Аминь (греч. от евр. истина) — слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие. Вошло в христианское богослужение без перевода. Обычно — завершающая формула в молитвах и псалмах, призванная подтверждать истинность произнесенных слов. Антидор (греч. «вместо дара») — части просфоры, оставшиеся после вырезания агнца. Раздаются после Литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в богослужении. Артос (греч. «хлеб») — квасной (дрожжевой) хлеб, освящаемый в день Пасхи. Артос раздается мирянам в субботу пасхальной недели. Символически изображает ягненка, который закалывался иудеями в пасхальную ночь. Благодарственные молитвы — пять молитв, читаемых верующими после причащения. Вечерня — богослужение суточного цикла, совершаемое вечером, один из двух «великих» (наряду с утреней) часов, восходящее к библейскому обряду вечернего возжигания светильника. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и великих праздников, предваряет всенощное бдение. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздничных дней, либо в соединении с утреней в составе всенощного бдения накануне воскресных дней и великих праздников. Повседневная вечерня служится в будние дни. Водоосвящение — освящение воды, совершаемое священником (или архиереем) троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое — в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день. Всенощное бдение — богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

Если храм Господский, то отсутствует кондак Креста, если храм Богородичный или святческий, то кондак Креста присутствует и предваряет прочие кондаки. Прокимен, Апостол, аллилуарий и причастен Рядовые — по дню седмицы и святого Минеи (если есть). …В частности, так бывает под праздники Рождества Христова и Богоявления, также под праздник Благовещения, если он попадает на один из седмичных дней Великого Поста. Но в большинстве случаев первой частью всенощной является великая вечерня. Как явствует из названия, это богослужение должно совершаться ночью. И действительно, устав предписывает начинать службу, а точнее звон к службе, который сам по себе тоже достаточно продолжителен при точном соблюдении устава, «по еже зайти солнцу мало», т. е. вскоре после захода солнца — по наступлении астрономической ночи. Мы говорили в прошлом семестре, что в обычные дни вечерня служится, вообще говоря, еще засветло, так что самая всенощная должна начинаться существенно позднее, нежели будничная вечерня. Вследствие этого получается гораздо больший временной разрыв между окончанием предыдущей рядовой службы и началом всенощного бдения. Представим себе, что мы служим всенощную под воскресный день. Что же получается? Только в субботу поздно вечером начинаем ее, а литургия в субботу отошла к первой половине дня, и тогда вся первая половина дня остается без общественного богослужения. Естественно, Святая Православная Церковь не могла пойти на такой разрыв непрестанного богослужения. Поэтому было установлено совершать прежде начала всенощного бдения особую краткую службу, которая получила название малой вечерни. Сразу же возникает вопрос: когда совершается малая вечерня? Всегда, когда служится всенощное бдение. Если экзаменатор хочет «посадить» студента, то он скажет, что ответ неверный. Малая вечерня, строго говоря, совершается всегда, когда совершается всенощное бдение, начинающееся великой вечерней. Вот если всенощная начинается с великого повечерия, то малой вечерни нет. Теперь посмотрим, когда совершается малая вечерня, как она совершается и в чем ее характерные особенности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Но мы решительно отказываемся подыскивать более или менее удовлетворительные объяснения тем нарушениям Устава, которые касаются времени начала службы в некоторые нарочитые праздники и в Великий пост. Из нарочитых праздников Типикон в этом отношении выделяет навечерия Рождества Христова и Богоявления. В эти праздничные дни службы распределяются по часам дня и ночи в нашем Уставе так: в 8 часов утра (по восточному во 2-м часу дня) полагается начало т.