На вечерни читаются особые три молитвы св. Василия Великого с коленопреклонением 232 ; колена преклоняются впервые после Пасхи 233 . Молитвы читаются в следующие моменты: первая – сразу же после великого прокимна: «Кто Бог велий...», вторая – после сугубой ектении: «Рцем вси...» и третья – после «Сподоби, Господи...». Священник читает молитвы на коленях в царских вратах, лицом к народу. После каждой молитвы бывает сокращенная малая ектения, начинающаяся прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани пас, Боже, Твоею благодатию». После молитв – просительная ектения: «Исполним вечернюю...», сти ховные стихиры и обычное окончание вечерни. Отпуст на вечерни – особый (см. Служебник). 229 По Уставу, канон Пятидесятницы, как в Недели ваий, не имеет особых праздничных припевов на 9-й песни. Это потому, что оба эти праздника приходятся на воскресный день, в который в древности никогда не опускалась песнь Богородицы («Честнейшую...»). В дальнейшем в церковной практике вошло в употребление перед ирмосом петь указанный выше припев, который заимствован, по всей вероятности, из нотного «Обихода» (часть 2). 230 Пятидесятница – один из пяти великих праздников, когда Трисвятое на литургии заменяется крещальной песнею: «Елицы во Христа крестистеся...», которая поется также в праздники: Пасхи и Пасхальной седмицы, Рождества Христова, Крещения Господня: в Лазареву субботу и в Великую Субботу – всего 12 раз в году. 231 Вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу же после литургии для того, чтобы народ в трезвенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал при чтении на вечерни особых, возвышенных молитв св. Василия Великого с коленопреклонением. С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью (ветвями деревьев), растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще в ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы ( Лев. 23, 10–17 ; Чис. 28, 26 ). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на Апостолов. Деревья и цветы – символ вечно обновляющейся природы – указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Св. Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обновлению и жизни во Христе Господе и Спасителе нашем ( Ин. 15 ). 232 В 3-й молитве встречается слово «вресноту», что значит: подлинно, действительно, истинно. Оно происходит от имени существительного «ресннота» или «реснота», означающего: пристойность, достоинство, истинность, действительность. Читать далее Источник: Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди/Сост. архимандрит Иоанн (Маслов). – Киев : Общество любителей православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007. – 311 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

172 На практике «Сподоби, Господи…» на вседневной вечерне нередко поется на 8-й глас (тропарный), кроме периода Святой Четыредесятницы, когда сами принципы совершения великопостного богослужения требуют непременного чтения данной молитвы. 173 Выбор Богородична во 2-м приложении определяется не только гласом, но и днем седмицы, в который совершается данное богослужение. При этом на «Господи, воззвах...» и на стиховне вечерни на «И ныне» поются Богородичны, обозначенные «в неделю вечера»; «в понедельник вечера» и так далее, а на «Хвалите...» и на стиховне утрени в те же дни поются другие Богородичны, которые обозначены «в понедельник утра», «во вторник утра» и так далее. 174 В некоторые дни после стихир Октоиха перед стихирой «Славы» по Уста­ву поется стихира святого с ее припевом (например, 2 ноября). Подобное добавление стихиры возможно также в случае шестеричного святого и двух святых (например, 11 ноября, 22 января). 175 Успенский Н.Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения (η αγρυπνα) на Православном Востоке и в Русской Церкви. С. 57. 176 Эта особенность характерна только для двунадесятых Богородичных, великих, бденных и полиелейных праздников, а также 1 сентября (новолетие), когда поется 1-й антифон 1-й кафисмы. Также «Блажен муж…» поется в воскресные дни, но здесь поется вся 1-я кафисма, которая полагается в субботу вечером согласно расписанию (см. Типикон, 17-я глава) и является в данном случае рядовой кафисмой. 177 Однако в некоторые полиелейные праздники (28 сентября, 11 января, 24 февраля и другие), на Господские двунадесятые праздники вечером (когда великая вечерня совершается ради великого прокимена), на Обновление храма Воскресения (13 сентября) и Преполовение Пятидесятницы (среда 4-й седмицы по Пасхе), в Великую Пятницу и все дни Светлой седмицы стихиры на «Господи, воззвах…» на великой вечерне поются на 6. 