Пр. Мины, монаха горы Синайской. Он подвизался 50 лет иноком синайского монастыря; скончался мирно в VI веке. Праздник Богоявления предваряется навечерием. В пениях и чтениях, положенных в навечерие царских часов, вечерни, и литургии (см. ниже, 23 стр.), Церковь представляет из Св. писания обоих Заветов все, что касается Ветхозаветных прообразов и пророчеств о Крещении, самого события Крещения и плодов его. 10 Так как в навечерие, в какой бы день недели оно ни случилось Уставом положен, ради освящения кроплением и вкушением св. воды, пост и именно положено вкушать «сочиво (зерна) обварено, или кутию с медом», то канун крещения обыкновенно называется сочевником или сочельником. 11 В Уставе сказано, что если навечерие случится в субботу или воскресенье, то «пост не бывает»; это надо понимать в смысле облегчения поста: пост не бывает таков как в навечерие, случившееся в прочие дни недели, – вместо одного раза дозволяется дважды принята пищи, именно, после литургии и после освящения воды (см. Πоследов. 5 янв.). В навечерие, если оно случится в понедельник, вторник среду, четверток и пяток, совершаются царские часы (и на них, после «Лик святых» не читается Символ Веры , а также в конце – «Буди имя Господне» и 33 псалом «Благословлю Господа»), затем, особо от часов (в 11-м часу дня), – вечерня с литургией св. Василия; если же навечерие случится в субботу или воскресенье, то царские часы совершаются в предшествующий пяток (с чтением Символа веры и 33-го псалма) литургии же в тот пяток не бывает (см. ниже, в отд. цер.-практич. о Литургии) и в этот день Уставом пост не положен (см. Уст. 5 янв. и 25 дек.); а литургия св. Василия совершается в самый праздник; в субботу или же в воскресенье, накануне праздника совершается литургия св. И. Златоустого «в свое время по обычаю, якоже и всегда» (и на ней – «по Изрядно поем Достойно»), а затем в свое время (отдельно от литургии) совершается вечерня. Вечерня накануне крещения совершается с чтением паремии, Апостола и Евангелия. Если в навечерие (когда оно бывает в понедел., вторн., среду, четв., пяток) вечерня соединяется с литургией, то после чтения паремий следует малая ектенья с возгласом: «Яко свят еси… ныне и присно», затем произносится: «Господи, спаси благочестивыя» в поется «Трисвятое» и проч. («вместо Достойно поем О Тебе радуется»); если же в навечерие (когда оно случится в субботу или воскресенье) вечерня совершается отдельно от литургии, то после паремий не поется «Трисвятое», а бывает малая ектенья и по возгласе («Яко свят еси… и во веки веков») произносится прокимен и читается Апостол и Евангелие, затем «ектенья Рцем вси, и Сподоби, Господи, и (ектенья) Исполним вечернюю молитву, иерей возглас («Буди держава»); и исходим ко крестильнице, идеже уготован стол» (см. ниже). После водоосвящения (по отпусте литургии, а в субботу и воскресенье по отпусте вечерни), поставляется возженный свещник среди церкви и поется тропарь и кондак праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Особого внимания в порядке служб дневного круга заслуживает начало церковного дня. Известно, что богослужебный день начинается с вечера. Этому есть два объяснения. Первое чрезвычайно просто: в книге Бытия говорится о сотворении мира: «И был вечер, и было утро: день один». Это библейское основание для такого течения дневного круга, но возможны и другие осмысления… Вспомним динамику дня плотского, когда человек живет обычной жизнью: встает утром, полный сил и планов, идет на работу, обедает, потом снова трудится, устает, ужинает, делает домашние дела и, совсем уставший, ложится спать. День в целом имеет характер какого-то упадка; конец его подобен смерти. Богослужебный день имеет другую динамику, он изменяет, преобразует течение обычного плотского дня. Богослужебный день – стремительный взлет, восхождение; это проявляется уже в том, что день начинается с вечера, когда, казалось бы, уже все кончилось, а для чад Церкви все только начинается. Начинается круг служб, и они, следуя друг за другом, приводят нас к своей вершине – к литургии, которая вырывает нас из течения времени. Богослужение самой вечерни требует разъяснений. Хотя мы и сказали, что первая служба церковного дня – вечерня, однако такая формулировка имеет характер недостаточный и неточный, правильная формулировка должна быть несколько иной. Первое богослужение церковного дня – это вечерня, перед которой совершается девятый час. В таком виде эта формулировка полнее всего передает смысл соединения