Не благоговение перед Господом заставляло бесов называть Его Сыном Божиим, а для них было нестерпимым само присутствие Христа: будучи пронзаемы, воспламеняемы, они наказывались и обуревались сильнее моря. И устами подверженных им людей, они исповедуют свою вражду, – не могут сказать, что они не согрешили, признают, что для них настанет время страшного суда и вечных мук и только жалуются, что Он прежде времени отнимает у них власть мучить людей, и тем самым подвергает их мучению.” Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас! … Бесы умоляют Его и заклинают не ввергать их в бездну (св. Златоуст). Они думали, что теперь настало время их вечного наказания, потому что Господь застал их делающими нестерпимые лютости, когда они мучили Его творение, то Он не станет отлагать наказания. Таким образом те, коих не могли удержать и железные узы, приходят связанные, кои другим преграждали путь, останавливаются увидев Преграждающего им самим путь. Св. Марк говорит (5:10), что “много просили Его, чтобы не высылал их вон из той страны” – из страны Гергесинской, где жили язычники, и потому бесы имели там больше власти над людьми. А св. Лука говорит, что бесы умоляли Господа, чтобы не приказал им идти в бездну, в адские глубины, в темницу духов, где им уготованы вечные муки. Из этого видно как страшны муки адские, если сами бесы боятся их. – Эти мольбы и упреки бесов, что Господь пришел мучить их, сами собой обличают нелепую хулу фарисеев, будто Господь изгонял бесов силой князя бесовского. Вдали от них (от бесноватых) паслось большое стадо свиней . Закон Моисеев строго запрещал евреям держать свиней, как животных нечистых. Вероятно, это стадо принадлежало язычникам, а, может быть, и евреи держали стадо вопреки Закону для торговли с язычниками, например, мясо для прокормления римских легионов. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. Позволь, по крайней мере, мучить свиней. Для бесов уже невыразимое страдание в том, что не могут без попущения Божия никому вредить.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Но глубиной мудрости своей, подавая нам неизречённые уроки жизни, провидящий смерть Владыка придя низложил змея, воскресение нам даруя, к жизни другой переселяет рабов своих. Итак, уразумеем пришествие Господне, и наше воскресение, и страшный суд, Самого Господа слова евангельские предлагая, как Богословный Матфей написал: И по скорби, сказал, дней тех, солнце померкнет и луна не даст света своего и звёзды спадут с небес и силы небесные подвигнутся, и тогда явится знамение Сына человеческого, и тогда восплачут все колена земные, и узрят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славою многой, и пошлёт Ангелов своих с трубным гласом великим и соберут избранных его от четырёх ветров, от конца небес до конца их 105 . Возлюбленный же ученик Господень Иоанн Богогласный так пишет слова Его: грядет час, в он же все сущие мёртвые в гробах услышат глас Сына Божьего, и, услышав, оживут и изыдут сотворившие благое в воскресенье живота, а сотворшие злое в воскресение суду 106 . И снова Матфея: когда придёт Сын человеческий в славе Своей, и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы своей, и соберутся пред Ним все языцы, и разлучит их друг от друга, как пастырь разлучает овец от козлищ, и поставляет овец одесную себя, а козлищ ошуюю. Тогда речет ЦАРЬ сущим одесную его: придите, благословенные Отца моего, наследуйте уготованное вам царство, от сложения миру (мipy). К сущим же ошую Его говорит: идёте от меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный дьяволу и аггелам его, и идут сии в муку вечную, праведники же в живот вечный 107 . И что, братья, горше и полютее страшного и грозного того ответа и видения, когда узрим всех согрешивших и не покаявшихся на вечные муки отсылаемых праведным судом Божьим, трепещущих, люто восклицающих и напрасно плачущих? Как же не восплачем и не возрыдаем, когда в уме примем страшные и лютые те муки, о коих говорит Писание: огнь вечный, тьму кромешную, пропасть глубокую, лютого червя неусыпного, скрежет зубовный и прочие все болезни, назначенные для много согрешившим и Бога преблагого прогневившим злым, нравом лукавым, от них же первый есмь аз окаянный? Ибо какой страх, братия, будет нам тогда, когда престолы поставятся, и книги раскроются, и Бог на суде со славою сядет, и самим Ангелам, предстоящим в трепете? И что сотворим тогда, во многих грехах повинные человеки, когда услышим Его, зовущего благословенных в царствие Отца, грешных же отсылающего в муку, и от избранных отлучающего? И что тогда отвечаем, или отречёмся тогда, когда все наши дела предстанут на обличение нам, и всё наше тайное явлено будет, чем согрешили в дни и ночи, словом, и делом, и помышлением?