Жертва вечерняя Итак, литургические сутки начинаются с вечера, и потому мы начнем с рассмо- трения вечернего богослужения – ве- черни. В современной практике она со- вершается в составе всенощного бдения. – Алексей Сергеевич, можно предположить, что это очень древняя традиция – совершать священнодействие перед заходом солнца. Христиане приняли ее вместе с Ветхим Заветом? – Да, сама традиция совершать особое богослужение вечером восходит к Ветхому завету. В Пятикнижии Моисеевом есть указания на то, что в ветхозаветные времена совершалось два жертвоприношения – одно вечером, другое утром. И также была традиция вечером возжигать и вносить в скинию светильник и до утра наблюдать, чтобы он не погас. Христиане отчасти переняли эту традицию: они собирались именно по вечерам, после трудового дня, молились и устраивали агапы – трапезы любви. Как известно, у христиан изначально не было жертвоприношений: ведь Христос не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (Евр. 9: 12). Но на связь христианской вечерни с древними жертвоприношениями указывает одно из самых ранних ее песнопений – псалом 140-й: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею – жертва вечерняя. О чем здесь говорится? О том, что молитва – воздетые к Богу руки – заменяет вечернее жертвоприношение. Поэтому вечерня – молитвенное освящение вечернего времени – своим основанием имеет текст этого псалма. – Вечерня сегодня – завершает минувший день или она отнесена к дню завтрашнему? – В сегодняшней нашей церковной традиции вечерня открывает собой наступающий, завтрашний день. Приходя в церковь по субботам и накануне праздников, мы видим, что вечерня входит в состав всенощного бдения, но по будним дням она совершается и отдельно. Перед вечерней всегда совершается девятый час – он как бы завершает уходящий день, а вечерня начинает день завтрашний. В начале вечерни звучит 103-й псалом, который так и называют – предначинательный: Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедование и велелепоту облекся еси. Псалом или читается, или, если вечерня совершается в составе всенощного бдения, – поется. Это величественная, поэтическая картина сотворения мира, гимн Богу Творцу: Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дóндеже есмь, да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе (Пс. 103: 33–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Из Минеи Богородичен отпустительный Воскресный, т.е. из 3 приложения текущего гласа, т.е. гласа Октоиха См. без знака и шестеричный Воскресная вечерня святых без знака, шестеричных, славословных Стихиры на «Господи, воззвах» Если святой без знака – 7 воскресных из Октоиха и 3 святому из Минеи. Если два святых – 4 воскресных, 2 первому святому и 2 второму святому. Если святой шестеричный или славословный – 6 воскресных и 4 святому. Стихиры на стиховне Воскресные из Октоиха. «Слава» – святому из Минеи (если имеется). «И ныне» – богородичен из 1 приложения по гласу «Славы». Если нет «Славы» – богородичный воскресный гласа Тропарь Богородице Дево, радуйся. Отпуст Отпуст (απολυσις) – благословение священника, произносимое в конце богослужения. Существует два вида отпустов – великий и малый. В великом отпусте упоминаются: седмичные воспоминания, храмовый святой, святой дня, местночтимые святые, Богоотцы Иоаким и Анна. Малые отпусты используются на повечерии, полунощницы, часах, малой вечерне. Великая вечерня Дни и время совершения. Богослужебные книги Великая вечерня совершается в дни памяти полиелейных святых и бденных святых. Великая вечерня в день полиелейного святого начинается в то же время, когда и вседневная вечерня. Великая вечерня в составе всенощного бдения начинается по заходе солнца. Чин великой вечерни при полиелейном святом излагается в 7 главе Типикона, великой вечерни в составе всенощного бдения – во 2 главе Типикона. Неизменяемые молитвословия великой вечерни находятся в Часослове (молитвословия чтецов и певцов) и Служебнике (молитвословия священника и диакона). Изменяемые молитвословия великой вечерни буднего дня находятся в Минее (стихиры, тропари, богородичные), Часослове (прокимны, богородичные). Псалтирь на великой вечерне фактически не используется. На месте привычной кафизмы всегда поется только один первый псалом. При совершении великой вечерни накануне воскресного дня используется Октоих. В седмичные дни на великой вечерне Октоих не употребляется. При совершении великой вечерни из приложений Минеи используются только воскресные богородичные (т. е. употребляются 1 и 3 приложения Минеи). Структурные отличия великой вечерни от вечерни вседневной

