В Евангелии от Матфея, 10 глава, 32 стих, сказано: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным». Какое высокое обетование! Если Христос исповедает кого пред Отцем Своим, то, следовательно, обещает Рай. Исповедовать Христа можно многоразлично, во всяком звании и состоянии, от простолюдина и до царя, от мужичка до самодержца. В настоящее время мало исповедников; многие, очень многие отпали от Христа, часто раздаются такие голоса: не все ли равно, как веровать, все спасутся – и магометане, и жиды, и язычники. Если спросят об этом вас, ответьте: «Спасутся ли они – не знаю, знаю только, что в Царствие Небесное вводит Господь и Спас наш Иисус Христос и Святая Православная Церковь . Те же, которые не войдут в Царствие, отосланы будут в ад на вечные муки». Страшное слово «вечные муки»; впрочем, только ожесточенным нераскаянным грешникам, умершим во грехах своих, нет надежды на помилование, что же касается тех людей, которые, хотя и грешат, но каются во грехах и не надеются на свои добрые дела, того Господь помилует. Например, преступник обращается к царю с просьбой: «Ваше Величество, я приговорен к каторжным работам за мои преступления; знаю, что справедливо осужден, но ведь ты царь и можешь меня помиловать». А царь отвечает ему: «Так как ты обратился ко мне с верою, что я могу это сделать, то я не только тебя прощаю, но еще даю тебе землю для дома и деньги на обзаведение, только не делай больше зла». Так и Господь поступает с кающимися. Грешник говорит: «Господи, я ничего не имею: блуждает мысль моя, чувства мои и дела мои противны Тебе. Тяжко согрешил я пред Тобой, но помилуй мя, яко Бог». А Господь отвечает: «За то, что ты веруешь в Меня и просишь Моей помощи, Я не только все тебе прощаю, но еще дарую Царствие Небесное. Только оставь свои беззакония, умри греху: если был горд, то умри для гордости через смирение, пусть умрет в тебе злоба и заменится любовью; пусть умрет скупость и вместо нее да насадится в сердце твоем милосердие».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

В Евангелии от Матфея, 10 глава, 32 стих, сказано: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным. Какое высокое обетование! Если Христос исповедает кого пред Отцом Своим, то, следовательно, обещает Рай. Исповедовать Христа можно многоразлично, во всяком звании и состоянии, от простолюдина и до царя, от мужичка до самодержца. В настоящее время мало исповедников; многие, очень многие отпали от Христа, часто раздаются такие голоса: не всё ли равно, как веровать, все спасутся – и магометане, и жиды, и язычники. Если спросят об этом вас, ответьте: «Спасутся ли они – не знаю, знаю только, что в Царствие Небесное вводит Господь и Спас наш Иисус Христос и Святая Православная Церковь . Те же, которые не войдут в Царствие, отосланы будут в ад на вечные муки». Страшное слово «вечные муки»; впрочем, только ожесточённым нераскаянным грешникам, умершим во грехах своих, нет надежды на помилование, что же касается тех людей, которые, хотя и грешат, но каются во грехах и не надеются на свои добрые дела, того Господь помилует. Например, преступник обращается к царю с просьбой: «Ваше Величество, я приговорён к каторжным работам за мои преступления; знаю, что справедливо осуждён, но ведь ты царь и можешь меня помиловать». А царь отвечает ему: «Так как ты обратился ко мне с верою, что я могу это сделать, то я не только тебя прощаю, но ещё даю тебе землю для дома и деньги на обзаведение, только не делай больше зла». Так и Господь поступает с кающимися. Грешник говорит: «Господи, я ничего не имею: блуждает мысль моя, чувства мои и дела мои противны Тебе. Тяжко согрешил я пред Тобой, но помилуй мя, яко Бог». А Господь отвечает: «За то, что ты веруешь в Меня и просишь Моей помощи, Я не только все тебе прощаю, но ещё дарую Царствие Небесное. Только оставь свои беззакония, умри греху: если был горд, то умри для гордости через смирение, пусть умрёт в тебе злоба и заменится любовью; пусть умрёт скупость и вместо неё да насадится в сердце твоём милосердие».