18:22), и тех, которые не отстанут от своей богомерзкой скверны, не сподоблять никакого христианского благословенья, но устраняться от них, по заповеди Апостола, говорящей: «аще который брат именуем будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или пияница, или хищник, или досадитель, с таковыми ниже ясти» (1Кор. 5:11). Если бы эта скверна не была весьма ненавистна Богу, то Он не сжег бы с нестерпимым гневом города Содомские, и не превратил бы землю их в смрадное озеро на показание и обличение мерзкой их скверны. Насколько же гнусен и безбожен грех со­домской скверны, показал и божественный апостол Па­вел в послании к Римлянам, говоря: «то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам » (Рим. 1:24—27). И если в этой жизни Бог предал их страсти бесчестия и в нечистоту, то ясно, что и в будущей Он заключит их в муки вечные и в нестерпимые томления, вместе с древними их со­общниками-содомлянами. О, какое окаянство, какое без­умное и беспримирное развращенье! Познайте себя, окаян­ные, какому скверному наслаждению вы предались! Отстаньте скорее от него, пока неизреченная благость Божия дает вам время к покаянно! Добровольно пребывая в бесчестии, неужели не разумеете, что вы раскапываете на­возную яму, берете исходящий оттуда смердящий кал, питаетесь им и глотаете его? О, какое беспримерное нечувствие и окаянство! о, какие нестерпимые муки, в которые вы будете ввержены! Содевая друг на друг такое гнусное беззаконье, какого нет и у бессловесных скотов, вы стали бессловеснее самых бессловесных. По­знайте же себя, окаяннейшие, познайте, что вы были со­зданы по образу и подобию Божии на добрые дела, чтобы создавали вас Бог прославлялся вами, и вы также взаимно прославлялись Им посредством получаемых от Него духовных дарований.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3607...

Адские мучения (изобретение диавола) Господь уготовал диаволу и его компании, а не человеку, на обращение которого Он до последнего надеется. Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, – скажет Христос осуждённым на вечные муки ( Мф.25:41 ). Чего только не совершил Господь, чтобы нас спасти! Он устроил в нас такие «механизмы» (совесть, способность логически мыслить), которые могли бы нас пробуждать от греховного сна. Бог не пощадил даже Своего Единородного Сына, принеся его в жертву ради нашего спасения! Что ещё Он мог бы сделать и не сделал? Итак, если мы окажемся среди мучимых, мы будем пенять на самих себя, на свою греховность, а не на Спасителя нашего Бога! Бог даёт нам белую бумагу – то есть жизнь, похожую на лист белой бумаги, и мы на этом чистом листе делаем наброски, рисуем свою жизнь, свои дела. В день Второго Его Пришествия мы сдадим его, чтобы Господь «оценил» нашу работу с абсолютной справедливостью. И если мы «завалим» экзамен и попадём в ад на мучения, то будем виноваты сами, а не праведнейший Судия. Итак, будем внимательны к тому, что мы пишем в книге нашей жизни. Мы должны как следует осознать, что не Бог посылает нам адские мучения, но сами мы заслуживаем их своими злыми делами. Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, – идите в пламень огня вашего ( Ис.50:11 ). И наши дела мы совершаем сами, а значит, и адские муки готовим себе сами. Мучимые в аду поняли это очень хорошо. Например, мучимый богач, будучи целиком погружён в огонь, не просил Авраама вынуть его из пламени, но желал только самого малого – чтобы он охладил немного кончик его языка ( Лк.16:24 )! Потому что он воспринял наказание как справедливое. Иными словами, наказуемые, видя, как на телеэкране, все свои грехи, сурово обличаются своей совестью. Они видят теперь, что сами выкопали тот ров, в который попали. Никто другой в этом невиноват, кроме тебя самого. Потому они и не обвиняют Бога в своём несчастье, не осуждают Его как немилосердного или несправедливого. Как и преступники, попавшие в тюрьму за свои преступления, винят в этом не правосудие, а самих себя.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

