Часть II. Службы суточного круга богослужения Глава 1. Вечерня Вечерня – начальное богослужение суточного круга, так как именно на вечерне впервые употребляются молитвословия любого дня или праздника. Идейное содержание вечерни . Чин христианской вечерни восходит к ветхозаветному обряду вечернего возжигания светильника (см.: Исх. 30:8 ; Лев. 24:1–4 ), который получил христианское осмысление (Христос – Свет миру: Ин. 1:9; 8:12 ). Потому в Древней Церкви вечерня начиналась внесением светильника в молитвенное собрание, после чего уже следовали определенные молитвословия. Вследствие этих особенностей само древнее вечернее богослужение уже в III веке называлось «светильничное благодарение» (кстати, именно потому молитвы вечерни, читаемые тайно священником во время 103-го псалма, называются «светильничными») 166 . Кроме указанной исторической связи с чином внесения в церковь светильника, в неизменяемых молитвословиях вечерни раскрываются следующие четыре темы: – творение Богом мира и Промысл Божий о мире ( Пс. 103 ); – грехопадение и покаяние (псалмы, входящие в «Господи, воззвах...»); – пришествие в мир Сына Божия («Свете тихий...»); – конечность земной жизни человека («Ныне отпущаеши...»). Также видное место в последовании вечерни занимают изменяемые песнопения (стихиры на «Господи, воззвах…», на литии и на стиховне, тропари), в которых содержится прославление данного праздника. Кроме того, нередко на вечерне полагается чтение Священного Писания (главным образом это паремии, посвященные празднику; очень редко читается Апостол и Евангелие). §1. Виды вечерни Устав Православной Церкви различает три вида вечерни: малую, вседневную и великую. Кроме того, существует два варианта совершения великой вечерни: отдельно от других богослужений и вместе с утреней в составе всенощного бдения. Наконец, по несколько особому чину вечерня совершается в седмичные дни Великого поста. Мы рассмотрим в данной главе только те виды вечерни, которые совершаются в течение года, исключая великопостный период. §2. Малая вечерня

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Вечерня Вечерня бывает малая, вседневная и великая. Повечерие Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие совершается или отдельно от утрени или в соединении с утренею (т.е. на всенощном бдении). Малое повечерие совершается во все дни не в посту, а в посту тогда, когда не положено великого повечерия. Иногда малое повечерие указано читать в келии (см. Типикон, среда и пятница 5й седмицы Великого поста). Полуношница Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Они совершаются, — та или другая, смотря по дню седмицы, — на праздники великие, средние и малые, если только не будет на эти дни совершаемо всенощного бдения, которое уже исключает полунощницу (Типикон, гл. 2, гл. 7, последование Великой Среды вечера) Утреня бывает: а) будничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) праздничная со славословием, на которой великое славословие поется и оканчивается песнею: «Святый Боже…»; в) праздничная не только со славословием, но и с полиелеем (на всенощном бдении утреня всегда совершается с полиелеем); г) утреня Пасхальная. Утреня совершается всегда; отдельно — когда нет всенощного бдения, а когда бывает последнее, то соединяется с великою вечернею или великим повечерием. Часы Часы — 1й, 3й, 6й и 9й бывают: 1) вседневные; 2) Великопостные; 3) Царские; 4) Пасхальные. Пасхальные часы бывают без псалмов и поются во всю Пасхальную седмицу, кончая субботою. Царские часы (эти часы относятся к службе поста) отправляются трижды в году: пред праздниками Рождества Христова и Богоявления (именно: накануне праздников, если канунами не будут суббота или воскресенье; в последнем случае часы совершаются в пятницу, и тогда в этот день, т.е. в пятницу, литургии не бывает, в канун же, т.е. в субботу или воскресенье, совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а потом отдельно в свое время вечерня) и в Великую Пятницу. Царские часы совершаются вместе: 1й, 3й, 6й и 9й и за ними бывает чин изобразительных. Часы Великопостные совершаются в таком порядке: 1й соединяется с утренею, а 3й, 6й и 9й отправляются вместе, за ними бывает чин изобразительных и затем вечерня, а в некоторые дни далее и литургия. Часы Великопостные бывают: 1) в среду и пятницу сырные, если не случатся в эти дни праздники: а) Сретение и б) храмовый (тогда часы 3й и 6й — на них три поклона в конце каждого часа — прямо соединяются с литургиею святого Иоанна Златоуста, а вечерня бывает отдельно); 2) во дни святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья; 3) в понедельник, вторник и среду Страстной Седмицы.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