н. царских часов, в 1 ч. дня (по восточному при часе 7-м) великая вечерня с литургией Василия Великого и, наконец, в 4 часу ночи (в 10 ч. нощи) великое повечерие с утреней. Что же мы видим в практике как городских так и сельских храмов? Обычно, в навечерия Рождества Христова и Крещения служба совершается в два, так сказать, приема: утром — часы, вечерня и литургия, вечером — повечерие с утреней. Важнейшая из этих служб — праздничная вечерня — отправляется около 9—10 часов утра, а иногда и того раньше. Если же навечерие названных праздников падает на субботу и воскресенье, то вечерня совершается тоже с литургией и совершается сразу после нее. Хотя по Уставу между этими двумя службами должен быть перерыв для вкушения пищи, яко да не наречется пост . И кто знает, не в этом ли нарушении Устава о времени начала для Рождественской, например, вечерни кроется одна из причин малоизвестности и малопосещаемости этой торжественнейшей в церковном круге службы. Мы как бы не хотим подчеркнуть ее необъятность во времени начала и тем самым низводим в разряд заурядных богослужений. То же следует сказать и о службах великопостных и в особенности о богослужении страстной седмицы. У нас нет единообразия во времени для начала даже таких выдающихся по своей духовной красоте и наиболее посещаемых богомольцами богослужений, как вечерня Великой пятницы или Великосубботняя литургия. В кафедральных храмах и в некоторых обителях обе эти службы начинаются хотя приблизительно в уставное время. Но в приходских церквах, как городских так и сельских, в данных случаях руководствуются очевидно ложно понимаемым выражением: « Якоже изволит настоятель», и начинают эти службы далеко не в уставное время. В некоторых храмах вечерня Великой пятницы служится сразу после часов задолго даже до полудня, а Великосубботняя литургия даже оканчивается за несколько часов до того времени, когда она должна по Уставу только начинаться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3471...

Из сказанного ясно, как нарушается дух православного богослужения при общем сидении, особенно во время Божественной Литургии. Обычай других исповеданий нам не пример. Их молитвенные собрания имеют характер слушания слова Божия, как они и называются у католиков, тогда как православное богослужение почти сплошь представляет собой общую молитву. Православному храму чуждо установление стульев посреди храма, посетители усевшиеся на них больше похожи на зрителей, чем на молящихся. Мы не должны вводить в наших храмах подобный антицерковный обычай. “От стражи утренния до нощи” — время богослужения. «Непрестанно молитесь» (1Сол.5:17) заповедано христианам, и каждый момент нашего бытия может быть просветлен молитвой. По церковному обычаю порядок молитвословий начинается с вечера: Вечерня. Повечерие. Полунощница. Утреня. Первый час, третий, шестой. Литургия. Девятый час. В монастырях после каждого из четырех последований полагаются “междучасия”. В церковной практике перечисленные службы соединены по жизненной необходимости в три группы: вечернюю, утреннюю и дневную. “Вечер, заутра и полудне повем, и возвещу и услышит глас мой”, говорит псалмопевец. Наиболее обычная схема соединения служб такая: 1) девятый час, вечерня, повечерие; 2) полунощница, утреня, первый час; 3) третий и шестой часы, Литургия. Под большие праздники и под воскресения вечерня и утреня соединяются во Всенощное бдение. В Великом посту отчасти иное распределение. Иногда местные условия вынуждают вносить свои изменения в порядок последования служб. В условиях приходской жизни приходится опускать или сокращать некоторые службы, предписываемые типиконом. В монастырях более полное следование церковному уставу, отступления относятся ко времени совершения служб по необходимости трудовых послушаний. Чтобы молитвенно провести полный круг ежедневных служб, лучше всего посетить обитель и насытиться там духовной пищей. «Пришедше на запад солнца». Вечерня Вечерня начинается чтением девятого часа. По древнему уставу его полагается совершать в притворе. Таким образом первым молитвенным последованием в суточном круге освящались притвор и само вхождение в храм. Притворы в наших храмах не имеют прежнего назначения и иногда отсутствуют, поэтому Девятый час читается на клиросе. Благоговейное желание пребывания в храме выражено в начальных стихах первого псалма этого часа: «Коль возлюблена селения...» (Пс.83:2) Девятый час связывает два суточных круга, он заканчивает службы и воспоминания минувшего дня и собственно Вечерня начинает собой воспоминания событий и святых лиц предстоящего дня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

