usek...

И кто не имеет ревности по вере православной, тот не искренний последователь Спасителя; кто не защищает своей православной веры, не оберегает чести своих пастырей, тот – не брат своих ближних, желающий им добра истиннаго. Припомним, братие, что вещает нам касательно исповедания веры Сам небесный Учитель, Господь наш Иисус Христос: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим небесным» ( Матф. 10, 32 ); «а кто постыдится Меня и Моихь слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» ( Марк. 8, 38 ). «Ужели, поучает вселенский учитель, святитель Златоуст, тех, которые не считают своею обязанностию помышлять о душевном спасении ближних, ужели ты не поднимешь овча своего соседа, пораженное, лежащее на пути, не скажешь о нем соседу? Менее ли стоит внимания душа твоего ближняго, когда бы ты увидал ее пораженною или заблудшею. Пламень объял дом твоего согражданина, и ты не можешь равнодушно взирать на это бедствие: почему ж ни мало не трогает твоего сердца состояние другого, когда он в пламени страстей? Если захотите, то вы больше, чем мы, можете исправлять друг друга; вы больше друг с другом находитесь, больше, чем мы, знаете друг друга», (На пос. к Евр. беседа 10). б) Станем подражать также и неистощимой – живой, благотворной любви святителя Николая к страждущему роду человеческому. Мы не заслужили у Господа какого-либо чудесного дара, посредством коего могли бы благотворить своим ближним, но мы можем все же каким-либо способом пособлять несчастным ближним, требующим от нас руки помощи: можем алчущего напитать, жаждущего напоить, нагого одеть, поддержать невинного страдальца, утешить скорбящаго, ободрить человека в его тяжелых обстоятельствах... Будем же пользоваться этою возможностию – Господь приемлет и лепту вдовицы паче многих сокровищ, награждает и за чашу холодной воды, поданной во имя Его, с усердием. Будем, братие, помнить, что если у кого из нас – духовного или мирянина есть все добродетели, а нет любви, милосердия, сострадания, миролюбия, напротив есть ненависть, злоба, жестокость сердца, злорадование несчастиям ближняго, дух вражды и тайной и явной, то все его добродетели ничто и он будет не сыном и наследником царствия Божия, а напротив осудится на вечные муки, если не покается и не исправится.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И, может быть, нужно, пока не поздно, предупредить их, чтобы жизнь их изменилась, и они избежали вечных мук. Этим движением своей души жестокий человек как бы свидетельствует, что не до конца еще в нем потеряно все человеческое, что есть еще в нем капля живой воды сострадания к другим людям. И суды Божии сокрыты от нас. Как решится участь этого человека, мы не знаем. Но мы должны знать, что вечные муки страшны, и самый жестокий человек становится перед лицом их хотя бы немного человеком, научаясь состраданию и милосердию. Обратите внимание, он знает, что сам он не может явиться братьям – только святые могут исполнить дело Божие. И он просит послать Лазаря, о милосердии и кротости которого на земле он хорошо знал. Теперь он как бы рассчитывает на знакомство с этим человеком: если уж невозможно облегчить его участь, то, может быть, он поможет его близким родственникам. Как пренебрегал он этим знакомством на земле, так необходимо оно ему в вечности. Что же отвечает Авраам на эту просьбу? Он говорит, что нет никакой необходимости отправлять Лазаря. «Нет никакой нужды, – говорит Авраам, – посылать его, – потому что у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их». «Нет, – говорит ему богач, – но если кто из мертвых придет к ним – покаются». «Если Моисея и пророков не слушают, – отвечает ему Авраам, – то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». «Вы видели кого-нибудь, кто пришел бы с того света и рассказал нам о рае и об аде? Пусть пришлет их нам Бог, и мы уверуем», – слышим мы часто от людей неверующих. Господь показывает нам, что самое главное в человеке – совесть и правда. К чуду явления из другого мира люди скоро бы привыкли, и тогда потребовали бы большего чуда. Каждое новое сомнение искало бы нового знамения: род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и оно не дастся ему – кроме чуда Крестной смерти Спасителя, соединяющего Себя до конца со страданием каждого человека и смертью ( Лк.11:29 ). Как поверить не принявшему Христова Креста в Его Воскресение? Через внешние чудеса жизнь человечества истощилась бы в больном любопытстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И он собрал их в место, называемое по-еврейски Армагеддон. Армагеддон понимают как «круглую гору» или как «воскресение» 1017 , – и то, и другое толкование можно соотнести со Страшным судом. Ведь гора справедливо называется круглой, потому что весь мир тогда будет уничтожен сплошной массой огня. Справедливо и воскресением называется, потому что с воскресением все люди вновь обретут свой прежний вид. И седьмой ангел вылил чашу свою в воздух. Этим седьмым ангелом обозначены святые проповедники, которые будут во времена Антихриста, и, как мы сказали, он (ангел) есть тот, о ком выше прочли, что он вострубил седьмым 1018 , воздухом же названы пустые люди. Итак, ангел вылил чашу свою в воздух, поскольку святые проповедники будут возвещать пустым и нечестивым людям о том, что они должны быть осуждены на вечные муки. И из храма великого от престола раздался громкий голос, говорящий. Громкий голос – это голос святых проповедников, под храмом подразумевается Церковь . Итак, голос возникает из храма, потому что голос святой проповеди раздается из Церкви; кроме того, он раздается и от престола, потому что Церковь Божия есть престол Божий, и, сидя на нем, Он (Бог) почивает. О том же, что этот голос произносит, он говорит далее: свершилось! – то есть близится конец мира, когда исполнится все, что было предсказано Господом и святыми. И произошли молнии, голоса и громы, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое великое землетрясение! Молниями называются чудеса, которые через Своих святых совершит Бог, ибо мы прочли прежде, что Илия и Енох совершат много чудес; голосами названа проповедь святых, громами же выражен страх вечного огня; землетрясение же часто обозначает движение сердец. Ибо будут подвигнуты некоторые от зла к добру, как те Иудеи, которые уверуют во Христа, [а] другие, кто оставит веру во Христа и последует за прелестью Антихриста, будут подвигнуты от добра козлу. И сказал мне ангел: что дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего её. имеющего семь голов и десять рогов. Равным образом и знамения, совершенные зверем, и упомянутые ранее деяния дракона, ибо [все] это были знамения диавола. Что же касается семи голов и десяти рогов, то об атом [мы] уже говорили ранее 1019 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

