Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 277 и далее. 786 Смолич И. К. К вопросу периодизации истории Русской Церкви/Пер. с нем. архимандрита Макария (Веретенникова)//Альфа и Омега. 1998. 3 (17). С. 159–174. 787 Ключевский В. О. Курс русской истории. С. 32–33. 788 См.: Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество… 789 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 15–16. 790 См.: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 2. С. 58. 791 Там же. 792 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 23. 793 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 2. С. 67. 794 См.: Минея. Месяц иулий, 24. 795 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 2. 796 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 797 Там же. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 798 Там же. На стиховне, стихира на Славу. 799 Там же. Утреня. Канон 1. Песнь 8, тропарь 2. 800 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 801 Там же. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 802 Там же. На Господи, воззвах, стихира 4. 803 Там же. Утреня. Канон, икос. 804 Там же. Утреня. На хвалитех, стихира на Славу. 805 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 806 Там же. Утреня. Канон 1. Песнь 3, тропарь 1. 807 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. С. 701–727, 850–851. 808 Греков Б. Д. Русь времен «Слова о полку Игореве»//Слово о полку Игореве. С. 14. 809 Минея. Месяц иулий, 24. Утреня. Канон 2. Песнь 4, Богородичен. 810 Минея. Месяц иуний, 29. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 811 Октоих. Глас 2. Неделя. Утреня. Канон Божией Матери. 812 Минея. Месяц иулий, 24. Утреня. Каноны 1, 2. Песнь 1, тропарь 1. 813 Там же. Великая вечерня. На стиховне, стихира 1. 814 Там же. Утреня. На хвалитех, стихира 3. 815 Там же. Канон 2. Песнь 5, Богородичен. 816 Там же. Песнь 9, тропарь 2. 817 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 23. 818

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Далее — собственно всенощное бдение, начинающееся великой вечерней. Великая вечерня начинается, согласно Типикону, совсем не так, как мы привыкли видеть. Дело здесь вот в чем. Мы говорили о том, что в истории Церкви была самые разные Богослужебные уставы. Нынешний Типикон представляет собой, в общем-то, изложение Иерусалимского устава с некоторыми минимальными влияниями других уставов. А наш обиход имеет в себе гораздо большее влияние других уставов, не Иерусалимского. В частности, устава Великой церкви. Так вот, наша всенощная начинаетсяч, по всей видимости, примерно так, как она начиналась в Великой церкви, а не так, как в лавре прп. Саввы Освященного. И еще один момент, на который хотелось бы обратить ваше внимание. Не надо думать, что великая вечерня — это обязательная часть всенощного бдения. Это далеко не всегда так. Великая вечерня совершается в следующих случаях: — когда есть знак «крест окружен» — когда есть знак «крест полуокружен» — когда есть знак «крест не окружен» — во все воскресные дни. При знаках «крест окружен» и «крест полуокружен» великая вечерня является первой частью всенощного бдения. При знаке «крест» совершается самостоятельно. Что касается воскресного дня, то устав допускает оба варианта: и великую вечерню как часть воскресной всенощной, и великую вечерню, совершаемую самостоятельно. Чин воскресного всенощного бдения описан в главе 2 Типикона, а чин воскресной службы без бдения — в главе 7. У нас принято под воскресенье совершать именно бденную службу. Собственно, этот разговор я завел к тому, что великая вечерня может начинаться по–разному. Если великая вечерня не является частью всенощного бдения, а совершается самостоятельно, то она начинается так же, как вседневная вечерня: читается Псалом 103, в это же время светильничные молитвы; врата закрыты, затем великая ектения. А если великая вечерня открывает собой всенощное бдение, то начинается она особо торжественным образом. Вот как говорится об этом в Типиконе: «Чин великия вечерни…бдения