Служба в Неделю Святыя Пятидесятницы Издание содержит полные тексты служб праздника Пятидесятницы: малой вечерни, великой вечерни с утреней, первого и девятого часов, песнопений литургии и чина великой вечерни в сам день праздника с последованием коленопреклонения, а также канон Святому Духу, читаемый на малом повечерии того же дня. Текст коленопреклонных молитв для удобства чтения напечатан крупным шрифтом. В приложении находятся уставные указания к совершению праздничной службы, беседы Иоанна Златоустого и Григория Богослова на этот день, русский перевод праздничного синаксаря, сведения по истории богослужения Пятидесятницы и акафист Святой Троице. Ранее в издательстве Сретенского монастыря выходили книги в таком же формате: «Службы Первой и Страстной седмиц Великого поста» в четырех книгах и «Службы Светлой седмицы». Из «Слова на Пятидесятницу» святителя Григория Богослова. …Евреи, на основании закона Моисеева, чтут число семь... Хотя не знаю, по каким законам соотношения или по какой силе числа семь, однако же евреи чтут его; и известно то, что Бог в шесть дней сотворил вещество, образовал и украсил его всякими видами и сочетаниями, и совершил этот видимый ныне мир, а в седьмой день почил от дел, что показывает и наименование субботы, означавшее по-еврейски покой… Даже чествование простиралось не на седмицы только, но и на седмицы седмиц, и как в днях, так и в годах. Седмицы дней производят пятидесятницу, — день у них священное собрание (Лев. 23, 21); седмицы же лет — так называемый ими юбилей, в который бывало и оставление земли и освобождение рабов и возвращение купленных владений прежним владельцам. Ибо народ этот посвящает Богу начатки не только плодов и первородных, но также дней и лет. Так чествование числа семь привело к чествованию пятидесятницы. Ибо число семь, помноженное само на себя, дает пятьдесят, причем недостает одного дня, но он занят нами от будущего века и есть восьмой, вместе же и первый, или, лучше сказать, единый и нескончаемый. Ибо там должно окончиться здешнее субботствование душ, чтобы дана была часть семи и... восьми (Екк. 11, 2), как некоторые раньше нас понимали это Соломоново изречение.

http://pravoslavie.ru/94029.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя 8 по Пасхе, День святой Троицы – Пятидесятница: 23 июня Пятидесятница — день, когда апостолы вышли на проповедь. День, когда группа последователей Христа стала Церковью. 07.06.2014 Святой Дух: как и зачем Он пребывает с христианами На следующий день после праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) Церковь празднует день Святого Духа. 05.06.2023 12 вопросов о Пятидесятнице 4 июня мы будем отмечать один из главных церковных праздников — Пятидесятницу, также называемый Днем Святой Троицы. На пятидесятый день (отсюда и название праздника) после воскресения Христа и после иудейской Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где на них сошел Святой Дух. Одним из Его даров была способность говорить на разных языках для… 04.06.2023 Христиане верят в Святую Троицу. В чем суть? В этот раз перед нами стоит сложная задача — рассказать в Слайдах (то есть просто и коротко) о том, что стоит за пределами человеческого понимания — о Святой Троице. 03.06.2023 Пятидесятница: Коротко о празднике Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 03.06.2023 Чего нельзя делать на Троицу? И другие вопросы о празднике В новом выпуске программы «ТЕТ-А-ТЕТ» иерей Вячеслав Клименко, настоятель Иоанно-Юрьевского храма в поселке Краснодарский ответил на 10 самых распространенных вопросов о празднике Святой Троицы. Подпишитесь на плейлист проекта: «Тет-а-тет» — видеопроект журнала «Фома». Тут мы остро и интересно говорим со священником на актуальные темы. Вместе отвечаем на вопросы читателей. Сомневаемся, утешаем, вдохновляем. 30.05.2023 Молитвы на Троицу В праздник Святой Троицы после Литургии совершается вечерня. В конце богослужения все находящиеся в храме становятся на колени, и священник читает три молитвы, обращенные к Святой Троице: Молитва первая Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме непостижиме, неизследиме, непременне, непобедиме, неизчетне, незлобиве Господи, един имеяй безсмертие, во свете живый неприступном, сотворивый небо и землю, и море, и вся…

