– Троица – это обиходное название. Обратите внимание, мы не встречаем его ни в Типиконе, ни в церковном календаре, там мы читаем – «Неделя такая-то по Пятидесятнице». И это наименование праздника действительно славянское. И оно совершенно не случайно закрепилось на Руси: ее духовный расцвет, эпоха преподобного Сергия Радонежского, его духовных детей и внуков, одним из которых был, по всей вероятности, преподобный Андрей Рублев, – неразрывно связана с почитанием Святой Троицы, тайна Которой открылась нам в полноте(хотя выражение «в полноте» здесь можно использовать только условно, человек не может своим ограниченным разумом в совершенстве познать природу Триипостасного Бога) именно при сошествии Святого Духа на апостолов. Сын Божий уже вочеловечился, уже сказал Своим ученикам: Я и Отец – одно (Ин. 10: 30), уже принес Свою Крестную жертву и победил смерть. И вот, происходит то, что Он обещал (см.: Ин. 14: 16–17; Деян. 1: 8): людям является третье Лицо Святой Троицы, Дух Святой. – Почему Троице предшествует один из дней сугубого поминовения усопших – Троицкая родительская суббота? – Эту субботу стали праздновать как особый заупокойный день еще в IX веке. Смысл в том, что Троица есть день рождения Церкви, а у Церкви, как и у Бога, нет мертвых, она столько же Церковь усопших, сколько Церковь живых. Поэтому накануне Троицы поминают тех членов Церкви, которые находятся уже в мире ином, и поэтому – забежим немного вперед – коленопреклоненные молитвы третьей части на вечерне Троицы посвящены именно поминовению усопших. – Троица всегда бывает в воскресенье, потому что это пятидесятый день после Пасхи; но начнем мы с вечера субботы, со всенощного бдения. Что мы услышим в храме в этот вечер? – На вечерне мы встретимся с двумя песнопениями, которые, с одной стороны, хорошо нам известны и любимы нами, а с другой – мы не слышали их в храме со Страстной седмицы. Это «Видехом свет истинный…» и «Царю Небесный…». Весь период от Пасхи до Пятидесятницы мы празднуем Воскресение Сына Божиего, но явления Святого Духа еще только ждем – вот почему его прославление на время уходит из богослужения. В канун Троицы «Видехом свет истинный…» поется на «Господи, воззвах…» четвертой стихирой, а «Царю Небесный…» – при пении стихир на стиховне. «Царю Небесный…» обычно поется всем храмом. Вообще, стихира «Царю Небесный…» в день Пятидесятницы является как бы именинницей, потому на всенощном бдении праздника она поется несколько раз (еще перед каноном и перед славословием).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По Трисвятом – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же. Примечание. Если в попразднство Преполовения случится святой, которому Типикон назначает всенощное бдение (например, храмовый святой), то на благословении хлебов не должен петься тропарь праздника Преполовения, так как в последовании этих дней составитель Цветной Триоди придерживается обычного общего порядка богослужения, свойственного вообще всем дням Святой Пятидесятницы (до отдания праздника Пасхи включительно). Именно поэтому попразднство Преполовения мало чем отличается от обычного попразднства дня воскресного. Таким образом, устав пения тропарей на великой вечерне, если случится великий святой с бдением, – обычный, т. е. поется тропарь святого (дважды) и «Богородице Дево...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь прп. Евфросинии, глас тот же, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален прп. Евфросинии, глас 5-й: «Доблественне Богу работавши...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Стоя посреде святилища...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален прп. Евфросинии, глас 4-й: «Плоть распяла еси со страстьми...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Стоя посреде святилища...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание прп. Евфросинии и избранный псалом. Седален прп. Евфросинии по полиелее, глас 2-й: «Твердое изволение...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Стоя посреде святилища...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен прп. Евфросинии, глас 4-й: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»; стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Евангелие прп. Евфросинии. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобныя матере нашея Евфросинии...». Стихира прп. Евфросинии.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-30/