всенощного» О еже зайти солнцу мало, подходит кандиловозжигатель и творит поклон предстоятелю, таже восходя ударяет в великий кампан нескоро, поя «Непорочны» или глаголя Псалом 50 тихо дванадесять». Во время звона звонарь должен успеть пропеть либо 17–ю кафизму на память, либо, если он ее не помнит, Псалом 50–й двенадцать раз. В великий кампан ударяет 12 ударов через 50–й Псалом. «И потом вшед возжигает лампады и уготовляет кадильницу. И тако паки исшед, клеплет во вся кампаны и, возвращшся в церковь и взжжег свечу на свечнице, поставляет прямо в царских вратах. Также творит поклонение иерею, егоже есть чреда. Иерей же, востав, творит поклон предстоятелю и, отшед, творит поклоны три пред святыми дверьми и на оба лика, братиям же всем сидящим. Исшед во святый алтарь, возлагает на ся епитрахиль, целовав крест вверху его и, прием кадильницу и став пред Святою Трапезою, влагает фимиам и глаголет молитву кадилу тайну. И так, покадив Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Малая вечерня совершается только пред бдением, начинающимся вечернею; пред бдением, начинающимся повечерием, не бывает малой вечерни. Под именем малой вечерни разумеется сокращённая повседневная вечерня. На ней не бывает: светильничных молитв, великой ектеньи, стихословия псалтири, малой ектеньи, поётся не более 4 стихир, не поются стихиры стиховны, из ектеньи – «Помилуй нас, Боже» – произносятся, кроме этого прошения, только три прошения (см. их в 1-й гл. Уст.), опускается ектения – «Исполним вечернюю молитву», и бывает, вместо великого, малый отпуст (Уст., 1 и 9 гл.). Устав о малой вечерне находится в Служебнике (в некоторых изданиях), в Октоихе, в 1-й гл. Типикона. Великая вечерня есть вечерня праздничная; она совершается накануне праздника и иногда в самый праздник. 75 Великая вечерня, совершаемая накануне праздников (см. ниже, виды празднич. богослужения), или бывает отдельно от утрени, или в соединении с утренею (всенощное бдение), сообразно с указаниями Устава, который при этом предоставляет свободу настоятелю (см. Уст. 6 гл.), делая иногда замечания: «Аще волит настоятель, творим бдение». 76 На бдении всегда полагается великая вечерня, исключая тех случаев, когда оно начинается великим повечерием. 77 Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Служебнике, Часослове, Следованной псалтири, в 7 гл. Типикона; устав о великой вечерне в соединении с утреней – в некоторых изданиях Служебника, в Октоихе, во 2 гл. Типикона. 78 Кроме утрени, вечерня соединяется: с 3, 6, 9 часами и изобразительными – в Сырные среду и пяток, с теми же службами, а также с литургией преждеосвященных Даров, – в Великом посту, с литургией св. Василия Великого – в Великие четверток и субботу (см. также 19 и 519 стр.), и с литургией св. Иоанна Златоуста – в праздник Благовещения, если он случится в некоторые дни Великого поста (см. марта 25 Ι отд.). Повечерие. В службе повечерия, совершаемой «по вся дни», выражаются вообще чувствования христианина, отходящего ко сну по окончании дня, проведённого при свете Евангелия и благодатной помощи. Кроме того, со службой повечерия св. Церковь соединяет воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и освобождении праведных от власти князя тьмы, и этим воспоминанием руководствует как к благодарению за все благодеяния Божии, так и к молению об очищении от грехов и сподоблении Царства Небесного. Для сего св. Церковь особенно внушает прилежно молить Пресвятую Богородицу о предстательстве, как во все дни живота, так особенно в день исхода души от тела. О повечерии малом и великом

