959. В Вечерни и Утрени отсутствуют также молитва оглашенных и две молитвы верных конца [XII], [ ΧIII] и [XIV]: обычай, который начинал практиковаться в некоторые дни по Гротт. ΓβΙ и Коален 213. Возможно, что это было вызвано монастырским влиянием (см. гл. III, с.50, примеч. 12). Это уменьшение службы, во всяком случае, должно бы объясняться не заботой об упрощении (явление редчайшее в истории литургики), но, вероятно, заменой одного элемента (молитва ектении) другим (псалмодия или пение канонов). ГРУППА Ε НОВАЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ РЕДАКЦИЯ 14 . Подл. Auct. Ε 5.13: XII в., монастыря Спасителя в Мессине. а. Литургии (Златоуста, Василия, Преждеосвященных). б. Вечерня: Е). в. Утреня ; Ав). г. Ряд молитв на различные моменты дня. Вечерня и Утреня приблизительно следуют схеме Вечерни и Утрени Барб. 336. Мы уже отметили (с. 50, пр. 12), что они не соответствуют службам Типикона архимандрита св. Луки, и которые были уже службами согласно палестино-студийскому Часослову. Ряд молитв г.) могли зато приспособляться к службам того же самого Часослова, который предусматривал очень ограниченное участие священника. 15 . Гротт. Γ β II: XI-XII вв. а. Литургии (Златоуста, Василия...). б. Вечерня: Н). в. Утреня: Ав). г. Другие обряды. д. Молитва Повечерия=[X] Вечерни. е. Молитва против праздности. ж. Молитва после Повечерия. Заметно, что в трех рукописях, где Литургия Златоуста предшествует Литургии Василия (то, что для А. Жакоба является признаком «новой редакции»), Малые Часы типа Барб. 336 исчезают полностью; монастырские Часы замещают Песненное последование в службах Полуночи, четырех Часов и даже в «Паннухис». Кажется, что Вечерня и Утреня переживут дольше, но они также – не будучи заменены полностью – приспособятся, наконец, к новым монастырским обычаям (см. гл. III, с. 56). 16 . Оттоб. 344: 1177 г., собора Отранто, тенденция константинопольская. Литургии (Златоуста, Василия). вечерня: L). утреня: D2a). «Паннухис»: только одна молитва (л. 145). л. 168: Молитвы Часов «святого Германа» Великой Пятницы, 24 декабря и 5 января: Первый Час: шесть молитв, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

б) Богослужение накануне понедельника 3, 4, 5 и 6 седмиц по Пасхе (вечерня), в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 2 и 3 седмиц, в понедельник, вторник, четверток и пяток 4 и 5 седмиц, в понедельник и вторник 6 седмицы Глава 21. О богослужении седмичных дней при одном неполиелейном святом Глава 22. О богослужении седмичных дней при двух святых Глава 23. О богослужении седмичных дней при полиелейном святом Глава 24. О богослужении седмичных дней при двух святых, из которых один – поемый на 6, а другой великий с полиелеем Вечернее богослужение начинается 9 часом. Вечернее богослужение начинается 9 часом, после которого поется малая вечерня. Начало его такое: Начало 9 часа такое же, какое показано параллельно сему. Благословен Бог... Аминь. Начало малой вечерни такое: Благословен Бог... Аминь. Христос воскресе... 3. Христос воскресе... 3. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся... 3. Приидите поклонимся... 3 (впрочем, это обыкновенно опускается). Псалмы и т. д. (Тип., л. 359 на обор.). Пс.: Благослови, душе моя, Господа... и т.д. На 9 часе – тропари и кондаки по тем указаниям, какие мы делаем ниже, за исключением понедельника, накануне которого они произносятся по уставу воскресного дня. После 9 часа отправляется вседневная вечерня. Великая вечерня После 9 часа повечеру отдельно от утрени отправляется великая вечерня. Всенощное бдение После малой вечерни, отдельно от нее, отправляется всенощное бдение, состоящее, по обычаю, из соединения великой вечерни с утренею. Начало ее такое: Начало ее такое же, какое показано параллельно сему. Начало всенощного бдения такое же, какое показано накануне недели Антипасхи. Благословен Бог... Аминь. Христос воскресе... 3. Приидите поклонимся... 3. (Это обыкновенно опускают). Пс.: Благослови, душе моя, Господа… и т.д. Обычная кафизма, за исключением вечерни на кануне понедельника и вообще дней, пред которыми было всенощное бдение (см. послед. в среду Преполовения вечера, Тип., л. 368 на об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