http://foma.ru/cat/troitsa-2015

5) Господи, жены текоша на гроб видети Тя Христа, нас ради пострадавшаго. И пришедше обретоша Ангела на камени седяща, страхом отвальшемся, и к ним возопи глаголя: воскресе Господь, рцыте учеником: яко воскресе от мертвых, спасаяй души наша 493 . Святые жены Мироносицы, преданнейшие ученицы возлюбленного Учителя, не убоялись ни мрака ночи, ни воинов, стерегуших пречистое тело Его, и еще сущей тьме 494 пришли ко гробу, чтобы совершить священный обряд помазания тела Умершего благовонными веществами; но во гробе пречистого тела не нашли. Ангел, сидящий на гробном камне, возвещает им радостную весть, что Христос воскрес. Воскресший Господь, в тоже утро, является сперва одной Мироносице Марии Магдалине, а потом всем вместе, идущим обратно от гроба во святой град. Так первая жена, обольщенная змием, пала в грех , преступив заповедь Божию, и за то навлекла осуждение на весь род человеческий, зараженный первородным прародительским грехом; и первой жене возвещено всерадостное Воскресение Господа, силой которого совершено примирение и оправдание наше с Богом, и даровано от Него прощение и живот вечный. Притом первое, прежде других, явление воскресшего Господа святым женам Мироносицам показывает, что тайны веры Господь открывает доброму чувству верующего сердца, а не холодному размышлению пытливого ума. 3) Неделя святой Пятидесятницы § 165. Общее содержание ежедневного Богослужения после Пасхи до вознесения Господня Поскольку воскресший Господь, по воскресении своем, четыредесятми деньмы являяся ученикам своим, глагола им, яже о Царствии Божии 495 , то воскресение Христово воспевается в службах церковных и после светлой седмицы (хотя не так торжественно, как в светлую седмицу), до исполнения сорока дней, то есть до славного вознесения Господа славы на небеса. В воскресные дни седмиц Пятидесятницы вечернее и утреннее Богослужение отправляется по чиноположению праздничному, то есть со всенощным бдением. Во все дни седмиц по Пасхе до вознесения Господня, каждая служба предначинается и оканчивается пением тропаря воскресного: Христос воскресе из мертвых .... На каждой утрени, кроме дневного канона (по Минеи), поется канон праздничный (по Триоди), и пред ним стихира из пасхального канона: воскресение Христово видевше поклонимся.... На каждой Литургии входный тропарь поется воскресный: Христос воскресе; вместо песни Богородице: достойно есть яко воистину ... поется припев девятой песни воскресного канона: Ангел вопияше благодатней ... и девятая песнь: светися, светися новый Иерусалиме ... После причащения, вместо тропаря: видехом свет истинный, поется тропарь воскресный: Христос воскресе из мертвых .... Службы седмиц святой Пятидесятницы содержатся в цветной Триоди. § 166. Вторая неделя по Пасхе – Фомина, или – антипасхи. Содержание службы и цель установления ее

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Патриаршее слово с балкона Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры 27 мая 2007 г. 18:03 27 мая, в день праздника Святой Троицы в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию и вечерню Святой Пятидесятницы с коленопреклонными молитвами. По окончании богослужения Его Святейшество приветствовал с балкона Патриарших покоев многочисленных богомольцев и паломников. Поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с праздником Живоначальной Троицы, — с Престольным праздником самого древнего собора Лавры, где почивают мощи преподобного Сергия Радонежского и где сегодня мы совершали богослужение. Сегодня, в День Пятидесятницы, мы празднуем сошествие на апостолов Утешителя, Духа Святаго, Которого Господь обещал ниспослать при Своем Вознесении. В виде огненных язык сошел Дух Святый на учеников Христовых и сотворил смиренных галилейских рыбарей проповедниками Евангелия Царствия Божия. Эту проповедь святые апостолы пронесли по лицу всей Римской империи и за ее пределами. Праздник Пятидесятницы — День установления Церкви Христовой на земле. Каждый из нас получает благодать Господню через принятие Таинств Церкви, через общую церковную молитву, через священническое благословение на свой жизненный путь. Сегодня мы впервые, после праздника Пасхи Христовой, слышим песнопение Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю!». Мы просим Святаго Духа вселиться в нас и очистить нас от всякой скверны, и даровать нас спасение. Дай Бог, чтобы благодать Господня помогала нам укрепляться в христианских добродетелях, быть христианами не только по имени, но и по жизни. Дай Бог, чтобы каждый из вас, после общей церковной молитвы, которую мы вознесли в этом святом, намоленном преподобным Сергием Радонежском, его учениками и последователями, месте, стяжал и сохранил в своем сердце свет благодати Духа Святаго. Да хранит всех вас, дорогие братья и сестры, благодать Господня, да поможет она вам совершенствоваться, возрастая о Господе. Пусть радость праздника Святой Троицы наполняет ваше сердце и в сегодняшний день, и во все время вашей жизни. С праздником. Да хранит всех вас Господь! Седмица.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/249862.htm...

