Блаженны: Октоиха на 4 и святому из 3-й песни канона Минеи на 4. Тропари и кондаки по входе: как и в дни памяти непразднуемых святых (см. следующую главу настоящего раздела). Прокимны, аллилуия, причастны – дня и святого. Апостол, Евангелие – рядовой и святого. О непразднуемых святых В данном пункте мы рассмотрим особенности богослужения одному или двум непразднуемым святым в седмичный день, кроме субботы (особенности субботней службы будут указаны в пункте «О непразднуемых святых, если случатся в субботу). Устав такой службы находится в 10-й уставной главе Общей Минеи и в Месяцеслове (48-я глава Типикона) в последованиях служб непразднуемым святым (2 сентября, 3 сентября и т. д.) В день памяти непразднуемого святого совершаются вседневные вечерня и утреня со следующими особенностями: Вечерня Кафизма рядовая по Уставу; в неделю вечера и во все те дни, накануне которых совершалось всенощное бдение, кафизмы не полагается. Стихиры на «Господи воззвах...»: Одному святому: стихиры Октоиха – 3, стихиры святого – 3; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи по гласу стихиры «Славы»; если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется рядовой крестобогородичен Минеи. Двум святым: стихиры первого святого – 3; стихиры второго святого – 3; «Слава» – стихира первого святого; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи по гласу стихиры «Славы»; если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется рядовой крестобогородичен Минеи. Входа нет. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох...» и «Помилуй нас, Господи...») 337 . Затем возможны 2 варианта: – если в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется богородичен (крестобогородичен) Октоиха; – если в Минее содержится стихира «Славы», то порядок исполнения будет следующим: «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы», а накануне среды или пятницы – крестобогородичен Минеи на ряду.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Малые праздники также делятся на два разряда. Праздники со славословием (или святые со славословием) обозначены в Месяцеслове знаком красной скобки с тремя точками посередине . На утрени в эти дни поется Великое славословие, так же поются стихиры на " Хвалите», посвященные празднуемому событию. Но в праздники святых, имеющих славословие, поются каноны Октоиха, т.е. богослужение, в отличие от полиелейных праздников, совершается по двум книгам: Минее и Октоиху. Малые праздники второго вида обозначены черной скобкой с тремя точками , и святые, которые имеют этот знак, называются шестеричными или «святыми на 6». В эти дни совершается вседневная вечерня и утреня с теми лишь особенностями, что на «Господи воззвах» поются стихиры святому на 6 и на утрени поется (в современной практике читается) канон святому на 6 (в каждой песни канона 6 из 14 тропарей посвящены святому). Святые, не имеющие никакого знака в Месяцеслове называются малыми или непразднуемыми святыми. Этим святым положены только стихиры на " Господи воззвах» и канон на 4 (т.е. по 4 тропаря в каждой песни канона). О бденном святом, случившемся в неделю Воскресное богослужение, соединяемое со службой бденному святому, в своем чинопоследовании принципиально не отличается от «обычного» воскресного богослужения, но в то же время имеет некоторые характерные особенности в своей изменяемой части (стихиры, тропари, канон и т. п.). Причем эти особенности существенно зависят от того, в какой период случится богослужение: пения Октоиха или в период пред- и попразднства двунадесятого праздника. Поэтому необходимо рассмотреть оба возможных варианта. В период пения Октоиха Основные особенности богослужения (см. 3-ю главу Типикона) следующие: Малая вечерня На «Господи воззвах» : стихиры воскресные (Октоих) – на 4; «Слава» – стихира святому (Минея); «И ныне» – богородичен Октоиха (настоящего гласа). На стиховне: одна стихира воскресная (Октоих); 1-й припев из стиховни Великой вечерни Минеи (т.е. святому); 1-я стихира святому (Минея, Великая вечерня);