178 На великой вечерне не бывает паремий в воскресные дни (если не случится святой или праздник, имеющие паремии), на Светлой седмице и в тех случаях, когда великая вечерня совершается ради великого прокимена (на Господские двунадесятые праздники и в недели Великого поста вечером).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В понедельник Святого Духа митрополит служил литургию в Духовом монастыре. К особенностям службы Пятидесятницы относится то, что сразу же после литургии совершается великая вечерня. На ней читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением. Праздник Пятидесятницы имеет шесть дней попразднства. Отдание бывает в следующую субботу. Для полноты описания необходимо отметить, что седмица по Пятидесятнице, как и Светлая, сплошная (отменяется пост в среду и пятницу). Такое разрешение поста установлено в честь Святого Духа, пришествие Которого празднуется в воскресенье и понедельник, и в честь семи даров Святого Духа и в честь Святой Троицы. Молитвы коленопреклонения на вечерне Пятидесятницы Молитвы коленопреклонения на вечерне Пятидесятницы имеют огромное символическое значение, причем как частно эортологическое, так и общебогословское. Они введены в богослужение для того, чтобы сохранить и укрепить верующих в смиренном состоянии, сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению достойных деяний в честь Святого Духа, а также к принятию бесценных даров благодати Божией (неслучайно прихожане на этой вечерне встают на колени впервые после Пасхи). Составление указанных молитвословий иногда приписывается святителю Василию Великому, а значит, датируется IV веком. Нынешняя служба вечерни Пятидесятницы указывает три коленопреклонения с чтением нескольких молитв на каждом из них. В первой из них - «Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме, непостижиме, неизследиме», - возносимой Богу Отцу, верующие исповедуют свои грехи, испрашивают прощения их и благодатной небесной помощи против козней вражиих, вторая - «Господи Иисусе Христе Боже наш, мир Твой подавый человеком» - представляет собой прошение дарования Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни, в третьей молитве -«Приснотекущий, животный, и просветительный источниче», -обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода, Церковь молится об упокоении усопших.

http://ruskline.ru/analitika/2014/06/07/...

Многие тихие души — я имею об этом свидетельство — очень любили тишину и святую грусть Вознесения Господня, по-видимому, в этой тишине находя свой мир, может быть, и свой путь. Великим художникам было дано остановиться на событии Вознесения Господня. На их картинах — только ученики, тихо, покорно, но с внутренним движением опустившие главу и погрузившиеся в тихую думу… Только те, кому надлежит строить путь во Христе, — безотрывно смотрят вверх на уходящего Господа. Светилен праздника построен в связи с основными событиями жизни Христовой, — и каждый может унести от Божественной службы Вознесения Господня то чувство, которое должно руководить его жизнью. Смиримся и мы под крепкую руку Божию и примем то, что положено в Божественном богослужении святой Церкви. Всем нам необходимы раздумья над нашей жизнью, проникновение в пути, которые для нас определяет Господь. Праздник Пятидесятницы имеет в противоположность остальным великим дням эксапостиларий, состоящий из двух частей. Церковное исповедание не умещается в одном предложении, в одной величальной фразе. В этот день эксапостиларий положен на Слава и ныне. Поток святых мыслей дает человеку радость и духовное веселие, и когда прославление умножается, это возможно представить не одной фразой. Всесвятый Душе, исходяй от Отца, и Сыном пришедый к безкнижным учеником. Тебе Бога познавших спаси, и помилуй всех. Мысль развивается дальше, в следующем отделении эксапостилария. Величание звучит следующим образом: Свет Отец, Свет Слово, Свет и Святый Дух, иже во языцех огненных апостолом послася, и тем весь мир просвещается Троицу почитати Святую. Всеобъемлюща мысль святой Церкви, и в этом заключительном молитвословии дается великая милость и утешение всякому ищущему человеческому сердцу. Служба дня Святой Троицы завершается вселенского охвата вечерней, где воспоминаются все живущие и ушедшие, часто — и уходящие в эти дни. По небу может прокатиться раскат грома — еще и еще, как бы поддерживая душу человеческую в особом внимании, но дождь не разражается, рокот уходит, — в душе человека остается только вопрос и молитва. Дивны эти часы и молитвы дня Святой Троицы!

