18). Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. «Во всем, что мы делаем в этой жизни, уже заключено будущее воздаяние: Что посеет человек, то и пожнет ( Гал.6:7 ). И верно говорят, что плод праведности сеется в мире созидающими мир. Плод праведности есть жизнь вечная, являющаяся воздаянием за праведные дела, поскольку ищущие мира идут вослед за тем, к чему стремятся и забрасывают в землю своих сердец наилучшие семена, которые прорастают, орошаемые ежедневными добрыми поступками, и приносят плод небесной жизни. Также и дурные люди сеют, и жнут, и получают по своим заслугам на суде, только они пожинают не плод, но гниение. Они вкушают не от вечных благ, которые мы здесь называем плодом, но от разрушения и гниения, в которых они проживали свою земную жизнь и теперь принимают вечные муки воздаяния» (св. Беда). Четвертая глава 1). Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? «Апостол показывает, что хотя упомянутые люди присваивают себе звание учителей, однако они совершенно плотские» (блж. Феофилакт). «И любящий славу и просто желающий настоять на своей воле и тем самым одержать верх в соперничестве является плотским. По этой-то причине и бывают раздоры, как говорит Иаков» (свт. Григорий Палама . Слово о Кресте). «Вожделения воюют в членах ваших, когда ваши руки или язык, или другие какие части тела невоздержно повинуются тому, что нашептывает им бесстыдный разум, о чем и писал Иаков в первой части послания: Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью ( Иак.1:14 )» (св. Беда). 2). Желаете, – и не имеете; убиваете и завидуете, – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете, – и не имеете, потому что не просите. «Здесь говорится не о плотском убийстве и вражде, ибо это тяжело слышать даже о разбойниках, тем более о верующих (хотя некоторых) и приходящих к Господу. А мне кажется, что убийцами называет тех, которые убивают свои души такими предприятиями, за которые у них и возникает вражда против благочестия» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

20. В неделю Мясопустную «Тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою». ( Мф. 24:30 ) Христиане! Настанет время, когда Господь потребует нас на свой суд, на котором судимы будут все народы, все сословия разного возраста: и старые, и малые, и господа, и рабы, и бедные, и богатые народы всех мест и всех времен, какие когда-либо и где-либо жили, живут и будут жить, потребует на суд не человеческий, но на Суд Божий, на Страшный Суд. Были на земле доселе суды человеческие и Божеские суды, но все эти суды не могут сравниться с последним страшным всемирным судом. Сей последний будет самый страшный суд. Не будет там ни адвокатов, ни присяжных, ни свидетелей. Там совесть грешника обличит и раскрытое Евангелие покажет: по совести ли ты поступал в жизни, по Евангелию ли жил? Тогда восплачутся вся племена земные, но не слезы покаяния, а вопли отчаяния будут слышны из уст грешников. Самый плач этот будет без слез. Добрые, благочестивые и праведные люди окружены будут Ангелами, а грешников окружат демоны. Тогда все народы увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И Господь покажет всю силу Своего всемогущества и повелит Ангелам своим вязать пленницами ада грешников и демонов и ввергнуть их во тьму кромешную ада, на вечный плач и скрежет зубов, на вечные муки. Тогда праведники увидят всю славу Сына человеческого, когда Он скажет: «прийдите благословенные Отца Моего, и наследуйте Царство, уготованное вам от сотворения мира». Тогда грешники увидят весь гнев Бога, когда Он им скажет: «идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Знаю, что многие, слушая св. Евангелия, рассказ о Страшном Суде Божием, думают: «это еще не скоро будет». Скоро ли, не скоро, однако, несомненно, будет Страшный Суд Божий. Впрочем, в Откровении Иоанновом прямо и ясно сказано: «се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делом. Ей гряду скоро» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

25. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. 26. И принесут в него славу и честь народов. 27. И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни“.      I. 18-го числа декабря церковь празднует память св. мученика Севастиана и других мучеников, пострадавших вместе с ним. Севастиан служил при дворе римского императора Диоклитиана, самого жестокого гонителя христиан. Он был начальником дворцовой стражи и был очень любим за свою верную службу. До времени Севастиан не объявлял, что он христианин, скрывая свою веру. И вот наступило время открыто исповедать Христа. – Случилось такое обстоятельство: приговорены были к смерти за веру Аристову два брата – Маркеллин и Марк. Уже они склонили свои головы под мечи, но вдруг казнь приостановлена. Родственники упросили на месяц отсрочить ее и дали слово уговорить их отречься от Христа. Осужденные были отданы на это время под надзор язычника Никострата. Начались мольбы, слезы, рыдания отца, матери, жен и дочерей. Решимость исповедников стала колебаться, – началась борьба, – они сами плакали вместе с родственниками, уговаривавшими их, и час полного отступничества от Христа был близок. При этом домашнем трогательном случае находился упомянутый нами Севастиан. Увидевши колебание и готовность к отступничеству в Марке и Маркеллине, он вдруг, обращается к ним с такими словами: „О, воины Христовы! Неужели вы, так великодушно претерпевшие мучения, сложите с себя ради ласк и слез заслуженный венец? Будьте достойными воинами Христа; вооружитесь верою и не измените ей ради детских рыданий. Те самые, которые ныне плачут, возрадовались бы, если бы знали то, что вы знаете. Они думают, что нет жизни, кроме той, которой вы лишаетесь за Христа. Если бы они знали, что за этою жизнию есть жизнь вечная, то сами пожелали бы разделить ваш подвиг и презрели бы временную жизнь. И стоит ли наша временная жизнь, чтобы так дорожить ею? Не обманывает ли она нас ежечасно? Не полна ли она горя, суеты и лжи?» Обращаясь к родителям и сродникам Марка и Маркеллина, он сказал: „вы желаете им не жизни, а смерти, не свободы, а рабства: за отступничество их ждут вечные муки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

5 . Затем гордый никогда не должен забывать, что высокомерие со тщеславием всегда приносили одну гибель человеку. Да не хвалится премудрый премудростию своего, да не хвалится сильный силою своею и да не хвалится богатый богатством своим. Какую пользу принесло высокомерие с тщеславием? взывает премудрый. (Прем. Сол. V, 8). Величался некогда вавилонский царь Навуходоносор собой, своим столичным городом и царством, расхаживая по своим царским чертогам и говоря: это ли не величественный Вавилон, который построил и в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия. И еще речь была в устах царя, как услышал он с неба глас: тебе говорят, царь Навуходоносор, царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и отымется от тебя сердце человеческое, и дастся тебе сердце зверимое, и будет обитание твое с полевыми зверями, травою будут кормить тебя, как вола. Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы выросли у него, как у льва, и когти, как у птицы. И возвратились к нему: разум человеческий, сановитость, прежний вид и самое царство лишь чрез семь лет, когда он смирился пред царем небесным, возвел очи свои к небу и благословил и прославил Всевышнего, владычествующего над царством человеческим и дающего его, кому хочет (Дан. гл. 14). Зазнался и царь иудейсхий Ирод, когда, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и высокомерно говорил к народу, а народ, раболепствуя ему, восклицал: это голос Бога, а не человека... Но вдруг ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу, и он, будучи изъеден червями, умер ( Дeяh. XII, 21 – 23 ). Видел я, говорил св. царь и пророк Давид, нечестивца грозного расширявшегося, подобно укоренившмуся многоветвистому дереву. Но он прошел, и вот нет его; ищу и не нахожу ( Ncaл. XXXVI, 36 – 36 ). Так плачевна участь гордецов уже и в этой жизни, а о будущей говорить нечего. Они ненавистны Богу к обречены с диаволом в вечные муки, тогда как смиренным, нищим духом и принадлежит по преимуществу царство небесное и в ним-то особенно благоволит Господь, говоря устами пророка: на кого воззрю, токмо на кроткого, и молчаливого, и трепещущего словес Моих. Борис же каждый из нас со своей гордыней теми способами, какие указаны выше. (Составл. по окт, кн. «Душепол. чт.» за 1890 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