Этому может быть несколько объяснений. Во-первых, Святая Русь неуничтожима и перенесение столицы ничего не может изменить в глубинах Руси — Руси Святой. Во-вторых, мистический центр Святой Руси динамичен: он был в Киеве, в Новгороде, во Владимире, в Москве, а ныне насильно перенесен в Петербург. Но главное состоит в том, что в народном сознании видимый центр может не совпадать с мистическим, избранным Богом центром Святой Руси. Служба «Всем святым, в земле Российской просиявшим». Праздник святым, прославившимся в российской земле был учрежден в XVI веке, но во второй половине XVII века он был предан забвению, вероятно потому, что русские церковные традиции, не имевшие аналогов в греческих богослужебных книгах, подвергались сомнению. Празднование (2-я неделя по Пятидесятнице) было восстановлено на Поместном Соборе 17-18 годов XX века. Служба составлена святителем-исповедником Афанасием (Сахаровым) и утверждена Собором. Все святые, в земле Русской просиявшие. Икона м. Иулиании (Соколовой) Словосочетание Святая Русь встречается в богослужении всего три раза. В стихире 4-го гласа (на литии Великой вечерни) возглашается: «Дал еси знамение боящимся Тебе, Господи, Крест Твой честный, имже тии, посрамивше начала тьмы и власти, на Святей Руси Православие утвердиша». Здесь подчеркивается роль честного Креста и крещения в бытии Святой Руси: боящиеся Бога святые утвердили Православие, тем самым связав воедино Крест, Православие и Святую Русь. Отметим, что согласно чинопоследованию празднования 1000-летия Крещения Руси и ежегодного воспоминания этого события служба этого праздника соединяется со службой всем святым. На Малой вечерне в стихире на стиховне поется: «О, преславнаго чудесе! Христа ради подвизавыйся треблаженный собор русских святых ко врагом Святыя Руси всегда является оружие обоюдуострое, пожиная сих вышения». В этой стихире лик русских святых выступает как защитник Святой Руси, как обоюдоострое оружие против ее врагов. Самое интересное выражение здесь —оружие обоюдоострое.

http://pravoslavie.ru/333.html

Царю Небесный: молитва, текст, толкование 10 августа, 2015 О молитве Царю Небесный Молитва Царю Небесный — это обращение к Святому Духу, являющееся частью церковного богослужения. Святой дух — третье Лицо Святой Троицы, Господу Животворящему. Название молитвы происходит от первых двух слов из ее текста. От Пасхи до Вознесения эта молитва не читается, ее место занимает тропарь Пасхи «Христос воскресе…». от Вознесения до Дня Святой Троицы молитву не произносят. Молитва Царю Небесный — стихира шестого гласа на стиховне на великой вечерни Пятидесятницы. Ее относят к VIII—IX векам. Авторство молитвы остается неизвестным. Точную дату обозначить нельзя, но известно, что ее не было при Константинопольском уставе IX века. Читать молитву Царю Небесный можно и келейно, в домашней молитве. Часто приходится слышать о том, что Царю Небесный — очень сильная молитва. Произносить ее можно, когда человек: Но сила молитвы зависит не от того, какой текст произносится, а от веры человека. Ритуальное произношения текста молитвы без истинного разговора с Богом не имеет никакой «особенной» силы. Царю Небесный текст молитвы Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Объяснение: Душе – дух. Иже – который. Сый – сущий, пребывающий. Вся исполняяй – всё наполняющий. Сокровище – хранилище, источник. Благих – добрых. Вселися в ны – вселись в нас. Скверна – грех. На русском: Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух Истины, везде сущий (находящийся) и всё наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель Жизни, прийди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши. Толкование молитвы «Царю Небесный» Святой Дух упоминается в Ветхом Завете три раза: дважды в книге пророка Исаии и один раз в 50 псалмах. А вот в Новом Завете Святой Дух появляется уже гораздо чаще. В виде голубя он спускался во время Крещения Господа нашего Иисуса Христа. О нем не раз говорили евангельские персонажи. Он приходил к Апостолам, когда те шли на проповедь. Поэтому при произношении молитвы Царю Небесный нет привычного припева «возрадуйся» или «радуйся», но зато есть слово «приди», которое призывает третье лицо Святой Троицы.

http://pravmir.ru/caryu-nebesnyj-molitva...