Наконец, икона Пятидесятницы изображает собрание апостолов, восседающих сияющим кругом и принимающих огненные языки. Контраст здесь особенно нагляден: внизу из темного проема выходит старый царь, в руках он держит пелену с возложенными на нее двенадцатью свитками. Часто проем отделен тюремной решеткой, подчеркивающей состояние плена. Это Космос в образе старца, пресыщенного днями со времени грехопадения, универсум, плененный князем мира сего. Мрак, его окружающий, изображает «тьму и тень смерти» ( Лк.1:79 ), ад, из которого выходит некрещеный мир, устремляясь, в более светлой части, к апостольскому свету Евангелия. Он протягивает руки, чтобы получить благодать, а двенадцать свитков символизируют проповедь двенадцати апостолов, вселенское обетование спасения. То же иконографическое содержание прочитывается и в богослужении Пятидесятницы. Великая вечерня, следующая за литургией, содержит три больших молитвы св. Василия, читаемые священником перед коленопреклоненным, в знак особого внимания, народом. Первая молитва представляет Церковь перед лицом Отца; вторая просит Сына о защите всех живущих; третья молит о всех от сотворения мира умерших и отсылает таким образом к сошествию Христа во ад. «Ты, в этот последний и великий день Пятидесятницы открывший нам тайну Святой Троицы; Ты, изливший на нас Духа животворящего… истинное Богопознание… Соблаговоливший принять наши молитвы об искуплении держимых во аде и подающий нам великую надежду увидеть Тебя, дарующего им освобождение от тягостных мучений… Упокой их в месте прохладном… Удостой их избавления, ибо не те, кто во аде, дерзнут принести Тебе исповедание, но мы, живые, благословляем Тебя и умоляем Тебя и очистительные молитвы и жертвы приносим Тебе за души их» 112 . Преизобильная благодать праздника преодолевает все границы. Раз в году, в день Пятидесятницы, Церковь молится даже за самоубийц… Мы еще раз видим охват праздника: от Небес до ада, и от ада – до Небес. IV. Человеческое страдание Не получившая догматической разработки, но постоянно звучащая в литургии, тема ада и его судьбы приобретает универсальное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

епископам и всему освященному чину, наконец – Правительствующему Синклиту и всем православным христианам. Архиерей осеняет крестом и кропит святой водой крестообразно. И полагается крест опять на ковчег, и ковчег руками иерея возвращается на обычное место (Чин празднования храма при Св. Синоде). Как пред воспоминанием о страшном суде (в Неделю мясопустную) св. Церковь обращает мысли христиан к будущей участи умерших и назначает моление о них в субботу мясопустную, так, после воспоминания о искуплении всех людей, св. Церковь воспоминает умерших к назначает особый день для молитвы за них, именно субботу пред Пятидесятницей. В этот день совершается память всех усопших, благочестивых христиан, отец и братий наших. Связь же молитвенного воспоминания усопших, совершаемого в субботу пред Пятидесятницей, с событием, воспоминаемым в день Пятидесятницы, мы слышим в словах молитв на вечерние в день Пятидесятницы. Последование субботы пред Пятидесятницей таково же, как и субботы мясопустной. О последнем в Типиконе сказано: «подобает ведати, яко сия служба непременно бывает и в субботу святыя Пятьдесятницы» 1075 . Но различие между этими двумя последованиями состоит в том, что в мясопустную субботу берутся песни Октоиха из того рядового гласа, который поется в ту седмицу. И, следовательно, не каждый год в мясопустную субботу поются песни Октоиха одного гласа; поэтому в последовании мясопустной субботы только указано, какого рода молитвы следует петь из Октоиха, а самые молитвы не изложены. В субботу же пред Пятьдесятницею песни Октоиха поются из одного, назначенного для всех годов гласа, именно 6-го, из которого песни Октоиха поются во всю ту седмицу. Песни Октоиха 6-го гласа и напечатаны в самом последовании Цветной Триоди (о них см. выше). Катавасия поется Триоди (Тип., гл. 19), т. е. «Песнь возслем людие» (Тип., послед. субб. пред Пятьдес. и Мясоп.). На литургии вместо тропаря: «Видехом Свет истинный» поется обыкновенно тропарь за упокой: «Глубиною мудрости». Если в субботу Пятидесятницы случится святой с полиелеем (Тип., послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