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Неожиданное спасение праведных, которое, хотя в этом даре могут отчаяться неправедные, все же совершается для надеющихся праведных. Посему блаженный Давид вместо псалма воспел о надежде и спасении праведных, говоря: А праведным спасение от Господа, и Он покровитель их во время скорби (Пс. 36, 39, 40). Поэтому неправедные скажут о праведниках, сами будучи назначены на вечные муки: Это те, кого мы когда-то держали в поругании и в подобии поношения; мы по глупости считали их жизнь безумием, а их конец бесчестным. Это неожиданное спасение, так как они почитали жизнь праведника безумием; а когда они сами были безумны, то считали себя здравомыслящими и не надеялись на возмездие Божественной справедливости, а потому пренебрегали исправлением своей жизни. Действительно, они были рады роскошно пожить здесь несколько дней и не верили, что их потом будут мучить вечные муки. Поэтому, когда они видят праведников в той славе сынов Божиих, о которой говорит блаженный Павел: Которой стоим и хвалимся надеждою славы сынов Божиих (Рим. 5:2); тогда нечестивые дивятся славе праведных, то есть сынов Божиих; потому что они праведные дети Божии. Посему неправедные каются бесплодно, потому что имеют несвоевременное, и стенают от скорби духа: как могут быть причтены они к детям Божиим, и жребий их к святым? Неожиданное спасение, то есть то, на что не надеялись неправедные, непременно будет дано праведникам, а не неправедным. Ибо не тому будет дано, кто, отчаявшись в нем, живет дурно, но тем, кто, надеясь на него хорошо и воздерживаясь от плотских похотей, соблюдает целебные заповеди блаженного Петра, говоря: Возлюбленные, умоляю вас, как странников и пришельцев, воздерживаться от плотских похотей, враждующих против души; иметь доброе хождение между язычниками (1 Пет. 2:11). Самим добрым поведением праведники представляют тела свои в жертву живую, святую, угодную Богу (Рим. 12:1), потому что посредством доброго поведения они и сами являются храмом Божиим. Апостол свидетельствует об их верности, говоря:Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Ответ на возражение 2 . Высказывание нашего Господа относится не к тем, кто принимает участие только клятвенно, и кто иногда «ест и пьет недостойно» ( 1Кор. 11,29 ), но к тем, кто духовно вкушает Плоть и соединяется с Ним в делах милосердия, соединение это есть действие священного вкушения Плоти в тех, кто приближается достойно TP, Q AA Поэтому пока действует сила причастия/таинства, она дает нам вечную жизнь, хотя грех может нас лишить этого плода, даже после того, как мы получили его достойно. Ответ на возражение 3 . В этом отрывке апостола основание обозначает сформировавшуюся веру, на основе которой у человека образуются простительные грехи FS, Q A «потерпит урон», потому что он будет наказан за них Богом; «он спасется» и в конце «из огня», или от временного несчастья, или от наказания чистилища, которое будет после смерти. Раздел 5. Будут ли все, кто творит дела милосердия, наказаны навечно? Возражение 1 . Представляется, что все, кто творит дела милосердия, не будут наказаны на вечные муки, но только те, кто пренебрегает этими делами. Поскольку написано: «Ибо суд без милости не оказавшему милости» ( Иак. 2,13 ); и: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф. 5,7 ). Возражение 2 . Далее, в Евангелии ( Мф. 25,35–46 ) мы находим описание разговора нашего Господа с проклятыми и избранными. Но этот разговор только о делах милосердия. Следовательно, вечное наказание будет уготовано только тем, кто не упражнялся в делах милосердия. Следовательно, следует тот же вывод, что и ранее. Возражение 3 . Далее, написано «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф. 6,12 ) и далее «ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» ( Мф. 6,14 ). Следовательно, представляется, что милостивые, которые прощают своих обидчиков, сами получат прощение грехов, и, следовательно, не будут наказаны на вечные муки. Возражение 4 . Далее, толкование Амвросия на послание апостола: «Благочестие на все полезно» ( 1Тим. 4,8 ) говорит: «Общая сумма христианского принципа жизни состоит в милости и благочестии. Пусть человек следует этому, и хотя он должен страдать от непостоянства своей плоти, несомненно, он будет наказан, но он не умрет. Поэтому тот, кто не может похвастаться ничем, как только упражением в теле, будет страдать вечными муками». Следовательно, те, кто продолжает упорно упражняться в делах милости, хотя и обременены плотскими грехами, не будут наказаны навечно, и, таким образом, следует то же заключение, что и ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Претыкание девятое Во Втором Послании к Римлянам Апостол говорит: Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе ( Рим. 8, 1 ) Поскольку, находясь при смерти, кающийся пребывает во Христе