Всяким родом зла нечистые духи улавливают людей в свои богоборческие сети, отравляя их грехами и пороками (см. 2Тим.2:26). Причем диавол, его ангелы и все их пагубные дела столь осязаемы, страшны и сильны в этом мире, что только Бог способен победить их и ниспровергнуть. Это и явилось причиной Боговоплощения и искупительного подвига Спасителя в мире сем, зараженном грехом и наполненном диавольскими кознями (букв. «о-диаволенном». — «Примеч. пер».): «Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя» (1Ин.3:8).    2. Происхождение диавола и его ангелов необходимо искать в них самих, в их свободном и добровольном отпадении от Бога как вечной Истины, Света и Блага. Всесовершенный и Всеблагий Господь и их сотворил светлыми, добрыми, и святыми, но они не захотели, любя Бога, устоять в добре, пребыть в истине и потому отпали от Бога, сделавшись ложью, злом и грехом. Об этом ясно говорят слова Спасителя грехолюбивым иудеям: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины». Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин.8:44). Это значит, диавол стоял в истине, был огражден истиной, и от него самого зависело, пребудет ли он в ней или нет; но он предпочел оставить ее и добровольно отпал от истины, ниспал из истины, в которой стоял, жил и обращался. Отпал он от Бога всем своим существом, так что в нем не осталось ни капли истины; поэтому он весь без остатка стал ложью и отцом лжи, всякой лжи на Бога и Божию истину на этом и на том свете (см. Откр.12:9—10; 2Фес.2:9). Безгрешный Господь сотворил диавола и бесов безгрешными Ангелами, но они, согрешив по собственной воле, выступили из Божией истины и Божия блага и пошли по пути горделивых скорбей и страданий, вводящих через Божий Страшный Суд в вечные муки и во вторую смерть. На это указывают слова святого апостола: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет.2:4). Об этом пишет и святой апостол Иуда: «Господь... ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных муках, под мраком, на суд великого дня» (церковнослав.: «Господь... ангелы, не соблюдшия своего начальства, но оставльшия свое жилище, на суд великаго дне узами вечными под мраком соблюде», Иуд.5:6). Это значит: ангелы стали бесами, так как не сохранили своего первоначального состояния безгрешности, святости, истины, добра; они своевольно оставили свое жилище, свой Божественный дом истины, святости, правды, добра — и сковали себя тьмой зла, греха и лжи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

д) бездна: Увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его ( Откр.20:1–3 ); е) приготовлен для диавола и ангелов его: Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Петр.2:4 ). Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдаете в вечных узах, под мраком, на суд великого дня ( Иуд.1:6 ). Нечестивые будут низвержены в ад: Да обратятся нечестивые в ад ( Пс.9:18 ). Как овец, заключат их в преисподнюю ( Пс.48:15 ). Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься ( Мф.11:23 ). Диавол со зверем и лжепророками ввержен в ад: Диавол, прельщавший народы, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков ( Откр.20:10 ). Врата адовы не одолеют созданной Господом Церкви: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). 9 Спаситель произнес означенные слова не о членах тела: Он не их осуждает, а развращенную волю, повелевая удаляться страстей, влекущих ко греху, и поводов и предметов, возбуждающих страсть, хотя бы то были предметы самые дорогие для нас, самые любезные, самые необходимые, как дороги и необходимы руки или ноги. От всего мы должны отказаться, что препятствует нашему спасению, которое должно предпочитать всему земному. «Войти в жизнь» значит – наследовать вечное блаженство в царстве Христовом, в котором и состоит жизнь души, тогда как вечные муки в геенне составляют смерть души. Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Джордж Маршалл добавляет: «Нас интересуют этические отношения и понимание жизни, и не волнует проблема спасения Мы видим спасение в воспитании характера, религию – в делах, а не в догмах и в этом мире природы – центр нашей жизни». Верующие в библейского Христа тоже интересуются чистотой и целостностью личности во всех жизненных областях, но это – результат спасения, а не средство его получения. В Послании к Ефесянам 2: 8, 9 подчеркивается, что спасение нельзя заработать добрыми делами; оно – Божий дар тем, кто верит в Христа-Спасителя. В этом послании говорится, что должно характеризовать жизнь верующего после спасения: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф.2:10 ). АД Слово «универсалист», входящее в состав официального названия организации (Ассоциация унитариев-универсалистов) говорит о вере ее членов в нечто универсальное, во всеобщее спасение человечества, подразумевающее, что никто не будет подвергнут вечному осуждению. Считая разум высшим авторитетом, и не расценивая как разумное решение любящего Бога послать кого-нибудь на вечные муки, они отвергают учение Библии об аде. Хосеа Баллоу – ключевая фигура в истории универсалистского движения – отверг идею вечных мук в своем «Трактате об искуплении» (1805). Фактически, как утверждает Дейвид Робинсон, позиция Баллоу, ставшая известной как «ультра-универсалистская», состояла в том, что последствия греха проявляются только в этой жизни. Однако, для библейского христианства авторитетом является не разум человека, а Божье откровение. Тот факт, что Господь послал Сына Своего на смерть за грехи наши, не укладывается в рамки человеческой логики и разума, но именно это Он и сделал. То, что мы можем быть освобождены от осуждения за грехи только потому, что веруем в Иисуса Христа, также может показаться кому-нибудь неразумным, однако апостол Иоанн подтверждает, что это именно так ( Ин.3:16–18 ). Иисус Христос «…есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин.2:2 ). Любовь , а не логика, лежала в основе решения Господа отдать Свою жизнь, чтобы мы получили то, что нам нужно – неоплачиваемый и незаслуженный Божий дар спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

Для верных Спасителю христиан смерти больше нет, а то, что кажется нам смертью, есть не более, как «успение», то есть, временный сон, от которого возстанем мы, по повелению Божию, к новой блаженной и уже нетленной жизни. Очищая себя покаянием в подвиге поста; исцеляя себя, с Божией помощью, от грехов и страстей; насаждая в себе евангельские добродетели, соединяясь со Христом в Таинстве Святого Причащения, мы вырабатываем в себе свойства нового человека, свойства небожителя, блаженного гражданина Нового града – Небесного Иерусалима. Воскресение Христово – краеугольный камень нашей веры. Ни с чем земным несравнимая, светлая Пасхальная радость побеждает все земные скорби, дает возможность радоваться и среди величайших страданий... Это ли не чудо любви Божией к Своему созданию... Для верных Христу нет смерти! «Воскресе Христос и жизнь жительствует! Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», - поет Святая Церковь в светлые Пасхальные дни... Земная жизнь в сравнении с вечной - ничего незначащее мгновение! Посему-то отцы святые говорят, что для христианина она должна быть школой подготовки к блаженной Вечности, ко встрече лицом к лицу со Христом, когда все земные скорби и соблазны останутся за гранью видимого и невидимого... Движимый Духом Святым благословенный угодник Божий святитель Игнатий Брянчанинов возглашает: «Род человеческий - разряд существ падших. Земля - преддверие ада... Спаситель соделал ее преддверием Рая». Жизнь христианина должна быть подобием жизни Христа в этом мире, лежащем во зле... «В мире скорбни будете рече Господь» - поется в Акафисте Святому Духу. Но: иное дело страдать, не зная во имя чего, иное дело страдать во Имя Христово... В этих страданиях - надежда на вечную радость в Небесных обителях... Земное временно, а Небесное - вечно... Слово Божие не обещает нам каких-либо благ в земной жизни: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36). Все мы стоим пред вратами Вечности, все до единого. Что за этими вратами? Вечное блаженство или вечные муки? Евангелие совершенно ясно говорит об этих двух возможных состояниях души человеческой после видимой земной смерти. Причем залог вечного блаженства - в исполнении заповедей Божиих во временной земной жизни, первейшая из которых - заповедь о любви к Богу и ближним. Об этом говорит Сам Спаситель: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих... Сие заповедую вам, да любите друг друга» (Ин. 15, 10-13,17).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/07/vo...