И ты, брат мой, какого еще примера хочешь, чтобы увидеть ту степень наглости, до какой дошел диавол в своей вражде против Господа нашего Иисуса Христа? Он, нечистый, дошел до того, что предлагал Господу броситься с крыла храма с надеждой, что Ангелы поддержат Его и не допустят, чтобы Он претерпел какое-нибудь зло, как написано: «бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» ( Мф. 4:6 ). Итак, нет нужды говорить о том, что, внушая тот же лживый помысел, враг уже много раз искушал христиан, побуждая их бросаться в различные беззакония и к первым грехам прилагать тысячи других, в том числе беспечное упование на то, что когда-нибудь они исповедуются в них и духовные отцы все им простят. Удивительно, что христиане не замечают столь явной и ощутительной лжи и от этого становятся совершенно безразличными к Богу. Исповедь грехов и покаяние, милосердие и благость Божии – эти средства спасения они превращают в средства своего падения. И как одна ядовитая трава, называемая напелон, становится ядовитой тогда, когда на нее сходит с неба роса, так и эти несчастные делают смертоносным ядом спасительную Кровь Иисуса Христа. Потому что эту Кровь, которая должна после исповеди отмывать и угашать наши грехи, они употребляют для того, чтобы еще более разжечь их. Может ли быть что беззаконнее этого?! Каким другим врачевством можно было бы злоупотребить более, чем этим, к пущему торжеству и победе диавола? Об этом сокрушался и святой Амвросий Медиоланский : «От нашего злоупотребления этим лекарством диавол иногда просто торжествует». Я убежден, что большинство христиан мучаются и страдают от этой злой и обманчивой надежды, которая едва не ввергает их в ад. Несмотря на то, что грешникам уготованы вечные муки, они спокойно грешат, считая, что все это выдумки. И это потому, что они думают, будто от грехов избавиться легко и просто – стоит только рассказать о них священнику и исполнить какую-нибудь епитимию. Стоит им подумать об этом, и они опять чувствуют себя спокойно и нисколько не заботятся о своих грехах, считая, что каяться им еще рано.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

И этого самого не может он понять, что находится в числе гибнущих, так как это неведение то имеет свойство, что бывает каким-то густым покрывалом на умных очах души и не дает им видеть ясно истину, когда любит мир и вещи мирские. Ибо поколику ум удаляется от памятования о Боге, о смерти и о будущем суде, и не помышляет о благах, уготованных праведникам, и о муках, ожидающих грешников, - вечном огне, кромешной тьме и скрежете зубов, но всецело весь предан бывает заботам житейским и призрачным благам мира, богатству, славе, утехам, всему прочему, что в мире люди считают славным и светлым, - поколику, говорю, ум предан бывает всему такому, потолику он более и более грубеет, расстроивается, омрачается и некоторым образом весь покрывается непроницаемым покровом; следствием чего бывает выпадение из круга его познания заповедей Божиих и совершенное о них забвение. Почему и святой Давид, после того как, согрешивши, испытал такое зло, обратившись к Богу в покаянии, умолял Его, говоря: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс.118:18). Видишь, как закрыты были очи его? Видишь, как вопиет он к Богу, чтобы Он открыл их? Делай то же самое и ты, сын мой, и Господь не презрит прошения твоего, если восшлешь его к Нему от всей души твоей, но услышит тебя и откроет очи души твоей. И тогда, как только прозришь ты, прежде и в начале всего познаешь самого себя и состояние свое, а потом и все другое, что тебе потребно знать. Следствием этого будет то, что ты от всей души начнешь почитать несравненно высшими себя и святыми не только благочестивых и добродетельных людей, но и всякого вообще человека, большого и малого, праведного и грешного, даже тех, которые грешат явно. И сие да будет тебе и всякому другому явным знамением, что ты получил отпущение всех грехов твоих, если придешь в эту меру и достигнешь этого доброго состояния. Ибо святое смирение на этой мере находится, и тому, кто достигает сей меры, оно первым даром дает то, чтоб он думал, что из всех людей никого нет грешнее и ничтожнее его, и чтоб всем чувством души, с полным убеждением, одного себя почитал грешным и верил, что он один имеет погибнуть и быть преданным на вечные муки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010