Иисусе своим обращением к Богу и покаянием, то напрасно о нем молиться, как за осужденного. Исправление претыкающимся Противно слышать от вас, противники, одно и то же. Разве вам уже не было сказано, что кающиеся (как должно) действительно пребывают во Христе Иисусе ( Рим. 8, 1 ), и не имеют осуждения на вечные муки, а подлежат только временному наказанию. Мы привели для вас много примеров, что же еще вам надо? Разве не убедителен для вас пример Давида, которому хотя и был отпущен грех и осуждение на вечные муки, но не отпустилось временное наказание. К тому же (чтобы вы не докучали на в дальнейшем) следует знать, что эти слова Апостола Павла относятся к плотской похоти, и Апостол учит, что пребывающие во Христе Иисусе, в Его благодати, если и ощущают в себе похоть, однако этим не согрешают. Здесь Апостол обличает вашу ересь. Ибо вы говорите, что плотская похоть есть грех. Павел же, напротив, говорит, и вместе с ним вся Православная Церковь , что святые мужи, если и ощущают в себе плотскую похоть, но не вступают с ней в согласие, пребывают во Христе Иисусе по благодати, как друзья Божии. Претыкание десятое Апостол Павел говорит: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор. 5, 10 ). Если после смерти отпускаются грехи, то на суде мы не получим соответственно тому, что мы делали, живя в теле, ибо в теле был совершен грех, отпущенный после смерти, до судилища Христова. Исправление претыкающимся Высказывание блаженного Павла истинно, ибо те, кому после смерти отпускаются грехи (и остается только временное наказание), не получают ничего иного помимо того, что ими было сделано при жизни в теле. И поскольку, пребывая еще в теле, они покаялись прежде смерти, этим покаянием они заслужили, чтобы получить после смерти помощь от Святой Церкви и освободиться от временного наказания. Поэтому ясно, что они получают все это соответственно тому, что они делали, живя в теле.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Так как на Страшном Суде ничто не будет опущено, забыто и не замечено, то каждый человек в отдельности и все люди вкупе ощутят и узрят всю праведность и всю Божию милость и по отношению к праведникам, и по отношению к грешникам (см. Рим.2:5–8 ; Евр.10:27 ; Откр.2:23 ). И перед непререкаемой ясностью доводов грешники не смогут оправдаться и выгородить себя (см. Мф.25:41–47 ). При этом ничто не будет ни преувеличено, ни приуменьшено, но всё будет беспристрастно констатировано и непогрешимо измерено – ведь у Бога нет лицеприятия (см. Кол.3:25 ; Рим.2:11 ; Еф.6:9 ; Деян.10:34 ; 1Пет.1:17 ; Втор.10:17 ; Иов.34:19 ). И всем людям – как праведным, так и грешным – будет вполне ясна совершенная справедливость Божия Суда; и все отчетливо узрят, что всеправедный Господь перестал бы быть Богом, если бы судил иначе (см. Мф.25:37–39, 44–45 ; 1Кор.3:13 ). Страх и ужас Страшного Суда для грешников будет заключаться особенно в том, что все они в тот момент ясно увидят и познают, что Иисус Христос и в самом деле воплотился ради спасения всех, пострадал за всех, преподал всем в Церкви благодатные средства спасения – святые таинства и святые добродетели; что Он – действительно единственный Спаситель людей, что Его Евангелие – и вправду единственный истинный смысл и цель человеческой жизни на земле, что Его имя – и в самом деле единственное имя, которым люди могут спастись от жуткой бессмыслицы греха и смерти и избежать вечного мучения в вечном царстве греха и зла – в преисподней (см. 1Фес.1:6–10 ). Тогда всякий не уверовавший во время земной жизни во Христа как Бога и Спасителя ясно почувствует всем своим существом, что тем самым он уже на земле осудил себя на вечные муки ( Ин.3:18, 5:24 ). На Страшном Суде, отделив праведных от грешных, Господь первым дарует вечное блаженство в Царствии Божием, а вторых пошлет на вечные муки в царство диавола. Праведникам Он скажет: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф.25:34 ). А грешникам: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