В Исповедании далее объясняется: «Чрезмерное упование есть излишняя надеянность на милосердие Божие, когда кто-нибудь, продолжая сам грешить, надеется, что Бог не заключит от него благодати Своей, и не накажет его, а таким образом почитает за ничто Божественное правосудие. Те, которые впали в таковое заблуждение, пусть послушают Апостола, который научает их и говорит: Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведёт тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим. 2: 4 – 5). Таковы суть те, которые осмеливаются дерзновенно говорить: «если угодно Богу, спасусь; если не угодно, погибну», а по сему самому вовсе не пекутся об исправлении себя, и, как маловажное, презирают спасение души своей» (Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Св.-ТСЛ, 1995. С. 122). Среди религиозных мыслителей встречались такие, которые объясняли вечность мучений не в смысле бесконечной продолжительности, а в смысле необъятной полноты переживания мук. Глубина адских страданий такова, утверждали они, что переживание их душой оказывается бесконечным, вечным в самом их восприятии (тогда как сами муки будут иметь конец). Проиллюстрировать это можно сказанием о некоем страдальце, который согласился взамен года земных страданий провести в аду всего три часа, но пребывание это показалось ему таким продолжительным и безгранично мучительным, что не было никаких сил терпеть, словно прошли столетия, и когда его извлекли оттуда, оказалось, что он провел там всего один час. Но все дело в том, что необъятная полнота переживания мук не отменяет их вечную продолжительность – в этом весь ужас геенны! В упомянутой же концепции мы видим созвучие учению Шлейермахера о том, что сама религия есть переживание бесконечного в конечном. В итоге, в подобной философской системе собственно нет и Бога, а есть лишь глубокое чувство человеческого сердца, переживающего гармонию бытия, его неповторимость и глубину.

http://pravoslavie.ru/38145.html

Внезапно исцеленная совесть откроет беззаконникам нестерпимую сияющую праведность Лика Божия и всех взирающих на них небесных жителей. Грешники будут не в силах вынести сияние этих ликов, но особо – Лика Господня. Горы, «падите на нас и скройте нас от лица Сидящего на престоле» ( Откр. 6:16 ), будут вопить они, тем самым подражая Адаму и Еве, чья совесть после грехопадения заставляла их искать место, дабы укрыться от лица Божия. Воскресение восстановит должную гармонию вневременного бытия, когда человек увидит себя не как бы через тусклое стекло ( 1Кор. 13:12 ), но во всей полноте своего внутреннего состояния. «Тогда праведники воссияют как солнце» ( Мф. 13:43 ). По милости своей и бесконечному человеколюбию Господь сотворил особое место, именуемое адом, где только личная совесть каждого будет судиею человека. Этим Господь облегчил вечные мучения грешников, так как их пребывание с праведниками в одном месте только усугубит муки нераскаявшихся. В сообществе с праведниками муки, доставляемые угрызениями совести, стали бы для грешников невыносимыми. Известно, сколь тягостно и болезненно переживает человек греховный присутствие рядом личности высокой нравственности и духовной чистоты. Что же будет, когда Господь «осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» ( 1Кор. 4:5 ). Осознание личного несовершенства превратит посмертное бытие грешника в бездну неизъяснимых мук. Еще пророки Исаия и Даниил предсказывали грешникам вечность ожидающих их мучений после всеобщего воскресения в обновленном мире. Исаия говорил: «Червь их не умрет, и огонь их не угаснет» ( Ис. 66:24 ). Даниил высказывал убеждение, что «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан. 12:2 ). Последний из ветхозаветных пророков – Иоанн Креститель, – возвещая народу Спасителя мира, пророчествовал о Нем как о будущем Судие и Мздовоздателе грешникам, которых он уподобил соломе и пшенице. Креститель Господа предрекал: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф. 3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

