Когда литургия совершается до вечерни, тогда соединение прочих служб между собою делается двояким образом, смотря по тому, бывает ли бдение, или не бывает. Если не бывает бдения, то все службы совершаются в таком порядке времени, в каком положено совершать отдельно каждую службу, именно накануне: а) Служба вечерняя состоит из 9-го часа 289 , вечерни, повечерия. Засим б) служба утренняя – из полунощницы, утрени, 1-го часа, соответствующего нашему 7-му. Наконец, в) служба полудня – из 3-го и 6-го часов литургии. Если же совершается бдение 290 , то потому уже, что бдение назначается всенощное (когда, следуя Уставу, не должно ложиться спать), не полагаются повечерие 291 и полунощница. Бдение начинается вечернею великою. А так как великая вечерня бывает уже близко к ночи, по заходе солнца, то в обыкновенное время вечерни пред закатом солнца полагается пред бдением еще малая вечерня. Итак, когда совершается бдение, не бывает полунощницы, а бывает, кроме великой, еще малая вечерня, и все службы совершаются в таком порядке: A. 9-й час, малая вечерня, повечерие (малое – в приходских церквах). Б. Великая вечерня, утреня, 1-й час (т. е. бдение). B. 3-й и 6-й часы, литургия. Когда литургия бывает после вечерни, тогда вечерня, большею частью, сряду совершается за часами и за нею – литургия. Немного бывает в году случаев, когда вечерня с литургиею совершаются отдельно от часов, именно: 1) когда совершаются царские часы и бывает в тот день литургия. Так, в Великий пяток, если в оный случится Благовещение, сперва совершаются царские часы особо, потом вечерня в соединении с литургиею св. Иоанна Златоустог о совершается отдельно от часов царских (Тип., послед. 26-го марта). Также в навечерия Рождества Христова и Богоявления Господня, когда вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого ; вечерня с литургией отдельно совершается от часов царских (Тип., 24-го декабря и 5-го января). Устав также предписывает часы (3-й, 6-й и 9-й с Изобразительными) совершать отдельно от вечерни (в 8-м часу дня) с литургией и в том случае, если в Великий четверток или субботу случится Благовещение (Тип., послед. 25-го марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

302 Навечерие Богоявления, великие часы, 1-й тропарь на 3-м часе. 303 Навечерие Богоявления, великие часы, стихира на 9-м часе. 304 Минея, 3 января, утреня, 1-я стихира на стиховне. 305 2 января, утреня, 1-я стихира на хвалитех. 306 Минея, 2 января, 1-я и 3-я стихира на стиховне. 307 Требник Петра Могилы. Молитва на водоосвящение Святого Богоявления. 308 Краткое содержание и смысл паремий, читаемых на вечерне Богоявления, — см. Протоиерей Григорий Дебольский. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. СПб., 1837. 309 Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 310 Там же. 1-я стихира на «Господи, воззвах». 311 Преображение, великая вечерня, стихира на «И ныне» на литии. 312 Преображение, великая вечерня, 3-я стихира на литии. 313 Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на литии. 314 Преображение, великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне. 315 Преображение, великая вечерня, 2-я стихира на литии. 316 Преображение, великая вечерня, 3-я стихира на литии. 317 Преображение, утреня, стих по 50-м псалме. 318 Преображение, утреня, «Слава, и ныне» на седален по полиелеи. 319 Преображение, утреня, 2-й канон, п. 5, 2, русский перевод. 320 Преображение, утреня, 2-я стихира на хвалитех. 321 Преображение, великая вечерня, 2-я стихира на стиховне. 322 Преображение, утреня, 1-й канон, п. 3, 1. 323 Преображение, утреня, 1-й канон, п. 8, 2. 324 Преображение, утреня, 1-й канон, п. 5, ирмос. 325 Преображение, великая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах». 326 По Требнику Петра Могилы вначале чина освящения плодов читается псалом 66-й, после прочтения молитв начатки «овощей» (плодов) благословляются и освящаются святейшим Именем Бога, в Троице поклоняемого, и кроплением святой воды. При этом священник говорит: «Благословляется и освящается овощие сие кроплением воды сея священныя во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». 327 Скабалланович М.Н. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Т. 1—3. Киев, 1915. Т. 3. С. 32—34.