Ученики Иоанна Предтечи, видя поднимающуюся славу Христа Спасителя, возревновали о своем учителе и говорили Иоанну Крестителю: «равви! тот, который был с тобою при Иордане и о котором ты свидетельствовал, вот Он крестит и все идут к Нему». На это святой Иоанн кротко им отвечает: «Вы сами мне свидетельствуете о том, что я сказал, не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту – есть жених, а друг жениха – стоящий и внимающий ему, радостно радуется, слыша голос жениха. Сия то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Uoah.III:26—30)... Побольше смирения, побольше сознания своего ничтожества, и тогда и Господь пошлет нам обильную Свою благодать, ибо Господь гордым противится, а дает благодать смиренным. У святителя Тихона Задонского есть хорошее сравнение: дождь скатывается с гор и наполняет долины, так и божия благодать оставляет гордых и наполняет смиренных... Но в этих словах Спасителя я вижу, Дорогой Друг, еще одно указание, очень отрадное в дни нынешних церковных смутных дней. Ты, конечно, замечаешь, как постепенно редеют ряды лучших наших святителей: опытных и в жизни духовной и церковном управлении, ученых богословов. А на смену их идут менее опытные в жизни духовной, не так ученые, а там — сзади уже и простые своими знаниями. Между тем, в ряды неверующих, входят люди насыщенные мирскими науками, с целью определенною: подорвать силою науки устои Церкви Божией. Как будет дальше, откуда взять смелых и вооруженных духовно борцов против надвигающегося неверия, которое вступило в смертную борьбу с Церковью Божией. Будут ли у нас великие святители – апологеты? Вот тут и утешайся, дорогой Друг, этими словами нашего Господа. Не смущайся, как бы говорит нам Спаситель, дело ваше – приведение всех людей к Богу чрез православную Церковь – в надежных руках: В Моих, Божественных, а не в человеческих, слабых. Я – источник мудрости и благочестия -(Koлoc.II:3). Слышатся слова Христовы: « славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лук.Х,21). Господь силен наставлять и слабых и неученых и через них возвестить нужные слова истины, как и говорит Он: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Kop.XII,9). Вот здесь, дорогой Друг, и есть наше великое утешение: что Господь дело Церкви Своей вручил не человеческим слабым и изменчивым силам, пусть даже верным и добрым, а оставил за Собою, Он есть постоянный Кормчий Церкви Своей и во всякую минуту Ею правит, а люди – всего лишь приставленники. Правда, от усердия или нерадения служителей Церкви Божией зависит и духовная участь верующих: или их вечное блаженство, или вечные муки, и в этом их великая ответственность, но судьба Церкви, самое существование Ее – в руках Ее главы, Спасителя, Христа Бoroчeлobeka(Eф.I:22—23).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

 Далее мы слышим о гражданах страны, ненавидевших этого господина «высокого рода» и продолжавших враждовать против него, даже после его ухода. «Не хотим, чтобы он царствовал над нами», — сказали они. Это исполнилось в неверности богоизбранного народа после Вознесения Господня. Иудеи в большинстве своем не захотели склонить свою выю под иго Христово. И это относится ко всем неверующим во Христа. Они не возражают, чтобы Христос спас их, но не хотят, чтобы Он был их Царем. Участь этих людей — вечные муки и смерть: «Врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною». И вот мы видим из притчи, что один из рабов оказался ленивым и лукавым. Он возвращает своему господину всего лишь одну мину, которая была ему дана и которую он «хранил, завернув в платок». Кажется, что он как будто ничего плохого не сделал, но Господь выносит ему строгий приговор: «Возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин… сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Дар и ответственность — нераздельны. Неверный раб думал только о себе и о своей безопасности. Он ничем не рисковал и ничего не достиг. Его не интересовало дело Господа, он не думал о спасении своей души, а только о спасении своей шкуры. Тот, кто боится подвергнуть опасности свою жизнь, не будет рисковать ради Господа. И суд над ним совершается согласно его выбору. То, что было дано ему, отнимается от него. Ибо «кто спасет свою жизнь, тот погубит ее», говорит Господь. Внешняя тьма, в которую извержен раб лукавый и ленивый, — образ окончательного отделения от Господа, от света Его Божественного добра. Эта притча — о том, как велика наша ответственность пред Богом и другими людьми. И страшен суд над нашей не имеющей извинения безответственностью. «Для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?» — спрашивает Господь. Все определяется не внешними результатами, а мерой верности Господу, отдачей своей жизни другим людям. Сколь многие из нас и в храм Божий ходят, и все соблюдают, но как-то осторожно, с оглядкой, будто боятся слишком много сделать для Бога. Они вполне благочестивые христиане, но им страшно, как бы вдруг Господь не потребовал от них все, что у них есть, их самих. В то время как Господь говорит: «Сыне, дай Мне твое сердце».