И вот «тогда как люди почитали Христа за человека, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — бесы пришли исповедать Его божество, и апостолы, которые оставались еще невнимательными при укрощении бури на море, услышали теперь демонов, взывавших о том, о чем возвещало море своею тишиною. Бесы умоляли Господа и заклинали не ввергать их в бездну, в глубины мрачного ада, в темницу духов, где уготованы им вечные муки. Они думали, что теперь настало время их вечного наказания». Из этого следует, как страшны адские муки, если сами бесы страшатся их. Заметим и еще, что эти мольбы, эти жалобы и упреки бесов в том, что Господь пришел мучить их, обличали нелепую хулу фарисеев, будто Господь изгонял бесов силой князя бесовского. Вдали от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. Если запрещаешь мучить людей, то позволь, по крайней мере, мучить свиней. Для бесов невыразимое страдание заключается уже в том, что без попущения Божия они не могут никому вредить. И Он сказал им: идите. «Для чего Христос исполнил прошение демонов? — спрашивает святитель Иоанн Златоуст и отвечает: — Он сделал это не потому, что убежден был ими, но по многим премудрым целям. Во-первых, для того, чтобы освобожденным от них показать, как велик вред, причиняемый сими мучителями; во-вторых, для того, чтобы всех вразумить, что бесы без Его позволения не смеют прикасаться даже и к свиньям; втретьих, для того, чтобы дать понять, что бесы гораздо жесточе, чем со свиньями, поступали бы с людьми, если бы Господь не промышлял о людях, потому что всякому известно, что бесы ненавидят нас более, чем животных. Вчетвертых, для того, чтобы погибель свиней убедила всех, что бесы вышли». Итак, бесы, гонимые силой Христовой, вышли из одержимых ими людей и пойти в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Таково зло по своей природе: оно коварствует и разрушает само себя; безумное, слепое и самоубийственное, оно может только губить и чаще всего гибнет само в общем разрушении, к которому стремится.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

И изыдут сотворившие добро в воскресение жизни, а сотворившие зло в воскресение осуждения (см. Ин.5,28–29 ). И опять Матфей: Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит их друг от друга, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит овец справа от Себя, а козлов слева. Тогда скажет Царь находящимся справа от Него: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (см. Мф.25,31–34 ). К находящимся же слева от Него скажет: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25,41 ). И пойдут эти в муку вечную, праведники же в жизнь вечную (см. Мф.25,46 ). И что, братия, горше и лютее страшного и грозного того ответа и [того] зрелища, когда увидим, как все согрешившие и не покаявшиеся отсылаются в вечные муки праведным судом Божиим, и люто трепещут, и восклицают, и плачут напрасно? Как же не заплачем мы и не зарыдаем, когда представим в уме страшные и лютые те муки, то есть, как сказано в Писании, огонь вечный, тьму кромешную, пропасть глубокую, червя лютого, неусыпающего, скрежет зубов и все прочие бедствия, ожидающие много согрешивших и Бога Преблагого сильно прогневавших лукавым нравом, из которых первый – я, окаянный? Ведь какой страх, братия, будет у нас тогда, когда поставятся престолы, и раскроются книги, и Бог для суда воссядет со славою, когда и сами ангелы будут предстоять [Ему] в трепете? И что будем делать мы, во многих грехах повинные люди, когда услышим, как Он зовет благословенных Отца в Царство (см. Мф.25,34 ), грешных же отсылает в муку и от избранных отлучает? И что ответим или возразим тогда, когда все наши дела предстанут нам на обличение и всё наше тайное будет явлено, в чем согрешили мы во дни и в ночи словом, и делом, и помышлением? И какой срам тогда охватит нас? Поскольку отречься тогда от грехов никто не сможет, так как истина будет обличать и страх превеликий овладеет грешными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/us...