«Тогда Христос отделит верных и добрых рабов Своих от безбожных и беззаконных, похоже на то, как пастырь отделяет в стаде овец от козлов, и произведет Он, как Царь, Свой суд над всеми. Праведным Он скажет: «Придите в Мое вечное царство, приготовленное вам при создании мира! Потому что вы накормили Меня, когда я был голоден, напоили, когда Меня томила жажда, приняли в дом свой, когда Я не имел пристанища, одели, когда Я был наг, навестили, когда Я был болен и находился в темнице.» Те спросят Его: «Господи! Когда же мы видели Тебя голодным, жаждущим, бесприютным, нагим, больным, в темнице заключенным, и помогли Тебе?» «Вы сделали это для братий Моих меньших (т. е. для людей), – все равно, что для Меня Самого сделали,» – ответил им Царь небесный. Обратится Он, затем, и к беззаконникам с такими словами: «Подите от Меня в муки вечные, приготовленные для диавола и слуг его! Был Я голоден, – вы не дали Мне есть, пить хотел, – вы не напоили Меня, не имел пристанища, – вы не приняли Меня к себе; был Я нагим, – вы не одели Меня; был болен и в темнице, – вы не посетили Меня.» Скажут Ему и они тоже, что праведники: «Господи! Разве мы видели Тебя голодным, томимым жаждою, странником, нагим, больным, в темнице, – что не помогли Тебе ни в чем?» И услышат от Христа такой ответ: «Вы не были милостивы ни к одному из Моих меньших братий (к нуждающимся людям), – все равно, что ко Мне не были милостивы. И пойдут они в муки вечные, а праведники в вечное царство Христово.» Спаситель ничего не открыл ученикам Своим о дне и часе, когда Он придет на землю; «Про то знает только Отец мой небесный» – сказал Он и научил, чтобы люди не были нерадивыми, не предавались порокам и одним только житейским хлопотам, а всегда ждали того часа, когда позовут их на суд Божий. На это Он привел в пример рассказ (притчу) о десяти девицах, которые собрались к подруге своей – невесте встречать жениха ее. 35 Пять из них были умных и пять неразумных (нерадивых). Умные взяли с собою светильники свои (лампы, ночники) и налили в них масла, а неразумные, взявши светильники свои, не позаботились налить в них масла. Жених замедлил, и девицы, ждавши его, все задремали и заснули. Вдруг в полночь раздались крики: «Жених идет, встречайте!» Все девицы поспешно встали и зажгли светильники свои; но у неразумных лампы без масла стали гаснуть. Тогда эти девицы начали просить у разумных: «Уделите нам вашего масла!» А те отвечали им: «Если поделимся с вами, то недостанет масли, ни вам, ни нам; подите лучше – купите себе на рынке. Когда они пошли покупать, пришел жених и взял с собою на свадебный пир готовых: двери были заперты. После пришли и те нерадивые девицы и сказали за дверьми жениху: «Господин, отвори нам,» Но жених ответил: «Я не знаю вас,» – и не впустил их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Учение Церкви о будущей жизни, как пишет блаженный Августин , заключается в том, что необходимо ожить для Бога еще в этой земной жизни – это и означает воскресение первое (воскресение души). Тысячелетие Христово – это время Царства Благодати, которое началось в момент страданий Сына Божия и будет продолжаться до пришествия антихриста (царство антихриста). Потом Пришествие Христа и воскресение второе (воскресение тел: одних – в Жизнь вечную в Раю; других – воскресение в смерть в аду). Таким образом, смерть первая – это смерть физическая; смерть вторая – духовная – наступает по приговору Страшного Суда и отсылает грешника в адский пламень. Сказано: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» ( Откр.20:6 ). То есть если в этой земной жизни человек обратится к Богу (воскресение первое), то смерть вторая – приговор Страшного Суда на вечные муки для нераскаянных грешников – не ожидает верующего человека. Таким образом мы выясняем, что загробный мир не просто существует, он многообразен и разнообразен. Сказано: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам» ( Ин.14:2 ). Что такое вечные муки? Что ждет людей, когда смерть вторая завладеет ими? Святитель Иоанн Златоуст писал: «Нестерпима геенна и мучения в ней, впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться одной блаженной славы (славы в Царствии Отца Небесного. – О.С.) , и возненавиденну быть от Христа и слышать от Него: “никогда не знал вас” ( Мф.7:23 )… Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лице Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас » 310 . Наказания вечности будут разными: одни будут в геенском огне, других будет съедать червь, третьи будут в кромешной тьме. По-разному люди грешили – и по-разному они будут наказаны. Сынами Царства, которые будут извержены во тьму внешнюю, названы те христиане, которые были таковыми только по названию, но не жили по вере православной и не сохранили своего достоинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И вот горница, большая, устланная, приготовленная. Таинственная тишина