http://pravoslavie.ru/3820.html

А Господь придет и либо соединит нас с Собою, и мы получим вечную жизнь, либо осудит на вечные муки, на вечное отлучение от Себя. Поэтому апостол Павел напоминает о том, что мы должны дорожить этим состоянием, дарованным нам свыше, и постоянно пребывать в любви. «Благодать Господа Иисуса Христа с вами» (ст. 23), — тут же говорит он. Значит, если мы с вами и все христиане, читающие и слушающие это послание, действительно пребываем в любви к Господу Иисусу Христу и нашим ближним, прежде всего к братьям и сестрам во Христе, то благодать Господа пребывает с нами. Тогда к нам не может относиться слово «анафема», потому что немыслимо, чтобы человек был отлучен от Спасителя и одновременно имел в себе благодать Божию. Апостол Павел заканчивает свое послание замечательными словами: «И любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь» (ст. 24). Он говорит о любви, проявляющейся в такой простой форме, как приветствие, — приветствие через лобзание, через подпись, через благословение; любовь проявляется и в некотором устрашении, для того чтобы человек бодрствовал и не потерял то, что даровано ему благодатью Божией. Апостол Павел не удерживается и говорит, что не только любовь Божия, но и его личная любовь со всеми коринфянами и, я думаю, со всеми нами. Неужели, если бы мы жили в те времена и оказались среди людей, столкнувшихся с апостолом Павлом, его любовь не излилась бы и на нас? И неужели сейчас, пребывая на небесах, он меньше любит, чем тогда, когда пребывал в теле, неужели он не знает всех нас, всех своих духовных чад, слушающих и внимающих его посланию и старающихся следовать ему? «Любовь моя со всеми», но это не просто человеческая любовь, которая ограничивается привязанностью к одному и безразличием или неприязнью к другим, но любовь во Христе Иисусе — безграничная и совершенная, глубокая и полная — до самоотвержения, потому что Господь Иисус Христос заповедал нам любить друг друга более чем самих себя. «Заповедь новую даю вам, — сказал Он на Тайной вечери, — как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» (см.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