В связи с этим не совсем ясно, что же является критерием для отличия великой вечерни от вседневной. Протоиерей К. Никольский считает таким критерием положение сугубой ектении (на вседневной вечерне сугубая ектения совершается в конце вечерни, а на великой – в середине, перед пением «Сподоби, Господи…»). Однако с исторической точки зрения основным признаком великой вечерни следует считать наличие входа. Как пишет профессор Н.Д. Успенский , авторитетный литургист XX века, «свое название “великая” эта вечерня заимствовала от великих церквей – Великой константинопольской церкви, иерусалимского храма Святого Воскресения и др , где когда-то вечерний вход составлял неотъемлемый обряд этого богослужения. Иначе говоря, великая вечерня – это вечерня, совершаемая по примеру великих церквей со входом. Таким образом, сам обряд входа служит основным признаком, по которому великая вечерня отличается от вседневной» 175 . В пользу этого подхода можно также привести соображение, что в праздник Благовещения, случившийся в седмичный день Святой Четыредесятницы, сугубая ектения полагается в конце вечерни, однако говорить, что на праздник Благовещения совершается вседневная вечерня, неправомерно. Таким образом, приведенный нами далее список дней совершения великой вечерни содержит все те случаи, когда на вечерне полагается вход. Кроме указанного основного признака великой вечерни (наличия входа), существует ряд второстепенных особенностей, которые часто (но не всегда) присутствуют на великой вечерне и отличают ее от вседневной. К ним можно отнести: – пение «Блажен муж…» вместо рядовой кафисмы 176 ; – количество стихир на «Господи, воззвах…», которые на великой вечерне нередко поются на 10 или на 8, тогда как на вседневной всегда на 6 177 ; – чтение паремий 178 ; – совершение сугубой ектении после прокимена или паремий (тогда как на вседневной вечерне она полагается после пения тропарей по «Ныне отпущаеши…») 179 . Великая вечерня, если она совершается отдельно от утрени, то есть не в составе бдения, следует сразу за 9-м часом и со­вершается в храме, при открытой завесе царских врат.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

  Далее в Типиконе говорится о средних праздниках, они имеют два знака. —  Крест с полукружием красного цвета — этот знак означает, что в праздники, имеющие этот знак, служба совершается тоже бденная, и состав служб дневного круга точно такой же, как и при знаке. —  Полный круг с крестом красного цвета отличаются лишь изменяемые части службы: при совершении бденной службы среднего праздника на утрени читается не только канон праздника; перед ним вставляется канон Божией Матери. Еще один знак средних праздников — крест един точию красный. При праздниках, имеющих этот знак, совершаются службы дневного круга в следующем порядке: девятый час и великая вечерня, повечерие, полунощница, полиелейная утреня, первый, третий и шестой час. Такой тип службы кратко называют «полиелей», по самой праздничной части богослужения. Мы видим, что когда по Уставу совершается бденная служба, то служится малая вечерня, а когда служба только полиелейная и бдения нет, малая вечерня не служится. При бдении также нет места повечерию и полунощнице, потому что вечерня и утреня слиты в одну службу и нельзя что-нибудь вставить между ними, а при полиелее есть место для повечерия и полунощницы. Следующий знак относится уже к малым праздникам месяцеслова и имеет название: «три точки, несовершенно окружены». Этот знак может быть двух цветов: черный и красный, будем обозначать их так: Добавить знаки, где следует При красном знаке совершаются следующие службы суточного круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня с праздничным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение называется службой с великим славословием. При черном знаке (такую службу называют шестеричной) богослужение строится следующим образом: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, будничная утреня, первый, третий, шестой час. В Типиконе есть еще один тип службы, но его невозможно изобразить графически, это служба без знака. При службе без знака совершаются те же дневные службы и в том же порядке, как и при знаке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Суточный круг богослужений