Для них больше нет жизни — никогда. Ранее мы уже видели, что и Иисус, и Павел верили, что нечестивые будут истреблены, чтобы никогда больше не жить. Они не проповедовали и не верили в вечные муки для грешников. Окончательным возмездием Бога будет их полное уничтожение, без всякой надежды увидеть славу, которую святые унаследуют, когда войдут в вечное Царство Божье. Книга Откровения разделяет эту точку зрения. Хотя позднее христиане превратили символическое „огненное озеро“ в буквальное описание огненного подземелья ада, где люди будут гореть вечно — а не только в течение нескольких триллионов лет — без малейшего шанса на облегчение или искупление, Иоанн согласился со своим Господом Иисусом и предшественником Павлом. Для грешников смерть — это конец истории. Жизнь приходит только к тем, кто встает на сторону Бога, даже если это означает гонения и мученичество. Они получат небесную награду на все времена, после того как их враги будут окончательно уничтожены» [Эрман 2020, 128]. Заключение «Кому из людей не дорога вера в бессмертие? Ни одна человеческая фантазия (как бы мрачно ни была настроена) не пыталась окрасить и сделать сколько-нибудь привлекательной идею уничтожения и небытия. Кажется, ничто так не противно всему существующему, как идея уничтожения. Тем более противна и даже неестественна для человека мысль о возможности уничтожения собственного человеческого существа» (Юнгеров 2, 7). Согласно Библии, появление реальности смерти как уничтожения (увядания — «исчахли») связано с «привлечением», приглашением её нечестивыми к себе: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал всё для бытия, и всё в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли её и руками, и словами, сочли её другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть её жребием» (Прем. 1:13–16) . Данный стих является ключевым в конечном определении места мортализма в православном богословии.

http://bogoslov.ru/article/6175411

Доказательство пятое Смертью наказываются те, кто приносит вред добрым и, будучи злыми, притесня­ют их. Так праведно наказываются смертью человекоубийцы, прелюбодеи, злодеи, воры, разбойники, волшебники и другие, подобные им. Но поскольку еретики как раз таковы, скажу больше, они причиняют больше зла, чем разбойники, убивая души и уничтожая веру, корень всех благ, поднимая в царстве всенародный мятеж. Что ж, едва ли таковые заслуживают пощады. Доказательство шестое Злые потому наказываются смертью, чтобы от их наказания другие пришли в чувство и исправились. И если они не захотели стать полезными царству, будучи жи­выми. Они станут полезными, умирая. Поэтому они убиваются праведным судом, если и не причиняют вред ближнему, что делают только волшебники, противоестественно согрешающие и тому подобное. Однако их убивают жестокой смертью, чтобы и другие поняли всю тяжесть греха и не дерзали совершать подобное. Все сказанное относится и к еретикам. Поэтому их убивать достойно и праведно. Доказательство седьмое Самим еретикам полезно умереть, и когда их убивают, им оказывается благоде­яние. Поскольку они, когда живут долго, много грешат, изобретают много обмана, мно­гих развращают, то тем самым они навлекают на себя большое осуждение и тяжелейшие вечные муки. Все это прекращает праведно наносимая смерть. Часть II. Камень претыкания и соблазна Глава 1. Претыкания о камень Священного Писания Ветхого Завета Претыкание первое И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать ( Ис. 2. 4 ). Из этого противники делают вывод, что Церковь не должна использовать меч для убийства. ОТВЕЧАЕМ: Это пророчество Исаии относится к Мессии, и оно уже сбылось во время Рождества Христова, когда в царствование Августа по всей вселенной воцарился мир и полная тишина, какой и прежде, и после уже не было долгое время. Претыкание второе Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей ( Ис. 11, 9 ), то есть Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Доказательство третье Если бы было невозможно сохранить Закон Божий, Законодатель Бог был бы бо­лее жесток, чем все мучители, вместе взятые, повелевая выполнить то, что заведомо вы­полнить невозможно. Подумай сам, насколько бы безумен был такой владыка, который бы заповедал своему рабу, говоря: «Повелеваю тебе, чтобы ты не ел и не пил. Если же не послушаешь меня, то смертью умрешь». Доказательство четвертое Христос научил нас молиться: Да будет воля Твоя, как на Небе, так и на земле. В этой молитве мы просим о Божией благодати и помощи в исполнении воли