двух служб. Вечерня – это первая служба богослужебного дня, а девятый час – последняя служба богослужебного дня. Так что начало и конец богослужебного дня смыкаются, соединяются, они как бы сцеплены. Что же это такое? Просто некая рубрика Устава: перед вечерней вычитать девятый час? Попытаемся осмыслить и понять значение этого соединения. Владыка Афанасий Сахаров говорит о том, что в этом проявляется своеобразное исполнение апостольской заповеди «непрестанно молитесь». Только кончился один богослужебный день – сразу начинается следующий, без всякого перерыва. Молитва не умолкает, не останавливается ни на минуту. Однако литургическая тема, литургическое воспоминание девятого часа и вечерни – не одно и то же; службы эти сцеплены только в чинопоследовании, темы же их различны. Например, 25 сентября празднуется память прп. Сергия; на следующий день – память св. ап. Иоанна Богослова и свт. Тихона. Представим, что мы были на праздничной литургии в день прп. Сергия, а вечером пришли на всенощную под праздник ап. Иоанна. Перед всенощной должна совершаться малая вечерня. В приходских храмах она не служится, но для нас сейчас это не существенно. Перед малой вечерней должен совершаться девятый час. Так вот, на девятом часе читается тропарь и кондак прп. Сергию – уходящего дня, а вечерня уже посвящена празднику ап. Иоанна и свт. Тихона, т.е. литургические темы этих двух служб – различные; это нужно твердо запомнить.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Древние первенствующие христиане очень часто собирались в церковь на общественную молитву. У них почти все время проходило в молитве. Они собирались на молитву в полночь, они молились рано утром, при наступлении дня, в первом часу молились, в третьем, шестом и девятом часу молились, перед полуднем, причащаясь тела и крови Христовой, опять молились, вечером молились, после ужина молились. От этого произошло девять особых церковных служб: полунощница, утреня с первым часом, третий час, шестой час, литургия, девятый час, вечерня и повечерие. Таким образом, первенствующие христиане девять раз в сутки собирались в церковь на общественную молитву. В последствии времени отцы церкви увидели, что трудно и неудобно по девяти раз в сутки собираться на общественную молитву, особенно трудно это для людей семейных и должностных, – и потому определили собираться по три раза в сутки. Таким образом ныне, по уставу церкви, девять церковных служб отправляются в три раза: утром – совершается полунощница, утреня и первый час; перед полуднем – третий и шестой час и литургия; вечером – девятый час, вечерня и повечерие; а перед великими праздниками – вечерня, утреня и первый час отправляются вместе и составляют особенную службу, которая обыкновенно называется всенощным бдением и служит духовным приготовлением к наступающему празднику. Вместо вечерни в таком случае служится малая или сокращенная вечерня с повечерием. Слушатели благочестивые! Молиться можно и должно во всякое время, особенно же когда есть расположение к молитве. Почему же отцы церкви назначили для молитв известное и определенное время? Они это сделали по весьма важным причинам. Так отцы церкви назначили для молитвы полночь, и можно ли не молиться с благоговением в полночи, когда в этом часу откроется второе, страшное Христово пришествие? Можно ли не бодрствовать в те минуты, когда мертвые восстанут из гробов своих? Они назначили для молитвы утреннее время: и когда приличнее молиться, как не утром? И чем приличнее начинать день, как не молитвою? Утренняя молитва для человека то же, что утренняя роса для растений. Тот во весь день бывает счастливее и покойнее, кто с надлежащим вниманием молится утром. Они назначили для молитвы третий, шестой и девятый часы дня: и когда приличнее призывать благодать Святого Духа, как не в третий час, в который Дух Святой сошел на апостолов? Когда приличнее вопиять к Богу о спасении и помиловании, как не в шестой и девятый часы дня, в которые Иисус Христос, распят за наше спасение и умер за наше оправдание?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