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Самый ранний текст относится к XI веку. Его центральная часть звучит так: «Да будет проклят он солнцем и луною, и звездами небесными, и птицами, и рыбами морскими, и четвероногими, и травами, и деревьями, и всеми Христовыми творениями! Да будет труп его оставлен на пожрание псам и да не будет он погребен! Да ниспошлет Господь на него глад и жажду, и гнев, и муки, и напасти злых ангелов, пока не попадет он в глубины ада, где вечный мрак, неистощимый огонь, вечный дым, печаль без утоления и где изо дня в день растет всяческое зло!.. Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою! Пусть сыновья его в содрогании нищенствуют, будучи изгнанными из жилищ своих!». Проходит столетие – и напутствия, которыми католическая церковь провожает людей, уходящих от нее, не становятся более евангельскими. В начале XII века епископ Рочестерский Эрнульф анафематствует так: «Властию всемогущего Бога Отца, Сына и Духа Святого и всех святых [далее идет обстоятельное перечисление нескольких десятков имен святых, от лица которых действует епископ] отлучаем сего злодея и грешника и предаем анафеме, и изгоняем за порог святой церкви всемогущего Бога, дабы он предан был на вечные муки с Дафаном и Авироном и со всеми, кто говорит Господу Богу: «Отойди от нас, ибо мы не хотим знать пугей Твоих». И как огонь угашается водой, так да угаснет свет его во веки веков, если он не покается и не загладит своей вины. Да проклянет его Бог Отец, сотворивший человека! Да проклянет его Сын Божий, пострадавший за нас! Да проклянет его Дух Святый, ниспосланный нам во святом крещении! [далее вновь следует перечисление святых, участвующих в проклятии про­винившегося] . Да проклянут его небеса и земля и все, что на них есть святого!». Здесь А. Гуревич, по книге которого я привожу этот текст, 264 справедливо замечает: “Автор «Рочестерского текста», забыв, кажется, о душе отлучаемого, обрушивает далее лавину проклятий на тело его». «Да будет он проклят, где бы он ни находился – в доме или на поле, на большой дороге или на глухой тропинке, в лесу или в роще, или в храме! Да будет он проклят в жизни или в минуту смерти, за едой и за питьем, голодный, жаждущий, постящийся, засыпающий, спящий, бодрствующий, ходящий, стоящий, сидящий, лежащий, работающий, отдыхающий, мочащийся, испражняющийся и кровоточащий! Да будет он проклят во всех способностях своего тела! Да будет он проклят снаружи и внутри! Да будет он проклят в волосах главы своей! Да будет он проклят в мозгу своем! Да будет он проклят в темени, в висках, во лбу, в ушах, в бровях, в глазах, в щеках, в челюстях, в ноздрях [далее идет скрупулезное перечисление проклинаемых частей тела вплоть до ступней]. Да не будет в нем ничего здорового!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святители Василий Великий и Григорий Богослов , блаженный Августин решительно отвергали учение о каком-либо тысячелетнем царстве, о том, что после воскресения мы будем еще тысячу лет жить на земле. В Откровении и в Евангелии мы читаем, какой будет участь праведников и нераскаянных грешников. Праведники услышат: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф.25:34 ). Нераскаянным же грешникам будет сказано: идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его ( Мф.25:41 ). Последний Великий Суд Что такое вечность? Что такое вечные муки? Что ждет людей во время Царства славы? Об адских мучениях святитель Иоанн Златоуст писал так: Нестерпима геенна и мучения в ней, впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться одной блаженной славы (славы в Царствии Отца Небесного), и возненавиденну быть от Христа и слышать от Него: не вем вас (не знаю вас)… Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лице Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас. В Евангелии от Матфея сказано: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов ( Мф.8:11–12 ). Наказания вечности будут разными: одни будут в гееннском огне, других будет съедать червь, третьи будут в кромешной тьме. По-разному люди грешили и по-разному они будут наказаны. Сынами царства, которые будут извержены во тьму внешнюю, здесь названы те христиане, которые были таковыми только по названию, но не жили по вере православной, не сохранили своего достоинства. В Синайском патерике, в слове 55-м, есть история о том, как некий старец имел беспечного ученика. И когда старец говорил ему: «Брат, позаботься о своей душе, ведь умрешь – и на мучения идти», он не обращал внимание на эти слова. И вот ученик этот умер. Старец молился, чтобы дано ему было видеть, в каком состоянии пребывает его ученик: «Бог наш, дай мне увидеть душу брата». И однажды сподобился он видения: ад, ученик его в геенне огненной, только голова торчит наружу. С ужасом воскликнул старец: «Не этой ли муки ради молил я тебя позаботиться о душе своей, чадо?» На что несчастный ученик его ответил: «Слава Богу, отче, что по крайней мере голова моя в покое находится – по молитвам твоим на голове епископа стою». Старец дивился: на чем это он стоит? На голове епископа!