День праздника отмечается всенощным бдением, состоящим из великой вечерни с литией и утрени. По разным редакциям Иерусалимского устава порядок праздничного богослужения не имеет существенных расхождений. В Русской Церкви значение праздника постепенно изменилось, и его стали называть праздником Святой Троицы. Это также получило отражение в иконографии праздника: праздничные ряды иконостаса с XVI в. нередко включают икону Троицы на месте праздника Пятидесятницы. Самая ранняя дошедшая до нас икона Троицы в составе праздничного ряда может быть датирована концом XV в. и происходит из Троицкого собора Троице Сергиевой Лавры 33 . В небольшом иконостасе начала XVI в. из собрания Н. Ханенко (Киевский музей русского искусства) Троица помещена в конце ряда, перед Сошествием Святого Духа (налицо распределение данных икон по двум дням праздника — дню самого праздника и понедельника Святого Духа 34 . В византийских и поствизантийских праздничных рядах такая иконография праздника Пятидесятницы неизвестна 35 . По Чиновнику XVII в. Новгородского Софийского собора, на утрене ставится сразу две иконы праздника на аналой: Святой Троицы и Сошествия Святого Духа 36 . На Руси всенощное бдение в день праздника не совершалось вплоть до середины XVII в., но служили раздельно — вечерню с литией и утреню. По Чиновникам XVII в., после вечерни молебен с каноном Троицы; перед утреней «полунощница молебном» (т. е. по чину обычного молебна) с пением канона Троицы из Октоиха (канон на полунощнице; употребление этого канона не связано с восприятием дня Пятидесятницы как праздника в честь Троицы; и в другие Господские праздники при совпадении с воскресным днем поется троичен канон текущего гласа, несмотря на отмену воскресной службы — см., например, троичен канон в праздник Входа Господня в Иерусалим) 37 , вместо троичных тропарей «Достойно есть» — стихира «Царю Небесный». Новгородский Чиновник указывает, что Литургия поется на правом клиросе демественная, а на левом — строчная. Вечерня совершается вскоре после отпуста Литургии, молитвы коленопреклонения читает митрополит, а остальные священники читают их тайно.

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

ЛЮБОВЬ – это Дух Святой по преимуществу… Благодать… Утешитель… «Сокровище благих» (целое хранилище, магазин благости!). И все это соединяется воедино: образуется ТРОИЧЕСКАЯ БЛАГОДАТЬ… Она, Пресвятая Троица, от Себя Самой дает вкусить Своей жизни! И эту благодать я нашел и в тексте: «Троичную убо раздели (разделил) зря БЛАГОДАТЬ, яко да явит Три Ипостаси, почитати в простоте (несложности, нераздельности, единстве) власти, но во едином ныне дни ГОСПОДСКОМ, Сын, Отец и Дух благословен!» [тропарь 7-й песни 2-го канона на утрене Пятидесятницы]. Замечательное, поразительно подходящее песнопение: «ТРОИЧНАЯ БЛАГОДАТЬ». Вот именно!.. А если добавить еще и «Господский» (Господственный, Царственный), то получится такое определение: Самый великий дар Духа Это нас подвело к самому великому дару Святого Духа в день Троицы: ОТКРОВЕНИЮ О ТРОИЦЕ… Все прочие дары – частные и производные; а главное – ныне дано ВЕДЕНИЕ о Пресвятой Троице. Об этом я уже писал. Теперь нужно лишь привести подтверждающее доказательство из песнопений… И так как это ГЛАВНЫЙ ДАР, то о нем на богослужении должно быть сказано очень много. Так действительно и есть. Если о Духе Святом говорилось много, то много говорится и о Пресвятой Троице. Но еще важнее иное: и Самый-то Дух явился, дабы открыть Троицу; [важно явление Его не] как Единого Лица, а – в связи с Пресвятою Троицею. «Видехом (увидели) свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную…» Какую? В чем она? Для чего приняла «Духа Небеснаго»? Ответ: «НЕРАЗДЕЛЬНЕЙ ТРОИЦЕ ПОКЛАНЯЕМСЯ: Та бо (все Лица) нас спасла есть» (стиховна [на малой] вечерне на Троицу). И теперь: «Во дворех Твоих Господи (в церквах – это «дворы» или «дворцы» Царя Небесного), вернии колена душ и телес преклонше, воспеваем Тя безначальнаго Отца, и собезначальнаго Сына, и соприсносущнаго и Пресвятаго Духа…» [стихиры на «Господи, воззвах» на великой вечерне]. «Троицу Единосущную песнословим, Отца и Сына, со Святым Духом…» [стиховна на малой вечерне]. «Приидите людие, Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святым Духом…» И далее вся стихира говорит об отношении Ипостасей. «Святый Боже», «Святый крепкий», «Святый безсмертный», «Троице Святая, слава Тебе!» [стихира на «Господи, воззвах» на великой вечерне]. Стихира эта написана царем: «Творение Льва Владыки»! Тогда и цари умели богословствовать…

