В праздник Святой Троицы митрополит Астанайский Александр совершил Литургию в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты 5 июня 2017 г. 11:01 4 июня 2017 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы),  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр  совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты. Главе Митрополичьего округа  Русской Православной Церкви в Республике Казахстан сослужили: руководитель Издательского отдела Митрополичьего округа архимандрит Иосиф (Еременко), духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), референт епархии архимандрит Феодосий (Иванов), игумен Феодосий (Белобородов), руководитель информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, иерей Андрей Шкляр, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), иерей Кирилл Громов, протодиакон Николай Гринкевич, руководитель отдела культуры Митрополичьего округа протодиакон Михаил Спельник, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, соборное духовенство. Песнопения исполняли хор Митрополичьего округа под управлением заслуженного деятеля искусств России О. Овчинникова, хор соборного духовенства под управлением игумена Филиппа (Моисеева) и хор Вознесенского собора под управлением Н. Зубревич. За богослужением молились сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, казаки Союза казаков Семиречья во главе с атаманом В.С. Шихотовым, воспитанники воскресной школы собора, многочисленные прихожане. Митрополит Александр вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Евгений Иванов. По окончании Литургии митрополит Александр совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклоненных молитв святителя Василия Великого. Богослужение завершилось славлением перед образом Пресвятой Троицы. После возглашения многолетия Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Преосвященным архипастырям Казахстанского митрополичьего округа, Президенту, властям, воинству и всему народу Казахстана, митрополит Александр окропил молящихся освященной водой и обратился к верующим с архипастырском словом. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Частица вещества становится иерофанией. Внешне, для телесных очей, ничто не изменяется, но между источником освящения и его объектом, его природным носителем, возникает живая глубинная связь, перихорез, происходит взаимообмен и сопричастность их природ. Тело не является уже препятствием, как только обращается в тело духовное, о котором говорит апостол Павел ( 1Кор.15:44 ). Святой Ириней настоятельно подчеркивает, что весь человек был сотворен по образу Божию. Это подтверждает и святой Григорий Палама , говоря, что «тело также имеет опыт вещей божественных». Икона Пятидесятницы очень богато отображает содержание Предания. Под группой апостолов изображен космос в образе старца, увенчанного короной и простирающего руки к огненным языкам Святого Духа 100 . Христос ходил по этой земле, Он любовался ее цветами и в Своих притчах использовал вещи этого мира как образы небесного. Он был крещен в водах Иордана, прошел через triduum, тридневное погребение в земле. В этом мире нет ничего, что осталось бы чуждым Его человеческому естеству и не восприняло бы печати Святого Духа. Потому Церковь , в свою очередь, благословляет и освящает всякое творение: зеленые ветви и цветы украшают храмы в день Пятидесятницы, праздник Богоявления сопровождается «Великим освящением воды и вещества всего мира», во время вечернего богослужения Церковь благословляет хлебы, пшеницу, вино и елей, представляющие природу и ее плодородие, в день Воздвижения Креста Церковь благословляет все четыре стороны света, непобедимое знамение Креста простирается над всем естеством. Блистание божественного действия скрывается под вещественным покровом нашего мира. Поэтому во время литургии священник упоминает «благодеяния явные и неявные», то есть скрытые и пока невидимые. Святой Амвросий предостерегает оглашаемых, что опасно отнестись с презрением к используемому в таинствах веществу: хлебу, вину, воде, елею, под предлогом его обыденности. Божественные действия невидимы, но они явно проявляются. В святоотеческой мысли Церковь есть тот новый рай, где Дух взращивает «древо жизни» – таинства, и где таинственно восстанавливается царственная власть святых над космосом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Троицын день В пятидесятый день после Пасхи св. Церковь вспоминает событие сошествия Св. Духа на апостолов. Еще сами апостолы ежегодно праздновали этот великий первый день истории Церкви ( 1Кор. 16:8 ; Деян. 20:16 ). В постановлениях апостольских уже есть прямая заповедь о торжественном праздновании Пятидесятницы: «спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от перваго дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником, ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Св. Духа» (кн. V, гл. 20). Св. Епифаний кипрский свидетельствует, что на месте Сионской горницы, в которой Дух Святой сошел на апостолов, был построен первый христианский храм уцелевший от разрушения Тита (De mensuris, XVI). В последующее время, трудами свв. Григория Богослова , Романа Сладкопевца (VI века), Космы маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII века), Феофана, митрополита никейского (IX века), и императора Льва, богослужение Пятидесятницы обогатилось новыми песнопениями и приняло настоящую торжественность. Св. Василий Великий составил на этот день особые коленопреклонные молитвы. Но так как в то время был в полной силе (св. Епифаний, Тертулиан и др.) обычай христиан не поститься, и не преклонять колен в воскресные дни и во всю Пятидесятницу, то есть от Пасхи до дня Сошествия Св. Духа на апостолов, – обычай, узаконенный 20 правилом первого вселенского собора, – то эти молитвы положено читать за особым вечерним богослужением, относящимся уже к богослужебному кругу следующего церковного дня. Эти молитвы и теперь читаются на торжественной вечерни, совершаемой сейчас же после обедни в Пятидесятницу. И до сего дня, в пятидесятый день после Пасхи, вся православная Церковь (не исключая всех еретических и раскольничьих обществ) вспоминает событие Сошествия Св. Духа на апостолов и всем своим, весьма древним, богослужением торжественно празднует именно это событие. Этому воспоминанию посвящены все службы Пятидесятницы. Для нарочитого же прославления Св. Троицы в них нет ни тропаря и кондака, ни паремии, ни канона, ни апостола и евангелия, и во всем богослужении этого дня о Св. Троице особо напоминает лишь одна стихира Льва императора: «Приидите Триипостасному Божеству поклонимся». И во всем недельном и годовом круге церковных праздников нет ни одного дня, как нет ни одного часа в суточном богослужебном круге, в который было бы установлено особое чествование Триипостасного Божества. Все это потому, конечно, что православная Церковь все свои храмы и все свое богослужение установила во славу Пресвятой Троицы, хотя и посвящает их или бесплотным небесным силам и прославленным святым или же воспоминаниям замечательных событий из священной и церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Благодать Божия даёт силы Любимого любить; и влечётся душа к молитве непрестанно, и не может забыть Господа ни на секунду. Преподобный Силуан Афонский Давайте откроем молитвослов и посмотрим, всё ли хорошо у нас с пониманием тех слов, которые мы говорим Богу каждый день: нельзя же говорить Ему такие слова, в которых ты ничего не понимаешь. Наше утреннее правило начинается с обращения к Духу Святому: Царю Небесный… В этой молитве есть слова Иже везде Сый и вся исполняяй. Исполнение – это церковнославянское слово, которое часто встречается в богослужении и означает полноту. Дух Святой всё Собой наполняет, а не исполняет все наши заветные желания. Когда мы молимся Святому Духу, мы просим прежде всего, чтобы Дух Святой исполнил Собой нас. С этого вообще всё начинается, – мы живём и в Церкви, и в молитве, если Дух Святой действует в нас. Ведь если мы эту молитву прочитаем по-настоящему хорошо, вложим в каждое слово своё желание того, что в ней дано, то мы исполним всё, что заложено в правиле. Но если мы, начиная с этой молитвы утреннее правило, её не осмысливаем, не просим всерьёз, то Дух Святой приходит к нам, а вселиться в нас не может, потому что на самом деле мы не очень этого хотели, да, собственно, и не очень этого просили, не уделили должного сердечного чувства и открытости нашей души, не вложили настоящего желания. И вот, первые слова были нами не осмыслены, мы ещё на них не проснулись – и все остальные молитвы лишаются всякого смысла. Правило становится формальным, потому что в нас должен был вселиться Дух, дальше молитва должна была уже двигаться так, как Дух Святой в нас действует. Это всегда легко ощущается. Начиная читать утренние молитвы, мы часто не подходим к этому серьёзно, не понимаем вообще, с Кем разговариваем. А мы разговариваем со Святым Духом, с Третьей Ипостасью Святой Троицы; с Тем, с Кем постоянно встречаемся в Церкви в Таинствах, с Кем соединяемся в Евхаристии, Кто отпускает наши грехи на исповеди, – с Самим Богом. Мы очень мало знакомы с Третьей Ипостасью Святой Троицы, Которая должна быть к нам ближе всего, потому что именно Духа Святаго Бог послал в мир в день Святой Пятидесятницы, именно Дух Святой сейчас находится с нами, действует в нас, всё открывает и всё собой наполняет. Это становится особенно ясно и понятно, когда мы празднуем день Святой Троицы, когда читаем эти удивительные Троические молитвы, просительные ектеньи Духу Святому, чтобы Он сошёл на нас. У преподобного Силуана Афонского столько замечательного написано о Духе Святом, именно о том, как Он опознаётся и как через Него познаётся мир. Молитва Святому Духу – очень важный первый шаг правила, и если она нас оживляет, то значит, мы готовы читать следующие молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