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Св. Четыредесятница и ее богослужение начинается с вечерни сыропустной Недели (воскресенья). Сыропустное воскресенье называется еще Прощеным воскресеньем. Вечером в Прощеное воскресенье, а также и во все последующие воскресенья св. Четыредесятницы, кончая 5-м воскресеньем, совершается вседневная вечерня со следующими особенностями: Вечерня предваряется чтением 9-го часа (завеса закрыта). По окончании 9-го часа священник, открыв завесу, в епитрахили выходит пред царские врата и творит начало вечерни: «Благословен Бог наш...». Вход с кадилом (ввиду пения великого прокимна). После входа и пения «Света тихий» поется великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю» (4 с половиной раза). Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2-ю и 4-ю Недели (воскресенья) Великого поста. В остальные Недели – 1-ю, 3-ю и 5-ю – на вечерни поется другой великий прокимен: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (4 с половиной раза). После прокимна сразу читается «Сподоби, Господи...», как обычно на вседневной вечерни (но ектений «Рцем вси...», как на великой вечерни, не бывает). Царские врата закрываются, и священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник в епитрахили произносит на амвоне ектению: «Исполним вечернюю молитву...», а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом. После стихир на стиховне и чтения «Ныне отпущаеши...», Трисвятого по «Отче наш...» (священнослужитель в это время выходит на солею) поются великопостные тропари (с великими поклонами после каждого тропаря): «Богородице Дево, радуйся...», «Слава» – «Крестителю Христов...», «И ныне» – «Молите за ны, святии Апостоли...», «Под Твое благоутробие прибегаем...» (без поклона). Затем чтец вместо ектении: «Помилуй мя, Боже...» читает «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую херувим...». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш...». Чтец: «Небесный Царю...», и священник произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Вседневная субботняя служба – одна из самых трудных служб в уставном отношении. Церковный Устав различает два типа субботних богослужений: – «Обычная» субботняя служба, когда на утрени поется «Бог Господь...» (12 глава Типикона); – Заупокойная субботняя служба, когда на утрени поется «Аллилуия» (13 глава Типикона). В этом случае на богослужении преобладают заупокойные песнопения; из Минеи же поются только 3 стихиры на «Господи воззвах...» и канон на утрени. В данном пункте мы рассмотрим только 1-й вид вседневного субботнего богослужения, так как особенности субботней заупокойной службы целесообразнее разобрать в отдельной главе, посвященной заупокойным службам. Уставные указания, относящиеся ко вседневной субботней службе, когда поется «Бог Господь...», кроме 12-й главы Типикона, можно найти в 11-й и 52-й главах Типикона, а также в 10-й уставной главе Общей Минеи. Вседневные вечерня и утреня, совершаемые в субботу, имеют следующие особенности. Вечерня Кафизма – 18-я. Стихиры на «Господи воззвах...»: – если празднуется память одного святого (малого или шестеричного) – стихиры святого на 6; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – воскресный догматик уходящего гласа. – двум святым – 3 стихиры первого святого и 3 стихиры второго святого; «Слава» – стихира 1-го святого; «И ныне» – воскресный догматик уходящего гласа. Входа нет. Стихиры на стиховне: Стихиры «мученичны» Октоиха со вседневными припевами вечерни ( " К Тебе возведох...» и «Помилуй нас, Господи...» ); при этом поются те стихиры Октоиха, которые находятся на «Господи воззвах...» 342 , а припевы, так как они отсутствуют в Октоихе на ряду, берутся из Часослова. После стихир Октоиха иногда по Уставу поется стихира святого с ее припевом (например, 2 ноября, 6 ноября, 22 января и др.). «Слава» – стихира святого из Минеи; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы». (Если нет в Минее стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется богородичен Октоиха). По «Ныне отпущаеши...»: 1) одному святому – тропарь святого; «Слава, и ныне» – воскресный богородичен уходящего гласа;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