Вот эти два тропаря. То есть, важнейшие песнопения этой службы — это начальный тропарь, конечный тропарь, канон в середине, ексапостиларий “Разбойника благоразумнаго” и третий прокимен “Разделиши ризы моя себе” он тоже поётся в центре [службы] как раз когда крест выносят. Ещё несколько слов про две остальные службы, и мы закончим. Две остальные службы — это Царские Часы и вечерня Великой Пятницы. Что такое “Царские Часы”? Это константинопольская служба. Изначально она Иерусалимская, но часами она стала именно в Константинополе, потому что в то время она не была часами, но в Константинополе её соединили с часами. Почему “Царские Часы”? Потому что на них собственной персоной присутствовал византийский император. Поэтому они Царские, и поэтому они очень торжественно проходят. В чём заключается торжественность Царских Часов? Во-первых зажигают весь свет. (Обычно на Часах никто свет не зажигает, на этих зажигают). Во-вторых их читают в середине храма. В-третьих на этих Часах поют много песнопений. В четвёртых каждый Час сопровождается каждением. Много торжественных элементов. Царские Часы — это одна большая служба. Она должна занимать всю первую половину дня пятницы. Она включает в себя 4 части: за 1-й час, за 3-й, за 6-й и за 9-й. 4 этих часа идут подряд. Каждый час имеет в себе три псалма, тропарь, группу стихир и, самое главное, Ветхозаветное, Апостольское и Евангельское чтение. Евангелия читаются те же самые, что и ночью на службе 12 Евангелий про Страсти Христовы. Но на этот раз они читаются по Евангелистам. На 1-м Часе, как Матфей излагает события, на 3-м Часе как Марк, на 6-м как Лука, на 9-м как Иоанн. К Часам в конце добавляются Изобразительны — маленькая служба, которая “дочитывается”. Ну и последнее: Вечерня. Вечерня Великой Пятницы — редкий случай. Она служится в правильное время. Она служится в то время, когда и должна служиться вечерня. В 2 или в 3 часа пополудни. Это и есть вечерний час. Эта вечерня по содержанию очень явно распадается на 2 половины. Первая половина посвящена ещё одному воспоминанию Страстей (уже третьему по счёту), а вторая половина посвящена конкретному событию, которое происходило в вечер пятницы.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

Вечерня – первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером, перед заходом солнца, чин которого установлен в первые века христианства. Начинается вечерня 103-м псалмом, называемым поэтому «предначинательным», прославляющим величие Творца; затем следует великая ектения (ряд прошений, произносимых диаконом либо священником), чтение очередной кафизмы Псалтири (150 псалмов которой разделены на двадцать кафизм, или групп), пение 140-го и 141-го псалмов («Господи, воззвах») с присовокуплением соответствующих стихир. Затем поется вечерняя песнь «Свете тихий», возглашается прокимен (стих из Псалтири, предшествующий чтению книги «Апостол» либо паримий – глав ветхозаветных книг, прообразующих либо непосредственно прорицающих то или иное событие новозаветной истории). Заканчивается вечерня сугубой ектенией (усиленной молитвой, прошением) и отпустом – отпустительной молитвой священника. От обычной вечерни отличается вечерня великая, которая, соединяясь с утреней в составе всенощного бдения, совершается накануне воскресных и праздничных дней. Вечерня малая – сокращение обыкновенной вечерни, без ектении и кафизмы – совершается только перед всенощным бдением. Всенощное бдение, или всенощная , – богослужение суточного круга, совершаемое в канун воскресных и праздничных дней. Название происходит от обычая древней Церкви совершать службу в течение целой ночи, до рассвета. Состоит из вечерни, утрени и 1-го часа (или из великого повечерия и утрени). На праздничном всенощном бдении бывает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея (масла) – в воспоминание о трапезах первых христиан в промежутках между долгими богослужениями. Вход – прохождение священнослужителей при отверстых царских вратах в предшествии свещеносца вокруг престола или от жертвенника через северные двери алтаря и затем через царские врата к престолу. Есть два входа: малый и великий. Малый вход также имеет два вида: вход с кадилом и вход с Евангелием; первый, как правило, совершается во все великие вечерни, второй – на литургиях Василия Великого или Иоанна Златоуста , после третьего антифона перед пением Трисвятого. Великий вход бывает только на литургии, его содержание – перенесение преждеосвященных или приготовленных в настоящий день Святых Даров с жертвенника на престол во время пения «Херувимской» песни (название ее – от начальных слов песни: «Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение…») либо заменяющих ее песнопений. Вход с Евангелием символизирует явление Иисуса Христа на проповедь, вход со Святыми Дарами – Его крестный путь, смерть и погребение.