среды и пятницы составляют следующие службы: вечерня, великое повечерие, полунощница (на приходах не совершается), утреня, часы, изобразительны. В приходской практике службы распределяются следующим образом: вечером совершаются вечерня, великое повечерие, утреня и 1-й час, утром – 3-й, 6-й, 9-й, часы, изобразительны и вечерня (в идейном смысле эта вторая вечерня относится к следующему дню, но в структурном отношении она является заключительным богослужением настоящего дня, тем более что на ней присутствует ряд великопостных особенностей). Сразу заметно, что в среду и пятницу сырной седмицы не положено литургии; это – одна из наиболее известных и броских особенностей данных двух дней (в качестве исключения литургия в эти дни совершается только в случае Сретения Господня или храмового праздника). Наконец, прежде чем приступим к последовательному изложению особенностей богослужения, сделаем последнее замечание: так как в службах среды и пятка многие особенности совпадают с великопостными, то те элементы службы, отправление которых совершается в полном соответствии с великопостным чином, мы подробно рассматривать не будем, а лишь сделаем соответствующее замечание (в то же время великопостный чин богослужения будет максимально подробно рассмотрен далее). Напротив, там где последование или образ исполнения молитвословий отличаются от седмичных дней Великого поста, мы будем обязательно на этих отличиях акцентировать внимание. Вечерня Вплоть до пения тропарей по «Ныне отпущаеши…» вечерня совершается по обычному вседневному чину, особенности в последовании появляются в самом конце. На «Господи, воззвах…» поются стихиры Октоиха и Минеи по обычаю (Октоиха – 3, Минеи – 3; «Слава»: стихира святого, «И ныне»: Крестобогородичен Минеи). «Сподоби, Господи…» читается даже в тех храмах, где на вседневной вечерне принято петь это молитвословие (по аналогии с седмчиными днями поста). Стихиры на стиховне из Триоди «Ныне отпущаеши…» (читается). Трисвятое по «Отче наш…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

93.  8 ноября, великая вечерня, на Господи, воззвах, гл. 4. 94.  Тогда же, утреня, ин канон, гл. 8, песнь 3. 95.  26 март, утреня, канон, гл. 6. песнь 3. 96.  (Migne. Patr. Graec. t. 35. col. 737). То же у св. Иоанна Дамаскина. De fide orthodoxa, lid.2 cap. 3. M. P. G. t. 94 col. 868, 869. 97.  Migne. Patr. Graec. t. 36., col. 320. 98.  Октоих, гл. 2, понедельник, вечерня, на Господи, воззвах. 99.  Там же, гл. 2, понедельник, утреня, канон, песнь 5. 100.  Там же, гл. 3, понедельник, вечерня, на Господи, воззвах. 101.  Там же, гл. 3, понедельник, утреня, канон, п.4. 102.  26 марта, утреня, канон, гл. 6, песнь 7. 103.  Тогда же, на хвалитех, гл.4. 104.  Октоих, гл. 1, понедельник, утреня, канон, песнь 3. 105.  Там же, гл. 1, канон, песнь 4; гл. 3, канон, песнь 9, гл. 7, вечерня, на Господи, воззвах. 106.  Епископ Феофан (Затворник). Толкование пастырских посланий св. Апостола Павла. М. 1882, стр. 285. О том же у свят. Иоанна Златоуста. Против аномеев, 3 и 4. Изд. СПб. Духовной Академии, т. 1, стр. 503–523. 107.  Добротолюбие, том 3, стр. 232. О любви, сотница 4, гл. 7 108.  25 марта, вечер, на Господи, воззвах, слава и ныне, гл. 6, самогласен. 109.  8 марта, утро, канон, гл. 8, песнь 1,Иоанна монаха. 110.  Тогда же, ин канон, песнь 8. 111.  26 марта, вечерня, на Господи, воззвах, гл1. 112.  Впрочем, на вечерни среды 5 недели Великого Поста поется на Господи, воззвах 30 стихир (6 обычных и 24 на канон св. Андрея Критского, по алфавиту). 113.  Октоих, гл. 1, понедельник, утро, канон, песнь 4. 114.  Там же, песнь 5. 115.  Там же, песнь 5. 116.  Четьи -Минеи, 8 ноября. 117.  Октоих, гл. 1, понедельник, утреня, канон, песнь 1. 118.  Србльяк 4-х. (служба св. Стефану Щильяновичу), утреня, светилен, богородичен. 119.  Октоих, гл. 4, утро, канон, песнь 1. 120.  Там же, песнь 4. 121.  8 ноября, великая вечерня, на «Господи, воззвах», гл. 4. 122.  Октоих, гл. 4, понедельник утро, канон, песнь 4. 123.  Там же, гл. 6, понедельник утро, канон, песнь 4. О сем же снова находим подтверждение у свят. Григория Богослова; (Migne. Patr. Craec. t.36, col. 321).