А затем, если даже и допустить, что какой-либо учитель решится склонять людей к порочной жизни, то таковой станет учить этому, конечно, не с “Моисеева седалища”, то есть не во имя Закона. Но Господь ведет речь о сидящих на Моисеевом седалище, то есть об учащих Закону. Итак, должно слушать учащих Закону Божию, хотя они сами и не поступают по нему» 353 . Это и есть Евангельское учение о том, что благодать может действовать и через недостойных. Впрочем, пусть мне кто покажет достойного столь высокого звания священника, которое дается по благодати, а не по делам («благодать немощное врачует и оскудевающее восполняет», – говориться в Чине рукоположения). Сказано: «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» ( Рим.11:6 ). Блаженный Августин писал: «Итак, разве может освобожденный (то есть от греха. – О.С.) хвалиться своими заслугами? Ведь если бы ему было воздано причитающееся за его заслуги (то есть дела. – О.С.) , то он непременно был бы осужден (то есть на вечные муки. – О.С.) . Значит, нет вообще никаких заслуг у праведных? Разумеется, есть; иначе они и праведными не были бы. Но не заслуги сделали их праведными; они сделались праведными, поскольку оправданы (Кровью Христа. – О.С.) , но, как говорит апостол: “получая оправдание даром, по благодати Его” ( Рим.3:24 ) » 354 . Апостол Павел видел смысл даже в проповеди лицемеров, почитая всех остальных христиан прощенными грешниками. Сказано: «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» ( Флп.1:18 ). И далее мы читаем: Мф.23:4 . «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их». Очень точная характеристика современных младостарцев, которые реально требуют от пасомых намного больше, чем исполняют сами или не исполняют совсем. Сказано: «Вот, ты называешься Иудеем (слово «иудей» происходит от одэ, ходэ – «хвала», «прославление»; может быть переведено словом «правоверный», или даже «православный». – О.С.), и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: “не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» ( Рим.2:17–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А мы, братие, все веруем во Христа-Бога и знаем Его волю; но всегда ли оказываем себя верными Его рабами? Недостойны ли и мы Его строгого суда и наказания? Посмотрим на себя, в каких делах проводим мы свою жизнь? чего более желаем и достигаем а чего заслуживаем себе своими делами? Сколько есть между нами таких христиан, которые помышляют и хлопочут только о земном и временном, как будто они для земли только и созданы? Иной жалуется на то, что он не имеет хорошего достатка; другой — что он крайне беден; а иной — что не имеет почета от людей, лишен желаемых наград. Но почти и никто не скорбит о том, что он не исполняет святых обязанностей христианина, что он беден добрыми делами, не приобрел для души своей сокровищ нетленных и царства небесного. Многие скорбят о том, что в жизни сей испытывают разные беды, скорби и лишения. Не мало таких, которые скорбят о том, что они своими беззакониями лишают себя царства небесного и душам своим уготовляют муки вечные. Они забывают, что за всякое бедствие и лишение, от Господа посылаемое и с покорностью воле Господней переносимое, уготовляется им великая награда на небесах. Вот от чего размножаются между нами всякие беззакония и неправды — мы забываем святой Божий закон, живем не по-христиански и только по имени называемся христианами. Какой же дадим ответ пред Богом в неисполнении своих христианских обязанностей? Чем оправдаемся? Тем ли, что мы, христиане, носим имя Иисуса Христа? Подлинно, имя христианина есть имя самое высокое и для Христа любимое. Но если, говорю, это имя мы унижаем своими худыми делами, то не только лишаем себя славы и чести называться христианами, учениками Иисуса Христа, но еще, как уже сказали, большему подлежим осуждению. Христианин славится только верою во Христа, добрыми делами. За его веру и добрые дела уготована ему от Господа и награда на небесах. И что еще сказать о добрых делах христианина? Как они славны и велики пред Богом и людьми? Мы знаем, что многие святые имели от Бога дар творить чудеса: они подавали исцеление больным, хромым, слепым, немым, бесноватым.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