вечери. Христос взял «также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» ( Лк. 22:20 ). В этой чаше ярости Божией, Его гнева теперь Моя кровь. Пролита должна была быть ваша кровь, но пролита Моя. Пейте из этой страшной Чаши, и ярость Его, излитая на Меня, претворится в любовь Его, излитую на вас. Чаша гнева, испитая Мною, стала чашей любви, испиваемой вами. Я жаждал за вас испить вино Его ярости и гнева, жаждайте и пейте вино Моей любви и милосердия, которое есть кровь Моя. Но люди отвернулись от этой спасительной чаши Божественной евхаристии. Осквернили ее недостойными устами и вовсе отвергли. А потому выслушаем гром апостольских слов: «Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен... Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь...». Страшно впасть в руки Бога живого!» ( Евр. 10:29–31 ). Об этом и весть апокалиптического ангела: тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его! Вино цельное. Если и ранее Господь наказывал людей, то всегда растворял Свою строгость Своим же милосердием, крепость вина ослаблялась водой. На Страшном же суде будет вино цельное, нерастворенное. Нерастворившие свое яростное вино блуда слезами покаяния будут пить нерастворенное милосердием вино ярости Божией. Несчастный грешник, принявший антихриста и отверженный Богом на Страшном суде, не избежит чаши гнева Божия и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем . Мучениями в огне и сере Писание представляет вечные муки нечестивых в геенне огненной. Эти муки будут еще особо усугубляться тем, что они будут пред святыми Ангелами и пред Агнцем , в виду их. Нечестивые будут видеть вечное блаженство святых ангелов и их служение Единому Богу, будут видеть то, что они навечно, навсегда потеряли. Будут сравнивать свое состояние и состояние блаженных, будут видеть тех, за вражду к которым удостоились вечных мук. Более того, их муки будут пред Агнцем «и они воззрят на Него, Которого пронзили» ( Зах. 12:10 ), будут видеть Того, на Которого восстали. Но не омоют их уже Его раны. Не способны они уже ни каяться, ни печалиться, ни сожалеть, но только вечно мучиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Место плача и скрежета зубов. Иисус неоднократно указывал, что люди в геенне испытывают непрекращающиеся муки. Он сказал: «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 8:12 ; ср. Мф. 22:13; 24:51; 25:30 ). Но очевидно, что место плача – это место сознательной печали. Те, у кого нет сознания, не плачут. Место неугасимого огня. Иисус неоднократно называл геенну местом, где огонь не угасает ( Мк. 9:43–48 ), и где сами тела нечестивых никогда не умрут (ср. Лк. 12:4–5 ). Но ведь нет никакого смысла в неугасимом огне, если в телах нет Душ, которые могли бы чувствовать муки. Место вечных мук. Иоанн апостол описывает ад как место вечных мук. Он провозглашает, что «диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Отк. 20:10 ). Вечные муки означают, что это состояние непрекращающихся страданий является сознательным. Место, где зверь и лжепророк. Подсказывая нам недвусмысленный пример существ, которые сохраняют сознание после тысячи лет вполне осознаваемых мучений в аду, Библия повествует о том, что зверь и лжепророк «оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» ( Отк. 19:20 ; курсив Н. Г.) перед «тысячей лет» ( Отк. 20:2 ). И всё же после этого срока «диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк [всё ещё живы], и будут мучиться» ( Отк. 20:10 ; вставка Н. Г.). Они не только «живые» брошены в озеро, но живы и после тысячи лет вполне осознаваемых мучений. Место осознаваемого наказания. Тот факт, что нечестивые подвергнутся «наказанию, вечной погибели» ( 2Фес. 1:9 ), явно предполагает, что они будут в полном сознании. Нельзя подвергнуться наказанию, не существуя. Не будут наказанием никакие истязания мёртвого, бесчувственного тела. Человек без сознания боли не ощущает. Уничтожение оказалось бы не наказанием, а освобождением от всякого наказания. О праведном Иове можно сказать, что он испытал в этой жизни нечто худшее, чем полное уничтожение, аннигиляцию. Наказание злых людей в их жизни после смерти должно быть осознаваемым. Иначе Бог оказался бы несправедливым, поскольку некоторым нечестивым людям воздавал бы меньшее наказание, чем некоторым праведникам. Ведь не все нечестивые люди страдают в этой жизни столько, сколько иные праведники.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010