В попразднство (любого святого) – рядовые и святого. Задостойник праздника (только в попразднство). Причастны: В предпразднство: – бденному святому – только святого; – полиелейному святому – дня и святого. В попразднство – праздника и святого. О святом на 6 или малом святом, если случится в период предпразднства или попразднства в седмичный день Устав такой службы можно найти в 12 главе Общей Минеи («О святем, емуже поется на 4 или на 6 в предпразднствах и попразднствах кроме недели»), а также в Месяцеслове Типикона (см. последование 7 сентября, 9 сентября, 15 сентября, 20 ноября, 22 ноября и др.). В данный период, как и в период пения Октоиха, совершаются вседневные вечерня и утреня. Вечерня Кафизма рядовая по Уставу. В неделю вечера и во все те дни, накануне которых совершалось бдение, кафизмы нет. Стихиры на «Господи воззвах...», на 6: Служба одному святому: 3 стихиры праздника (предпразднства) и 3 стихиры святого; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника (предпразднства). Двум святым: 3 стихиры 1-го святого и 3 стихиры 2-го святого; «Слава» – стихира 1-го святого; «И ныне» – стихира праздника (предпразднства). Входа нет. Стихиры на стиховне: стихиры праздника (предпразднства) с их припевами; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника (предпразднства). Если стихира «Славы» отсутствует, то на «Слава, и ныне» полагается стихира праздника (предпразднства). По «Ныне отпущаеши...»: Служба одному святому: тропарь святого; «Слава, и ныне» – тропарь праздника (предпразднства). Двум святым: тропарь 1-го святого; «Слава» – тропарь 2-го святого; «И ныне» – тропарь праздника (предпразднства). Если же тропарь святому не указан, то поется только тропарь праздника (предпразднства). Малое повечерие Канон не поется, кроме следующих случаев: – в предпразднства Рождества Христова и Богоявления поется трипеснец препразднства; – если служба одному из святых выносится на повечерие, то в этих случаях на повечерии поется канон этому святому (например, 9 сентября, 30 декабря и др.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

канон Богородице «прешедшия недели утренний» (6-я уставная глава Общей Минеи), т. е. канон Богородице берется из воскресной утрени Октоиха, уходящего гласа. – прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие, причастны – сначала святого, а затем дня. Однако в период от Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых это правило не действует: в это время по субботам читаются сначала рядовые чтения, а затем святому (прокимен и причастен дня также предваряет соответственно прокимен и причастен святого). О святом, имеющем славословие Устав службы славословному святому в седмичный день можно найти в 48-й главе Типикона в последованиях 23 сентября (Зачатие Пророка и Предтечи Иоанна) и 23 октября (св. апостола Иакова, брата Господня). Также некоторые уставные указания можно найти в 8-й уставной главе Общей Минеи и в 52-й главе Типикона. В праздники святых со славословием совершается вседневная вечерня и утреня с Великим славословием. Виды славословных служб В церковном году можно насчитать чуть более двух десятков дней, когда по Уставу совершается славословное богослужение. При этом можно выделить три основных типа славословных служб: 1)  когда поется Октоих (23 сентября, 23 октября, 25 июля); 2)  когда Октоих не поется (9 декабря, 2 июля, 31 августа); 3)     богослужение во дни отдания двунадесятых праздников. Существует также немало славословных богослужений, которые нельзя отнести ни к одному из этих видов и которые, в сущности, представляют собой исключения (1 сентября, 13 сентября, Лазарева суббота, Преполовение Пятидесятницы). Однако службы всем славословным святым (следует подчеркнуть, что именно святым, а не Богородице или Спасу), хотя их немного, относятся к первому типу славословных богослужений. Поэтому мы, излагая последование службы славословному святому, рассмотрим только первый тип славословного богослужения, т. е. именно тот случай, когда на утрени с Великим славословием поется Октоих. Вечерня Кафизма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи воззвах...»: стихиры святого на 6;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Хор поет: «Буди имя Господне...» (трижды), и читается 33-й псалом: «Благословлю Господа на всякое время...». После чтения псалма иерей произносит: «Благословение Господне на вас...». Хор: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), благослови». И в конце – отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своей Матери (затем поминается святой дня седмицы, например, в среду после литургии – святые четверга: «святых славных н всехвальных Апостол, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца», и это потому, что совершалась вечерня последующего дня; далее поминаются: храмовой святой и дневные святые по календарю, потом святой следующего дня – по календарю), иже во святых отца нашего Григория Двоеслова , папы Римского, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец» 142 . Певцы