Вечерня по ктиторским Студийским Типиконам В унаследованный от Святогробского храма и палестинских монастырей и переданный им Ипотипосисом и Диатипосисом чин суточного богослужения все эти Типиконы внесли некоторые особенности, хотя из-за неполноты предыдущих памятников и отсутствия современных этим уставам палестинских Типиконов трудно установить, какие из этих особенностей получены ими и общи с современным им палестинским уставом и какое принадлежат исключительно им. Что касается вечерни, то эти уставы указывают на ней вслед за Диатипосисом [ 50 ] для воскресений и праздников кафисму «Блажен муж» на 8 гл., а для будней «Ко Господу внегда скорбети» (18-ю) на глас дня [ 51 ], причем последняя кафисма опускается в воскресенье и в великие праздники вечером, в 12-дневие (между Рождеством Христовым и Богоявлением), Пятидесятницу, неделю сыропустную [ 52 ] и пятницы Великого поста [ 53 ] (В Евергетидском и для великих свв.) [ 54 ]. На Господи воззвах вслед за Ипотипосисом Студийско-Алексиевский устав назначает для воскресений и праздников «Господских» (Спасителя и Богоматери) 9 стихир (утрояются 3 стихиры), для великих же свв. и будней — 6 [ 55 ], а западные и Евергетидский для праздников Господских и воскресений — 8, для великих свв. — 6, а для будней (при одном святом) — 4 [ 56 ]. Тропарь в конце вечерни пелся святому не только в будни и праздники свв., но и в воскресенья, если святой имел тропарь; если же нет, то в будни пелись тропари: «Богородице Дево…», «Крестителю…», «Под Твое благоутробие…» [ 57 ], в воскресенье эти же тропари [ 58 ] или тропарь опускался [ 59 ], или же пелся воскресный тропарь гласа [ 60 ].   Утреня по ктиторским Студийским Типиконам На утрени в будни полагалась одна кафисма от Антипасхи до Воздвижения, две с Воздвижения до Великого поста (исключая сырную неделю, когда одна) и три в Великом посту; в субботу и воскресенье по одним уставам одна кафисма (Ник.-Касул.), по другим две (Ипотипосис, Студ.-Ал., Еверг.), при чем в субботу непременно Блажени непорочнии, в воскресенье же 2-я, или 2-я и 3-я [ 61 ]; таким образом, Псалтирь выпевалась иногда скорее, чем в неделю, иногда более, чем в неделю (ср.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Здесь также очень важна тема противопоставления события Пятидесятницы строительству вавилонской башни (см.: Быт. 11:1–9 ). Если тогда Господь разделил народы, чтобы сделать невозможным их горделивый замысел, то сейчас наоборот: Святой Дух сошел, чтобы объединить людей в Господе, чтобы основать Церковь , объединяющую разные народы: «Раздельшийся древле глас зле (на злое дело) согласившихся, во едино приличие божественне совокупи, ведением Троицы вразумляющи верныя, в Нейже утвердихомся». – Каковы особенности Божественной литургии в воскресенье, на Троицу? – Вместо «Трисвятого» поется «Елицы во Христа креститеся…». Это напоминает нам о том, что в ранней христианской Церкви на Пятидесятницу, как и в Великую Субботу, совершалось крещение оглашенных, об этом говорит Григорий Богослов . Это представлялось уместным – день основания Церкви и прирастание ее новыми членами. Как и в другие Господские двунадесятые праздники, на Литургии поются праздничные антифоны, причем припев второго антифона отличается от всех других молитвословий, ибо здесь мы обращаемся не к Сыну Божию, а к Духу Святому: «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти аллилуия». Как и на другие Господские праздники, отпуст произносится с особой вводной фразой: «Иже в видении огненных язык с небесе низпославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос, истинный Бог наш…». – Великая вечерня с коленопреклоненными молитвами, которая следует на Троицу за Литургией, это ведь уже, по сути, вечерня на Духов день? Почему ее совершают, не дожидаясь вечера? – Того требует Устав Церкви (в Типиконе сказано: «Знаменует (то есть ударяет в колокол) ранее последования ради коленоприклонения»), это отражение нетерпения человека – помолиться об обновлении его существа благодатью Святого Духа: мы не можем отложить это на вечер, поэтому празднование совершается без перерыва. У митрополита Вениамина (Федченкова) в его записках о богослужении праздников есть такая мысль: мы должны ждать возможности помолиться Святому Духу так же напряженно, с тем же нетерпением, как апостолы ждали обещанного вознесшимся Иисусом сошествия Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Иерусалимский Канонарь 56 VII века в грузинском переводе 57 , отражающий литургическую практику, сложившуюся в Святом Граде в V–VI веках, сохранил богослужебные указания, дополняющие Паломничество Эгерии : Во святое воскресенье в день Пентикостии на вечерне тропарь, глас 3: Видехом Свет истинный… (нынешний стиховный самогласен – С. В. ), прокимен, глас 5: Дух Твой благий наставит мя ; стих: Услыши , Боже, молитву мою . На Литургии в день праздника тропарь, глас 2: Родился еси, яко сам восхотел еси (нынешняя стиховна Вознесения – С. В. ); прокимен, глас 3: Послеши Духа Твоего и созиждутся; стих: Благослови, душе моя, Господа, Господи Боже . На Литургии сохраняются еще ветхозаветные чтения: 1 – Притч.14:27. 2 – 4 чтения из-за поврежденности рукописи неизвестны. 5 чтение – Павла: Духовных же братий (дается ссылка на 6 понедельник постов) 58 ; Аллилуиа: Благоволил еси, Господи, землю Твою. Евангелие – Ин.14:15-20 (прощальная беседа: о даровании Святого Духа-Утешителя). Тропарь на умовение рук 4 , глас 4: Вознеслся еси во Царствие Твое, Господи. В 9 часу все поднимаются на гору Елеонскую и входят в церковь, где произносится ектения и молитва, за которой следует прокимен, глас 3: Не отвержи мене от лица Твоего , стих: Воздаждь ми радость . После этого спускаются с места Вознесения при пении псалма 135 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его со стихом: Видехом свет истинный и входят во святой Анастасис (храм Воскресения Христова), где поют прокимен, глас 8: Дух Твой благий , стих: Господи, услыши молитву мою . Оттуда отправляются в Сион с пением псалма 64: Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе со стихом: Пение в Сионе, молитва в Иерусалиме Тебе воздастся, Христе , где совершают вечерню, на которой те же тропарь и прокимен, что на вечерне накануне; Евангелие – Ин.16:5-45 – об Утешителе. В понедельник, когда творят литанию, чтение Еф.5:6-12 – измененный в объеме нынешний апостол Понедельника Святого Духа; Евангелие – притча о сеятеле Мф.13:1-9 . б) Константинопольская традиция (IX век) 1. Соборно-кафедральное богослужение