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Нередко повседневная вечерня соединяется с утреней, так что отпуст представляется здесь неуместным поскольку молящиеся должны остаться в храме. В таком случае допустимо на заключительные слова хора «… Благослови» священник входит в алтарь, берет кадило, и, делая крестовидное движение перед престолом, возглашает начальный возглас Утрени: «Слава святей, единосущней и животворящей троице …» После этого чтец читает Шестопсалмие (епископ Александр). На великой вечерни, в соединении с утреней, т.е. на бдении, отпуста после вечерни не бывает. По прочтении или пении 33-го псалма «Благословлю Господа на всякое время», до слов, «не лишатся всякого блага», благословение народу следует преподать с амвона при закрытых царских дверях. Такой же порядок, когда служится лития и бывает благословение хлебов. На великой вечерни, совершаемой отдельно от утрени, царские врата отверзаются при произнесении великого отпуста (Р.д.с.п. 1886 г., О том, как отверзаются врата, существует следующая практика. Диакон в это время стоит вне алтаря и царские двери отверзаются священником перед самым отпустом: «отверз св. двери и опустив фелонь, стоящу диакону отвне одесную и орарь держащу обычно, глаголет иерей отпуст по дню (Устав, 2 гл.) Вечерня накануне Рождества и Богоявления В некоторые дни года вечерня соединяется с Божественной литургией. Так, в навечерие Рождества Христова и Богоявления, если оно случится в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток, а также в Великий четверток и Великую субботу, вечерня соединяется с литургией Св. Василия Великого (в праздник Благовещения особый устав). Тогда в самый день праздника служится литургия св. Иоанна Златоуста. По указанию Типикона вечерня в соединении с литургией служится в 1м часу (по церковному в 7м) в навечерие Рождества Христова, а в навечерие Крещения Господня в 11 ч. (по церковному в 5) ч. дня. Между прочим, в таких случаях царские часы служатся в 8 ч. утра, т.е. до вечерни и литургии. Когда навечерие праздников Рождества Христова и Богоявления падает на субботу или воскресенье, в те дни служится литургия св. Иоанна Златоуста, а потом особо около 1 часа пополудни (по церковному в 7м) служится великая вечерня. В этих случаях в самый день праздника служится литургия св. Василия Великого , а царские часы совершаются накануне в пятницу (когда литургия вовсе не совершается).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Минея. Месяц априллий, 4. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 2. 770 Там же. Кондак. 771 Там же. Канон. Песнь 5, тропарь 1. 774 Там же. Песнь 9, тропарь 2. 775 См.: Димитрий Ростовский, святитель. Четии Минеи. Апрель, 4. 776 Там же. 777 Минея. Месяц август, 25. Утреня. Канон, краегранесие. 778 См., например: Там же. Песнь 7. 779 Там же. Песнь 1, тропарь 1. 780 Цит. по: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 303–304. 781 Минея. Месяц ноемврий, 4. Утреня. Канон. Песнь 7, тропарь 2. Примечания ко II части (примечания без подписи принадлежат автору). 782 См.: Минея. Месяц иуний, 29. 783 Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. С. 10. 785 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 277 и далее. 786 Смолич И. К. К вопросу периодизации истории Русской Церкви/Пер. с нем. архимандрита Макария (Веретенникова)//Альфа и Омега. 1998. 3 (17). С. 159–174. 787 Ключевский В. О. Курс русской истории. С. 32–33. 788 См.: Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество… 789 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 15–16. 790 См.: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 2. С. 58. 791 Там же. 792 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 23. 793 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 2. С. 67. 794 См.: Минея. Месяц иулий, 24. 795 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 2. 796 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 797 Там же. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 798 Там же. На стиховне, стихира на Славу. 799 Там же. Утреня. Канон 1. Песнь 8, тропарь 2. 800 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 801 Там же. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 802 Там же. На Господи, воззвах, стихира 4. 803 Там же. Утреня. Канон, икос. 804 Там же. Утреня. На хвалитех, стихира на Славу. 805 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 806 Там же. Утреня. Канон 1. Песнь 3, тропарь 1. 807

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010