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

11. Кафизмы 142 Я ограничусь здесь только приведением таблиц рядового чтения кафизм в течение всего церковною года. I.                 От Фоминой недели до отдания Воздвижения. От предпразднства Рождества Христова до отдания Богоявления. В мясопустную и сыропустную седмицы. Воскр. Понед. Вторник Четверг Утреня Вечерня II.              От отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова. От отдания Богоявления до субботы пред Неделею о блудном сыне 143 . Воскр. Понед. Вторник Четверг Утреня 10–11–12 13–14–15 Вечерня III.            В 1-ю, 2-ю, 3-ю,4-ю и 6-ю седмицы Великого поста. Воскр. Понед. Вторник Четверг Утреня 10–11–12 19–20–1 13–14–15 1-й час 3–6–9 ч. 14–15–16 10–11–12 Вечерня IV.            В 5-ю седмицу Великого поста. Воскр. Понед. Вторник Четверг Утреня 2–3–17 11–12–13 20–1–2 13–14–15 1-й час 3–6–9 ч. 15–16–18 9–10–11 Вечерня V.              В 5-ю седмицу Великого поста, если в четверток случится праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Воскр. Понед. Вторник Четверг Утреня 2–3–17 19–20–1 13–14–15 1-й час 3–6–9 ч. 8–9–10 13–14–15 1–11–12 Вечерня VI.            В Страстную седмицу Великого поста. Воскр. Понед. Вторник Четверг Утреня 9–10–11 14–15–16 1-й час 3–6–9 ч. Вечерня 12. Канон Я опускаю самую торжественную часть праздничнойутрени – полиелей – отчасти потому, что наиболее практически применимое было мною уже разъяснено в других местах книги 145 , и отчасти потому, что главное содержание, общая схема, так сказать, его еще сохранилась в теперешнем виде нашего богослужения. Но следующая, разве немного менее торжественная, часть службы – пение канона – даже в самых строгих монастырях и пустынях уже наполовину изувечена, а в приходских храмах и совсем скомкана. Поэтому необходимо кое-что сказать об этом прекрасном художественном и величественном гимне всенощного бдения. Чтобы понять лучше, какого духовного наслаждения мы лишаемся, из-за того что не слышим этого песенного сокровища Церкви, припомним нашу наличную действительность. Что представляет в настоящее время у нас канон за всенощной? Прежде всего, он (или несколько канонов) читается, а не поется (кроме Пасхальной заутрени). Это монотонное чтение прерывается однообразными, одними и теми же воззваниями: «Преподобне отче имя рек, моли Бога о нас», «преподобне отче имя рек, моли Бога о нас». И так раз 20–30 и более, смотря по тому, на сколько читается канон. Если молитвенный дух не развит у

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

124.  Migne. Patr. Graec. t. 32, col. 133–136. И у св. Иоанна Дамаскина De fide orth. II. 3. M. P. G. t. 94 col. 872. 125.  Октоих, гл. 4, песнь 1. 126.  Там же, гл. 4, песнь 5. 127.  Октоих, гл. 2, понедельник, вечерня, на «Господи, воззвах». 128.  Там же, гл. 1, понедельник утро, канон, песнь 7. 129.  Добротолюбие, т. 2, стр. 218. О трезвении и молитве гл. 201 130.  То же, том 3, стр. 218. 3 сотница, гл. 33 131.  То же, стр. 216. 3 сотница, гл. 24 132.  Добротолюбие, том 5, стр. 51. «Деятельныя и богословския главы» гл. 157 133.  8 ноября, великая вечерня, на Господи, воззвах, гл. 4. 134.  Октоих, гл. 3, понедельник, утро, канон, песнь 4. 135.  Там же, вечерня, на Господи, воззвах. 136.  Там же, rл. I, понедельник, утро, канон, песнь 9. 137.  Октоих, гл. 1, неделя. утро, канон крестовоскресный, песснь 1. 138.  Св. Кирилл Иерусалимский. cath. 22, I; св. Исидор Пелусиот, ер, 3, 195. 139.  Триодь Цветная, Вознесение, утро, ин канон, гл. 4, песнь 8. Иосифово. 140.  Там же, утро, синаксарий. 141.  Октоих, гл. 4, вторник утро, канон Предтечи, песнь 4. 142.  24 июня, малая вечерня, на Господи, воззвах, гл. 4. 143.  Октоих, гл. 7, вторник вечер, на Господи, воззвах. 144.  Там же, гл. 6, вторник утро, канон Предтечи, песнь 9. 145.  24 июня, великая вечерня, на Господи, воззвах, гл. 4, твор. св. Андрея Критского. 146.  Там же, утро, по 2 кафисме, седален, гл. 8. 147.  Славий (слав.) — соловей. 