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Так же сказала и Марфа, когда она сомневалась, воистину ли воскрес брат ее Лазарь: «Знаю, что он воскреснет в воскресение, в последний день» 1707 . И рек ей Господь: «Я есмь воскресение, путь и истина и жизнь» 1708 «. На эти слова пресвитер возразил: «Как же в псалме говорится: «Не пребудут нечестивые на суде?» 1709 «. И я ответил: «Не пребудут, чтобы судить, но пребудут, чтобы быть судимыми. Ибо судия не может сидеть с нечестивыми, когда он потребует отчета об их делах». И тот в ответ: «Господь говорит в Евангелии: «Кто не уверовал, тот уже осужден» 1710 ; во всяком случае он лишится воскресения». И я ответил: «Ведь он уже осужден на вечные муки, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия, однако он воскреснет телесно, чтобы само тело, в котором он согрешил, терпело наказание. И в самом деле, суд не может состояться раньше, чем воскреснут мертвые, потому что как те, которые умерли в святости, находятся, как мы верим, на небесах, на могилах которых проявляется такая чудодейственная сила, что благодаря ей слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются от проказы и немощным по их молитве даруются другие блага исцеления, так и грешники, как мы верим, пребудут до суда в адовом узилище». И сказал пресвитер: «Но в псалме мы читаем, «Душа отходит от человека, и его не будет; и он больше не узнает «своего места» 1711 «. Я ответил: «Это то, что говорил Господь в притче богатому, который испытывал муки от огня в аду: «Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое» 1712 . Но тот богатый не знает больше ни своего пурпура, ни дорогих материй, ни пиршественных яств, которые ему доставляли воздух, земля и море, так же как и Лазарь – своих язв и струпьев, которые у него были, когда он лежал у дверей богатого; когда же Лазарь покоился в лоне Авраамовом, богатый мучился в пламени». Пресвитер сказал: «В другом псалме мы читаем: «Выходит дух их, и они возвращаются в землю свою, в тот день исчезают все помышления их» 1713 «. На это я ответил: «Ты говоришь правильно, что когда дыхание жизни покидает человека и остается лежать мертвое тело, он не думает уже больше о том, что он оставил в этом мире, как если бы ты, например, говорил: «Он больше не думает ни о постройке, ни о растениях, ни о возделывании поля, не помышляет больше о приобретении золота, серебра и прочих богатств земных».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 89. О тех, кто будет судить и о тех, кто будет судим на страшном суде Мы должны рассмотреть вопрос о том, кто будет судить, и кто будет судим на Страшном Суде. Относительно этого исследуется восемь положений:1) будут ли люди судить вместе с Иисусом; 2) соответствует ли судебная власть добровольной бедности; 3) будут ли ангелы также судить; 4) понесут ли демоны приговор Судьи на муки вечные; 5) все ли люди придут на Суд; 6) будут ли все праведники судимы; 7) будут ли все грешники судимы; 8) будут ли также судимы Ангелы. Раздел 1. Будут ли люди судить вместе с Иисусом? Возражение 1 . Кажется, что никто из людей не будет судить вместе с Иисусом. Написано: «Отец... весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына» ( Ин. 5,22, 23 ). Следовательно, и.т.д. Возражение 2 . Далее, кто бы ни судил, имеет власть над тем, что он судит. Эти вещи, которые предстоит судить на предстоящем Суде, такие как человеческие достоинства и недостатки – подчинены только Божественной власти. Следовательно, никто не вправе судить их. Возражение 3 . Далее, этот суд будет проходить не устно, а ментально. Отпечаток достоинств и недостатков в сердцах всех людей (которые, как обвинение или оправдание), или наказание и награда (которые, как произнесение приговора) – дело только одного Бога. Следовательно, никто кроме Иисуса, Который есть Бог, будет судить. Этому противоречит : «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,– в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых...» ( Мф. 19,28 ). Следовательно, и.т.