Божией и Его заповедей, по толкованию святых Отцов. Но напрасна наша молитва, если невозможно исполнить воли Божией и Его заповедей. Также и Апостол говорит, что Христос, совер­шившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного ( Евр. 5, 9 ). Но как может кто-нибудь стать послушным Христу, если невозможно исполнить Его волю и сохранить Его заповеди? И как Христос мог сделаться виновником спасения послушных Ему, если стать послушным Ему невозможно? Доказательство пятое Бог не налагает тяжести сверх сил человеческих. Если даже люди, лукавые по су­ществу, не налагают на свой скот бремя сверх их сил, то тем более это относится к Богу, Который благ по существу Своему. Об этом говорит и Апостол: вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести ( 1Кор. 10, 13 ). Доказательство шестое Мы не можем хулить Бога, ибо это противоречит Его благости и Его праведнос­ти. Но повелевать делать заведомо невозможное противоречит Божией праведности, а предать человека на вечные муки за то, что он заведомо не может соблюсти, противо­речит Божией благости. Ибо кто дерзнет извергать хуления на Бога, Который якобы заповедал человеку делать невозможное или предал человека вечному мучению, за то, что он не заведомо может соблюсти? Как только может прийти на ум приписать Богу такую неслыханную от века жес­токость мучителя, жаждущего человеческой крови, Богу, Который милостив, щедр, пра­веден и по-настоящему благ!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Другим свойством ангельской природы является бессмертие. Прп. Иоанн Дамаскин считает, что ангелы бессмертны не по природе, а по благодати, ибо все, что имеет начало, имеет и конец, и если ангелы не умирают, то только по благодати. Свт. Григорий Палама , напротив, считал, что ангелы бессмертны по природе, т. к. иначе нельзя объяснить вечные муки падших ангелов. Они лишены благодати, но продолжают существовать. Оба мнения не имеют характера догмата. Третье свойство ангельской природы – совершенство. Прежде всего, оно выражается в особой близости ангелов к Богу. «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Также совершенство выражается в святости. Они имеют ум более тонкий, гибкий и широкий, чем человек. Ангелам света чужды зависть и гордость. Они исполняются радости по случаю раскаяния каждого грешника ( Лк.15:10 ). Ангелы наделены могуществом и силой. По словам ап. Петра, силой и крепостью они превосходят все земные начальства и власти ( 2Пет.2:11 ). Но в то же время совершенство ангельской природы ограниченно. Бог «и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки» ( Иов.4:18 ). Они не знают существа Божия. Они не знают будущего, если Сам Бог им его не открывает. Для них непостижима до конца тайна Искупления, в которую они желали бы проникнуть ( 1Пет.1:12 ). Сокрыты от них, в известной мере, и помышления человеческих сердец ( 3Цар.8:39 ; Иер.17:9 ). Иногда они предсказывают будущее, но не в силу собственного ведения, а по откровению свыше. Будучи бестелесны и свободны от телесных страстей, они «не бесстрастны», т. е. не вполне свободны от духовных страстей. Их воля и могущество ограничены их природой. Они не могут своей силой сотворить никакого чуда, если не получат повеления от Бога, Который один творит чудеса. Интересен вопрос о соотношении ангельского и человеческого совершенств. Многие отцы высказывали мнение, что человечество в лице лучших своих представителей превосходит ангелов. Господь Иисус Христос по Своему Человечеству превосходит ангелов, Божья Матерь – Честнейшая Херувим... Через таинство Евхаристии человек может войти в более тесное, нежели ангелы, единение с Богом. Преимущество человека и в том, что он сопрягает в себе два мира – чувственный и сверхчувственный, поэтому именно от человека зависят конечные судьбы мира. Наконец, Писание говорит, что ангелы находятся в подчиненном положении по отношению к людям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ). Т. е. цель ангелов – служение человеку. Частным случаем косвенного служения ангелов Богу является служение ангелов хранителей, т. е. ангелов отдельных людей. Об ангелах хранителях Господь Иисус Христос говорит: «Не презирайте ни одного из малых сих; ибо... Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Души людей и после их смерти живут разумною, сознательною жизнью, как говорят об этом многие места св. Писания. Так, напр., Авраам блаженствует, богач мучится после смерти своей, и оба ведут разговор между собою; давно умершие Моисей и Илия явились во время преображения Господа на горе Фаворе и «говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме“ ( Лк. 9: 28–31 ). Следовательно, они и после смерти находятся в сознательном состоянии. В св. Писании мы читаем: «Христос, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, находящимся в темнице (т. е. в аду) духам, сошедши проповедал» ( 1Петр. 3: 18–20 ). Как же возможно было бы проповедывать умершим, еспи бы они находились в бессознательном состоянии? Неосновательность адвентистского мудрствования видна и из тех мест св. Писания, где говорится о сознательной загробной жизни праведников, окружающих престол Божий, воспевающих Богу новую песнь и поклоняющихся Ему, как Владыке своему ( Откр. 4: 10–11. 5: 8–14. 11: 16–17 . См. о почитании святых п. 11-й). 9) Сектанты-пашковцы или «евангельские христиане»: Молиться за умерших не только нельзя, но и совершенно излишне, ибо верующие и живущие по духу и так уже навсегда спасены, а неверующие уже осуждены на вечные муки: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден“ ( Иоан. 3: 18 ). «Верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь“ ( Иоан. 5: 24 ). «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» ( Рим. 8: 1 ). Объяснения православного: В приведенных местах св. Писания сказано о верующем, что он «не судится“, «имеет жизнь вечную и на суд не приходит“, что живущим не по плоти, а по духу «нет ныне осуждения“; но не сказано, что он «не будет судим, что он «на суд не придет“. Очевидно, здесь разумеется не телесная жизнь и смерть людей, а духовная: жизнь – в вере и смерть – в неверии, разумеется что верующий оправдан, а неверующий уже осужден в своей совести здесь, на земле; равным образом и суд в приведенных местах Писания разумеется не последний и окончательный, а суд пред своею совестию и пред словом Божиим, – суд совести и евангельской истины над теми, кто возлюбил тьму более света: «Суд же, объясняет Сам Христос, состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы“ ( Иоан. 3: 19 ). И живущим по духу нет ныне осуждения потому, что они чисты пред судом своей совести: «если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог; потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу“ ( 1Иоан. 3: 20–21 ). «Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев: не любящий брата пребывает в смерти» (3: 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Дым от пожарища Вавилона, восходящий во веки веков, означает также, что посланные на Вавилон наказания на земле никогда не будут забыты. А также и то, что земным разрушением и огнем наказание Вавилона не ограничится, но перейдет в вечные муки геенского огня. Откр.19:4 Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуйя! В славословие небожителей включаются теперь ранее уже неоднократно виденные нами у престола Божия 24 старца и четыре животных. Они подтверждают небесное славословие, говоря: аминь! – истинно так, и сами вторят: аллилуйя! Бог представляется здесь сидящим на престоле . Под этим подразумевается или Его особое местопребывание на небесах, Его особое место славы; или же это – высшие ангельские силы: престолы, херувимы и серафимы. Ему, Богу, сидящему на престоле: аминь, аллилуйя! Но и этого славословия еще недостаточно. Откр.19:5 И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. Еще не все включились в славословие небес. Теперь же голос от престола Божия призывает всех рабов Его и боящихся Его воздать хвалу Богу. Никто не должен остаться в стороне. И малые в добродетели и подвигах простые христиане, и великие светила церковные, учителя, подвижники, мученики – все должны славить Бога. Из этого мы можем извлечь для себя и практический урок. Прославление Бога и служение Ему не есть и не должно быть исключительно делом церковной иерархии, монахов и подвижников. В этом должны участвовать все: малые и великие. Это – дело каждого христианина. Каждый, по мере полученного от Бога дара и призвания, должен славить Бога и служить Ему всем сердцем и всею душою. Каждый должен найти свое место в «хоре», хвалящем Бога. Хвалишь ли ты Бога? Служишь ли Ему? Или стоишь безучастно в стороне?.. Чей же это голос от престола , призывающий хвалить Бога? Это не голос Самого Бога, ибо голос говорит такие слова: Бога нашего . Но это может быть голос Агнца-Христа, говорившего некогда о Своем восхождении «к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 20:17 ). Или же голос высших ангельских сил – престолов, херувимов, серафимов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010