По примеру Ветхозаветной Церкви ( Неем.8:18 и 2Ездр.8:8 ), Самого Иисуса Христа и апостолов, предлагавших народу в священных собраниях чтения от Моисея и Пророк, первенствующие христиане, при Богослужении в воскресный день, совершали чтения из писаний Апостольских, как свидетельствует святой Иустин Философ 93 . Чтения сии назначаемы были по выбору предстоятелей Церкви 94 . В IV веке в праздничные дни читаны были при Богослужении известные зачала (lectiones) 95 , которые святой Златоуст советовал слушателям своим прочитывать и дома 96 . Книга Деяний Апостольских читана была именно в то время, в которое она и у нас читается, то есть от Пасхи до Пятидесятницы. Но когда уставом определены церковные службы, совершаемые в продолжении всего года, тогда разделено и все Евангелие и Апостол на рядовые и особенные зачала. В нашей Церкви служебное употребление Апостола и Евангелия восходит к первым временам введения христианства в Россию; ибо сии священные книги уже переведены были на славянский язык святыми проповедниками веры Мефодием и Кириллом 97 . § 43. 2) Псалтирь. Понятие о ней, разделение и содержание ее Псалтирь, или книга хвалений (от ψλλω пою), содержит в себе те 150-т псалмов Давидовых, которые помещены в Библии . В богослужебном употреблении, сия книга разделена, на 20-ть кафизм (καϑζω сижу), а каждая кафизма на три славы, то есть такие небольшие отделения псалмов, после которых поется, или читается Аллилуия трижды во славу Пресвятой Троицы. Это последнее деление, без сомнения, сделано святыми Отцами для возбуждения ослабевающего внимания предстоящих во храме. Внутренним содержанием Псалтирь так богата, так разнообразна, что вмещает в себе почти все то, что содержится в других священных книгах; она так дивно приспособлена ко всем состояниям молящихся, что каждый слушающий, или читающий их, находит в них выражения собственных чувств, как будто сии выражения прямо изливаются из его души. Кроме того, Псалтирь служит врачевством для всякого рода скорбей душевных 98 . И потому святые Отцы, устрояющие чин храмового Богослужения, ввели псалмы Давидовы в состав всех служб церковных. На вечернем и утреннем Богослужении вся Псалтирь прочитывается однажды в каждую седмицу, а в святую Четыредесятницу она прочитывается дважды в каждую седмицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И из-за чего мы нарушили устав? Чтобы на другой день больше спать? Не вставать на утреню в четыре-пять часов? Жалкие плотолюбцы! И за то наказываемся: благодать сыновства Божия променяли на похлебку плоти. Сами обрезали праздник себе. А я духовно наказан был еще особо – и хуже других. Поделом! Ибо от меня больше всего зависело сохранить устав и радость. Отсюда простой вывод: нужно устав соблюдать. Ведь составители-то его были люди живые, глубоко опытные, и знали, что делали. Конечно, всего не исполнишь, особенно в смысле количества. Но что касается распорядка и времени, то это – легче. И нужно. Вот, например, и о вечерне я упомянул: почему она сразу после обедни? Это единственный раз в году. Подите же, никогда не задумывался над этим чрезвычайным исключением. Необыкновенная вечерня Мне, по поводу присоединения ее к утрене, пришли такие мысли. 1 . Суть и цель этой вечерни в чем? Конечно, в испрошении у Святой Троицы БЛАГОДАТИ ДЛЯ НАС. Так и ждешь этой вечерни, как ждали Пятидесятницы апостолы для себя, – а мы теперь Духа Святого ждем себе. И особенно это ожидание поднимается к моменту чтения трех молитв, после «Свете тихий». 2 . Теперь подумаем: куда бы лучше отнести этот момент? К утрене (то есть ко всенощной, ибо всенощная всегда есть лишь вступление в радость и благодать праздника)? В литургию? – некуда; да и совершенно немыслимо, ибо литургия всегда сама по себе полноценна и завершена. Ясно, что осталось одно время – после литургии. 3 . А так как древность не знала наших современных «молебнов», то оставалось одно: или придумать новую службу, или же присоединить испрашивание благодати к существующему богослужениювечерне. Да ведь по существу и строению – и вечерни, и утрени, и молебны – одного типа. А молебен есть явно (это известно) утреня, только сокращенная: вместо канона поются лишь запевы: «Пресвятая Богородица, спаси нас!», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас!» 4 . Но куда поставить самую вечерню? Если оставить на своем месте вечером, – то и народ, особенно далеко живущие, не придут вечером. Но монахи в монастыре могли бы и вечером прийти из келий до церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