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

По окончании Литургии митрополит Александр совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв. Затем были возглашены уставные многолетия. Богослужение транслировалось в прямом эфире на Уоитиве-канале «Прямые трансляции Православной Церкви Казахстана». Глава Казахстанского митрополичьего округа обратился к верующим с архипастырским словом. Владыка, в частности, сказал:  «День Святой Троицы, праздник Пятидесятницы наполняет сердца верующих особой радостью. Мы торжествуем от осознания того, что в ответ на церковные молитвы Христом от Отца подается нам Дух Святой. Утешитель, Царь Небесный, Которого мы призываем, совершает наше Божественное усыновление, приводит нас к единству с Богом Отцом и Господом Иисусом Христом. Дух Святой осуществляет единство православных христиан, которые становятся единым телом, Церковью, Царством Бога в этом мире.  С явлением в мир Духа Святого людям приоткрылась тайна Живоначальной Троицы. Человечество узнало о том, что Всемогущий Бог, Творец Неба и земли, един по своему Существу, но вместе с тем Он троичен в Лицах. Мы веруем во Единого Бога — Отца, Сына и Святого Духа, мы поклоняемся Единосущной и Нераздельной Троице. Но при этом разум наш не в состоянии постичь эту священную и великую истину. Учитель Церкви блаженный Августин в своем выдающемся духовном произведении — «Исповеди» — рассказывает, что он много размышлял о Святой Троице, очень желал, но никак не мог постичь этой тайны. Однажды он вышел на прогулку и пришел к берегу моря. Там он увидел маленького мальчика, который выкопал ямку в песке и начал носить в нее пригоршнями морскую воду. Блаженный Августин стал наблюдать за мальчиком и, наконец, спросил, что тот делает. Мальчик ответил, что вот, он ископал в песке углубление и теперь носит воду, чтобы море перенести в свою ямку. Блаженный Августин удивился непонятливости ребенка и воскликнул: " Разве ты не понимаешь, что перелить море в ямку нельзя, она не может вместить в себя море! " . Тогда мальчик, который на самом деле был ангелом, посланным вразумить Августина, ответил: " А как же ты хочешь вместить в своем разуме океан Святой Троицы? " »

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Почему, будучи началом дней, он и назван у Моисея не первым, но единым: бысть, говорит Писание, вечер и бысть утро, день един, как бы такой, который многократно возвращается. Един есть тот же и осьмый, он поистине един и поистине осьмый, – о котором упоминает и псалмопевец в надписании некоторых псалмов, – который сам собою означает будущее состояние наше после настоящего века, – означает день непрестающий, невечерний, беспреемственный, век нестареющийся и нескончаемый. Итак, по необходимости святая церковь учит своих питомцев исполнять в этот день свои молитвы стоя, дабы мы имели беспрестанное напоминание о бесконечной жизни, не вознерадели о напутствиях, потребных для перехода в вечность. Посему в этот день и молимся мы в прямом положении тела: церковные законы научили нас уважать это обыкновение, явно воспоминая, что мы переносим ум свой от настоящих благ к будущим». По сей причине и при настоящем торжестве, для недельного или воскресного дня, и вместе для торжественного воспоминания св. Пентекостии или Пятидесятницы, верные предаются молениям и коленопреклонениям, соединенным с постом, не на самой литургии, бываемой в этот день, но на следующем за нею вечернем богослужении, по совершении вечернего входа. Тот же Василий Великий , составивший настоящее последование и написавший молитвы на Пятидесятницу, вышеприведенную же причину для воскресного дня (в той же 27 гл., лист 42) соединяет с Пятидесятницею: «самая Пятидесятница служит напоминанием воскресения, которого ожидаем в будущем веке. Ибо этот един и первый день, умноженный седмижды, составляет семь седмиц святой Пятидесятницы: потому что, начинаясь от первого и обращаясь пятьдесят раз чрез те дни, кои бывают между первым и осьмым, Пятидесятница оканчивается тем же днем, которым началась. Почему она и изображает вечность, чрез подобие, когда, как бы в круговом движении, начинаясь от тех же знаков, теми же знаками и оканчивается». Потому и Матфей Властарь (под буквою Е, гл. 2) описывает то же действие: «вся Пятидесятница есть напоминание восстания, ожидаемого в будущем веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010