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

1 Действительно, в 1978 г. я передала свой перевод и письмо о. Александру с просьбой нигде не упоминать мое имя, т. к. это могло грозить мне увольнением с работы (я работала тогда научным сотрудником в закрытом НИИ) (прим. пер. И.З. Дьяковой). 2 О литургической связи между крещением и празднованием Пасхи см. у Тертуллиана : «Торжественным днем для крещения является Пасха, когда исполнились страдания Господа, в которые мы крещаемся. Затем, весьма значительный промежуток времени для совершения крещения представляет Пятидесятница, когда и Воскресший Господь обращался среди учеников, и благодать Духа Святаго была дана»... (О крещении, XIX//Библиотека творений св. отцов и учителей Церквей Западных. Кн. 31. Киев, 1915. С. 57). См. также описание крещения на Пасху в Иерусалиме в Хождении Этерии: Whitaker E. С. Documents of the Baptismal Liturgy. Ed. 2. London, 1970. P. 41–44. O Константинопольской Церкви cm.: Codex Barberini. F. 260 f. Whitaker. Op. cit. P. 69. B конце IV столетия крещение совершалось также на Рождество, Богоявление и Пятидесятницу (см. Baumstark A. Comparative Liturgy. Westminster, Μα., 1958. P. 158–159). Следует отметить, что праздничные богослужения Рождества и Богоявления еще и теперь совершаются по образцу пасхального и в старых типиконах оба праздника отмечена как «Пасха – трехдневный праздник», причем «Пасха» здесь обозначает включение в богослужение крещения. См. также Bouyer L. The Paschal Mystery. 3 См. крещальный характер чтений из Ветхого Завета на вечерне Великой и Святой Субботы (вечерне, полагавшей начало великому пасхальному молитвенному бдению). См. Lundberg La typologie baptismale dans l’ancienne Eglise. Leipzig, 1942; uanielouj. Tne Bible and the Liturgy. Notre Dame, 1956 (загл. ориг.: Bible et liturgie. Paris, 1951; далее ссылки на англ. изд.) Характерны также замена Трисвятого (древнего гимна входа или процессионного пения) стихом челицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» и чтение новозаветных текстов крещального чина: Рим. 6 и Мф. 28 ; и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Нет никакого церковного запрета на то, чтобы убираться на Троицу. Но любые домашние дела в этот важный для всех верующих день не должны стать заменой молитвы и посещения храма. Пятидесятница (или Троица) – один из самых главных христианских праздников, который всегда отмечается в воскресенье через семь недель после Пасхи. Нередко его еще называют днем рождения Церкви. А недели в церковном календаре считаются от Пятидесятницы до начала подготовки к Великому посту. И очевидно, что каждый верующий старается в Троицу оказаться в храме, вместе со своими братьями и сестрами во Христе помолиться, по возможности исповедаться и причаститься на Литургии, а после нее поучаствовать в особенной Троицкой Великой Вечерне. Конечно, праздник принято встречать в чистоте и уюте, но в саму Троицу в первую очередь нужно позаботиться о чистоте своей души. А уборкой дома надо заняться заранее. Впрочем, не стоит пропускать ради наведения порядка и Всенощное Бдение вечером в субботу. Именно на нем после перерыва (от Пасхи до Троицы не читается) вновь звучит молитва «Царю Небесный…», с которой у христиан принято начинать всякое дело. Но вот храмовое праздничное богослужение закончилось, верующие пришли домой, сели за праздничный стол… А кто же будет убирать и мыть посуду, если делать этого в Троицу нельзя? Неправда ли, с такими представлениям легко дойти до полного абсурда?.. Еще хуже, когда начинают говорить о том, будто те или иные действия могут спровоцировать каких-то мифических существ (домовых, леших и пр.). Иногда объясняют запрет на уборку в Троицу тем, что деревенские женщины боялись идти за водой на реку или пруд, где в этот день бесчинствовали русалки. Современному человеку подобные «опасности» не угрожают, поэтому он вполне может после богослужения при желании устроить дома даже генеральную уборку. Другое дело, что в праздный выходной после молитвы хочется провести время со своими близкими и отдохнуть от дел и забот. Что можно делать в праздник Троицы? Можно и нужно в праздник Троицы побывать в храме, помолиться, по возможности исповедаться и причаститься. А после Литургии поучаствовать в Великой Вечерне, во время которой читаются особенные коленопреклоненные молитвы. Надо послушать их внимательно (или последить за чтением по тексту) и вникнуть в их глубокий смысл. В этих прошениях верующие обращаются к Богу в надежде, что Святой Дух, данный Господом Церкви, не оставит их, а будет помогать, исцелять, поддерживать и укреплять на пути к спасению.