7-я песнь. Хор поет (или чтец читает) первые 22 библейских стиха. После стиха «И разливашеся пламень...», перед которым стоит надпись «на 14», поется ирмос канона Минеи и сразу же стих: «И обыде и пожре...». Чтец – 1-й тропарь Минеи. Хор: «Ангел же Господень...». Чтец – 2-й тропарь. Хор: «И отрясе пламень...». Чтец – 3-й тропарь. Хор: «И сотвори среднее пещи...». Чтец повторяет 3-й тропарь (если 4-го нет). Хор: «Тогда трие...». Чтец – Богородичен Минеи. Хор – стих с надписью «на 8»: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших...». Чтец – 1-й тропарь 1-го канона Триоди и т.д. по порядку. После стиха «на 4»: «Благословен еси на Престоле...» – 1-й тропарь 2-го канона Триоди. Хор: «Благословен еси на тверди...». Чтец – 2-й тропарь. Хор: «Слава». Чтец – Троичен. Хор: «И ныне». Чтец – Богородичен. Хор: «Блажени, яже избрал...». Чтец – мертвен. Хор – ирмос 2-го четверопеснца на катавасию. 8-я песнь. Начальные библейские стихи, как и в 7-й песни, поет хор или читает чтец. После стиха с надписью «на 14»: «Благословите, огнь и вар...» поется ирмос канона Минеи и сразу – следующий стих: «Благословите, росы и иней...». Чтец – 1-й тропарь канона Минеи и т.д. по порядку. После стиха с надписью «на 8»: «Благословите, вся птицы небесный...» – тропарь 1-го канона Триоди и т.д. по порядку. После стиха с надписью «на 4»: «Благословите, Анания, Азария, Мисаил...» – тропарь 2-го канона Триоди и т.д. В конце хор поет катавасию – ирмос 2-го четверопеснца. 9-я песнь начинается возгласом священнослужителя (после каждения алтаря и иконостаса): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор поет «Честнейшую...», затем ирмос 9-й песни канона Минеи и сразу стих: «Благословен Господь Бог Израилев...». Чтец – 1-й тропарь канона Минеи и т.д. Со стиха с надписью «на 8»: «Клятву, еюже клятся...» читается 1-й канон Триоди, а со стиха с надписью «на 4»: «В нихже посети...» – 2-й канон Триоди. Катавасия – ирмос 2-го четверопеснца. «Достойно» не поется. После обычной малой ектений – светилен гласа, хвалитные стихиры по гласу Октоиха. После стихир читается: «Слава Тебе, показавшему нам свет...», и вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю...». Стиховные стихиры по гласу Октоиха. После «Благо есть...» (единожды) 112 и Трисвятого – тропари: «Апостолы, мученицы и пророцы...», «Слава» – «Помяни, Господи...», «И ныне» – «Мати Святая...». Ектения: «Помилуй нас, Боже...». «Премудрость», «Сый благословен Христос, Бог наш...», «Утверди, Боже...». И сразу читается: «Приидите, поклонимся» и 1-й час. В конце – полный отпуст 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В третьей части после канона «Достойно есть...», Трисвятое по «Отче наш» и далее следуют тропари: дневного святого, храма, затем – «Боже Отец наших», «Иже во всем мире». «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых...» 86 и прочее последование по Часослову. Тропари «Господи сил, с нами буди» не поются. Отпуст малый. (Молитва «Владыко Многомилостиве» – не читается.) После отпуста – чин прощения: «Благословите, отцы святии, и простите ми, грешному». Затем ектения: «Помолимся о Великом Господине...» (см. Часослов, вседневная полунощница). В среду и пятницу сырной седмицы на утрени: Вместо «Бог Господь...» поется «Аллилуиа» во глас Октоиха, 4-е раза, со стихами. Стихи: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли», «Правде научится живущие на земли», «Зависть приимет люди ненаказанный», «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли». Далее читаются тропари троичны гласа (см. в конце Триоди и Ирмология) 87 . К канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон и трипеснец. Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где имеются трипеснцы Триоди (в среду – 3, 8 и 9, а в пятницу – 5, 8 и 9 песни), канон Октоиха оставляется, а песни Минеи (только в среду и пятницу) присоединяются к предыдущим песням, например: 3-я песнь – к 1-й; 8-я – к 6-й; 9-я – к 7-й 88 . Ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди (в остальные дни седмицы в этом случае песни Минеи не присоединяются к предыдущим песням, но опускается только канон Октоиха). В остальных песнях первым идет канон Октоиха с ирмосом на 4, затем каноны Минеи на 6 и Триоди (без ирмосов) на 4. По существующей практике, припев к тропарям Триоди: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Для ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы (см. схему на с. 165). После 9-й песни и ектений поется светилен Троичен гласа, как и в Великом посту. Окончание утрени такое же, как и утрени великопостной. Дни недели