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25: 46) – подобно как блаженство праведников будет вечным, так же вечными будут и муки нераскаянных грешников. Лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает (Мк. 9: 43-44) – вечность понимается как бесконечность, непрекращаемость. Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа… подвергнутся наказанию, вечной погибели (2 Фес. 1: 8, 9) – они подвергнутся не очистительному огню, а вечной погибели. Таким образом, вечность мук – истина, ясно открытая нам в Новом Завете (есть множество и других цитат помимо приведенных нами). Даже в Ветхом Завете излагалась та же самая истина, например у пророка Даниила в описании будущего всеобщего Воскресения: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12: 2). Нельзя не согласиться, что осознание подобных истин несет с собой в душу тревогу, ведь мы не знаем собственной будущей участи. Поэтому важно понять, что Церковь изобличала оригенизм не для того, чтобы радоваться о будущем вечном возмездии грешникам, а для того, чтобы мы вовремя увидели истинное положение вещей, начали ценить отведенное нам Богом время. Правда оказывается суровой, но она лучше заманчивой и льстивой лжи. Святитель Иоанн Златоуст предостерегал: «Диавол для того и убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в геенну. Напротив, Бог угрожает геенной и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в геенну» (Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 8. Кн. 2. М., 2002. С. 786). Этот же Святой Отец говорил об аде, что «заключенные там вечно горят в огне и претерпевают такое мучение, которого и описать невозможно. Если никакое слово не может выразить и тех лютых страданий, какие терпят люди, сжигаемые здесь, то тем более неизобразимы страдания мучимых там. Здесь, по крайней мере, все страдание оканчивается в несколько минут, а там палимый грешник вечно горит, но не сгорает» (Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 7. Кн. 1. М., 2000. С. 458).

http://pravoslavie.ru/38145.html

Истинность и праведность судов Божиих проявится двояко. Во-первых, потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим. Не вечно ей оказывать свое пагубное воздействие на мир, осудил ее Господь на вечную погибель. Грех пресечен. Во-вторых, Он взыскал кровь рабов Своих от руки ее. Рука блудницы проливала невинную кровь рабов Божиих. Души убиенных вопияли о возмездии (6,10). Возмездие наступило–и души праведных возликовали и прославили Господа за праведное воздаяние. Как свою собственную скорбь воспринимали небесные ангелы скорби праведников. Как о своем собственном освобождении ликуют они теперь вместе с ними. О, чудное ликование небес! Ныне в немощах и скорбях. Ныне с надорванными и хриплыми голосами, ныне немые и глухие – тогда возликуют вместе с ангелами громким голосом как бы многочисленного народа! Ныне шум и крики многочисленного народа, не ведающего Бога, заглушают стройное пение верных – тогда пение многочисленного народа верных огласит вселенную своей ангельской красотой. Откр.19:3 И вторично сказали: аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков. И вторично сказали: аллилуйя! Тем как бы подчеркивается: аминь, аминь – истинно так, и воссылают сугубую аллилуию Богу. И дым ее восходил во веки веков. Это подобно пророчеству Исайи: «И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее» ( Ис. 34:9–10 ). Десять царей разрушат Вавилон и сожгут его. И дым от его развалин перейдет в дым вечного огня геенских мучений. Так земной суд над Вавилоном будет уже окончательным и ознаменует собой начало Страшного суда. Подобное бывает и сейчас. Если человек еще при жизни окончательно и сознательно отворачивается от Бога, хуля Духа Святого и всякую благодать, то Господь попускает иногда еще на земле совершиться суду. И это – суд окончательный, знаменующий для этого человека начало вечных мук. За такого, говорит апостол Иоанн, не должно молиться ( 1Ин. 5:16 ). Вот пример: «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» ( Деян. 12:21–23 ). Так муки от этих червей перешли для Ирода в вечные муки геенны, «где червь их не умирает» ( Мк. 9:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Итак, примем в ум второе пришествие Господне и наше воскресение, и Страшный суд, сами евангельские слова Господни имея перед глазами, как богогласный Матфей их записал: «И после скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. И тогда явится знамение Сына Человеческого, и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою многою. И пошлет ангелов Своих с трубным гласом великим, и соберут избранных Его от четырех ветров, от концов небес до концов их» (ср.: Мф. 24,29–31). Возлюбленный же ученик Господа Иоанн так записывает слова Его: «Наступает время, в которое все мертвые в гробах услышат голос Сына Божия и, услышав, оживут. И выйдут сотворившие добро в воскресение жизни, а сотворившие зло в воскресение осуждения» (ср.: Ин. 5, 28–29). И опять Матфей: «Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит их друг от друга, как пастырь отделяет овец от козлов и поставляет овец справа от себя, а козлов слева. Тогда скажет Царь находящимся справа от Него: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от сложения мира» 25, 31–34). «К находящимся же слева от Него скажет: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф. 25, 41). «И пойдут они в муку вечную, праведники же в жизнь вечную» (Мф. 25, 46). А что, братия, горше и тяжелее, чем этот страшный и грозный ответ и зрелище, когда увидим всех согрешивших и не покаявшихся отсылаемыми праведным судом Божиим в вечные муки, и тяжко трепещущими, вскрикивающими и безутешно плачущими? Как не заплачем и не зарыдаем, когда представим в уме эти страшные и тяжелые муки, то есть, как говорит Писание, «огонь вечный, тьму кромешную, пропасть глубокую, лютого червя неусыпающего, скрежет зубов» (ср.: таго неусыпнаго, скрежет зубный» и прочаа вся болезни, хотя- щаа быти много и Бога преблагаго прогневавшимъ зле нравом лукавым, от них же первый есмь азъ окаанный? Кый убо страх, будеть нам тогда, егда поставятся престоли, и книгы /л.99/ раз- гнутся, и Богъ на суде съ славою сядет, и самем аггелом предстоящим въ трепете? И что сътворимъ тогда, иже въ мнозех гресех человеци, егда услышим, зовущу Ему благословеныхъ Отца въ Царст- грешныхъ же отсылающу в муку и от избранных отлучающу? И что убо отвещаем или отречем тогда, егда вся нашя дела предстанут на нам, и вся нашя таинная явленна будут, яже съгрешихом въ дни и в нощи словом и делом и 99об./И кый срам тогда объимет нас, понеже отврещися тогда от грех никто же может, Истинне обличающи и страху превелику обдержащу грешныа! В радости же и внидут в чертогъ небесный, мъзду люще добрым своим