65 Поется на 8 глас. 66 В понедельник – воспоминание избавления от землетрясения, во вторник – память архангелов Михаила и Гавриила, в субботу – память Богородицы и Ее родителей. 67 Студийская традиция характеризуется развитием обильной минейной и триодной гимнографии (стихир, канонов), не свойственной кафедральному богослужению, а типичной для монастырской практики. 68 Сохранился в двух редакциях: ранней (X–XIII века) и поздней (середина XIII века). См. Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 124. 69 Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей. Киев, 1895. Т. 1. С. 250. Пентковский А. М. Цит. изд. С. 128. 70 Сохранился в рукописи XII века. Дмитриевский А. А. Цит. изд. Т. 1. С. 593–600. 71 Составная часть бдения, на которой исполняется канон. 72 Седален и кондак с икосом совпадают с нынешними. 73 По мнению М. Скабаллановича , нынешняя стихира на И ныне : «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», как и все прочие песнопения, посвященные не сошествию Святого Духа, а прославлению Святой Троицы, не пелись в этот день по причине того, что празднование Дня Пресвятой Троицы совершалось не на Пятидесятницу, а отдельно. (См. Скабалланович М. Пятидесятница. Киев, 1916. С. 166). Сейчас, например, это имеет место в Западной Церкви, где День Святой Троицы празднуется в 1е воскресенье после Пятидесятницы. По Евергетидскому Уставу стихира Приидите , людие назначается во вторник попразднства Пятидесятницы. 74 Номер псалма не указывается: судя по первым словам, это может быть псалом 9, 110 и 137. 75 По мнению М. Скабаллановича, отмена полиелея, являвшегося по этому уставу обязательным элементом богослужения большинства воскресных дней зимнего периода и великих праздников, бывает «для сбережения сил на вечерню следующего дня». Скабалланович М. Пятидесятница. С. 167. 76 С уточнением, что Евангелие читается 9е воскресное и отсутствием указаний о текстах и стихире по 50м псалме. 77 OMILIA NA ???//PG 59. Col. 283–288. 78 Дмитриевский А. А. Цит. изд. Т. 1. С. 597–600.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

Патриарший экзарх Западной Европы возглавил престольные торжества Троицкого кафедрального собора в Париже 18 июня 2019 г. 18:38 16 июня 2019 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), прошли престольные торжества кафедрального собора в честь Живоначальной Троицы на набережной Бранли в Париже. Праздничную Божественную литургию совершил  назначенный 30 мая Священным Синодом на должность Патриаршего экзарха Западной Европы руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний , прибывший к месту своего служения. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления Корсунской епархии иерей Максим Политов, настоятель общины в Амьене (Франция) иерей Зиновий Гомбесса и клирики Троицкого кафедрального собора иерей Иоанн Димитров, иерей Георгий Шешко, иерей Сергий Ким, протодиакон Николай Ребиндер, диакон Антоний Ивашин и диакон Роман Оника. Праздничное богослужение совершалось на церковнославянском и французском языках. Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением М. Политовой. Проповедь перед причастием произнес иерей Георгий Шешко. По заамвонной молитве архипастырь, духовенство и прихожане совершили крестный ход и вечерню с коленопреклонными молитвами. По окончании богослужения Патриарший экзарх обратился к собравшимся со словом, в котором поздравил клир и прихожан собора с престольным праздником и рассказал о значении праздника Святой Пятидесятницы. В ответном слове иерей Максим Политов от лица клира Троицкого собора и духовенства Корсунской епархии приветствовал митрополита Антония и преподнес архипастырю букет цветов. Торжества завершились праздничной трапезой, во время которой владыка митрополит общался с прихожанами и гостями собора. В тот же день в епархиальном управлении Корсунской епархии митрополит Антоний встретился с клиром парижского Троицкого собора и сотрудниками епархиального управления. Встреча прошла в теплой и доверительной обстановке. Архипастырь ознакомился с деятельностью епархиальных отделов и новыми проектами, связанными с жизнью Корсунской епархии. Каждому участнику встречи было предоставлено слово, присутствовавшие имели возможность задать митрополиту Антонию волнующие их вопросы. Затем архиерей встретился с Чрезвычайным и Полномочным послом Российской Федерации во Франции А.