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

После благословения хлебов лик начинает петь: «Аминь. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века (трижды)», и первую половину 33–го псалма «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем Имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага». 74 Во время пения 33–го псалма священник поднимается на солею (рис. 70) и, став перед царскими вратами, 75 лицом на запад (по иным же традициям лицом на восток) ожидает окончания пения 33–го псалма. В это время диакон (или пономарь) северною дверью уносит освященное в алтарь (рис. 71). По окончании 33–го псалма священник лицом к западу (если ожидал его окончания, смотря на восток, то развернувшись через правое плечо) благословляет народ со словами: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков» и входит царскими вратами 76 в алтарь (рис. 72), после чего царские врата затворяются. Лик поет: «Аминь», и тем самым заканчивается собственно вечерня и начинается утреня. После входа в алтарь священник и диакон, сотворив положенные поклоны, прикладываются к краю святого престола. Воскресная утреня Благовест к утрени Перед началом утрени (или во время начала) звонарь совершает звон. По одной традиции это двоекратный непродолжительный звон «во вся», по другой же (предписывающей здесь звон, положенный в самом начале вседневной утрени) однократный «во вся, тяжким ударением редко, пока глаголет псалом 50–й, весь». Устав всенощного бдения об этом звоне замечает только, что он творится «в великий и в прочия кампаны». Шестопсалмие

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

После возгласа: «Боже, ущедри ны...» священник произносит молитву св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами – 4 земными и 12 малыми). Далее чтец – Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12) и молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево», «Упование мое Отец...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне, Господи, помилуй (3), благослови». Священник (стоя) читает молитву: «Владыко Многомилостиве...» 103 . В это время все молящиеся преклоняются до земли, а священник произносит слова: «Благословите, отцы святии...», после чего делает земной поклон 104 и, поворачиваясь лицом к алтарю, произносит ектению: «Помолимся о великом Господине и Отце нашем...» и в конце: «Рцем и о них». Хор: «Господи, помилуй» (3). Священник: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь». Примечание: На великом повечерии в пятницу Великого поста молитва св. Ефрема Сирина (с поклонами) опускается, а также конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12). Окончание великого повечерия в таких случаях после канонов будет следующее: «Достойно есть...», Трисвятое по «Отче наш...», кондак, «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время», «Слава, в ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним благослови, отче», «Молитвами святых отец...»; но если святой полиелейный, то будет 3 великих поклона 105 . После поклонов – Трисвятое по «Отче наш» и 12 раз «Господи, помилуй» опускается, но сразу читается «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...», «Слава Тебе, Христе Боже...», «Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), благослови». Отпуст малый: «Христос истинный Бог наш...». «Аминь». Обычное прошение и ектения: «Помолимся о великом Господине и Отце нашем...» и т.д. В конце: «Молитвами святых отец...». «Аминь». (См. В. Розанов . Цит. соч., с. 543–544; Богослужебные указания на 1951 г., с. 115). Великопостная утреня Начало утрени – до шестопсалмия включительно – такое же, как и вседневной утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