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Каждый должен уважать и почитать пастырей, как совершителей таинств Божиих и своих наставников. Св. Апостол Павел так писал об этом: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо (потому что) они неустанно пекутся (заботятся) о душах ваших» ( Евр.13:17 ). Если каждый добрый христианин должен молиться за всех, то тем более он должен молиться за своего духовного отца, чтобы Господь помог ему свято исполнять дело Божие. Молитвы и песнопения, употребляемые при церковных Богослужениях В настоящее время в Православной Церкви ежедневно совершаются три службы: вечеромвечерня, утром — утреня и днем — обедня, или литургия. Пред великими праздниками и пред воскресными днями вечерня и утреня соединяются в одно Богослужение, называемое с давних времен всенощным бдением, или короче — всенощною, так как древние христиане пред великими праздниками действительно проводили ночи во бдении, т. е. в бодрствовании, — без сна, в молитве и песнопениях. В некоторых наших монастырях благочестивый обычай совершать всенощное бдение с вечера до рассвета сохранился и доныне. Вечерня Вечерня изображает собою открытие славы и премудрости Триединого Бога, явленных Им в сотворении мира и человека; блаженное состояние прародителей (Адама и Евы) в раю, потерю ими этого блаженства чрез грехопадение и изгнание их из рая. Начинается эта часть всенощной (вечерня) возгласом священника: Слава святей, и единосущной, и животворящей, и нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков, — и затем троекратным возгласом — приглашением присутствующих — поклониться Христу, как Богу. Приидите, поклонимся… (См. выше) В ответ на это приглашение предстоящие, или от лица их — хор, поют псалом Давида (103й) , прославляющий Бога, Творца мира и Промыслителя: Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи! Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся. Русский перевод: Благослови, душа мол, Господа! Благословен Ты, Господи! Господи, Боже мой! Ты дивно велик. Ты оделся славою и великолепием. Дивны дела Твои, Господи! Все сотворил Ты премудро. Слава Тебе, Господи, сотворившему все.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Перейдем к более конкретному рассмотрению последования Преждеосвященной литургии. Для этого необходимо начать с того богослужения, которое ей предшествует, а здесь имеется трудность: у нас на приходах вечерня служится с утра, а утреня, как правило, вечером. Мы же стараемся прежде всего говорить об Уставе, а уже потом о его нарушениях. Возьмем для примера пяток (пятницу); в этот день надо совершать литургию Преждеосвященных Даров. Какие службы ей предшествуют? На приходах в четверг утром совершался чин изобразительных и вечерня. Эта вечерня уже относится к пятнице, и по Уставу она должна совершаться хотя и не вечером, но все же где-то в середине дня. Но мы не можем в середине дня собраться в храм, поэтому она у нас совершается утром. Так что богослужебный день пятка начался уже давно: в четверг утром мы совершили изобразительны и вечерню, и эта вечерня уже относится к пятнице. Затем по церковному кругу следует повечерие, которое очень редко совершается на приходах. В некоторых храмах в четверг вечером служат великое повечерие, утреню (разумеется, великопостную) и первый час, а в некоторых только утреню и первый час. По мысли Устава, утреня должна быть с утра, и между повечерием и утреней, конечно, должна быть полунощница, но на приходах все это редуцируется. Утреня пятка, конечно же, должна быть утром, но в большинстве храмов мы присутствуем на ней вечером. И, наконец, собственно пятница, когда утром в храмах совершается третий, шестой и девятый час, чин изобразительных и вечерня, на которой служится литургия Преждеосвященных Даров. Налицо особый порядок