986. Что содержит книга, называемая Типикон? Типикон охватывает годовой круг богослужений по особым отдельным дням. 987. На каком языке мы пользуемся этими книгами? На языке церковнославянском. 7. Богослужения Православной Церкви 988. Какие три главные богослужения Православной Церкви? Главные три богослужения Православной Церкви: 1) Вечерня. 2) Утреня. 3) Божественная Литургия. 989. Когда служится вечерня? Вечерня служится вечером и относится к следующему дню. 990. Для чего служится вечерня? Вечерня служится для того, чтобы поблагодарить Бога за прошедший день и испросить благословение на наступающую ночь. 991. Когда и почему служится утреня? Утреня служится рано утром, чтобы с самого утра воздать хвалу Богу и просить Его благословить день наступающий. 992. Что такое всенощная? Всенощная есть соединение вечерни и утрени в одно богослужение. 993. Когда служится всенощная? Всенощная служится накануне больших праздников, а также накануне каждого воскресного дня. 994. Какое самое главное богослужение Православной Церкви? Самое главное богослужение Православной Церкви — это Божественная Литургия, потому что при ней совершается Святая Евхаристия. а) О Божественной Литургии 995. Какие самые важные моменты Божественной Литургии? Самые важные моменты Божественной Литургии следующие: 1) пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа; 2) причащение священнослужителей и верующих пречистыми Телом и Кровию Господа Иисуса Христа; 3) освящением и пресуществлением хлеба и вина в Свое Тело и в Свою Кровь и приобретением Ими верующих Господь Иисус Христос за каждой Божественной Литургией приносит Самого Себя в жертву за спасение людей. 996. Как Господь Иисус Христос показал, что Святая Евхаристия есть приносимая Им жертва за спасение людей? Господь Иисус Христос совершенно ясно показал жертвенное значение Святой Евхаристии, когда, взяв хлеб и благословив его, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26—28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

Об общественном богослужении соединение повседневных служб между собою Службы вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии назначены для известных часов дня. В древности, особенно в монастырях, эти службы совершались отдельно одни от других. Но Православная Церковь , снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз, а именно – все указанные службы она назначила совершать в продолжение суток в три раза, составив из них службу утреннюю, службу около полудня и службу вечернюю, время же дня, в которое совершаются по несколько служб вместе, совпадает с тем временем, которое Уставом указано для совершения каждой службы особо. Службы иначе соединяются между собою: 1) когда литургия совершается до вечерни; 2) когда литургия бывает после вечерни; 3) когда вовсе ее не бывает. Когда литургия совершается до вечерни, тогда соединение прочих служб между собою делается двояким образом, смотря по тому, бывает ли бдение или не бывает. Если не бывает бдения, то все службы совершаются в таком порядке времени, в каком положено совершать отдельно каждую службу, а именно: а) накануне служба вечерняя состоит из 9 часа, вечерни, повечерия. Затем б) служба утренняя – из полунощницы, утрени, 1 часа, соответствующего нашему 7-му. Наконец, в) служба полудня – из 3 и 6 часов и литургии. Если же совершается бдение, то потому уже, что бдение назначается всенощное (когда, следуя Уставу, не должно ложиться спать), не полагаются повечерие и полунощница. Бдение начинается вечернею великою. А так как великая вечерня бывает уже близко к ночи, по заходе солнца, то в обыкновенное время вечерни пред закатом солнца полагается пред бдением еще малая вечерня. Итак, когда совершается бдение, не бывает повечерия и полунощницы, а бывает, кроме великой, еще малая вечерня, и все службы совершаются в таком порядке: A. 9 час, малая вечерня, повечерие (малое – в приходских церквах). Б. Великая вечерня, утреня, 1 час (т.