1 Все цитаты в предисловии приводятся по «Личному делу Г.И. Шиманского», хранящемуся в архиве МДА. 2 Скорее всего, это был митрополит Гурий (Гросу), управлявший Кишиневской епархией в 1920—1936 гг. 3 Богословский институт был переименован в 1946 году в Московскую Духовную Академию (МДА). 4 Г. И. Шиманский Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Православной Церкви. М., 1997. 5 Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах». 6 Утреня, 2 канон, 1 песнь, 1 тропарь (далее — п. 1, 1). 7 Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне», срав.: 2-й канон, п. 4, 2. 8 Великая вечерня, 1 стихира на литии. 9 Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах» и 4-я стихира на стиховне великой вечерни. 10 Утреня, 1-й канон п. 6, 1; великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах» и 2-й канон, п. 9, 3. Икос праздника. 11 Утреня, светилен на «Слава, и ныне». 12 Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах». 13 Великая вечерня, 1 стихира на литии. 14 Утреня, 2-й канон, п. 5, 1: «Пречистое Гвое рождество, Дево Непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанно и рождение Гвое, Невесто Неневестная: Бог бо бе весь в мя облекийся» (ибо Бог всего меня воспринял). 15 Утреня, 1-й канон, п. 8,1 — русский перевод проф. М. Скабаллановича. (Здесь и далее цит. по книге: Скабалланович М. Христианские праздники. Киев, 1916). 16 Великая вечерня, 1 стихира на стиховне. 17 Малая вечерня, стихира на «Господи, воззвах» на «Слава, и ныне». 18 Великая вечерня, 4 стихира на литии. 19 Великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах». 20 Малая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах». (Ср.: кондак праздника). 21 Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне. 22 Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах». 23 Слово в день Рождества Богородицы. 24 Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне», срав.: 1 канон, п. 1,3. 25 Малая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах». 26 Малая вечерня, 3 стихира на «Господи, воззвах» 27 Малая вечерня, 1 стихира на стиховне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

222 Неделя о блудном сыне, утреня, канон, п. 8. 223 Неделя св. Отец, предпразднство Рождества Христова, утреня, 3-й канон, п. 6, 2. 224 Октоих. Богородичен на 5-й воскресный ексапостиларий. 225 Благовещение, великая вечерня, стихира на «Славу» на литии. Срав.: Неделя предпразднства Рождества Христова, 2-й канон, п. 5, 1; Благовещение, утреня, 2-я стихира на хвалитех и мн. др. 226 Октоих, 8 гл., утреня, 1-й канон воскресный, п. 4, 1. 227 Октоих, 7 глас. В Неделю вечера, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 228 Благовещение, великая вечерня, стихира на «Слава; и ныне» на стиховне. 229 Октоих, 7 гл. В Неделю вечера, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 230 22 декабря, предпразднство Рождества Христова, утреня, канон, п. 9, 3. 231 Четверг сыропустной седмицы, утреня, трипеснец, п. 8, 3. 232 Св. Симеон Новый Богослов. Слово 21-е//Его же. Слова. Вып.1. М., 1892. С. 186. 233 Срав.: Рождество Христово, утреня, 1-й канон, п. 5, ирмос. 234 Введение Пресвятой Богородицы во храм, утреня, 1-й канон, п. 6, 2; Октоих, 7 гл., утреня, 1-й канон воскресный, п. 8, 3. 235 Октоих, 1-й глас. Утреня. Догматик воскресный. Срав.: Октоих, 7 гл., 3-й канон, воскресный, п. 3, 1. 236 Рождество Христово, великая вечерня, 2-я стихира на литии. 237 Октоих, 5 глас, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 238 Рождество Христово, утреня, 2-й канон, п. 5, 1 — русский перевод. 239 Рождество Христово, великая вечерня, 4-я стихира на литии. 240 Рождество Христово, утреня, 2-й канон, п. 6, 1 — русский перевод М. Скабаллановича. 241 Октоих, 7 гл., утреня, 3-й канон воскресный, п. 1,3. 242 Суббота мясопустная, утреня, 3-я стихира на хвалитех. 243 Октоих, 2-й глас, полуношница в Неделю, канон, п. 1, 4. 244 Октоих, 1-й глас, великая вечерня, 10-я стихира на «Господи, воззвах». 245 Октоих, 1-й глас, полуношница в Неделю, канон, п. 8, 3. 246 Благовещение, великая вечерня, 3-я стихира на стиховне, 3-я стихира на «Господи, воззвах». 247 Рождество Богородицы, великая вечерня, 2-я и 5-я стихиры на «Господи, воззвах». Октоих, 6 гл., среда, утреня, канон Богородицы, п. 7, 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010