А тех, других, что по левую сторону станут, прогонит праведный Судия на муки вечные, в огонь, уготованный диаволу и рабам его. И эти, не получившие благословения, спросят: «Когда они видели Его в беде и не помогли Ему?», и праведный Судия ответит им: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне ( Мф. 25:45 ). Видите, образованные, как Христос отождествляет Себя с теми, кто страдает в этом мире. Он милостиво называет их «братьями Своими меньшими». Неужели вы откажете в хлебе братьям Христа? Так знайте: кто им откажет – Ему отказывает. В Судный день все откроется, и Он станет судить праведно. А когда Суд окончится, наступит для праведников царствование без конца и края, тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф. 13:43 ). Все остальные царства падут, всякая другая власть и сила рассеется, как туман пред солнцем, и только Его Царство останется, и не будет оно иметь ни границ, ни соседства, как провидел и предсказал пророк, которого и евреи признают: владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится ( Дан. 7:14 ). И продолжится Царство Его дольше видимого неба и земли, ибо сказано: прежнее небо и прежняя земля миновали ( Откр. 21:1 ), а Царство Его останется. С блеском, силой, славой и достоинством завершится богочеловеческая драма, начавшаяся в холодной пещере Вифлеемской. Так будет расти и возрастет, как зерно горчичное, и станет древом жизни, которое покроет весь мир видимый и невидимый. Да возвеселятся этим души ваши, праведники, если страдаете за имя Иисусово, если сносите униженья за правду Его. Каждый день вашей скорби, ваших мук и унижений принесет вам столетия радости, ибо вознаграждены будете гражданством ангельским в Его Царстве. Кто хоть немного уподобится в страдании Иисусу, уподобится Ему и в славе. Слезы ваши и раны ваши, сейчас скрытые, осветит солнце незаходящее. Кажущееся поражение ваше ради Евангелия Его станет триумфальной победой, которую провозгласят не чернилами люди, но ангелы Божии трубным гласом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Аврелиан сказал: – Ты жестоко оскорбляешь меня и потому я не могу быть милостивым к тебе. Мученик сказал: – Для меня милостив Бог мой, Которому я служу с юных лет. Но горе тебе, когда ты будешь отведен на то место, где пребывает в мучениях диавол, коему ты ныне служишь; там увидишь ты вечные муки, уготованные тебе. Император сказал на это: – Я не понимаю того, что ты говоришь; понимаю только то, что ты в моих руках и нет никого, кто бы мог спасти тебя от рук моих. Святой сказал: – В твоей власти – находится лишь тело мое; души же моей ты коснуться не можешь, ибо никто не имеет власти над ней, кроме Единого Бога, создавшего ее, Который и сказал нам, рабам Своим: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ). Царь Аврелиан сказал на это: – А разве наши боги не имеют такой же точно власти, ведь они для нас истинны, ибо они всегда дают ответы о всём, о чем их спрашивают; это они доселе попускают жить тебе, – своему врагу и хулителю. Святой сказал: – Какие боги у вас? Аврелиан отвечал: – К числу богов наших принадлежат и великий Аполлон 5116 , и могущественный Зевс 5117 , и мать богов Диана 5118 , ибо они без обмана предсказывают людям будущее 5119 . Святой же Патрокл сказал: – Что касается до Аполлона, коего ты называешь богом, то мы слышали от отцов наших, что он был пастухом царя фессалийского Адмета 5120 ; относительно Зевса, коему ты поклоняешься как богу, нам известно, что он был человеком мерзким и нечестивым, блудодеем, прелюбодеем, грабителем и сеятелем всякого зла; известно, что он посевал вражду и бесчинства среди людей, совершал убийства и грабежи, да и умер позорнейшею смертью, так что земля не приняла трупа его. Диану же, именуемую матерью богов ваших, кто не знал, что она беснование полуденное 5121 . О окаянное безумие людей, ослепленных неверием, поклоняющихся суетному и пустому! Царь сказал: – Мое терпение велико, ибо я до сих пор слушаю твои хулы. Но теперь я говорю тебе в последний раз: если ты не поклонишься и не принесешь жертв Аполлону, Зевсу и Диане, то я сейчас же предам тебя смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

АД Армстронг не только проповедует лжедоктрины о рае, но и искажает библейское учение об аде. Он, в частности, утверждает, что людям не придется терпеть вечные муки: «Библейский адский огонь будет намного жарче, чем мифологический ад языческой религии. Он полностью поглотит тела грешников и испепелит их без остатка». «Армстронгизм» согласен с тем, что сатана и его демоны будут подвергнуты вечным мукам в аду, но не согласен с тем, что отвергшие Иисуса Христа как Спасителя подвергнутся такому же наказанию. Анализ стихов Отк.19:20 и 20:10 показывает, однако, что неверующие уничтожению в аду не подвергнутся. То, о чем говорится в этих двух стихах, разделено промежутком времени в 1000 лет. В 20-м стихе 19-й главы говорится о пришествии Христа на землю в конце периода великой скорби для основания Своего царства. Зверь и лжепророк – ключевые фигуры периода великой скорби. В стихе 19:20 говорится о том, что с ними произойдет, когда в конце периода великой скорби Христос снова придет на землю: «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою». После 1000 лет царствования Христа на земле, как говорится в Откровении 20:10, «диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». Таким образом, и зверь, и лжепророк будут продолжать мучиться в геенне огненной и по прошествии 1000 лет. Проповедники «армстронгизма» пытаются отговориться, указывая на то, что в английском тексте Откровения 20:10 слово « are » (есть, имеются, находятся) написано курсивом, что означает, что оно было добавлено в оригинальный текст переводчиками. Вместо этого, говорят они, нужно было употребить глагол « were » (были, имелись, находились). По мысли этих проповедников, в таком случае в этом стихе правильно указывалось бы, что зверь и лжепророк были когда-то к этом огненном озере, что означает, что их там не стало, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что они там сгорели.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