поют обычное многолетие. Великое повечерие – по чину понедельника. Примечание: Учащимся необходимо обратить внимание и сравнить окончание в Великом посту вечерни в воскресенье вечером, вседневной великопостной вечерни и изобразительных, когда нет литургии Преждеосвященных Даров и когда литургия совершается. Первая седмица и Неделя Великого поста С понедельника вечером по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св. Андреи Критского . В тропарях этого канона изложены все побуждения к посту и покаянию, приводятся многочисленные примеры из Ветхого в Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Повечерие первых четырех дней называется «малым стоянием», в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5-й седмице и «великого стояния» в Пяток Великий. Внешнее отличие канона св. Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней (включая 2-ю), и к каждому тропарю поется припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

109 Трипеснец по вторникам состоит из 2-й, 8-й и 9-й песни, причем 2-я песнь имеет два ирмоса: один поется вначале, второй – на катавасию. 110 Этот тропарь бывает во все седмичные дни св. Четыредесятницы как: понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу. 113 Полный отпуст бывает также в субботу 3-й и 4-й седмиц. В субботу на 5-й и 6-й седмицах по 1-м часе отпуст краткий. (Подробное указание о чтении канонов на великопостной утрени см. В. Розанов . Богослужебный Устав. М., 1902, с. 492–500, а также Богослужебные указания на 1950 г. и 1951 г.). 114 Не полагаются кафизмы во все понедельники на 1-м часе и в пятницы на 1-м и на 9-м часе. Кроме того, не бывает кафизм в Великие Понедельник, Вторник и Среду на 1-м и 9-м часах. 115 На 6-м часе полагается чтение паремии из книги пророка Исаии, перед которой и после поется прокимен. 116 В праздники: Благовещения, храмовой и великого святого тропарь часа оставляется, а читается только тропарь праздника. В сыропустную среду и пятницу тропарь часа читается, а не поется, и притом без поклонов. 118 На всех великопостных часах (1-м, 3-м, 6-м и 9-м) будет произноситься один и тот же возглас: «Боже, ущедри ны...». 119 Хор, после произнесения священником тропаря и стихов каждого часа, припевает слова 1-го тропаря. Например, на 3-м часе: «Господи Иже Пресвятаго Твоего Духа...» и т.д. 121 Слово «прокимен» чтец не произносит (см. Типикон, последование часов в среду сырную и в понедельник первой седмицы Великого поста). 123 В среду и пятницу сырной седмицы, на праздник Благовещения, храмового или великого святого, а также в Великий Четверг и Великую Субботу «Блаженны» не поются, а читаются (без поклонов). 125 В праздники полиелейные, Благовещения, храмовой и другие полагается только три земных поклона, а в Великий Четверг, Пятницу и Субботу поклоны вообще отменяются. 128 3 Хотя в Типиконе нет указания на возглас: «Мир всем», однако обычный порядок требует, чтобы перед прокимнами не только на великой, но и на малой и вседневной вечернях священнослужитель произносил: «Вонмем. Мир всем».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

165 Если храмовой праздник случится на Страстной седмице (а именно: в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг), то служба его переносится на Неделю ваий, а если случится в Великую Пятницу или Субботу, то переносится на второй день Пасхи и совершается вместе с пасхальной службой по Марковой главе (как, например, о праздновании памяти св. вмч. Георгия). Если случится праздник Благовещения в Великий Понедельник, Вторник или Среду, то служба праздника соединяется со службой Триоди. Накануне Понедельника всенощное бдение начинается с великой вечерни, а накануне Вторника и Среды – с великого повечерия, переходящего (после вседневного славословил) в литию. На утрени поется вместо «Аллилуиа» – «Бог Господь...» и 3-й тропарь праздника. Далее поется полиелей, величание, прокимен и Евангелие Благовещения. Каноны: первый праздника с ирмосом на 6, трипеснца на 8; катавасия Триоди. А в каких песнях нет трипеснца, то там канон праздника с ирмосом будет на 14; катавасия в таком случае берется праздника. Славословие читается. В конце утрени и на часах – молитва св. Ефрема Сирина (на часах по три поклона). Литургия совершается по чину св. Иоанна Златоуста в соединении с вечерней, то есть вечерня бывает перед литургией, как на литургии св. Василия Великого (см. Типикон, под 25 марта). На литургии прокимен, Апостол, Задостойник и причастен Благовещения. Евангелие же на литургии читается праздника Благовещения и дня. 166 Русский перевод: «Когда славные (досточтимые) ученики на вечери, при умовении ног просвещались (от действий и слов Христовых – Ин. 13, 3–15 ), тогда Иуда злонамеренный, зараженный сребролюбием, совсем омрачился, и Тебе, Праведного Судию, замыслил предать беззаконным судьям. Жадный собиратель богатств! Посмотри на Иуду, удавившегося из-за них! Избегай жадности – вот на что она дерзнула по отношению к Учителю. Господи, милостивый во всем, да будет слава Тебе!» 169 В Великий Четверг и Пятницу на изобразительных не бывает припева, как в предыдущие недели, – «Помяни нас, Господи...», но вычитывается все подряд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