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Малой вечерней называется сокращенная вседневная вечерня. На ней не бывает светильничных молитв, великой ектении, стихословия Псалтири, малой ектении, поется не более четырех стихир, из ектении «Помилуй нас, Боже» произносится всего четыре прошения, опускается ектения «Исполним вечернюю молитву», и вместо великого бывает малый отпуст. Малая вечерня совершается только перед бдением, начинающимся вечерней. Перед бдением, начинающимся повечерием, малой вечерни не бывает. Устав о малой вечерне находится в Служебнике (не во всех изданиях), в Октоихе и в Типиконе, глава 1. Великая вечерня – это вечерня праздничная, совершаемая накануне праздника, а иногда и в самый праздник. Великая вечерня не на бдении совершается в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в следующие дни самих праздников: во все дни Пасхи, в Неделю о Фоме, в двунадесятые Господние праздники – Богоявления, Преображения, Воздвижения, Рождества Христова, Вознесения и Пятидесятницы; и кроме того, в Великий пяток, накануне Преполовения, на 1 и 13 сентября. Великая вечерня, совершаемая накануне праздников, бывает или отдельно от утрени, или соединяется с нею (всенощное бдение) сообразно с указаниями Устава, предоставляющего настоятелю свободу: «Аще волит настоятель, творим бдение». Кроме указываемых в уставе по числу воскресных и праздничных дней – 68 бдений – «по изволению настоятеля», всенощные бдения совершаются также в дни престольных праздников и памяти особо чтимых святых и икон (гл. 6 Устава). На бдении полагается великая вечерня, за исключением тех случаев, когда оно начинается великим повечерием. Совершение всенощных бдений в седмичные дни Святой Четыредесятницы недопустимо (указания Устава, главы 6-я и 9-я; указания Лаодикийского Собора, IV в., прав. 51). Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, в Типиконе (гл. 7); Устав о великой вечерне в соединении с утреней – в некоторых изданиях Служебника, в Октоихе и Типиконе (гл. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Иерусалимском уставе имеются так называемые «Марковы главы». Они появились вследствие увеличения числа памятей и необходимости сочетания подвижных памятей с неподвижными. Свое наименование эти главы получили, вероятно, от Марка, епископа Идрунтского (IX–X в.). Славянская редакция Марковых глав шире греческой. В греческом варианте имеется 95 глав, в славянском – 114. Суточный круг богослужения. Вседневная вечерня Службы суточного круга Суточный круг богослужения включает в себя девять служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1 час, 3 час, 6 час, литургия (чин изобразительных), 9 час. На практике происходит соединение некоторых из этих служб. К началу вечерни присоединяют 9 час, к утрени – 1 час, к началу литургии – 3 и 6 часы. Благодаря этому фактически богослужение обычно совершается не более трех раз в сутки – утром, днем и вечером (но чаще – два раза в сутки: утром и вечером). Все службы суточного круга имеют несколько видов. Существует малая, вседневная и великая вечерня; вседневные, великопостные, царские и пасхальные часы; великое и малое повечерие; вседневная, субботняя и воскресная полунощница; вседневная, славословная, полиелейная утреня; литургии Иоанна Златоуста , Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Вседневная вечерня: дни и время совершения Вседневная вечерня совершается в будние (седмичные) дни, когда совершается память святых без знака в уставе, шестеричных и славословных. В особых случаях вседневная вечерня бывает и в дни памяти полиелейного и бденного святого. Такое случается во время Сырной седмицы и Великого поста. Согласно указанию Типикона (9 глава), вседневная вечерня должна совершаться «перед вечером мало», т.е. перед заходом солнца. В современной практике вечерня бывает в 5 часов после полудня (чаще всего это бывает в зимний период) или в 6 часов после полудня. Идейное содержание вечерни В Учительном известии Служебника говорится, что при совершении вечерни служитель должен благоговейно поучаться в мысли своей, умиленно размышляя, «как Господь и Спас наш Иисус Христос, по спасительных Своих страстех в пяток вечера, на кресте грех наших вися, спасения ради нашего умре, како един от воинов копием ребра Ему прободе, из него же абие изыде кровь и вода, како посем Иосиф с Никодимом, тело Христово снемше, плащаницею обвиша и во гробе положиша, и како Мария Магдалина с Пречистою Материю Господнею, с плачем и великим рыданием, в горести сердца зряху сия».