Было даже в обыкновении пригвождать ко кресту трупы преступников, которые живыми не попали в руки правосудия. Это считалось лучшим средством – выразить самое полное презрение, самое глубокое отвращение к жизни и действиям преступника, навсегда покрыть его имя позором и заклеймить память его общественным проклятием. Таково было значение креста. После этого можно понять, чего добивались первосвященники, когда требовали казни для Иисуса не другой какой, а именно крестной. Они не только хотели насладиться муками страдальца в удовлетворение своему озлоблению и ненависти, но и довести Его до последней степени уничижения и бесславия, поставить в ряд величайших преступников, злодеев, отвергнутых всем родом человеческим, выставить Его не только для своего народа, но и для всего мира, как предмета всеобщего презрения и отвращения; самое имя навсегда покрыть позором, и Его память на веки вечные сделать ненавистной для всех. И добились своего: вот Он, ненавистный им, на кресте! И мало этого, Его распяли вместе с двумя разбойниками, и крест Его поставили в середине в ознаменование того, что Он худший из трех казненных. Насытилось ли наконец мщение их? Удовлетворились ли они хоть тем, что, кроме смертельной истомы, Он терпит то, чего не терпели и распятые разбойники: насмешки от народа, того самого народа, для которого сотворил столько чудес, ругательства от мимоходящих, и терпит – безмолвный, безответный? Нет! Как не поторжествовать над своей жертвой? Как не подлить и своей желчи в эти невыносимо страшные для него минуты? «И первосвященники с книжниками и старейшинами, издеваясь, говорили: «других спасал, а себя самого не может спасти. Если он царь израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него. Уповал на Бога, пусть теперь избавить Его, если Он угоден Ему. Ибо он сказал: я Божий сын». Вся природа облеклась мраком: «от шестого часа тьма была по всей земле до часа девятого», и это страшное явление не произвело на них никакого впечатления. Наконец, муки страдальца достигли крайней степени, и Он «громким голосом возопил: Боже мой! Боже мой! Почто Ты Меня оставил».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

В единственной пророческой книге Нового Завета, которая называется Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова, — тоже нигде не конкретизируется, какое будущее ждет примирившихся с Богом людей. Вообще, как пошутил однажды американский писатель-юморист Амброз Бирс, «Откровение — знаменитая книга, в которой Иоанн Богослов сокрыл все, что знал». Но, как бы то ни было, будущее блаженство передается там не описанием райских кущ, а только через отношения Бога и человека: Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое (Откр 21 :3-5). Из книги Апокалипсис становится совершенно ясно,что общее между первым и вторым раем — это Сам Бог . Только в Новом Завете перед человеком открываетсяобраз будущего мира, в котором Бог снова среди людей, можно услышать Его голос, увидеть Его воочию, быть с Ним воедино: И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков (Откр 22 :4-5). Никакая другая религия в мире, кроме христианства, не обещает человеку такого общения с Творцом. Более того, начало этого будущего рая доступно человеку уже на земле, в Церкви — в общении христиан с воскресшим Христом и друг с другом. А что касается судьбы людей, не пожелавших вернуться к Богу... Никто из задававшихся этим вопросом до сих пор так и не нашел ответа, как вообще возможен рай, если в нем окажутся не все люди, если кто-то будет мучаться в аду. Остается только надеяться на Бога, Который всеведущ, всесилен и милосерден, — и мы вправе иметь такую надежду. Но ведь вопрос еще и в том, сможем ли мы сами простить себя в присутствии Того, Кого мы предали. Возможно, ад — это и есть вечные муки совести, когда уже ничего нельзя исправить, а от стыда невозможно даже взглянуть своему Небесному Отцу в глаза.

http://foma.ru/raj.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010