д. Далее, «Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его…» ( Ис. 3,14 ). Следовательно, другие тоже будут судить с Иисусом. Отвечаю: «Судить» имеет несколько значений. Во-первых, оно используется в первоначальном значении, когда мы говорим, что человек должен быть судим. В этом смысле выражение используется для определенных людей в сравнении, поскольку некоторые заслуживают суда в сравнении с другими, например: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Мф. 12,41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Это трагедия для семьи, и для самого мальчика, и для его родителей. Очень тяжело, когда кто-то из близких болен тяжелой, трудноисцеляемой болезнью, не только физической, но и нравственной, то есть совершает грех. Но это грех не одной семьи, а следствие греховности всего общества, которая сообщается молодым, неокрепшим душам. Протоиерей Александр Ильяшенко Сейчас у нас создалась среда, которая просто поощряет любые отклонения от нормы и при этом утверждает, что всё допустимо, что человек свободен, что нельзя его ограничивать, и так далее. Мы живём в искаженной среде, в которой неестественные проявления каких-то тёмных движений человеческой души поощряются, защищаются. А обвиняются, наоборот, те, кто как-то пытаются бороться с этими ненормальными проявлениями. Современная наука, которая исходит из материалистических представлений, считает, что с такими проявлениями бороться невозможно, а раз невозможно – объявить нормой. Действительно, если нет надежды на всесильную помощь Божию, то грех невозможно победить – это выше человеческих сил. А если на Бога уповать и надеяться твёрдо, то любой грех, любое отклонение, любое искажение человеческой природы можно исправить, исцелить, и человек будет жить дальше счастливо и полноценно, а не страдать от своей греховности и связанной с этим неполноценности. Бывают грехи обыденные, например, поссорился, а потом помирился, или обиделся, а потом простил. Но бывают грехи смертные, которые обрекают душу нераскаявшегося грешника на вечные муки. Эти муки настолько страшны, что апостол Павел предупреждает: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9,10 ). Любой грех – это не норма, а искажение человеческой природы. Церковь смотрит на грех именно как на болезнь, которая может быть исцелена верой в Бога, покаянием и молитвой. Это понимание засвидетельствовано тысячелетним опытом Церкви: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:9,12 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/mozhno-li-vyle...

— Я посмеваюсь над тобой, ибо ты советуешь мне солгать, что будто бы я по неведению дерзнула пойти на мучения за Бога моего, и что, будто бы я не знала, как велика власть твоя. Кто не знает, что власть каждого деспота бывает временной; подобно тому как человек ныне живет, а на другой день умирает, так власть его изменчива. Власть же Господа моего Иисуса Христа бесконечна, ибо и Сам Он вечен. Я не желаю лгать, ибо страшусь Владыки моего, Который предаст геенне огненной, на сожжение, всех лжецов и беззаконников; моя же девическая юность еще более украсится и мое благородство еще более увеличиться, если я приму страдания ради Господа моего. Знай же, мучитель, что я не чувствую боли от причиняемых мне страданий, благодаря защищению Христа, Владыки моего, Который осудит тебя по делам твоим в день Страшного суда на вечные муки. От этих слов мученицы, игемон разгневался еще более и приказал повесить святую на мучилищном, крестообразно составленном, древе, и железными гребнями строгать ее чистое девическое тело, пока не будет снята с нее вся кожа. Святая же посреди тех страданий взывала к Богу, говоря так: — Господи, Иисусе Христе! Услыши меня, недостойную рабу Твою, и прости согрешения мои! Укрепи меня посреди мучений, которые я принимаю за имя Твое святое, дабы был постыжен диавол вместе со слугами своими. Игемон же сказал ей: — Где Тот, к Коему ты вопиешь? Лучше послушай меня, безумная и окаянная отроковица, и принеси жертву богам: тогда ты будешь оставлена в живых; ибо вот уже приближается смерть твоя и нет никого, кто бы мог тебя избавить. Святая же Евлалия отвечала ему: — Да не будет тебе никакого блага, святотатец, бесноватый, преисполненный пагубы человек! А я тем более не отступлю от Бога моего, ибо Тот, к коему я взываю, обретается здесь; но ты не видишь Его, по причине своей нечистоты, так как ты недостоин Его видеть; Он укрепляет меня, так что я вменяю ни во что муки, которые ты осмеливаешься наносить мне. Тогда игемон приказал опалять святую зажженными свечами, приказав жечь ее до тех пор, пока она не умрет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