148.  Октоих, гл. 1, вторник, утро, канон, песнь 9. 149.  Там же, гл. 2. вторник, вечер, на Господи, воззвах. 150.  Вот такого рода указание встречаем мы в постановлениях одного из западных Соборов 506 года (Agathense); правило 21 гласит, между прочим: religuis festivitatibus, ut idi mls: sas teneat propter fatigatonem familiae, justa ordinatione permittimus, Pascha vero Natale Domini, Epiphania Ascentionem Domini, Pentecostem, et natalem S. Joannis Babtistae. (Mansi, applissima collecfio conciliorum. t. 8. col. 328. Paris et Leipzig, 1901). 151.  24 июня, малая вечерня, на стиховне, слава и ныне, гл.8.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Ввиду особого значения стиховных стихир они ни при каких совпадениях не только не заменяются на воскресной службе другими, но и не сокращаются и не умножаются в числе присоединением других стихир. Исключение 24 декабря и Недели от Пасхи до Вознесения (см. там). НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ Дав ряд псалмов и специально вечерних (103 и 140 с дальнейшими), рядовых (1 кафизма), и специально праздничных (стихи 92 пс.), присоединив к псалмам христианские гимны, приспособленные и к вечернему времени (Свете тихий, Сподоби Господи), и к празднику (стихиры), вечерня, однако, не исчерпала бы певческого материала, если бы не прибавила ко всему этому еще чего-либо из круга так называемых библейских песней, которые на утрене под видом канона занимают столь видное место. Этот недостаток вечерня и восполняет молитвою-песнию св. Симеона Богоприимца из Лк. 2, 29–32 «Ныне отпущаеши» [ 514 ]. Полная благодарности и спокойствия пред лицом смерти, происходящих от постоянной мысли не о себе, а о мире и народе, их просвещении и спасении, эта «молитва» Симеона подходит к вечеру, напоминающему нам о закате нашей жизни (подобно «Свете тихий», она называет Спасителя светом). Несмотря на высокопоэтический характер этой молитвы-песни, устав для нее назначает не пение, а чтение (как исполнил ее, вероятно, и сам прав. Симеон: «благослови Бога и рече»). Так поступает устав и с другими часто повторяющимися песнями (см. выше, с. 560). Зато ее «глаголет настоятель», тогда как последующее Трисвятое чтец (на будничной вечерне позволяется произносить ее и чтецу). По Симеону Солунскому, «один из служащих, как бы Симеон Богоприимец, с благоговением произносит» ее [ 515 ]. История употребления «Ныне отпущаеши» упоминается в числе вечерних песней непосредственно после «молитвы», близкой к нашему «Сподоби Господи», Апостольскими Постановлениями [ 516 ], а на нынешнем месте вечерни — в известном рассказе о посещении Нила Синайского VII b. и в Часословах VIII b. Его имеет вечерня коптская и абиссинская. Армянская вечерня, как и другие службы, имеет также библейскую песнь. Римско-католическая вечерня имеет эту песнь на повечерии с антифоном («Спаси нас»), на вечерне же имеет песнь Богородицы (Вступ. гл., с. 295, 300, 301, 317). Англиканское богослужение, не имеющее повечерия, поместило «Ныне отпущаеши» на вечерне [ 517 ]. По Студийскому уставу Ныне отпущаеши пелось «вълы» (см. выше, с. 560). Древнейшие ркп. Иерусалимского устава не говорят ничего о способе исполнения Ныне отпущаеши; но судя по тому, что присоединяют эту песнь к предшествующей речи о пении стиховных стихир без всякого посредствующего замечания или с «таже» (ετα), может быть, предполагают пение ее. Трисвятое

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Встречаем Рождество правильно: 8 советов Уже вот-вот грядет праздник Рождества. Как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно? Советует епископ Обуховский Иона (Черепанов).  На праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия - это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник.  Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января. Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого. Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков - древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию. 2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать. В афонских монастырях, в частности, в Дохиаре, игумен монастыря архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келлию, покидая, таким образом, богослужение.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/939...