служб, примечательный тем, что совершается чин изобразительных. Этот чин совершается в двух случаях: когда литургии в этот день нет вообще и когда литургия служится на вечерне или после вечерни. Рассмотрим первый случай, когда литургии нет. Ее может не быть по двум причинам: по нужде церковной, когда нет хлеба и вина (например, в обители прп. Сергия были такие случаи) или нет священника, и когда литургии не положено по Уставу. Например, в наше время в Великом посту в понедельник, вторник и четверток литургия не совершается, и тогда совершается чин изобразительных, который как бы изображает литургию (отсюда его название). Начальная его часть содержит знакомые всем песнопения: Благослови, душе моя, Господа, Хвали, душе моя. Господа, Во Царствии (великопостные изобразительны начинаются сразу с Во Царствии Твоем).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

24 Вечерня, стихиры на стиховне, «И ныне» (ed. Kourtesidou, 11, lines 295–96; 12, line 323); Утреня, песнь 9, тропарь 3 второго канона (ed. Kourtesidou, 44, line 1250). 25 Вечерня, стихиры на стиховне, «И ныне» (ed. Kourtesidou, 11, line 302). Ср.: Утреня, стихиры на хвалитех, тропарь 5: «Множество тебе почестей монашествующих как предводителю нашему, Отче наш » (ed. Kourtesidou, 49, lines 1382–83): следует помнить, что Псалтирь была особенно связана с монашеской молитвой (и с монашеским призванием епископов); см.: Dyer J. The Psalms in Monastic Prayer//The Place of the Psalms in the Intellectual Culture of the Middle Ages. Albany, 1999. P. 59–90. 26 Вечерня, тропарь 4 на «Господи, воззвах» (ed. Kourtesidou, 3, line 41); ср.: тропарь 5 (там же, line 56): πρξεως ργανον, ρστης θεωρας; Стихиры на стиховне, тропарь 1 (С. 11, lines 296–97): τς θεωρας κα τς πρξεως, διδσκαλος ριστος; Эксапостиларий, тропарь 1 (ed. Kourtesidou, 46, lines 1325–26): πρξεως, χαρε, ργανον, θεωρας κρτης; Утреня, стихиры на хвалитех, тропарь 2 (ed. Kourtesidou, 47, lines 1355–57): σ τν καρδαν καλς θεωρ κα πρξει τε καθαρθες. 27 См., напр.: Евагрий, Практик 78–79 (ed. Guillaumont A. and C. Paris, 1971. P. 666 [Sources Chrétiennes; 171]; ср.: Максим Исповедник , прп. Амбигвы 10.2, 27, 40, 41; 30.2, 51.2, 57.2; 65.4 (ed. Constas 1:150–52, 188, 208–12; 2:36–38, 230–32, 254:280). 28 Утреня, Синаксарь (ed. Kourtesidou, 31–32, lines 881–889). 29 Утреня, кафизма после 3 песни (ed. Kourtesidou, 20–21, lines 562–571). 30 Вечерня, тропарь 6 на «Господи, воззвах» (ed. Kourtesidou, 4, lines 60–68). 31 Утреня, песнь 3, тропари 5–6 второго канона (ed. Kourtesidou, 18, lines 501–503, 510511); ср. стихи на помазание елеем от лампады святого, тропарь 2 (ed. Kourtesidou, 50, lines 1415–16). 32 Вечерня, стихиры на стиховне, тропарь 2 (ed. Kourtesidou, 12, line 314). Сбалансированный взгляд Коккина на монашескую жизнь, охватывающий как практику, так и теорию, находит выражение и в его поддержке общежительной жизни – черте традиционного монашества, которая часто упускается из виду при рассмотрении темы исихазма.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В практике православной церкви венчание принято совершать после обручения. Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий перед аналоем с крестом и Евангелием. Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву " Господи, Боже наш, славою и честию венчай их " . Возглашается прокимен и читаются Апостол (Еф. 5; 2033) и Евангелие (Ин. 2; 111), произносится ектения и поется молитва " Отче наш " . Венчающиеся пьют из чаши с вином и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари " Исайе ликуй... " , " Святии мученицы... " , " Слава Тебе Христе Боже " , после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отдует. В православной церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй или третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. В Русской православной церкви венчание не совершается во все посты, на пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг). ВЕЧЕРНЯ - общественное богослужение, совершаемое вечером. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня - под праздники и воскресения. В чин великой вечерни входят: благословение; пение предначинательного псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы и кадит храм); великая ектения; пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на " Господи воззвах " , догматика; вход с кадилом; пение " Свете тихий " - гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паримии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы " Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