96. О смерти второй Настоящая смерть, которою люди умирают от какой бы то ни было болезни – еще не так страшна, – потому что человек еще имеет какую-нибудь надежду на воскресение и на то – что, быть может, он как-нибудь оправдается на страшном суде Божием; но есть смерть вторая, которая последует после настоящей – так называемой первой смерти; вот эта-то вторая смерть ужасна, ибо она означает вечную погибель человека. Из рук настоящей смерти освободился Сам Христос и – пренепорочная Матерь Господня, пребыв во гробе только три дня; – освобождаются от ней и все святые, исторгнуты будут из рук ее некогда и все грешники – во всеобщее воскресение мертвых, и она кого скоро, а кого из нас не скоро, а все же выпустит из своих объятий; но от второй смерти не освободится ни одна душа грешная. В чем же состоит вторая смерть? Вот в чем: в откровении святого Евангелиста Иоанна Богослова написано, что после того, как земля и люди будут поражены страшными казнями – во время пришествия на землю антихриста – после истребления и мучения живущих на земле, когда ему смерть и ад и море возвратят своих мертвецов, для того, чтоб судить их по делам их. – „Тогда, пишет святой Иоанн, – отдаст море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдадут мертвых, которые были в них, и судим будет каждый по делам своим“ ( Откр.20:13 ). Не ясно ли из сих слов усматриваем, что до воскресения и суда многие будут находиться в земле и в море, и в объятиях смерти и во глубине ада. И верно те, которые будут до суда Божия во аде – будут уже мучиться там, будут уже предвкушать вечные – будущие муки. Далее пишет святой Иоанн: „и смерть и ад повержены будут в озеро огненное. Это смерть вторая“ 110 . Не ясно ли сказано, что и смерть и ад будут брошены в озеро огненное, и для них будет наказанием ужасным эта вторая смерть. Что же будет с грешникам и, которых смерть первая и ад выбросят из утробы своей? И они будут брошены в озеро огненное и будут наказаны второю, самою лютою, вечною смертью; ибо, далее Иоанн написал: „кто не будет написан в книге жизни, тот будет брошен в озеро огненное“ ( Откр.20:15 ), – а спросите: кто не записан в книге жизни? Тот, кто умер во грехе, – тот в числе мертвецов записан.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Nom. IV). Ответ на возражение 3 . Добрые ангелы не являются источником главной награды избранных, потому что все получают это непосредственно от Бога. Тем не менее, ангелы могут быть источником/причиной случайной награды для человека, так как высшие ангелы просвещают тех, которые ниже, и ангелов и людей, относительно некоторых вещей скрытых Богом, которые не принадлежат сущности блаженства. Подобным образом проклятые получат наказание непосредственно от Бога, а именно вечное изгнание из Божественного видения/замысла: но нет причины, почему бесы не должны мучить людей другими благоразумными наказаниями. Есть, тем не менее, различие: добродетель возносит, грех унижает. Поскольку ангельская природа выше человеческой, некоторые за счет превосходства в достоинстах будут настолько вознесены, что будут возвышены над ангелами и по природе, и относительно награды FP, Q A ], так что некоторые ангелы будут просвещены некоторыми людьми. С другой стороны, ни один грешник, в счет определенной степени добродетели, не достигнет высокого положения, которое прикрепляется к природе демонов. Раздел 5. Будут ли все люди присутствовать на суде? Возражение 1 . Представляется, что не все люди будут присутствовать на суде. Ибо написано: «Вы … сядете на двенадцати престолах судить, судить двенадцать колен Израелевых» ( Мф. 19,28 ). Но не все люди принадлежат к этим двенадцати коленам. Следовательно, представляется, что не все люди будут присутствовать на суде. Возражение 2 . Далее, то же самое очевидно следует из Псалтыри: «Не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных» ( Пс. 1,5 ). Возражение 3 . Далее, человек предстает пред судом, на котором обсуждаются его достоинства. Но есть такие, которые не приобрели добродетелей, например, дети, которые умерли, не достигнув совершенного возраста. Следовательно, им не нужно присутствовать на суде. И таких много. Следовательно, представляется, что не все люди будут присутствовать на суде. Этому противоречит то, что Иисус «есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» ( Деян. 10,42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   Без благодати Божией не может человек спастись и наследовать жизнь вечную в Царствии Христовом. Сама цель христианской жизни на земле состоит в стяжании благодати Святого Духа (в богообщении) через следование за Христом, через жизнь во Христе. Этой благодатной жизни и наследия Царствия Божия человек отвергается, сам себя лишает через служение страсти блуда и другим плотским похотям и страстям. Слово Божие учит нас, насколько гибельны блудная страсть и блудные дела, удаляющие нас от Царствия Божия. «Знайте, — пишет апостол Павел, — что никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф.5:5). И еще: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9—10).    «Бегайте блуда», — говорит апостол Павел (1Кор.6:18), ибо грехи блуда настолько тяжелы и преступны перед Богом, что за них слово Божие угрожает нам лишением Царствия Божия и осуждением на вечные муки (ср.: Откр.21:8).    «Не любодействуй от Господа в плотских сластях, — наставляет свт. Димитрий Ростовский, — да не нагим и лишенным всех благ обретешься, но Господа всегда взыскуй, да вечных благ сподобишься». «Временная сладость уготовляет человеку вечную горесть, если кто к ней бессловесно (безумно) прилепляется; жизнь воздержная и трезвенная еще здесь есть рай, растленная же и греховная еще здесь — ад и великое души томление».    е) Страсть блуда угашает духовную жизнь, порабощает дух плоти.    Потеря благодати, лишение Царствия Божия является естественным следствием угашения духовной жизни и порабощения духа плоти теми христианами, которые безраздельно служат страсти блуда, преданы нечистым похотям, живут блудной, развратной жизнью. Поэтому слово Божие указывает, что ничто нечистое и никто, преданный мерзости и лжи, не войдет в небесный град Иерусалим, в небесные чертоги Отца Небесного (Откр.21:27).    Греховная сущность плотских страстей состоит, по учению свв. подвижников, в перенесении центра тяжести жизни на плоть и предпочтении плотских интересов духовным. Перенесение центра тяжести на плоть естественно ослабляет душу, порабощает ее плоти и плотским похотям и влечениям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   В другой раз Иисус, приближаясь к городу Наину, встретил похоронное шествие: выносили из города на кладбище умершего юношу, единственного сына у матери вдовы, и много народа шло с ней из города. Господь Иисус сжалился над нею и сказал ей: «Не плачь». Затем подошел, прикоснулся к одру, на котором несли усопшего. Несшие остановились. Христос сказал: «Юноша, тебе говорю: встань». Мертвый поднялся, сел и стал говорить (см. Лк. 7:12—15).    Самое поразительное чудо владычества над смертью явил Господь Иисус в воскрешении Лазаря. Услышав о предсмертной болезни Лазаря, Иисус сказал: «Сия болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин. 11:4). Говоря сие, Иисус знал, что болезнь Лазаря кончится смертью, и имел намерение воскресить его к славе Божией. Действительно Лазарь вскоре помер. Иисус, узнав об этом по Своему всеведению, назвал его смерть сном и сказал, что идет разбудить его. Иисус пришел в Вифанию, где жил Лазарь, уже на четвертый день после его смерти. Лазарь уже был похоронен, и от тела его ощущаем был запах гнилости. Сестры его плакали, и Сам Иисус прослезился. Затем Он велел открыть гробовую пещеру и громко возгласил: «Лазарь, гряди вон». И Лазарь воскрес и вышел из гроба, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет» (см. Ин. 11:1—44).    Частные случаи воскрешения Христом умерших служат залогом и предызображением всеобщего воскресения. «Общее воскресение прежде Твоея смерти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже» — поет Церковь. Смерть двенадцатилетней отроковицы и Лазаря, Христос назвал сном. Смерть телесная действительно есть сон, ибо как сон оканчивается пробуждением, так и страсти сменится некогда воскресением. Оно произведено будет тем же всемогущим голосом Сына Божия, которым во время земной Его жизни воскрешены три мертвеца.    Участь воскресших в последний день мира будет неодинакова, по слову Христову: «Одни воскреснут в воскрешение живота, то есть для вечно блаженной жизни, другие — в воскрешение Суда», то есть осуждены будут на вечные муки. К первым будут принадлежать творящие благое, к последним творящие злое (см. Ин. 5:29). Ибо кто что посеет в этой жизни, то пожнет в жизни будущей. «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух» (ведущий духовную жизнь) пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8). И в блаженстве и в мучении будет участвовать тело, которое было орудием души при совершении греха. Правда Божия определила, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Худые дела, совершаемые через тело, разнообразны. Это грехи зрением, слухом, языком, обонянием, осязанием. Возненавидь эти грехи, душа христианская, если не хочешь вечно страдать за них вместе с телом. Берегись осквернять грехами не только ум и сердце, но и внешние чувства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Но посмотрим на эти вопросы несколько иначе. На первой странице Библии говорится: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1:31). Итак, вначале