где был и утром, и оттуда подобным образом сначала творит молитву, затем (sic) благословляет верных и когда выходит из-за решетки, все подобным образом подходят к руке его. – То же делается на девятом часе, что на шестом» 621 . Затем у паломницы описывается последняя служба дня – вечерня. Таким образом, паломница не говорит о совершении литургии в будни, если последняя не обозначена словами missa fit (в воскресенье – говорит)ю Разница между церковными службами в описании паломницы совершенно не выступает: часы (6 и 9) дня имеют, по-видимому, совершенно такой же состав, как утреня (вечерня, как увидим, была сложнее утрени); если это так и было, если сходство служб здесь не должна быть отнесено на счет общности и неточности описания или недостаточной наблюдательности, то Иерусалимское богослужение этой эпохи походило на позднейший так называемый песненный строй 622 , сообщавший часам, по кр. т. в некоторых случаях (напр., в страстную седмицу или вообще в великий пост), строй, одинаковый с утреней и вечерней: с пением, ектениями, чтением апостола и Евангелия и т.п. Но (с. 154) выражение паломницы о шестом часе не позволяет однако отождествлять вполне его строй с утреней, так она не упоминает (возможно, что и по краткости описания) о песнях (ymni) и сопровождающих их молитвах на часах; не упоминает паломница и об особой молитве на часах за оглашенных. Главнейшим и средоточным моментом каждой службы является молитва епископа внутри решетки в самой пещере гробы Господня (алтаре храма) и как бы выносимое им оттуда благословение народу. Таким образом, то молитвенное пребывание епископа в каждый из священных часов в храме, которого памятник III в. «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» только желает 623 , здесь находит осуществление, хотя для этого сокращается число молитвенных часов. Вечерня по Сильвии Совершенно своеобразную и наиболее торжественную службу в течение дня представляла в Иерусалимской церкви IV в., по свидетельству рассматриваемого памятника, вечерня. Служба эта была настолько торжественна, что не изменяла своего состава (а может быть и содержания) и для воскресения, и для самых великих праздников (только на страстной седмице и в Пасху вечерня отличалась от вседневной тем, что имела евангельское чтение).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Правда, и в настоящее время под великие праздники соединяются те же службы, и также называются всенощным бдением или всенощной, но уж далеко не продолжаются во всю ночь, а каких-нибудь два-три часа. Да и тут еще стараются прийти к половине, а иные и к самому концу. А когда эти всенощные бывают, как например зимой, часа в два-три утра, так и совсем не хотят идти в Божью церковь – «тяжело-де вставать». О, друг мой, как горько, как больно видеть такое нерадение со стороны христиан! Для Бога, для спасения души своей, да чтобы и земные-то дела Господь благословил, –встать тяжело, а позови кто в гости на целую ночь – с охотой, с радостью побегут, вплоть до утра пропируют и – ничего: и удобно, и не тяжело, и ропоту никакого, что спать помешали. Как же и за что после этого миловать нас Господу Богу? Дивиться ли, что Он так часто посещает нас разными наказаниями, когда мы так непростительно ленивы на благоугождение Ему и так усердны на угождение своей грехолюбивой плоти? В продолжении великого поста службы изменяются таким образом. Полунощница, утреня и первый час поются, как и всегда; но потом соединяются третий, шестой и девятый часы и вечерня. Это и называется часами. В среды, пятки и в прочие дни, когда случится какой-либо праздник, и когда полагается преждеосвященная литургия, вечерня поется перед литургией. Также вечерня поется пред литургией в великий четверток и в великую субботу. В субботы и воскресные дни порядок служб таков же, как и во весь год. Также вечерня поется перед литургией на кануне праздников Рождества Христова и Богоявления, если только эти праздники не случатся в воскресенье. В день Пятидесятницы (в Троицын день) вечерня поется сейчас же после литургии. Так соединять вечерню с литургией во все эти дни, о которых я сказал сейчас, положено потому, что по уставу церковному литургия должна начинаться перед самым полуднем и оканчиваться уже к вечеру. Таковы главные изменения в порядке наших церковных служб. Окончу это письмо искреннейшим желанием, чтобы как ты, мой друг, так и все православные христиане, со