1-я часть: Священник в епитрахили перед царскими вратами при закрытой завесе творит начало: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Царю Небесный...» по «Отче наш...», «Господи; помилуй» (12), «Приидите, поклонимся...», псалом 4-й, 6-й, 12-й, 24-й, 30-й и 90-й 97 . «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3). Хор: «С нами Бог , разумейте языцы...» (громко и со сладкопением) со стихами и припевом: «Яко с нами Бог». Чтец читает тропари: «День прешед, благодарю Тя, Господи...», «Слава» – «День прешед, славословлю Тя, Владыко...», «И ныне» – «День прешед, славословлю Тя, Святый...», «Верую...». Священник (перед царскими вратами) возглашает: «Пресвятая Владычице Богородице...», «Вся небесная сила святых Ангел и Архангел...» и прочие тропари (с поклонами). Хор повторяет. (Эти тропари помещены в великом повечерии наряду.) 98 Чтец: Трисвятое по «Отче наш» и тропари: в понедельник и среду вечера – «Просвети очи мои...» и пр., во вторник и четверг – «Невидимых враг моих» и проч. Субботнее великое повечерие в пятницу вечером имеет особые тропари 99 . После тропарей – «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним благослови, Отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...», и читается молитва св. Василия Великого : «Господи, избавлей нас...». 2-я часть: Чтец: «Приидите, поклонимся...», псалом 50-й, 101-й и молитву Манассии, затем Трисвятое по «Отче наш...». Хор: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...», «Слава» – «Господи, помилуй нас...», «И ныне» – «Милосердия двери отверзи нам...» 100 . Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую...». И молитва: «Владыко Боже, Отче Вседержителю...». 3-я часть: Чтец: «Приидите, поклонимся...», псалом 69-й и 142-й, затем вседневное славословие в каноны Богородицы и святого Минеи (если нет канона св. Андрея Критского ) 101 . После канона поется «Достойно есть...», а затем, по Трисвятом и «Отче наш...», – «Господи сил, с нами буди...» со стихами 102 . Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Честнейшую...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь св. Марии Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари в честь творца его – св. Андрея Критского . В субботу первой седмицы Церковь совершает память св. великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали оскверненную императором Юлианом Отступником идоложертвенной кровью пищу, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы). Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим. Служба св. вмч. Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни (соединяющейся с литургией Преждеосвященных Даров). В конце литургии, сразу же по заамвонной молитве, поется молебный канон св. Феодору и благословляется коливо в конце молебна. Молебен состоит из чтения 142-го псалма, пения на «Бог Господь...» тропарей и затем – канона святому. (Апостол и Евангелие не читаются.) 143 В субботу утреня совершается по чину вседневной утрени с пением «Бог Господь...», но без пения великого славословия. Канон в честь святого, составленный Иоанном митрополитом Евхаитским. Первый канон – храма на 6 и святого на 8. Катавасия: «Отверзу уста моя...». На литургии в субботу положено читать два Апостола и два Евангелия: дня и святого; прокимен поется один, 7-го гласа: «Возвеселится праведник о Господе...». Первая Неделя Великого поста называется Неделей Православия – от совершаемого в этот день торжества Православия, установленного в Греции в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь , и особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной на 7-м Вселенском Соборе в 787 году. Из Греции чин Православия перешел вместе с христианством и в Русскую Церковь . Победа Православия в самой Константинопольской Церкви первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Стихиры на стиховне: стихиры святого с их припевами: «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне» – тропарь праздника (предпразднства). Великая вечерня Поется «Блажен муж...» Стихиры на «Господи воззвах...» Для малой вечерни стихиры праздника можно брать из чинопоследования службы данному празднику. на 8: стихиры праздника 348 – 3 и стихиры святого на 5; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника (в субботу – догматик воскресный уходящего гласа). Совершается вход, поется прокимен дня. Паремии святого – 3 (если совершается празднование апостолу и читаются паремии из Нового Завета, то царские врата на время чтения паремий остаются открытыми). Стихиры на литии (если служится бдение) – стихиры праздника (со стиховни данного дня без припевов) и стихиры святого; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника Стихиры на стиховне: стихиры святого 349 с их припевами; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: Если совершается служба бденному святому – тропарь святого (дважды) и тропарь праздника (предпразднства) единожды 350 , а в службе полиелейному святому – тропарь святого; «Слава, и ныне» – тропарь праздника (предпразднства). Малое повечерие (если не совершается бдение) Канон не поется, кроме периода предпразднства Рождества Христова и Богоявления, когда поется трипеснец предпразднства (см. 20 декабря). По Трисвятом – кондак святого; «Слава, и ныне» – кондак праздника (см. 52-ю главу Типикона). Полунощница (если не совершается бдение) В праздники полиелейных святых совершается вседневная (в субботу – субботняя) полунощница по чину без особенностей. Однако в праздники бденных святых, если по какой-либо причине не совершается всенощное бдение, служится праздничная полунощница со следующими особенностями (см. 2-ю храмовую главу): По 1-м Трисвятом: тропарь святого; «Слава, и ныне» – тропарь праздника (предпразднства). По 2-м Трисвятом: кондак святого; «Слава, и ныне» – кондак праздника (предпразднства). Затем «Господи, помилуй» (12 раз), после чего сразу следует молитва «Преславная Приснодево...» (т. е. молитва «Помяни, Господи, в надежди...» опускается).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Хор: «Честнейшую...». После 9-й песни и малой ектении читается светилен – Троичен текущего гласа. Далее читаются хвалитные псалмы и вседневное славословие. Остальное все, как обычно (см. Типикон, четверг 5-й седмицы Великого поста; Богослужебные указания на 1958 г., с. 87). Суббота 5-й седмицы называется субботой акафиста, а сама служба получила название Похвалы Пресвятой Богородицы. В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году. Акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака: первая часть акафиста читается после 16-й кафизмы и малой ектений; вторая часть – после 17-й кафизмы («непорочных») и малой ектении; третья часть – после 3-й песни канона и малой ектении; четвертая часть – после 6-й песни канона и малой ектении. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака: «Взбранной Воеводе...». На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма 153 . В конце утрени поется великое славословие. В пятую Неделю (воскресенье) Великого поста Церковь воспоминает и прославляет св. Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI в. (память 1 апреля по старому стилю, умерла в 530 г.), и в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся. Седмица ваий В пятницу 6-й седмицы оканчивается св. Четыредесятница. В этот день на вечерни, соединяемой с литургией Преждеосвященных Даров, в одной из стихир на «Господи, воззвах...» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоя просим видети, Человеколюбие, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое». Вечером в пятницу – великое повечерие. В субботу седмицы ваий Церковь воспоминает чудо воскрешение Лазаря, поэтому суббота называется Лазаревой. Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в Воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника (глас 1-й): «Общее воскресение прежде Твоей страсти уверяя (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В храме святого: канон Богородице «прешедшия недели утренний», т. е. из воскресной утрени Октоиха уходящего гласа, на 6 и канон святого на 8. В Тропари и кондаки по входе: по образцу службы полиелейному святому, т. к. каноны Октоиха не поются и, следовательно, тропарь и кондак дня также опускаются. Прокимны, Апостол, аллилуия, Евангелие, причастны: От Недели Всех святых до Недели о Мытаре и фарисее – сначала святого, затем дня; От Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых – сначала дня, затем святого. О святом, поемом на 6 Устав службы шестеричному святому в седмичный день можно найти в 9-й уставной главе Общей Минеи. Некоторые указания находятся также в последованиях служб шестеричным святым в 48-й главе Типикона (Месяцеслове) 331 . В день памяти шестеричного святого совершаются вседневная вечерня и вседневная утреня. Вечерня (кроме субботы) 332 Кафизма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи воззвах...»: стихиры святого на 6 (если в Минеи всего 3 стихиры, то каждую необходимо спеть дважды); «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы»; 333 если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется крестобогородичен, находящийся в Минее на ряду. Входа нет. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...»); 334 «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы», если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется крестобогородичен, находящийся в Минее на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне» – богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святого (здесь также выбор богородична определятеся гласом и днем седмицы). Малое повечерие и полунощница Совершаются по Уставу, без особенностей; песнопения из Минеи здесь не поются (кроме тех случаев, когда по Уставу на малое повечерие переносится служба одному из святых Минеи – например, 6 сентября, 28 ноября и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010