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Далее в Типиконе говорится о средних праздниках, они имеют два знака. – крест с полукружием (красного цвета) – этот знак означает, что в праздники, имеющие этот знак, служба совершается тоже бденная, и состав служб дневного круга точно такой же, как и при знаке . Отличаются лишь изменяемые части службы: при совершении бденной службы среднего праздника на утрени читается не только канон праздника; перед ним вставляется канон Божией Матери. Еще один знак средних праздников – крест един точию красный. При праздниках, имеющих этот знак, совершаются службы дневного круга в следующем порядке: девятый час и великая вечерня, повечерие, полунощница, полиелейная утреня, первый, третий и шестой час. Такой тип службы кратко называют «полиелей», по самой праздничной части богослужения. Мы видим, что когда по Уставу совершается бденная служба, то служится малая вечерня, а когда служба только полиелейная и бдения нет, малая вечерня не служится. При бдении также нет места повечерию и полунощнице, потому что вечерня и утреня слиты в одну службу и нельзя что-нибудь вставить между ними, а при полиелее есть место для повечерия и полунощницы. Следующий знак относится уже к малым праздникам месяцеслова и имеет название: «три точки, несовершенно окружены». Этот знак может быть двух цветов: черный и красный, будем обозначать их так: При красном знаке совершаются следующие службы суточного круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня с праздничным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение называется службой с великим славословием. При черном знаке (такую службу называют шестеричной) богослужение строится следующим образом: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, будничная утреня, первый, третий, шестой час. В Типиконе есть еще один тип службы, но его невозможно изобразить графически, это служба без знака. При службе без знака совершаются те же дневные службы и в том же порядке, как и при знаке . Поговорим о том же несколько с другой стороны. Вечерни бывают великие, малые и будничные. Малая совершается при двух знаках: , , великая совершается при трех знаках: , , , будничная вечерня совершается при знаках: и , а также службе без знака.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

е. практически механический отпечаток, аналогичный фотоснимку. Последующая живописная традиция только размножила это документальное изображение Христа. Поэтому-то иконы и служат в глазах иконопочитателей важным доказательством воплощения Сына Божия, т. е. доказательством христологического догмата. Не случайно окончательная победа иконопочитания в Византии празднуется Церковью как «Торжество православия» в первое воскресение Великого Поста. Феодор Студит Дальнейшее углубление теории образа мы находим у крупнейшего мыслителя VIII– IX в. преподобного Феодора Студита (759–826 гг). В работах, посвященных защите религиозных изображений, он развивает многие из положений Иоанна Дамаскина и отцов VII Вселенского собора, дополняя их новой аргументацией, делает акцент на целом ряде новых положений. При этом его рассуждения касаются и теории образа в целом, и живописных изображений, и концепции иконы в частности. Свое понимание образа Феодор основывает на теории символических образов псевдо-Дионисия. Приведя цитату из «Ареопагитик» о том, что с помощью «чувственных образов мы возводимся, насколько возможно. к божественным созерцаниям», Феодор отмечает, что образом у Дионисия называется и жертвенник, и миро, и церковные украшения, и «все, что бывает видимо в таинственном священнодействии» (Refut. poem. 18) 438 Интересно, что для обозначения литургических образов, или символов, Феодор использует тот же термин, что и для о означения живописных изображений – εκν, но в своих работах практическ нигде не акцентирует внимание на том, что изображение наделено силой или энергией архетипа, т. е. что оно тождественно литургическому образу (подробнее о нем см. в гл. 9 данного раздела). Преподобный Феодор, как и другие иконопочитатели, неоднократно ссылаясь на Дионисия, с одной стороны, и приравнивая иконы к разнообразным