http://pravmir.ru/eksapostilarii-svetiln...

Изъясняя вечернее песнопение «Свете Тихий», о. Павел раскрывает святоотеческое понимание природы Божественного света, постигаемого в подвиге веры. Богословское и эстетическое восприятие песнопения сливаются в единстве Истинного и Прекрасного. Словесное и музыкальное звучание вечернего гимна есть церковное выражение воспевания Божественной Красоты, познаваемой в Свете Единосущной Троицы (5. С. 9596). Природа богослужения, претворяющего «земное в Небесное», особенно явно раскрывается в песнопениях панихиды и отпевания умерших. «Надгробное рыдание творяще песнь «Аллилуиа»... – слышим мы на каждой панихиде зов Церкви, объясняющий тем природу богослужения. Это ведь значит в переводе: «Превращающе, претворяюще, преображающе свое рыдание при гробе близких, дорогих и милых сердцу, свою неудержимую скорбь, неизбывную тоску души своей – преобразующе ее в ликующую, торжествующую, победно-радостную хвалу Богу – в «Аллилуиа», в песнопение величайшего подъема» (3. С. 136). Одним из источников богословских размышлений о. Павла о Софии как идее Красоты обоженной твари становятся Богородичные песнопения – «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», пасхальный ирмос «Светися, светися, Новый Иерусалиме» и другие Богородичные гимны. Опытное познание исцеляющей силы молитв ко Пресвятой Деве запечатлел он в письме восьмом Теодицеи: «Вечность запела в прохладной тишине вешнего заката восторженный гимн Деве Пречистой – Виновнице и «Источнику всякой чистоты» (5. С. 257258). В размышлениях о. Павла о сущности церковных песнопений молитвенное постижение духовной реальности соединяется с восприятием ее красоты и приводит к богословскому раскрытию религиозной символики песнопений. Сама духовная реальность открывается ему в песнопениях Страстной седмицы, Пасхи и Пятидесятницы: «Среди множества дивных по своей внутренней силе песнопений Церкви песнопения Святой Четыредесятницы и Святой Пятидесятницы таинственно овеяны духовной красотою... Как будто бесконечная глубина совершающихся Страстей Господних и Воскресения сама блистает таинственным светом на этом круге церковных служб» (6. С. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Святой Троицы после богослужения в Храме Христа Спасителя 4 июня 2023 г. 14:34 4 июня 2023 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Воззрением на Святую Троицу преодолевать разделения мира сего» — вот чему мы научены от святого преподобного отца нашего Сергия. Преподобный Сергий знал, чему учить, и знал, о чем Господа просить, потому что жил он в эпоху разделений. Руси единая была разделена на удельные княжества, которые чаще всего враждовали друг с другом, борясь за первенство, за богатство или, как мы бы теперь сказали, за ресурсы; и не было никакой силы, которая могла бы их соединить, преодолев человеческие страсти, зависть, вражду. И преподобный Сергий, сознавая весь трагизм ситуации, в которой оказалась Русь, сознавая, что именно поэтому она и впала в рабство иноземцам, призывал воззрением на Святую Троицу преодолевать разделения. Преподобный был молитвенником, ходатаем за землю Русскую, но он был, конечно, также учителем и князей, и сильных мира сего, и иноков; и он оставил ярчайший след в истории Церкви нашей и в истории государства Российского. То, что его имя как-то ушло из сферы особого внимания, которое оно должно привлекать при изучении русской истории, — это результат воздействия атеистической идеологии на мир науки и образования. Но и сегодня наша молодежь в недостаточной степени узнает о совершенно особом вкладе преподобного Сергия в спасение нашей страны. Потому что, не будь преподобного Сергия, не объединились бы князья. Не будь преподобного Сергия, не вышли бы мы непобежденными из Куликовской битвы. Преподобный был вдохновителем и молитвенником за землю Русскую и особенно остро осознавал губительность разделений.

http://patriarchia.ru/db/text/6033671.ht...