е. бдение). B. 3 и 6 часы, литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Организованы крещенские купания января 2023 В праздник Крещения Господня, или Богоявления, 18-19 января, в Санкт-Петербурге организуются крещенские купания. Большая городская иордань расположена в акватории Невы у Петропавловской крепости между Трубецким и Нарышкиным бастионами. Чин великого освящения воды в ней совершит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 19 января в 13:00. Полный список крещенских иорданей опубликован на сайте регионального управления МЧС . В нем возможны изменения в связи с погодными условиями. Адреса и время работы иорданей в Ленобласти можно посмотреть на сайте правительства региона. Василеостровский округ Успенское подворье Оптиной пустыни 18 января 08:00 - Царские часы, изобразительны; 09:40 - великая вечерня и Божественная литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды; 16:50 - вечернее богослужение. 19 января 06:40 - часы, Божественная литургия; 09:40 - часы, Божественная литургия; 16:50 - вечернее богослужение. Погружения в иордань: с 11:00 18 января до 05:00 19 января; с 10:00 до 23:59 19 января.   Колпинский округ Свято-Троицкий собор 18 января 09:00 - Царские часы; 10:00 - великая вечерня, Божественная литургия. Великое освящение воды; 17:00 - Всенощное бдение, освящение иордани. 19 января 09:30 - часы, Божественная литургия. Великое освящение воды; 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 17:00 - великая вечерня. Погружения в иордань: с 18:00 18 января до 23:59 19 января. Храм святого благоверного великого князя Александра Невского 18 января 09:00 - Царские часы, изобразительны, Великая вечерня, Божественная литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды; 17:00 - Всенощное бдение с литией. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 17:00 - великая вечерня. Погружения в иордань: с 19:00 18 января до 01:00 19 января; с 12:00 до 23:59 19 января. Курортный округ Храм святых апостолов Петра и Павла 18 января 08:30 - Царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды;

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Торжественная обстановка погребения Божией Матери вызвала вспышку злобы в сердцах иудеев, ненавистников христианства. Один из ярых врагов первохристианского общества, некто Афоний, иудейский священник, пламенея сатанинской злобой, подбежал к погребальным носилкам, на которых износи­лось тело Богоматери. Он схватил носилки за край, намереваясь опрокинуть их. В это мгновение невидимая сила Божия отсекла кисти его рук, а сам он, ослепнув, с криком ужаса и боли упал на землю. Пораженный чудесной Божией карой и пришедший в сознание греха своего, Афоний стал каяться пред всеми в своем замысле. Плача и исповедуя Божию Матерь Богородицей, он просил указания у апостолов, как ему загладить свой грех. Тогда апостол Петр научил его просить прощения у Божией Матери и приложить обрубленные части рук к отсеченным кистям Афоний последовал апостольскому указанию и тотчас получил исцеление. Так Господь наказал иудейскую дерзость и охранил честь Своего одушевленного Кивота. Достигнув Гефсиманской пещеры, апостолы погребли здесь тело Богоматери и ко входу в пещеру, по еврейскому обычаю, привалили большой камень. Богоматерняя же душа, как слышим в Успенских богослужебных песнях, была торжественно вознесена Господом во «Святая святых» неба. Божия Ма­терь, это земное небо, вселилась на небесной и нетленной земле для бесконеч­ного радостного созерцания славы Сына Божия. Восход Ее души к небу про­исходил в Ангельском окружении и среди славословий старейших Ангельских сил и душ праведников. Бесплотные духи, приникая друг ко другу, восклицали превышним Ангельским ликам. «Вот, приходит Всецарица Богоотроковица, приимите Ваши надвратия и премирно подымите Матерь Присносущного Света Приимите Родившую Творца неба и земли». «Чрез Нее явилось людям всеобщее спасение. Мы не можем взирать на Нее и воздать Ей подобающую честь. Ее превосходное величие выше всякого разумения». При восхождении в Горний мир Державной Царицы неба и земли ужас и трепет объял воздушных духов тьмы. Свет славы Ее, молниевидно прошедший даже до ада, привел в трепет сатану. Он с плачем и стенанием взывал «Что мне и Тебе, Матерь Бо­жия?» (Малая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах, великая вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах», 4-я стиховная стихира на «И ныне», Великая вечерня, 2-я стиховная стихира на «И ныне», Великая вечерня, 4-я стихира на «Господи воззвах», Похвалы, 2-я статия, стихи 99, 100 и 101).