предметам культа – с другой, тем самым свидетельствует, что им безоговорочно принимается и общая теория символического образа автора «Ареопагитик», и теория литургического образа, разработанная в процессе культовой практики. Однако не они привлекают его внимание и не их использует он в качестве главного аргумента в защиту икон. Свою апологию антропоморфных изображений, а следовательно, и обоснование важнейшего христианского догмата божественной икономии он строит, как это ни парадоксально, опираясь на идеи неоплатонизма. Теорию изображения Феодор по существу основывает на плотиновском учении о «внутреннем эйдосе» (τ νδον εδος), хотя не употребляет этого термина и, по вполне понятным причинам, не упоминает имени Плотина. Применительно к предметам видимого мира и произведениям искусства под «внутренним эйдосом» Плотин, как мы по мним, имел в виду идеальный визуальный прообраз предмета. «Внешний вид здания, – писал он, – если удалить камни, и есть его внутренний эйдос» (En. I 6, 3). Эта идея лежит и в основе всех рассуждении Феодора о соотношении видимого образа (изобразительного) и первообраза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

о должност. пресвит. приходск. §85). В этом случае только для родильницы читается особая молитва под наименованием: молитва жене, егда извержет отроча. Но если в приходе священника явится подкидыш, о котором нет возможности удостовериться, крещен он или нет, то в таком случае священник обязан руководствоваться следующим правилом VI Вселенского Собора, каждый раз, когда не находится достоверных свидетелей, которые могли бы несомненно утвердить, что таковые, (т.е. дети) крещены, или когда они (дети), по малолетству, не могут дать нужного ответа о преподанном им Таинстве, тогда без всякого недоумения нужно крестить их, дабы какое-либо недоразумение не лишило их очищения такою святынею (VI Вселенск. Соб. правило 84, сравн. Карфагенск. Собор, пр. 83). Бывает и так, что при подкидышах иногда находятся записки, в которых значатся, что подметаемое дитя крещено, и наречено так-то и так-то, но если из подобных записок нельзя удостовериться, ни о священнике, совершавшем таинство, ни о месте и времени, где и когда совершено оно, то в таком случае подобного младенца надо тоже крестить неотложно, хотя под условием: крещается, и. р., аще не крещен есть и пр. (книг. о должност. пресвитр. приходских §86. Ук. Св. Синода 1731 г. дек. 29). §22. Когда принимают православную веру неверные, как-то евреи, магометане, и т.п., то вместе с ними должно быть совершаемо Крещение и над всеми их детьми, не достигшими семилетнего возраста. Если же крестится один из родителей, то вместе с отцом крестятся его дети мужеского пола, а вместе с материю – женского пола (Свод. Зак. т. X ст. 1302. Сравн. практическ. излож. Парвова, изд. 4, стр. 12–13). §23. Если случится, что от какой-либо женщины родится урод, то, если он не будет иметь вида человеческого, Крещение над ним совершать не полагается. (Требник П. Могилы о крещении дивов или чуд родящихся). Но если будет сомнение в этом, в таком случае надобно крестить его, только под условием: аще сей человек есть, крещается раб Божий, и. р., и пр. (там же). §24.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

534 Пасхальный канон, песнь 1, ирмос. 535 Возглас на заупокойной ектений. Ср.: Октоих 4 глас, суббота, утреня, крестовоскресный канон, п. 1,2. 536 Пасхальная утреня, канон, п. 7, 2. 537 Октоих 4 глас, Неделя, тропарь; срав.: Октоих 2 гл. тропарь воскресный по великом славословии. 538 Октоих 7 глас. Неделя, утреня, 6-я стихира на хвалитех; Октоих 4 гласа, Неделя, кондак и др. 539 Октоих 8 глас, суббота, великая вечерня, 5-я стихира на «Господи, воззвах». 540 Пяток Светлой седмицы, вечерня, 5-я стихира на «Господи, воззвах». 541 Триодь Цветная. Среда Преполовения Пятидесятницы, вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 542 Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 29. 543 Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 2, 1. 544 Суббота Ваий. Кондак. 545 Епископ Феофан. Толкование на 1 Кор. 15:21—22. M., 1882. С. 493. 