История праздника Пятидесятница являлась одним из трех великих ветхозаветных праздников и была установлена в память дарованного еврейскому народу Синайского законодательства. За полторы тысячи лет до Рождества Христова на горе Синай пророку Моисею были даны Заповеди, высеченные на двух каменных скрижалях. Эти заповеди изменили жизнь не только богоизбранного народа, но и всего человечества. Время празднования Пятидесятницы совпадало с окончанием жатвы. Большинство евреев, рассеянных по обширной Римской империи, приходили к этому празднику в Иерусалим. В новозаветной Церкви этот день стал праздником, посвященным Святой Троице. Празднование Дня Святой Троицы установлено самими апостолами в память о событии, произошедшем на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения. Вот что говорится в 20-й главе 5-й книги Апостольских Постановлений: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа». Установленный таким образом праздник имел в первохристианской Церкви название День Святого Духа. Сейчас Днем Святого Духа называется понедельник, следующий после самого праздника, имеющего в современной Церкви название День Святой Троицы или Пятидесятница. Особенностью праздника в древности было то, что в этот день совершалось крещение оглашенных 37 . Именно с тех пор в чинопоследовании праздничной Литургии закрепилось пение «Елицы во Христа крестистеся…» вместо Трисвятого, звучащего перед чтением Апостола в другие дни церковного года. Свидетельства о существовании праздника в первые два века христианства находим у учителя Церкви святого Иринея Лионского и чуть позже – у Оригена . В IV веке святым Василием Великим были составлены особые коленопреклоненные молитвы, которые читаются на праздничной вечерне и сейчас. Его же перу приписываются хвалитные стихиры утрени. В VIII веке преподобным Иоанном Дамаскиным и святым Космой Маиумским написаны и другие песнопения, сохранившиеся в чинопоследовании праздника по сей день. Многочисленные проповеди на празднование Пятидесятницы написаны отцами Церкви: Василием Великим , Григорием Богословом , Иоанном Златоустом , Кириллом Александрийским , папой Львом Великим , Григорием Двоесловом и другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Византийское богослужение на Пятидесятницу великолепно выражает эту «мета–логику» невыразимой Любви: Придите, люди, поклонимся Богу в трех лицах: Сыну в Отце со Святым Духом. Ибо Отец от века рождает Сына, Разделяющего Его Царство и вечность, И Дух Святой пребывает в Отце, Прославляемый с Сыном, Единая сила, Единая сущность, Единое Божество. Ему поклоняемся, говоря: Святый Боже, сотворивший все через Сына, Содействием Святого Духа; Святый Крепкий, через Которого мы узнали Отца, И через Которого Дух Святой пришел в мир; Святый Бессмертный, Дух–Утешитель, От Отца исходящий и в Сыне пребывающий: Святая Троица, слава тебе! Великая вечерня на Пятидесятницу. Существование Церкви также должно быть существованием в Духе: Церковь? — Не деяние ли она Духа? Ибо, говорит Павел, именно Дух дал Церкви, во–первых, апостолов, во–вторых, пророков, в–третьих, учителей; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки (1 Кор. 12, 28). Дух установил этот порядок, распределяя Свои дары. Василий Кесарийский Трактат о Святом. Духе, 16. Святой Дух в Боге почти безымянен (ибо Бог есть всецело Дух, всецело Святый). Он почти неотличим от недвижного движения любви в Божественной природе, от «общности по природе», как говорит св. Василий. В Откровении же Он предстает изобилующим, «испещренным» всеми Божественными Именами, почти смешиваясь с Божественными энергиями, которые Он нам сообщает в самой глубине нашего существа, как бы затмеваясь ими. Ужас охватывает меня, когда думаю об изобилии предназначений Духа: Дух Божий, Дух Христа, Дух сыновства. Он обновляет нас в крещении и воскресении. Он веет, где хочет. Источник света и жизни, Он сотворяет из меня храм, Он приводит меня к обожению… Все, совершаемое Богом, совершает именно Он. Он умножается в языках огненных и умножает дары, Он подвигает проповедников, апостолов, пророков, пастырей, ученых мужей… Это другой Утешитель… как если бы был другой Бог. Григорий Назианзин Пятая богословская беседа, 29.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