Ю. Мешковым. Во встрече принял участие иерей Максим Политов. В ходе беседы, проходившей в атмосфере взаимопонимания, стороны обсудили перспективы сотрудничества Корсунской епархии и российской дипломатической миссии в различных сферах. По материалам сайта Корсунской епархии Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5456597.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Царю Небесный (греч. Βασιλε Ορνιε) – сокращенное название молитвы Святому Духу , которая начинается словами: « Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… ». Является  стихирой  6го гласа на стиховне великой вечерни Пятидесятницы. Появилась не ранее VIII–IX веков, поскольку неизвестна Студийским уставам IX века. Ежедневно многократно используется в домашних молитвах и за общественным богослужением, кроме периода с литургии Великой Субботы до Всенощного бдения Пятидесятницы. Входит в состав  Начала обычного , впервые она встречается на этом месте в уставе и Часословах XIV в. От Пасхи до Вознесения вместо этой  молитвы  читается тропарь  Пасхи  «Христос Воскресе…», а от  Вознесения  до  Дня Святой Троицы  (49 дней) она не читается. Молитва Святому Духу Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Душе – дух. Иже – который. Сый – сущий, пребывающий. Вся исполняяй – всё наполняющий. Сокровище – сокровищница, хранилище. Благих – благ. Вселися в ны – вселись в нас, среди нас. Скверна – грех. Перевод: Царь Небесный, Утешитель (также: Помощник, Защитник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и всё наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель (также: Руководитель, Устроитель) жизни, приди и поселись в нас (среди нас), очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши. Прослушать: 00:50 В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным , потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Называем его  Утешителем (греч. Παρκλητος, Параклитос, от глагола παρακαλω —  призывать, звать на помощь, просить, утешать) , потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях. Однако, значение слова Параклитос шире, чем современное русское «утешитель»: оно означает также Защитника или Помощника — Того, кого призывают, и кто приходит на помощь в трудных обстоятельствах.

http://azbyka.ru/caryu-nebesnyj

Итак, в результате внешнего сопоставления богослужения Пятидесятницы и иконы праздника с изображением Пресвятой Богородицы среди апостолов, мы сталкиваемся с противоречием, которого на самом деле не может быть. Следовательно, те причины, по которым Она не упоминается в богослужении в контексте празднуемого события и отсутствует в традиционной иконе праздника, следует искать в содержании и направленности праздника Пятидесятницы, которые должны быть и содержанием, и направленностью иконы Сошествия Святого Духа. Празднику Пятидесятницы в православной Церкви соответствуют две совершенно различные по содержанию, наименованию и значению иконы – ветхозаветная Троица в виде трех Ангелов (илл. 3) и икона Сошествия Святого Духа на Апостолов. В православной Церкви, где нет праздника Святой Троицы в буквальном смысле слова, Ее прославлению преимущественно посвящается первый день Пятидесятницы. Пятидесятница есть откровение третьего Лица Святой Троицы, сошедшего в мир, точнее в Церковь , в 50-й день после Воскресения Христова. Но это ипостасное схождение Святого Духа есть следствие домостроительства второго Лица Святой Троицы: «Слово приняло плоть, чтобы мы могли получить Духа Святого», – говорит святой Афанасий Великий 11 . Искупленная кровью Христовой от рабства греху человеческая природа становится способной к приятию Духа Святого, способной к осуществлению конечной цели твари, к обожению, т. е. к достижению человеком совершенного единства с Богом по благодати. Для этой цели обожения и совершилось Сошествие Духа в Пятидесятницу. «То и было целью и концом всего воплощенного домостроительства Христова, чтобы Духа Святого приняли верующие в Него» по выражению преподобного Симеона Нового Богослова 12 . Обожение же есть «Духа действо (…) имже Троица познавается» (Канон Троицына Дня песнь 7. См. также коленопреклоненную молитву св. Василия Великого на вечерне). Принимая обожающие дары Духа Святого, человек становится причастным троичному Бытию, потому что познание и есть общность бытия; начаток обожения есть начаток жизни во Святой Троице «Со Святым Духом входит в нас и созерцается и Сын со Отцом», – говорит святой Симеон Новый Богослов 13 , или же, по слову святого Василия Великого , «привлекший Духа, привлекает вместе и Сына и Отца» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010