было единство, все творение в полной мере было причастно истине, добру и красоте Творца. Так можем ли мы утверждать, что в конце будет не единство, а разделение (dualism)? Остается ли противостояние добра и зла, рая и ада, радости и муки? Если мы исходим из того, что Бог сотворил мир «хорошим весьма», но при этом соглашаемся с тем, что значительная часть Его разумных созданий будет на веки вечные отделена от Него и кончит невыносимыми муками, не предполагаем ли мы, что творение «не получилось» и Бог побежден силами зла? Устраивает ли нас такой вывод? Или мы, хотя бы призрачно, смеем видеть за разделенностью окончательное восстановление единства, когда снова «все будет хорошо»?    К. С. Льюис во всеобщее спасение не верил: «Не все будут искуплены, – писал он. – Это утверждение, как никакое другое во всем христианстве, я, будь моя воля, с большой радостью бы оттуда вычеркнул. Но оно находит полное подтверждение в Писании, особенно в словах Самого Господа; его всегда почитал за истину весь христианский мир, и оно согласуется с разумом». Так ли прав Льюис? Действительно ли «универсализм» столь вопиюще противоречит Писанию, преданию и разуму? Два «вектора» Писания    В Новом Завете, как мне кажется, несложно отыскать тексты, недвусмысленно предупреждающие нас о перспективе нескончаемых мучений в аду. Взять хотя бы три речения, которые приписывают непосредственно Христу.    Мк 9:43; 47—48: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геену, в огонь неугасимый. »... И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает» (ср. Мф 18:8-9; Ис 66:24).    Мф 25:41 (из притчи об овцах и козлищах): «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

   Третья причина, по которой было сказало: «Не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет», заключается в том, что Христос, Царь и Бог наш, идет к нам ныне не в вихре и не с ветром великим, как при Илии, но с цветущими и благоухающими финиковыми ветвями.     Четвертая причина, по которой сказано: «Не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет», заключается в том, что ныне Он идет не с тысячью тысяч и тмами тем, не с двенадцатью легионами ангелов небесных, но идет только с двенадцатью Своими учениками, кроткими и смиренными.    Пятая причина, по которой сказано: «Не бойся, дши Сионя: се Царь твой грядет», — в том, что Царь наш и Бог грядет к нам не в колеснице, везомой четвероличными херувимами, как это видел Иезекииль, но идет к нам на смирной ослице.    Шестая и последняя причина, по которой сказано: «Не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет», заключается в том, что Царь, Господь и Бог наш идет к нам не для того, чтобы судить живых и мертвых, но для того, чтобы Его судили люди; идет не для того, чтобы грешных людей ввергнуть в ад на вечные муки и казнить их вечной смертью, но для того, чтобы Самому подъять муку и за грехи наши принять на кресте позорную смерть. Христос не пришел в Иерусалим со славою для того, чтобы иудеи не приняли Его за Царя, ибо после они сами сказали: «На имамы царя, токмо Кесаря» (Ин. 19:15).     Мы же, братие, постараемся принять к себе Христа, Царя и Бога нашего. Ведь Он уже стучит в двери сердца нашего и будит нас покаяться в своих грехах. «Покайся, — сказано, — приближися бо царство небесное» (Мф. 4:17). Кто не исповедует грехов своих, у того заперты двери сердца его; Христос не войдет к нему и не будет с ним жить. Тот же, который исповедует свои грехи, какими он прогневал Творца своего, и при этом решит впредь никогда того не делать, такой отверзает двери своему Спасителю Христу; Спаситель войдет в сердце его и будет жить в нем, ибо Сам Христос сказал: «Се стою при дверех и толку; и аще кто услышит глас Мой и отверзет Ми двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною» (Апок. 3:20). Посему если и мы, братья мои, исповедуем свои согрешения, которыми прогневали Создателя своего, и совершим удовлетворение за них, тогда и мы отверзем двери сердца нашего, тогда и к нам Он войдет жить, как Царь в прекрасные палаты. Когда Христос вошел в дом Закхея, то Он отпустил ему все согрешения его, говоря: «Днесь спасение дому сему бысть» (Лк. 19:9). Подобно сему если и мы очистим наш душевный дом покаянием и молитвами, то и к нам в дом души нашей придет Христос Бог наш и так же скажет: «Днесь спасение дому сему бысть»; тогда и нам Он все наши согрешения простит Своею благодатию и человеколюбием. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010