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы Вечерня В соответствии с традицией, унаследованной от Ветхого Завета, литургический день в христианской Церкви начинается с вечера. Соответственно первым богослужением суточного круга считается вечерня. Устав различает несколько типов вечернивседневную, великую, малую, а также соединяемую с литургией. Вседневная вечерня совершается по будням; великая – накануне воскресных и праздничных дней (она входит в состав всенощного бдения); малая – лишь в некоторых монастырях перед трапезой, предшествующей всенощному бдению. Вечерня соединяется с литургией в тех случаях, когда Устав предписывает совершение литургии вечером: по средам и пятницам Великого поста, в навечерия Рождества и Богоявления, в Великий Четверг и Великую Субботу. В этом случае от вечерни остается лишь ее начальная часть, которая заменяет начальную часть литургии (службу антифонов). Современная вечерня включает в себя элементы, заимствованные из константинопольского «песненного последования» и иноческого вечернего правила. Слияние этих двух различных по происхождению последований происходило уже в VII веке. Вседневная вечерня начинается словами: «Приидите, поклонимся Цареви нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Эти воззвания, по принятой в Православной Церкви традиции, произносятся перед началом чтения псалмов. Они указывают на то, что псалмы, несмотря на свое ветхозаветное происхождение, являются, в церковном понимании, христоцентричной молитвой, и переживаются верующим через призму поклонения Христу как Царю и Богу. Если великая вечерня входит в состав всенощного бдения, то она начинается возглашением диакона «Востаните», после чего Устав предписывает священнику совершать полное каждение храма. Затем хор поет «Господи, благослови» и священник возглашает: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». После «Аминь» начало обычное опускается и сразу же следует «Приидите, поклонимся», которое, по обычаю, поется священнослужителями в алтаре. К трем воззваниям в таком случае добавляется четвертое: «Приидите, поклонимся и припадем Ему». На практике, однако, каждение совершается не перед начальным возгласом священника, а после пения «Приидите, поклонимся», во время пения псалма 103.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Агапа переводится с греческого как любовь. Это название указывало на особую атмосферу братства и единения во Христе, царившую между верующими, которые следовали словам Христа пребудьте в любви Моей (Ин. 15:9), а также подчеркивало благотворительный характер собрания — к участию в общей трапезе приглашались и те, кто не мог обеспечить себя пропитанием. В апостольский век агапа была продолжением Евхаристии — Таинства Церкви, установленного Иисусом Христом на Тайной вечери и совершаемого поначалу вечером. Впоследствии Евхаристия была отделена от агапы, но традиция собираться вечерами для молитвы и вкушения пищи осталась. По мере расширения Церкви совместная трапеза, совершаемая после молитвы утратила свое первоначальное благочестивое наполнение и со временем практически исчезла из богослужебной практики. Однако и сегодня отголоски этого древнего обычая можно усмотреть в той части вечерни, которая называется литией и совершается по праздникам. Ее кульминация — благословение хлебов, вина и масла, которые потом раздаются участникам богослужения. Какая бывает вечерня? Вечерня может быть трёх видов: Также особый чин имеет вечерня, совершаемая в будние дни Великого поста. Вседневная вечерня встречается в богослужебной практике наиболее часто. Почему? Дело в том, что в Церкви каждый день посвящен памяти того или иного святого, в честь которого и совершается богослужение. Среди святых есть особо почитаемые подвижники, например, Николай Чудотворец и те, почитание которых не столь масштабно. Последних — абсолютное большинство. И если накануне памяти известных святых обычно служится великая вечерня, то в честь остальных угодников Божьих совершается более скромная вседневная вечерня. Великая вечерня Великая вечерня — самый праздничный вид службы. Она совершается накануне великих церковных праздников, праздников в честь особо почитаемых икон Пресвятой Богородицы, а также, как уже говорилось выше, дней памяти известных святых. От остальных видов вечерни её отличает праздничный характер: 103 псалом поется, а не читается, во время пения «Свете Тихий» открываются царские врата и совершается торжественный вход с кадилом (в редких случаях с Евангелием), читаются паремии — краткие отрывки из Священного Писания (обычно из Ветхого завета), связанные тем или иным способом с праздником, служится лития. Великая вечерня, как правило, не совершается отдельно и входит в состав всенощного бдения. Последнее помимо вечерни включает в себя еще одно богослужение — утреню. Малая вечерня