60.  24 ноября, вечерня, на Господи, воззвах, гл. 2. 61.  «Неседальная песнь» — буквальный перевод греческого слова «Акафист» 62.  Но при всей нашей любви и приятии земли и твари и жизни, Православию чужд «лживый эротический пафос страсти в этой земле», как и все, тяготеющее к хилиастическим ожиданиям Царства Христова на земле. 63.  15 августа, великая вечерня, на литии, слава, гл. 5, Феофаново. 64.  Молитва на причащение гроздия в 6 день августа, Требник, гл. 26. 65.  Молитва на благословение гроздия. Минея за август, 6 день. 66.  Молитва о приносящих начатки овощей. Требник, гл. 27. 67.  Молитва на благословение ваия. Триодь Постная. Неделя ваий, утро. 68.  I августа, утро, канон, гл. 6, песнь 4. 69.  14 сентября, утро, канон, гл. 8, песнь 9. 70.  Неделя 3 Великого Поста, утро, канон, гл. 1, песснь 9, господина Федора Студита. 71.  Ветвь дуба, в сочельник Рождества привозимая из леса в дом, вокруг коей собирается вся семья. 72.  Собрание древних литургий Востока и Запада. СПб. 1875, выпуск 2, стр. 22. 73.  Там же, стр. 26. 74.  Там же, стр. 88. 75.  Сравни 11 молитву на утрени: Боже, Боже наш, умныя и словесныя… 76.  Буквально — «печаль». 77.  Литургия святителя Василия Великого. Молитва «Сый Владыко». 78.  8 октября, великая вечерня, на Господи, воззвах, гл. 4. 79.  8 ноября, утреня, канон Иоанна монаха, гл 8, песнь 7. 80.  То же,песнь 7. 81.  То же песнь 7. 82.  26 марта, утреня, канон Иосифов, гл. 4, песнь 4. 83.  8 ноября, утреня, канон, песнь 4. 84.  8 ноября, ин канон на утрени, песнь 8. 85.  Образное выражение песнописателя, Бог уподобляется Правителю, Председателю совета пританов в древних Афинах, т. е. очередной филе или отделению совета Ареопага. 86.  8 ноября, великая вечерня, на литии, гл. 2, Арсениево (Еп. Корфский, автор канона на елеосвящение). 87.  Тогда же, слава, гл. 4. 88.  Тогда же, на Господи, воззвах, гл. 4. 89.  Четьи-Минея, на день 8 ноября. 90.  26 март, утреня, ин канон, гл. 4, песнь 8, Иосифово. 91.  Добротолюбие, том 2, стр. 92.  8 ноября, малая вечерня, на Господи, воззвах, гл. 1 (то же в Октоихе, понед., слава, гл.1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Встречаем Рождество правильно: 10 советов Как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно? 5 января, 2020 Как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно? Уже вот-вот грядет праздник Рождества. Как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно? Советует епископ Обуховский Иона (Черепанов). 1. По возможности посетите все уставные праздничные богослужения. Хочу подчеркнуть, что на праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени. Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше — в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром — вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января. Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого. Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию. 2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

http://pravmir.ru/vstrechaem-rozhdestvo-...

  Богослужение самой вечерни требует разъяснений. Хотя мы и сказали, что первая служба церковного дня — вечерня, однако такая формулировка имеет характер недостаточный и неточный, правильная формулировка должна быть несколько иной. Первое богослужение церковного дня — это вечерня, перед которой совершается девятый час. В таком виде эта формулировка полнее всего передает смысл соединения двух служб. Вечерня — это первая служба богослужебного дня, а девятый час — последняя служба богослужебного дня. Так что начало и конец богослужебного дня смыкаются, соединяются, они как бы сцеплены. Что же это такое? Просто некая рубрика Устава: перед вечерней вычитать девятый час? Попытаемся осмыслить и понять значение этого соединения. Владыка Афанасий Сахаров говорит о том, что в этом проявляется своеобразное исполнение апостольской заповеди «непрестанно молитесь». Только кончился один богослужебный день — сразу начинается следующий, без всякого перерыва. Молитва не умолкает, не останавливается ни на минуту. Однако литургическая тема, литургическое воспоминание девятого часа и вечерни — не одно и то же; службы эти сцеплены только в чинопоследовании, темы же их различны. Например, 25 сентября празднуется память прп. Сергия; на следующий день — память св. ап. Иоанна Богослова и свт. Тихона. Представим, что мы были на праздничной литургии в день прп. Сергия, а вечером пришли на всенощную под праздник ап. Иоанна. Перед всенощной должна совершаться малая вечерня. В приходских храмах она не служится, но для нас сейчас это не существенно. Перед малой вечерней должен совершаться девятый час. Так вот, на девятом часе читается тропарь и кондак прп. Сергию — уходящего дня, а вечерня уже посвящена празднику ап. Иоанна и свт. Тихона, т. е. литургические темы этих двух служб — различные; это нужно твердо запомнить. Мы уже сказали о том, что богослужебное