http://foma.ru/chto-mozhno-i-chto-nelzya...

При святом Иоанне Златоусте (IV в.), много сил отдавшем тому, чтобы достичь единообразия в богослужениях, всенощное бдение получило чинопоследование, весьма близкое настоящему. В VIII и IX веках святой Иоанн Дамаскин , святой Феодор Студит и другие песнотворцы дополнили всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне. Всенощное бдение представляет собой соединение трех служб: великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа. Великая вечерня в соединении с утреней совершается накануне воскресных дней и на все праздники с бдением, за исключением тех дней, когда всенощная должна начинаться великим повечерием (Типикон, гл. 2-я и указания последований великих праздников; см. также Минею и Триодь). Великую вечерню положено совершать в соединении с литургией святого Василия Великого на Страстной седмице – в Великий четверг и Великую субботу, также в навечерия (сочельники) праздников Рождества Христова и Богоявления (если эти навечерия не совпадают с субботой или воскресеньем); в соединении с литургией святого Иоанна Златоуста – в праздник Благовещения, когда он приходится на седмичные дни Великого поста, и в понедельник, вторник, среду и пятницу Страстной седмицы, а также всегда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (см. Типикон – последование служб 25 декабря, 6 января, 25 марта, Великого четверга и субботы, а также в Минее и Триоди на указанные дни). Великая вечерня совершается и самостоятельно: накануне праздников с полиелеем после Фомина воскресенья до Недели мясопустной. На сырной же седмице и в седмичные дни Святой Четыредесятницы на праздник с полиелеем совершается вседневная вечерня; на воскресные и другие дни, когда положено совершать бдение, но по причинам, предусмотренным Типиконом (см. гл. 7), его не бывает; на праздник Преполовения и на 1 и 13 сентября; в первый день Пасхи и во все дни Пасхальной седмицы; в Фомино воскресенье; в вечер Господних праздников: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Пятидесятницы (после литургии) и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; в сочельники (навечерия) Рождества Христова и Богоявления, когда они совпадают с субботой или воскресеньем (после литургии святого Иоанна Златоуста ), и в Великую пятницу, если в этот день нет праздника Благовещения (см. Типикон, гл. 7; в Служебнике, Часослове, Псалтири следованной, в последованиях Триоди и Минеи).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010