12 ст. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя; это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые. Под вечерями любви подразумеваются те древние собрания христиан, которые предварялись вкушением Тела и Крови Христовых, а затем сопровождались трапезой из добровольных приношений. Лжеучители, являясь на эти вечери любви, превращали их в пиршества и излишества. Это – безводные облака, носимые ветром. Как напрасно мы ждем благодатной, оживляющей влаги от мимо нас несущихся безводных облаков, так напрасно мы будем искать чего либо благодатного и оживотворяющего нашу душу в учении лжеучителей; это христиане только по имени, это – осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые. Подобно тому, как осенью дерево умирает, и мы напрасно на нем будем искать плодов, так эти люди постепенно нравственно умирают и делаются неспособными к духовному плодоношению, даже больше того: дерево, умирая осенью, оживает весною, а эти подобны тем деревьям, которые уже не оживают весною, окончательно умирают, все равно как дерево выдернутое совершенно из земли. 13 ст.       Свирепые морские волны; пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. Лжеучители подобны морским волнам, как те выкидывают на поверхность моря всякую нечистоту, так и эти выставляют па показ свою нравственную нечистоту, свои язвы и как бы хвалятся порочностью своего сердца, и грязь своего сердца выносят на улицу, на показ всем людям, это звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. Это в своем роде блуждающие звезды – кометы, при появлении которых все на них обращают внимание, а затем они постоянно сходят с небосклона и скрываются в необъятных пространствах неба, и все о них забывают; так и все эти лжеучители вначале имеют успех среди людей, пред ними преклоняются, на них все указывают, они делаются предметом разговоров, а по ознакомлении с их учением, с раскрытием истинного смысла его, интерес к ним постепенно пропадает, и они сходят со сцены, и предаются забвению, их ждет мрак тьмы на веки, т. е. вечные муки.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

14] И видел я [выходящих] из уст дракона, и из уст зверя, и из уст лжепророка трёх духов нечистых, подобных жабам; это бесовские духи, творящие знамения. После того, как было описано нашествие народов 1016 , он упоминает об Антихристе, который придёт при конце света. Три же нечистых духа обозначают учеников Антихриста, которые станут проповедовать его по всему миру; они, хотя и будут людьми, являются нечистыми духами и зовутся духами бесовскими; поскольку в них самих будут жить бесы и посредством их уст будут говорить, – они, как видел он (Иоанн), вышли из уст Антихриста и из уст лжепророка его, – поскольку через учение их сделаются сыновьями диавола; они, видел он, вышли также и из уст дракона, поскольку устами Антихриста будет говорить диавол. Между тем они справедливо уподобляются жабам, существам нечистым, живущим в иле: как жабы обитают в грязной воде, так и ученики Антихриста легко обольстят тех, которые не побоялись запачкаться разными пороками и преступлениями. Даже и голос жаб, пронзительный и отвратительный, указывает на гнуснейшую проповедь их, полную богохульства. И выйдут они к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Под царями земли подразумеваются не только цари, но и народы; соберут же их слуги Антихриста на брань в великий день Бога Вседержителя не потому, что дерзнут сражаться против Бога в Судный день, в который столь страшно будут судимы, но соберут их на брань для преследования Церкви, чтобы в великий день Бога Вседержителя они были осуждены на вечные муки. И поскольку Господь приидёт для суда вскоре после того, как прекратятся гонения Антихриста, он добавляет: Се, иду как тать. – День Господень, говорит апостол, так придёт , как тать ночью. Ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба ( 1Фес. 5:2–3 ). Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. Говорится о том, что нечестивые, которые покоятся в наслаждениях своей плоти, словно на некоем мягком ложе, и которые не могут предвидеть предстоящие беды, как и следует ожидать, спят. Апостол увещевает их, говоря: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф. 5:14 ). О праведных же, которые предвидят предстоящие беды, которые подавляют в себе желания плоти, которые укрепляют себя оружием добродетели, чтобы постоянно сражаться с врагами видимыми и невидимыми, – говорится, что они весьма своевременно бодрствуют и поэтому блаженны. Одежды же наших душ суть добрые дела: стража одежд есть исполнение поручений Бога. Итак, мы храним наши одежды, исполняем то, чему учит Бог; нагой же тот, кто стоит в стороне от добрых дел. Нагими придут нечестивые, когда в Судный день будут приведены без добрых дел, и увидят позор их, потому что и ангелам, и людям ясно предстанут преступления их.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010