течение времени отличается от астрономического; но богослужебный порядок не ломает, не уничтожает астрономическое время, а лишь преобразует его, придает ему новый смысл. Это можно почувствовать на примере места вечерни в богослужебном дне. Она относится как к уходящему дню, так и к наступающему, к тому дню, с повечерием, полунощницей, утреней и часами которого она соединена одной литургической темой. По содержанию своему литургическому, выраженному в тропарях, стихирах, чтениях, вечерня направлена вперед, к наступающему дню, она начинает день; однако, в ней есть такие моменты, особенности, которые указывают на теснейшую связь ее с днем отходящим. Как это можно почувствовать?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 46. Вечернее богослужение Общая схема и смысл вечерни. Ее связь с трапезой и Евхаристией Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Сегодня мы начнем разговор о Вечерни. Нам понадобиться не одно занятие, чтобы объяснить ее структуру, отдельные части и смысл. Сначала обратимся к истории. Первоначально не было таких основных служб, как вечерня или утреня. Были лишь молитвенные часы (3, 6 и 9), и то, это было домашнее молитвенное правило, состоящее из нескольких псалмов и молитвы «Отче наш». Вечерня появилась из общей вечерней трапезы, которая называлась трапезой любви (Агапой), и сначала завершалась Евхаристией, а затем, когда Евхаристия переместилась на утро, превратилась в благотворительную и поминальную трапезу. И вот с этого времени прежнее евхаристическое вечернее собрание стремится обрести свой собственный молитвенный чин. И в этом – исток появления Вечерни. Причём, возникающая Вечерня продолжает рассматривать себя в качестве подготовки к утренней Евхаристии, т.е. её чин складывается как пред-евхаристический. И до сих пор существует требование участвовать в вечернем богослужении готовящимся к причащению! В Православной Церкви вообще литургический день начинается с захода солнца, согласно библейскому последованию творения: «И был вечер, и было утро: день один» ( Быт. 1. 5 ). Начинается вечерня на закате дня, т.е., когда еще светло и солнце не зашло. По объему вечернее богослужение сравнительно краткое. Потому что, будучи первой службой церковного дня, она вместе с тем является одной из последних служб дня естественного, когда сил на длительную службу уже нет. Устав различает несколько типов вечернивседневную, великую и малую: Вседневная вечерня совершается по будням; Великая – накануне воскресных и праздничных дней; Малая – лишь в некоторых монастырях перед трапезой, предшествующей всенощному бдению, чтобы не оставлять вечернее время совсем без молитвы. В большинстве случаев она не совершается никогда.

http://azbyka.ru/video/46-vechernee-bogo...

Типикон охватывает годовой круг богослужений по особым отдельным дням. 987. На каком языке мы пользуемся этими книгами? На языке церковно-славянском. 7. Богослужения Православной Церкви 988. Какие три главные богослужения Православной Церкви? Главные три богослужения Православной Церкви: 1. Вечерня. 2. Утреня. 3. Божественная литургия. 989. Когда служится вечерня? Вечерня служится вечером и относится к следующему дню. 990. Для чего служится вечерня? Вечерня служится для того, чтобы поблагодарить Бога за прошедший день и испросить благословение на наступающую ночь. 991. Когда и почему служится утреня? Утреня служится рано утром, чтобы с самого утра воздать хвалу Богу и просить Его благословить день наступающий. 992. Что такое всенощная? Всенощная есть соединение вечерни и утрени в одно богослужение. 993. Когда служится всенощная? Всенощная служится накануне больших праздников, а также накануне каждого воскресного дня. 994. Какое самое главное богослужение Православной Церкви? Самое главное богослужение Православной Церкви это Божественная литургия, потому что при ней совершается Святая Евхаристия. а) О Божественной литургии 995. Какие самые важные моменты божественной литургии? Самые важные моменты божественной литургии следующие: 1. пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, 2. причащение священнослужителей и верующих пречистыми Телом и Кровлю Господа Иисуса Христа, 3. освящением и пресуществлением хлеба и вина в Свое Тело и в Свою Кровь и приобрещением Ими верующих Господь Иисус Христос за каждой божественной литургией приносит Самого Себя в жертву за спасение людей. 996. Как Господь Иисус Христос показал, что Святая Евхаристия есть приносимая Им жертва за спасение людей? Господь Иисус Христос совершенно ясно показал жертвенное значение Святой Евхаристии, когда, взяв хлеб и благословив его, преломил и, раздавая ученикам, сказл: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Матф. 26, 26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