http://foma.ru/vechernja-chto-jeto.html

17.00. Вечерня.Новогодний молебен. Храм святого праведного Иоанна Русского в Кунцеве, ул. Ярцевская, 1А. 17:00. Вечерня, утреня. 18:00. Новогодний молебен. Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, Малый Предтеченский переулок, д. 2. 17:00. Вечерня. Утреня. Новогодний молебен. Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, Алтуфьевское шоссе, стр. 4. 17.00. Вечерня.Новогодний молебен. Храм пророка Илии в Изварино (Новая Москва) 17.00: молебен на Новый год с чтением акафиста «Слава Богу за всё!» Храм Казанской иконы Божией Матери в Узком, Профсоюзная улица, д. 123б. 23.30. Молебен на Новый год. Храм пророка Илии (Крестовоздвижения) в Черкизове, ул. Б. Черкизовская д.17 18:00. Новогодний молебен. Храм Спаса Преображения на Болвановке, 2-й Новокузнецкий пер., 10 стр. 1 18.00. Девятый Час, Вечерня. 19.00. Новогодний молебен. Храм вмч. Георгия Победоносца (Покрова пресвятой Богородицы) на Псковской горке, ул. Варварка, 12. 16.00. Молебен на Новый год. Храмовый комплекс преп.Сергия Радонежского на Рязанке, ул. Окская 17. 17.00. Вечерня. Утреня. Новогодний молебен. Храм Всех Святых на Кулишках, Славянская площадь, д. 2. 16.00. Молебное пение перед Новым 2015 годом. Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове, Дмитровское шоссе, вл. 66. 18:00. Новогодний молебен. Крутицкое Патриаршее подворье, Крутицкая ул. д 11, 13. 17.00. Молебен на начало Нового года. Храм священномученика Антипы на Колымажном дворе, Колымажный пер., д. 8/4, стр. 1. 22.00. Всенощное бдение. Литургия. Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле, ул. Маршала Рыбалко, д. 8, корпус 2. 17.00. Всенощное бдение. Новогодний молебен. Храм Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове, ул. Ижорская, дом 1. 15.00. Вечерня. Новогодний молебен. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино, ул. Б. Косинская, 29 17.00. Вечерня. Утреня. 18.30. Новогодний молебен. Храм Великомученика Димитрия Солунского на Благуше, ул. Ибрагимова, 6А 16:30. Вечернее богослужение. 17.00. Новогодний молебен

http://pravmir.ru/gde-pomolitsya-v-novog...

Вседневная вечерня бывает на праздник с бдением (например, 30-го января), если он случится на сырной седмице в четверток или субботу, равно на храмовой праздник, если этот праздник случится в седмичные дни Четыредесятницы: во вторник, среду, четверток, пяток и субботу (Тип., храм. гл. 35 и 36). На эти дни вечерня или совершается с Литургией Преждеосвященных даров, или бывает без литургии. Великая вечерня – праздничная, называемая полиелейной, разумея вечерню не на бдении (на коей бывает ектения «Рцем вси»), совершается на праздник и в самый праздник. Она совершается на следующие праздники: 1) На праздник с полиелеем; впрочем, в том только случае, если праздник с полиелеем случится от Недели апостола Фомы до Недели мясопустной 272 . 2) Великая вечерня не на бдении бывает на праздник с бдением 273 (напр., 30 янв.), если этот праздник случится в понедельник и во вторник сырной седмицы (Тип., послед. 30 янв.)• 3) Великая вечерня не на бдении бывает на воскресные и на все те дни, на которые положено бдение, но оно по какому-либо случаю не бывает (Тип., гл. 7). 4) Великая вечерня не на бдении совершается на день Преполовения, на 1-е и 13-е сентября, хотя в эти дни на утрени не положено петь полиелей. Великая вечерня не накануне, а в самые праздники совершается: 1) В первый день Пасхи. 2) Во все дни пасхальной седмицы и в Неделю апостола Фомы. 3) В вечер Владычных праздников: Рождества Христова. Богоявления, Преображения, Вознесения, Пятидесятницы, Воздвижения креста Господня. 4) В дни навечерий Рождества Христова и Богоявления и в Великий пяток. Вечерня великая на бдении бывает всегда, исключая тех дней, на которые положено начинать бдение всенощное великим повечерием. (О днях, в кои бдение начинается великим повечерием, увидим ниже.) Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие отправляется отдельно от утрени и в соединении с утренею, именно – на бдении всенощном. Отдельно от утрени великое повечерие отправляется на дни поста и притом такие дни, которые следуют тоже за днем поста, а не за праздником, именно: великое повечерие совершается: 1) На среду и пяток сырные.