546 Октоих 5 глас, суббота, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 547 Октоих 7 глас, Неделя, утреня, 1 канон, п. 9,2. 548 Пасха, кондак; срав.: Октоих 7 глас, Неделя, 1 канон, п. 5, 2. 549 Октоих 2 гл., Неделя, утреня, 1 канон, п. 8, 2; Неделя Ваий, 2 тропарь праздника. 550 Пасха, утреня. Слово огласительное св. Иоанна Златоуста. 551 Неделя 3-я Великого Поста, утреня, эксапостиларий. 552 Пасха, утреня, канон, п. 7, 3. 553 Пасха, стихиры, стихира 1 -я. 554 Пасха — «прохождение» (евр.). 555 Пасха, утреня, канон, п. 5, 2 и п. 4, 2. 556 Пасха, утреня, ексапостиларий. 557 Пасха, стихиры, 1-я стихира и канон, п. 5, ирмос. 558 Пасхальная утреня, канон, п. 9, 3-й припев. 559 Октоих 3 глас., суббота, великая вечерня, 1-я и 2-я стихира на стиховне; 6 глас, суббота, великая вечерня, 6-я стихира на «Господи, воззвах» и др. 560 Пасха, утреня, канон, п. 4, Богородичен. 561 Пасха, утреня, канон, п. 3, 1. 562 Октоих 6 глас, Неделя, 2 канон, п. 9. 563 Октоих 7 глас, Неделя, утреня, 1-я стихира на хвалитех; срав.: припев к 9-й песни Благовещения. 564 К этому времени те, кто несет запрестольный Крест, хоругви, фонарь и образ Воскресения должны встать в известном порядке напротив царских врат, вблизи солеи; сюда же встают и певчие (обычно тот, кто несет фонарь встает заранее, в конце полунощницы, далеко от солеи (почти на середину храма); пред ним, ближе к солее, встает несущий Крест, еще ближе к солее — те, кто несет хоругви и свещеносцы с большими свечами; еще ближе — певчие в рядах; около же самой солеи — несущие образ Воскресения, храмовый и чтимый образ). Все встают сначала лицом к востоку, а когда начинается шествие, то сразу все обращаются на Запад и спокойно, не стесняя друг друга, открывают шествие. За певчими и иконой Воскресения идут попарно: диаконы с кадилами и священники (младшие). За священниками, в середине, идет настоятель с трисвечником и Крестом в левой руке и с кадилом в правой. За ним справа — старший диакон со свечой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

В дни, кроме Великого поста, если не бывает всенощного бдения, совершаются службы так: Служба вечерняя состоит из 9-го часа, вечерни и повечерия. Служба утренняя – из полунощницы, утрени и 1-го часа. Служба около полудня–из 3-го и 6-го часа и литургии. Если же совершается бдение, то потому уже, что бдение назначается всенощное (когда, следуя уставу, не должно ложиться спать), не полагается повечерие и полунощница. Бдение начинается великою вечернею. Если же вечерня накануне праздника уже была совершена с часами (как в дни Великого поста) или с литургией (накануне Рождества Христова и Богоявления), то всенощное бдение начинается повечерием) 35 . A так как при всенощном бдении великая вечерня бывает уже близко к ночи, по заходе солнца, то пред закатом солнца полагается пред бдением еще малая вечерня и (в приходских церквах) малое повечерие. И так, когда совершается бдение, не бывает полунощницы, a бывает, кроме великой, еще малая вечерня, и все службы совершаются в таком порядке: вечернее Богослужение составляют девятый час, малая вечерня и (в приходских церквах) повечерие малое. Всенощное бдение состоит из великой вечерни (иногда повечерия), утрени и 1-го часа. Богослужение около полудня – из третьего часа, шестого часа и литургии. В Великом посту особое соединение вседневных служб бывает в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток великой Четыредесятницы и в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы. В эти дни в Богослужении бывает та особенность, что совершаются великопостные часы, и службы 3-го, 6-го и 9-го часов бывают вместе и за ними сряду следуют чин изобразительных и вечерня, a в среду и пяток, после вечерни, литургия преждеосвященных даров. Отсюда соединение в указанные дни бывает следующее: утреннее Богослужение состоит из трех служб: полунощницы, утрени и первого часа. Богослужение около полудня бывает из четырех или пяти служб, именно: 3-го, 6-го, 9-го часов, с чином изобразительных и вечерни, a в среду и пяток и литургии преждеосвященных даров. Вечернее Богослужение состоит из одного повечерия великого или малого.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010