всем усердием спешили в Божью церковь , когда она звоном колокола зовет на какое-либо богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Будем помнить, возлюбленные, церковные уставы — Церковь ничего пустого, ненужного нам не предлагает, этого нет! И это доброе в нашей жизни предоставляет нам на выбор: человек может жить так, может и этак. Но есть законы церковные, которые все православные христиане обязаны соблюдать и исполнять. Вот одним из таких законов является закон о посте, когда Церковь призывает нас воздерживаться в определенные времена среди года. Православным христианином будет только тот, кто это соблюдает. Как-то мы здесь приводили слова преподобного Серафима Саровского, который был великим постником. Он прямо сказал: «Кто постов не соблюдает, тот не христианин!» Кем он бы себя ни называл, кем бы он себя ни считал, но он не христианин. Это вполне естественно, такое строгое суждение великого подвижника, потому что в какой же школе будут держать ученика, который игнорирует школьные правила? В каком учреждении будут держать служащего, который ни одного правила не исполняет? Так же Церковь имеет свои законы, свои правила. Повторяю, она многое нам предоставляет на наш выбор: образ жизни, занятие — она это благословляет, если христианин делает это по-христиански. А там, где она дает свои законы, там христианин должен, не рассуждая, подчиняться. Церковь все это нам предлагает на нашу же пользу, потому что послушание Церкви — одна из главных добродетелей. Аминь. Всенощное бдение Праздничная вечерня в соединении с утреней называется «всенощное бдение». Малая вечерня обычно самостоятельно не совершается, а только в те дни, когда бывает всенощное бдение, за некоторое время до него. Вечерня вседневная, будничная, чаще всего бывает во все будничные дни. Великая вечерня совершается в кануны праздников и еще в некоторые особые дни в течение богослужебного года. Сейчас посмотрим прототип основной вседневной вечерни. В праздничную вечерню вставляется нечто такое, чего в вечерне повседневной, будничной нет. Малая вечерня представляет собой сокращение повседневной — там выпускается многое, что есть в будничной, повседневной вечерне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Часы поются или вседневные (в субботы и недели Четыредесятницы, в четверток и субботу Страстной, причем в эту субботу 3, 6 и 9-й часы совершаются вместе и после них бывает отпуст), или великопостные (в прочие дни Четыредесятницы и Страстной седмицы), причем на великопостных часах в дни Четыредесятницы поклоны только на 1 часе и в конце изобразительных (на часах же 3, 6 и 9-ом поклонов не полагается), а в Страстную – на каждом часе; на Крестопоклонной седмице в понедельник, среду (на 1-м часе) и пятницу (по отпусте часов) бывает поклонение Кресту; в Страстную седмицу на часах читается Евангелие; на Благовещение в Великий Пяток часы те же, что полагаются в Великий Пяток, а в Пасхальную седмицу _ пасхальные часы. Когда на Благовещение совершаются великопостные часы, а также в четверток, пяток и субботу Страстной, – в эти дни вечерни совершаются пред литургией; в субботы и недели 3, 4, 5 и 6-й седмиц Четыредесятницы и в Пасхальную седмицу вечерня бывает после литургии. Литургия, в какой бы день ни случился праздник Благовещения, всегда совершается полная – Иоанна Златоуста или Василия Великого , если праздник случится в тот день, когда по Уставу положена сия последняя; вместо «Достойно...» поем ирмос праздника (см. 8 сентября), кроме недели Ваий, Великих Четвертка и Субботы, когда этот ирмос поется только в храмах Благовещения (а в прочих – ирмос Триоди), и кроме дней Пасхи, когда поется припев и ирмос Пасхи. В день Благовещения после литургии, вечером, или отправляется вечерня и малое повечерие (если в этот день вечерня не совершается до литургии) или одно повечерие (если в этот день вечерня была до литургии). Если 26 марта полагаются великие поклоны, то эти поклоны бывают и на вечерне и на повечерии 25 марта. В частности, когда Благовещение случится во вторник и среду Страстной седмицы, то накануне праздника вечерня следует непосредственно за чтением часов (3, 6 и 9-го) и изобразительных. На вечерне к стихирам Триоди на «Господи, воззвах» присоединяются стихиры праздника, кроме того на этой вечерне бывает вход, читаются паремии дня (Триоди) и праздника (три).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010