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Скачать epub pdf – Алексей Сергеевич, можно предположить, что это очень древняя традиция – совершать священнодействие перед заходом солнца. Христиане приняли ее вместе с Ветхим Заветом? – Да, сама традиция совершать особое богослужение вечером восходит к Ветхому Завету. В Пятикнижии Моисеевом есть указания на то, что в ветхозаветные времена совершалось два жертвоприношения – одно вечером, другое утром. И также была традиция вечером возжигать и вносить в скинию светильник и до утра наблюдать, чтобы он не погас. Христиане отчасти переняли эту традицию: они собирались именно по вечерам, после трудового дня, молились и устраивали агапы – трапезы любви. Как известно, у христиан изначально не было жертвоприношений: ведь Христос не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление ( Евр. 9, 12 ). Но на связь хрис­тианской вечерни с древними жертвоприношениями указывает одно из самых ранних ее песнопений – псалом 140-й: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моея – жертва вечерняя. О чем здесь говорится? О том, что молитва – воздетые к Богу руки – заменяет вечернее жертвоприношение. Поэтому вечерня – молитвенное освящение вечернего времени – своим основанием имеет текст этого псалма. – Вечерня сегодня – завершает минувший день или она отнесена к дню завтрашнему? – В сегодняшней нашей церковной традиции вечерня открывает собой наступающий, завтрашний день. Приходя в церковь по субботам и накануне праздников, мы видим, что вечерня входит в состав всенощного бдения, но по будним дням она совершается и отдельно. Перед вечерней всегда совершается девятый час – он как бы завершает уходящий день, а вечерня начинает день завтрашний. Впрочем, из этого правила есть исключения: на Страстной седмице во все дни вечерня является последним богослужением дня настоящего. Также в случае престольного праздника на вечерне совершается отдание этого праздника, так что получается, что вечерня еще относится к дню нынешнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Малая вечерня описана в главе 1 Типикона. Описание начинается словами: «Прежде солнечного захождения дне субботнего клеплет параекклесиарх в малый кампан». То есть малая вечерня совершается в то же время, когда в обычные дни должна совершаться обычная будничная, или вседневная, вечерня. Согласно ныне действующему………….. устава, малая вечерня предваряется чтением 9 часа — точно так же, как и вседневная вечерня. Напомню, что литургически служба 9–го часа относится еще к уходящему дню, поэтому на ней читаются тропарь и кондак уходящего дня. Значит, если мы говорим о воскресной малой вечерне, то на 9 часе, ее предваряющем, должно прочитать тропарь и кондак уходящего субботнего дня. Далее — сама малая вечерня. Начинается она так же, как вседневная вечерня, по 9 часе. Поэтому ни в какие подробности я вдаваться не буду, предполагая сие уже известным вам. По существу малая вечерня есть просто сокращение вседневной вечери. Наша с вами ближайшая задача состоит в том, чтобы рассмотреть, чем же, собственно, состоит «малость» малой вечерни по сравнению с вечерней вседневной, чего малой вечерне недостает по сравнению с вечерней вседневной. На малой вечерне отсутствуют: — светильничные молитвы священника — великая, малая и просительная ектении — кафизма —? - 2 стихиры на «Господи, воззвах» (на вседневной вечерне стихир 6) — прокимен дне (на воскресной малой вечерне поется тот же прокимен, что и на великой вечерне, но одним стихом). Для удобства я буду рассказывать вам воскресную службу в самом простом ее виде, т. е. в соединении со служением одному малому святому. Когда все это будет изложено, я расскажу об особенностях совершения воскресной службы шестеричным, славословным, полиелейным и бденным святым. Чинопоследование малой вечерни Читается 9 час, затем следует возглас священника, чтение Псалма 103. Далее две ектении, «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», и сразу читаются воззвашные Псалмы (светильничных молитв священник не читает). На «Господи, воззвах», как я уже сказал, 4 стихиры воскресные (вместо 6) из Октоиха; первая — дважды. (В Октоихе всего три стихиры, а нужно петь на 4, поэтому первая поется дважды). «Слава, и ныне» Октоиха. Здесь поется так называемый малый догматик. Мы привыкои к тому, что догматиками называются 8 особых Богодичнов, написанных прп. Иоанном Дамаскиным. Они поются перед входом вечерни. Малые воскресные вечерни имеют свои догматики, по происхождению гораздо более поздние, чем великие Дамаскиновы догматики. Тем не менее полезно знать, что догматиков не 8, а 16 — в каждом гласе есть великий догматик и малый, поемый на малой вечерне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