И вот Святая Церковь как бы так говорит нам этими песнопениями: ты смущаешься, тебя одолевают сомнения и грехи, но взгляни на праведного Иосифа и последуй его пути. Доверься Богу, и Он чрез Ангела-хранителя укрепит тебя и разрешит твои сомнения. Более же всего, подобно праведному Иосифу, прибегай к Пресвятой Деве, и Она Сама утвердит тебя и уверит, что и ты «Раждаемаго узриши, яко же благоизволи, и, радости исполнився, поклонишися, яко Зиждителю твоему». Последняя, самая важная служба навечерия Рождества Христова, помещаемая в Уставе под 25 числом, – это рождественская вечерня. В обычные предпраздничные дни вечерня совершается совместно с утреней, входя в состав всенощного бдения. Под праздник Рождества Христова всенощное бдение начинается с великого повечерия, а вечерня, чтобы обеспечить ей самое торжественное совершение, соединяется с литургией святого Василия Великого . Этим верующие как бы переносятся к временам первохристианства, когда каждая литургия совершалась вечером или даже ночью, соединяясь с агапой – вечерей любви. Если навечерие Рождества Христова придется в субботу или в воскресенье, то рождественские часы переносятся на пятницу, в навечерие же совершается литургия святого Иоанна Златоуста в свое время, после которой отдельно служится рождественская вечерня. Литургия святого Василия Великого в этом случае служится в самый праздник. Несмотря на всю праздничность и торжественность своего совершения, рождественская вечерня тем не менее относится еще к навечерию Рождества Христова, обрываясь на том месте, где обычно на всенощном бдении начинается лития. На рождественской вечерне не положено ни стиховных стихир, ни тропаря празднику. И по своему строю она, скорее, напоминает великопостную вечерню, совершаемую с литургией Преждеосвященных Даров или без нее в канун праздника Благовещения или великих святых, память которых приходится в Великий пост. Впрочем, в содержании рождественской вечерни есть элементы, сближающие ее со службой самому празднику. Это стихиры на «Господи, воззвах» и паримии, чтение которых в этот день так же, как и в Великую субботу, дважды прерывается пением особых праздничных стихов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

184 Ср.: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы...» (Суббота. Заупокойная утреня. Тропарь 4-й по Непорочнах). 186 Ср.: «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложше, очистим душу, очистим плоть...» (Вечерня в Неделю сырную. Стихира 3-я на Господи, воззвах); «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды...» (Вечерня в среду 1-й седмицы Великого поста. Стихира 1-я на Господи, воззвах). 187 Из «Легенды о двенадцати разбойниках» – песни неизвестного автора, текст которой частично восходит к поэме H.A. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863–1876). 189 Имеются в виду судебные процессы 1097–1938 гг. над рядом видных партийно-государственных деятелей СССР. 190 Ср.: «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложше, очистим душу, очистим плоть, постимся добродетельми наслаждающеся Духа. В нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся» (Вечерня в Неделю сырную. Стихира 3-я на Господи, воззвах). 191 Ср.: «Всечестное воздержание начнем светло, лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением, благомужества крепостию...» (Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Утреня. Седален по 3-м стихословии). 192 «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений. Всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб и нищия безкровныя введем в домы...» (Вечерня в среду 1-й седмицы Великого поста. Стихира 1-я на Господи, еоззеах). 193 Ср.: «Приидите, вернии, делаим во свете дела Божия, яко во дни благообразно да ходим, всякое неправедное списание от себе ближняго отъимем, не полагающе претыкания сему в соблазн. Оставим плоти сладострастие, возрастим души дарования, дадим требующим хлеб и приступим Христу...» (Вечерня в пятницу 1-й седмицы Великого по- ста. Стихира 1-я на Господи, воззвах). 194 Ср.: «Оно [Слово Божие] вочеловечилось, чтобы мы обожились...» (Свт. Афанасий Александрийский . Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти, 54//Творения в 4 т. M.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Репринт. Т.1. С.260).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010