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Как обыкновенно разделяются церковные службы? Церковные службы разделяются на повседневные и повременные ; так как одни из них совершаются каждодневно, каковы например; вечерня, утреня и литургия; другие же совершаются по известным временам, вследствие духовных потребностей того и другого из верующих, каковы напр.: крещение, венчание, погребение умерших, водоосвящение, молебны. Эти вторые из церковных служб называются требами . Сколько служб повседневных, и какие они? Девять следующих: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы: первый, третий, шестой и девятый и литургия или обедня . В какое время совершаются сии церковные службы? В древности они совершались отдельно одна от другой в часы, назначенные церковью; но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, церковь положила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня. Какие службы совершаются вечером? Час девятый, вечерня и повечерие. Для чего совершается девятый час, и какая главная песнь (тропарь) сего часа? На девятом часе, по нашему счету, на третьем по полудни 5 верующие вспоминают, совершившуюся в этом часу дня, смерть Господа Иисуса Христа, которой Он примирил нас с правосудием Божиим и призвал все народы в Свое благодатное царство. Поэтому на 9-м часе полагается следующий тропарь (т. е. главная песнь часа): Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый (т. е. умерший) , умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Для чего совершается вечерня, и не соединяется ли с ней каких священных воспоминаний? На вечерне верующие благодарят Бога за Его благодеяния, какими они пользовались в течение дня, и просят у Него себе милостей и на наступающую ночь. Вместе с этим вспоминают сотворение мира и человека, жизнь первых людей в раю, грехопадение их там и ожидание обещанного Спасителя. Для чего совершается повечерие? Повечерием верующие приготовляются ко сну. Какие службы совершаются утром? Полунощница, утреня и первый час. Для чего совершается полунощница, и какая главная песнь сей службы?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

В. с. в современной греческой практике Согласно Типикону протопсалта Георгия Виолакиса, общепринятому в греч. приходской практике, вечерня и литургия В. с. также отделены от паннихис. Утреня и вечерня В. с. могут совершаться как вместе утром, так и раздельно (как в рус. практике). Утром перед службой (утреней или вечерней) вычитываются целиком непорочны (без припевов) и 12 из 15 паремий вечерни В. с. (т. о., на самой вечерне читаются лишь 3). Утреня имеет следующий порядок: обычное начало; тропари двупсалмия; шестопсалмие; мирная ектения, «Бог Господь» с тропарями, после к-рых сразу следует малая ектения и седален (тот, что должен петься по непорочных); Пс 50; канон (на 6), после 9-й песни к-рого поются на 3 статии припевы-похвалы В. с. (без непорочных, вычитанных заранее); «Свят Господь»; хвалитные псалмы и стихиры, во время к-рых совершается лобзание плащаницы; великое славословие и шествие с Евангелием и плащаницей вокруг храма во время Трисвятого; возложение плащаницы на св. престол, тропари В. с. (все 3) и каждение плащаницы; служба чтений; ектении и отпуст. Если и утреня, и вечерня с литургией служатся с утра, сразу после отпуста произносится возглас «Благословенно Царство» и начинается вечерня. Порядок вечерни: Пс 103; мирная ектения; «Господи, воззвах» и стихиры; вход; «Свете тихий»; 3 паремии (1, 4 и 15-я из 15 с песнью вавилонских отроков в последней). «Не рыдай Мене, Мати» Икона. 70-е гг. XVI в. (ГМЗК) «Не рыдай Мене, Мати» Икона. 70-е гг. XVI в. (ГМЗК) Сразу следуют малая ектения и, начиная с «Елицы во Христа», литургия свт. Василия (чтения и херувимская те же, что и в совр. рус. Типиконе; кроме того, в Типиконе описана практика усыпать храм перед Евангелием лавровыми листьями, а тропарь «Видехом свет истинный» заменен ирмосом воскресных блаженн 2-го гласа), для литургии указан воскресный отпуст. Благословение хлебов и чтение Книги Деяния св. апостолов в Типиконе Виолакиса не упомянуты; паннихис В. с. совершается непосредственно перед пасхальной утреней и имеет в целом тот же порядок, что и в старопечатных греч.