18.00. Новогодний молебен. Новоспасский  ставропигиальный мужской монастырь, Крестьянская площадь, дом 10 19-00 — новогодний молебен 23-00 — Литургия —  храм преподобного Романа Сладкопевца Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино, Фестивальная улица, 77A. 17.00. Вечерня, утреня. 23.30. Молебен с акафистом мученику Вонифатию. 24.00. Литургия. Храм преподобной Евфросинии Великой княгини Московской, Нахимовский проспект, дом 8. 16:00. Новогодний молебен с акафистом прп. Евфросинии Московской. Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье, ул. Б.Ордынка, д. 39. 17.00 Вечерня. Утреня. Новогодний молебен. Храм иконы Божией Матери «Троеручица» в Орехово-Борисово, Каширское шоссе, влад. 63, корп. 2. 17.00. Вечерня. Утреня. Молебен перед началом Нового года. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, ул. Крылатские Холмы, территория парка-заказника. 17.00. Всенощное Бдение. Храм Преображения Господня в Тушине, Волоколамское ш., д. 128. 17.00. Вечерня. Утреня с полиелеем. Молебен перед началом Нового года. Храм сщмч. Климента папы Римского, ул. Пятницкая, д. 26, стр. 1. 17.30. Новогодний молебен. Патриаршее Подворье храма святителя Николая у Соломенной Сторожки, ул. Ивановская, д. 3. 17.00. Вечерня. Утреня. Новогодний молебен. Храм святого праведного воина Федора Ушакова в Южном Бутове, ул.Южнобутовская, напротив вл. 9. 17.00. Вечерня, Утреня, исповедь, 1 час. 18.30. Новогодний молебен. Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии, Храм Святителя Николая в Котельниках, 1-й Котельнический пер., д. 8. 17:00. Новогодний молебен. Храм Преподобного Сергия Радонежского в Солнцево, ул.Богданова, 21 17:00. Молебное пение на Новый год. Храм свт. Николая Мирликийского в Дербеневе, Уланский пер., 11, стр. 1. 17.00. Вечерня.Новогодний молебен. Храм Почаевской иконы Божией Матери храмового комплекса святых равноапостольных Константина и Елены в Митино, ул. Митинская, вл. 11. 17.00. Вечерня. Новогодний молебен. Храм прп. Серафима Саровского в Кунцеве, ул. Багрицкого, дом 10, корп. 3.

http://pravmir.ru/gde-pomolitsya-v-novog...

496 Ин. 19:30. 497 Лк. 23:46. 498 Октоих 5 гл., четверг, вечерня, 3-я, стихира «Господи, воззвах». Срав.: Октоих, 5 гл., среда, канон Кресту, п. 4, 1: «Душам всеконечное избавление сотворяя, Христе, в руце Отцу предал еси Пресвятую Душу Твою на древе волею висимь». 499 Великий Пяток, великие часы, стихира на 1-м часе. 500 Великий Пяток, тропарь на 9-м часе; Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 78. 501 Слово на Великую Субботу».» Христианское чтение. 1845. II. С. 65. 502 Октоих 3-й глас, вторник, вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах». 503 Великий Пяток, стихира на целование Плащаницы: «Приидите, ублажим Иосифа». 504 Великий Пяток, вечерня, стихира 1-я и на «Слава, и ныне» на стиховне. 505 Великий Пяток, повечерие, канон, п. 5-я на «Слава». 506 Великий Пяток, повечерие, канон, п. 6, «и ныне». 507 Великий Пяток, повечерие, канон, п. 6, 1 и п. 6, на «Слава». 508 Великая Суббота, утреня, канон, ирмос 9-й песни 509 Великий Пяток, вечерня, тропарь. 510 Святой Иоанн Дамаскин. Слово на Великую Субботу.//Христианское чтение. 1846. II. С. 73—74. 511 Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 1. 512 Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 2. 513 Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 12; срав.: канон, п. 8,3. 514 Великая Суббота, утреня, 1-я стихира на хвалитех. 515 Октоих 6 гл., суббота, великая вечерня, 7-я стихира на «Господи, воззвах». 516 Октоих 6 гл., икос воскресный; Великий Пяток, вечерня, 3-я стихира на стиховне. 517 Великая Суббота, утреня, 2-я стихира на хвалитех; срав.: Великая Суббота, вечерня, стихира на «Слава» на «Господи, воззвах». 518 Великая Суббота, утреня, 1-я стихира на хвалитех. 519 Великая Суббота, вечерня — аллилуарий. 520 См. Номоканон при Большом Требнике, гл. 169. 521 Если на Страстной седмице случится храмовый праздник, а именно в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг, то служба его переносится на Неделю Ваий, а если случится в Великую Пятницу или Субботу, то переносится на второй день Пасхи и совершается вместе с пасхальной службой по Марковым главам, как указывается о праздновании святого великомученика Георгия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010