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

Люди века сего не хотят признать, что всё в нашей жизни предельно серьёзно. Слова про «любовь Божию» для них важны лишь как возможность избавиться от неприятных мыслей о последствиях выбранного ими злого пути. Поэтому так популярно любое учение, которое скажет, что посмертное наказание – это «на самом деле не навсегда», и потому не стоит всерьёз относиться к словам о вечных мучениях. Но Бог не шутит с нами. Он не похож на тех родителей, которые грозят лишь для виду, а потом всё равно не наказывают. Бог не человек, чтоб Ему лгать... Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? ( Чис.23:19 ). Некоторые прямо говорят: да, не исполнит, слова Бога про вечные муки – это просто педагогическая мера, чтобы удержать людей от греха. Свт. Григорий Двоеслов так отвечает на это: «Если ложно то, чем Бог угрожал для удержания грешников от беззаконий, ложно также и то, что Он обещал для возбуждения к праведности. Но кто, кроме безумного, осмелится сказать это? И если Он угрожал тем, чего не исполнит, то прежде, нежели захотим признать Его милосердым, должны будем назвать Его (что страшно и сказать) лживым» 167 . Сам вид распятого Христа должен был бы приводить в чувство и напоминать, насколько всё серьёзно. И свобода – всерьёз, и выбор – всерьёз, и последствия выбора – тоже всерьёз. Ты имеешь свободу сунуть руку в кипяток, если хочешь, но последствием твоего свободного выбора будет ожог и, возможно, потеря руки. А говорить, что ожога не будет, потому что Бог есть любовь – разве не абсурд? Ты имеешь свободу воровать, блудить, убивать, проповедовать ереси, но последствием твоего свободного выбора будет геенна, где червь не умирает и огонь не угасает ( Мк.9:46 ). Даже в этой, земной жизни, тот, кто из-за своего неправильного выбора теряет руку, разве не навсегда её теряет? Разве отрастает она заново, когда он понимает, что был не прав? Почему же по смерти последствия выбора не навсегда, если и Сам Бог говорит, что они вечны? Так что ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведет тебя на суд ( Еккл.11:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010