В полночь ударяют во все колокола и начинается пение великого славословия, тропаря и кондака, по окончании которых, при пении канона Христос рождается, совершается крестный ход вокруг храма, знаменующий: а) Путешествие Марии и Иосифа в Вифлеем. b) Путешествие волхвов и шествие пастырей. с) Радость духовную по случаю Рождения Спасителя. Вернувшись в храм, совершают литургию Златоуста (всегда) после чего благословляют в притвор хлебы и яствия. В 9 часов утра совершается поздняя литургия и молебен. Теперь объясним, почему литургию на Рождество Христово надо совершать в полночь. По преданию Христос родился в полночь, по Евангелию – ночью. Прилично время рождения Спасителя озаглавливать именно литургией, а не другой службой, тем более, что и по уставу, обедня (как и на Пасху) должна быть по рану. Но на Пасху – Христос воскрес, или, во всяком случае, явился воскресший под утро, здесь же Он явился на земле в самую ночь. Чем же лучше ознаменовать наступление дня Рождества Христова, как не обедней? Затем, следующее соображение. Утреня соединена с повечерием, следовательно, обязательно должна совершаться с вечера. Конечно, можно бы всенощную начать с десяти часов, чтоб она закончилась к полуночи, и абие, по славословии ход и обедня. Но для истового исполнения той и другой службы, это утомительно. Впрочем, там, где привыкли к этому, можно утреню совершать с обедней. Это особенно удобно в те года, когда Рождество Христово в понедельник и вечерня бывает отдельно. И так: Обычно: Сочельник-канун: 9 ч. ут. часы и тотчас вечерня св. Вас. Вел. 6 ч. дня. Повечерие и Утреня. 12 ч. ночи. Литургия. или Пятница Сочельник: 9 ч. ут. Часы и обычный обед. Суббота канун: 9 ч. у. веч. Св. Вас. В. 5 ч. Пов. и Утр. 12 ч. н. Литургия или Пятн. Сочельн. 9 ч. у. Часы и обед. Субб. 9 ч. у. Вас. В. Неделя Канун: день 3 ч. Вечерня ночи 10½ ч. Повеч. Утреня и 12 ч. Литургия. Продолжительность служб: Часы с литургией три часа. Часы с обычным обедом два часа. Вечерня Василия Великого Час три четверти. Литургия Василия Великого одна полтора часа. Одна вечерня полтора. Всенощная два часа. Литургия с крестным ходом час, а вместе, два с половиной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

В храмах города и области отметят праздник Богоявления января 2024 В храмах Санкт-Петербурга и области 18-19 января состоятся празднования Крещения Господня (Богоявления) . После богослужений пройдут омовения в освященных водоемах.  Большая городская иордань расположена в акватории Невы у Петропавловской крепости (прибрежный участок напротив Екатерининской куртины между Трубецким и Нарышкиным бастионами). Чин великого освящения воды в ней совершит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 19 января в 13:00.  ВАСИЛЕОСТРОВСКИЙ РАЙОН Успенское подворье Оптиной пустыни (наб. Лейтенанта Шмидта, 27/2) 18 января 08:00 - царские часы. Изобразительны 09:40 - великая вечерня и литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды 11:00 - молебен. Освящение иордани возле храма 16:50 - великое повечерие с литией. Утреня. 1-й час 19 января 06:40 - часы. Божественная литургия 09:35 - часы. Божественная литургия 16:50 - вечернее богослужение Погружения в иордань: с 11:00 18 января до 05:00 19 января; с 10:00 до 14:00 19 января КОЛПИНСКИЙ РАЙОН Свято-Троицкий собор (Колпино, ул. Володарского, 42) 18 января 9:00 - царские часы 10:00 - великая вечерня c литургией. Великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение, освящение иордани 19 января 9:30 - часы. Божественная литургия. Великое освящение воды 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - великая вечерня Погружения в иордань: с 18:00 18 января до 23:59 19 января Храм святого Александра Невского (пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, 217) 18 января 9:00 - царские часы. Изобразительны. Великая вечерня. Божественная литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение с литией 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - великая вечерня Погружения в иордань: с 19:00 18 января до 23:59 19 января; КУРОРТНЫЙ РАЙОН Храм святых апостолов Петра и Павла (Сестрорецк, Петровская наб., 1) 18 января 8:30 - царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010