527 В Киево-Печерской Лавре малое повечерие заканчивается полностью, без сокращенного окончания. 528 Если в Великую Пятницу или в Великую Субботу, или в первый день Пасхи случится храмовый праздник или праздник вмч.Георгию, то служба им переносится: храму — на понедельник или вторник Светлой седмицы, а вмч. Георгию — на понедельник Светлой седмицы, причем, служба, праздника соединяется со службой дневной (см.: 46 храмовая глава и Маркова глава под 23 апреля). 529 См. об этом: Богослужебные указания на 1950 год.. М., 1950. Ч.1—3. 4.2. 530 Нестеровский Е. Литургика или наука о богослужении Православной Церкви. СПб., 1905. Ч. 2-я. С. 190—191. 531 По указанию Типикона, настоятель со священниками должны входить в алтарь пред великим славословием, а не перед каноном, как это обычно делается. Такое несоответствие произошло вследствие того, что нынешний Устав ничего не говорит о выходе священнослужителей на середину храма пред Плащаницей для пения Непорочных, между тем, в практике Русской Церкви уже в конце XV или начале XVIb. этот обычай существовал. Образовался он под влиянием практики восточных церквей. В современном Типиконе восточных церквей указывается, что пред началом канона архимандрит со священниками входят в алтарь. Только в Константинопольской Церкви Непорочны в настоящее время поются после канона, и, поэтому, священнослужители выходят из алтаря в это время. 532 Обычай выносить Плащаницу и Евангелие на середину храма в Великую Субботу образовался из разновременных обычаев, существовавших в XI-XV1 вв. в восточных церквях, и окончательно утвердился на Руси в XVII в (Большой Московский Собор 1667 г.), а обычай обносить Плащаницу вокруг храма был заимствован из Константинопольской Церкви и вошел у нас в богослужебную практику в XVIII веке (возможно, даже начале XIX века). 533 От вечерни Великой Субботы и до малой вечерни накануне Пятидесятницы прекращается чтение и пение молитвы «Царю Небесный». Начиная с малого входа на Литургии Великой Субботы до вечерни в день Святой Троицы коленопреклонений в храме не бывает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Как при обретении этого креста, так и при возвращении его из плена патриарх, чтобы показать его всем присутствующим воздвигал его (т.е. поднимал). Поэтому этот праздник и называется «Воздвижением Креста Господня». Этот праздник имеет следующие богослужебные особенности. На всенощном бдении после великого славословия при пении Трисвятого священник выносит из алтаря на главе Святой Крест. Подойдя по солее к царским вратам, он произносит: «Премудрость прости». После этих слов он сходит по амвону на средину храма при пении тропаря: «Спаси Господи люди Твоя»... и полагает Крест на аналой для поклонения и целования. Затем священник совершает каждение пред Св. Крестом, а потом при пении стиха: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим» вместе с верующими делает три земных поклона и целуют Св. Крест. В это время поют стихиры Кресту. На литургии вместо Трисвятого поется: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко " … Для беседы с учащимися: Как совершается Богослужение в крещенский сочельника? Что состав тлеть богослужебную особенность праздника Крещения Господня? Что напоминает нам водоосвящение в крещенский сочельник? Когда бывает второе водоосвящение? Что бывает в конце литургии в праздник Преображения Господня? Какую богослужебную особенность имеет праздник Входа Господа в Иерусалим? Что освящается во время всенощной под этот праздник? Что разумеется под именем Св. Пасхи? Что бывает в конце пасхальной полунощницы? Что напоминает крестный ход вокруг храма в пасхальную утреню? Где священник начинает пасхальную утреню? Почему всю пасхальную неделю отворены царские врата? Почему верующие стоят во время пасхальной утрени с зажженными свечами? Что напоминает нам частое хождение священнослужителей по храму и каждение молящихся в пасхальную утреню? С каких пор ведет свое начало обычай при христосывании меняться друг с другом красными яйцами? Какую мысль выражают в этом случае яйца? О чем читают в пасхальную литургию из Евангелия? Что называется артосом? Что он напоминает? Когда артос раздается верующим? Что воспоминается в праздник Пятидесятницы? Почему он называется еще Троицыным днем? Какая богослужебная особенность этого праздника? Что просят верующие и о чем молятся Богу во время вечерни в Троицын день? Зачем в Троицын день люди украшают дома и храмы цветами и зеленью? Какую богослужебную особенность имеет праздник Воздвижения Креста Господня? Как совершается вынос креста? Что в этот день поют на литургии вместо трисвятого? Читать далее Источник: Издание " Сотрудник школ " А. К. Залесской. Москва, 1917 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010