http://pravenc.ru/text/150073.html

кондаки: воскресный, храма; «Слава» – кондак святому; " И ныне» – «Предстательство христиан...» Прокимен, Аллилуйя: гласа и святому. Апостол и Евангелие: воскресные и святому. Причастны: «Хвалите Господа с небес...» (воскресный) и святому. Отпуст: дневной, с упоминанием автора Литургии (святого Иоанна Златоустог о). Особенности службы славословному святому в неделю Великая вечерня Стихиры на литии: стихира храма и стихиры святому со стиховни вечерни; «Слава» – стихира святому; «И ныне» – богородичен стиховный из первого приложения по гласу славной стихиры. Утреня Стихиры на «Хвалите»: воскресные – 4, святому – 4; «Слава» – евангельская; " И ныне» – «Преблагословенна еси...» Часы Тропарь воскресный; «Слава» – тропарь святому (на всех часах); кондаки попеременно (на 1-м и 6– м  – кондак воскресный; на 3-м и 9-м – кондак святому). О двух непразднуемых святых, случившихся в неделю Служба одному непразднуемому святому в неделю описана в 2-й главе Типикона и подробно разобрана в 1-й части «Православного богослужения». Поэтому здесь мы рассмотрим объединение службы двум малым святым с воскресной службой. Основанием для нас будет служить 4-я уставная глава Общей Минеи: «О непразднуемом святом или дву, прилучающихся в неделю». Малая вечерня Поются только воскресные песнопения по чину (см. раздел «Малая вечерня» в 1-й части данной книги). Великая вечерня Стихиры на «Господи воззвах...»: воскресные – 4, первому святому – 3, второму святому – 3; «Слава» – первому святому; «И ныне» – догматик настоящего гласа. Стихиры на литии: стихира храма; «Слава, и ныне» – – если храм Господский или Богородичный, то поется еще одна стихира храмового праздника; – если храм святого, то поется богородичен стиховный из первого приложения по гласу храмовой стихиры. Стихиры на стиховне: воскресные «Слава» – первому святому; «И ныне» – богородичен стиховный из первого приложения по гласу стихиры «Славы» (Если в Минее нет «Славы», то на «Слава и ныне» поется рядовой бо-городичен Октоиха). По «Ныне отпущаеши...» и Трисвятом: «Богородице Дево...» – трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Для ясности прилагается таблица: . В дни, кроме Великого поста, на которые не бывает всенощного бдения Всенощное бдение В дни Великого поста – в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток великой Четыредесятницы, в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы 9-й час Вечерня Повечерие 9-й час, малая вечерня, повечерие. Вечерня (иногда повечерие) Утреня 1-й час Повечерие Полунощница Утреня 1-й час Полунощница Утреня 1-й час 3-й час 6-й час Литургия 3-й час 6-й час 9-й час и чин изобразительных Вечерня. В среду и пяток – литургия преждеосвященных даров Вечерня Вечерня совершается в конце дня, в благодарение Богу, Творцу, Промыслителю за прошедший день и в освящение наступающего нового дня. На вечерне в молитвословиях постоянных, неизменяемых, воспоминается сотворение мира, начавшегося с вечера, пребывание первых людей в раю, изгнание их из рая и раскаяние их, жизнь людей при патриархах, потом – под законом и пришествие Господа Спасителя на землю. Вечерня бывает великая, вседневная и малая. Вечерня малая короче вседневной, вседневная же короче великой. На малой вечерне, no сравнению со вседневною , не бывает: а) великой ектеньи: «Миром Господу помолимся»; б) стихословия Псалтири; в) малой ектеньи; г) на малой вечерне поется не более 4-х стихир, тогда как на вседневной не менее 6-ти; д) на малой вечерне произносится не вся ектенья: «Помилуй нас, Боже», a только три прошения; е) не бывает ектеньи: «Исполним вечернюю молитву»; ж) на малой вечерне отпуст малый, a на вседневной великий отпуст (Тип. главы 1 и 9). Главное отличие вседневной вечерни от великой состоит в том, что: 1) На великой вечерне, после чтения паримий, a если их нет, то после прокимна, бывает сугубая ектенья, которая начинается прошениями: «Рцем вси от всея души» и «Господи Вседержителю». На вседневной же вечерне сугубая ектенья говорится при самом конце службы и притом без двух начальных прошений: «Рцем вси» и «Господу Вседержителю», a начинается с прошения: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей». Это есть решительный признак, которым отличается всякая великая вечерня от вседневной (см. в Служебн., послед. вечерни и в Тип., гл. 2, 7 и снес. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010